Interested Article - Минимализм (мода)
- 2021-05-05
- 1
Минимализм (от лат. minimus — наименьший) — направление в моде , связанное с использованием минимальных визуальных средств . Развитие минимализма как устойчивой тенденции связывают с костюмом и модой второй половины XX века. Наиболее важными этапами в развитии минимализма в моде считаются периоды 1960-х и 1990-х — 2000-х годов . Несмотря на то, что минималистическую моду рассматривают как единую систему , костюм разных периодов использовал различные элементы и различные стилистические методы. Отсутствие формального единства не позволяет рассматривать модный минимализм как стиль .
Общая характеристика и термин
Минимализм рассматривают как одно из базовых течений в костюме и моде . Его определяют как направление, связанное с использованием схематичного (часто геометрического ) силуэта, сложного структурного кроя и локальных цветов ( белый , красный , желтый ). В то же время, единство возможных характеристик минимализма является спорным . Художественная вариативность не позволяет определить минимализм как стиль . Исследователи обращают внимание, что универсальных признаков минимализма, в том числе в моде, не существует. Минималистические принципы в моде могут быть выражены через разные элементы и формы . Речь идет о единой программе, концепции , идее , которая не всегда выражается через установленный набор признаков . «… Минимализм в сфере моды можно рассматривать как часть общей доктрины , ориентированной на концептуальное представление формы и смысла » .
Проблема определения
Сложность определения минимализма связана с его вариативностью. Исследователи рассматривают модный минимализм и как вектор, ориентированный на традицию минималистических течений в архитектуре и дизайне 1930-х — 1960-х годов (в частности, — Интернационального стиля , Швейцарской графики ) , и как систему, связанную с традицией минималистического искусства 1960-х — 1970-х годов . Разные ориентиры предполагают использование разных приемов, форм и силуэтов в костюме. Классический модный минимализм связывают с модой 1960-х годов или их имитацией . В некоторых случаях минимализм может быть соотнесен с принципами деконструкции . Это усложняет определение модного минимализма как единого явления.
Прототипы
Источниками минимализма в системе моды принято называть такие явления как ранний модернизм ( De Stijl , конструктивизм и Баухаус), Интернациональный стиль и годов . Модный минимализм как принцип находит свои прототипы в графике Швейцарского стиля и предметном дизайне 1960-х годов . Минимализм как доктрина и концептуальный принцип обнаруживает параллели в архитектуре , музыке , дизайне , литературе, танце и т. д.
Минимализм и ранний модернизм
Исследователи полагают, что минимализм формировался под влиянием таких явлений как Art Nouveau , Немецкий Веркбунд , De Stijl , конструктивизм и художественная практика школы Баухаус . В частности, отмечают, что De Stijl обозначил минималистическую идеологию всего XX века. De Stijl представил аналитическую концепцию основой художественного произведения . Кроме этого, De Stijl обозначил структурный принцип как базу сложившейся формы . «De Stijl утвердил минимализм искусством структуры» .
Классический модернизм и Интернациональный стиль
Интернациональный стиль рассматривают как один из очевидных источников минимализма в моде. Он был одним из первых примеров систематического использования минималистических принципов в архитектуре . Поскольку архитектурный принцип считается базовой платформой модного минимализма, Интернациональный стиль рассматривают важным источником минимализма не только в области архитектуры, но и в сфере моды. «Минималистическую моду 1960-х можно рассматривать как одну из версий Интернационального стиля, его условное продолжение» .
Минимализм и Швейцарский стиль
Идея оценивать Швейцарский стиль одной из основ модного минимализма — распространенная практика как в исследованиях по теории костюма , так и в работах по истории дизайна . Швейцарская графика 1950-х — 1960-х годов способствовала тотальному распространению минималистической доктрины , сделав возможным систематическое использование минималистических принципов в костюме.
