Interested Article - Еврейско-таджикский диалект

Евре́йско-таджи́кский диале́кт , также бухори и евре́йско-буха́рский ( перс. بخاری ‎ — buxārī , тадж. бухорӣ / buxorī ) — литературный и разговорный язык бухарских (среднеазиатских) евреев , один из еврейско-иранских языков . Фактически является одним из говоров северного диалекта таджикского языка , в частности самаркандского диалекта. Близок еврейско-персидскому языку .

В прошлом был распространён в основном в Узбекистане , прежде всего и в основном в Самарканде , Бухаре , Ташкенте , Шахрисабзе , в некоторых городах Ферганской долины , а также в сопредельных с Узбекистаном районах Таджикистана и частично Казахстана . Число говоривших на еврейско-таджикском диалекте в СССР до начала массовой репатриации бухарских евреев в Израиль в 1972 - 1973 годах составляло (по оценкам, основанным на советских переписях) примерно 30 000 человек. Сейчас больше всего носителей проживает в Израиле (более 100 000), США (более 70 000), в странах Европейского союза , в Канаде , Австралии и других странах. В Средней Азии осталось по разным оценкам менее 3 тысяч носителей еврейско-таджикского диалекта, из них почти все проживают в Узбекистане , частично в Таджикистане .

Еврейско-таджикский диалект принадлежит к северной группе диалектов таджикского языка и в таджикской диалектологии называется самаркандско-еврейским диалектом. В основном он близок самаркандско-бухарскому диалекту, а в речи бухарских евреев из Ташкента и Ферганской долины прослеживаются некоторые фонетические особенности ферганских диалектов.

Письменность

Еврейско-таджикский алфавит из газеты «Байроки михнат» (1930)

Еврейско-таджикский исторически пользовался еврейским алфавитом (так называемым восточным раши в письме и квадратным шрифтом в печати). В 1928—1940 годах письменный еврейско-таджикский язык в СССР пользовался латинским алфавитом.

Ранняя версия советской латиницы

a в d ә l n s r k m h t u x ş f p g o v z ⱨ ƣ q e c ç i j ә̦ ƶ

Поздняя версия советской латиницы :

A a, B в, C c, Ç ç, D d, E e, F f, G g, Ƣ ƣ, H h, I i, J j, K k, L l, M m, N n, O o, P p, Q q, R r, S s, Ş ş, T t, U u, Ū ū, V v, X x, Z z, Ƶ ƶ, Ә ә

В настоящее время печатная литература на еврейско-таджикском диалекте издаётся преимущественно на кириллице. В отдельных работах используется также латинский алфавит, близкий к узбекскому .

Современный кириллический алфавит

А а, Б б, В в, Г г, Д д, Е е, Ё ё, Ж ж, З з, И и, Й й, К к, Л л, М м, Н н, О о, П п, Р р, С с, Т т, У у, Ф ф, Х х, Ц ц, Ч ч, Ш ш, Ъ ъ, Э э, Ю ю, Я я, Ғ ғ, Ӣ ӣ, Қ қ, Ӯ ӯ, Ҳ ҳ, Ҷ ҷ

Современный латинизированный алфавит

A a, B в, C c, Ch ch, D d, E e, F f, G g, Gh gh, H h, I i, J j, K k, L l, M m, N n, O o, P p, Q q, R r, S s, Sh sh, T t, Ts ts, U u, U' u', V v, X x, Y y, Yi yi, Z z, Zh zh'

Таблица соответствия алфавитов
Кириллица Латиница
СССР
Латиница
Узбекистан
Еврейское
письмо
А а A a A a א
Б б B в B b בּ
В в V v V v ב
Г г G g G g ג
Д д D d D d ד
Е е E e Ye ye י‏ה
Ё ё Jo jo Yo yo יו
Ж ж Ƶ ƶ Zh zh
З з Z z Z z ז
И и I i I i א
Й й J j Y y י
К к K k K k כּ
Л л L l L l ל
М м M m M m ‭מ
Н н N n N n נ
О о O o O o אָ ,או
П п P p P p ‭פ
Р р R r R r ר
С с S s S s ס
Т т T t T t ת
У у U u U u או
Ф ф F f F f ף
Х х X x X x ‭כ
Ц ц Ts ts Ts ts צ
Ч ч C c Ch ch
Ш ш Ş ş Sh sh ש
Ъ ъ Ә ә ' ע
Э э - E e אה
Ю ю Ju ju Yu yu ו'
Я я Ja ja Ya ya ה'
Ғ ғ Ƣ ƣ Gh gh גה
Ӣ ӣ Ji ji Yi yi אײ
Қ қ Q q Q q ק
Ӯ ӯ Ū ū U' u' אה
Ҳ ҳ H h H h ה
Ҷ ҷ Ç ç J j

Лингвистическая характеристика

Фонетика и фонология

На фонологическом уровне еврейско-таджикский диалект характеризуется:

  • наличием фарингалов /ħ/ и /ʕ/, в том числе в словах несемитского происхождения,
  • отсутствием устойчивого /ī/,
  • набором специфических повествовательных, вопросительных и восклицательных интонаций, отличных от аналогичных интонаций в таджикском языке.

