Interested Article - Кустодиев, Борис Михайлович
- 2021-07-12
- 2
Бори́с Миха́йлович Кусто́диев ( 23 февраля ( 7 марта ) 1878 , Астрахань , Российская империя — 26 мая 1927 , Ленинград , СССР ) — русский и советский живописец . Академик живописи Императорской Академии художеств (с 1909). Член Ассоциации художников революционной России (с 1923 года). Портретист , театральный художник и декоратор, иллюстратор и оформитель книг.
Биография
Борис Кустодиев родился в Астрахани . Его отец, Михаил Лукич Кустодиев (1841—1879, Астрахань ), был профессором философии , истории литературы и преподавал логику в местной духовной семинарии.
Отец умер, когда будущему художнику не было и двух лет. В семье осталось четверо детей, кроме Бориса был ещё младший брат Михаил и сёстры. Мать Екатерина Прохоровна зарабатывала на жизнь вышиванием на заказ и играла на рояле в домах местных купцов по праздникам . Учился Борис в церковно-приходской школе, потом в гимназии. С помощью денег родного дяди Степана Никольского в 1894—1896 годах брал уроки рисования у выпускника Петербургской Академии художеств П. А. Власова .
В 1896 году поступил в Высшее художественное училище при Императорской Академии художеств . Обучался сначала в мастерской В. Е. Савинского , со второго курса — у И. Е. Репина . Принимал участие в работе над картиной Репина (с его подачи) « Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года » (1901—1903, Русский музей, Санкт-Петербург), написав около трети портретов. Несмотря на то, что молодой художник снискал широкую известность как портретист , для своей конкурсной работы Кустодиев выбрал жанровую тему («На базаре») и осенью 1900 года выехал в поисках натуры в Костромскую губернию . Здесь Кустодиев познакомился со своей будущей женой — 20-летней Юлией Евстафьевной Прошинской. Они обвенчались в Петербурге 8 января 1903 года в небольшой церкви на Екатерининском канале . Впоследствии художник выполнил несколько живописных портретов любимой жены.
30 октября 1903 года окончил учебный курс с золотой медалью, за картину «На базаре» получил звание художника и право на годовую пенсионерскую поездку за границу и по России. Ещё до окончания курса принял участие в международных выставках в Петербурге и Мюнхене (большая золотая медаль Международной ассоциации).
В декабре 1903 года вместе с женой и сыном приехал в Париж . Во время своей поездки Кустодиев побывал в Германии , Италии , Испании , изучал и копировал работы старых мастеров . Поступил в студию .
Через полгода Кустодиев возвратился в Россию и работал в Костромской губернии над сериями картин «Ярмарки» и «Деревенские праздники».
В 1904 году стал членом-учредителем « Нового общества художников ». В 1905—1907 годах работал карикатуристом в сатирическом журнале « Жупел » (известный рисунок « »), после его закрытия — в журналах « Адская почта » и « Искры ». С 1907 года — член Союза русских художников . В 1909 году по представлению Репина и других профессоров избран членом Академии художеств . В это же время Кустодиеву было предложено заменить Серова на посту преподавателя портретно-жанрового класса Московского училища живописи, ваяния и зодчества , но опасаясь, что эта деятельность отнимет много времени от личной работы, и не желая переезжать в Москву, Кустодиев отказался от должности. Вследствие раскола Союза русских художников, явившегося реакцией на статью А. Н. Бенуа о выставке 1909—1910 годов, опубликованной в газете «Речь», Б. М. Кустодиев, в числе других петербургских мастеров, 7 октября 1910 года вышел из «Союза» . С 1910 года — член возобновившегося « Мира искусства » .
В 1909 году у Кустодиева появились первые признаки опухоли спинного мозга. В 1911 году Кустодиев уехал в Швейцарию, поскольку тяжёлые признаки болезни спины заставили его провести несколько месяцев в частной клинике горного курорта. Несколько операций принесли лишь временное облегчение. В 1913 году преподавал в Новой художественной мастерской (Санкт-Петербург). В 1914 году Кустодиев снимал квартиру в петербургском доходном доме по адресу: Екатерингофский проспект , 105. С 1915 года до конца жизни жил в доходном доме Е. П. Михайлова ( Введенская улица , д. 7, кв. 50). Когда в 1915 году Борис Михайлович вернулся в Москву для работы в Московском Художественном театре над декорациями для «Осенних скрипок» И. Д. Сургучева, он уже был тяжело болен. По ночам он кричал от боли, его мучал один и тот же кошмар: черные кошки впиваются острыми когтями в его спину и раздирают позвонки .
