Персоналии:Золотая Орда
- 1 year ago
- 0
- 0
Золотая Орда́ или Улус Джучи — средневековое многонациональное государство центральной Евразии в XIII—XV веках. С 1224 года — улус в составе Монгольской империи . После её распада во второй половине XIII века — суверенное государство.
Улус Джучи сформировался в 1224 году в составе Монгольской империи, когда Чингисхан выделил своему старшему сыну Джучи улус — завоёванные земли в восточном Дешт-и-Кипчаке и Хорезме . После смерти Джучи во главе его улуса встали его сыновья — Орда-Эджен и Бату , заметно расширившие его территорию в результате монгольского нашествия на государства Восточной Европы в 1230—1240-х годах.
В 1269 году при хане Менгу-Тимуре обрела полную самостоятельность, сохранив только формальную зависимость от имперского центра.
В начале 1320-х годов при хане Узбеке государственной религией стал ислам .
К середине XV века Улус Джучи распался на несколько самостоятельных ханств ; её центральная часть, номинально продолжавшая считаться верховной — Большая Орда — прекратила существование в начале XVI века и с тех пор титул падишаха великой страны (великого хана) перешёл к Крымским ханам .
По сообщениям разных, независимых друг от друга источников, как восточных — Си Ю Цзы , Сокровенное сказание монголов , так и западных — О путешествии братьев меньших к тартарам ( Бенедикт Поляк ), История Монгалов, именуемых нами Тартарами , Великая хроника ( Матвей Парижский ) — Чингис-хан ставил перед собой и своими преемниками задачу создания мировой империи и установление в ней единой власти и единых законов. Завоевание западных стран и земель было важно как для становления непосредственно Великой монгольской империи, так и было определяющим для роста Улуса Джучи до своих максимальных пределов .
В период роста своей империи Чингис-хан выделил своим сыновьям улусы. В 1224 году Улус Джучи включал в себя Хорезм и часть Восточного Дешт-и-Кипчака . В Улус Чагатая входили Мавераннахр и часть Восточного Туркестана . Улус Угэдэя занимал часть Восточного Туркестана , Памир и Северо-Западную Монголию. Наконец, Коренной юрт, который после смерти Чингис-хана должен был отойти к его младшему сыну Толую , включил собственно Монголию, а также китайские области, завоёванные к этому времени монголами .
Когда в 1207 году Джучи командуя правым крылом монгольской армии, подчинил племена Тувы , Хакасии и Алтая , Чингис-хан выделил эти вновь завоёванные земли и народы ему в улус, поручив продолжать расширение улуса на запад :
…и издал беспрекословный указ, чтобы Джучи-хан завоевал и включал в свои владения области Дешт-и-Кипчак и находящиеся там государства
Ядро улуса составляли монгольские племена сиджиут , кингит и хушин . В период с 1207 по 1211 года при расширении Улуса Джучи на запад в состав его населения и войск влились ойраты , кыргызы , урянхайцы , а позднее и другие тюрко-кыпчакские и татарские (монгольские) племена, выразившие лояльность империи .
В 1217 году к Улусу Джучи были присоединены северные территории Алтая , Забайкалья и Минусинской котловины . Однако по решению Чингис-хана Тува , Хакасия и Горный Алтай отошли к Коренному юрту империи, управлявшемся Толуем .
В 1218 году войска Джучи под командованием Субедея и Тохучара разбили меркитов и, преследуя их на реке Иргиз , впервые вступили в столкновение с кыпчаками , а именно с державой йемеков , расположенной в Приаралье и Заволжье , и хорезмийцами .
После присоединения к империи Хорезма, Улус Джучи расширился до реки Джаик (Урал) . На повестку дня встал вопрос о кыпчаках и йемеках . Однако вместо войны с отдельными племенами кипчаков это вылилось с войну с коалицией волго-уральских народов и государств, начавшуюся в 1223 году и продлившуюся пятнадцать лет .
Второе наделение Джучи улусом состоялось в 1225 году. Он получил в улусное владение северную часть Хорезма (низовья Амударьи) и Восточный Дешт-и Кипчак. Сюда Джучи переселяет все илы (племена), которые дал ему отец. Сначала столица улуса располагается на Иртыше , потом переносится в Дешт-и-Кипчак. После смерти Джучи в 1227 году земли его улуса переходят к его сыну — Батыю .
Расширение Улуса Джучи планировалось за счет Поволжья и некоторых русских областей и в завоевании этих земель основная роль отводилась джучидам во главе с Бату. Другие земли, которые планировалось присоединить, — включая государства Центральной Европы и Ближнего Востока, — то их завоевание входило в генеральный план по расширению Монгольской империи и не имело прямого отношения к увеличению владений Улуса Джучи. На владения в этих землях имели право рассчитывать также представители родов Чагатая , Угэдея , Толуя , Кулькана и Аргасуна .
