Шумеро-аккадская мифология
- 1 year ago
- 0
- 0
Боги́ня-мать или Великая богиня — древнейшее женское божество шумеро-аккадской мифологии . Выступала под разными нарицательными именами: Нинхурсаг , Нинмах , Дамгальнуна и др. Одна из основных фигур космогонических мифов, создательница людей и животных . Культ Богини-матери — древнейший на Ближнем Востоке; его истоки фиксируются ещё в доисторическую эпоху .
Древнейшие археологические фиксируемые свидетельства религиозных действий связаны с почитанием женского божества . Начиная с каменного века это выражалось в находках своеобразных статуэток, большинство из которых подчеркивает физиологические показатели женской плодовитости: широкие бёдра, округлый живот, опущенные груди . С завершением каменного века (в после неолитическое время) обнажённые женские статуэтки на Ближнем Востоке больше символизировали сексуальность , чем собственно беременность, деторождение . С появлением первых цивилизаций ( урбанистическая революция ) роль универсального культа Богини-матери снизилась, что было следствием изменения в социальной структуре, в свою очередь выдвигавших на первый план патриархальный пантеон . Тем не менее, на уровне « народной религии » признаки почитания Богини-матери сохранялись во многих локальных традициях . Конкретно в Месопотамии многочисленные обнаженные женские статуэтки с отчётливо выраженным признаком пола открыты практически во всех археологических слоях, что свидетельствует о продолжавшемся поклонении богини .
Древнейшие письменные источники из Месопотамии созданы на шумерском языке , однако на фоне многочисленных шумерских мужских божеств вероятно не существовало единого имени главного женского божества . Вместо этого имеется ряд нарицательных имён, древнейшими из которых были: Нинхурсаг (шум. «Владычица лесистой горы»), Нинмах (шум. «Великая госпожа») и Дамгальнуна (шум. «Великая супруга князя») . Их культовые центры находились в Телль-эль-Убейде , Адабе и . Имена части шумерских мужских божеств имело женскую основу «Нин-» (шум. «Госпожа»): Нинурта , Нингирсу , Нингишзида и др., на основании чего делалось предположение о том, что это были изначально женские божества . Однако более вероятно, что эта основа наоборот подчёркивала их маскулинную сущность как богов-воителей (sic!) . Существует гипотеза о том, что изначальное земледельческое население Шумера почитало женское божество — собственное в каждой общине, которое со временем было заменено мужским — либо путём мифической женитьбы, либо подавления культа . Отражением последнего могут быть космогонические мифы, где Богиня-мать упоминается на третьем или четвертом месте после Ана , Энлиля (и Энки ) и никогда не упоминается первой . В крупнейшем списке богов An= d Anum идентичность разных богинь-матерей (Нинхурсаг, Нинмах, Нинту , , Аруру , , Мамма , ) уже почти полностью размыта, а к периоду Исина и Ларса она практические исчезает из списков . В мифологических текстах Богиня-мать участвует в сотворении человечества (« », «Сказание об Атрахасисе» (см. Мифы о потопе), Эпос о Гильгамеше ) . Есть также многочисленные, хотя зачастую и непрямые упоминания в других мифах и религиозных текстах, которые подчеркивают её важную роль как хранительницы жизни животных и людей . В старовавилонский период многие, прежде независимые богини-матери стали супругами богов и взяли на себя скорее посредническую функцию . Этим богиням приписывались такие «типично женские» качества, как сострадание, прощение и смирение ; в первом тысячелетии до н. э., вероятно под хурритским влиянием даже Иштар , самая независимая из месопотамских богинь, упоминается как милосердная богиня-мать .
Нинхурсаг , Нинхурсанга — шумерская богиня, одно из нарицательных имён Богини-матери . Её имя переводят как «Госпожа горы хурсаг » , «Госпожа горы» , «Владычица лесистой горы» и т. д. В мифе Lugal.e объясняется что это именование она получила от своего сына Нинурты , после того как он победил врагов и воздвиг горы хурсаг (этим словом обозначалась каменистая пустынная земля) . Первое упоминание — в списке богов из Телль-Фара . Среди эпитетов Нинхурсаг — «матерь богов» и «мать всех детей» . Ей были посвящены храмы в , Лагаше и Телль-эль-Убейде . Храм Нинхурсаг в Кеше фигурирует в одном старошумерских гимнов ; он был важнейшим культовым центром богини с раннединастического по старовавилонский период , после чего уступил свою роль святилищу в соседнем Адабе . Многие правители Месопотамии от времени ранних династий до Навуходоносора I именовали себя «возлюбленными Нинхурсаг» и заявляли о строительстве храмов и святилищ в её честь . Лагашские энси Эаннатум , Энтемена и Уруинимгина в своих надписях указывали, что они были вскормлены молоком богини Нинхурсаг . В литературных текстах Нинхурсаг — супруга бога-творца Энки, участвующая в создании мира («Энки и Нинхурсаг») . Помимо Энки, она связана и с другими мужскими божествами; как мать Нинурты она — супруга Энлиля; в другой традиции она — сестра Энлиля и супруга Шульпае , «господина диких зверей» . Несколько песен посвящено её особой функции как владычицы диких, невозделываемых земледельцами холмов хурсанг . Она скорбит о поимке диких животных, особенно ослов и при этом она является матерью стадных животных .