Боли в руке художника снова начались в 1916 году. Ему провели операцию в Петрограде. Руку удалось оживить, но начались проблемы с ногами. Последние годы жизни художник был прикован к инвалидному креслу. Из-за болезни он был вынужден писать работы лёжа. Однако именно в этот тяжёлый период жизни появляются его наиболее яркие, темпераментные, жизнерадостные произведения.
После второй операции Кустодиев провёл лето 1917 года в выборгском санатории «Конкала». Там были написаны портреты графини С. А. Грабовской на фоне соснового парка, дочери московских миллионеров Лопатиной, дочери выборгского купца Эмиля Фредрика Буттенгофа Аниты Буденгоф (Буттенгоф) . Там написана и картина «На мосту» и одноимённая зарисовка, а также пейзажи «Конкола (Финляндия)» и «Лесное озеро в Конкола». Искусствовед А. Г. Мартынова в 2018 году выявила ещё одну уникальную работу художника — «Этюд. Конкола. Бывшее имение Буденгофа», а также предварительно атрибутировала как относящиеся к выборгскому периоду художника натюрморт «Финский букет» (1917), «Вечерний пейзаж» (1917) и «Пейзаж с цветочной клумбой» (1917) .
В марте 1927 года Кустодиев получил разрешение Наркомпроса выехать в Германию для лечения в клинике О. Ферстера, на которое правительство выделило деньги, но этой поездке не суждено было состояться. Кустодиев скончался от скоротечного воспаления лёгких 26 мая 1927 года. Похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры . В 1948 году прах художника и памятник перенесли на Тихвинское кладбище Александро-Невской лавры .
Семья
В 1900 году в деревне Калганово, расположенной недалеко от большого торгового села Семеновское-Лапотное Костромской губернии, куда он летом выехал на этюды, Б. М. Кустодиев познакомился с 19-летней Юлией Прошинской (1880—1942). На чувства молодого художника Юлия Прошинская ответила взаимностью и стала его женой в 1903 году, приняв фамилию мужа. В счастливом браке родились сын Кирилл (1903—1971), ставший художником, и дочь Ирина (1905—1981). Третий ребёнок, Игорь, умер 11-месячным младенцем от менингита в 1907 году. Юлия Кустодиева пережила мужа на 15 лет и скончалась в феврале 1942 года в блокадном Ленинграде от голода . Внучка — Татьяна Кирилловна Кустодиева (1933—2021) — искусствовед, ведущий научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа , автор «Каталога эрмитажной коллекции итальянской живописи XIII—XVI веков» (2011) .
Иллюстрации и книжная графика
В 1905—1907 годах работал в сатирических журналах « Жупел » (известный рисунок «Вступление. Москва»), « Адская почта » и « Искры ».
Тонко чувствующий линию, Кустодиев исполнил циклы иллюстраций к классическим произведениям (в частности, иллюстрации к произведениям Лескова : «Штопальщик», 1922; « Леди Макбет Мценского уезда », 1923) и к творениям его современников. Евгений Замятин в мемуарном очерке о Кустодиеве вспоминал, как в 1922 году художник оформил отдельное иллюстрированное издание его рассказа « О том, как был исцелён инок Еразм », указывая: «Эта как будто неразрешимая задача была решена Кустодиевым с удивительным изяществом, с удивительным тактом — и добавлю ещё одно: с большим чувством юмора» .
Обладая твёрдым штрихом, работал в технике литографии и гравюры на линолеуме .