После Западного похода (1236—1242), возглавляемого сыном Джучи Бату, улус расширился на запад и его центром стало Нижнее Поволжье . В 1251 году в столице Монгольской империи Каракоруме состоялся курултай , где великим ханом был провозглашён Мункэ , сын Толуя . Бату, «старший в роде» ( ака ), поддержал хана Мункэ, вероятно, надеясь получить полную автономию для своего улуса. Противники джучидов и толуидов из потомков Чагатая и Угэдэя были казнены, а конфискованные у них владения были разделены между Мункэ, Бату и другими Чингизидами , признавшими их власть .
После смерти Бату законным наследником стал его сын Сартак , который находился в это время в Монголии , при дворе Мунке-хана . Однако по пути домой новый хан неожиданно скончался. Новым ханом был провозглашён малолетний Улагчи — другой сын Бату (по другим данным сын Сартака, внук Бату ), но и он вскоре умер.
Правителем улуса стал Берке (1257—1266), брат Бату. Берке ещё в молодости принял ислам , но это было, по-видимому, политическим шагом, не повлёкшим исламизации широких слоёв кочевого населения. Этот шаг позволил правителю получить поддержку влиятельных торговых кругов городских центров Волжской Булгарии и Средней Азии , привлечь на службу образованных мусульман . В его правление значительных масштабов достигло градостроительство , ордынские города застраивались мечетями , минаретами , медресе , караван-сараями . В первую очередь это относится к Сарай-Бату , столице государства, которая в это время стала известна как Сарай-Берке (бытует спорное отождествление Сарай-Берке и Сарай аль-Джедида ) . Оправившийся после завоевания Булгар , город в Среднем Поволжье, стал одним из важнейших экономических и политических центров улуса.
Берке приглашал из Ирана и Египта учёных, богословов, поэтов, из Хорезма — ремесленников и купцов. Заметно оживились торговые и дипломатические связи со странами Переднего Востока. На ответственные государственные посты стали назначаться высокообразованные выходцы из Персии и арабских стран .
Сочинение Абд аль-Гаффара Кырыми «Умдет ал-ахбар», Кырыми рассказывает, что во времена Берке-хана все население Золотой Орды являлись мусульманами и что практически все монголы приняли ислам , однако после его смерти некоторые монголы снова стали «огнепоклонниками» (атешперест) .
В правление внука Бату-хана Менгу-Тимура (1266—1282) Улус Джучи стал полностью независим от центрального правительства. В 1269 году на курултае в долине реки Талас Менгу-Тимур, Борак-хан , Хайду-хан признали друг друга независимыми государями и заключили союз против великого хана Монгольской империи Хубилая на случай, если он попробует оспорить их независимость .
После смерти Менгу-Тимура в стране начался политический кризис , связанный с именем темника Ногая . Ногай, один из потомков Чингис-хана , занимал при Менгу-Тимуре пост беклярбека , второго по значению в государстве. Его личный улус находился на западе Золотой Орды (вблизи Дуная ). Ногай поставил своей целью образование собственного государства и в период правления Туда-Менгу (1282—1287) и Тула-Буги (1287—1291) ему удалось подчинить своей власти огромную территорию по Дунаю, Днестру , Узеу ( Днепру ).
При прямой поддержке Ногая на сарайский престол был посажен хан Тохта (1291—1312). Сначала новый правитель во всём слушался своего покровителя, но вскоре, опираясь на степную аристократию, выступил против него. Длительная борьба закончилась в 1299 году поражением Ногая, и единство Золотой Орды было вновь восстановлено.
Во времена правления хана Узбека (1313—1341) и его сына Джанибека (1342—1357) Золотая Орда достигла своего расцвета. В начале 1320-х годов Узбек-хан провозгласил ислам государственной религией. Мятежи эмиров , не желавших принимать ислам, были жестоко подавлены. Приверженцы старомонгольской партии — эмиры и царевичи — были казнены. Русские князья , зависимые от ханов, перед отъездом в столицу Золотой Орды писали духовные завещания и отеческие наставления детям на случай своей гибели там. Несколько из них действительно были убиты. Узбек построил город Сарай аль-Джедид («Новый дворец»), много внимания уделял развитию караванной торговли. Торговые пути стали не только безопасными, но и благоустроенными. Орда вела оживлённую торговлю со странами Западной Европы , Малой Азии , Египтом , Индией , Китаем . После Узбека на престол ханства вступил его сын Джанибек , которого русские летописи называют «добрым» . Узбек и Джанибек, сменив веру и обычаи, выиграли материально, приобретя симпатии мусульманских купцов богатых городов Поволжья. Но они потеряли морально, ибо те кочевники, которые служили им не за страх, а за совесть, откачнулись от нарушителей степных традиций .
