Interested Article - Мадонна Арачели

Мадонна Арачели
Церковь Санта-Мария-ин-Арачели

Мадонна д’Арачели или Мадонна-ди-Сан-Лука ( итал . Madonna d’Ara Coeli, Madonna di Santa-Maria-in-Ara Coeli, Maria Advocata, Madonna Avvocata ) — почитаемая икона Богородицы-Заступницы «Святолукская» , находящаяся в Риме на Капитолийском холме, в церкви Санта-Мария-ин-Арачели ( итал . Basilica di Santa Maria in Aracoeli Святой Марии «Жертвенник Небесный», или Святой Марии на Алтаре Неба ).

Икона приписывается авторству апостола Луки, евангелиста , и считается чудотворной , в связи с чем привлекает паломников - христиан из различных стран мира. Как считают исследователи, иконы, писанные лично Лукой , до наших дней, вероятнее всего, не сохранились. Те же иконы, которые приписываются его авторству, а их насчитывается в мире чуть более тридцати, — являются списками с его работ. Однако эти списки, как говорит Л. А. Успенский ,

«несут подлинный божественный отпечаток прижизненного облика Божьей Матери.., и церковь подчеркивает преемство благодати силы, присущих всем спискам этих икон, как воспроизводящим (со свойственными им символами) подлинные черты Божией Матери, запечатленные евангелистом Лукой». .

Икона Божией Матери Арачели выполнена в Византийском стиле, иконографически относится к типу « Агиосоритисса ( Параклесис )». Икона написана на доске из бука темперой с применением золочения ( сусальное золото ). Размер изображения: 51,5 х 82 см. На иконе Божья Матерь изображена без Богомладенца, вполоборота, немного развернутой в правую сторону, с воздетыми в молитвенном заступничестве руками — правая рука ее поднята вверх, а левая лежит на груди, что показывает Её готовность защитить всех христиан , символизирует Ее неустанное покровительство. Светящийся лик оживлен прорисовкой алым цветом щек и подбородка, его положение можно было бы назвать фронтальным, если бы линия шеи и лучшая видимость правой части не указывали на едва намеченное движение головы. Другие названия образа: Святорачица, Халкопратийская, Защитница . Такой тип изображения Девы Марии был широко распространён как в Константинополе , так и в Риме. Схожие образы можно встретить в Греции , России , других регионах Италии . На сегодняшний день в Риме имеется шесть изображений Девы Марии такого типа. Наиболее похожая по стилю икона — Мадонна ди Сант-Алессио , особо почитаемый древний чудотворный образ из ( Сант-Алессио ) на Авентинском холме в Риме .

По поводу датировки создания образа Мадонны ин-Арачели есть некоторые разночтения. Согласно церковному преданию, образ был написан евангелистом Лукой в Иерусалиме , откуда он позднее попал в Богородицы в Константинополе ( Chalkoprateia ), где хранились святые реликвии риза и пояс Богородицы . В V в. икона была принесена в дар Риму Константинопольским Патриархом . Позднее в Риме, вероятно, с нее был сделан список , а первообраз был утрачен. По мнению большинства исследователей, данный чтимый список был выполнен римским мастером приблизительно в X-XI веках, хотя есть и другие авторитетные мнения, утверждающие, что возраст его старше и восходит к VI веку, связывая появление его с греческими монахами , которые построили здесь первую церковь на месте языческого храма. Некоторые искусствоведы склоняются к версии, что данная икона является списком с другого почитаемого римского образа Богородицы Св. Сикста (Мадонна из монастыря Темпули). Первое официальное письменное свидетельство о присутствии иконы Мадонны Арачели в главном алтаре одноименной церкви можно обнаружить в сочинении «О соответствии жизни блаженного Франциска жизни Господа Иисуса » Варфоломея Пизанского (1385–1390). Это свидетельство относится к 1257 г., то есть к тому периоду времени, когда в базилике на Капитолии обосновались францисканцы . Хотя ориентация храма изменилась после перестройки, проведенной по инициативе ордена , главный алтарь остался на прежнем месте — в глубине левого трансепта , в память о видении императору Августу , давшем имя храму, построенному на месте апсиды старинной бенедиктинской церкви. Однако древность иконы наводит на мысль, что уже до прихода францисканцев она находилась здесь же. В 1565 году ее перенесли в центральный алтарь , где она пребывает и сейчас. Несмотря на различия в установлении точной датировки создания иконы, можно в любом случае утверждать, что образу Святой Марии ин Арачели как минимум 1000 лет, и он почитается чудотворным на протяжении всей истории его пребывания в Риме . В течение многих веков, согласно церковным преданиям, икона являла массу чудес и исцелений верующим христианам.

