Interested Article - Диомед
- 2020-09-13
- 1
Диоме́д ( др.-греч. Διομήδης ) — в древнегреческой мифологии царь Аргоса из династии Биантидов, сын этолийского героя Тидея и дочери царя Аргоса Адраста Деипилы . В молодости участвовал в удачном походе эпигонов против Фив . Во время штурма города погиб его дядя, и Диомед стал наследником аргосского престола. Во время неудачного сватовства к Елене он наряду с другими женихами был вынужден дать клятву помогать её будущему супругу. После того как Елена сбежала с Парисом , Диомед присоединился к войскам греков, выступивших против Трои . Во время Троянской войны прославился своими храбростью и мужеством. Во время одной из битв ранил Энея , а затем и Афродиту , которая захотела спасти сына от неминуемой гибели. С помощью Афины нанёс также рану Аресу .
После окончания войны и разграбления Трои вернулся домой, однако был вынужден сбежать из Аргоса из-за происков своей неверной супруги Эгиалеи . Прибыл в Италию, где помог царю Давну в его войне с мессапами , но в дальнейшем, согласно « Энеиде », отказался от участия в войнах.
Согласно оценке современных антиковедов, Диомед, имя которого можно перевести как «принадлежащий богу», или «божественный», представлял собой древнейшее военное божество Арголиды . Учёные, которые предполагают, что изначально « Илиада » Гомера состояла из нескольких книг, собранных затем в единую поэму, приходят к выводу о параллельном существовании как минимум двух Илиад — «Ахиллеиды» и «Диомедии». При слиянии версий Ахилл возобладал, а Диомед остался хоть и важным, но второстепенным по отношению к нему персонажем. Греческие колонисты занесли культ Диомеда на Апеннинский полуостров , с чем и связано появление мифов об итальянских странствованиях героя.
Диомед в доархаические периоды истории Древней Греции. Создание Илиады
Диомед, согласно представлениям антиковеда В. Н. Ярхо , являлся древнейшим военным божеством Арголиды . В этой области располагались такие города, как Аргос , Микены , Тиринф и другие, которые на момент Троянской войны и разрушения Трои на рубеже XIII—XII веков до н. э. находились на пике своего могущества. Эта его функция прослеживается и в более поздние периоды, когда Диомеда почитают наравне с Афиной на Кипре , называют основателем её храмов в различных уголках Эллады, размещают связанные с ним артефакты в местах почитания данной богини .
Греческие колонисты занесли этот культ в Италию, где он трансформировался в сказания о скитаниях и смерти Диомеда за пределами своей родины на Апеннинском полуострове . Культ Диомеда получил развитие на Адриатическом побережье : посвящённые ему святилища, по-видимому, возникали в местах, где проходили торговые пути греческих мореплавателей начиная с VI в. до н. э. Хорватскими археологами подтверждено существование таких храмов на островах Палагружа (известных также как Диомедовы) и на мысе Диомеда (ныне Плоча), южнее Шибеника . По литературным источникам (в том числе Страбону ) известно о большом святилище Диомеда в устье реки Тимавы на севере Адриатики, на границе между землями венетов и истров . В жертву Диомеду, известному как «укротитель коней», венеты приносили лошадей. Культ Диомеда был распространён и среди умбров в Центральной Адриатике. Именем Диомеда прикрывались завоеватели и колонизаторы, стремившиеся утвердить свою власть в регионе — в частности, сиракузский тиран Дионисий Старший в конце V — начале IV в. до н. э. и Александр Молосский 70 годами позже .
« Илиада », в которой Диомед является одним из основных персонажей, по преданию была создана Гомером в VIII веке до н. э. Изначально она передавалась из уст в уста бродячими певцами. У исследователей данного памятника древнегреческого эпоса существуют различные мнения относительно её авторства, места и времени создания. Дошедшее до наших дней произведение было собрано из множества передаваемых в народном предании песен учёной комиссией, в которую входили Ономакрит , , , по указанию афинского тирана Писистрата (560—527 годы до н. э.), то есть почти через два столетия после предполагаемого времени жизни Гомера .