С 1359 по 1380 год на ордынском престоле сменилось более 25 ханов, а многие улусы попытались стать независимыми. Это время в русских источниках получило название « Великая замятня ».
Ещё при жизни хана Джанибека (не позже 1357 года) в Улусе Шибана был провозглашён свой хан Минг-Тимур . А убийство в 1359 году хана Бердибека (сына Джанибека) положило конец династии Батуидов, что стало причиной появления самых различных претендентов на сарайский престол из числа представителей восточных ветвей Джучидов. Воспользовавшись нестабильностью центральной власти, ряд областей Орды на какое-то время вслед за Улусом Шибана обрёл собственных ханов.
Права на ордынский престол самозванца Кульпы сразу же были подвергнуты сомнению зятем и одновременно беклярбеком убитого хана темником Мамаем . В итоге Мамай, приходившийся внуком Исатаю, влиятельному эмиру времён хана Узбека, создал самостоятельный улус в западной части Орды, вплоть до правого берега Волги . Не будучи чингизидом , Мамай не имел прав на титул хана, поэтому ограничился должностью беклярбека при ханах-марионетках из рода Батуидов.
Ханы из Улуса Шибана, потомки Минг-Тимура, попытались закрепиться в Сарае. По-настоящему это им не удалось, правители менялись с калейдоскопической быстротой. Судьба ханов во многом зависела от благосклонности купеческой верхушки городов Поволжья, которая не была заинтересована в сильной ханской власти.
По примеру Мамая другие потомки эмиров также проявили стремление к самостоятельности. Тенгиз-Буга, тоже внук Исатая, попытался создать самостоятельный улус на Сырдарье . Восставшие против Тенгиз-Буги в 1360 году и убившие его Джучиды продолжили его сепаратистскую политику, провозгласив хана из своей среды.
Салчен, третий внук того же Исатая и в то же время внук хана Джанибека, захватил Хаджи-Тархан . Хусейн-Суфи , сын эмира и внук хана Узбека, в 1361 году создал независимый улус в Хорезме . В 1362 году литовский князь Ольгерд победой в Битве на Синих Водах освободил земли в бассейне Днепра .
Смута в Орде закончилась после того, как чингизид Тохтамыш при поддержке эмира Тамерлана из Мавераннахра в 1377—1380 годах сначала захватил улусы на Сырдарье , разгромив сыновей Урус-хана , а затем и престол в Сарае , когда Мамай вступил в прямой конфликт с Московским княжеством ( поражение на Воже , 1378). Тохтамыш в 1380 году разгромил собранные Мамаем после поражения в Куликовской битве остатки войск на реке Калке .
В правление Тохтамыша (1379—1395) прекратились смуты и центральная власть вновь стала контролировать всю основную территорию Орды.
В 1380 году ордынский хан Тохтамыш заключил с генуэзцами мирный договор, в котором признал все их территориальные захваты в Крыму. Генуэзцы закрепили за собой Судак с восемнадцатью деревнями и побережье от Каффы до Балаклавы (то есть весь южный берег Крыма, ранее принадлежавший княжеству Феодоро ), получившее у них название «капитанства Готии» .
В 1382 году хан совершил поход на Москву и добился восстановления выплаты дани . После укрепления своего положения Тохтамыш выступил против среднеазиатского правителя Тамерлана (Тимура) , с которым ранее поддерживал союзные отношения. В итоге ряда опустошительных походов 1391—1395 годов Тамерлан разбил на Тереке войска Тохтамыша, захватил и разрушил поволжские города, в том числе Сарай-Берке , разграбил города Крыма и другие. Золотой Орде был нанесён удар, от которого она уже не смогла оправиться.
С шестидесятых годов XIV века со времён Великой замятни произошли важные политические перемены в жизни Золотой Орды. Начался постепенный распад государства. Правители отдалённых частей улуса приобрели фактическую самостоятельность, в частности, в 1361 году обрёл независимость Улус Орда-Эджена . Тем не менее до 1390-х годов Золотая Орда ещё оставалась более или менее единым государством, но с поражением в войне с Тамерланом и разорением экономических центров начался процесс распада, ускорившийся с 1420-х годов.
В начале 1420-х годов образовалось Сибирское ханство , в 1428 — Узбекское ханство , затем возникли Казанское (1438), Крымское (1441) ханства, Ногайская Орда (1440-е годы) и Казахское ханство (1465) . После смерти хана Кичи-Мухаммеда в 1459 году, Золотая Орда перестала существовать как единое государство.
