Кропоткин, Пётр Алексеевич
- 1 year ago
- 0
- 0
Пётр Алексе́евич Кропо́ткин ( 27 ноября [ 9 декабря ] 1842 , Москва , Московская губерния , Российская империя — 8 февраля 1921 , Дмитров , Московская губерния , РСФСР ) — русский революционер - анархист , географ и геоморфолог . Из княжеского рода Кропоткиных .
Исследователь тектонического строения Сибири, Центральной Азии и ледникового периода . Историк, философ и публицист, эволюционист, создатель идеологии анархо-коммунизма и один из самых влиятельных теоретиков анархизма.
Родился 27 ноября ( 9 декабря ) 1842 года в Москве в доме 26 по Штатному переулку .
Его семья принадлежала к древнему роду князей Смоленских, Рюриковичей в тридцатом поколении. Фамилия происходила от прозвища князя Дмитрия Васильевича Крапотки (Кропотки), современника Ивана III .
Среднее образование получил в 1-й Московской гимназии , окончил с отличием Пажеский корпус (1862), был произведён в офицеры . После окончания Пажеского корпуса добровольно избрал военную службу в Сибири в казачьих частях. 8 октября 1862 года 19-летний Пётр был назначен в Читу в чине есаула чиновником по особым поручениям при и. о. губернатора Забайкальской области генерал-майоре Болеславе Казимировиче Кукеле .
Под командованием Кукеля прослужил в Амурском казачьем войске несколько лет. Участвовал в экспедициях в Восточной Сибири, в Маньчжурии , сплавлялся по рекам Ингода , Шилка , Амур (1864—1865), где занимался геологическими , орографическими , картографическими и палеогляциологическими исследованиями.
В 1864 году, под именем «купца Петра Алексеева», пересёк Маньчжурию с запада на восток, следуя из Старо-Цурухайтуя в Благовещенск через горы Большого Хингана (2034 м). Обнаружил вулканогенный рельеф в хребте Ильхури-Алинь (1290 м). Осенью того же года участвовал в экспедиции Г. Ф. Черняева по реке Сунгари , от устья до города Гирин , на пароходе « Уссури ». Собрал материал по общественному устройству бурятов , якутов и тунгусов .
В 1865 году совершил экспедицию в Восточные Саяны , прошёл всё течение реки Иркут (488 км, левый приток Ангары ). Обследовал Тункинскую котловину и верхнее течение реки Оки , где открыл вулканические кратеры в долине Хигол .
В 1866 году возглавил Олёкминско-Витимскую экспедицию Восточно-Сибирского отделения Императорского Русского географического общества . В мае 1866 года экспедиция, вышедшая из Иркутска , достигла Лены и спустилась по ней на 1500 км вниз к устью Витима . Оттуда повернула на юг, поднялась на Патомское нагорье (1771 м), пересекла его в верхнем течении реки Жуя (337 км, бассейн Олёкмы ), где достигла Ленских золотых приисков и продолжила путь на юг. В районе приисков Кропоткин открыл ледниковые наносы, послужившие основанием для доказательства наличия в прошлом ледникового покрова Сибири . Экспедиция пересекла хребет Кропоткина (открыт Петром Алексеевичем, высота — 1647 м, служит водоразделом Жуи и Витима) и хребты (2287 м) и Северо-Муйский (2561 м), достигла реки Муя (288 км, левый приток Витима). Продолжая движение на юг, завершила открытие Южно-Муйского хребта , пересекла Витимское плоскогорье (1200—1600 м) и Яблоновый хребет (1680 м), и по реке Чита спустилась к одноимённому городу. На левом берегу реки были открыты северо-восточные отроги хребта Черского .
Кропоткин встречался с декабристами Д. И. Завалишиным и И. И. Горбачевским , ссыльнокаторжным революционером М. Л. Михайловым .
Участвовал в комиссиях по подготовке проекта реформ тюрем и систем ссылки, а также работал над составлением проекта городского самоуправления, однако вскоре был разочарован существующим управленческим аппаратом и потерял интерес к идее реформистского преобразования.
В газете « Московские ведомости » и, чаще, в воскресном приложении к ней (« Современная летопись »), в журналах « Русский вестник », « Записки для чтения » и др. печатал свои путевые заметки о Сибири, Забайкалье , Маньчжурии.
Весной 1867 года, после восстания польских каторжан 1866 года , Пётр и его брат Александр расстались с военной службой. Ни тот, ни другой не участвовали в подавлении этого восстания.
В начале осени 1867 года Кропоткин и его брат со всей семьёй переехали в Санкт-Петербург . Тогда же 24-летний Пётр поступил на математическое отделение физико-математического факультета Санкт-Петербургского университета и одновременно на гражданскую службу в Статистический комитет Министерства внутренних дел , которым руководил крупный учёный-географ и путешественник П. П. Семёнов (Тян-Шанский) . В 1868 году был избран членом Императорского Русского географического общества (ИРГО) и позже, в этом же году, — секретарём Отделения физической географии ИРГО , награждён золотой медалью за отчёт об Олёкминско-Витимской экспедиции.
