Interested Article - Вулкан (мифология)
- 2021-09-06
- 2
Вулкан ( лат. Vulcanus или лат. Volcanus ) в древнеримской мифологии — бог разрушительного и очистительного огня . Изначально отвечал и за небесный огонь, а именно молнии , а также отождествлялся с Солнцем . Впоследствии эти функции перешли к Юпитеру и Солу . С развитием ремёсел , предполагающих использование огня, Вулкан стал покровителем кузнецов и литейщиков и в связи с этим стал походить на Гефеста — на персонажа из древнегреческой мифологии, с которым его и отождествили.
На римском форуме находился алтарь , посвящённый Вулкану, — Вулканал . В период Римского царства в этом месте проходили собрания. Храм бога огня был вынесен за пределы города.
Этимология
Происхождение имени неясно. Древнеримский учёный-энциклопедист Марк Теренций Варрон утверждал, что оно связано с латинскими словами, имеющими отношение к молнии ( лат. fulgur ), которые, в свою очередь, связаны с огнём ( лат. ignis ) . Этой же версии придерживался британский филолог У. У. Скит .
В 1842 году итальянским филологом и археологом было сделано предположение о происхождении слова «Вулкан» от имени бога природы и подземного мира минойской цивилизации Велханоса . По мнению Жерара Капдевиля, критский Велханос стал прообразом этрусского Велханса, который, в свою очередь, трансформировался в римского Вулкана .
Функции
Представление о боге огня Вулкане — одно из самых древних в древнеримской мифологии. Антиковеды даже считают его более древним, чем культ верховного бога Юпитера. Огонь мог быть одновременно как благотворящим, так и разрушающим. Возле огня человек мог согреться, а также приготовить пищу. По мнению древних племён, населявших Италию, в случае недовольства бога огонь выходил из-под контроля и уничтожал всё на своём пути .
На начальных этапах зарождения религиозных верований у италиков Вулкан отвечал не только за земной огонь, но и за небесный. Молнии были в его владении, а сам он являлся персонификацией Солнца. Впоследствии эти функции перешли к богу Солнца Солу и Юпитеру .
С развитием ремёсел, предполагавших использование огня, Вулкан стал покровителем плавильщиков, литейщиков и кузнецов, получив эпитет лат. Mulciber — «плавильщик» . В результате он стал походить на персонажа из древнегреческой мифологии — Гефеста , с которым его и отождествили .
В III столетии, на фоне масштабного кризиса в Римской империи , религиозные верования римлян модифицировались и видоизменились — как вследствие изменений жизненных условий, так и под влиянием распространившихся восточных культов . Вулкану стали приписывать магические функции; наделили его способностью откладывать предписанное судьбой на десять лет. В этом находит отображение возникновение верования о способности богов не только совершать сверхъестественные поступки, но и изменять время . Согласно комментариям Мавра Сервия Гонората , Вулкана начали представлять главой человеческого рода. На фоне распространения культа Солнца особенное почитание получил огонь и «связанный с ним Вулкан как верховное божественное начало, занимавшее первое место среди составляющих мир элементов» .
Культ
Почитание
Культ Вулкана, по преданию, был принесён в Рим сабинами и их легендарным царём Титом Тацием вскоре после создания города Ромулом и ещё при его жизни . Особо чтили бога огня Вулкана литейщики, которые присоединяли его к пенатам (личным богам-хранителям и покровителям своей семьи и домашнего очага) .
Существовала практика сжигания трофейного оружия в честь Вулкана .
За соблюдением правильного исполнения жертвоприношений, празднеств в честь бога огня на государственном уровне был ответственным один из двенадцати младших фламинов .
Алтари и храмы
На римском форуме у подножья Капитолийского холма располагались посвящённые Вулкану алтарь и терраса с кипарисами , Вулканал . По преданию, их построили ещё при Ромуле. Вулканал был одним из наиболее священных, в понимании древних римлян, мест города . На начальном периоде Римского царства он служил местом, где правители Рима проводили собрания .
Храм Вулкана, по легенде построенный Ромулом, был вынесен за пределы померия на Марсово поле . Одна из приведённых Плутархом версий гласит, что римляне хоть и почтили бога огня храмом в его честь, но символически вынесли святилище за пределы городских стен, так как город часто страдал от пожаров .
Кроме Рима, храмы и святилища Вулкану строили и в других городах Римской империи .
Праздники
Фестиваль Вулкана, Вулканалия, отмечался каждый год 23 августа , когда из-за летней жары был наибольший риск возгорания амбаров и зерна. Во время фестиваля в костры, которые разжигали для почтения бога, бросали живую рыбу или небольших животных в качестве жертвоприношения и выкупа за души людей , что предположительно может свидетельствовать о первоначальной связи культа Вулкана с человеческими жертвоприношениями .