Американский минимализм 1960-х — 1970-х годов
1960-х — 1970-х годов как художественный феномен оказал влияние на развитие минимализма как формы концептуальной идеологии в моде . Исследователи обращают внимание, что Американский минимализм был ориентирован на практику объекта, которая в сфере модного минимализма скорректировала понимание статуса костюма . Американский минимализм сделал возможным понимание костюма как объекта. Художественный минимализм 1960-х — 1970-х годов ориентировался на брутальные формы и грубые материалы ( бетон , патинированное железо ) . Это привело к новому пониманию минималистического формата, который был связан не только с использованием монохромных геометрических форм, но и с применением элементов деконструкции .
Основные принципы
Минимализм в системе моды связывают с несколькими базовыми принципами. Как правило, минималистическая программа подразумевает сочетание нескольких параметров, а не использование одного из них . Основная сложность в определении минимализма — смешение разных принципов и разных художественных программ. Некоторые образцы модного минимализма ориентированы на принципы Баухауса и Интернационального стиля . Другие связаны с системой американского минимализма 1960-х годов . При безусловном идеологическом сходстве, эти системы демонстрируют принципиально разные художественные платформы и художественные ориентиры.
Структура и крой
Минималистические принципы в костюме соотносят с использованием конструктивного кроя . Система минималистического костюма часто бывает сложной и предполагает создание внутренней структуры . Артикулированная конструкция является важным атрибутом минималистической системы . Сложная внутренняя конструкция является инструментом создания простого геометрического силуэта. Структурные элементы кроя ведут к формированию структурных геометрических форм в одежде . Возможности минималистического кроя вариативны и строго установленных критериев не существует.
Форма
Минималистическая программа предполагает формирование геометрических форм в костюме . В некоторых случаях, основой минимализма в моде называют А-образный силуэт. Тем не менее, границы минималистической формы значительно шире и подразумевают возможность использования других геометрических силуэтов . Одним из критериев минималистической формы также называют обтекаемый характер элементов. В исследованиях, посвященных теории моды , обращают внимание на тот факт, что минималистическая форма позволяет позиционировать костюм как объект .
Архитектурный принцип
Важным критерием минималистической формы считается её архитектурный характер . Минимализм в костюме использует структурный крой, формируя основу костюма как архитектурную систему. В некоторых случаях минималистический костюм имитировал принципы, сформировавшиеся в рамках архитектурной программы. Архитектурный принцип идентифицируют в коллекциях Пьера Кардена , Андре Куррежа , Мэри Куант , Пако Рабана , Ива Сен-Лорана и т. д. У некоторых модельеров-минималистов (в частности, у Пьера Кардена и Пако Рабана) было архитектурное образование.
Цвет
Один из главных принципов минимализма — использование монохромных массивов цвета . Минималистическая мода — это, прежде всего, однотонные вещи, где преимущество отдано белому цвету . Важной характеристикой минималистической программы является использование желтого и красного цветов. Отдельное цветовое направление — использование оттеночных цветов (прежде всего, бежевый , голубой ) . Такие цветовые оттенки, в частности, были использованы в коллекциях Мэри Куант , Андре Куррежа , и Пьера Кардена , в 1960-е годы, а также в работах Хельмута Ланга, Джил Сандер , Prada и т. д. Отдельную проблему представляет минималистический статус черного цвета . Его использование не всегда является маркером минималистической программы даже при условии использования строгого кроя . Как правило, чёрный цвет соотносят с минималистической системой при условии использования минималистических форм и структурной конструкции.
Основные имена
Одна из проблем определения минималистической моды — обозначение основного круга дизайнеров . Этот перечень зависит от определения границ минимализма и понимания его хронологии . К безусловным представителям минималистической моды относят дизайнеров 1960-х годов, сформировавших принцип конструктивного кроя и геометрического силуэта. К этим дизайнерам, в частности, причисляют таких мастеров как Андре Куреж , Пьер Карден , Мэри Куант . К минималистическому формату относят ранние коллекции Ива Сен-Лорана . В России развитие минималистического формата в моде связывают с ранними коллекциями Вячеслава Зайцева .
