Interested Article - Парыгин, Алексей Борисович

Алексе́й Бори́сович Пары́гин (род. 2 декабря 1964 , Ленинград ) — российский художник: живописец, график, художник книги, скульптор, педагог , эссеист . Кандидат искусствоведения (2002) . Исследователь искусства: автор статей по истории печатной графики и монографии Искусство шелкографии. XX век. История, феноменология, техники, имена (2010). Коллекционер графики. Куратор ряда выставок и арт-проектов, в т.ч. — Город как субъективность художника (2020). Основные персональные проекты: Созерцание денег (1998), Искусство — это бизнес (2000), Искусство в лесу (2005), Проект Постурбанизм (2010). Автор социально-философской концепции — Постурбанизм .

Биография

Отец — Борис Дмитриевич Парыгин (1930, Ленинград — 2012, Санкт-Петербург). Российский философ и социальный психолог . Учился на философском факультете ЛГУ (1948—1953) . Доктор философских наук (1967), профессор (1966). Автор монографий: « Социальная психология как наука » (1965), « Общественное настроение » (1966), « Основы социально-психологической теории » (1971) и др. Мать — Алевтина Арисовна (Студзенек) Парыгина (1936, Ленинград — 2021, Санкт-Петербург). Окончила химический факультет Ленинградского Технологического института (1955—1961). Научный сотрудник НИИ синтетического каучука имени С. В. Лебедева . Впоследствии, работала как социолог .

Алексей Парыгин родился в Ленинграде. Окончил графический факультет РГПУ им. А.И. Герцена (1982—1989), учился с перерывом на службу в СА (1983—1985). Дипломная работа — серия авторских цветных шелкографий « Город ». До института посещал студию В. И. Суворова на Лиговском пр. (1982). Начальное художественное образование — ДХШ № 2 (1976—1981) .

Организатор и участник художественной группы « Союз № 0 » (1986—1989.) и творческой сквот -мастерской Невский-25 (1987—1990) . Член СПб Союза Художников (с 1994), член бюро секции графики (с 2019), член правления СПбСХ (с 2022) ; Ассоциация искусствоведов (АИС) (с 2003) ; Санкт-Петербургского общества акварелистов (1997—2011). По данным Государственного музейного каталога РФ (на 15.01.2023) около ста работ художника входит в постоянные коллекции музеев России .

Лауреат международного конкурса Образ книги в номинации Книга художника: за проект « Город как субъективность художника » (Москва, 2023) ; за книгу « Цветные звуки » (2022) . Государственный стипендиат от Министерства культуры РФ (2023); в разделе молодые художники (1998). Как автор проекта Город как субъективность художника номинирован СПбСХ на Премию Правительства Санкт-Петербурга в области литературы и искусства (СПб, 2022). За серию цветных литографий награжден серебряной медалью 5-й Казанской международной биеннале печатной графики «Всадник» ( ГМИ РТ . Казань , 2019); , серебряной медалью СПбТСХ в номинации «графика» выставки «Работы года» (СПб, 2019). Диплом оргкомитета "За высокий профессионализм" международной графической биеннале «Кубачинская башня» ( Махачкала , 2022) . Лауреат выставки «Печатная графика художников СПб» ( СПб СХ , 2020); международного фестиваля графики «UNI Graphica 2019» ( КХМ им. Ф. А. Коваленко . Краснодар, 2019).

Живёт и работает в Санкт-Петербурге . Творческая мастерская (с 1994 г.) в Доме Бенуа , на Петроградской .

Семья

Дочь — Мария Алексеевна Парыгина (р. 1994, Санкт-Петербург).

Характер творчества

Голова/ Знак/ Автопортрет . 2004 г., 80 х 60 см, б., коллаж, см. техника.
Созерцание денег (папка). 1997 г., 31 х 38,5 см, б., см. техника.

