Мод (шхуна)
- 1 year ago
- 0
- 0
«Святая Анна» — парусно-паровая баркентина типа «Филомель» ( англ. «Philomel»), использовалась несколькими британскими путешественниками, затем российской полярной экспедицией под руководством Г. Л. Брусилова при попытке прохождения Северного морского пути (1912—1914); пропала без вести в 1914 году.
Судно было спущено на воду в Великобритании 20 июля 1867 году на верфи в Пембрук-Док как четырёхпушечный военный корабль для военно-морского флота под названием «Ньюпорт» ( англ. HMS Newport). 31 марта 1868 года «Ньюпорт» был переквалифицирован в исследовательское судно и под командованием капитана Джорджа Нэрса ( англ. George Strong Nares) направлен для проведения гидрографических работ в Средиземном море . «Ньюпорт» выполнял работы по промеру глубин при строительстве Суэцкого канала и стал первым кораблём, прошедшим через канал после его официального открытия в ноябре 1869 года .
В 1881 году судно было выкуплено у Британского Адмиралтейства ( англ. Allen William Young).
Юнг ранее дважды, в 1875 и 1876 годах, использовал однотипное судно под именем «Пандора» в попытке преодолеть Северо-Западный проход за одну навигацию и попутно пролить дополнительный свет на всё ещё волновавшую его современников тайну гибели экспедиции Джона Франклина . Известный мореплаватель Джон Франклин за тридцать лет до того предпринял штурм Северо-Западного прохода на кораблях «Эребус» и « Террор » и пропал без вести.
В память об этих путешествиях Юнг переименовал «Ньюпорт» в «Пандора II» ( англ. Pandora II) и использовал в качестве яхты .
Яхту приобрёл английский судовладелец Либурн Пофам ( англ. F. W. Leybourne Popham) и переименовал в «Бленкатра» ( англ. Blencathra).
Пофам укрепил корпус судна, снабдив его тройной дубовой обшивкой, в результате толщина борта составила 27 дюймов (0,7 м). Старая 40-сильная паровая машина была заменена на современную, мощностью 400 индикаторных сил. Скорость хода под парами возросла с 5 до 7,5 узлов .
В 1890-х годах «Бленкатра» ходила к устью Енисея в составе торговых экспедиций под командованием английского капитана Джозефа Виггинса ( англ. ).
«Бленкатра» обеспечивала организацию резервных складов продовольствия по маршруту плавания экспедиции Нансена на « Фраме » и, таким образом, причастна к ещё одной героической арктической экспедиции.
В 1893 году в рейсе «Бленкатры» к берегам Сибири принял участие Фредерик Джексон . Джексон обследовал более 3000 миль побережья между Обью и Печорой . В 1895 году вышла его книга об этой экспедиции .
Кроме того, «Бленкатра» под командованием Виггинса работала по государственным российским подрядам при перевозке грузов для строительства Транссибирской железнодорожной магистрали .
В навигацию 1898 года в круизе «Бленкатры» по Баренцеву морю , с заходом на Новую Землю и остров Колгуев , принял участие известный шотландский натуралист Уильям Спирс Брюс . Результат своей исследовательской работы на «Бленкатре» Брюс опубликовал в 1899 году .
Полярные экспедиции Нансена , Пири , Амундсена и Скотта вызвали в России большой общественный интерес. В этой атмосфере морской офицер Георгий Львович Брусилов решил предпринять собственную арктическую экспедицию с целью первого прохода Северным морским путём под российским флагом .
В 1912 году Брусилов получил на службе отпуск и организовал своих ближайших родственников в акционерное зверобойное общество , предполагавшее извлечь прибыль из попутного зверопромысла в арктических широтах .
Для нужд экспедиции в Великобритании Брусилов за 20 тысяч рублей приобрёл «Бленкатру», несмотря на 45-летний возраст остававшуюся в хорошем состоянии. В. И. Альбанов позднее писал:
«…так сохранилась, что ей трудно дать больше 20 лет, как бы усердно не искать изъянов в её шпангоутах, бимсах, кницах и обшивках».