В современной литературе существует несколько версий относительно происхождения поэмы. По мнению «унитариев», у Илиады был один автор и впоследствии в неё внесли лишь незначительные по сути дополнения . Другая группа учёных приходит к выводу, что книга состоит из нескольких частей, связанных воедино. Они доказывают существование как минимум двух Илиад — «Ахиллеиды» и «Диомедии». В составной книге явно присутствует скрытое соперничество и параллелизм между Ахиллом и Диомедом. Эти два героя никогда (за исключением одного эпизода) не появляются вместе: исчезает Ахилл — на первый план выходит Диомед, исчезает Диомед — начинается перечисление подвигов Ахилла . При слиянии версий Ахилл возобладал, а Диомед стал, хоть и важным, но второстепенным по отношению к нему персонажем. По мнению «унитариев» Диомед был введён в качестве контрастирующего Ахиллу героя .
Мифы
Происхождение. До начала Троянской войны
Диомед был сыном Тидея и дочери царя Аргоса Адраста Деипилы . Отец Диомеда погиб во время похода « семи героев против Фив ». Через десять лет дети погибших, включая Диомеда, вновь объявили войну Фивам , известную как « поход эпигонов » Город был разграблен. Во время битвы с фиванцами погиб дядя Диомеда по материнской линии Эгиалей , после чего он стал наследником царского престола Аргоса . По версии Павсания Диомед после смерти Эгиалея стал не царём, а опекуном и впоследствии регентом своего малолетнего двоюродного брата Кианиппа .
Диомед был одним из нескольких десятков женихов Елены . Приёмный отец невесты спартанский царь Тиндарей оказался перед сложным выбором. Из множества знаменитых воинов, царей, сыновей богов он мог получить одного друга, ставшего мужем Елены, и несколько десятков рассерженных врагов. По совету Одиссея Тиндарей обязал всех женихов дать клятву признать будущего мужа Елены и, что главное, прийти ему на помощь в случае опасности и обиды . В итоге супругом Елены стал Менелай , но Диомед оказался связанным на всю жизнь данной Тиндарею клятвой. Когда через десять лет троянский царевич Парис при содействии Афродиты похитил Елену, Диомед со своим войском был вынужден влиться в армию ахейцев, отправившуюся к стенам Трои .
На момент начала Троянской войны он предстаёт уже царём Аргоса, который имеет под своим началом от 30 до 80 кораблей с войсками из Аргоса, Тиринфа , Эпидавра и других городов юго-восточной Арголиды . По численности флота он уступает только Агамемнону и Нестору .
Троянская война
Во время Троянской войны Диомед пользовался особым покровительством Афины и носил латы работы бога кузнечного мастерства Гефеста . Богиня мудрости и войны исцеляет его от ран и даёт наставление не сражаться с богами, делая исключение для Афродиты . Согласно Гигину убил 18 троянских воинов , а Гомеру — 17, названных по именам , и 12 безымянных фракийцев вместе с их царём .
В «Илиаде» Диомед сражается с Гектором и Энеем , которого от верной смерти спасает заступничество олимпийских богов . Во время битвы с Энеем владыка Аргоса ранил его в колено. От неизбежной смерти троянского героя спасла его мать Афродита. Заступничество богини не остановило Диомеда, который и её ранил в руку. Тогда в бой вмешался Аполлон , накрыв Энея и Афродиту чёрным облаком . Это также не остановило Диомеда, и он трижды шёл в атаку, желая убить раненого Энея. Аполлон трижды отразил его удары. Однако ярость Диомеда не была слепой. Он внял словам Аполлона «Вспомни себя, отступи и не мысли равняться с богами …» и отступил . Аполлон, однако, на этом не остановился и призвал на помощь троянцам бога войны Ареса . Тот под видом смертного вошёл в ряды троянцев. Подстрекаемый Афиной Диомед принял бой и ранил Ареса. Истекающий кровью бог войны был вынужден оставить поле битвы .
В одном из эпизодов «Илиады» Диомед собирался вступить в бой с Главком , однако перед сражением они разговорились. Вспомнив истории о дружбе своих дедов Беллерофонта и калидонского царя Энея , связанных узами передаваемой по наследству потомкам проксении , персонажи помирились и даже обменялись доспехами .