Зарабатывал переводами (в том числе Спенсера , Дистервега ), написанием научных фельетонов для газеты « Санкт-Петербургские ведомости ». При этом несколько лет занимается научной работой на тему строения горной Азии и законов расположения её хребтов и плоскогорий .
Эту работу я считаю моим главным вкладом в науку. Вначале я намеревался написать объёмистую книгу, в которой мои взгляды на орографию Сибири подтверждались бы подробным разбором каждого отдельного хребта, но когда в 1873 году я увидал, что меня скоро арестуют, я ограничился тем, что составил карту, содержащую мои взгляды, и приложил объяснительный очерк. И карта, и очерк были изданы Географическим обществом под наблюдением брата, когда я уже сидел в Петропавловской крепости. Петерман, составлявший тогда свою карту Азии и знавший мои предварительные работы, принял мою схему для атласа Штиллера и своего карманного маленького атласа, где орография так превосходно была выражена гравюрою на стали. Впоследствии её приняло большинство картографов.
Среди других его работ в ИРГО имеет большое значение блестяще написанная им записка «Доклад комиссии по снаряжению экспедиции в северные моря» («Известия ИРГО», VII, 1871). В этой записке предлагалось снарядить большую морскую экспедицию от Новой Земли к Берингову проливу . Кропоткин предполагал стать во главе этой разведочной экспедиции, но министерство финансов не отпустило денег на приобретение судна. Между тем, изучая литературу для упомянутой записки, Кропоткин пришёл к выводу, что
К северу от Новой Земли должна существовать земля, лежащая под более высокой широтой, чем Шпицберген . На это указывали: неподвижное состояние льда на северо-запад от Новой Земли, камни и грязь, находимые на плавающих здесь ледяных полях, и некоторые другие мелкие признаки. Кроме того, если бы такая земля не существовала, то холодное течение, несущееся от Берингова пролива к Гренландии , непременно достигло бы Нордкапа и покрыло бы берега Кольского полуострова льдом, как это мы видим на крайнем севере Гренландии .
Земля, существование которой предсказал Кропоткин, была в 1873 году открыта австрийской экспедицией Пайера — Вейпрехта , вероятно, на основании публикаций Кропоткина, и названа в честь кайзера — Землёй Франца-Иосифа .
Летом 1871 года Кропоткин отправился от Географического общества в научно-исследовательскую поездку по Финляндии и Швеции с целью изучения глетчеров . Однако «разъедающее противоречие» окружающего мира заставило его отставить научную деятельность на второй план.
Осенью, вернувшись в Москву, узнал о смерти своего отца.
В 1872 году Кропоткин получил разрешение на поездку за границу. В Бельгии и Швейцарии он встретился с представителями российских и европейских революционных организаций, в том же году вступил в Юрскую федерацию Первого Интернационала (реальным лидером которой был Михаил Бакунин ).
По возвращении в Россию, не оставляя работу секретаря отдела физической географии Русского географического общества, Кропоткин стал членом наиболее значительной из ранних народнических организаций — «Большого общества агитации», известного как кружок « чайковцев ». Вместе с другими членами кружка он вёл революционную агитацию среди рабочих Петербурга, был одним из инициаторов « хождения в народ ».
21 марта 1874 года 31-летний Пётр Кропоткин сделал сенсационный доклад в Географическом обществе о существовании в недалёком прошлом ледниковой эпохи . А на следующий день он был арестован за принадлежность к тайному революционному кружку и заключён в тюрьму Трубецкого бастиона в Петропавловской крепости .
Значимость сделанного учёным в науке была столь велика, что ему, по личному распоряжению Александра II , были предоставлены перо, бумага и возможность работать в тюрьме, где им была написана работа «Исследования о ледниковом периоде», обосновывающая ледниковую теорию — одну из важнейших в науках о Земле. Кропоткин предсказал существование и рассчитал координаты Земли Франца-Иосифа , Северной Земли и (цепь полярных островов на севере Баренцева и Карского морей — от Земли Франца-Иосифа до Северной Земли) в целом, благодаря чему сохранился суверенитет России над открытыми им землями, несмотря на их первые посещения иностранными, а не русскими, экспедициями) .
Условия тюремного заключения, напряжённый умственный труд подорвали здоровье Кропоткина. С признаками цинги он был переведён в арестантское отделение Николаевского военного госпиталя . 30 июля 1876 года Кропоткин совершил побег из арестантского отделения (двухэтажный флигель за главным зданием).