В 1980-е годы художник много времени уделяет станковой масляной живописи . Работая на пленэре с натуры и в мастерской. Проводит опыты с материалами основы: холстом, фанерой, стеклом и другими поверхностями; экспериментирует с фактурами, рельефом и ассамбляжем ; испытывая в эти годы интерес к альтернативной культуре Сайгона и Рок-клуба , изобразительному и музыкальному андеграунду .

Из рецензионной статьи (1988) Александра Каменского на выставку Ленинград, история, люди :

Они составляют новую поэтику, которая невольно спорит с привычными эстетическими стереотипами. Например, всем нам кажется само собой разумеющимся восторженное преклонение перед классической красотой Петербурга-Ленинграда, его гармонией и державным величием. И на этой выставке встречаются вариации подобного образного строя. Но вот висит «Ночной Невский» А. Парыгина. Грубо-шершавая фактура, темная бездна. Во мраке вспыхивают тревожные огни, они порождают резкое душевное напряжение. Ни о каком царственном великолепии городского ландшафта и не помышляешь — оно не то чтобы отбрасывается или отрицается, но уходит куда-то за кулисы, уступая место драматизму современного мироощущения. Изображен-то не «город-музей» для любопытствующих экскурсантов, а среда жизни наших дней, где ищут, любят, борются, страдают. Это и определяет восприятие…

Art is a Business/ Business ist Kunst . 2015 г., 5 композиций, 150 Х 120 см (каждая), х., акрил, см. техника.

Михаил Герман , отзываясь на один из проектов художника (Равноденствие, 1991), писал: «…с моей точки зрения очень серьезная, достойная и профессиональная выставка. Приятно, что ощущается основательная культура цвета, …есть настойчивое стремление выразить свои ощущения жизни, свое художественное видение.»

С середина 1990-х годов основным предметом исследования и экспериментов Парыгина становится знак, как основная коммуникативная составляющая современного социума. Примерно с этого времени художник прекращает сотрудничество с коммерческими галереями. С 1997 года он работает над взаимосвязанной серией долговременных мультимедийных проектов: Созерцание денег , Искусство — это бизнес , Искусство в лесу . Из статьи Николая Благодатова :

Его произведения свидетельствуют о высокой культуре, эрудиции и вкусе, поэтому, кажется, трудно отдать чему-либо предпочтение. Тем более что он любит работать «вариантами» над той или иной «пластической темой», как он сам выражается, в разных техниках, возвращаясь к ней в разные периоды творчества. Он считает, что «пластическая тема» — это знак «пластического состояния», которое, возникая, воплощается в таких случаях совершенно по-разному, сохраняя основное — знак. Наверное, этот знак совсем по-соссюровски содержит в себе и обозначаемое, и обозначающее.

Популяризируя свои идей Парыгин отдал дань мейл-арт коммуникации, участвуя в частности, в «Brain Cell Mail art Project» Рёсуке Коэна , ряде проектов Андре Робера и др.

Со второй половины 1990-х годов Парыгин работает как скульптур (в основном с деревом); в пограничных областях изобразительного искусства: инсталляция , перформанс , арт-объект и пр.

Позиция художника в отношении сформировавших его изобразительный язык личностей и сущностей:

Если подытожить, то « Pink Floyd » повлиял на направленность моих интересов в искусстве и формирование творческого почерка ни как не меньше, чем живопись Рембрандта , Сезанна или Ван Гога , Моранди или Раушенберга . Скорее гораздо больше.

Постурбанизм как идея

PostUrbanism Nature . Фрагмент фотодокументации перформанса 10 августа 2017.