Главным среди джучидских государств формально продолжала считаться Большая Орда . В 1480 году Ахмат , хан Большой Орды, пытался добиться повиновения от Ивана III , но эта попытка окончилась неудачно, и Русь окончательно освободилась от татаро-монгольского ига . В начале 1481 года Ахмат был убит при нападении на его ставку сибирской и ногайской конницы. При его детях в начале XVI века Большая Орда прекратила своё существование.
В собственно ордынских и восточных (арабо-персидских) источниках государство не имело единого названия. Оно обычно обозначалось термином « Улус », с добавлением какого-либо эпитета (« Улуг Улус ») или имени правителя (« Улус Джучи », « Улус Батыя », « Улус Берке »), причём не обязательно действующего, но и царствовавшего ранее (« Узбек, владетель стран Берке », « послы Тохтамыш хана, государя земли Узбековой ») [ источник? ] .
Наряду с этим в арабо-персидских источниках часто использовался старый географический термин Дешт-и-Кипчак . Слово « орда » в этих же источниках обозначало ставку (передвижной лагерь) правителя (примеры его употребления в значении «страна» начинают встречаться только с XV века). Сочетание « золотая орда » ( перс. اردوی زرین , Urdu-i Zarrin) в значении « золотой парадный шатёр » встречается в описании арабского путешественника Ибн Баттуты применительно к резиденции хана Узбека [ источник? ] .
В западно-европейских источниках были распространены наименования « страна команов », « Комания » или « держава тартар », « земля тартар », « Тартария » . Китайцы называли монголов « татарами » (тар-тар) .
Впервые словосочетание « Золотая Орда » было употреблено в 1566 году в историко-публицистическом сочинении Московского государства « Казанская история », в форме «Златая Орда» и «Великая Златая Орда», когда самого государства уже не существовало. До этого времени во всех русских источниках слово « Орда » использовалось без прилагательного « Золотая » [ источник? ] .
Происхождение эпитета связано с ханской ставкой, а точнее, с богато украшенной золотом и дорогими материями парадной юртой хана .
С XIX века термин прочно закрепился в историографии и используется для обозначения Улуса Джучи в целом, либо (в зависимости от контекста) его западной части со столицей в Сарае [ источник? ] .
В русских летописях слово «орда» обычно означало войско. Его употребление в качестве названия страны становится постоянным с рубежа XIII—XIV веков, до этого времени в качестве названия использовался термин «татары» .
В современных языках, которые связаны ордынским старотатарским , Золотая Орда именуется: Олуг юрт/йорт (Большой дом, Родина), Олуг улус/олыс (Большая страна/округ, округ старшего), Дәшти кыпчак (Степь кипчаков ) и так далее. Точно так же если столичный город называется Баш кала (Главный город), то передвижную ставку называют Алтын урда (Золотой центр, шатёр, станица) [ источник? ] .
Границы государства арабский историк Аль-Омари , живший в первой половине XIV века, определял так:
Границы этого государства со стороны Джейхун — Хорезм , Саганак , Сайрам, Яркенд , Дженд , Сарай, город Маджар , Азака-Кака, Акча-Кермен, Кафа , Судак , Саксин , Укек , Булгар , область Сибири, Ибирь, Башкырд и Чулыман…
Позднее, ко временам Тохтамыша , Сырдарьинский улус и Хорезм были присоединён к Чагатайскому государству и наследовавшему ему государству Тимуридов , и юго-восточная граница Орды переместилась севернее, к горам Улытау , о чём сообщают русские летописи .
Согласно традиционному устройству кочевых государств, Улус Джучи после 1242 года делился на два крыла: правое (западное) и левое (восточное). Старшим считалось правое крыло, представлявшее собой Улус Бату . Запад у монголов обозначался белым цветом, поэтому Улус Бату назывался Белой Ордой (Ак Орда) . Правое крыло охватывало территорию западного Казахстана, Поволжья, Северного Кавказа, донские и днепровские степи, Крым. Центром его был Сарай-Бату .
Левое крыло Улуса Джучи находилось в подчинённом положении по отношению к правому, и занимало земли центрального Казахстана и долину реки Сырдарьи . Восток у монголов обозначался синим цветом, поэтому левое крыло называлось Синей Ордой (Кок Орда). Центром левого крыла был Орда-Базар . Ханом там стал старший брат Бату Орда-Эджен .
Крылья, в свою очередь, делились на улусы, которыми владели другие сыновья Джучи. Первоначально таких улусов было около 14. Плано Карпини , совершивший путешествие на восток в 1246—1247 годах, выделяет в Орде следующих лидеров с указанием мест кочевий: Куремсу на западном берегу Днепра, Мауци на восточном, , женатого на сестре Бату, в донских степях, самого Бату на Волге и двух тысячников по двум берегам Джаика (река Урал). Берке владел землями на Северном Кавказе, но в 1254 году Бату забрал эти владения себе, приказав Берке передвинуться к востоку от Волги .