Кроме вулканалий, ему посвящали — праздник, связанный с духовыми инструментами, которые, как и любые другие металлические предметы, были связаны с искусством, покровителем которого являлся Вулкан. Также ему совершали жертвоприношения тибрские рыбаки на своём празднике 7 июня .
Мифы
Представления о Вулкане значительно видоизменялись в течение тысячи лет существования его культа. Если вначале он был одним из главных божеств, то с течением времени его роль значительно уменьшилась. В — священных книгах римских понтификов, написанных до слияния древнеримских и древнегреческих религиозных верований и известных по цитатам античных писателей, — супругой Вулкана была богиня плодоносной земли Майя .
По мере эллинизации римской религии, когда греческая мифология стала отождествляться с римской, а традиционным богам для Рима соответствовать греческие прототипы, Вулкан приобрёл черты Гефеста . Вместе с ними он «получил» родителей Юпитера и Юнону , аналогов древнегреческих Зевса и Геры , а также жену Венеру , ставшую прототипом Афродиты (в статье не приводится дублирующаяся информация о древнегреческих мифах, связанных с Гефестом , которые могут быть экстраполированы на Вулкана).
Дети Вулкана
Сыном Вулкана в античных источниках выступает Цекул , легендарный основатель Пренесте . Появившийся в очаге ребёнок получил своё имя от латинского слова лат. caeculto («плохо видеть»), так как дым повредил младенцу глаза. Когда Цекул вырос, то собрал вокруг себя соседние племена и начал уговаривать их перейти жить на новое место под его начало. Вулкан, чтобы подтвердить его божественное происхождение, окружил собравшихся людей кольцом огня .
Ещё одним сыном Вулкана некоторые античные источники представляют шестого царя Рима Сервия Туллия . По преданию, его мать Окрисия попала в рабство к Танаквиле , жене царя Луция Тарквиния Приска . Во время выполнения ритуала возлияния вина на алтарь бога Вулкан пленился красивой рабыней и овладел Окрисией. От этой связи и родился будущий римский царь Сервий Туллий .
Мастерские Вулкана
Согласно верованиям древних римлян, мастерские бога огня Вулкана располагались глубоко в недрах земли под горами. Когда там особо усиленно работали, то дым и огонь могли вырываться наружу. Такие горы стали называть вулканами . Это слово перешло и в другие языки и сохранилось по сегодняшний день .
В « Энеиде » Вергилия содержится описание мастерской на острове Вулькано , в которой Вулкан с помощью циклопов , по просьбе своей жены Венеры, выковал Энею доспехи .
Вулкан в искусстве
В XV — XVIII столетиях в европейской живописи были популярными сюжеты, изображавшие определённые сцены из древнегреческих мифов о Гефесте; при этом он именовался Вулканом. К таковым относят «Венера в кузнице Вулкана» (картины Джулио Романо , Франческо Пармиджанино , Джорджо Вазари , Якопо Пальма Младшего , Питера Рубенса , Антониса ван Дейка , Антуана Куапеля , Франсуа Буше и др.), «кузница Вулкана» (картины Франческо Приматиччо , Пьетро да Кортона , Франческо Бассано , Тициана , Диего Веласкеса , Луки Джордано , Джованни Баттисты Тьеполо и др.), «Марс и Венера, застигнутые Вулканом» (картины Тинторетто , Xубрехта Гольциуса , Рембрандта , Луки Джордано, Франсуа Буше и др.), «Фетида у Вулкана» (картины Рубенса, Мартена ван Хемскерка ) и др.
Скульптура Вулкана установлена в американском городе Бирмингем , штат Алабама .
Вулкан на монетах
Вулкан, как бог кузнецов, был покровителем монетной чеканки , однако его изображение помещали на монеты весьма редко. Впервые он появляется на додрансе — 3 ⁄ 4 асса II века до н. э. , а также денарии 102 г. до н. э. В императорскую эпоху Вулкан встречается на монетах периода гражданской войны 68—69 годов н. э. , императоров Валериана , Галлиена и Клавдия Готского .
Вновь на отчеканенных в Риме монетах Вулкан появился через 1700 лет. На реверсе 50 лир 1954—1995 годов из акмонитала поместили Вулкана за работой .
Примечания
- ↑ , с. 105.
- , с. 180.
- ↑ , с. 260.
- , с. 412.
- Hughes J. Larousse Desk Reference Encyclopedia — , 1995. — С. 215.
- ↑ Вулкан / Е. М. Штаерман // Мифы народов мира : Энцикл. в 2 т. / гл. ред. С. А. Токарев . — 2-е изд. — М. : Советская энциклопедия , 1987. — Т. 1 : А—К. — С. 253.
