Андреа дель Верроккьо
- 1 year ago
- 0
- 0
Андре́а дель Са́рто ( итал. Andrea del Sarto ), настоящее имя Андреа д’Аньоло ( итал. Andrea d'Agnolo ; 16 июля 1486 , Флоренция — 29 сентября 1530 , там же) — итальянский живописец и рисовальщик флорентийской школы периода Высокого Возрождения . Внёс важный вклад в развитие флорентийского маньеризма . Ученик Пьеро ди Козимо .
Родился в 1486 году во Флоренции в семье портного Аньоло ди Франческо; профессия отца ( итал. sarto — «портной») в дальнейшем стала источником прозвища, под которым художник известен в истории . В источниках существуют определённые расхождения в отношении точной даты рождения Андреа и фамилии его семьи. Большинство источников указывают в качестве дня его рождения 16 июля , но встречаются также датировки 6 и 17 июля . В качестве фамилии семьи называют Ванукки ( итал. Vanucchi ) или Ланфранки ( итал. Lanfranchi ). Дружеским прозвищем художника было Андреино, что было связано с его маленьким ростом .
Согласно Джорджо Вазари , в семилетнем возрасте мальчика отдали в учёбу к ювелиру, но позже на его способности как рисовальщика обратил внимание живописец Джованни (или Андреа ) Бариле, который взял его к себе в ученики. Бариле не был выдающимся художником, и юный Андреа, получив от него некоторые основы ремесла, продолжил учёбу уже у более талантливого Пьеро ди Козимо .
В обучении у ди Козимо Андреа провёл несколько лет, в свободное время изучая также технику мастеров Кватроченто по картонам Микеланджело и Леонардо да Винчи в Папском зале церкви Санта-Мария-Новелла . Другими мастерами Кватроченто, чьё творчество оказало влияние на его становление как живописца, были Рафаэль и Фра Бартоломео . В это время Андреа познакомился и подружился с другим молодым художником, Франчабиджо . Впоследствии они вместе содержали мастерскую, выполнявшую заказы городских властей , и в их ранних работах искусствоведы находят общность стиля и идей, хотя уже на этом этапе произведения дель Сарто отличаются большей индивидуальностью и полётом воображения .
Первые известные самостоятельные работы дель Сарто относятся к 1506 году , а в 1508 году он стал членом гильдии врачей и аптекарей ( итал. Arte dei medici e speziali ). Практически с самого начала независимой карьеры он занимался росписями церкви Сантиссима-Аннунциата . В частности, в 1509—1510 годах дель Сарто занимался фресками в приделе Кьостро-деи-Воти, изображающими сцены из жития . Наиболее ранняя из этих фресок, «Исцеление прокажённого», ещё напоминает работы Франчабиджо, но в последующих уже очевидно влияние стиля Леонардо да Винчи как в общей, более гармоничной композиции, так и в цветовой гамме фона, изображающего далёкие деревни в оттенках бирюзового и лилового . Одна из известных сохранившихся работ этого раннего периода, для которой ещё характерны скованные позы и осторожный выбор цветов, — картина « Не прикасайся ко Мне », написанная для церкви Св. Галла. Хотя церковь была разрушена в ходе осады Флоренции, картина уцелела и ныне хранится в галерее Уффици .
В первой половине 1510-х годов дель Сарто часто сотрудничал со скульптором Якопо Сансовино , под чьим влиянием его живописные произведения приобрели строгую структуру . В частности, именно дель Сарто работал над эффектами кьяроскуро на ложном фасаде церкви, воздвигнутом Сансовино к торжественному въезду во Флоренцию папы Льва X в 1515 году. Художники также иногда использовали одних и тех же натурщиков и оформительские элементы, как, например, в картине «Мадонна с гарпиями» ( алтарный образ ), написанной дель Сарто для женского монастыря Св. Франциска (ныне в галерее Уффици) . В эти же годы у самого́ дель Сарто появились ученики, среди которых были Россо Фьорентино и Якопо да Понтормо .
