Interested Article - Собор Ла Сео

Собо́р Богоявле́ния Спаси́теля ( исп. Catedral del Salvador en su Epifanía ), также Собор Спасителя ( исп. Catedral del Salvador de Zaragoza , араг. Seu d'o Salvador de Zaragoza ) или Ла Сео ( исп. La Seo , араг. A Seu ) — римско-католический собор в Сарагосе , автономное сообщество Арагон , Испания .

Собор Ла Сео расположен на одноимённой площади ( Plaza de la Seo ), недалеко от второго столичного собора — Нуэстра-Синьора-дель-Пилар , называемого также el Pilar ( столп , как отсылка к предполагаемому явлению девы Марии , когда как сокращение la Seo связывают с испанским произношением епископского престола ). Оба собора, Ла Сео и Дель Пилар, являются кафедральными, решение о сокафедральных соборах было принято римским папой Климентом X , желавшим прекратить споры за статус.

История

Известно, что в античные времена на месте собора располагался форум Цезаравгусты (в настоящее время музей форума находится под площадью де-ла-Сео). Когда в VIII веке Сарагоса была завоёвана маврами , на месте форумы была построена главная городская мечеть тайфы . Мечеть Сарагусты-аль-Байда (так был переименован город, исп. Saraqusta al Baida ) считается одной из старейших в Аль-Андалусии , она дважды достраивалась (в IX и XI веках), а её вход располагался там же, где вход в современный собор. Во время реставрации 1998 года были обнаружены некоторые элементы этой древней мечети (фрагменты внешней стены минарета , пола и михраб ) .

В мае 1118 года король Арагона Альфонсо I Воитель начал осаду Сарагосы , которая завершилась 18 декабря того же года, и город снова перешёл под контроль христиан. Местное мусульманское население в течение следующего года было обязано покинуть город, а мечеть была закрыта и реконструирована. 4 октября 1121 года её бывшее здание было освящено как церковь Святого Спасителя ( исп. San Salvador ).

В 1140 на месте полуразрушенной церкви началось строительство собора. Новый храм был каменным, в позднероманском стиле , по типу базилики с тремя нефами , украшенными полукруглыми апсидами . По архивным данным при храме были предусмотрены трапезная , родильный дом и два монастыря. От этого собора до наших дней сохранились две романские апсиды и несколько скульптур в алтарной части .

Собор Ла Сео
(«Виды Испании», 1824 год).

С 1204 года до начала XV века в новом соборе проводилась коронация всех арагонских правителей (после короли приносили только присягу ), а так же обряды крещения , венчания и отпевания членов королевской семьи. Когда в 1318 году кафедра Сарагосы, до того времени бывшая епископством-суффраганством архиепархии Таррагоны , получила статус архиепархии-митрополии ( буллой Romanus Pontifex римского папы Иоанна XII от 18 июля 1318 года ), собор Ла Сео стал главным собором архиепископства . В 1346 году была начата перестройка собора: для дополнительного освещения алтарной части был возведён купол в стиле мудехар . В 1360 году по приказу архиепископа в том же стиле был построен фасад входа со стороны улицы Пабострия ( la Pabostría ) и пристроена капелла Архангела Михаила (так называемая la Parroquieta — Паррокиэта). В это же время в архитектуре собора появились элементы готического стиля : нынешние центральные нефы с витражными окнами .

В начале XV века купол рухнул и по приказу антипапы Бенедикта XIII была начата очередная реконструкция собора: были приподняты романские апсиды, по бокам от них добавлены две башни и построен новый купол, напоминающий по форме папскую тиару . В 1686 году была разобрана ветхая колокольня в стиле мудехар, на месте которой в 1703 году было начато строительство новой в стиле итальянского барокко по проекту архитектора . В том же стиле, но с элементами классицизма в XVIII веке был обновлён фасад. Последняя реконструкция собора была начата в 1975 и длилась 23 года. 11 ноября 1998 года собор Ла Сео был торжественно открыт королём Испании Хуаном Карлосом I и его супругой Софией .