Живопись
Кустодиев начал свой творческий путь как художник- портретист . Уже во время работы над этюдами к репинскому «Торжественному заседанию Государственного совета 7 мая 1901 года» студент Кустодиев проявил талант портретиста. В этюдах и портретных зарисовках к этой многофигурной композиции он справился с задачей достижения сходства с творческой манерой Репина. Но Кустодиев-портретист был ближе скорее к Валентину Серову . Живописная пластика, свободный длинный мазок, яркая характеристика внешности, акцент на артистизме модели — это были большей частью портреты соучеников и преподавателей Академии — но без серовского психологизма . Кустодиев невероятно быстро для молодого художника, но заслуженно завоевал славу портретиста у прессы и заказчиков. Однако, по мнению А. Бенуа :
…настоящий Кустодиев — это русская ярмарка, пестрядина, «глазастые» ситцы, варварская «драка красок», русский посад и русское село, с их гармониками, пряниками, расфуфыренными девками и лихими парнями… Я утверждаю, что это его настоящая сфера, его настоящая радость… Когда же он пишет модных дам и почтенных граждан, это совсем другое — скучноватый, вялый, часто даже безвкусный. И мне кажется, не в сюжете дело, а в подходе к нему.
Уже с начала 1900-х годов Борис Михайлович разрабатывал своеобразный жанр портрета, вернее, портрета-картины, портрета-типа, в котором модель связана воедино с окружающим её пейзажем или интерьером. Одновременно это обобщённый образ человека и его неповторимая индивидуальность, раскрытие её через окружающий модель мир. По своей форме эти портреты связаны с жанровыми образами-типами Кустодиева (« Автопортрет », 1912; портреты А. И. Анисимова , 1915, Ф. И. Шаляпина , 1922).
Однако интересы Кустодиева выходили за рамки портрета: не случайно он выбрал для своей дипломной работы жанровую картину («На базаре», 1903; не сохранилась). В начале 1900-х годов он несколько лет подряд выезжает на натурные работы в Костромскую губернию. В 1906 году Кустодиев выступает с работами, новыми по своей концепции,— сериями полотен на темы ярко-праздничного крестьянского и провинциального мещанско-купеческого быта («Балаганы», «Масленицы»), в которых видны черты модерна . Работы зрелищные, декоративные раскрывают русский характер через бытовой жанр . На глубоко реалистичной основе Кустодиев создавал поэтическую мечту, сказку о провинциальной русской жизни. Большое значение в этих работах придаётся линии, рисунку, цветовому пятну, формы обобщаются и упрощаются — художник обращается к гуаши , темпере . Для работ художника характерна стилизация — он изучает русскую парсуну XVI—XVIII вв., лубок , вывески провинциальных лавочек и трактиров, народные промыслы.
В дальнейшем Кустодиев постепенно всё более смещается в сторону иронической стилизации народной и, особенно, быта русского купечества с буйством красок и плоти (« Красавица », « Русская Венера » , « Купчиха за чаем »). На этих картинах представлен тот тип женской красоты, который позже стали связывать с ним — « », видимо по аналогии с « рубенсовскими женщинами ». Это полногрудые, с округлыми формами, с широкими бёдрами, пышущие здоровьем женщины . Друг и биограф художника Всеволод Воинов в воспоминаниях писал, что Кустодиев говорил, что его идеал красоты не такие «дебелые» женщины как на картине «Красавица», но когда он приступает к работе «изящные красавицы его не вдохновляют и не кажутся интересными» .
Прикованный к инвалидной коляске, Кустодиев создаёт самые яркие свои работы, наполненные бесконечным жизнелюбием, вихрем эмоций .
Для «Русской Венеры» у Кустодиева не было готового холста. Тогда художник взял свою же картину «На террасе» и стал писать на её обратной стороне. Борис Михайлович был сильно болен. Он мог только сидеть в специальной коляске не более двух—трёх часов в день, преодолевая страшную боль во всём теле. Иногда не мог взять в руки кисть. Жизнь его в это время была подвигом. Это полотно стало как бы итогом его жизни — спустя год Кустодиев скончался.
