Interested Article - Гризелли, Итало Орландо

Итало Орландо Гризелли ( итал. Italo Orlando Griselli , в Италии чаще Итало Гризелли , в России Орландо Оливерович Гризелли ; 10 августа 1880 , Монтескудайо , Тоскана 4 августа 1958 , Флоренция ) — итальянский скульптор .

Биография

Родился в крестьянской семье, изучал технические дисциплины в Пизе . В 1903 г. перебрался во Флоренцию, где стал учиться на бесплатных курсах при Флорентийской академии художеств . В 1904 г. принял участие в конкурсе на памятник Джузеппе Верди в Милане , удостоившись почётного упоминания жюри. Дебютировал в 1905 г. на выставке во Флоренции, представив ряд бюстов других молодых флорентийских деятелей искусства, в том числе Альдо Палаццески и Джованни Папини .

В 1907 г. для монументального мемориального комплекса Витториано в Риме создал аллегорическую статую «Тоскана», в 1910—1911 гг. работал над скульптурной группой «Воинская доблесть» ( итал. Il valore militare ) римского .

В 1911 г. впервые посетил Россию, приняв участие в конкурсе проектов памятника Александру II . С 1915 г. жил в Петрограде . Исполнял заказы итальянского посольства в России, сотрудничал с Императорским фарфоровым заводом . Выполнил бюст великого князя Константина Константиновича для установки в российских военно-учебных заведениях, бюст балерины и др. Скульптура «Кузнецы» (1916) хранится в собрании Русского музея . Публиковал рисунки и карикатуры на военные темы. В 1918 г. участвовал в Выставке этюдов в Художественном бюро Надежды Добычиной (вместе с Н. Альтманом , Ю. Анненковым , М. Шагалом и др.) .

Открытие памятника Софье Перовской в Петрограде. Фото В. Буллы . В первом ряду стоят З. И. Лилина (с сыном Стефаном), А. В. Луначарский, Орландо Гризелли и Н. А. Морозов

В 1918 г. стал автором памятника (бюста) Софьи Перовской перед Николаевским вокзалом Петрограда, открытого 29 декабря 1918 года , — вероятно, первого советского памятника женщине . Согласно воспоминаниям Анатолия Луначарского , «когда открыта была кубически стилизованная голова Перовской, то некоторые прямо шарахнулись в сторону, а З. Лилина на самых высоких тонах потребовала, чтобы памятник был немедленно снят» . Как указывает М. А. Чегодаева , «ничего особенно „футуристического“ в работе О. Гризелли не было», хотя «голова С. Перовской представала несколько огрублённой, может быть, несколько экспрессионистичной » . Тем не менее, исполнительный комитет Петроградского совета рабочих депутатов в апреле 1919 г. постановил «в трёхдневный срок снять так называемый памятник Перовской, совершенно не отвечающий своему назначению», что и было сделано. По мнению Чегодаевой, тем самым «впервые, во всяком случае в русской истории, произведение искусства было „казнено“ не по политическим и не по идеологическим, а по сугубо художественным мотивам».

До 1921 г. жил в Петрограде, вёл преподавательскую работу, женился. В 1921 году вместе с женой выехал из РСФСР, некоторое время жил в Берлине и Париже, знакомясь с новостями в жизни искусства. В 1923 г. вернулся в Италию, обосновавшись во Флоренции. Первой большой работой Гризелли по возвращении на родину стал памятник павшим в Первой мировой войне в его родном городке Монтескудайо (1924), выполненный в неоклассической манере, с бронзовой статуей Персея в центре композиции. В 1926 и 1928 гг. участвовал в Венецианской биеннале с аллегорическими бронзовыми скульптурами, в 1931 и 1935 гг. — в Римской квадриеннале . С 1928 г. преподавал во Флорентийской академии художеств, с 1937 г. — в Академии Альбертина в Турине . В 1935 г. осуществил проект скульптурной группы « Арно со своей долиной» ( итал. L’Arno e la sua valle ) для нового здания флорентийского железнодорожного вокзала. Проект памятника королеве Маргарите был удостоен в 1936 г. премии Сан-Ремо, памятник был установлен в 1940 г. в городе Бордигера , где королева умерла. Наиболее известная работа Гризелли этого периода — статуя «Гений фашизма» ( итал. Il genio del fascismo ; 1939), установленная перед Дворцом канцелярий ( итал. Palazzo Uffici ) в Квартале всемирной выставки : обнажённый мускулистый юноша, поднимающий правую руку в фашистском приветствии. После поражения фашистской Италии во Второй мировой войне скульптура была переименована и называется теперь «Гений спорта» ( итал. Genio dello Sport ), а на её руки были добавлены цестусы (боевые перчатки) .

В послевоенные годы работал как живописец, публиковался в журналах L’Ultima и Arte mediterranea . В 1952 г. выпустил книгу стихов ( итал. Nove poesie ). Последняя работа Гризелли — бронзовая статуя Иоанна Крестителя (1957—1958), установленная в пизанском Баптистерии .

Галерея

Примечания

  1. Franco F. GRISELLI, Italo // (итал.) — 1960. — Vol. 59.
  2. Савельев Ю. Р. Итальянские скульпторы в России начала XX века и Царское Село // Россия и Италия. Общие ценности. Сборник научных статей. XVII Царскосельская конференция. 28-30.11.2011. — СПб.: Серебряный век, 2011. — С. 423—432.
  3. Крусанов А. В. Русский авангард. 1907—1932. Исторический обзор. — Том II. Книга 1. Футуристическая революция. 1917—1921. — М.: Новое литературное обозрение, 2003. — С. 114.
  4. Крусанов А. В. Русский авангард. 1907—1932. Исторический обзор. — Том II. Книга 1. Футуристическая революция. 1917—1921. — М.: Новое литературное обозрение, 2003. — С. 67.
  5. от 2 сентября 2019 на Wayback Machine // « Смена », 17.08.2015.
  6. Луначарский А. В. Силуэты. — М.: Молодая Гвардия, 1965. — С. 85.
  7. Чегодаева М. А. Там, за горами горя: поэты, художники, издатели, критики в 1916—1923 годах // СПб.: Д. Буланин, 2002. — С. 222.
  8. . Дата обращения: 12 апреля 2019. 8 мая 2019 года.

Ссылки

  • от 12 апреля 2019 на Wayback Machine // Dizionario Biografico degli Italiani, Volume 59 (2002).
Источник —

Same as Гризелли, Итало Орландо