В 1511—1514 годах в продолжение работ в Кьостро-деи-Воти дель Сарто создал в этом приделе фрески «Поклонение волхвов» и «Рождество Богородицы». В последней он снова обращался к опыту XV века (в частности, к фреске Гирландайо в церкви Санта-Мария-Новелла), но колористическое решение и пластика женских тел скорее напоминают работы Тициана . Итальянская энциклопедия называет эту фреску «первым шедевром» дель Сарто , а Британская энциклопедия пишет, что около 1513—1514 годов он становится лучшим живописцем Флоренции, сменив в этой роли Фра Бартоломео .
В 1517 (или 1518 ) году дель Сарто женился на Лукреции ди Бартоломео дель Феде, вдове шляпника Карло ди Доменико . Его новая жена принесла с собой хорошее приданое , была красивой женщиной, послужившей натурщицей для многих его произведений (лучший её портрет ныне хранится в музее Прадо в Мадриде , а на ряде картин она появляется в облике богородицы ), но при этом Вазари описывает её как «неверную, ревнивую, и сварливую по отношению к ученикам». .
В мае 1518 года по приглашению короля Франции Франциска I дель Сарто отправился в Фонтенбло . Однако жизнь придворного художника, очевидно, пришлась ему не по вкусу, так как уже в следующем году он вернулся во Флоренцию. Во Франции художник не создал практически никаких значительных произведений : разными источниками упоминаются лишь портрет дофина и картина «Милосердие» (или «Чадолюбие», итал. Carità , ныне в коллекции Лувра ) , которую Эмма Микелетти в Биографическом словаре итальянцев характеризует как не обладающую высокой ценностью . Официально дель Сарто отправился в Италию, чтобы пробрести для короля произведения старых и современных художников и возвратиться затем во Францию с женой, но вторично ко двору Франциска он так и не прибыл, видимо, потратив деньги на другие цели .
По возвращении во Флоренцию художник возобновил прерванную работу над фресками в Кьостро-дельи-Скальци (сцены из жития Иоанна Крестителя , завершённые в 1523 году, которые Большая российская энциклопедия относит к главным произведениям его жизни ). В 1520 году он начал строительство собственного дома на углу улиц Сан-Себастьяно и дель Мандорло. Это здание сохранилось и через четыре века , и после первого владельца там проживали ещё несколько художников, перестраивавших его в соответствии с собственным стилем. Вскоре дель Сарто получил самый значительный заказ в карьере — на роспись части . В качестве заказчика выступал папа Лев X, и планируемый масштаб работ был сопоставим с оформлением Ватиканского дворца Рафаэлем, однако проект не был завершён из-за смерти папы в 1521 году. К этому времени дель Сарто успел начать работу лишь над одной фреской — «Чествование Цезаря» — позже ставшей частью большей по масштабам росписи (завершена Алессандро Аллори ).
К 1523 году дель Сарто процветал материально, имея не только учеников, но и слуг и позволяя себе браться за заказы, не приносившие ему доходов . Однако эпидемия чумы в 1523—1524 годах заставила его с женой бежать из Флоренции и укрыться в сельской местности в долине Муджелло . Там в 1524 году он написал для женского монастыря Св. Петра «Положение во гроб» (ныне в галерее Питти во Флоренции) . Композиция картины, по-видимому, позаимствована из одноимённого знаменитого полотна Фра Бартоломео, позы персонажей театральны, но цветовое решение картины, с её нежными тенями, бликами света и насыщенными жизненными красками, представляет собой личное достижение самого дель Сарто .
Вернувшись домой, дель Сарто продолжил работу над заказанной ему ещё в 1519 году фреской «Тайная вечеря» для трапезной валломброзианского монастыря Сан-Сальви . Это произведение было завершено лишь в 1529 году и представляло собой самую мрачную и строгую из работ автора; краски оживают только в верхней части фрески, которую занимает балкон на фоне синего неба. К этому же периоду творчества относятся копия портрета Льва X работы Рафаэля (ныне в музее Каподимонте , Неаполь) и фреска «Мадонна с мешком» ( итал. Madonna del Sacco ) в большом дворе церкви Сантиссима-Аннунциата. Эта фреска была закончена в 1525 году, а на следующий год художник завершил работу над циклом фресок «Житие Св. Иоанна» в Кьостро-дельи-Скальци. Во второй половине 1520-х годов был создан автопортрет, ныне находящийся в галерее Уффици: художник размашистыми мазками изобразил уверенное, умиротворённое лицо .