Вместе с Одиссеем Диомед отправился на разведку в лагерь троянцев. По пути они захватили вражеского разведчика Долона , от которого узнали о ситуации в Трое, прибывшем на помощь осаждённому городу фракийском царе Ресе , после чего Диомед убил лазутчика. Используя полученные сведения, Одиссей и Диомед проникли в лагерь спящих фракийцев. Пока Одиссей отвязывал знаменитых царских коней, Диомед сразил 12 воинов и самого царя, после чего оба героя благополучно возвратились в свой лагерь . Впоследствии на добытых конях арголидец победил в скачках во время погребальных игр по Патроклу . Доставшийся в качестве победы треножник он отправил в Дельфы . На тех же играх Диомед, согласно Гомеру, с большим трудом победил в бою Аякса Теламонида . Квинт Смирнский переносит это противоборство с ничейным результатом на погребальные игры по Ахиллу , в которых, согласно Аполлодору , Диомед одержал также победу в беге . В ходе осады Трои Диомед также помог Одиссею в убийстве ещё одного греческого героя, Паламеда , к которому царь Итаки питал ненависть. Согласно Павсанию, Одиссей и Диомед убили Паламеда, заманив его в ловушку .
Вместе с Одиссеем Диомед совершил два деяния, без которых, согласно пророчествам, Троя осталась бы неприступной. Согласно предсказателю Калханту , для взятия города были необходимы лук и стрелы Геракла . Оба героя отправились на Лемнос к Филоктету , хитростью овладели хранимыми у него вещами, а затем убедили отправиться с ними обратно под стены Трои. Второе пророчество, Гелена , гласило, что Троя будет неприступной, пока в её стенах хранится священная статуя-оберег « Палладиум ». Диомед с Одиссеем проникли в город и похитили артефакт, предрешив тем самым судьбу Трои. Существует две версии относительно того, как греки выкрали статую. Согласно Конону , в какой-то момент, чтобы преодолеть препятствие, Диомед стал на плечи Одиссея, перелез через стену и похитил Палладиум. Одиссей захотел самолично завладеть им, немного отстал и готов был убить Диомеда, но тот вовремя заметил отблеск клинка и остаток дороги заставил царя Итаки идти впереди. По другой версии, Одиссей под видом нищего проник в город, выкрал статую и вернулся к тому месту, где его дожидался Диомед. Затем они уже вместе доставили Палладиум в свой лагерь . Дальнейшую судьбу Палладиума в различных традициях описывают по-разному. Согласно одной из версий (излагаемой, в частности, Плутархом ) Палладиум был доставлен Диомедом в Аргос, где оставался на протяжении поколений, пока не был похищен одним из его потомков Эргиэем и лакедемонянином Леагром, перенёсшими его в Спарту. Вторая версия (поддерживаемая Павсанием) гласит, что статуя была похищена уже у Диомеда во время его возвращения на родину, когда тот высадился на землях Демофонта . Наконец, по третьей версии, приводимой в комментариях Сервия к « Энеиде », Диомед передал Энею Палладиум и останки его отца Анхиса после того, как оракул предсказал ему бесконечные страдания, если это не будет сделано .
После смерти Париса эта же пара героев, согласно « Дневнику Троянской войны », была отряжена ахейцами в Трою с тем, чтобы обсудить условия мира . Однако после того, как эта миссия окончилась неудачей, Диомед был одним из бойцов, скрытно проникших в Трою в деревянном коне , с помощью которого город был взят .
Параллели Диомеда с Ахиллом
Антиковеды отмечают явный параллелизм двух греческих героев. Это сходство находит отображение в множестве нюансов:
- Из всех греков Ахилл и Диомед наиболее страшны для троянцев с союзниками. В разных частях, в зависимости от того, какой герой там присутствует, их последовательно называют первыми по силе и храбрости ;
- Только им лично покровительствует Афина. Ахилла она удерживает за волосы, чтобы не дать совершить безрассудный поступок, а Диомеду подаёт советы и в одном из эпизодов занимает роль возничей на его колеснице ;
- Афина в различных частях книги зажигает вокруг их голов пламя ;
- Оба носят доспехи работы Гефеста ;
- Оба героя на словах послушны богам и в то же время сражаются с ними. И Ахилл, и Диомед начинают бой с Аполлоном, но отступают, узнав соперника ;
- Оба страдают от несправедливого гнева Агамемнона и оба же его срамят перед другими воинами ;
- Каждый из них уверен, что мог бы взять Трою всего лишь с одним другом ;
- И тот и другой вступает в бой с Энеем, ранив его. От неминуемой смерти троянского героя спасают олимпийские боги ;
- Каждого из них Гектор рассматривает как основного врага, а также считает, что бой с ним будет решающим ;
- Ахилл и Диомед сражаются с Гектором. Однако, так как Гектор мог погибнуть один раз, то в битве с Диомедом он получает лишь несмертельный удар копьём в шлем ;
- Обоих героев ранит в пятку Парис .
