Interested Article - Кацкари

Кацкари́ — искусственно формируемая с начала 1990-х годов субэтническая группа русских , к которой причисляется население численностью примерно в 2000 человек, проживающее в бассейне реки Кадки , на территории бывшего Кацкого стана (волости) (современные деревни и сёла Мышкинского , Угличского и Некоузского районов Ярославской области с центром в деревне Мартыново Мышкинского района). Конструирование новой идентичности во многом связано с деятельностью местного краеведа С. Н. Темняткина , утверждающего, что для жителей бывшего Кацкого стана характерны специфический говор и своеобразные черты традиционной культуры .

Об искусственной природе субэтнической группы кацкарей говорит тот факт, что ранее этноним «кацкари» местными жителями и их соседями никогда не употреблялся, кроме того, культура и быт жителей сёл Кацкого стана ничем не отличались от культуры и быта остального русского населения Ярославской области .

Широкую известность группа кацкарей получила благодаря многочисленным публикациям в интернете и в печатных изданиях.

Происхождение

Образование субэтнической группы кацкарей связывается её популяризаторами с автохтонным дославянским населением Кацкого стана . Своеобразие местного говора и культурно-бытовые особенности, сложившиеся у кацкарей, стали по мнению сторонников выделения данной этнолокальной группы следствием смешения в бассейне реки Кадки славянского и финно-угорского (мерянского) населения . В дальнейшем культурно-языковое обособление от остального русского этнического массива и интеграция кацкарей в единую группу происходили на протяжении нескольких веков в пределах административной единицы Кацкий стан, или Кацкая волость, известной по письменным источникам с XVI века. Подобный взгляд на историю формирования кацкарей позволяет сторонникам идеи кацкой идентичности выделять население Кацкого региона в этнографическом плане среди всех остальных соседних групп русских .

В ходе экспедиций 2013—2015 годов по Ярославской области , организованной специалистами по популяционной генетике , были взяты образцы ДНК у представителей 4 территориальных групп, включая лиц, относящих себя к кацкарям. В результате их анализа выяснилось, что по Y-хромосоме кацкари (в отличие от мологжан и сицкарей ) ничем не отличаются от коренных местных русских и входят в общий кластер восточнославянских популяций центра и европейской части России , а также украинцев и белорусов . Вероятнее всего, население Кацкого стана сформировалось в процессе низовой, Ростово-Суздальской, восточнославянской миграции . Возможные следы генофонда финно-угорских племён (предположительно, мерян ) или следы верховой, Новгородской, восточнославянской миграции обнаруживаются у потомков жителей Мологского района и города Мологи (по высокой частоте гаплогруппы N-M178 ) .

Местный говор

Одной из важных составляющих особенностей субэтноса кацкарей являются особенности их говора. Изначально кацкий идиом С. Н. Темняткин определял как «кацкий язык», в последние годы он стал чаще применять к нему термин «диалект». Лексика местного говора собрана в созданном местными энтузиастами и постоянно пополняемом словаре «кацкого языка». Словарные материалы кацкого говора регулярно публикуются в газете «Кацкая летопись» в рубриках «Великий могучий кацкий язык» и «Перед уроком». Прошедшие через обсуждение и принятые читателями газеты новые лексемы дополнительно включаются авторами в словарь. Принадлежность слов к кацкому говору определяется их распространённостью в речи местных жителей и одновременным их отсутствием в литературном русском языке . При таком подходе в словарь попадает не только диалектная, но и разговорная , просторечная , устаревшая лексика , а также слова , искусственно сконструированные формы и т. п. Статус кацкого идиома и его отличие от прочих русских говоров подчёркивается древним происхождением говора Кацкого стана, что выражается в якобы присутствующем в говоре мерянском языковом субстрате . Сами кацкари оценивают местный говор и формируемую на его основе письменную языковую форму как менее престижную в сравнении с литературным языком, нередко встречаются и негативные оценки местного говора .

К основным особенностям местного говора, многие из которых встречаются по всей территории севернорусского наречия , составители «Словаря кацкого диалекта» относят :

