Interested Article - Рябиновая ночь
- 2020-12-31
- 1
Рябиновая (воробьи́ная) ночь ― у восточных славян название ночи с сильной грозой или зарницами . Считалась временем разгула нечистой силы .
Происхождение выражения
Выражения известны в русском , украинском и белорусском литературных языках и диалектах: рус. воробьи́ная ночь , укр. гороби́на ніч , белор. рабінавая ноч . Оба названия, вероятно, восходят через серию фонетических трансформаций и народно-этимологических сближений к единой праформе рябинная ночь , зафиксированной в древнерусском языке начиная с XV века .
Первоначальная форма сочетания ― рябинная ночь , то есть «рябая, пёстрая ночь», — ночь с молниями, с ветром, грозой. Рябая, подобно воробью , ночь, когда темнота перемежается зарницами и сполохами. В эти ночи воробьи вылетают из гнёзд, тревожно чирикают, беспокойно собираются в стайки и т. д. На основе выражения рябинная ночь позже, в результате этимологического перерождения, получился речевой оборот рябиновая ночь , а затем и воробьиная ночь . В украинском языке , например, выражение горобина ніч означает не только «воробьиный», но и «рябиновый» .
Впервые понятие рябинная ночь встречается в летописи при описании битвы между дружинами Ярослава Мудрого и его брата Мстислава Храброго ( 1024 ): «И бывши нощи рябинной, бысть тма и гром бываше и молния и дождь… И бысть сеча зла и страшна, яко посветяаше моления, тако блещашеся оружие их, и еликоже молния осветяше, толико мечи ведяху, и тако друг друга секаше, и бе гроза велика и сеча силна» .
Предположение о данном выражении высказал член-корреспондент РАН Ф. П. Филин : оно, бытующее и ныне в смоленских и белорусских говорах, попало в киевское койне из кривичских земель . А. М. Финкель связал его с со словом рябой .
В украинском языке выражение горобина ніч связывается с возбуждением воробьёв во время грозы: «В продолжение лета бывает несколько бурных ночей, с градом, ливнем и грозою, и эти-то ночи называются воробьиными. Ливень бывает силён до такой степени, что выгоняет воробьёв из их убежищ, и бедняжки летают целую ночь, жалобно чиликая» («Словарь малорусского наречия, составленный А. Афанасьевым-Чужбинским», СПб., 1855). Константин Паустовский в повести «Героический юго-восток» (1956) пишет: «— Знаете, как называются такие ночи с беспрерывной молнией? — Нет, — ответила Клава. — Воробьиные. Потому что от ярких вспышек воробьи просыпаются, начинают метаться в воздухе, а потом, когда молнии гаснут, разбиваются в темноте о деревья и стены».
Польский этнограф пишет в очерке о белорусском Полесье : «Рабок (воробей) есть героем всем известной рябиновой ночи, во время которой буря рассеивает воробьёв. Рябиновая ночь бывает меж пречистыми (вторая половина августа ― первая неделя сентября). Громы бьют один за другом, страшенный ливень льёт… а молния блись да блись, кажется, что весь мир горит. В эту ночи воробьи так поразлетаются…, что уже так и живут по одному. Поэтому ночь зовётся рябиновой» .
Не исключено, что выражение рябиновая ночь также может быть связано с образом рябины . Действительно, такие ночи бывают в пору цветения рябины и созревания её ягод.
Время Рябиновой ночи
В разных местах время рябиновой ночи определяется неодинаково. В Центральной России это время, когда цветёт рябина или период с 19 по 22 июня, когда наступает самая большая долгота дня — 17 часов 37 минут, а ночь длится 6 часов 23 минуты. Старые смоленские и белорусские поверья говорят, что рябиновая ночь наступает около Успенья (15 августа по старому стилю, 28-го по н. ст.) или между Ильиным днём и Рождеством Богородицы (8 сентября по старому стилю). Строго определённого времени таких ночей нет: в одних местах их 1-3 в году, в других 5-7 — в зависимости от местности и особенностей природы. На Киевщине и Житомирщине , например, это была ночь накануне Ивана Купалы или Петрова дня , в некоторых местах крестьяне считали, что это время, когда «зацветёт папоротник ». Также рябиновой ночью зачастую называют обычную ночь с сильными грозами, зарницами .
Рябиновая ночь как мистическое явление
На юге России и Украине осмысление рябиновой ночи происходило на основе народной этимологии, связывающей ночь с воробьями, откуда и наименование воробьиная . На Украине такой ночью считали ночь на 1 сентября (день Симеона Столпника ), когда «чёрт меряет воробьёв». Они сбиваются в большие стаи в одно место, и там черти отмеряют их четвериками , подгребая к себе, и высыпают в пекло. Кто не вошёл в меру ― тех отпускают. Наказание такое воробьям за то, что они подносили гвозди, когда распинали Спасителя. За то же у них и лапки «связаны верёвочкой», потому-то воробьи и не ходят, а подскакивают. В Белоруссии рябиновая ночь считалась, с одной стороны, порой разгула всяческой нечисти, а с другой — временем, когда гром и молния убивают злых «чаровников» и нечистую силу . На протяжении всей рябиновой ночи небо сотрясает гром, сверкают молнии, льёт проливной дождь, дует страшный ветер, взвиваются вихри. Испуганные воробьи начинают судорожно взлетать, ударяясь о деревья и падая наземь. Согласно народным поверьям, в эту ночь из ада на свет выходили все злые силы, которые якобы справляли свой главный годовой праздник. По одним мнениям, в рябиновую ночь разная нечисть пугала крещёных людей, по другим — наоборот, все стихии природы объединялись, чтобы уничтожить нечистую силу, что расплодилась после Купалья за лето. Каждый убитый или покалеченный в эту ночь молнией считался чёрным колдуном . Чтобы молнии не сожгли дом или другие постройки, в рябиновую ночь вывешивали своеобразный оберег ― грязную пасхальную скатерть, в некоторых местах под крышу привязывали красные нитки. На Полесье верили, что от сильной бури в эту ночь рябчики разлетались по всему лесу и до самого токования жили по одному. Предполагалось, что гроза в рябиновую ночь нужна для дозревания ягод на рябине; если же ягода не поспела ― ждали дождливого конца лета и холодной осени .