Возвращение в Аргос
После взятия Трои Диомед вернулся домой в Аргос . По одной версии (у Аполлодора), это возвращение происходило спокойно и без приключений ; по другой, излагаемой в «Малых сравнительных жизнеописаниях» Псевдо-Плутарха , буря забросила его корабль к берегам Ликии , где царь Лик собирался принести ахейского героя в жертву Аресу. Однако царская дочь Каллироя сжалилась над Диомедом и устроила ему побег . Согласно мифам, в честь удачного возвращения Диомед построил храм Аполлона Эпибатерия («Мореходного») в Трезене , а также учредил Пифийские игры . В трагедии Еврипида « Орест » он выступал в защиту Ореста на суде над последним за убийство матери Клитемнестры и Эгисфа , которые до этого убили его отца Агамемнона .
По ещё одной версии, после возвращения в Аргос Диомеду сумела отомстить за своё ранение под Троей Афродита. Она внушила жене Диомеда Эгиалее страсть к любовникам и ненависть к мужу. Эгиалея, заручившись поддержкой Эгисфа, который незадолго до этого убил Агамемнона и захватил царскую власть в Микенах, сумела свергнуть мужа. Диомеда обвинили в том, что он захотел изгнать из города знатных граждан и заселить на их место родичей своего отца — этолийцев. Этой клевете поверили и приговорили свергнутого царя к смерти. Диомед был вынужден бежать из родного города .
Диомед в Этолии и Италии
Отплыв из Арголиды с оставшимися преданными ему друзьями, Диомед отправился на родину своего отца в Этолию . Там он вернул царство своему деду или дяде, которых до этого сверг Агрий . По другой версии, Диомед совершил этот подвиг ранее — ещё в качестве царя Аргоса. У Страбона, со ссылкой на труды Эфора , приведена история, как во время этолийского похода Диомеда Агамемнон легко захватывает Аргос. Впоследствии он вынужден вернуть власть, дабы не потерять союзника в предстоящей Троянской войне .
По пути Диомед убил дракона, опустошавшего землю феаков на острове Керкира . После корабль с Диомедом попал в бурю и был отнесён к берегам Италии в область Апулии . Там он становится союзником царя Давна и помогает ему победить мессапов . В благодарность за помощь ахеец получил в жёны царскую дочь Евиппу . У них родились сыновья Диомед и Амфином . В Италии, где привнесённый греческими колонистами культ Диомеда прижился, с его именем связывали основание ряда городов ( Ланувия , Брундизия , * , Беневента , Венузии , Канусия , Салапии и др.) и святилищ .
Утвердившись в Италии, Диомед избегал участия в войнах. Так, согласно « Энеиде » Вергилия , он отклонил предложение послов Латина присоединиться к их войне с Турном . Послы, ожидавшие увидеть неистового героя Троянской войны, сталкиваются с усталым человеком, для которого Золотой век — это прежде всего отсутствие трудов, в том числе и ратных . Согласно другим источникам периода Римской империи , Диомед посещал своего бывшего соперника Энея, с которым помирился .
Сведения о смерти Диомеда в мифах разнятся. Согласно древнегреческим представлениям, он получил бессмертие от Афины, либо перенесён вместе с Ахиллом на острова блаженных . В более поздней традиции, когда его культ прижился в Италии, получили распространение мифы о несправедливом отношении к нему со стороны тестя, гибели спутников Диомеда после его естественной смерти или убийства по приказу Давна , души которых Зевс превратил в птиц . В версиях, в которых Давн или его сын Юн подло убивают Диомеда, они предстают олицетворением коварства варваров .