Один из друзей художника вспоминал [ источник не указан 68 дней ] :
Он подкатывал к своим полотнам и отъезжал от них, точно вызывая на поединок… грядущую смерть…
Федор Иванович Шаляпин [ источник не указан 68 дней ] :
Много я знал в жизни интересных, талантливых и хороших людей, но если я когда-нибудь видел в человеке действительно высокий дух, так это в Кустодиеве…
После затопления в 1984 году Горьковского художественного музея (лопнули трубы отопления), картина была серьёзно повреждена, остались серьёзные подтёки, в некоторых местах красочный слой был смыт до грунта. Реставратор П. Баранов в течение года восстанавливал полотно: механическим способом убрал грязные подтёки, красочный слой был восстановлен методом ретуши. Соорудил специальный подрамник. В настоящее время полотно находится в коллекции Нижегородского государственного художественного музея и выставляется на специальном стенде из стекла, и посетители музея могут видеть обе картины — «На террасе» и « Русская Венера ».
Как отмечается: «Исходя из рекордных цен на картины Кустодиева на аукционах, повышенного интереса к его произведениям на зарубежных выставках, выраженного национального колорита, экспертами авторитетного журнала „Артхроника“ в начале 2000-х годов художник был признан первым по рейтингу среди отечественных живописцев» .
Театральные работы
Как и многие художники рубежа веков, Кустодиев работал и в театре , перенося на театральные подмостки своё видение произведения. Декорации в исполнении Кустодиева были красочны, близки к его жанровой картине, но это не всегда воспринималось как достоинство: создавая мир яркий и убедительный, увлекаясь его вещественной красотой, художник подчас не совпадал с авторским замыслом и режиссёрским прочтением пьесы («Смерть Пазухина» Салтыкова-Щедрина , 1914, МХТ; так и не увидевшая свет «Гроза» Островского , 1918). В своих более поздних работах для театра он отходит от камерной трактовки к более обобщённой, ищет большей простоты, строит сценическое пространство, давая свободу режиссёру при построении мизансцен. Успехом Кустодиева стали его работы по оформлению в 1918—1920 годах оперных спектаклей (1920, « Царская невеста », Большой оперный театр Народного дома; 1918, « Снегурочка », Большой театр, постановка не осуществлена). Эскизы декораций, костюмы и бутафория к опере А. Серова « Вражья сила » (Академический, бывший Мариинский, театр, 1921)
Удачными были постановки «Блохи» Замятина (1925, МХАТ 2-й; 1926, ленинградский Большой драматический театр). По воспоминаниям режиссёра спектакля А. Д. Дикого :
Это было так ярко, так точно, что моя роль в качестве режиссёра, принимающего эскизы, свелась к нулю — мне нечего было исправлять или отвергать. Как будто он, Кустодиев, побывал в моём сердце, подслушал мои мысли, одними со мной глазами читал лесковский рассказ , одинаково видел его в сценической форме. … Никогда у меня не было такого полного, такого вдохновляющего единомыслия с художником, как при работе над спектаклем «Блоха». Я познал весь смысл этого содружества, когда на сцене стали балаганные, яркие декорации Кустодиева, появились сделанные по его эскизам бутафория и реквизит. Художник повёл за собою весь спектакль, взял как бы первую партию в оркестре, послушно и чутко зазвучавшем в унисон.
После 1917 года художник участвовал в оформлении Петрограда к первой годовщине Октябрьской революции , рисовал плакаты, лубки и картины на революционную тематику (« Большевик », 1919—1920, Государственная Третьяковская галерея; «Праздник в честь II конгресса Коминтерна на площади Урицкого», 1921, Государственный Русский музей).
Награды
- Серебряная медаль Международной выставки в Брюсселе (1900)
- Малая золотая медаль Международной художественной выставки в Мюнхене (1901)
- Большой приз Ассоциации венских художников Международной художественной выставки в Мюнхене (1903)
- Большая золотая медаль Международной художественной выставки в Венеции (1907)
- Золотая медаль Балтийской выставки в Мальмё (Швеция, 1914).