Громадный Николаевский военный госпиталь, на Песках , вмещавший, насколько мне помнится, от тысячи до двух тысяч больных, состоял из главного корпуса, фасадом на улице, и множества флигелей и бараков, расположенных позади него. Одно из этих надворных зданий было занято заключёнными под стражу больными и называлось «арестантским отделением». Из него совершил свой замечательный побег П. А. Кропоткин в 1876 г.
Для дежурства по Николаевскому госпиталю наряжались по два офицера от одного и того же полка. Младший дежурил исключительно по арестантскому отделению, из которого не имел права отлучаться. Старший имел надзор за всем госпиталем, включая, на моей ещё памяти, и арестантское отделение, куда он приходил навещать своего более одинокого товарища по полку.
— В. Г. Чертков , «Дежурство в военных госпиталях»
Вскоре Кропоткин покинул Российскую империю. Пробравшись через Финляндию, Швецию и Норвегию, из Христиании отплыл в Гулль (Великобритания) .
Покидая Россию, Кропоткин надеялся через несколько месяцев, когда активные поиски будут прекращены, вернуться под другим именем. Сначала он прибыл в Великобританию, где находился недолго. Революционные интересы звали его в Швейцарию, и, как только это стало возможным (в январе 1877 года), он выехал из Лондона .
В Швейцарии Пётр Алексеевич поселился в Ла-Шо-де-Фон , небольшом городе, где население занималось преимущественно часовым ремеслом. Часовщики составляли главную аудиторию анархистской пропаганды, из часовщиков же выходили и некоторые лидеры этого движения .
Кропоткин был всегда завален работой: писал для разных учёных органов, переводил для наших ежемесячных журналов с иностранных языков, которых знал множество; но более всего времени отнимали у него, кроме издаваемого им французского листка, частые выступления на анархических собраниях. Он считался выдающимся оратором. Действительно, Кропоткин обладал всеми качествами, необходимыми для влияния на массы: привлекательной внешностью, страстностью, пламенностью, хорошим голосом и дикцией. По всесторонности развития он, несомненно, стоял значительно выше всех тогдашних последователей Бакунина, не исключая и Реклю … Решительно все, как русские, так и иностранцы, относились к нему с большим уважением и симпатией.
— Л. Г. Дейч , «Русская революционная эмиграция 70-х годов» .
18 марта 1877 года, в шестую годовщину Парижской коммуны , вместе с другими членами Юрской федерации принял участие в демонстрации, состоявшейся в Берне . В сентябре, в качестве делегата от Швейцарской Юры , участвовал в двух конгрессах анархистов в Бельгии : 6—8 сентября в Вервье , 9—15 сентября в Генте , где бельгийская полиция попыталась арестовать его. Однако ему удалось благополучно скрыться и добраться до Лондона. Оттуда Кропоткин отправился в Париж , где встречался с французскими социалистами.
Весной 1878 года, после очередной годовщины Коммуны, в Париже был осуществлён ряд репрессий, из-за чего Пётр Алексеевич, случайно избежав ареста, покинул Францию. Он снова вернулся в Швейцарию, поселившись в Женеве .
В 1878 году, в свои 36 лет, Пётр Алексеевич женился на Софье Григорьевне Ананьевой-Рабинович, молодой девушке, приехавшей учиться в Швейцарию из Томска . Вскоре после женитьбы они переехали из Женевы в Кларан .
Романские страны стали главной ареной деятельности Кропоткина. Основные силы он вкладывал в пропаганду и агитацию на французском языке. В феврале 1879 года начала выходить газета « Le Révolté » («Бунтарь»), созданная Кропоткиным и его помощниками .
В 1881 году швейцарское правительство, по предложению правительства Российской империи, предписало Кропоткину, как опасному революционеру, покинуть пределы страны. Кропоткин переехал во Францию.
22 декабря 1882 года Кропоткин вместе с лионскими анархистами был арестован французской полицией по обвинению в организации взрывов в Лионе . В январе 1883 года в Лионе состоялся суд; под давлением правительства Российской империи Пётр Алексеевич был приговорён к пятилетнему тюремному заключению по обвинению «за принадлежность к Интернационалу», которого к тому времени уже не существовало. Не помог протест левых депутатов парламента Франции, не помогла и петиция виднейших общественных деятелей, подписанная Спенсером , Гюго , Ренаном , Суинберном и др. Как до суда, так и в течение двух месяцев после него Кропоткин находился в лионской тюрьме.
В середине марта Кропоткина в числе 22 других заключённых по Лионскому процессу перевели в центральную тюрьму в Клерво . За год тюремного заключения состояние его здоровья ухудшилось: мучили боли в боку, цинга и малярия . Но благодаря стараниям жены Кропоткина, заботившейся о нём в течение всего срока заключения, условия содержания вскоре улучшились, появилась возможность работать. В Клерво Кропоткин написал на английском языке статью «Чем должна быть география» (впервые опубликована в 1885 году в журнале « » (англ.) («Девятнадцатый век»)). В середине января 1886 года благодаря протестам левых депутатов и целого ряда общественных деятелей Кропоткин получил свободу.