Проклятие Диомеда
По одному из мифов, Диомед был обойдён своим союзником Давном при разделе добычи и не получил полагающейся ему земли. Тогда он проклял эту территорию . Именно на «Диомедовой равнине» и произошла в 216 году до н. э. битва при Каннах , где римляне потерпели наиболее сокрушительное поражение за всю историю от основания города .
Образ в искусстве
Помимо упоминавшейся выше трагедии Еврипида «Орест», в античной литературе Диомед стал действующим лицом трагедии « Рес », долгое время ошибочно приписывающейся тому же автору . Он действует в « Аргонавтике » Аполлония Родосского — в части, посвящённой отрезку путешествия героев, проходившему по Адриатике .
Данте Алигьери в « Божественной комедии » поместил Диомеда вместе с Одиссеем в восьмой ров восьмого круга ада, в качестве наиболее ярких представителей лукавых советчиков. Двум персонажам античной мифологии вменили в вину хитрость, с помощью которой Ахилла увезли под стены Трои (к которой согласно мифам Диомед отношения не имел), неправедный гнев с которым оба друга шли в бой, похищение палладиума и др.
Диомед изображён в трагедиях Джефри Чосера и Уильяма Шекспира « Троил и Крессида » где авторы весьма вольно передаёт античные мифы, вводя в текст отсутствующие в них события. У Шекспира Диомед предстаёт воином, относящимся к судьбе Елены с точки зрения последствий её любви: « За каплю каждую её порочной крови / В её развратном теле отдал жизнь / Троянец или грек. Поверь царевич: / За жизнь свою произнесла едва ли / Блудница эта больше добрых слов / Чем пало добрых за неё голов! » Именно ему в конечном итоге достаётся Крессида. Женщина вынуждена подчиниться его силе не только физически, но и духовно, забыв о своей любви к Троилу . Ранение Диомедом богини любви Афродиты в западноевропейской литературе воспринимали аллегорией на целомудрие и религиозный фанатизм, отвергающих силу любви .
Ещё более вольно описывают Диомеда современные писатели-фантасты Андрей Валентинов и Олди в книгах «Диомед, сын Тидея» и « Одиссей, сын Лаэрта » соответственно.
В античном изобразительном искусстве похищение Диомедом Палладиума было представлено в росписи афинского Акрополя ; его изображение работы Полигнота украшало лесху (здание совета) в Дельфах . Известно о статуях Диомеда, воздвигнутых в Метапонте , Сибарисе , Аргириппе и других городах . В поздней Античности распространение получили геммы с сюжетом похищения Палладиума; широко известна одна из них, так называемая гемма Феликса, выполненная греческим мастером для римского заказчика в I в. до н. э. Её внешний облик — с Диомедом, покидающим Трою со скульптурой Афины в руках и встречающим его Одиссеем — был популярен в эпоху Возрождения и многократно воспроизводился разными авторами. Канону этой геммы следует, в частности, семейная гемма Медичи «Диомед и Палладиум», однако не исключено, что оба произведения имели общий образец — картину Полигнота в пропилеях афинского Акрополя или описанную у Плиния Старшего вазу работы Пифея . Мотив Диомеда использован в двух эскизах Леонардо да Винчи , ему же следуют позы обнажённых юношей с потолка Сикстинской капеллы .
Образ Диомеда как богоборца — в частности, эпизод его боя с Афродитой — нашёл широкое отражение в изобразительном искусстве начиная со второй половины XVIII века (до этого тема, по-видимому, считалась слишком смелой). Среди авторов, воспроизводивших этот сюжет — Габриэль-Франсуа Дуайен («Венера, раненая Диомедом», 1761) и . Часто картины изображают не сам бой, а бегство раненой Афродиты с поля боя на колеснице, управляемой Иридой .
В науке
Именем Диомеда назван крупный троянский астероид Юпитера (1437) Диомед , обнаруженный 3 августа 1937 года немецким астрономом Карлом Рейнмутом . Также Диомед стал эпонимом нескольких кораблей военно-морского флота Великобритании и США.
Комментарии
- Согласно Павсанию основал храм Афины «Остроглядящей» в Аргосе , храм Афины Анемотиды («Владычицы ветров») в Мофоне, Мессении . Источники упоминают также об основанных Диомедом храмах Афины на Кипре и в аттическом городе Прасии .