Репортёр петербургской газеты «Новое время» (выпуск от 18 июля 1912 года ) так описывал свои впечатления от посещения судна:
«…нас встретил старший помощник капитана лейтенант Андреев Н. С., проводил в салон, где кожаные кресла и диваны, рассказал о целях экспедиции… „Св. Анна“ построена в 1867 году, грузоподъёмность её 231 тонна, толщина бортов 27 дюймов, машина имеет мощность 400 индикаторных сил, ход 7—7,5 узлов… Пойдут вокруг Нордкапа, остановятся на 3—4 дня в Архангельске, далее — в Карское море, обойдут полуостров Ямал и будут стремиться обогнуть мыс Челюскин, и, если это удастся, перезимуют в устье реки Хатанги. Далее пойдут вдоль побережья Сибири к Берингову проливу…»
Судно было переименовано в честь основного инвестора экспедиции, Анны Николаевны Брусиловой (жены его дяди, московского землевладельца Бориса Алексеевича Брусилова) , выделившей 90 тысяч рублей . Под новым именем «Святая Анна» шхуна покинула Санкт-Петербург 28 июля ( 10 августа ) 1912 года.
В Александровске-на-Мурмане (ныне Полярный ) часть экипажа, включая судового врача, старшего помощника Н. С. Андреева, штурмана и нескольких матросов, отказалась от дальнейшего плавания.
На роль медика экспедиции по собственной инициативе вызвалась Е. А. Жданко (дочь генерала А. Е. Жданко и племянница начальника Главного гидрографического управления генерал-лейтенанта М. Е. Жданко ), имевшая квалификацию сестры милосердия .
Единственным штурманом экспедиции остался опытный Валериан Альбанов , до этого имевший опыт лоцмейстерского плавания в Енисейской губе и работы старшим помощником капитана на рейсовом пароходе в Баренцевом море .
В окончательно сформированном экипаже из 24 человек было всего семь профессиональных моряков, включая Брусилова и Альбанова .
28 августа ( 10 сентября ) 1912 года шхуна отправилась в дальнейший путь, имея запас продовольствия на 18 месяцев. Дополнительное снабжение предполагалось добывать охотой. 4 ( 17 ) сентября 1912 года шхуна прошла в Карское море , но уже на следующий день проход во льдах, по которому они шли, оказался закрыт. Шхуна с переменным успехом пробивалась во льдах от полыньи к полынье, но уже 27 сентября ( 10 октября ) 1912 года стал последним днём, когда она двигалась самостоятельно. Шхуна оказалась зажатой льдами у западного побережья Ямала на широте 71°45', и под сильным южным ветром начался дрейф ледового поля с вмёрзшим судном; вместо намеченного курса на восток, судно начало продвигаться в северном и северо-западном направлении .
К лету 1913 года «Святую Анну» вынесло севернее Новой Земли . Попытки пропилить в ледяном поле канал до ближайшей полыньи оказались неудачными, и судну пришлось готовиться ко второй зимовке. Неопределённость положения усиливала разногласия среди экипажа. В сентябре 1913 года произошел конфликт между Брусиловым и Альбановым, в результате которого Альбанов сложил с себя полномочия штурмана.
К началу 1914 года шхуну вынесло уже севернее Земли Франца-Иосифа . Несмотря на удачную охоту во время первого года плавания, стала ощущаться нехватка многих продуктов и топлива, ожидался голод .
10 ( 23 ) апреля 1914 года в точке с координатами 82°55,50′ с. ш. 60°45′ в. д. Валериан Альбанов покинул шхуну вместе с частью команды, чтобы пешком достичь обитаемой земли. Тринадцать человек вместе с Брусиловым остались на корабле. Поскольку план экспедиции Брусилова не предполагал пеших походов, то всё оборудование и снаряжение пешей группы — семь байдарок , закреплённых на санях и меховая одежда — было самодельным, изготовленным людьми без опыта полярных переходов в кустарных условиях на борту «Святой Анны». Питание состояло в основном из сухарей и не соответствовало уровню физической нагрузки .