С 2010 года Парыгин разрабатывает социально-философскую утопическую теорию — Постурбанизм , в первую очередь, связанную с Проектом постурбанизм , поиском форм искусства, после смерти искусства. На русском языке Манифест постурбанизма впервые опубликован осенью 2010 года , в 2018 году — на французском языке в ар-брют журнале Revue Trakt в статье Idée et Manifeste (Идея и Манифест). Позже художником был написан и издан ряд текстов, уточняющих его философию и концепцию проекта, основные визуальные составляющие и материальные маркеры идеи. Из статьи Алексея Парыгина:

Обращаясь к сегодняшнему дню, постурбанизм, как нео-футуристический проект, говорит о возможном будущем современной цивилизации, перспективах и формах существования человека в урбанистической и природной среде. Древнейшие артефакты свидетельствуют — люди архаичных культур стремились к органичному сосуществованию с внешним миром, к симбиозу, даже к растворению в нем. Не только не стремясь подавить или подчинить себе дикую природу, но считая интеграцию за великое благо. Постурбанизм — проект, отрицающий стилизаторство и прямую постмодернистскую цитатность, построен на сущностном проникновении в язык протоискусства, как формы коммуникации — является авторским размышлением над вопросом вариативности будущего.

Графика

С конца 1970-х гг. художник занимается станковой и малоформатной графикой , коллажем , графическим дизайном; автор ряда экслибрисов .

PostUrban XXXIII . 2019 г., бумага, высокая печать, см. техника, 55 x 40 cм.

Печатная графика

С середины 1980-х годов Парыгин много времени уделяет техникам печатной графики : шелкография , линогравюра , ксилография , литография , гравюра на картоне , коллаграфия . С 1985 по 1995 гг. работал в основном с малоформатной печатной графикой в шелкографии, в разработанной художником модификации этой техники, позволяющей печатать водорастворимыми художественными красками ( гуашью , темперой ) и названной «аква-шелк». Всего за этот период им было создано более 110 малотиражных работ; в подавляющем большинстве — натюрморты, пейзажи и их гибридные формы . Насыщенные цветом композиции, делавшиеся нередко с применением флуоресцентной гуаши, стилистически балансируют между метафизикой и футуризмом . В числе наиболее любопытных листов: Безумный дом , Натюрморт с лимонами , Натюрморт с кувшином (1987); Дом книги/ Ночь (1988); Желтое на голубом , Окраина (1989); Весь холод ночи , Геометрия сна , Почти море , Ржавчина (1990); Белая геометрия (1991), Композиция с черепом собаки (1991); Арка , Воздух , Падшие звезды , Композиция с геометрическими телами (1992).

Окраина . 1987 г., 7 × 11.5 см, б., автошелкография.

В 1990—1991 гг. художником была создана небольшая группа печатных композиций с насекомыми и пресмыкающимися в комбинированной технике коллаграфии с шелкографией, которую автор обозначал как «натур-печать»: Композиция № 900 , Красные самки , Стрекозы (1990); Движение вверх , Маленький хаос № 2 , Черный кофе (1991) и др. Во второй половине 1990-х гг. он недолгое время экспериментировал с монотипией , выполнил серию малоформатных монохромных гравюр на пластике (1996).

В 2016 г., после десятилетнего перерыва, Парыгин создает серию 2-3-х цветных линогравюр Proto — около 40 геометризированных модульных композиций относительно небольшого размера (42 х 30 см по листу). В 2016—2017 гг. работает над серией Clouds — малоформатные цветные листы, отпечатанные высокой печатью , часто в смешанной технике: гравюра на фанере, линогравюра, гравюра на картоне. По представлению автора, на ассоциативном уровне название серии абстрактных композиций подсознательно отсылает, как к современным cloud computing , так и к альбому Obscured by Clouds (1972) группы Pink Floyd .

В 2018—2019 гг. печатает десять монохромных и цветных литографских композиций, под корневым названием Relict , в большинстве отпечатков вводя цветную трафаретную подкладку. В 2019—2020 гг. делает небольшую серию Something (Нечто) — цв. шелкографии на черной бумаге и работает над протяженной (более 100 композиций) серией цветных гравюр PostUrban — группа работ, как и три предыдущие концептуально связанная с авторским проектом Постурбанизм .