Морфология

На уровне морфологии еврейско-таджикский язык отличается:

  • типом окончаний перфекта: 3 л. ед. ч. rafte < raftaast (вместо самаркандского raftas ), 1 л. мн. ч. raftim < raftaam , 3 л. мн. ч. raftin < raftaand ;
  • типом глагольной системы (самаркандско-еврейская разновидность северного типа): имеются три новые формы по сравнению с основной разновидностью северной системы глагола:
    • длительное настоящее определённое время изъявительного наклонения с префиксом me- ( merafsode < merafta istodaast );
    • длительное настоящее определённое время предположительного наклонения ( merafsodage < merafta istodagist );
    • причастие на -gi длительного настоящего определённого времени ( merafsodagi < merafta istodagi ).

Синтаксис

Синтаксис еврейско-таджикского языка характеризуется, с одной стороны, большей свободой, с другой стороны, меньшим набором придаточных предложений. Лексика включает некоторое (по сравнению с рядом других еврейских языков — относительно небольшое) количество заимствований из древнееврейского как религиозно-ритуального, так и бытового характера ( šulħon — «низкий „восточный“ столик»), а также ряд слов иранского языкового фонда, вышедших из употребления в литературном таджикском языке, или обладающих в еврейско-таджикском более древней семантикой.

Образование и литература

До XIX в. литература бухарских евреев продолжала создаваться на классическом еврейско-персидском языке и была частью еврейско-персидской литературы. Первым памятником литературы бухарских евреев, написанным на языке, имеющем фонетические, морфологические и лексические характеристики еврейско-таджикского диалекта, является поэма Ибрахима ибн Аби-л-Хайра «Худойдоднома» («Книга о Худойдоде», начало XIX в.). Основы литературного еврейско-таджикского языка были заложены в конце XIX в. в Иерусалиме рабби Шимоном Хахамом (1843—1910), основателем своеобразной литературной школы, занимавшейся в основном переводами с иврита на еврейско-таджикский язык книг как религиозного, так и светского содержания, в том числе произведений восточноевропейской Хаскалы. С конца 1880 г. по 1914 г. в Иерусалиме было издано свыше 100 книг на еврейско-таджикском языке — результат интенсивного переводческого труда рабби Шимона Хахама и ряда его сподвижников и учеников. В России этого периода книги на еврейско-таджикском языке практически не публиковались, но в 1910-16 гг. в городе Скобелеве (ныне Фергана ) издавалась еврейско-таджикская газета «Рахамим».

В 1922-40 гг. в СССР существовала сеть школ на еврейско-таджикском языке. В 1920-30-х гг. выходил ряд периодических изданий (« Байроки михнат » и др.) и существовала художественная литература на этом языке (писатель М. Бачаев (Мухиб) и др.). С 1932 г. в Самарканде функционировал театр. Всякая культурная и педагогическая деятельность на еврейско-таджикском языке в СССР была прекращена в 1940 г., и он стал лишь языком устного общения. Это явилось одним из основных факторов, приведших к тому, что к 1970-м гг. молодое поколение предпочитало русский язык еврейско-таджикскому и в качестве разговорного, дети во многих семьях владели им лишь пассивно или не владели вовсе. В 1970-е гг. фактически лишь для старшего поколения членов общины бухарско-еврейский язык являлся языком, обслуживающим все сферы жизни. Для значительной части среднего поколения языком культуры является русский, а еврейско-таджикский язык остается лишь языком очага. Молодое поколение предпочитает русский язык еврейско-таджикскому и в повседневном бытовом обращении и часто затрудняется говорить на последнем. Дети во многих семьях лишь понимают язык, но не могут на нём говорить; немало семей, где дети уже не понимают родной язык родителей. Иными словами, с опозданием на одно поколение по сравнению с ашкеназской общиной СССР происходит тот же интенсивный ассимиляционный процесс, который происходил в последней в конце 1920-х — начале 30-х гг.

Издания на еврейско-таджикском языке спорадически выходили в Израиле в 1950-60-х гг. С репатриацией бухарских евреев в Израиль в 1970-х гг. начались регулярные передачи израильского радио на еврейско-таджикском языке. Сейчас Коль Исраэль ( ивр. קול ישראל ‎, рус. Голос Израиля ) вещает на еврейско-таджикском языке в 13:45 и в 23:00 по восточноевропейскому времени . С 1973 г. стал выходить ежемесячный бюллетень «Тхия», орган Союза выходцев из Бухары. В 1979 г. в Иерусалиме вышла на еврейско-таджикском языке книга стихов Мухиба (М. Бачаев) , а в 1981 г. в Тель-Авиве вышла книга стихов (уроженка Иерусалима , увезённая родителями в Бухару в детском возрасте; в 1934 г. вернулась в Палестину).

В XXI веке сохранением еврейско-таджикского языка занимаются преимущественно энтузиасты, такие как Арон Аронов .

Примечания

  1. . Дата обращения: 29 апреля 2017. 19 февраля 2017 года.
  2. jәcov kәlantәrof. şoә̦lәji inq'laв. — sәmәrqәnd — taşkent: ozвekistan dәvlәt nәşrijәti, 1928.
  3. B. N. Muloqandūv. Alefbe. — Toşkent: Naşrijoti Gosudarstvogiji Taәlimi Pedagogiji ŪzSSR, 1939.
  4. Роберт Пинхасов. . — Нью-Йорк, 2020. — С. 124—126. — ISBN 1936755114 . 2 апреля 2022 года.

Литература

  • Зарубин И. И . Очерк разговорного языка самаркандских евреев // Иран. — Т. 2. — Л., 1928.

Ссылки

Источник —

Same as Еврейско-таджикский диалект