Значимые работы
- «Портрет А. Н. Протасовой» (1900)
- «Монахиня» (1901)
- «Портрет Ивана Билибина » (1901)
- «Портрет С. А. Никольского» (1901)
- «Портрет Василия Васильевича Матэ » (1902)
- «Портрет М. Н. Галкина-Враского », этюд к картине И. Е. Репина « Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года ». 1902—1903, Государственный музей искусств Казахстана имени А. Кастеева
- «Автопортрет» (1904)
- «Утро» (1904, Русский музей )
- «Вступление. Москва» (1905)
- «На террасе» (1906, Нижегородский государственный художественный музей )
- «Портрет женщины в голубом» (1906)
- «Портрет писательницы А. В. Шварц» (1906)
- «Сирень» (1906)
- « Ярмарка » (1906, Третьяковская галерея )
- «Земская школа в Московской Руси» (1907, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург)
- «Портрет Ирины Кустодиевой с собакой Шумкой» (1907)
- «Монахиня» (1908)
- «Японская кукла» (1908, Третьяковская галерея)
- « Чтение манифеста » (1909)
- «Деревенский праздник. Фрагмент» (1910)
- «У иконы Спаса» (1910)
- «Площадь на выезде из города. Эскиз декораций к спектаклю А. Н. Островского „Горячее сердце“» (1911)
- «Портрет Н. И. Зеленской» (1912)
- «Красная башня Троице-Сергиевой лавры » (1912)
- « Автопортрет » (1912, Галерея Уффици , Флоренция )
- « Купчихи в Кинешме » (темпера, 1912, Музей русского искусства в Киеве )
- « Ярмарка в Кинешме »
- «Морозный день» (1913)
- «Портреты Н. К. фон Мекка » (1912) и (1913)
- «Портрет Николая Константиновича Рериха » (1913)
- «Жатва» (1914)
- «Портрет А. И. Анисимова » (1915, Государственный Русский музей)
- « Красавица » (1915, Государственная Третьяковская галерея)
- « Масленица » (1916, Третьяковская галерея)
- « Московский трактир » (1916, Третьяковская галерея)
- «Балаганы» (1917, Русский музей)
- «Сенокос» (1917, Третьяковская галерея)
- « Купчиха за чаем » (1918, Русский музей)
- «Портрет Мити Шостаковича » с надписью: «Моему маленькому другу Мите Шостаковичу — от автора. 1919 год». (Находился в личном пользовании)
- «Праздник в честь открытия II конгресса Коминтерна 19 июля 1920 года. Демонстрация на площади Урицкого» (1921, Русский музей)
- « Большевик » (1919—1920, Третьяковская галерея)
- « Групповой портрет художников общества „Мир искусства“ » (1920, Государственный Русский музей)
- « Ф. И. Шаляпин на ярмарке » (1921, в Санкт-Петербурге; 1922, авторская копия, Русский музей)
- "Портрет композитора Дмитрия Дмитриевича Шостаковича (в юности) (1923)
- « Портрет профессоров Капицы и Семёнова », (1921, Мемориальный музей-кабинет академика П. Л. Капицы, Москва)
- "Иллюстрация к повести Н. С. Лескова « Леди Макбет Мценского уезда » (1923)
- « Русская Венера» (1926, Нижегородский государственный художественный музей )
Галерея
-
Масленица . 1916, ГРМ
-
На террасе. 1906, Нижегородский ГХМ
-
Гулянье на Волге. 1909, ГРМ
-
-
Чаепитие . 1913, частное собрание
-
Купчиха за чаем . 1918, ГРМ
-
Работа Кустодиева «Вступление» опубликованная во втором выпуске журнала «Жупел» (№ 2, 1905), посвященном жестокому подавлению декабрьского восстания в Москве .
-
-
Портрет профессоров Капицы и Семёнова . 1921, Мемориальный музей-кабинет академика П. Л. Капицы, Москва
-
Праздник в честь открытия II конгресса Коминтерна 19 июля 1920 года. Демонстрация на площади Урицкого
Память
В Астрахани рядом с Астраханской картинной галереей имени П. М. Догадина (ранее — им. Б. М. Кустодиева) расположен памятник Б. М. Кустодиеву.
Дом-музей Б. М. Кустодиева в Астрахани находится по адресу: ул. Калинина, 26 / ул. Свердлова, 68.
Музей имени Б. М. Кустодиева в посёлке Островское Костромской области находится по адресу: ул. Советская, 29 .
Именем Б. М. Кустодиева названы:
- улица в Выборгском районе Санкт-Петербурга.
- улица в Ленинском районе г. Астрахани на берегу реки Кривая Болда.
