Interested Article - Московское религиозно-философское общество

Моско́вское религио́зно-филосо́фское о́бщество па́мяти Влади́мира Соловьёва (МРФО) — основано в Москве в 1905 году (по другим данным в 1906 году ) . Собрания общества прекратились в июне 1918 года .

История возникновения

Идея общества возникла в начале 1905 года. Ему предшествовала религиозно-философская секция Студенческого историко-филологического общества, созданная при Московском университете в 1902 году профессором Московского университета князем С. Н. Трубецким . В создании МРФО также участвовало «Христианское братство борьбы». Формально общество было зарегистрировано в ноябре 1905 года уже после смерти князя Сергея Трубецкого . Ближайшее участие в его организации приняли С. Н. Булгаков , В. П. Свенцицкий , Е. Н. Трубецкой, В. Ф. Эрн и московская меценатка Маргарита Кирилловна Морозова . Первым председателем общества был избран Григорий Алексеевич Рачинский (1859—1939), литератор, переводчик и философ, редактор последних томов Собрания сочинений Вл. С. Соловьёва , редактор Собрания сочинений Фридриха Ницше , близко стоявший к кругам московских символистов и в особенности к Андрею Белому . Рачинский был родственником Морозовой — женат на её двоюродной сестре Т. А. Мамонтовой. E. H. Трубецкой отзывался о нём как личном глубоко преданном друге В. С. Соловьёва, разносторонне образованном человеке. Субсидировала общество также М. К. Морозова.

На первом заседании вновь открытого общества, состоявшемся ещё до его официального утверждения в ноябре 1905 г., с докладом «Христианское отношение к собственности» выступил В. Ф. Эрн. 21 ноября 1905 г. с докладом «Христианское братство борьбы и его программа» выступил В. П. Свенцицкий. Устав общества был зарегистрирован лишь 1 августа 1906 г. При обществе был создан музей Владимира Соловьёва, и многие выступления были окутаны атмосферой почитания его философии. Собрания общества происходили в домах Морозовой на Смоленском бульваре , 26/9, Знаменка , 11, Новинский бульвар , 103, Мёртвый переулок , 9, а также в «Польской библиотеке» ( Милютинский переулок , 18), в Политехническом обществе ( Малый Харитоньевский переулок , 4), в Московском городском народном университете имени А. Л. Шанявского ( Миусская площадь ), в Синодальном училище ( Большая Никитская улица , 14), в Богословской аудитории Московского университета, в Коммерческом институте ( Большая Серпуховская улица , Стремянный переулок , 28), в Большой Соборной палате Епархиального дома (Каретный ряд, Лихов переулок, 6) .

Организаторы МРФО рассчитывали на дальнейшее распространение своей инициативы в других городах, по их мысли подобные религиозно-философские объединения, «должны явиться первоначальными точками, вокруг которых будут накопляться религиозные силы, а затем — и это еще важнее — органами самосознания религиозного движения, так сказать, его мозгом» . С ноября 1906 года до мая 1907 года количество участников увеличилось с 40 до 300 человек. Всего было организовано 15 закрытых заседаний и 16 публичных лекций, которые посещали от 250 до 600 человек. Духовные лидеры общества приветствовали Февральскую революцию 1917 года , некоторое время витала идея Религиозно-философской академии в Москве. Однако по мере радикализации политических настроений в стране настроение докладчиков подверглось изменению: так темой доклада Сергея Дурылина на лекции 29 апреля 1918 года стал «Апокалипсис и Россия» .

Версию создания общества в 1905 году, озвученную исследователями С. M. Половинкиным, В. Кейданом, подробно анализирует и подвергает сомнению Яна Владимировна Морозова. По её мнению, МРФО могло возникнуть не раньше 1906 года, и его создание она приурочивает к несостоявшемуся приезду французского философа Анри Бергсона по вине главы московских философов Л. М. Лопатина , уклонившегося от хлопот по приёму французского учёного в Москве и организации приветственных речей и докладов на французском языке .

Однажды прошёл слух, что Бергсон, знаменитый французский философ , очень интересуется русской философией и желал бы побывать в Москве, Лев Михайлович, зная, что он сам тогда должен был принять Бергсона, дать ему возможность прочесть доклад в Психологическом обществе и обменяться с ним мыслями и что всё это надо сделать на французском языке, категорически воспротивился этому и сумел отговориться, хотя знал французский язык. Дело в том, что это событие потребовало бы от него большого напряжения, усиленной работы, вообще большой затраты сил. Все окружающие очень досадовали на него за это. Вообще, благодаря такому патриархальному духу и характеру Л. М., он не оказывал достаточного влияния на молодёжь того времени, несмотря на свой ум и свой философский талант…

М. К. Морозова, «Мои воспоминания», «Наше наследие», 1991, № 6, стр. 104.