  • произношение гласного [о] после мягких согласных в безударном положении в корнях и флексиях как в предударных, так и в заударных слогах ( ёканье ): [в’о] сна́ «весна», зна́ [j’о] т «знает», варе́н’ [j’о] «варенье»;
  • произношение долгой твёрдой шипящей согласной [ш̅] на месте мягкой согласной [ш̅’] литературного языка : [ш̅] онúца ;
  • распространение гласной [е] на месте о литературного языка: дружéчек «дружочек», гнéздышко «гнёздышко»;
  • наличие j перед [е] в позиции начала слова: [jé] то «это»;
  • сохранение этимологической о в словах типа з [о] бо́та «забота», а также распространение на месте е гласных [о] и [и]: р [о] бя́та «ребята», б [и] сéда «беседа»;
  • наличие протетичных и эпентичных согласных в словах типа вздрáвствуй «здравствуй», жерздь «жердь»;
  • ассимилятивное прогрессивное смягчение согласного [к] в положении после парных мягких согласных, j и ч’ : ча [йк’] у́ «чайку»;
  • мягкость согласных р и з в случаях типа ве [р’] х «верх», бе [з’] дё́нной ;
  • ассимиляция по назальности групп бм > мм и дн > нн : о [мм] а́н «обман», оби́ [нн] о «обидно»;
  • наличие сочетания шн на месте чн и щн литературного языка: корúшневой «коричневый», нéмошной «немощный»;
  • распространение общей формы имён существительных и прилагательных в дательном и творительном падежах множественного числа : ра́дуюсь друзья́м «радуюсь друзьям», горжу́сь друзья́м «горжусь друзьями».
  • распространение окончания -ой у имён прилагательных мужского рода единственного числа : крáсн [ой] «красный», сúн’ [ой] «синий»;
  • наличие двусложных (дифтонговых) окончаний в косвенных падежах множественного числа имён прилагательных: на зел’он [оjо] м лугу «на зелёном лугу», гор’ач [еjи] х щец «горячих щец»;
  • наличие гласной ’о на месте ’а у имён существительных, заканчивающихся на -мя : вым’о «вымя»;
  • распространение постпозитивной частицы -от , употребляемой с именами существительными мужского рода: кóт-от ;
  • образование имён существительных, принадлежащих среднему роду , которые обозначают молодые существа, при помощи суффикса -онк- и флексии : ягн’ [онк] о «ягнёнок», роб’ [онк] о «ребёнок»;
  • распространение таких слов, как больнё «очень»; баять , бахорить «говорить»; глобка «тропка»; глумяной «древний»; зыкать «носить»; мантурица «труженица»; маскалить «идти»; неслетьё «холодное и дождливое лето»; хиз «ветер» и т. д.

Языческий миф

Согласно данным, которые публикует сайт «Этнографического музея кацкарей», жители Кацкого стана сохранили до наших дней «языческие мифы». Основной кацкий миф — о Белой Корове, которая является «поконницей» (гербом, символом) Кацкого стана (дата и место фольклорной записи в публикации не указаны) :

Зимой ли в стужу, в лето ли-неслетьё, в вёсеннюю ли бездорожь или при осенниех хизах — всёгда при струшненьях Сонцо-Белая Корова. С бёла до тёмки маскалит Белая Коровушка по нёбёсной глобке, зыкая на земь солнешную светлядь. Так было всёгда и так будёт впредь, покудова стоит наш мир, и самую крепкую клятву обязательнё бают на Сонце-Белоей Корове.

Светлядь с теплядью, радость да именьё, да и сама жизнь — всё ето передати Белоей Коровы. О том, хто щастливо живёт кацкари сглумяна бахорят: «Ну, к нёму Белая Корова примаскалила!», а глумяноё кацкоё здорованьё звучало так: «Пускай к тёбе примаскалит Белая Корова!»

А на зёмле, на кацкиех дворах, живут серёди людей еёные младшие сёстры — зёмные коровушки, такие жо мантурицы, дающие благополучие. Когда-то в кацкиех сёленьях обязательнё старалися завёсти онну на всех белоплёкую корову. Доглядывали: коли она вперёди стада с пастушни возвращалася — быть завтрашнему нню солнешныем, а делу подашливыем.

Современная история

Активная пропагандистская деятельность за признание кацкарей особой группой русского народа была начата С. Н. Темняткиным в 1992 году. С этого времени местные энтузиасты стали издавать посвящённую кацкарям газету «Кацкая летопись». Позднее они приступили к составлению словаря «кацкого языка», открыли в деревне Мартыново этнографический музей кацкого быта, организовали фольклорный театр кацкарей и создали сайт «Кацкая национально-культурная автономия» . Более того, по утверждению В. В. Барановой , проводившей полевые исследования в деревне Мартыново, у Кацкого Стана имеется собственный гимн, в котором упоминаются особая речь кацкарей и их древняя история, в местном детском саду и в школе (в 7, 8 и 9 классах) проводились занятия по «кацковедению». Тематика субэтнической идентичности присутствует также на сельских праздниках, отмечаемых в деревенском Доме культуры .