После очередного изгнания семейства Медичи в 1527 году художник работал с республиканским правительством Флоренции; тогда же было написано «Жертвоприношение Исаака», предназначавшееся в подарок Франциску I . Хроматическое богатство возвращается к дель Сарто в картине 1528 года «Мадонна с четырьмя святыми», первоначально созданной для валломброзианского монастыря, а ныне хранящейся в галерее Питти. Тогда же для было написано монументальное «Святое семейство», где автор обратился к идеям Микеланджело. Позы на этой картине динамичны и полны энергии, а композиция создаёт впечатление медленно вращающейся спирали. В то же время нежная цветовая гамма по-прежнему ближе к творениям Рафаэля .
Последней работой дель Сарто, по-видимому, стало символическое изображение повешенных капитанов-изменников — фреска на внешней стене тюрьмы Барджелло , выполненная в ходе осады Флоренции в 1529 году . Художник умер во время очередной вспышки чумы, последовавшей за этой осадой, и был похоронен в церкви Сантиссима-Анунциата 29 сентября 1530 года . В своих « Жизнеописаниях » Вазари утверждал, что Андреа не получал никакой заботы от своей жены во время его смертельной болезни . Однако в то время было хорошо известно, что чума очень заразна, поэтому есть предположение, что Лукреция просто боялась заразиться опасной и часто смертельной болезнью. Если это правда, её предосторожность была обоснованна, так как она пережила мужа на 40 лет .
Автор большого количества фресок и станковых картин. Картины отличаются красочной гаммой и богатством перехода светотени. Значительные работы:
Микеланджело, высоко ценивший талант дель Сарто, представил ему в 1524 году Джорджо Вазари, который впоследствии стал учеником дель Сарто. Тем не менее Вазари подверг резкой критике своего учителя, утверждая, что, несмотря на наличие всего необходимого, чтобы стать великим художником, ему недоставало амбиций и божественного огня вдохновения, который помогал творить его более знаменитым современникам, таким как Леонардо, Микеланджело и Рафаэль.
На раннем этапе творчества в поисках выразительных средств передачи чувств и динамики движения дель Сарто, как многие молодые живописцы неоднократно создавал экстатичные, отклоняющиеся от канонов произведения, но со временем его творчество стало намного более сдержанным . В своей работе художник превыше всего ценил графическую точность, за что даже получил прозвище «Безошибочный Андреа» ( итал. Andrea senza errori ) . Среди самых выдающихся его работ — выполненные в технике гризайль (монохромного рисунка) фрески со сценами жития Иоанна Крестителя . В то же время он был наиболее значительным колористом флорентийской школы. Цветовые гаммы его ранних работ испытывали влияние перуджийской школы, популярной в годы его молодости, но позже в его творчестве возобладала нежная серо-розовая гамма с тончайшими светотеневыми эффектами и радужными вуалями. Композиционно дель Сарто в последние годы жизни воплотил некоторые идеи Микеланджело, но не сумел достигнуть того же масштаба замыслов . Герои картин дель Сарто спокойны и торжественны, композиции как правило просты и лиричны ; эта поэтичность, не отклоняющаяся от канонов Высокого Возрождения , иногда становилась нарочитой .
Искусствовед Джон Ширман в Британской энциклопедии пишет, что композиционные решения и тонкая работа дель Сарто сыграли важную роль в становлении флорентийского маньеризма . А. Л. Близнюков в Большой российской энциклопедии называет его крупнейшим представителем Высокого Возрождения, оказавшим влияние на становление флорентийской школы живописи . Наиболее знаменитыми последователями художника во Флоренции были Понтормо , Россо Фьорентино и Франческо Сальвиати .