Весной 1886 года он вместе с семьёй переселился в Великобританию, где проживал вплоть до 1917 года . Здесь Кропоткин продолжил своё сотрудничество с « Британской энциклопедией », для которой он в 1875—1911 годах написал ряд статей по географии России, таких, как «Russia» (1908 Encyclopedia), «Cossacks» (1911 Encyclopedia) и др. Наибольшую ценность представляет статья «Siberia» (1902 Encyclopedia), в значительной мере основанная на личных исследованиях и открытиях есаула Кропоткина. Активно сотрудничал князь Кропоткин и в «Энциклопедии Чемберса» [ источник не указан 3492 дня ] .
В 1897 году Кропоткин посетил Канаду и высказал мысль о геологическом родстве Канады и Сибири.
В 1912 году анархисты Европы, Америки и Австралии торжественно отметили 70-летие со дня рождения Кропоткина.
В 1914 году, в начале Первой мировой войны , князь Кропоткин на страницах «Русских Ведомостей» высказал твёрдую про-Антантовскую позицию.
После Февральской революции 74-летний Кропоткин вернулся в Россию. 30 мая 1917 года в 2 часа 30 минут он прибыл на Финляндский вокзал в Петрограде. В зале его ждали военный министр Александр Керенский и старый друг Николай Чайковский , ставший после Февральской революции депутатом Петроградского совета рабочих и солдатских депутатов .
Печать широко отметила приезд старого эмигранта. По случаю возвращения Кропоткин получал поздравления как от частных лиц, так и от общественных и государственных организаций.
Отвечая 17 июня на приветствие солдат Семёновского полка , Кропоткин, в духе своих прежних оборонческих статей и писем, призвал их, „во-первых, сохранить то, что нам дала наша революция, не позволить императорам германскому и австрийскому вырвать у нас дорогую нам свободу и, во-вторых, <…> приступить к строительству новых форм жизни, таких, чтобы доставить каждому и каждой благосостояние в обмен на их труд, облегчить им полную возможность развития и сознательного участия в устройстве новой общественной жизни“ .
После Февральской революции возникавшие комитеты, клубы, общества стремились заручиться именем П. А. Кропоткина. 22 июня Комитет по формированию добровольческого отряда из увечных воинов выдвинул его в свои почётные члены.
Из воспоминаний адвоката, председателя Совета присяжных поверенных Н. П. Карабчевского :
Мне, в качестве председателя комиссии по расследованию неприятельских зверств, практиковавшихся по отношению к нашим военнопленным, удалось дважды принять участие в подобных концертах-митингах, устроенных с благотворительною целью для нужд военнопленных.
На одном, в котором впервые появлялся перед Петроградской публикой незлобивый „анархист“, престарелый князь Кропоткин, только что прибывший из Англии, я даже председательствовал. Я и рекомендовал его, при громах рукоплесканий переполнившей зал Мариинского театра публики. Добродушно-старческая, милая речь его, заключавшаяся в восхвалении дружного энтузиазма наших союзников, и в особенности англичан, порадовала многих, так как иные не представляли себе ранее „анархиста“ иначе, как в образе зверином.
— Т. А. Семёнова (Рихтер), «От Февраля к Октябрю 1917 года»
3—4 июля в Петрограде прошло вооружённое выступление-демонстрация , организованное большевиками. Всероссийский Исполнительный Комитет (ВЦИК), избранный на 1-м Всероссийском съезде Советов в июне 1917 года, объявил события в столице „большевистским заговором“ и признал „неограниченные полномочия и неограниченную власть“ Временного правительства . Июльский кризис положил конец двоевластию. Новое правительство возглавил эсер Александр Керенский . Петроград был объявлен на чрезвычайном положении. Начались аресты большевиков; Ленину, обвинённому в организации вооружённого мятежа и шпионаже в пользу Германии, удалось скрыться.
После июльского кризиса Керенский предложил Кропоткину войти в состав Временного правительства. В дневнике Кропоткина имеется запись: 20 июля 1917 года. „Приезжал А. Ф. К.“. На полях его рукой добавлено: „NB Министерство. Отказ“. Керенский делал неимоверные усилия, примиряя непримиримое: он убеждал Кропоткина войти во Временное правительство, предлагал ему на выбор любой пост министра, — вспоминала Эмма Гольдман. — Кропоткин отказался . Он заявил, что считает „ремесло чистильщика сапог более честным и полезным“ . Он также отказался от ежегодной пенсии в 10 тысяч рублей, предложенной ему Временным правительством. Кропоткин был разочарован Февральской революцией и встречей с российскими анархистами — „грубыми развязными молодыми людьми, принявшими за основу принцип вседозволенности“. Однако, пока в общем и целом, Временное правительство он поддерживал.