В Риме сохранилось множество легенд, которые сообщают, что икона несколько раз спасала жителей города от различных эпидемий . Так, Святой Григорий Великий (Двоеслов) , римский папа , приказывал во время эпидемий проносить эту икону по улицам города, сам возглавляя шествие. И это всегда помогало остановить болезнь. То же самое проделали жители Рима во время страшной эпидемии чумы в 1348 году с целью очищения от « Чёрной смерти ». Горожане организовали торжественную процессию и обнесли весь город чудотворной иконой. К всеобщей радости вспышка эпидемии в Риме после этого события внезапно пошла на спад и очень быстро прекратилась. Чума , уничтожившая к тому времени уже половину населения городов Европы и Азии , каким-то чудесным образом обошла Рим стороной, не оставив там таких страшных последствий. Римляне приписали столь скорое и неожиданное избавление города от чумы заступничеству Богородицы и ее чудотворной иконы, от которой и до этого уже было явлено горожанам множество чудес. Радостные жители города в благодарность Богоматери собрали деньги на строительство мраморной лестницы из 122 ступеней, ведущих к храму Санта-Мария-ин-Арачели , где находится этот древний ее образ. Автором этого монументального проекта выступил Лоренцо Симоне ди Андреоццо . Мрамор для строительства горожане собирали со всего города. Во время торжественной церемонии открытия на ступенях этой лестницы, принесенной римлянами в дар иконе Богоматери Арачели и ее храму, Кола ди Риенцо объявил о своем избрании в трибуны римского народа — выбор места и времени для этого заявления говорит о своеобразном «гражданском» значении капитолийского образа для жизни города.

Образ Девы Марии-ин-Арачели 29 марта 1636 года был коронован по папскому указанию ( Урбан VIII ), согласно имеющейся в католической церкви традиции . Однако в 1797 году корона была украдена французскими войсками Наполеона . В 1938 году для образа была изготовлена новая корона. После недавней последней реставрации корону с иконы сняли, посчитав, что в наше время древние изображения не принято украшать ювелирными изделиями.

Перед этой иконой 30 мая 1948 года состоялось проведение важнейшего католического обряда в истории города - Непорочному Сердцу Марии .

Примечания

  1. Успенский, Л. А. Первые иконы Спасителя и Божией Матери // . — Коломна: Изд-во братства во имя св. князя Александра Невского, 1997. — ISBN 5-89419-009-6 . 12 июля 2012 года.
  2. Заступница усердная. Чудотворные иконы Божией Матери. / Сост. Н. Дмитриевой. — M. Изд. Сретенского монастыря, 2009.

Литература

  • С. Снессорева. Земная жизнь Пресвятой Богородицы и описание святых чудотворных Ее икон. Москва. Терирем, 2011. - 640с. ISBN 978-5-91459-006-9
  • С. Алексеев. Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы. С-Петербург, Библиополис, 2016. - 304 с. ISBN 978-5-7435-0295-0
  • О. Надпорожская. Чудотворные иконы Богородицы. С-Петербург, Петроглиф, 2014. - 96с. ISBN 978-5-4357-0323-8
  • Л.А. Успенский. Первые иконы Спасителя и Божией Матери // Богословие иконы Православной Церкви. — Коломна: Изд-во братства во имя св. князя Александра Невского, 1997. — ISBN 5-89419-009-6 .
  • Заступница усердная. Чудотворные иконы Божией Матери. / Сост. Н. Дмитриевой. - M. Изд. Сретенского монастыря, 2009.
  • Раннехристианские иконы: [Книга-календарь на 2010 год]. — Минск, 2009: Междунар. обществ. объединение «Христианский образовательный центр им. свв. Мефодия и Кирилла».

Ссылки

Источник —

Same as Мадонна Арачели