Кацкари, прежде всего жители Мартынова, относятся к деятельности краеведов скорее положительно, в частности, положительно расценивается наличие в деревне собственных газеты и музея. Принадлежность к кацкой субэтнической группе первоначально воспринималась местным населением с сомнением, в настоящее время кацкая идентичность, скорее всего, стала признаваться. Местное население осознаёт свою принадлежность к локальной группе и вместе с тем ко всему русскому этносу как к общности более высокого уровня .

Если в 1990-е годы и в начале 2000-х годов создание особой субэтнической группы было ориентировано в основном на местных жителей, то по мере усиления интереса к кацкарям в прессе и онлайн-изданиях С. Н. Темняткин и его последователи стали больше ориентироваться на внешнего потребителя. В деревне Мартыново были созданы туристические программы — туристам, прежде всего, городским жителям проводят экскурсии, показывающие скорее образ «русской деревни», чем особенности языка и культуры особой субэтнической группы .

См. также

Примечания

  1. Бузин В. С. , Егоров С. Б. Малые этнические и этнографические группы (Сборник статей, посвященный 80-летию со дня рождения профессора Р. Ф. Итса ) // Историческая этнография / Под ред. В. А. Козьмина . — СПб. : «Новая Альтернативная Полиграфия», 2008. — Вып. 3 . — С. 345 . — ISSN .
  2. Баранова В. В. // Антропологический форум / Главный редактор А. К. Байбурин . — СПб. , 2014. — № 21 . — С. 29—30 . — ISSN . 1 апреля 2022 года.
  3. Баранова В. В. // Антропологический форум / Главный редактор А. К. Байбурин . — СПб. , 2014. — № 21 . — С. 30 . — ISSN . 1 апреля 2022 года.
  4. Баранова В. В. // Антропологический форум / Главный редактор А. К. Байбурин . — СПб. , 2014. — № 21 . — С. 33 . — ISSN . 1 апреля 2022 года.
  5. Чухряева М. И. и др. // Генетика . — М. : Наука , 2017. — № 53 (3) . — С. 378–389 . — ISSN . — doi : . 27 января 2021 года.
  6. Баранова В. В. // Антропологический форум / Главный редактор А. К. Байбурин . — СПб. , 2014. — № 21 . — С. 30—34 . — ISSN . 1 апреля 2022 года.
  7. : [ 19.01.2022 ] // Этнографический музей кацкарей. — Мартыново. (Дата обращения: 8 апреля 2022)
  8. : [ 26.02.2020 ] // Официальный сайт Мышкинского муниципального района. — Мышкин. (Дата обращения: 8 апреля 2022)
  9. Бузин В. С. , Егоров С. Б. Малые этнические и этнографические группы (Сборник статей, посвященный 80-летию со дня рождения профессора Р. Ф. Итса ) // Историческая этнография / Под ред. В. А. Козьмина . — СПб. : «Новая Альтернативная Полиграфия», 2008. — Вып. 3 . — С. 345—346 . — ISSN .
  10. Баранова В. В. // Антропологический форум / Главный редактор А. К. Байбурин . — СПб. , 2014. — № 21 . — С. 31 . — ISSN . 1 апреля 2022 года.
  11. Баранова В. В. // Антропологический форум / Главный редактор А. К. Байбурин . — СПб. , 2014. — № 21 . — С. 34 . — ISSN . 1 апреля 2022 года.
  12. Баранова В. В. // Антропологический форум / Главный редактор А. К. Байбурин . — СПб. , 2014. — № 21 . — С. 35 . — ISSN . 1 апреля 2022 года.

Литература

  • Викторова К. В. Поморы и кацкари: формирование локальной и этнической идентичности у двух групп русскоязычного населения современной России // Полевая этнография: Материалы Междунар. науч. конференции / Под ред. В. А. Козьмина . — СПб. , 2004. — С. 92—96 .
  • Баранова В. В. Кацкий язык: конструирование идентичности в локальном сообществе // Этнографъ. — 2005. — № 4 . — С. 35—43 .
  • Баранова В. В. // Антропологический форум / Главный редактор А. К. Байбурин . — СПб. , 2014. — № 21 . — С. 27—36 . — ISSN . 1 апреля 2022 года.

Ссылки

  • : [ 05.02.2022 ] // Этнографический музей кацкарей. — Мартыново. (Дата обращения: 8 апреля 2022)
  • Шарова Т . : [ 10.02.2017 ] // Русский репортёр . № 29 (108). — 2009. — 30 июля. (Дата обращения: 8 апреля 2022)
  • Соловьёв Е . : [ 01.04.2022 ] // Независимая газета . — 2007. — 9 июля. (Дата обращения: 8 апреля 2022)
  • Голованов В . : [ 08.04.2022 ] // Русский мир . — 2015. — 1 июля. (Дата обращения: 8 апреля 2022)
Источник —

Same as Кацкари