На судне осталось десять членов экипажа. Через некоторое время матросы Пономарев, Шабатура и Шахнин сочли путь непосильным для себя и вернулись обратно на судно. В итоге последний экипаж «Святой Анны» состоял из 13 человек :
Дальнейший путь на лыжах, санях и байдарках продолжили:
Альбанов планировал добраться до архипелага Земля Франца-Иосифа , где, как он знал из книги Нансена , располагалась база арктических экспедиций Джексона , и там дождаться проходящего судна. Предстояло преодолеть около 160 километров.
3 мая матрос Баев ушел на разведку и не вернулся, поиски не дали результата.
Проводимые Альбановым по пути астрономические наблюдения и вычисление координат неожиданно показали, что полярников вместе со льдом быстро уносит в сторону от цели. Это было ранее неизвестное Восточно-Шпицбергенское течение.
29 июня члены экспедиции вышли на южный берег мыса Мэри Хармсуорт (остров Земля Александры ), где увидели свободное ото льда море. На десять человек оставалось лишь две байдарки и отряд вынужденно разделился две партии, одна из которых пошла на байдарках, а другая — на лыжах вдоль берега. За время пути в береговой партии заболел и умер матрос Архиреев. Воссоединились обе группы на (остров Земля Георга ). Следующей точкой встречи был назначен (остров Земля Георга ). Пять человек на байдарках прибыли в условное место и ожидали береговую партию, но безуспешно.
Далее байдарки пошли к острову Белл и достигли его 5 июля . В пути заболел и умер матрос Нильсен. 7 июля обе байдарки направились к мысу Флора . Поднявшийся сильный северный ветер унес в море байдарку с матросами Луняевым и Шпаковским, об их дальнейшей судьбе неизвестно. Второй байдарке удалось вернуться к острову Белл.
Наконец, 9 июля байдарке Альбанова и матроса Александра Конрада удалось добраться до старой базы Джексона на мысе Флора (остров Нортбрук , Земля Франца-Иосифа ). В результате сноса льдов Восточно-Шпицбергенским течением, с момента оставления «Святой Анны» они прошли более четырёхсот километров за почти три месяца.
15 июля Конрад в одиночку (Альбанов был к тому времени тяжело болен) отправился на мыс Гранта для поисков пропавшей береговой партии. Никаких следов ему обнаружить не удалось.
20 июля к мысу Флора подошла шхуна « » (экспедиции Седова ) под командованием Н. М. Сахарова и спасла Альбанова и Конрада, единственных выживших в экспедиции Брусилова.
К 1914 году сразу три русские арктические экспедиции Г. Л. Брусилова, Г. Я. Седова и В. А. Русанова считались пропавшими без вести. 18 января 1914 года Совет министров дал указание морскому министерству предпринять их поиски . Главным гидрографическим управлением были организованы несколько поисковых экспедиций.
В западной спасательной экспедиции под руководством капитана 1-го ранга Исхака Ислямова участвовали четыре судна: барк « », пароход « », паровые шхуны « » и « ». «Эклипс» под командованием Свердрупа должен был пройти на восток Северо-Восточным проходом , а остальные суда — осмотреть район Новой Земли и Земли Франца-Иосифа .
Для поисков впервые в мировой истории использовалась полярная авиация: лётчик Ян Нагурский на гидросамолёте « Farman MF.11 » исследовал с воздуха льды и побережье Новой Земли на протяжении около 1060 километров .
«Эклипсу», в свою очередь, потребовалась помощь по время зимовки 1914—1915 годов у северо-западного побережья полуострова Таймыр . Эвакуацию части моряков с «Эклипса» произвела сухопутная экспедиция на оленях под руководством Н. А. Бегичева . Освободившись от льдов, «Эклипс» достиг острова Уединения и осенью 1915 года поднял на нём российский флаг.