Чтобы не зависеть от инертности философов-чиновников, и было решено Маргаритой Морозовой организовать Московское религиозно-философское общество памяти Владимира Соловьёва .

Участники общества

Общество было разнородным по составу: наряду с православными участниками «Кружка ищущих христианского просвещения» здесь присутствовали символисты (Андрей Белый, Вяч. Иванов и др.), теософы и антропософы . Первое публичное заседание 5 ноября 1906 г. с докладом С. Н. Булгакова « Достоевский и современность» собрало более 500 слушателей. Затем последовали рефераты Д. Д. Галанина «Мое религиозное мировоззрение», В. Ф. Эрна «Методы исторического исследования и „Сущность христианства“ Гарнака » и В. П. Свенцицкого «Террор и бессмертие». За неимением своего печатного органа его участники публиковались в журналах « Вопросы философии и психологии », « Русская мысль », «Московский еженедельник» и т. д. В 1910 году его членами было учреждено философское издательство «Путь». Кроме этого, с марта 1907 года при обществе был создан «Вольный богословский университет» усилиями В. П. Свенцицкого и В. Ф. Эрна . Наиболее значительными были доклады С. Н. Булгакова , князя Е. Н. Трубецкого , В. Ф. Эрна , Н. А. Бердяева . Среди прочих ораторов были С. А. Алексеев (Аскольдов) , Андрей Белый, С. Н. Дурылин , В. В. Зеньковский , Вяч. Иванов, Г. А. Рачинский, В. П. Свенцицкий, С. М. Соловьёв , С. Л. Франк , П. А. Флоренский , П. П. Блонский , Б. А. Грифцов , Б. Г. Лундберг, А. А. Сидоров , Б. Г. Столпнер , С. И. Гессен , Лев Шестов . В 1914 году перед участниками общества выступил индийский музыкант и философ проф. Инайят Хан о чем он вспоминает в своей автобиографии. По отзыву евразийца Н. С. Арсеньева о собраниях МРФО:

Это была религиозность, но в значительной степени (хотя и не исключительно) вне-церковная или, вернее, не-церковная, рядом и с церковной, а главное, вливалась сюда порой и пряная струя «символического» оргиазма, буйно-оргиастического, чувственно-возбужденного… подхода к религии и религиозному опыту.

Н. С. Арсеньев, «Дары и встречи жизненного пути». Франкфурт-на-Майне, 1974, с. 61—63.

Но доминирующим умонастроением участников было православие .

Заключительное заседание Московского религиозно-философского общества произошло 3 июня 1918 года . Докладчиком выступал С. Н. Булгаков, его тема — «На пиру богов (Современные диалоги)». Бывшими участниками общества осенью 1919 года была основана «Вольная академия духовной культуры» (инициатор Н. А. Бердяев). Академия просуществовала до момента высылки из России в августе-сентябре 1922 года группы деятелей науки, культуры и философии на так называемом « философском пароходе » .

Примечания

  1. Половинкин С. M. Философские и религиозно-философские общества и кружки . Институт Философии Российской Академии Наук. Дата обращения: 21 августа 2012. 29 сентября 2012 года.
  2. Морозова, Яна . Московское Религиозно-Философское Общество памяти Вл. Соловьёва: вопросы возникновения . Дата обращения: 21 августа 2012. 25 июня 2012 года.
  3. «Религиозно-философское общество памяти Владимира Соловьёва» // Москва. Энциклопедический справочник. — М.: Большая Российская Энциклопедия . — 1992.

Литература

  • / сост., предисл., комм. С. В. Черткова. — М.: Кучково поле, 2017. — 472 с.
  • Набокина М. Е. Структурные и организационные особенности Московского религиозно-философского общества памяти Владимира Соловьёва // Вестник Московского городского педагогического университета. Исторические науки. — 2013. — № 1. — С. 50–56.
  • Ермишин О. Т. Православные идеалы в Московском религиозно-философском обществе памяти Вл. Соловьёва // Вестник ПСТГУ. — 2007. — Вып. 2. — С. 58–60.
  • Ермишин О. Т. Московское религиозно-философское общество памяти Вл. Соловьёва: Хроника русской духовной жизни // Литературоведческий журнал. — 2011. — № 28. — С. 210–267.
  • Морозова Я. В. Московское религиозно-философское общество памяти Вл. Соловьёва: вопросы возникновения // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. — 2008. — Т. 9. — № 2. — С. 181–191.
  • Соболев А. В. К истории Религиозно-философского общества памяти Владимира Соловьёва // Историко-философский ежегодник'1992. — M., 1994.
  • Арсеньев Н. С. О московских религиозно-философских и литературных кружках и собраниях начала XX века // Воспоминания о Серебряном веке. — М., 1993.
Источник —

Same as Московское религиозно-философское общество