Родился в
Монтополи-ин-Валь-д’Арно
, провинции между
Флоренцией
и
Пизой
, в семье плотника Микеланджело Каччини. Старший брат — известный итальянский композитор
Джулио Каччини
. В 1600 году Джованни Баттиста переехал во Флоренцию для обучения, где получил гражданство.
Каччини учился у скульптора и архитектора Джованни Антонио Дозио, который был известен своими точными копиями
римских
древностей. Джованни Баттиста стал мастером по реставрации римских скульптур, которые подарили ему репутацию знающего антиквара.
Влияние на его творчество оказал фламандский скульптор
Джамболоньи
. Его стиль отразился в бронзовых статуэтках Каччини.
В течение длительной работы над бронзовыми дверями
Пизанского собора
Каччини тесно сотрудничал с
Пьетро Такка
и другими учениками Джамболоньи
Древние скульптуры фрагментарной сохранности мало интересовали коллекционеров XVI века. Известно, что в 1579 году
Джамболонья получил заказ на реставрацию античной скульптурной головы
пергамской
работы, известной как «Умирающий
Александр
», и установки ее на статую. В 1586 году
голова была передана Каччини для реставрации и изготовления бюста.
Подобная работа была выполнена для восполнения римской статуи «
Дионис
и
Ампел
» (117—138), которая ныне находится в
галерее Уффици
и которую когда-то относили к работам
Микеланджело
.
Также он воссоздал фрагментарную статую
Аполлона Сауроктона
в образе Аполлона с Лирой (находится в
Уффици
). Его прочие работы часто могли являться результатом импровизации на античную тематику: специалист по биографии мастеров искусств Рафаэлло Боргини в 1730 году так описал характер деятельности Каччини:
«…на самом деле он был очень искусен в старательном соединении частей и подделке антиквариата»
В его садовых скульптурах выражается характерная для жанра тяга к смелому силуэту и обильному использованию атрибутов.
Brook A.
Giovanni Battista Caccini //
(англ.)
//
/
— Oxford, Basingstoke, New York City:
OUP
, 2018. —
ISBN 978-1-884446-05-4
—
(англ.)
Giovanni Battista Caccini //
— 1768.
F. Baldinucci,
Not
.
dei prof
.
del disegno,
a cura di D. M. Manni, IX, Firenze 1771, p. 111
Martin Weinberger, «Bronze Statuettes by Giovanni Caccini»
The Burlington Magazine for Connoisseurs
58
No. 338 (May 1931), pp. 230—233+235. (A
Bacchus
and
Ceres
in the
, Paris; an ex-Medici
Bacchus
in the
)
Archivio della Guardaroba, presso l’Archivio di Stato di Firenze, 187, 14; R. Lanciani, Storia degli scavi di Roma, Roma, 1902 e ss., III, p. 116.
Archivio della Guardaroba…, XVII, 38.
The group was recognized as Caccini’s by Alois Grünwald, «Uber einige unechte Werke Michelangelo’s, „
Münchner Jahrbuch der bildenden Kunst
(1910) p. 11ff.
Borghini,
Il Riposo
(Florence 1730),
«E di vero molto vale nel commeter con diligenza pezzi insieme, e contrafar, l’antico».
Martin Weiberger illuminated this aspect of Caccini’s working career in «A sixteenth-century restorer»,
The Art Bulletin
27
(1945), pp 266-69.
(англ.)
.
Rijksmuseum
. Дата обращения: 13 ноября 2020.
13 ноября 2020 года.
(неопр.)
.
www.metmuseum.org
. Дата обращения: 13 ноября 2020.
13 ноября 2020 года.
(неопр.)
.
www.alinari.it
. Дата обращения: 13 ноября 2020.
7 августа 2020 года.
C. Caneva,
The Boboli Gardens
1982, p. 42, no. 38.; attributed in Louis Alexander Waldman, «A Case of Mistaken Identity: The Martellini Jupiter by Giovanni di Scherano Fancelli»
The Burlington Magazine
140
No. 1149 (December 1998, pp. 788—798) p. 789.
Литература
Guido A. Mansuelli. Galleria degli Uffizi. Le sculture. Parte I. Istituto Poligrafico dello Stato. Roma, 1958, pp. 94—96, cat. no. 62, ill. 64 a, b.
1586, Archivio della Guardaroba, presso l’Archivio di Stato di Firenze, 111, (28 luglio);
Giov. Caccini scultore araconcio unqualco teste di marmo fatovi ebusti… a Alessandro magno magiore dello naturale.
Johann-Karl Schmidt, Studien zum statuarischen Werk des Giovanni Battista Caccini, Köln 1970
Mina Bacci, CACCINI, Giovan Battista, in Dizionario biografico degli italiani, vol. 16, Roma, Istituto dell’Enciclopedia Italiana, 1973.