Рябиновая ночь в литературе и искусстве
Образ рябиновой (воробьиной) ночи отражён в повестях Я. Барщевского «Шляхтич Завальня», И. С. Тургенева « Первая любовь », А. М. Ремизова «Воробьиная ночь», А. С. Серафимовича «Воробьиная ночь», К. Г. Паустовского «Героический юго-восток», В. А. Каверина «Воробьиная ночь», В. Д. Морякова «Рябиновая ночь» и других. Рябиновая (воробьиная) ночь присутствует в пьесах Т. Мициньского «Рябиновая ночь», Т. Г. Габбе «Авдотья Рязаночка», А. А. Дударева «Воробьиная ночь».
Художественный фильм «Рябиновые ночи» (1984) поставлен на Свердловской киностудии режиссёром Виктором Кобзевым .
Многочисленные стихи и песни с названиями Рябиновая ночь , Воробьиная ночь созданы на русском, украинском и белорусском языках. Например, чрезвычайно популярна на Украине «Горобина ніч» композитора Олега Макаревича на стихи Лилии Золотоноши, исполняемая Оксаной Билозир : «Не в тому річ, не в тому річ, що горобина плаче ніч…» .
На тему Рябиновой ночи написаны картины художников Н. Ермакова, Г. Ващенко , О. Гуренкова.
Примечания
- ↑ , с. 433.
- Коваль У. Г. Да паходжання фразеалагізма рабінавая (вераб'іная) ноч // Белорусская лингвистика. — Мн. , 1994. — Вып. 43 . — С. 38—40 .
- Бирих А. К., Мокиенко В. М., Степанова Л. И. // Русская фразеология. Историко-этимологический словарь. Под ред. В. М. Мокиенко. — М. , 2005. 25 февраля 2009 года.
- . ПСРЛ , т. 4. Дата обращения: 1848. 19 августа 2014 года.
- Филин Ф. П . Лексика русского литературного языка древнерусской эпохи // Учёные Записки педагогического ин-та им. А. И. Герцена. — Л. , 1949. — Т. 80 . — С. 258—259 .
- Финкель А. М. // Вопросы языкознания. — М. , 1956. — № 4 . — С. 92—95 .
- Ф. Янкоўскі. . — Мн. : Вышэйшая школа, 1968. — 451 с. 5 сентября 2014 года.
- Агапкина Т. А., Топорков А. Л. // Славянский и балканский фольклор. — М. , 1989. — С. 230—253 . 24 сентября 2015 года.
- , с. 434.
- Васілевіч У. Рабінавая ноч // Этнаграфія Беларусі. — Мн. , 1989. — С. 419 .
- Азимов Э. Г. Полесские поверья о вихре // Полесье и этногенез славян. Предварительные материалы и тезисы конференции. — М. , 1983. — С. 67—68, 89—90 .
- . Дата обращения: 5 сентября 2014. 5 сентября 2014 года.
Литература
- Матвеев Л. Т. Основы общей метеорологии. Физика атмосферы. — Л. : Гидрометеоиздат, 1965.
- Демидович П. // Этнографическое обозрение. — М. , 1896. — № 1 (28)страницы =91—120 .
- Аксамітаў А. С. Беларуская народная міфалогія як крініца ўтварэння фразеалагічных адзінак / Pod redakcija A. M. Lewickiego i W. Chlebdy. — Problemy frazeologii europejskiej. II: Frazeologia a religia. — Warszawa: Energeia, 1997. — 75 с.
- Коваль У. І. Народныя ўяўленні, павер’і і прыкметы: Даведнік па ўсх.-слав. міфалогіі. — Гомель: Беларус. агенцтва навукова-тэхн. і дзелавой інфармацыі, 1995. — 177 с.
- Воробьиная ночь / Топорков А. Л. // Славянские древности : Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого ; Институт славяноведения РАН . — М. : Межд. отношения , 1995. — Т. 1: А (Август) — Г (Гусь). — С. 433—434. — ISBN 5-7133-0704-2 .
Ссылки
- Виноградова Л. Н. // Восточнославянский этнолингвистический сборник. Исследования и материалы / Отв. ред. А. А. Плотникова; Институт славяноведения РАН . — М. : Индрик , 2001. — С. 38–39 . — ISBN 5-85759-159-2 .
- // Вестник Еврейского университета в Москве, № 3 (13), 1996
- 2020-12-31
- 1