В середине августа 1917 года Кропоткин участвовал в созванном по инициативе главы Временного правительства Керенского Государственном совещании , призванном упрочить позиции Временного правительства. Оно проходило в Москве в Большом театре с 12 (25) — 15 (28) августа 1917 года. К работе совещания были привлечены деятели „освободительного движения“: князь П. А. Кропоткин, Е. К. Брешкова-Брешковская , Г. А. Лопатин , Г. В. Плеханов и Н. А. Морозов . Кропоткин высказался за мирное, эволюционное развитие . Он искренне призывал всех к классовому миру во имя революции, звал „весь русский народ“ продолжать войну „до победного конца“. Участие Кропоткина в работе Государственного совещания осудил украинский анархо-коммунист Нестор Махно , который очень уважал Петра Алексеевича и считал одним из столпов анархизма .
16 октября культурно-просветительное общество „Народное дело“, наряду с В. Г. Короленко , Ф. И. Шаляпиным , И. А. Буниным и Н. В. Чайковским, пригласило Кропоткина в члены-учредители.
Кропоткин жил в Москве, где его и застала Октябрьская революция . За два дня до неё анархист А. М. Атабекян опубликовал „Открытое письмо П. А. Кропоткину“, в коем призывал Кропоткина возглавить анархическую социальную революцию, которая должна защитить трудящихся как от ожесточённой классовой борьбы, так и от „уличного большевизма“ .
Московское вооружённое восстание началось 25 октября (7 ноября), и только в начале ноября большевики смогли захватить город. Кропоткин тогда жил на Большой Никитской и был свидетелем революционных событий.
К Октябрьской революции Пётр Алексеевич отнёсся неоднозначно: он приветствовал сам факт свержения буржуазии и формальное установление власти в форме Советов, однако он оправданно опасался, что при отчётливой тенденции к концентрации новой власти в центре — партия, обладающая этой властью, не пожелает её ни с кем делить, а главное — не пожелает отдать её народу, в то время как революция должна стать делом всенародным, всеклассовым.
По воспоминаниям Н. И. Махно , в 1918 году он встречался с Кропоткиным, которого почитал как своего учителя. Махно хотел просить советов у Кропоткина относительно революционной деятельности среди украинских крестьян, но последний категорически отказался давать советы, заявив: „Этот вопрос связан с большим риском … и только вы сами можете его разрешить“ . По некоторым данным именно Махно содержал семью Кропоткина до 1921 года (год смерти Петра Кропоткина и ухода Нестора Махно в Румынию) .
В разгар „ красного террора “ написал письмо Ленину, прося его о встрече. Ссылаясь на опыт Великой французской революции , он предостерегал от разрушительных последствий „красного террора“ и всевластия ЧК :
В русском народе большой запас творческих, построительных сил. И едва эти силы начали налаживать жизнь на новых, социалистических началах среди ужасной разрухи, внесенной войной и революцией, как обязанности полицейского сыска, возложенные на него террором, начали свою разлагающую, тлетворную работу, парализуя всякое строительство и выдвигая совершенно неспособных к нему людей. Полиция не может быть строительницей новой жизни, а между тем она становится теперь державной властью в каждом городке и деревушке. Куда это ведет Россию? К самой злостной реакции…
Большевики предложили Кропоткину квартиру в Кремле , кремлёвский паёк, причём народный комиссар просвещения Анатолий Луначарский написал его жене, Софье Григорьевне, письмо, в котором просил воздействовать на Петра Алексеевича, чтобы тот не отвергал помощи, исходящей от государственной власти. Но Кропоткин от помощи твёрдо отказался.
Кропоткину трижды пришлось менять квартиру, поскольку дома „бывших буржуев“, в которых он поселялся, реквизировали.
В июле 1918 года Кропоткин обосновался с женой в подмосковном городе Дмитрове , получив „охранное“ удостоверение , подписанное Председателем Совнаркома В. И. Ульяновым-Лениным. В нём говорилось: „ Дано сие удостоверение… известнейшему русскому революционеру в том, что советские власти в тех местах…, где будет проживать Пётр Алексеевич Кропоткин, обязаны оказывать ему всяческое и всемерное содействие… представителям Советской власти в этом городе необходимо принять все меры к тому, чтобы жизнь Петра Алексеевича была бы облегчена возможно более… “
Друг Льва Толстого, граф , прежде уездный предводитель дворянства, продал ему за символическую плату пустующий дом на бывшей Дворянской улице , переименованной в Советскую (ныне — Кропоткинская). Несмотря на трудные условия жизни, Кропоткин продолжил активную общественную деятельность, тесно сотрудничал с Дмитровским союзом кооперативов , продолжал работу над новой книгой — „Этика“. Дмитровскому периоду жизни „князя анархистов“ посвящено стихотворение С. Н. Маркова „Кропоткин в Дмитрове. Год 1919“.