Шхуна « » под командованием Ислямова на своём пути к острову Нортбрук разминулась с возвращавшимся в то же время в Архангельск «Святым Фокой» с Альбановым и Конрадом, но записка Альбанова, оставленная им на базе Джексона на мысе Флора , была обнаружена Ислямовым.
С восточной стороны поиск был поручен судам гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана под руководством капитана 2-го ранга Б. А. Вилькицкого . Восточная экспедиция также пыталась задействовать воздушную разведку, однако гидросамолёт «Генри-Фарман» лётчика потерпел аварию в первом же пробном полёте в бухте Эмма ( Провидения ) на Чукотке и далее не использовался .
В течение 1914—1915 годов экспедиционные ледокол-пароходы « Таймыр » и « Вайгач » (командир П. А. Новопашенный ) преодолели весь Северо-Восточный проход от Владивостока до Архангельска , впервые сделав это в направлении с востока на запад.
В течение двух лет поисков не удалось обнаружить следов «Святой Анны». В сентябре 1915 года все спасательные экспедиции вернулись в Архангельск, поиски были прекращены.
В 1919 году Альбанов пытался убедить Верховного правителя России адмирала А. В. Колчака — в молодости участвовавшего в экспедиции Э. В. Толля — организовать новую поисковую экспедицию, но не преуспел в этом и вскоре сам погиб при не до конца выясненных обстоятельствах .
В 2010 году под руководством Олега Продана была организована первая за долгий срок поисковая экспедиция, в ходе которой на острове Земля Георга (Земля Франца-Иосифа) были найдены человеческие останки и предметы, предположительно принадлежащие пропавшей береговой партии группы Альбанова . Среди них были : карманные часы, ложка с инициалами «П. С.» (возможно, принадлежавшая матросу Павлу Смиренникову — в таком случае останки, вероятно, тоже его), самодельные тёмные очки из бутылочных стёкол, три винтовочных патрона 1910—1911 годов выпуска и т. д. Многие из найденных вещей упоминаются в дневнике Альбанова.
18 апреля 2016 г. в районе о-ва Белый в Карском море возле полуострова Ямал произошла катастрофа вертолёта Robinson R-66 с участниками экспедиции «По следам двух капитанов». Члены экипажа вертолета: руководитель экспедиции Олег Продан (директор национального парка «Онежское Поморье» ), командир воздушного судна Алексей Фролов (ген. директор компании «Мириталь») и опытный пилот-любитель Михаил Фарих (ген. директор компании «ММС», внук известного советского полярного летчика Фабио Фариха ), погибли в результате множественных телесных повреждений .
Доставленные Альбановым материалы экспедиции Брусилова позволили систематизировать сведения о течениях, определить границы материковой отмели, выявить подводный жёлоб Святой Анны на границе между Карским и Баренцевым морями.
На основании наблюдений Альбанова во время пешего перехода выявлена закономерность дрейфа льдов в юго-западном направлении и открыто Восточно-Шпицбергенское течение.
Группа Альбанова независимо от Умберто Каньи обнаружила мифичность и . Для навигации Альбанов располагал только устаревшей картой Юлиуса Пайера 1874 года , приведённой в книге Нансена , где эти острова ещё были обозначены.
После ухода группы Альбанова и сокращения числа зимовщиков, оставшиеся запасы продовольствия на судне оценивались как достаточные на срок до середины 1915 года . Вероятность быть раздавленной льдами, на основании опыта предыдущих зимовок, оценивалась как минимальная. О причинах исчезновения судна выдвигалось несколько гипотез, ни одна из которых не получила фактического подтверждения:
Альбанов написал книгу воспоминаний. Впервые издана в 1917 году в России, в 1925 году на немецком и французском языках в Германии (с предисловием Л. Л. Брейтфуса ), в 2000 году на английском в США и с тех пор неоднократно переиздавалась. Дневник Конрада был издан после его смерти (в 1940 году ) как приложение к книге Альбанова.
Алексеев Д., Новокшонов П. // Вокруг света : журнал. — 1978. — № 8 (2634) .