Email-маркетинг
- 1 year ago
- 0
- 0
Ахмане́и ( чуваш. Ахмане, Ахманя ) — село в Моргаушском районе Чувашской республики , входит в состав Москакасинского сельского поселения .
Село расположено в 1 км от федеральной автомобильной дороги М7 . Расстояние до города Чебоксары 33 км, до райцентра (посёлок Моргауши ) — 14 км, до железнодорожной станции — 42 км.
Ближайшие населённые пункты :
В селе 4 улицы:
На расстоянии ~ 1 км от села находится сельское кладбище.
Исторические названия: Ахманя кассы
, Малой Ахмынейкасы, Мал. Ачкарясь
, Ачкаряне, Ачкарени
, Ахманей, Ахманеево (данное название встречается на надгробиях сельского кладбища наряду с названием
Ахманеи
).
Появилось в конце XVIII века как выселок деревни Ачкарень Сисмерь (Акарень Сесмер), которая в настоящий момент не существует и находится либо в составе деревни Кюрегаси, либо вблизи деревни Кумыркасы. Ахманеи встречаются на Плане генерального межевания Козьмодемьянского уезда ( чуваш. ) Казанской губернии ( чуваш. ) ( 1796 г.) как выс: Ахманеи касы.
Село входило в состав Татаркасинской волости Козьмодемьянского уезда — с конца XVIII века по 1920 г., Татаркасинской волости Чебоксарского уезда — в 1920-27 гг., Татаркасинского района — в 1927-39 гг., Сундырского — в 1939-62 гг., Чебоксарского — в 1962-64 гг., Моргаушского — с 1964 г.
По сведениям 1859 г. околодками деревни Ахманей-касы являются деревни Калмык-касы и Эхветь-касы.
Название села, вероятно, происходит от имени Ахмане или Ахманей . В. Д. Дмитириев в книге «Чувашские исторические предания» приводит и тут же опровергает следующую легенду:
По преданию, у родоначальника дер. Большие Ачкаряны (ныне дер. Москакасы Моргаушского района ) по имени Эчĕк были сыновья Моска, Сидук, Ахмане, Тересь, Калмык, которые, выделившись, основали выселки Москакасы (позднее слился с материнской деревней), Сидуккасы, Ахманеи, Тереси и Калмыково. В этом предании, как и в ряде других, выступает фольклорный мотив основания выселков сыновьями родоначальника материнской деревни. В действительности этого не было. Образование выселков от одной деревни охватывало не одно столетие.
Функционировал храм во имя Казанской Божией Матери , ныне разрушенный, церковно-приходская школа (школа грамоты), в советские годы — четырёхлетняя начальная школа. В 1929 г. образован колхоз «Ленинский путь».
Построена в 1886—1889 гг. на средства прихожан. Двухпрестольная : главный, холодный, во имя Казанской Божией Матери, придел тёплый во имя Святого Благоверного князя Александра Невского . Церковь деревянная, длина с колокольней 12 саж. (25,6 м), наибольшая ширина 5 саж. (10,7 м), высота до верхнего карниза 5 саж. На церкви две главки. Иконостас главного храма: длина 4 саж. 1 арш. , высота 4 саж.; придельный: длина 1 саж. 1 арш., высота 1 саж. 1 арш. Колокольня 2-ярусная, высота 7 саж., большой колокол 27 пуд . 20 фунт. (450,5 кг).
Прихожане поселений: Калмык-Касы, Помаксар, Мурзакова, Полуткина, Трубинкина, Сидукова, Максимкина, Тересь, Солеменкина, Лесные Хачики, Полевые Хачики, Нижние Хачики и Сергеевка. В приходе 481 двор: 1288 прихожан мужского пола, 1216 — женского (по данным на 1904 г.), чуваши, кроме прихожан русской деревни Сергеевка.
15 ноября 1886 г. была открыта церковно-приходская школа . В год открытия в школе грамотности было 20 мальчиков, девочек же не было. Законоучителем был священник Любимов Пётр Иванович. Уже в 1904 г. в школе учились 83 мальчика и 31 девочка.
Штат
причта
: священник и псаломщик.
Священники:
— Пётр Иванович Любимов — с 1885 года,
— Василий Петрович Громов — с 1902 года.
Псаломщик: Ал. Елпидифорович Запольский — с 1885 года.
Церковь закрыта в 1934 г. Разрушена в 70-х годах XX века (по воспоминаниям жителей деревни). При этом никто из местных жителей не согласился на данную работу и были приглашены татары. На месте церкви были возведены стены будущего сельского клуба , однако на этом строительство остановилось, а в 2010-х гг. кирпичная кладка стен была разобрана.
Петров день
(
чуваш.