В начале 1921 года Кропоткин тяжело заболел воспалением лёгких. Ленин экстренно направил в Дмитров группу лучших врачей во главе с народным комиссаром здравоохранения Н. А. Семашко и В. Д. Бонч-Бруевичем . Кропоткину предлагали усиленное питание, спецпаёк. Но Пётр Алексеевич не признавал никаких привилегий и от пайка отказался. Он умирал незаметно, „скромно“, стараясь никому не доставить хлопот этой своей „процедурой“ .
8 февраля 1921 года П. А. Кропоткин „в 3 часа 10 минут утра тихо скончался“ в возрасте 78 лет. 9 февраля центральные газеты на первых полосах поместили траурное объявление Президиума Московского совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов, извещавшее о смерти „старого закалённого борца революционной России против самодержавия и власти буржуазии“.
10 февраля в Дмитров прибыл специальный траурный поезд , на котором гроб с телом был доставлен в Москву и установлен для прощания в Колонном зале Дома Союзов (бывшем здании московского Дворянского собрания) на Большой Дмитровке. Это положило начало многолетней советской традиции. С Кропоткиным прощались в течение двух дней — пришли сотни делегаций от заводов, фабрик и учреждений Москвы, тысячи простых людей. Около гроба в почётном карауле стояли и анархисты, в том числе и арестанты, выпущенные под честное слово из тюрьмы на похороны того, кого они считали своим вождём. 13 февраля состоялись похороны П. А. Кропоткина на Новодевичьем кладбище .
По мнению П. А. Кропоткина, анархизм происходит из того же революционного протеста, того же людского недовольства, что и социализм ; и результатом революции он видит установление „безгосударственного коммунизма“. Новый общественный строй виделся ему как вольный федеративный союз самоуправляющихся единиц ( общин , территорий, городов), основанный на принципе добровольности и „безначалья“. Предполагалось коллективное ведение производства, коллективное распределение ресурсов и вообще коллективность всего, что относится к экономике, к сфере услуг, к человеческим взаимоотношениям. Коллектив представлял бы собой группу заинтересованных в своей деятельности людей, которые понимали бы, зачем и для кого они всё это делают, чего было бы достаточно для их добровольной деятельности.
Будучи пытливым учёным и высокообразованным человеком, П. А. Кропоткин пытался подвести под анархизм какую-либо научную основу и аргументированно показать его необходимость. Для него анархизм представлялся философией человеческого общества. Метод познания П. А. Кропоткина основан на едином для всех законе солидарности и взаимной помощи и поддержки. Он стремился доказать, что дарвиновское положение о борьбе за существование следует понимать как борьбу между видами и взаимопомощь внутри видов. Взаимная помощь и солидарность — двигатели прогресса.
Кропоткин исследовал взаимопомощь среди племён бушменов , готтентотов , эскимосов , выявил её роль в создании таких форм человеческого общежития, как род и община; в период Средневековья — цехи , гильдии , вольные города ; в новое время — страховые общества , кооперативы , объединения людей по интересам (научные, спортивные и др. общества). В таких человеческих организациях отсутствуют начальники, отсутствует какая-либо принудительная власть, как мы сейчас понимаем это слово, а всё основано на необходимости, понимании, увлечённости людей своим делом. Нередко возникает такая ситуация, что человек не может развить свои способности и склонности либо вообще не имеет представления о том, что ему даётся лучше всего. Всё это происходит оттого, что государство ориентировано скорее на интересы некой идеальной, несуществующей в реальности личности, а не на людей, способности которых различны, что естественно.
В Германии существовала школа писателей, которая смешивала государство с обществом, которая не могла представить себе общества без государственного подавления личной и местной свободы, отсюда и возникает обычное обвинение анархистов в том, что они хотят разрушить общество и государство и проповедуют возвращение к вечной войне каждого со всеми. Но государство — лишь одна из форм, которые принимало общество в течение своей истории.
— П. А. Кропоткин, «Государство и его роль в истории» (изд. 1921)
По мнению П. А. Кропоткина, совершенно недопустимо отождествлять правительство и государство , ведь последнее включает в себя не только существование власти над определённой частью общества, но и сосредоточение управления, общественной жизни в одном центре. Наличие государства, помимо всего прочего, предполагает возникновение новых отношений как между различными группами населения, так и между отдельными членами общества.