Первое время улусное деление отличалось неустойчивостью: владения могли передаваться другим лицам и менять свои границы. В начале XIV века хан Узбек осуществил крупную административно-территориальную реформу, по которой правое крыло Улуса Джучи было разделено на 4 крупных улуса: Сарай, Хорезм, Крым и Дешт-и-Кыпчак во главе с назначаемыми ханом улусными эмирами (улусбеками) . Главным улусбеком был беклярбек . Следующим по значению сановником являлся визирь . Две остальные должности занимали особо знатные или чем-либо отличившиеся сановники. Данные четыре области делились на 70 мелких владений (туменов), во главе с темниками .
Улусы делились на более мелкие владения, также называвшиеся улусами. Последние представляли собой различные по величине административно-территориальные единицы, что зависело от ранга владельца (темник, тысячник, сотник , десятник) .
В Золотой орде была развитая система налогов и сборов, изначально унаследованная из Монгольской империи. Одним из первых действий монголов в покоренных областях было введение налогов и создание фискального аппарата. Налоговая система в Орде была четко и жестко регламентированной, а налоговые льготы носили адресный характер. Налоги могли иметь как денежное, так и натуральное выражение. Последняя разновидность является более древней и начала применяться ещё в правление Чингиз-хана .
Р. Ю. Почекаев разделяет золотоордынские налоги и сборы по группам: 1) основные налоги; 2) торговые, дорожные и пограничные налоги; 3) специальные сборы; 4) экстраординарные сборы; 5) повинности .
Основные налоги взимались со всех подданных золотоордынского хана, как с кочевого, так и с оседлого населения. Совокупность этих налогов и податей обозначалась термином «алба кубчири» .
Дорожные, пограничные, торговые налоги — в большинстве случаев они взимались с ордынских и иностранных купцов, но также — и с других категорий населения (не являвшихся торговцами), которым приходилось пересекать границу и провозить через неё какое-либо имущество. Несколько иной порядок существовал в отношении товаров, ввозимых на кораблях. Величина этого сбора зависела от количества мачт судна, он взимался при входе в порт и отплытии из него и заменял собой ввозную и вывозную пошлины. Торговый сбор, наравне с поземельным налогом являлся одной из главных статей дохода ордынских ханов .
Торговцы и путешественники также уплачивали ряд «транспортных сборов» — при переправе на лодке или на плоту, или проезде через мосты.
Специальные сборы — распространялись на тех, кто занимался определённой деятельностью. Это налоги на использование недр и вод, куртовый сбор с изготовителей курта — творога и молочных изделий, с садов и виноградников, а также изготовления вина, с изготовителей стрел, с мелкого скота. В торговой сфере — сбор с посредника, сбор за изготовление контракта .
Чрезвычайные или экстраординарные сборы и повинности , которые взимались в определённых случаях. Чаще всего подобные сборы были связаны с прибытием в регион высоких сановников, послов или ханских родственников, которым традиционно надлежало подносить дары и подарки, соответствующие их рангу и целям дарителей. Это так называемые «дары», «поминки», «запросы», «почестья», «доходы» .
Повинности
В Золотой Орде с середины XIII до конца XV века существовала биметаллическая монетная система — чеканились серебряные и медные монеты. Выпуск золотых динаров производился только в Хорезме во второй половине XIV века, однако распространения за пределами города они не получили. Помимо хорезмийских, на территории Золотой Орды встречаются золотые иноземные монеты, чеканенные в Индии (делийские монеты). Однако индийские золотые монеты не получили распространения в денежной системе золотоордынского государства. Это может быть связано с государственным запретом на обращение иностранной монеты в Золотой Орде. Другой причиной этого явления, возможно, является экономическая политика султаната, направленная на реализацию скопившихся излишков золота и вывоз его в другие страны в обмен на серебро. В Индии серебро ценилось выше, чем, например, в Средней Азии и Иране .
Медные монеты именовались пулами . В отличие от серебряных монет они имели в основном местное значение, содействовали более интенсивному мелкому торгу. Наибольшее число пулов чеканилось в XIV веке, на который приходится вершина развития золотоордынских городов. Чеканка медных монет была напрямую связана с бурным расцветом городов в период правления Узбека и Джанибека .
На серебряных монетах XIII века проставлено слово « дирхем » («дирхам»). В настоящее время имеются основания считать, что для обозначения серебряных монет использовался также термин « данг ». Таким образом, вероятно, не только термин «пул» для медных монет, но и термин «данг» (деньга) для серебряных монет проникли в русскую монетную систему напрямую из золотоордынской. Помимо монет в денежном обращении Золотой Орды были серебряные слитки — сумы (сомы). Они служили денежновесовой счетной единицей. Известно несколько десятков кладов, в составе которых были как монеты, так и слитки серебра .