- улица в г. Кинешме Ивановской области и пос. Островское Костромской области.
- проезд в поселении Воскресенском Новомосковского административного округа города Москвы .
- улица в городе-курорте Геленджик .
- самолёт Boeing 737 (VP-BRH) авиакомпании « Аэрофлот », с 2013 года.
- в 2019 году международному аэропорту города Астрахани по итогам голосования в ходе федерального проекта «Великие имена России» было присвоено имя Бориса Кустодиева.
В 1978 году были изданы серия марок с почтовым блоком и художественный маркированный конверт , посвящённые художнику и его творчеству. В 2003 году был также выпущен художественный маркированный конверт с изображением Б. М. Кустодиева (художник , тираж: 1 000 000 экземпляров ) .
Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга включил в Единый государственный реестр в качестве объекта культурного наследия регионального значения историческое здание на Введенской улице, д. 7, лит. А, где с 1915 по 1927 год жил художник Борис Кустодиев .
Примечания
- Дата обращения: 17 декабря 2021. 17 декабря 2021 года.
- Дата обращения: 17 декабря 2021. 17 декабря 2021 года.
- Энциклопедия русской живописи / О.Ю. Николаева. — «ОЛМА Медиа Групп», 2010. — С. 230. — 496 с. — ISBN 978-5-373-02769-4 .
- Линович И. Н. Книжная графика «Мира искусства». — Ганновер: Семь искусств, 2016. — С. 65. — 109 с. — ISBN 978-1-326-76238-4 .
- Дата обращения: 17 декабря 2021. 17 декабря 2021 года.
- Вареник О. П. от 20 сентября 2021 на Wayback Machine // История Петербурга. — 2003. — 2 (12). — С. 74.
- от 26 ноября 2021 на Wayback Machine / Сост. С. Н. Кондаков. II. Часть биографическая. — Санкт-Петербург: т-во Р. Голике и А. Вильборг. — 1915. — С. 107. — 464 с.
- Борис Михайлович Кустодиев. — Л.: Художник РСФСР , 1967. С. 25, 113
- Турков А. М. Кустодиев. — (Жизнь в искусстве). — С. 73.
- ↑ Мартынова А. Г. // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. — 2020. — № 37 . 29 ноября 2020 года.
- Мартынова А. Г. от 29 ноября 2020 на Wayback Machine // Вестник Томского гос. ун-та. Культурология и искусствоведение. — 2020. — № 37.
- Мартынова А. Г. Выборг в финляндской и российской живописи и графике XX — нач. XXI в.. — СПб. : НП-Принт, 2020. — 321 с.: ил. + 90 цв. вкл. с. — ISBN 978-5-6044484-4-1 .
- . Центр «Возвращённые имена» . Российская национальная библиотека. Дата обращения: 23 ноября 2021. 23 ноября 2021 года.
- . ТАСС . Дата обращения: 26 ноября 2021. 20 мая 2022 года.
- // Замятин Е. Сочинения. — М.: Книга, 1988. — С. 333—343.
- Лебедева В. Кустодиев. Время. Жизнь. Творчество. — М. : Детская литература, 1984. — С. 45—47.
- Моделью для этой картины стала натурщица Елена Григорьевна Николаева (1903—1986), в замужестве Михайлова, поэтесса; в 1920—1930-х гг. — одна из самых востребованных ленинградских натурщиц. О ней см.: Курдов В. И. Памятные дни и годы. Записки художника. — СПб.: Арсис, 1994. — С. 56—67; «Experiment / Эксперимент: Журнал русской культуры». № 16: «Шестнадцать пятниц: Вторая волна ленинградского авангарда». В 2 ч. LA (USA), 2010. Ч. 2. С. по указ.; Шишмарёва Т. В. «…Написала о своих друзьях» / Публикация, предисловие и примечания З. Курбатовой // Журнал «Наше наследие». —2009. — № 90—91. — С. 106—121.
- . «Дом Н. В. Гоголя — мемориальный музей и научная библиотека» . Дата обращения: 2 октября 2022. 25 сентября 2022 года.
- , Встречи и беседы с Б. М. Кустодиевым (Из дневников Вс. Воинова. 1921—1927), с. 262.