Цикл из четырёх авторских книг художника (1989—1990)
The Birth of the World . 2018 г., 9 разворотов книги, 21,5 Х 31 см (каждый), б., см. техника

Книга художника

С 1989 года Парыгин занимается книгой художника . Самые первые издания, задуманные и осуществленные в мастерской Невский-25 , совмещали визуальный ряд с авторским поэтическим текстом написанным верлибром : Песок , Цветные звуки , Зеленая книга (1989), Моя мансарда (1990) . Цветовое решение строф и общая образная структура этих книжек в значительной мере апеллирует к визуальной поэзии . Особенностью перечисленных изданий является декларируемое автором личное выполнение работы вручную, включая все технические этапы, от макета до тиража. Книга Красные Карлики. Л. — 1990. Тираж — 14 (8+3) нумерованных и подписанных экз. — единственное издание 1980-1990-х выполненное художником не на свои тексты — на стихи А. Вермишева. Работа, по характеру пластического решения и использованным материалам, заметно отличающаяся от первых четырех изданий .

В 1997 году Парыгин, после семилетнего перерыва, возвращается к форме книги художника, но уже на иной основе. Подавляющее большинство последующих изданий выпускается в рамках авторского проекта: Книга как объект созерцания и почти полностью лишено вербальной составляющей . Через знаковую пластику, цвет и форму художнику важно показать развитие заявленной в заглавии темы, воспринимаемой не столько через смысловую нагрузку слова, сколько через эмоциональное переживание и осмысление последовательно воспринятого изобразительного ряда. В числе изданий: Созерцание денег (1997), 312 / 20 Искусство это бизнес Бизнес . (2000), Искусство это бизнес / Бизнес это искусство (2001), Книга ночи (2000), Эгоцентризм / Геометрия (2004), Дыр бул щыл (2011), The Sea (2011), Posturbanism (2012), Absolute & Relative (2015), Eclipse (2015), BOTANY (2015), VECTOR/ Homage to Bruno Munari (2017), Rhythm (2017), Red Noise (2017), More (2017), Geometry (2018), The Birth of the World (2018) и др.

За три десятилетия работы в этом виде искусства Парыгиным было создано около сорока тиражных и уникальных книжных объектов. В двухтысячные годы он часто принимал участие в значительных групповых изданий подобного формата: Книга на острие современного искусства . М., СПб. — 2013 ; Metamorphosis . LS Van Abbemuseum . — 2013 ; Маяковский—Манифест . СПб-М. — 2014 ; Книжное пламя / Book Fire . М. — 2015 ; Странник Гумилёв . М. — 2016 ; Jubilaeus. LS Van Abbemuseum . — 2018 ; Русский Букварь . М. — 2018 ; Поэзия неведомых слов. Вариации в кириллице . М. — 2019; ИЛИ@ЗДА . М. — 2019 ; Гагарин. Обретая крылья . М. — 2021 .

Групповые проекты

Участник международных арт-проектов, фестивалей и пленэров: «Кубачинская башня» ( Кубачи , Амузги , Махачкала . Дагестан 2022) , «Artisterium XII» ( Кутаиси , Тбилиси . Грузия , 2019) ; «Музей для друзей» ( Липецк , 2019); «Облака» (Арт-деревня Витланд. Балтийская коса , 2018); «Печатная графика» ( Свияжск , Казань . Татарстан , 2016); «Crna Gora u očima ruskih slikara» ( Бар . Черногория , 2012); «Warszawa w budowie — architektura XXI w malarstwie» ( Варшава , 2011) и др.

Руководитель студии авторской печатной графики AP-TM Printmaking при издательстве Тимофея Маркова (СПб) , с которой сотрудничали художники СПб и Москвы: М. С. Карасик , Г. М. Кацнельсон , А. П. Белкин , В. Н. Филиппов , М. В. Погарский , Е. Новикова, А. О. Флоренский , О. А. Флоренская , В. Б. Ремишевский и другие. (2012—2014). Продолжительное время работал над несколькими издательскими проектами совместно с Георгием Ковенчуком .

Кураторские проекты

Город как субъективность художника . футляр с титульным листом, 2020

Инициатор и организатор крупного проекта в формате livre d’artiste Город как субъективность художника (2019—2020) и серии одноименных выставок.