Важнейшими центрами монетной чеканки в Поволжье были Сарай ( Сарай ал-Махруса , Сарай ал-Джедид ), Болгар (Болгарал-Махруса) , Гюлистан («Сад роз»). Большое число монет чеканилось в Крыму (встречается и монеты с легендой «Солхат»), Азаке , Хаджи-Тархане , Мохши .
На землях от Дуная до Иртыша археологически зафиксированы 110 городских центров с материальной культурой восточного облика, расцвет которых пришёлся на первую половину XIV века. Общее же число ордынских городов, по всей видимости, приближалось к 150 .
Первой столицей Золотой Орды был Болгар . С конца XIII века столица была перенесена в нижнее течение реки Волга, в город Сарай . В первой половине XIV века столицей стал Сарай аль-Джедид , основанный ханом Узбеком .
Крупными центрами главным образом караванной торговли были города Сарай-Берке , Сарай аль-Джедид , Укек , Булгар , Хаджи-Тархан , Бельджамен , Казань , Джукетау , Маджар , Мохши , Азак , Ургенч , Сарайчик и другие.
Торговые колонии генуэзцев в Крыму ( капитанство Готия ) и в устье Дона использовались Ордой для торговли сукном, тканями и льняным холстом, оружием, женскими украшениями, ювелирными изделиями, драгоценными камнями, пряностями, ладаном, мехами, кожей, мёдом, воском, солью, зерном, лесом, рыбой, икрой, оливковым маслом и рабами.
Из крымских торговых городов начинались торговые пути, ведущие как в южную Европу и Средиземноморье (морские), так и в Среднюю Азию , Индию и Китай (сухопутные караванные). Торговые пути, ведущие в Среднюю Азию и Иран , проходили по Волге . Через волгодонскую переволоку была связь с Доном и через него с Азовским и Чёрным морем. Для указанного периода маршруты восток-запад можно объединить как северную ветвь Великого шелкового пути .
Внешние и внутригосударственные торговые отношения обеспечивались серебряными дирхемами , а также подобными им монетами собственной чеканки под названием данг , медными пулами и сумами .
По этим же торговым маршрутам ко времени расцвета Орды в 1340—1350 годах с востока на запад прошло распространение Чёрной смерти — второй пандемии чумы . Позднее были мелкие возвратные волны. Чума и вызванная ей массовая смертность, в первую очередь в городах, также ускорила закат государства. К 1346 году чума дошла до низовьев Дона и Волги и опустошила столицу и близлежащие города. Русский летописный свод 1497 года в записи за 1346 года содержит сведения о сильном море в Орде :
Бысть мор силён под восточною страною: на , и на Азсторокань , на Сараи , на , и на прочии грады во странах тех, на босурмене, на Татары , на Ормены , на Обезы , на Фрязи , на Черкасы , яко не бысть кому погребати их .
В Улусе Джучи проживали тюркские ( кыпчаки , волжские булгары , башкиры ), финно-угорские ( мордва , марийцы , удмурты , славянские и северокавказские ( ясы , аланы , черкесы ) народы. Немногочисленная монгольская верхушка очень быстро ассимилировалась среди местного тюркского населения. К концу XIV — началу XV века в русских летописях кочевое население Улуса Джучи обозначалось этнонимом « татары » .
В Золотой орде произошло формирование ряда современных народов, а именно: волжских татар , сибирских татар , крымских татар , казахов , каракалпаков , ногайцев .
Важной характерной чертой формирования государственности Золотой Орды как средневековой империи было то, что она, объединив различные народы, обладавшие своими культурно-историческими традициями, смогла создать особую золотоордынскую цивилизацию. Ислам, ставший официальной религией в Золотой Орде, внёс в средневековую тюрко-татарскую культуру свой колорит и стилевые особенности. Золотоордынский период был временем взлета тюркской исламской высокой культуры .
После принятия ханом Узбеком ислама в качестве государственной религии произошла интеграция Золотой Орды в мировую исламскую культуру, по правилам которой формировалась общественная и духовная жизнь населения. На народы, населявшие Золотую Орду, стали оказывать влияние мусульманские ученые из Средней Азии , в частности Бухары и Хорезма .
В Золотой Орде сложилась разветвленная система мусульманских учреждений: мечетей, медресе, мектебе, ханак, завие, обителей (текие), мавзолеев (дюрбе) .
Мечети в городах Золотой Орды являлись центром духовной жизни. Самыми известными является мечеть города Булгара постройки 30-40 годах XIII века, мечеть, построенная по повелению Узбек-хана (1314) и «мечеть Бейбарса» (1288), названная так в честь мамлюкского султана Египта, который пожертвовал средства на её постройку .