Нинмах (шум. «Великая госпожа») — шумерская богиня, одно из нарицательных имён Богини-матери . В отдельных местах некоторых мифов («Энлиль и Суд», Lugal.e и др.) богини Нинлиль и Нинхурсаг названы именем «Нинмах» . Лагашский энси Уруинимгина упоминает Нинмах в обличительной речи против враждебного города Умма . Эта богиня была известна также в Адабе , где ей был посвящён храм Эмах ( шум. É-mah . В мифе « » эта богиня-мать бросает вызов Энки в состязании творения, где бог одерживает победу .
Дамгальнуна (шум. «Великая супруга князя») или Дамкина , также Дамгаль ( шум. d dam.gal ) — шумерская богиня, вероятно — одно из нарицательных имён Богини-матери: в мифе « » её имя используется как синоним имени Нинхурсаг . Упоминается ещё в старошумерских текстах, ей были посвящены храмы в Ниппуре и Адабе, приносились жертвы в Умме и Лагаше . В старовавилонский период стала восприниматься как супруга Энки, живущая с ним в его обиталище Апсу , её аккадский эпитет — «царица Апсу» ( аккад. Šarrat apsû ) . Согласно эпосу « Энума элиш » породила Мардука , главного бога вавилонян .
Намму — шумерская богиня, изначально воплощавшая первобытные воды Апсу , источник пресной воды и, следовательно, плодородия в Нижней Месопотамии . Вероятно именно ей изначально поклонялись в Эреду — до выдвижения культа Энки , который вобрал большинство её прерогатив и функций . Показательно, что сам Энки назван сыном Намму . В новошумерский период , несмотря на постепенное вытеснение культом Энки, Намму оставалась важным божеством; по крайней мере в Уре в её честь посвящали статуи, а её теоним использован в имени шумеро-аккадского царя Ур-Намму . В мифе « » Намму предстаёт как первобытная богиня-мать, «давшая рождение великим богам» . Именно ей принадлежала идея сотворения людей для помощи богам, именно она будит своего сына Энки, дремлющего в Апсу, чтобы тот начал этот процесс .
Нинту , Нинтур — шумерская богиня деторождения, одно из воплощений Богини-матери . Упоминается ещё в списке богов из Телль-Фара . Её имя переводится как «Госпожа, дающая рождение» ; использовавшийся при его написании клинописный знак TU в архаичном виде изображал тростниковый шалаш, вероятно — сарай для ягнят . В списке богов An=A-num отожествлена с аккадской Шассурум (=šag 4 -tùr) («Госпожа утроба») . Её эпитет — «матерь всех меньших» шум. ama dumu dumu.ne . Начиная с новошумерского времени часто отождествлялась с Нинхурсаг , но по крайней мере в Уре она ещё получала жертвы под собственным именем . Упоминается в шумерском мифе о Потопе и мифе « », где названа «перерезающей пуповину», «повитухой земли» .
Ки (шум. «земля, страна» ) — шумерская богиня, воплощение земли . Несмотря на упоминание в текстах, надежных свидетельств культа божества с таким именем не выявлено . Возможно, что Ки — не столько традиционное божество, сколько теологическая концепция — земной аналог небесного бога Ана , так как упоминания Ки содержатся лишь в списках божественных имён в контексте космогонических мифов . Поскольку в шумеро-аккадской мифологии существовало несколько космогонических традиций, содержание образа Ки в них также различалось и в настоящее время не представляется возможным выявить где и когда появлялись эти изменения . Согласно одной из традиции, представленной в ранней версии списка An = Anum (текст TRS 10), «матерью Неба и Земли» ( шум. d dama-ù.tu.an.ki ) именовалась богиня Намму , породившая первое поколение богов, включая верховного бога Энлиля . Поздний пережиток этой же идеи содержится в « Энума элиш », где первобытная пара Апсу и Тиамат порождает Лахму и Лахаму , которые в свою очередь производят на свет Аншар и Кишар . Более поздняя версия TRS 10 прослеживает генеалогию Энлиля через пятнадцать пар мужчин-женщин, среди которых En.ki и Nin.ki имена которых здесь подразумевают «Господин Земля» и «Госпожа Земля» ; при этом если первый из них, Энки — один из великих шумерских богов, то Nin.ki по всей видимости — его искусственно созданный аналог, сконструированный для цели упомянутого списка . Упоминание в прологе поэмы « Гильгамеш, Эникиду и нижний мир » того, что «Энлиль себе землю забрал» по мнению С. Н. Крамера свидетельствует о том, что теологи, недовольные тем, что столь важной частью мироздания управляет женское божество, изъяли её божественную силу и передали мужскому божеству .