- , Астиноя , царя Гипенора , сыновей Евридама Абаса и Полиида , сыновей Фенопса Ксанфа и Фоона , сыновей Приама Хромия и Эхемона , Пандара , Аксила , Калезия , Долона , Фимбрея , двух сыновей Мерена
- Согласно некоторым источникам, убитое ахейцем чудовище было колхидским драконом, прежде охранявшим золотое руно и привезённым колхами к феакам .
- Это проклятие может быть и предсмертным - в этом случае Диомеда не только обделяют землёй, но и предательски убивают .
Примечания
- , "Описание Эллады. Книга II. Глава 24 (2)".
- , "Описание Эллады. Книга IV. Глава 35 (8)".
- Королёв К., Лактионов А. Диомед // Античная мифология. Энциклопедия. — М. : Мидгард, 2004.
- ↑ , "Диомед", с. 314.
- ↑ Maria Cecilia d’Ercole. // Mediterranean Myths from Classical Antiquity to the Eighteenth Century (англ.) / Edited by Metoda Kokole, Barbara Murovec, Marjeta Šašel Kos, Michael Talbot. — Znanstvenoraziskovalni center SAZU, 2010. — P. 23—35. — ISBN 978-961-254-178-1 .
- : [ 3 января 2023 ] / В. В. Файер // П — Пертурбационная функция. — М. : Большая российская энциклопедия, 2014. — С. 96. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 25). — ISBN 978-5-85270-362-0 .
- , с. 110.
- ↑ , с. 8—14.
- , с. 125—126.
- , "Мифологическая библиотека. Книга III. VII (2)".
- , "Адраст", с. 39.
- , "Описание Эллады. Книга II. Глава 30 (10)".
- , "Мифологическая библиотека. Книга III. X (8)".
- , "81. Женихи Елены".
- , "Мифологическая библиотека. Книга III. X (9)".
- , "Описание Эллады. Книга III. Глава 20 (9)".
- , "Елена", с. 356—358.
- , "Троянская война", с. 999.
- Гомер . Песнь вторая // = Ιλιάς / Пер. Н. И. Гнедича . Строки 567—568
- , "Мифологическая библиотека. Эпитома III (12)".
- , "97. Кто пошёл воевать под Трою и на скольких кораблях".
- , с. 74.
- ↑ , "Диомед", с. 189.
- Гомер . Песнь восьмая // = Ιλιάς / Пер. Н. И. Гнедича . Строки 194—195
- Гомер . Песнь пятая // = Ιλιάς / Пер. Н. И. Гнедича . Строки 121—132
- , "114. Кто сколько убил, ахейцы".
- Гомер . Песнь пятая // = Ιλιάς / Пер. Н. И. Гнедича . Строки 15—19
- ↑ Гомер . Песнь пятая // = Ιλιάς / Пер. Н. И. Гнедича . Строки 144
- Гомер . Песнь пятая // = Ιλιάς / Пер. Н. И. Гнедича . Строки 148—151
- Гомер . Песнь пятая // = Ιλιάς / Пер. Н. И. Гнедича . Строки 152—158
- Гомер . Песнь пятая // = Ιλιάς / Пер. Н. И. Гнедича . Строки 159—165
- Гомер . Песнь пятая // = Ιλιάς / Пер. Н. И. Гнедича . Строки 291
- Гомер . Песнь шестая // = Ιλιάς / Пер. Н. И. Гнедича . Строки 12
- Гомер . Песнь шестая // = Ιλιάς / Пер. Н. И. Гнедича . Строки 18
- Гомер . Песнь десятая // = Ιλιάς / Пер. Н. И. Гнедича . Строки 446—457
- Гомер . Песнь одиннадцатая // = Ιλιάς / Пер. Н. И. Гнедича . Строки 316—320
- Гомер . Песнь одиннадцатая // = Ιλιάς / Пер. Н. И. Гнедича . Строки 329—333
- ↑ Гомер . Песнь десятая // = Ιλιάς / Пер. Н. И. Гнедича . Строки 475—553
- Гомер . Песнь восьмая // = Ιλιάς / Пер. Н. И. Гнедича . Строки 117—119
- Louden Bruce. (англ.) // 102nd Annual Meeting of the Classical Association of the Middle West and South. — Gainesville, Florida, 2006. — 6—8 April. 24 февраля 2021 года.