В работе над реализацией проекта издания Город как субъективность художника приняли участие тридцать пять известных художников из Санкт-Петербурга (24), Москвы (9), Нижнего Новгорода (1) и Казани (1): Владимир Качальский , Валерий Мишин , Александр Борков , Валерий Корчагин , Виктор Ремишевский , Алексей Парыгин, Виктор Лукин , Марина Спивак , Михаил Погарский , Игорь Иванов , Григорий Кацнельсон , Леонид Тишков , Андрей Корольчук , Гафур Мендаголиев , Кира Матиссен , Пётр Перевезенцев , Элла Цыплякова , Ян Антонышев , Михаил Молочников , Дмитрий Каварга , Игорь Баскин , Борис Забирохин , Евгений Стрелков , Анатолий Васильев , Василий Власов , Александр Позин , Вячеслав Шилов , Надежда Анфалолва , Екатерина Посецельская , Андрей Чежин , Игорь Ганзенко , Юрий Штапаков , Александр Артамонов , Анастасия Зыкина , Вася Хорст .

Преподавательская работа

Эксперимент по экстрасенсорному восприятию цвета. 23 октября 2018. СПб/ Курс Цветоведение. СПб ГУПТД

Преподавательская работа с 1988 года.

Преподаваемые курсы: рисунок на кафедре графики и скульптуры РГПУ им. А.И. Герцена , руководство дипломными работами (2020-2021; с 2023). Цветоведение , печатная графика , НИР на кафедре Графического дизайна в СПб ГУПТД (2018—2019). Макетирование, основы композиции, основы скульптуры в Институте ландшафтной архитектуры СПбГЛТУ (2017—2019). Курс живописи и курс рисунка на кафедре Дизайн интерьера (Институт дизайна и искусств) СПб ГУТД (2003—2012), для которых была разработана концепция обучения и рабочие программы 1 по 4-й курсы . Основой методического подхода к системному обучению стала сумма обобщенных живописно-пластических идей раннего европейского и русского авангарда . Курс живописи в Дизайн школе при СПГУТД (СПб, 2004—2009). Авторский курс «Основы экспертизы графических произведений искусства» на кафедре искусствоведения СПб ГУП , курс композиции , руководство дипломными работами (1995—2001).

Публичные лекции

Лобачевский Lab . Н-Н . Лекция «Книга художника: муки и экстаз» (фото — Лана Конокотина ). 22.09.2022

Алексей Парыгин автор отдельных публичных лекций, семинаров и мастер-классов по истории авторской печатной графики и книги художника , участник круглых столов по теории и мифологии искусства. В том числе: лекции «Постурбанизм: вчера, сегодня, завтра» (01.04.2023, Библиотека книжной графики . СПб) ; курса из пяти занятий «Книга художника в Отделе эстампов РНБ» (2023, Отдел эстампов и фотографий РНБ . СПб) ; серии мастер-классов «Книга художника» (2023, Дом Бенуа . СПб) ; курса из пяти лекций «Наслаждение, доступное многим. История печатной графики» для лектория Русского музея (29 сентября, 13 октября, 10 ноября, 15 декабря, 29 декабря 2022. Михайловский замок . СПб) ; лекции «Стать коллекционером и не разориться?» для mArs Росбалт (2022, СПб ) ; лекции для Лобачевский Lab (2022, Нижний Новгород ) ; лекции «Деньги как Бог Искусство как Деньги» для Пространства на Малой Посадской (2022, Институт философии человека РГПУ . СПб) ; лекции «Краткая история шелкографии как искусства, от начала до нашего времени» (2022, Кубачи ); курса о печатной графике «Теория и практика эстампа» для KGallery (2022, СПб) ; «Книга художника и печатная графика». Телемост Санкт-Петербург — Краснодар, Ростелеком (2019, СПб) ; «Постурбанизм как концепция будущего». Галерея изобразительного искусства имени Давида Какабадзе. Кутаиси . — 2019, 15 июня, суббота. 15.00-16.00. (В рамках арт-фестиваля «Artisterium XII» ; круглый стол «Частная мифология (конструкция и деконструкция)», галерея Борей (2015, СПб) лекции «История шелкографии от зарождения до наших дней» (2014, СПб) ; лекции «Искусство шелкографии в XX веке» для Библиотеки книжной графики (2011, СПб) и др.

