Родительская суббота
- 1 year ago
- 0
- 0
Роди́тельская суббо́та ( греч. Παράσταση — «ходатайство», греч. Ψυχοσάββατο — «суббота душ», рус. поминащая суббота , серб. мртва субота, задушнице , укр. поминальна субота, батьківська субота, діди , белор. дзяды , болг. задушница ) — в православной традиции день особого поминовения усопших православных христиан и прежде всего своих почивших родителей (предков) . Канонический день посещения могил предков и других родственников, где совершается панихида .
Днями особого поминовения усопших в Православной церкви являются пять родительских суббот:
В богослужебном уставе Православных церквей каждый из дней недели посвящён воспоминанию Креста Господня , ангелов и архангелов , Иоанна Предтечи и т. д. В субботу совершается память всех святых и всех усопших православных христиан. Богослужебный устав предписывает совершать поминовение всех «от века преставльшихся православных христиан». Церковь установила частные и общие дни поминовения усопших. Дни особого общего поминовения усопших называются «родительскими субботами». В эти дни совершается особое поминовение усопших православных христиан.
В Православной церкви существуют две версии, которые объясняют, почему эти субботы называются родительскими:
Во всех православных церквях две субботы посвящены поминовению всех без исключения усопших православных христиан — вселенская панихида :
Родительские субботы, 2-я, 3-я и 4-я субботы Великого поста . Эти субботы установлены, чтобы не лишить усопших своего «предстательства» на протяжении Великого поста, так как в это время невозможны обыкновенные ежедневные поминовения усопших ( сорокоусты и другие частные поминовения), соединённые с совершением полной литургии , которая в Великий пост совершается не каждый день.
К ним относятся последние субботы перед Рождественским , Апостольским и Успенским постами .
Частный родительский день — это день, когда совершается поминовение усопших, несмотря на то что в богослужебном уставе этот день не отмечается как заупокойный . В этот день принято поминать усопших родителей в Русской, Сербской и Болгарской православных церквях.
Дмитриевская суббота — в субботу, перед 26 октября ( 8 ноября ), днём памяти святого Димитрия Солунского . В XIX веке Дмитриевская родительская суббота связывается с поминовением воинов, павших в Куликовской битве. 22 августа 1903 года был издан императорский указ, предписывающий в войсковых частях совершать в Дмитриевскую субботу панихиды по усопшим воинам, «за веру, царя и Отечество, на поле брани живот свой положившим». В современной традиции РПЦ в Дмитриевскую родительскую субботу совершается заупокойная служба. В богослужебной практике старообрядцев - беспоповцев совершается служба по уставу вселенской родительской субботы. Особенное значение придаётся и всей седмице перед субботой, которая носит название «(Димитриевская) родительская седмица», в эти дни не совершаются бракосочетания .
В середине XIX века святитель Филарет (Дроздов) писал: «О Дмитриевой субботе постановления не знаю, кроме предания нашего, русского» . В XIX веке мнение о связи Дмитриевской субботы и памяти воинов, погибших в Куликовской битве, становится общепринятым, и в 1903 году был издан императорский указ о совершении в этот день в войсковых частях панихиды по воинам «за веру, царя и Отечество, на поле брани живот свой положившим» . Достоверность этой легенды о церковном начале «Дмитриевской родительской» вызывала возражение у некоторых исследователей : октябрьский поминальный день, истолковываемый церковью как день молитв о павших за Русь в 1380 году в боях с татарами, приходится вовсе не на тот месяц, в котором Дмитрий Донской разгромил полчища Мамая. Мамаево побоище было 8 сентября, поминальный же день по русским воинам приурочивается к 26 октября, то есть ко времени, когда в средней и особенно в северной России твёрдо осознаётся наступающая зима .
Стоит отметить, что в богослужебном уставе Дмитриевская суббота не упоминается, нет её и в церковных установлениях Элладской (Греческой) Церкви . В богослужебном уставе этот день не отмечается как заупокойный. С этим днём связаны некоторые народные традиции, имеющие дохристианское прошлое . Так архиепископ Димитрий считал, что Димитриевская родительская суббота заменила собой языческие тризны, существовавшие ранее у славян .
С 1968 года Болгарская православная церковь перешла на новый стиль , но народная традиция поминовения предков перед 8 ноября осталась (на 8 ноября ранее выпадал Дмитриев день по григорианскому календарю, также как в современной России). И с этого времени осеннее поминовение усопших стало совершаться перед днём архангела Михаила (8 ноября в современной Болгарии). Такой день может называться «Димитровска задушница» или «Архангелова задушница» .
У славян поминальные дни в народном календаре не совпадают с «Родительскими субботам» церковного календаря; в народе отмечаются не все «родительские субботы» церковного календаря . В обычаях было принято поминать « родителей » накануне больших праздников: перед масленой неделей , перед Троицей , перед Покровом и перед Дмитровым днём . В Полесье этот список дополнялся Михайловской субботой и поминальными пятницами .
У восточных славян главными календарными поминальными днями во многих местах считались: Радоница , Троицкая суббота , Дмитриевская суббота .
Православною церковью установлено семь вселенских панихид. Первая из них приходится на вечер пятницы перед Филипповым постом, вторая падает на субботний день перед рождеством Христовым, третья справляется в мясопустную неделю, четвёртая — 15 марта, пятая — в субботу перед духовым днем, шестая в субботу, предшествующую Петрову дню, седьмая — в субботу перед успеньем… Но… главнейшие народные поминки совершаются в другие дни, а именно: на Радоницу, в Троицкую субботу и в Дмитриев день .