П. А. Кропоткин отмечает, что через историю цивилизации проходят „два течения, две враждебные традиции: римская и народная, императорская и федералистская ; традиция власти и традиция свободы. … Которое нам выбрать из этих двух борющихся течений … — сомненья быть не может. Наш выбор сделан. Мы пристаём к тому течению, которое ещё в двенадцатом веке приводило людей к организации, основанной на свободном соглашении, на свободном почине личности, на вольной федерации тех, кто нуждается в ней. Пусть другие стараются, если хотят, удержаться за традиции канонического и императорского Рима!“
В обосновании этого он отмечает, что в XII—XVI веках Европа была покрыта множеством богатых городов, их ремесленники, учёные, зодчие производили чудеса искусства, открывали многое в различных областях знаний, их университеты закладывали основу науки, караваны, пересекая океаны, не только пополняли казну, но и возлагали новые знания на алтарь географии. Современное же искусство, по мнению П. А. Кропоткина, превосходит средневековое только в скорости, в динамике своего развития, а отнюдь не в качестве.
Характерной чертой всех работ П. А. Кропоткина является придание единичной человеческой личности особого значения. Личность — душа революции, и только учитывая интересы каждого отдельного человека и давая ему свободу самовыражения, общество придёт к процветанию.
Народные массы всегда склонны к взаимопомощи, в рамках одной формации постоянно создаются, воспроизводятся и поддерживаются горизонтальные связи и соответствующие учреждения, основанные на координации и на согласовании интересов: род, обычное право, средневековый город, гильдия.
История не представляет собой непрерывной линии развития, скорее неизбежную цикличность [ источник не указан 1262 дня ] . Египет, Азия, берега Средиземноморья, Центральная Европа — поочерёдно пребывали ареной исторического развития, и каждый раз по одному и тому же сценарию. Всё начиналось с первобытного племени, затем перерастало в стадию сельской общины, далее следовал период вольных городов, а затем государство, во время которого развитие продолжалось недолго, а потом и вовсе замирало.
Например, Древняя Греция : первобытно-племенной период, медленная смена на общинный строй, период республиканских городов, сопровождавшийся расцветом, но „с Востока повеяло дыханием восточных деспотических традиций“, и войны поспособствовали построению Великой Македонской империи Александра . „Водворилось государство, которое начало выжимать жизненные соки цивилизации, пока не настала смерть“ , — писал П. А. Кропоткин, — и таких примеров бесчисленное множество: Древний Египет , Ассирия , Персия , Палестина и т. д.
Обосновывая тенденции, характерные для народных масс, П. А. Кропоткин говорит о крестьянах, сельской общине, где имеется тысяча общих интересов: хозяйственные, соседские; объединение с целью совместного орошения, осушения болот, пахотных работ и т. д. И, соответственно, данные проблемы проще решать сообща. Аналогичная ситуация с гильдиями купцов, цехами ремесленников.
Анархическая теория П. А. Кропоткина имеет особый интерес в связи с критикой капитализма и поведения государства при капитализме. Традиционно считают, что государство есть утверждение идеи высшей справедливости в обществе и что капитализм привносит теорию невмешательства ( фр. «laisser faire, laissez passer» ) — пусть делают, что хотят. Но в той же революционной Франции правительство позволяет нажиться за счёт рабочих, попросту не вмешиваясь. Якобинский конвент : за стачку, за образование государства в государстве — смерть!
Из ситуации возникает неизбежная дилемма, как пишет П. А. Кропоткин: „Или государство должно быть разрушено, и в таком случае новая жизнь возникнет в тысяче и тысяче центров, на почве энергической, личной и групповой инициативы, на почве вольного соглашения. Или государство раздавит личность и местную жизнь, завладеет всеми областями человеческой деятельности, принесёт с собой войны и внутреннюю борьбу из-за обладания властью, поверхностные революции, лишь сменяющие тиранов, и — как неизбежный конец — смерть.“ Если вы хотите, как мы, чтобы полная свобода индивидуума и его жизни были уважаемы — вы поневоле принуждены будете отвергнуть владычество человека над человеком, какого бы вида оно ни было; вы будете принуждены принять принципы анархизма, которые вы так долго отвергали».
В своих философских воззрениях Кропоткин был последователем Огюста Конта и Герберта Спенсера . Критически относился к «метафизической» традиции. Упрекал в «схоластике» представителей немецкого классического идеализма, в первую очередь Гегеля. На смену «отвлечённому философствованию», считал Кропоткин, должен прийти «истинно научный метод». Общественным идеалом Кропоткина был анархический (безгосударственный) коммунизм , в котором революционным путём (социальная революция) будет полностью ликвидирована частная собственность. Будучи убеждённым противником любой формы государственной власти, Кропоткин не принимал идею диктатуры пролетариата.