- Варрон . Lingua Latina . V, 10: «Ignis a gnascendo, quod huic nascitur et omne quod nascitur ignis succendit; ideo calet ut qui denascitur cum amittit ac frigescit. Ab ignis iam maiore vi ac violentia Volcanus dictus. Ab eo quod ignis propter splendor»
- Skeat W. W. // . — Oxford: Clarendon Press , 1888. — P. 689—690.
- Cook A. B . . — Cambridge: University Press , 1925. — Vol. II. — P. 947.
- Sergent B . ] // . — 1999. — Vol. 216, № 4 . — P. 475—481. 22 июня 2019 года.
- , с. 140—141.
- ↑ , с. 141.
- , «Вулкан».
- , с. 275.
- , с. 267.
- , с. 296.
- , с. 220.
- , с. 156.
- , с. 43.
- , с. 426.
- Lovell Isabel. // Stories in Stone from the Roman Forum. — New York: The Macmillan Company , 1902. — P. 17.
- , с. 11.
- Дионисий Галикарнасский . Римские древности. Книга II. 50
- . // A History of the City of Rome: Its Structures and Monuments. From its Foundation to the end of the Middle Ages. — London: Longmans, Green & Сo ., 1865. — P. 31—32.
- Volcanos, aedes // / Ed. . — Baltimore • London: , 1992. — ISBN 0-8018-4300-6 .
- Плутарх . Римские вопросы. 47
- Вулкан // Легенды и сказания Древней Греции и Древнего Рима / Сост. А. А. Нейхардт. — М. : Правда (издательство), 1990. — С. 510. — 576 с. — ISBN 5-253-00083-6 .
- , с. 200.
- , с. 190.
- Sextus Pompeius Festus , On the Meaning of Words , s.v. « от 26 октября 2012 на Wayback Machine »; Varro , On the Latin Language от 17 июня 2017 на Wayback Machine .
- (англ.) . — London: Macmillan & Co. , 1899. — P. —124, 209—211. — ISBN 0-548-15022-2 .
- ↑ Владимир Сергеевич Соловьёв . // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1892. — Т. VII. — С. 444.
- Lipka M. // . — Leiden • Boston: Brill , 2009. — P. 71. — (Religions in the Graeco-Roman world). — ISBN 978-90-04-17503-7 .
- Обнорский В. // Энциклопедия классической греко-римской мифологии. — Ногинск: Остеон-Групп, 2015. — 1480 с. — ISBN 978-5-85689-024-1 .
- ↑ Гефест / А. Ф. Лосев // Мифы народов мира : Энцикл. в 2 т. / гл. ред. С. А. Токарев . — 2-е изд. — М. : Советская энциклопедия , 1987. — Т. 1 : А—К. — С. 299—300.
- Луций Анней Сенека . // / Изд. подг. С. А. Ошеров , Е. Г. Рабинович . — М. : Наука , 1983. — С. 382—383.
- Вергилий. Энеида. Книга VII. 679—680
- Цекул / Е. М. Штаерман // Мифы народов мира : Энцикл. в 2 т. / гл. ред. С. А. Токарев . — 2-е изд. — М. : Советская энциклопедия , 1988. — Т. 2 : К—Я. — С. 616.
- , с. 500.
- Вергилий. от 17 сентября 2016 на Wayback Machine
- , с. 53.
- , с. 61.
- . OCRE (Online Coins of the Roman Empire). Дата обращения: 14 октября 2018. 16 декабря 2018 года.
- . OCRE (Online Coins of the Roman Empire). Дата обращения: 14 октября 2018. 16 декабря 2018 года.
- . OCRE (Online Coins of the Roman Empire). Дата обращения: 14 октября 2018. 16 декабря 2018 года.
- . OCRE (Online Coins of the Roman Empire). Дата обращения: 14 октября 2018. 16 декабря 2018 года.
- Fabio Gigante. Gigante 2004. Monete italiane dal '700 ad oggi. — Edizione: 12°. — Varese: Gigante, 2003. — P. 629—631. — 788 p. — ISBN 8890038942 .
Литература
- Любкер, Фридрих . // Иллюстрированный словарь античности / И. Пименова. — М. : Эксмо , 2005. — 1344 с. — ISBN 5-699-14296-7 .
- Мэттингли, Гарольд . Монеты Рима с древнейших времён до падения Западной империи. — М. : Collector`s Books, 2005. — ISBN 1-932525-37-8 .
- Циркин Ю. Б. Мифы Древнего Рима. — М. : Астрель, АСТ , 2000. — 560 с. — (Мифы народов мира). — ISBN 5-17-003989-1 .
- Штаерман Е. М. Социальные основы религии Древнего Рима / ответственный редактор д. и. н. Е. С. Голубцова . — М. : Наука, 1987. — 22 000 экз.
- Штаерман Е. М. // Мифы народов мира / Главн. ред. С. А. Токарев . — М. : Советская энциклопедия , 1990. — С. 209.
- 2021-09-06
- 2