Сложности вызывает определение круга минималистов 1990-х — 2000-х годов. Как правило, модный минимализм на этом хронологическом этапе соотносят с такими модными домами как Prada , Helmut Lang, Hussein Chalayan, Calvin Klein , Jil Sander , а также с работами таких японских дизайнеров как Comme des Garçons , Yohji Yamamoto , Issey Miyake . Также в России минимализм называют одной из характеристик Петербургской школы моды . Условно определяют несколько направлений и школ, связанных с минималистической традицией. Среди них, в частности, условно определяют такие явления как японский минимализм ( Реи Кавакубо , Едзи Ямамото , Иссей Мияке ) и бельгийская школа ( Анн Демельмейстер , Мартин Маржела ) . Принадлежность японского и бельгийского дизайна исключительно к минималистической традиции вызывает разногласия.
Минимализм и близкие программы
Идеологические принципы минимализма применялись и в других направлениях в системе моды . В частности, элементы минималистической программы использовались в рамках таких направлений как пуризм и деконструктивизм . В первом случае (пуризм) речь шла об использовании минималистической цветовой гаммы (прежде всего, одежды белого и бежевого цвета). Во втором случае мода, связанная с деконструкцией, подразумевала выявление структуры одежды . Содержательно модный минимализм связывают с возможностью использования футуристических концепций (в частности, в моде 1960-х годов) и деконструктивистских или ретро -элементов (например, в моде 1990-х годов) .
Минимализм и концепция альтернативной моды
Оценки минимализма связаны с определением его положения в системе моды . Как направление, основанное на использовании строгих функциональных форм, минимализм соотносят с коммерческим форматом моды. Использование радикальных форм и цветовых решений позволяет исследователям рассматривать минимализм как одно из направлений альтернативной моды. Использование концептуальной формы и обращение к художественной традиции XX века позволили критикам идентифицировать модный минимализм как одно из интеллектуальных направлений в моде .
Итоги и влияние
Минимализм связывают с артикуляцией кроя в костюме и с использованием геометрического силуэта . Также влияние минимализма усматривают в последовательном использовании монохромных поверхностей и, в частности, в привилегии белого цвета в костюме . Минимализм рассматривают как повторяющийся тренд , который, с некоторыми изменениями, возникает в системе моды. Минималистический тренд может быть оценен как доминирующее направление и на протяжении последних десятилетий занимает устойчивое положение в гардеробе практически каждого сезона .
См. также
Примечания
- ↑ . от 24 мая 2023 на Wayback Machine // Terra artis. Искусство и дизайн. 2022. № 3. С. 12-27.
- ↑ Baker K. Minimalism: Art of Circumstance. New York: Abbeville Press, 1988.
- ↑ Dimant E. Minimalism and Fashion: Reduction in the Postmodern Era. New York: Harper Design, 2010.
- Walker H. Less is More: Minimalism in Fashion. London: Merrell Publishers, 2011.
- ↑ Васильева Е. В. Мода и минимализм: идеология, структура и форма // Terra artis. Искусство и дизайн. 2022. № 3. С. 12.
- ↑ от 5 февраля 2023 на Wayback Machine // Terra Artis, 2021, № 3, с. 84 — 101.
- Чайка К. В поисках минимализма. Стремление к меньшему в живописи, архитектуре и музыке. М.: Альпина Паблишер, 2020.
- ↑ Васильева Е. Теория моды: миф, потребление и система ценностей. Санкт-Петербург; Москва: RUGRAM_Пальмира, 2023. C. 247—278.
- Gill A. Deconstruction Fashion: The Making of Unfinished, Decomposing and Re-Assembled Clothes // Fashion Theory: The Journal of Dress, Body & Culture. 1998. Vol. 2.1. Pp. 25-49.
- ↑ Strickland E. Minimalism: Origins. Bloomington: Indiana University Press, 1993.