Петро́, Питрав
)
Ежегодно 12 июля (29 июня по старому стилю) в селе проводится ярмарка ( чуваш. Ахманя поххи ), приуроченная к христианскому празднику святых апостолов Петра и Павла. Первые ярмарки стали проводиться в конце 80-х гг. XIX века, одним из инициаторов проведения общего праздника приходских поселений церкви Божией Матери Казанской в Ахманеях был житель д. Сидуккасы Николай Герасимович Смирнов. Довольно длительное время основу праздника составляло игрище с плясками и хороводами, в котором участвовала молодёжь деревень Москакасы, Калмыково, Полевые Хачики и др. С начала 30-х гг. неизменным атрибутом празднования Петрова дня была карусель. Из-за попыток местных властей помешать проведению «религиозного праздника» в 50-60-е гг. ярмарка собиралась то на храмовой площади, то на пригорке или на лугу возле села. Традиция проведения Петрова дня прерывалась войной (возобновилась в нач. 50-х гг.) и запретом властей в середине 70-х гг. (возобновилась в 1988 как «день села»).
Жители —
чуваши
, до
1866 года
государственные крестьяне
; занимались
земледелием
,
животноводством
,
промыслами
:
тележно
-
саночное
,
бондарное
,
портняжное
,
сапожно-башмачное
.
В настоящее время проживают
чуваши
(93,12 %),
русские
(6,88 %) (по данным 2002 г.).
Число дворов и жителей:
Год | Число дворов | Всего населения | Мужчины | Женщины |
---|---|---|---|---|
1795 | 16 | |||
1858 | 40 | 279 | 138 (49,5 %) | 141 (50,5 %) |
1906 | 54 | 276 | 142 (51,4 %) | 134 (48,6 %) |
1926 | 62 | 249 | 107 (43 %) | 142 (57 %) |
1939 | 237 | 109 (46 %) | 128 (64 %) | |
1979 | 216 | 83 (38,4 %) | 133 (61,6 %) | |
2002 | 85 | 157 | 74 (47,1 %) | 83 (52,9 %) |
2010 | 91 | 130 | 55 (42,3 %) | 75 (57,7 %) |
2014 | 91 | 160 |
По рельефу село Ахманеи представляет собой пологохолмистую равнину .
Климат села умеренно континентальный с продолжительной холодной зимой и тёплым, иногда жарким летом. Средняя температура января −13 °C, июля + 18,6 °C. В среднем за год выпадает до 500 мм осадков. Наиболее солнечным является период с апреля по август.
Главная река — Сухарка, протекающая по западной границе села, правый приток реки Сундырь . Есть пруд, в котором обитают окунь , килька , карась . Ахманеевский пруд является зоной обитания ондатры .
Из фауны обитают ёж , крот , заяц . Много видов птиц, в их числе: сова , ястреб , клёст , снегирь , ласточка , жаворонок , стриж , утка , аист , чибис , а также другие.
Растительность представлена лесом, кустарниковыми зарослями по пойме реки, лугами, культурной растительностью полей и участками естественной степной растительности.
В лесу и на лугах произрастают съедобные ягоды: малина , брусника , земляника , клюква , костяника , рябина , смородина , черника , калина , а также съедобные растения — тмин , щавель . В лесу много грибов : грузди , опята , лисички , сморчки , подберёзовики , маслята , белый гриб , а также мухоморы , поганки , множество других.
Почвы светло-серые лесные повсеместно.
Имеются фельдшерский пункт, магазин Б.-Сундырского райпо .
Село телефонизировано (ОАО « Волгателеком »). Доступна сотовая связь , обеспечиваемая операторами « Билайн », « МегаФон », « МТС », « НСС ». Доступны телевизионные передачи телеканалов: « Первый канал », « Россия », « Культура », « НТВ », « ТВ Центр », « СТС ». В последнее время жители села плавно переходят на спутниковое телевидение . Население также использует эфирное телевидение, позволяющее принимать национальный телеканал компании ГТРК «Чувашия» на чувашском и русском языках. Деревня газифицирована и телефонизирована. В деревне проложен водопровод, который подключён к водонапорной башне.
Вплотную с селом располагаются КЗС (комплекс зерно-сушильный) и две фермы : молочная и кроличья .
Транспортная обеспеченность слабая, асфальтированная дорога тянется от трассы М7 лишь до села. Маршрутный транспорт до остановки «Пищевик» представлен хорошо, средняя временная разница между автобусами составляет примерно 5 минут. Номера маршрутов до Чебоксар — 326, 112, 254 и другие. До райцентра ходит маршрут номер 112.
В Республике Башкортостан существует село Ахманово ( башк. Ахман ), в котором проживают чуваши, татары- кряшены , тептяри и русские. .
![]() |
Некоторые
внешние ссылки
в этой статье
ведут на сайты, занесённые в
спам-лист
|