- Гомер . Песнь пятая // = Ιλιάς / Пер. Н. И. Гнедича . Строки 311—415
- Гомер . Песнь пятая // = Ιλιάς / Пер. Н. И. Гнедича . Строки 431—444
- Гомер . Песнь пятая // = Ιλιάς / Пер. Н. И. Гнедича . Строки 814—887
- Гомер . Песнь шестая // = Ιλιάς / Пер. Н. И. Гнедича . Строки 144—236
- , "Главк", с. 253.
- Гомер . Песнь двадцать третья // = Ιλιάς / Пер. Н. И. Гнедича . Строки 509—514
- , "Книга VI. 21 (232d)".
- Гомер . Песнь двадцать третья // = Ιλιάς / Пер. Н. И. Гнедича . Строки 820—825
- , "После Гомера IV. 100—101", с. 230.
- , "Мифологическая библиотека. Эпитома V (5)".
- , "Паламед", с. 274.
- Конон . . Дата обращения: 20 июля 2019. 17 августа 2019 года.
- , "Мифологическая библиотека. Эпитома V (8, 13)".
- , Оракулы Трои (l), с. 434.
- ↑ Schmitz L. // A Dictionary of Greek and Roman biography and mythology (англ.) / William Smith (Ed.). — Boston: Little, Brown and co., 1867. — P. 1024—1026.
- , "После Гомера XII. 316", с. 230.
- , "108. Троянский конь".
- , с. 121.
- ↑ , с. 122.
- ↑ , с. 123.
- , с. 123—124.
- , "Мифологическая библиотека. Эпитома VI (1)".
- ↑ // Реальный словарь классических древностей / авт.-сост. Ф. Любкер ; Под редакцией членов Общества классической филологии и педагогики Ф. Гельбке , Л. Георгиевского , Ф. Зелинского , В. Канского , М. Куторги и П. Никитина . — СПб. , 1885.
- , "Описание Эллады. Книга II. Глава 32 (2)".
- , "Орест. 898—901".
- , "Книга VII. Фрагмент 3".
- , "Книга X. II. 25".
- , "Мифологическая библиотека. Книга I. VIII (6)".
- , "175. Fuhbq".
- , с. 268.
- ↑ , "Метаморфозы. XXXVII".
- , "Римская история. Книга XIV. Гражданские войны. (Книга II) 20".
- , "Книга XII. 20".
- , "Александра. 592—593".
- , "Энеида. Книга XI. 238—295".
- Papaioannou S. (англ.) // Mnemosyne. — 2000. — Vol. 53, no. 2 . — P. 209—212. 14 августа 2019 года.
- Плутарх. Римские вопросы 10; Дион. Троянская речь 143
- , "Немейские песни. X. 5—10".
- , "Александра. 597—621".
- , "Книга VI. III. 9".
- , "Александра. 620".
- , с. 413.
- , с. 400.
- , "комментарии к 26-й песне "Ада"", с. 571—573.
- .
- Brumble David. // (англ.) . — Chicago: Fitzroy Dearborn publishers, 1998. — ISBN 1-57958-020-3 .
- Милованов В. В. // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. — 2010. — № 10 / том 54. — ISSN .
- Riddick M. (англ.) . Renaissance Bronze . Дата обращения: 14 августа 2019. 12 августа 2019 года.
- Schmadel, Lutz D. (англ.) . — Fifth Revised and Enlarged Edition. — B. , Heidelberg, N. Y. : Springer, 2003. — P. 115. — ISBN 3-540-00238-3 .
Литература
Античная литература
- Антонин Либерал . Метаморфозы // Вестник древней истории / Перевод с древнегреческого, вступительная статья и комментарии В.Н. Ярхо. — 1997. — № 3—4 .
- Аполлодор . / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича. — Л. : Наука, 1972.
- Аппиан . . — СПб. : Алетейя, 1994.
- Афиней . / Пер. Н. Т. Голинкевича. Комм. М. Г. Витковской, А. А. Григорьевой, Е. С. Иванюк, О. Л. Левинской, Б. М. Никольского, И. В. Рыбаковой. Отв. ред. М. Л. Гаспаров. — М. : Наука, 2003. — 656 с. — (Литературные памятники). — ISBN 5-02-011816-8 .
- Вергилий . // Буколики. Георгики. Энеида. — М. : Художественная литература , 1979.