- Hollis R. Swiss Graphic Design: The Origins and Growth of an International Style, 1920—1965. New Haven: Yale University Press: 2001/
- Васильева Е. В. Мода и минимализм: идеология, структура и форма // Terra artis. Искусство и дизайн. 2022. № 3, c. 15.
- Frampton K. Modern Architecture: a Critical History. London: Thames and Hudson, 1980.
- Васильева Е. В. Мода и минимализм: идеология, структура и форма // Terra artis. Искусство и дизайн. 2022. № 3, c. 17.
- Strickland E. Minimalism: Origins. Bloomington: Indiana University Press, 1993.
- ↑ Hollis R. Swiss Graphic Design: The Origins and Growth of an International Style, 1920—1965. New Haven: Yale University Press: 2001.
- от 5 мая 2023 на Wayback Machine // Terra Artis, 2021, № 3, с. 84 — 101.
- Colpitt F. Minimal Art: The Critical Perspective. Seattle: University of Washington Press, 1990.
- ↑ Васильева Е. В. Мода и минимализм: идеология, структура и форма // Terra artis. Искусство и дизайн. 2022. № 3. С. 12-27.
- Чайка К. В поисках минимализма. Стремление к меньшему в живописи, архитектуре и музыке. М.: Альпина Паблишер, 2020.
- . от 4 февраля 2023 на Wayback Machine // Теория моды: одежда, тело, культура. 2018. № 4. С. 58-79.
- ↑ Bronowski A., Holtzheimer J. Minimal Fashion: Den eigenen Stil finden, Kleidung bewussteinkaufen und clever kombinieren. München: Dorling Kindersley Verlag, 2018.
- ↑ Walker H. Less is More: Minimalism in Fashion. London: Merrell Publishers, 2011.
- Васильева Е. Теория моды: миф, потребление и система ценностей. Санкт-Петербург; Москва: RUGRAM_Пальмира, 2023.
- ↑ Васильева Е. В. Мода и минимализм: идеология, структура и форма // Terra artis. Искусство и дизайн. 2022. № 3. С. 12-27.
- ↑ Васильева Е. Деконструкция и мода: порядок и беспорядок // Теория моды: одежда, тело, культура. 2018. № 4. С. 58-79.
- ↑ Dimant E. Minimalism and Fashion: Reduction in the Postmodern Era. New York: Harper Design, 2010.
- Hill C., Steele V., Mears P., Marshall S. Reinvention and Restlessness: Fashion in the 90s. New York: Rizzoli, 2021.
Литература
- . // Terra artis. Искусство и дизайн. 2022. № 3. С. 12-27.
- Чайка К. В поисках минимализма. Стремление к меньшему в живописи, архитектуре и музыке. М.: Альпина Паблишер, 2020. 288 p.
- Baker K. Minimalism: Art of Circumstance. New York: Abbeville Press, 1988. 144 p.
- Bronowski A., Holtzheimer J. Minimal Fashion: Den eigenen Stil finden, Kleidung bewussteinkaufen und clever kombinieren. München: Dorling Kindersley Verlag, 2018. 160 S.
- Dimant E. Minimalism and Fashion: Reduction in the Postmodern Era. New York: Harper Design, 2010. 224 p.
- Hill C., Steele V., Mears P., Marshall S. Reinvention and Restlessness: Fashion in the 90s. New York: Rizzoli, 2021. 184 p.
- Mackrell A. Art and Fashion: The Impact of Art on Fashion and Fashion on Art. London: Batsford, 2005.192 p.
- Meyer J. Minimalism. New York: Phaidon Press, 2000. 204 p.
- Strickland E. Minimalism: Origins. Bloomington: Indiana University Press, 1993. 320 p.
- Walker H. Less is More: Minimalism in Fashion. London: Merrell Publishers, 2011. 192 p.
Ссылки
- на сайте Музея Виктории и Альберта
- Another Magazine, 2016, 17 March.
- 2021-05-05
- 1