Структура и состояние

Экстерьер

В настоящее время собор представляет собой церковь, состоящую из пяти нефов и шести пролётов, покрытых нервюрными сводами . Нефы поддерживаются контрфорсами , которые в характерном для поздней готики стиле закрыты стенами и образуют внутренние капеллы. Средокрестие увенчано двухуровневым куполом (нижний уровень имеет форму прямоугольника , верхний — восьмиугольника ), сочетающим в себе стили мудехар, готики и ренессанса ( орнамент ). Нервюры свода, тянущиеся от каждого из углов верхнего уровня образуют восьмиугольную звезду. В нишах барабана купола расположены статуи арагонских святых.

Колокольня в стиле римского барокко представляет собой четырёхэтажную башню высотой 90 метров . Проект был разработан итальянским архитектором в 1683 году (что примечательно, Контини ни разу не был в Сарагосе, поэтому не видел окончательный вариант колокольни), строительство началось в 1703 году. В 1787 году на втором этаже башни были установлены часы. Первый этаж башни каменный, остальные кирпичные. Скульптуры (украшающие часы и фасад), орнамент, балюстрада и прочие элементы сделаны из известняка .

Завершают ансамбль собора галерея и Дом настоятеля, который находится на другой стороне улицы, недалеко от входа святого Варфоломея . В 1293 году было принято решение построить коридор-галерею , соединяющий смежный с собором дом приора и дом настоятеля. В 1587 году в галерее появилась смотровая площадка с тремя большими окнами в стиле платереско - мудехар , выходящими на площадь святого Бруно ( ). В дальнейшем галерея была украшена глиняной лепниной, напоминающей убранство дверей и окон дворца Альхаферия .

На северной стороне собора находятся две апсиды, сохранившиеся от романского собора XII века и внешняя стена погребальной капеллы святого Михаила (так называемая Паррокиэта) в стиле мудехар (хотя внутренне убранство капеллы представлено в готическом стиле), где похоронен архиепископ .

Интерьер

Готический стиль внутреннего убранства Ла Сео представлен главным алтарём и хором , созданными в XV веке. Алтарь из цветного алебастра высотой 16 метров и 10 метров в ширину считается главным шедевром поздней европейской готики. Хор, расположенный в центре собора, представляет собой пространство с 117 каменными сидениями. В XVIII веке хор был украшен позолоченной бронзовой решеткой со скульптурами Иисуса , апостолов Петра и Павла . В стиле мудехар выполнены апсиды, купол, внешняя стена и кровля погребальной капеллы святого Михаила.

В ризнице , в которую ведёт дверь в стиле мудехар с элементами ренессанса, хранятся картины художников валенсийской и арагонской школ XVII—XVIII веков. Там же находится реликварий , дверцы которого расписаны , учителем Франсиско Гойи , и созданная ювелиром Педро Ламайсоном между 1537 и 1541 годами дарохранительница , на работу над которой было использовано 218 килограммов серебра .

В Зале Капитула расположен созданный в 1932 году . Это одна из крупнейших коллекций в мире , где представлены шестьдесят гобеленов с XV по XVIII века, что позволяет проследить этапы развития искусства гобелена .

В целом в Ла Сео расположены 28 капелл, в том числе:

План-схема собора Ла Сео.
  • Капелла Елены Равноапостольной , Богоматери Кармельской или Святого таинства была преобразована между 1637 и 1646 годами по приказу дона Франсиско Линьяна. Капелла выполнена в стиле протобарокко (без излишних украшений). Большинство изображений принадлежит итальянскому художнику , такие как сцены из жизни святой Елены, распятие и снятие с креста Иисуса, стигматы святого Франсиска, Екатерина Сиенская , и другие. Возглавляет настав скульптура Богоматери Кармельской XVIII века.
  • Капелла святого Валерия , епископа и покровителя Сарагосы, была устроена в конце XVII века. В центральной части настава расположена фигура главы столичного совета ( исп. ), по бокам от которой апостолы Пётр и Павел. Росписи изображают сцены из жизни мучеников Валерия, его ученика Викентия и Лаврентия Римского . На двух больших картинах по бокам капеллы изображены сцена допроса Валерия и Викентия императором Диоклетианом и сцена прибытия мощей святого Валерия в Сарагосу в 1170 году.
  • Капелла Девы Марии Снежной была подготовлена донной Анной Манрике, графиней Пуньонростро ( исп. doña Ana Manrique, condesa de Puño-en-rostro ), в качестве погребальной капеллы для её брата, архиепископа , умершего в 1615 году. Настав в позднем готическом стиле впоследствии был дополнен несколькими картинами , таких как основание церкви Девы Марии Зимней на Эсквилинском холме в Риме или Доминика де Валя.
  • Святого Бернарда , созданная по приказу архиепископа в качестве семейного пантеона для самого епископа и его матери, донны Анны Гурреа. Центральный алтарь посвященный святому Бернарду был сделан скульптором . Между алтарём и двумя мавзолеями расположены статуи королей Арагона , от Хуана I до Фердинанда Католика и Карлоса I .
  • Капелла Святого Бенедикта была создана архиепископом Эрнандо для своих слуг и открыта 4 августа 1557 году. В 1762 году капелла была отремонтирована по настоянию баронессы Сангаррен , от чего изначальный алтарный настав в стиле ренессанс, сделанный в 1552 году, был утрачен. В настоящее время настав капеллы святого Бенедика практически не имеет декоративных элементов, как было в самых первых капеллах собора.
  • Капелла Святого Марка была преобразована в начале XVIII века в памятник Великого четверга . Настав в стиле чурригереско, созданный в 1711 году, изображает сцены из книги « », содержит бюсты Иоанна Евангелиста и Девы Марии, венчает всё образ Бог Отца. В связи с преобразованием сам алтарь был удалён, а памятник скрыт занавеской.
  • Рождества Христова . Основана 27 июля 1584 года идальго Херонимо Феррером Сердань, как семейный пантеон. После его смерти работу над капеллой продолжила его жена, Анна Клаверо. Нижняя часть стен капеллы покрыта изразцами из . Роспись настава сделана и .
  • Святых . Была основана в 1643 году арагонским инквизитором доном Матео Вирта де Вера, намеревавшимся устроить в капелле семейный пантеон. Работы проводились до 1644 года. С течением времени капелла была унаследована , а затем герцогами Вильяэрмоса , которые использовали капеллу для тех же целей. Картины и роспись выполнены Хуаном Гальваном .
  • Святого Викентия Сарагосского , основанная в 1719 году. Барочный портал украшен цветочными мотивами и ангелами. Перед пилястрами установлены большие скульптуры святых Георгия и Маврикия . На изображениях присутствуют святые Викентий, Стефан Первомученик и Лаврентий Римский . Над барочным золочённым алтарем возвышается скульптура, созданная около 1760 года.
  • Святого Иакова , перестроенная архиепископом под погребальную капеллу. В результате элементы старой капеллы стиля ренессанс были ликвидированы, новая капелла была построена в стиле барокко. Гипсовый портал, установленный на мраморную основу и сделанный в 1700 году, является самым внушительным в соборе. Барочный балдахин на четырёх колоннах напоминает киворий Бернини в Соборе Святого Петра . Возвышающейся над ним статуе апостола Иакова приписывают авторство . Как и первый алтарь (который сейчас находится в капелле Святого Августина ), она была изготовлена около 1521 года.

Достояние

С 1998 года собор Ла Сео, как памятник архитектуры в стиле мудехар входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО .

Примечания

  1. .
  2. Старое название Сарагосы — Colonia Caesaraugusta (Колония императора Августа или просто Цезаравгуста).
  3. (исп.) . Gran Enciclopedia Aragonesa (4 августа 2009). Дата обращения: 18 января 2018. 19 января 2018 года.
  4. (исп.) . . Дата обращения: 18 января 2018. 19 января 2018 года.
  5. (исп.) . (25 мая 2005). Дата обращения: 18 января 2018. 19 января 2018 года.
  6. (исп.) . UNESCO . Дата обращения: 15 января 2018. 9 декабря 2017 года.

Ссылки

Источник —

Same as Собор Ла Сео