Основал и издавал в Швейцарии в Женеве газету на французском языке « Le Révolté » («Бунтарь»), которая пользовалась исключительной популярностью; газета почти целиком заполнялась статьями, написанными самим П. А. Кропоткиным; за революционную пропаганду выслан из Швейцарии во Францию, где продолжил пропагандистскую деятельность. Основал и издавал в Англии общественно-политическую газету ( Свобода ) Летом 1917 года П. А. Кропоткин вернулся из Западной Европы на Родину. 12 июня при огромном стечении народа он вышел из вагона поезда на вокзале в Петрограде. Среди тысяч встречавших его были министры временного правительства. А. Ф. Керенский предложил Кропоткину в Правительстве любой министерский пост по его выбору, включая пост Председателя Правительства. Кропоткин решительно отказался от предложения — но принял участие в Государственном совещании в августе того же года.
После Октябрьской революции в ноябре 1917 года первоначально положительно воспринял первые Декреты Совета народных комиссаров — нового правительства Российской республики. Но затем Кропоткин обнаружил, что новая власть большевиков ликвидировала демократические права и свободы, и опирается в своей деятельности на диктатуру, террор и вооружённое принуждение. Как убеждённый демократ Кропоткин стал в активную оппозицию к существующей власти.
П. А. Кропоткин не менее двух раз лично встречался с В. И. Ульяновым , председателем Совета Народных комиссаров. Кропоткин обвинил Ульянова-Ленина в порождении класса новой бюрократии, развязывании Гражданской войны и «красного террора» по отношению к инакомыслящим. П. А. Кропоткин написал несколько писем к В. И. Ульянову-Ленину с изложением своих гражданских и политических взглядов. Письма Кропоткина к Ульянову-Ленину были спрятаны в государственных архивах без права доступа на протяжении всего существования СССР и обнаружены и опубликованы историками лишь в 1990-е годы. В одном из писем к Председателю Совета народных комиссаров Кропоткин писал:
Бросаться в красный террор, а тем более брать заложников <...> недостойно социалистической революционной партии и позорно для её руководителей <...> Открыть эру красного террора — значит признать бессилие революции, идти далее по намеченному его [террора] пути, значит признать свою скорую кончину <...> Полиция не может быть строительницей новой жизни. А между тем, она [полиция] становится теперь верховной властью в каждом городе и деревушке. Куда это ведёт Россию? К самой злостной реакции!
Своими хлопотами П. А. Кропоткин спас от расстрелов и тюремного заключения много невиновных людей, среди которых были известный историк С. П. Мельгунов и юрист П. А. Пальчинский . Ульянов-Ленин лично отдал распоряжение органам ВЧК-ГПУ, чтобы «старика не трогали», однако последние годы своей жизни в Дмитрове П. А. Кропоткин находился под неусыпным наблюдением чекистов.
Оставил рукопись научного труда «Биология» и написал серию статей по проблемам биологии в английском журнале «The Nineteenth Centure»:
В книге выдвинул гипотезу о преимущественном значении взаимопомощи перед конкуренцией в естественном отборе по Дарвину в прогрессивной эволюции видов (включая человека).
Брак между Петром Кропоткиным и Софьей Ананьевой-Рабинович был заключён без церковных обрядов, на анархических принципах полного равноправия в виде трёхлетнего договора, предусматривающего возможность расторжения или продления каждые три года.
Данный договор непрерывно продлевался супругами 14 раз, в результате чего их брак продлился 43 года, вплоть до смерти Петра Кропоткина в возрасте 78 лет .
Москва :
Будучи убеждённым анархистом, учёным-материалистом и сторонником отмирания государства, П. А. Кропоткин весьма иронично относился к тому, что иногда его называли «князем». Сам он никогда по отношению к себе этот дворянский титул не употреблял.
Существует мнение , что во всех дореволюционных официальных документах Пётр Алексеевич, как и брат его Александр , упоминался как «Крапоткин». Это неверно [ источник не указан 2474 дня ] . До революции 1917 года встречались оба варианта — и через «а», и через «о». В Новом Энциклопедическом Словаре Брокгауза и Ефрона — «Кропоткин» . В «Британской энциклопедии» — тоже через «о» .
В большинстве газетных публикаций о кончине революционера 8 февраля 1921 года его фамилия писалась «Крапоткин». Лишь в газете «Беднота», в сообщении «Памяти борца», фамилию бывшего князя воспроизвели через «о». После того как 15 февраля 1921 года пленумом Московского совета рабочих и крестьянских депутатов было принято постановление «Об увековечивании памяти товарища Петра Алексеевича Кропоткина», в историографии закрепилось современное написание. Несмотря на это, на многих табличках с названиями улиц до сих пор сохраняется иное написание фамилии, а один из селигерских пароходов, названный в честь революционера при его жизни ещё в 1918 году, вплоть до 1945 года носил на борту название «Крапоткин» . Некоторые шведские авторы писали его фамилию как Krapotkin .
|
Некоторые
внешние ссылки
в этой статье
ведут на сайты, занесённые в
спам-лист
|