- Гигин . / Перевод с латинского, комментарий Д. О. Торшилова под общей редакцией А. А. Тахо-Годи . — СПб. : Алетейя , 2000. — 360 с. — (Античная библиотека). — ISBN 5-89329-198-0 .
- Гомер . Илиада / пер. Н. И. Гнедича . Изд. подг. А. И. Зайцев . — Л. : Наука, 1990.
- Диодор Сицилийский . / Перевод, статья, комментарии и указатель О. П. Цыбенко.. — М. : Лабиринт, 2000. — (Античное наследие).
- Еврипид . Трагедии в 2 томах / пер. И. Ф. Анненский ; отв. ред. М. Л. Гаспаров ; вступит. ст. В. Н. Ярхо ; Российская академия наук [РАН]. — М. : Ладомир, 1999. — ISBN 5-86218-157-1 .
- Квинт Смирнский . После Гомера / Вступ. ст., пер. с др.греч. яз., прим. А. П. Большакова. — М. : Университет Дмитрия Пожарского, 2016. — 320 с. — ISBN 978-5-91244-158-5 . от 23 апреля 2019 на Wayback Machine
- Ликофрон . // Вестник древней истории / Перевод с древнегреческого и комментарий И. Е. Сурикова. — 2011. — № 1—2 .
- Павсаний . / Перевод и примечания С. П. Кондратьева под редакцией Е. В. Никитюк. Ответственный редактор проф. Э. Д. Фролов.. — СПб. : Алетейя, 1996. — ISBN 5-89329-006-2 .
- Пиндар . Немейские песни // / Пиндар; Вакхилид ; изд. подг. М. Л. Гаспаров.. — М. : Наука, 1980. — 503 с. — ( Литературные памятники ). — 50 000 экз.
- Страбон . / Перевод, статья и комментарии Г. А. Стратановского под общей редакцией проф. С. Л. Утченко.. — М. : Ладомир, 1994.
- Юстин . . — Издательство Санкт-Петербургского государственного университета, 2005. — 493 с. — ISBN 5-288-03708-6 .
Литература XIX—XXI веков
- Грейвс Роберт. . — М. : Прогресс, 1992. — 624 с. — (Антропология, этнография, мифология, фольклор). — ISBN 5-01-001587-0 .
- Данте Алигьери. Божественная комедия. Новая Жизнь ISBN 978-5-389-06131-6 . / Перевод с итальянского, вступительная статья и комментарии к "Божественной Комедии" Михаила Лозинского. — М. : Иностранка, Азбука-Аттикус, 2019. — 768 с. — (Иностранная литература. Большие книги). —
- Клейн Л. С. Анатомия Илиады. — СПб. : Издательство Санкт-Петербургского университета, 1998. — 560 с. — ISBN 5-288-01823-5 .
- Латышев В. В. Известия древних писателей о Скифии и Кавказе. Часть первая. Греческие писатели (продолжение) // Вестник древней истории. — 1947. — № 3 (21) . — С. 235—315 .
- // Реальный словарь классических древностей / авт.-сост. Ф. Любкер ; Под редакцией членов Общества классической филологии и педагогики Ф. Гельбке , Л. Георгиевского , Ф. Зелинского , В. Канского , М. Куторги и П. Никитина . — СПб. , 1885.
- Никола М. И. // Знание. Понимание. Умение. — 2015. — № 4 . — С. 271—283 . — ISSN .
- История греческой литературы / под редакцией С. И. Соболевского, Б. В. Горнунга, З. Г. Гринберга, Ф. А. Петровского, С. И. Радцига. — Москва • Ленинград: Издательство академии наук СССР, 1946. — Т. I.
- Циркин Ю. Б. Мифы Древнего Рима. — М. : Астрель, АСТ , 2000. — 560 с. — (Мифы народов мира). — ISBN 5-17-003989-1 .
- Ярхо В. Н. // Мифы народов мира / Главн. ред. С. А. Токарев . — М. : Советская энциклопедия , 1990. — С. 314.
- Ярхо В. Н. // Мифологический словарь / Главный редактор Е. М. Мелетинский . — М. : Советская энциклопедия, 1990. — 672 с. — ISBN 5-85270-032-0 .
- 2020-09-13
- 1