Медресе представляли собой опору религии, именно оттуда выпускались законоведы, духовные наставники, теологи. Строительство медресе и его материальное обеспечение считалось богоугодным делом и свидетельствовало о благочестии основателя. Поэтому эти учреждения часто основывались правителями, высшими чиновниками, представителями знати .
Рибата, ханака, завия и текие были предназначены для суфийских орденов и играли роль обителей для суфиев, странствующих в поисках религиозных знаний .
Рибаты представляют собой "укрепленные сооружения, в которых жили воины-аскеты, посвятившие себя делу защиты и расширения границ ислама. Архитектурный облик этих сооружений отличается военно-религиозным характером .
Ханака строились внутри городов, и в отличие от рибатов они не имели оборонительных функций, а представляли собой место для совершения суфийских обрядов .
Завие представлял собой странноприимный дом для странствующих дервишей и паломников, совершающих хадж. Здесь путники могли получить кров и пищу .
Медресе зачастую выполняло функцию развития других наук: в них располагались библиотеки и здесь совершенствовали свое образование ученые. При правлении Узбек-хана Золотая Орда достигла пика своего могущества, ко дворцу хана приглашались не только богословы и факихи, но и ученые в области математики, астрономии .
В самом начале золотоордынского периода Махмудом Кырымлы была написана поэма «Йусуф и Зулейха». В правление Узбека написана книга по математике Абу-л-Музаффара Гийас ад-Дина Туклук-Темир-бея. В 1354 году в Гулистане был написан астрономический трактат Камал ад-Дина ат-Туркмани, представлявший собой комментарии к сочинению Омара ал-Чагмини . В Золотой Орде развивалось мусульманское право. Только в одном Маджаре жили 70 факихов . В этом государстве были собственные географы , один из них — Нуман бин Давлатшах .
Также из числа местного населения Золотой Орды было множество мыслителей, ученых, писателей и поэтов. Среди них можно отметить таких интеллектуалов как Махмуд ал-Булгари, Рабгузи , Сейф Сараи , Хисам Кятиб и другие.
Этими интеллектуалами было написано множество книг и трудов. Одним из самых ранних книг Золотой Орды является книга «Кыйсас ал-анбия» («История Пророков») Рабгузи (1310), составленное для местного монгольского бека Насретдина Токбуга. Ещё одно произведение, дошедшее до наших дней, "Мухаббат-наме («Книга любви», 1353) Мухаммада Хорезми была посвящена Мухаммаду Ходжабеку.
Сочинение Кутба « Хосров и Ширин » одним из знаменитых трудов и была посвящена монгольскому хану Тинибеку (1341/1342) и его жене Малика-хатун.
Столица Астраханского ханства — Хаджи-Тархан находилась на пути центральноазиатских паломников в Мекку , а сами астраханцы поддерживали культурные связи с городами Арабского Востока . Создавались в городе Хаджи-Тархане и литературные сочинения. Поэт из Астрахани Шериф Хаджитархани написал книгу под названием «Зафарнама-и вилаят-и Казан» («Сочинение о победе Казанского государства», 1550).
Искусство ханств которые получили независимость от Золотой Орды, впоследствии стало образцом для подражания в творчестве русских мастеров Московского Царства . Это выделяется в характерных для XV—XVI веках композициях и мотивах орнамента, которые стали очень популярными в убранстве русской архитектуры .
Также, влияние моды Золотой Орды ощущалась в украшении ювелирных украшениях, тканях, покрое боярской одежды и обуви, а также предметах обихода царского двора.
Подавляющей частью ордынского войска являлась конница , использовавшая в бою традиционную тактику ведения боя мобильными конными массами лучников . Её ядром были тяжеловооружённые отряды , состоявшие из знати, основой которых была гвардия ордынского правителя. Помимо ордынских воинов, ханы набирали в войско солдат из числа покорённых народов, а также наёмников из Поволжья , Крыма и Северного Кавказа . Основным оружием ордынских воинов был сложноставной лук восточного типа, которым ордынцы пользовались с большим мастерством. Широко распространены были и копья , применявшиеся ордынцами во время массированного копейного удара, следовавшего за первым ударом стрелами. Из клинкового оружия наиболее популярными были палаши и сабли . Распространено было и ударно-дробящее оружие: булавы , шестопёры , чеканы , клевцы , кистени .