- Мостинская А. Ю., Бодрихин Н. Г. Сергей Капица: Человек, который отвечал на любой вопрос. — М. : Молодая гвардия, 2015. — 350 с. — ( Жизнь замечательных людей : сер. биогр.; вып. 1537). — ISBN 978-5-235-03834-9 .
- Кустодиев Б. М. // Театральная энциклопедия . Т. 3. Кетчер — Нежданова. / Гл. ред. П. А. Марков . — М. : Советская энциклопедия , 1964.
- Кустодиев. Время. Жизнь. Творчество. — М. : Детская литература , 1984. — С. 141.
- // Википедия. — 2018-10-30.
- . Дата обращения: 19 ноября 2017. 1 декабря 2017 года.
- . // Проект «Большая .Москва». Дата обращения: 18 августа 2016. 22 августа 2016 года.
- . Дата обращения: 8 марта 2015. 2 апреля 2015 года.
- . Коммерсантъ (23 апреля 2019). Дата обращения: 23 ноября 2021. 23 ноября 2021 года.
Литература
- Воинов В. Б. М. Кустодиев. — Л. , 1925.
- Кустодиев Борис. Письма. Статьи, Заметки, интервью. Встречи и беседы с Кустодиевым. Воспоминания о художнике / Составитель-редактор Б. А. Капралов. Общ. науч. ред. М. Г. Эткинда. — Л. : Художник РСФСР, 1987. — 557 с.
- Князева В. П. Борис Михайлович Кустодиев: (1878—1927), каталог выставки / Государственный Русский музей ; [авт. предисл.]. — Л.: Гос. Русский музей, 1959. — 117, [2] с., [18] л. ил., портр.
- Мартынова А. Г. Выборг в финляндской и российской живописи и графике XX — нач. XXI в. — СПб.: НП-Принт, 2020. — 321 с.: ил. + 90 цв. вкл. — ISBN 978-5-604-44844-1 .
- Мартынова А. Г. Выборг в жизни и творчестве русского художника Бориса Михайловича Кустодиева (1878—1927) // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. — 2020. — № 37. — С.146—164.
- Эткинд М. Г. Б. М. Кустодиев: русский художник начала 20 века. — Л.; М.: Искусство, 1960. — 219 с.
- Кустодиев: Живопись. Рисунок. Театр. Книга. Эстамп. — М. : Наука , 1966. — 244 с. — 10 000 экз. (в пер., суперобл.)
- Б. М. Кустодиев. — М. : Искусство , 1966. — 148, [6] с. — 25 000 экз. (обл., суперобл.)
- Борис Михайлович Кустодиев. — Л. : Художник РСФСР , 1968. — 64 с. — ( Народная библиотечка по искусству ). — 20 000 экз. (обл.)
- Солнце в день морозный: (Кустодиев) / Рисунки в тексте и на вкладке Б. Кустодиева; Обложка и шмуцтитулы художника Б. Ардова.. — М. : Молодая гвардия , 1978. — 176, [16] с. — ( Пионер — значит первый . Вып. 60). — 100 000 экз. (в пер.)
- Лебедева В. Е. Кустодиев: Время. Жизнь. Творчество. — М. : Детская литература , 1984. — 160 с. — 75 000 экз. (в пер.)
- Турков А. М. Борис Михайлович Кустодиев. — М. : Искусство, 1986. — 160, [80] с. — ( ). — 100 000 экз.
- Богданов-Березовский В. М. Кустодиев // . — М. : Искусство, 1967. — С. 159—190. — 280 с. — 25 000 экз.
- Лазарев С. Е. Образ Степана Разина в изобразительном искусстве // Преподавание истории в школе. — 2016. — № 8. — С. 29—34.
- Кондаков C. Н. : в 2 т. / составил С. Н. Кондаков. — СПб. : Товарищество Р. Голике и А. Вильборг, 1915. — Т. 2 : Часть биографическая. — С. 107. — [4], VI, 454, [5] с. — OCLC .
Ссылки
- На Викискладе есть медиафайлы по теме
- на официальном сайте Российской академии художеств
- '
в библиотеке «Старатель»
- 2021-07-12
- 2