По мнению историка Георгия Федотова , ещё в середине XX века в Русской православной церкви литургия сохраняла черты славянской поминальной тризны , в которой по поверью вместе с живыми вкушают и усопшие. На Родительскую субботу ритуальную кутью приносили в храм и ставили на особый стол перед распятием — «канун» .
В народной традиции Мясопустная суббота — главный зимний поминальный день в Белоруссии и России . В народном календаре восточных славян — поминальный день приходящийся на субботу Пёстрой недели за два дня до Масленичной недели .
Этот первый в году Родительский день отмечали в Белоруссии и в некоторых местах России. В Заонежье Мясопустная суббота входила в состав главных поминальных дней, наряду с Троицкой и Дмитровской субботами . В этот день поминали умерших родителей. Для них специально пекли блины — и первый блин клали на божницу, слуховое окно или крышу, оставляли на могилах на кладбище , а также раздавали блины детворе, нищим и монашкам с просьбой помянуть такого-то.
В славянской традиции это весенне-летний поминальный день. В России и на юго-востоке Белоруссии считался самым большим и почитаемым поминальным днём .
В мифологических представлениях славян, на Семицко-Троицкие праздники предки временно покидали загробный мир и приходили в этот мир; местом их пребывания была свежая зелень — . Живые должны были встретить и помянуть их должным образом .
В этот день посещали кладбища, поминали своих усопших родственников, украшали зеленью их могилы, устраивали ритуальные трапезы и общались с душами покойных .
В Белоруссии освящали травы, обкуривали хаты и домашнюю скотину, чтобы не боялась грозы . На Украине существовал следующий обычай. Срубленную осинку вносили в Клечальную субботу на ночь в дом, а утром смотрели: если листья оставались зелёными, даже если завяли за ночь, — все в семье доживут до следующей Клечальной субботы. Если же листья почернеют, то будет в доме покойник .
Дмитриевская суббота — день всеобщего поминовения усопших в традиции Русской, Сербской и Болгарской православных церквей.
Первоначально осенние поминки по усопшим предкам не были приурочены к определённому дню. На Севере Руси ещё в конце XIX века осеннее поминовение совершалось в Покровскую субботу .
В сербской народной традиции поминки перед Дмитриевым днём местами совершались в пятницу, а не в субботу . Болгары осенний поминальный день ( задушницы ) также отмечают в субботу перед Димитровым днём, реже после него . Осенняя задушница может считаться в тех или иных регионах главной задушницей года .
Отмечали в субботу перед днём Покрова , приходящимся на 1 (14) октября . В русской народной традиции Покровскую субботу считали родительской (поминальной) , хотя и не такой важной и обязательной, как Дмитриевская . У белорусов в этот день местами отмечают «Покровские деды ». Празднование обычно начиналось с пятницы, когда подавали постный ужин и начинали приготовления к субботней обильной трапезе; реже эти обряды совершались в субботу вечером и в воскресенье утром .
В Русской православной церкви традиция поминовения усопших и посещения кладбищ в субботу перед праздником Покрова распространена на территориях епархий в Поволжье , Прикамье , Урале и Сибири, вошедших в состав России после 1552 года.
В Полесье с днём святого Михаила связан один из календарных поминальных праздников — Михайловские деды (четверг, пятница, суббота перед Михайловым днём), для которых готовили кутью , канун , борщ , кисель и другие кушанья .
В субботу накануне Михайлова дня у болгар отмечаются самые большие поминки по усопшим в течение года — т. н. Арха́нгеловата заду́шница, Ра́нгеловска душни́ца, Хра́нгеловото о́душе . В этот день все вспоминают умерших родственников и близких, поливают вином и окуривают ладаном могилы, раздают хлеб и калачи, украшенные просфорой, варёное жито ( коливо ) соседям, а в некоторых сёлах устраивают и общую трапезу с курбаном «за помин душ» ( болг. за Бог да прости ) . У болгар существует поверье, что каждую субботу, и особенно от Пасхи до Троицына дня, души умерших прилетают на землю — одни, чтобы вымолить прощения за свои грехи, а другие — праведные, для помощи и наставлений близким .
C 1968 года Болгарская Православная Церковь перешла на новый стиль, но народная традиция поминание предков перед 8 ноября осталась (на 8 ноября ранее выпадал Дмитриев день по григорианскому календарю, также как в современной России). И с этого времени осеннее поминовение усопших стало совершаться перед днём архангела Михаила (8 ноября в современной Болгарии). Такой день может называться «Димитровска задушница» или «Архангелова задушница» . В Дмитриевскую субботу служба ведётся только в нескольких храмах Болгарской православной церкви , тогда как Михайловская суббота считается поминальным днём всей Болгарской церкви .
Белорусы и украинцы родительские субботы (поминальные дни) называют «Дедами» и отмечают несколько (от трёх до шести) раз в году; их число и значимость различны по регионам. Согласно верованиям, в эти дни умершие ( деды, души, родители, мёртвые ) приходят в свои дома на поминальный ужин (который тоже может называться Деды ). Во многих случаях в число «Дедов» не входит Радуница , когда покойников, как правило, поминают на кладбище .
Главными «Дедами» считаются :
Там, где Радуница включается в число Дедов, её называют радостные, радушные деды и считают одним из главных поминальных дней. К менее распространённым Дедам относятся покровские, Никольские (перед Николой вешним и зимним ), Ставры (з.- белор. стаўры , 13—14.IX); вторая, третья и четвёртая суббота Великого поста .