Среди ордынских воинов были распространены ламеллярные и ламинарные металлические панцири, с XIV века — кольчуги и кольчато-пластинчатые доспехи . Самым распространённым доспехом был хатангу-дегель, усиленный изнутри металлическими пластинами ( куяк ). Несмотря на это, ордынцы продолжали пользоваться ламеллярными панцирями . Пользовались монголы и доспехами бригантинного типа . Получили распространение зерцала , ожерелья , наручи и поножи . Мечи практически повсеместно были вытеснены саблями . С конца XIV века на вооружении появляются пушки . Ордынские воины стали применять также полевые укрепления, в частности, большие станковые щиты - чапары . В полевом бою они также использовали некоторые военно-технические средства, в частности, арбалеты .
№ | Хан | Портрет | Начало правления | Конец правления | Происхождение | Тамга |
---|---|---|---|---|---|---|
С признанием главенства великого каана Монгольской империи (1224—1269) | ||||||
1 | Джучи | 1224 | 1227 | старший сын Чингисхана | ||
2 | Бату | 1227 | 1255 | второй сын Джучи | ||
3 | Сартак | 1255 | 1256 | сын Бату | ||
4 | Улагчи | 1256 | 1257 | сын Сартака | ||
5 | Берке | 1257 | 1266 | сын Джучи | ||
6 | Менгу-Тимур | 1266 | 1269 | из рода Бату | ||
Независимо от Монгольской империи (1269—1459) | ||||||
1 | Менгу-Тимур | 1269 | 1282 | из рода Бату | ||
2 | Туда-Менгу | 1282 | 1287 | из рода Бату | ||
3 | Тула-Буга | 1287 | 1291 | |||
4 | Тохта | 1291 | 1312 | из рода Бату | ||
5 | Узбек-хан | 1313 | 1341 | из рода Бату | ||
6 | Тинибек | 1341 | 1342 | из рода Бату | ||
7 | Джанибек | 1342 | 1357 | из рода Бату | ||
8 | Бердибек | 1357 | 1359 | из рода Бату | ||
9 | Кульпа | август 1359 | январь 1360 | |||
10 | Науруз-хан | январь 1360 | июнь 1360 | |||
11 | Хизр-хан | июнь 1360 | август 1361 | из рода Орда-Ежена | ||
12 | Тимур-Ходжа-хан | август 1361 | сентябрь 1361 | из рода Орда-Ежена | ||
13 | Ордумелик | сентябрь 1361 | октябрь 1361 | из рода Тука-Тимура | ||
14 | Кильдибек | октябрь 1361 | сентябрь 1362 | |||
15 | Мурад хан | сентябрь 1362 | осень 1364 | из рода Орда-Ежена | ||
16 | Мир Пулад | осень 1364 | сентябрь 1365 | из рода Шибана | ||
17 | Азиз-шейх | сентябрь 1365 | 1367 | |||
18 | Абдуллах-хан | 1367 | 1368 | |||
19 | Хасан-хан | 1368 | 1369 | |||
20 | Абдуллах-хан | 1369 | 1370 | |||
21 | Мухаммед Булак-хан | 1370 | 1372 | |||
22 | Урус-хан | 1372 | 1374 | |||
23 | Черкес-хан | 1374 | начало 1375 | |||
24 | Мухаммед Булак-хан | начало 1375 | июнь 1375 | |||
25 | Урус-хан | июнь 1375 | июль 1375 | |||
26 | Мухаммед Булак-хан | июль 1375 | конец 1375 | |||
27 | Каганбек (Айбек-хан) | конец 1375 | 1377 | |||
28 | Арабшах (Кары-хан) | 1377 | 1380 | |||
29 | Тохтамыш | 1380 | 1395 | |||
30 | Тимур Кутлуг | 1395 | 1399 | |||
31 | Шадибек | 1399 | 1407 | |||
32 | Пулад-хан | 1407 | 1411 | |||
33 | Тимур-хан | 1411 | 1412 | |||
34 | Джалал ад-Дин-хан | 1412 | 1413 | |||
35 | Керимберды | 1413 | 1414 | |||
36 | Кепек | 1414 | 1414 | |||
37 | Чокре | 1414 | 1416 | |||
38 | Джаббар-Берди | 1416 | 1417 | |||
39 | Дервиш-хан | 1417 | 1419 | |||
40 | Кадыр-Берди | 1419 | 1419 | |||
41 | Хаджи-Мухаммад | 1419 | 1419 | |||
42 | Улу Мухаммед | 1419 | 1423 | |||
43 | Барак-хан | 1423 | 1426 | |||
44 | Улу Мухаммед | 1426 | 1427 | |||
45 | Барак-хан | 1427 | 1428 | |||
46 | Улу Мухаммед | 1428 | 1428 | |||
47 | Кичи-Мухаммед | 1428 | 1428 | |||
48 | Улу Мухаммед | 1428 | 1432 | |||
49 | Кичи-Мухаммед | 1432 | 1459 |