Конференции

Музейные собрания

Выставки

С 1986 года участник более 250 выставок, проходивших в России (СПб, Москва, Ростов-на Дону, Казань, Нижний Новгород, Калуга, Архангельск, Саратов и др.), Нидерландах ( Гронинген , Эйндховен ), Германии ( Киль , Гамбург , Ахен ), Гватемала (Сан Педро Карча), Италии ( Неаполь , Рим , Кальтаниссетта ), Испании ( Бильбао ), Черногории ( Бар ), Латвии ( Рига ), Польше (Варшава), Китае (Пекин), Мексике (Мехико), Индии, Бразилии ( Баже ), Эфиопии ( Аддис-Абеба ) и др. В 1990—1994 совместная выставочная работа с А. Корольчуком .

Персональные выставки

Групповые выставки

Библиография

Обложка/ Парыгин А. Б. Искусство шелкографии. XX век . — СПб. , 2010.

В числе приоритетных научных интересов Парыгина: искусство авангарда ; авангард как школа; европейское абстрактное искусство 1945—1955; Герхард Хёме, Фриц Винтер, Вилли Баумейстер , художники группы Zen 49. История техник авторской печатной графики, в первую очередь — шелкографии . Вопросы первенства использования шелкографии в качестве техники искусства; региональные школы и ранняя история процесса; хронология и география его распространения в мире; взаимосвязь новейших течений и технологических новаций в искусстве . Шелкография в искусстве США, Канады и Кубы (1920-60-е), в европейском искусстве: Германия, Англия, Франция, Финляндия (1930-60-е) и СССР, искусстве Китая .

Парыгин автор первого в России фундаментального искусствоведческого исследования по истории и феноменологии творческой шелкографии . Результаты опубликованы в двух монографиях (2009, 2010). Первая книга вышла под названием «Шелкография как искусство. Техника, история, феноменология, художники» летом 2009 года (подписано в печать 30.6.2009) в издательстве СПб ГУТД (тир. 500 экз., мягкая обложка), без иллюстраций. Второе издание, опубликованное тем же издательством, с несколько иным названием, — «Искусство шелкографии. XX век. История, феноменология, техники, имена» с доработанным текстом и дополненное цветными иллюстрациями, вышло в 2010 году (тир. 300 экз., мягкая обложка) .

Образно говоря, если несколько абстрагироваться от детализации и сюжетной конкретики, то творческая шелкография родилась в конце 1930-х годов, через соединение формальных идей раннего европейского авангарда и передовой печатной технологии (обладавшей древнейшими восточными корнями) на практически белом листе американского искусства, что является одним из первых примеров тотального взаимопроникновения, взаимовлияния и взаимозависимости в искусстве эпохи глобализации.

Монографии

Статьи

Автор более ста статей по истории графики и вопросам современного искусства, опубликованных на русском, английском, немецком, французском и португальском языках; написанных, в том числе, о художниках СПб ( Н. Ф. Лапшине , О. А. Лягачеве , Ю. К. Люкшине, А. И. Куинджи , В. М. Конашевиче , А. А. Корольчуке , М. А. Копылкове, Н. И. Кофанове , Б. Н. Кошелохове , Г. В. Ковенчуке , С. В. Ковальском , Л. В. Кабачеке , Г. М. Кацнельсоне , А. В. Каплуне , Л. К. Казбекове , Т. С. Кернер и других) для немецкого академического справочника Allgemeines Künstlerlexikon Die Bildenden Künstler aller Zeiten und Völker (AKL) издательства Walter de Gruyter .

Интервью

Каталоги

Рецензии

Коллекция графики

Примечания

Ссылки

Источник —

Same as Парыгин, Алексей Борисович