Михайловский горно-обогатительный комбинат
- 1 year ago
- 0
- 0
Миха́йловский , или Инжене́рный , за́мок — бывший императорский дворец в центре Санкт-Петербурга по адресу Садовая ул. , № 2, на рубеже XVIII—XIX веков построенный как замок на воде по заказу императора Павла I и ставший местом его смерти. Это здание — крупнейший архитектурный памятник, завершающий собою историю петербургского зодчества XVIII века .
Своим названием Михайловский замок обязан находящемуся в нём храму Михаила Архангела , покровителя дома Романовых, и причуде Павла I, принявшего титул Великого магистра Мальтийского ордена , называть все свои дворцы «замками» ; второе имя — «Инженерный» произошло от находившегося там с 1819 года Главного инженерного училища .
Ряд мемуаристов утверждает, что название связано с явлением архангела Михаила или его посланника караульному солдату на месте, где впоследствии был возведён замок . По крайней мере, именно так современники интерпретировали настоятельные требования государя называть замок «Михайловским» сразу после закладки. Не исключено, что легенда о видении распространялась императором сознательно для того, чтобы обосновать весьма сомнительную необходимость срочного возведения новой резиденции указанием святого .
Единственный известный случай в истории русского зодчества, когда светское архитектурное сооружение было названо не в честь владельца, по названию территории или предназначения, а в честь святого.
Общий замысел создания замка и первые эскизы его планировки принадлежали самому Павлу. Работа над проектом будущей резиденции началась ещё в 1784 году, в бытность его великим князем. В процессе проектирования, которое длилось почти 12 лет, он обращался к различным архитектурным образцам, увиденным им во время заграничного путешествия 1781—1782 годов . Одним из возможных мест возведения нового дворца называлась Гатчина . К моменту начала строительства папка проектов императора насчитывала 13 различных вариантов будущего дворца .
Указ о строительстве замка — многолетней мечты, был издан в первый же месяц царствования Павла I, 28 ноября ( 9 декабря ) 1796 года: «для постоянного государева проживания строить с поспешанием новый неприступный дворец-замок. Стоять ему на месте обветшалого Летнего дома».
Дворец этот занимает место, на котором прежде стоял Летний дворец, построенный Петром Великим в 1711 году, при слиянии Мойки с Фонтанкой.
— Коцебу А. Ф. Ф. фон . Краткое описание императорского Михайловского дворца 1801 года.
Здание возведено на месте деревянного Летнего дворца Елизаветы Петровны , созданного архитектором Растрелли , где 20 сентября ( 1 октября ) 1754 года великая княгиня Екатерина Алексеевна родила великого князя Павла Петровича и где во время переворота 1762 года была провозглашена императрицей его мать .
Замок был построен в 1797—1801 годы, его первый камень заложен 26 февраля ( 9 марта ) 1797 года. Первый проект дворца на основе рисунков императора, разработанных А. Ф. Г. Виолье был выполнен архитектором В. И. Баженовым . Но уже через две недели после закладки здания, Баженов из-за неосторожно высказанных критических замечаний о проекте Павла, был отстранён от всех работ. Дальнейшей разработкой проекта и строительством руководил архитектор В. Бренна .
Помимо Баженова и Бренны в создании проекта принимал участие сам император, сочинивший несколько рисунков для него . В помощниках у Бренны также числились и Карл Росси . Павел I ускорял строительство, Винченцо Бренна получил чин статского советника, ему в помощь направлены Чарльз Камерон и Джакомо Кваренги . Кроме того, вместе с Бренной работали Е. Соколов, И. Гирш и Г. Пильников , а ещё на стадии создания проекта Павел привлекал А. Ф. Г. Виолье . Для ускорения работ были переброшены строительные материалы с других строек: декоративный камень, колонны, фризы и скульптуры из Царского Села и Академии художеств (были разобраны несколько павильонов в Царском Селе и дворец в Пелле); со стройки Исаакиевского собора по проекту Ринальди — мрамор, в том числе фриз с надписью, который поместили над главными воротами; из Таврического дворца — наборный паркет .
Для росписи потолков в парадных помещениях замка были привлечены известные художники того времени: итальянцы Карл Скотти и Антонио Виги , поляк Франциск Смуглевич , немец Иоганн Меттенлейтер . Интерьеры замка были украшены картинами крупнейших русских художников эпохи: И. А. Акимова , А. Е. Мартынова , Г. И. Угрюмова , В. К. Шебуева , а также проживавшего в России англичанина Д. Аткинсона . В художественную коллекцию Павла I, частично размещённую в замке, входили работы выдающихся художников: Рубенса , Грёза , Тьеполо и Маргариты Жерар . Кроме того, оригинальные интерьеры замка были щедро украшены мрамором и другим поделочным камнем, античными статуями (как оригиналами, так и копиями), скульптурами, созданными современниками императора Павла (в том числе, Гудоном ), огромными вазами из поделочных камней, бронзовыми часами, зеркалами, расшитыми золотом бархатными портьерами. По словам современника, драматурга Августа Коцебу , интерьеры дворца производили на посетителя несколько нескладное, но весьма торжественное впечатление .
По распоряжению императора строительство велось днём и ночью (при свете фонарей и факелов), так как он требовал отстроить замок вчерне в тот же год. Число рабочих, трудившихся на стройке, доходило до 6 тыс. человек одновременно .
8 (20) ноября 1800 года, в день святого Архангела Михаила , замок был торжественно освящён, но работы по его внутреннему убранству ещё продолжались до марта 1801 года .
Обследование оснований фундаментов Михайловского замка было проведено в 2002 году под руководством профессора В. Н. Бронина. Замок стоит на бутовой кладке в виде сплошной плиты толщиной 2,1—3,9 м. Ростверк изготовлен из двух рядов стволов хвойных деревьев. Под плитой сплошное свайное поле. Сваи длиной 6,4—10,7 м . Рекомендовано не углублять окружающий замок канал, чтобы не понижать уровень грунтовых вод и чтобы сваи не сгнили.
В плане Михайловский замок представляет собой ориентированный по сторонам света квадрат со скруглёнными углами, внутри которого находится октогональный (восьмиугольный) парадный внутренний двор. Главный въезд в замок находится с юга. Три расположенных под углом моста соединяли здание с находящейся перед ним площадью Коннетабля по образцу одноимённой площади в Шантийи , владении принцев Конде, которую будущий император Павел Петрович осматривал во время своего заграничного путешествия в июне 1782 года. В центре площади в Шантийи установлена конная статуя коннетабля Анри II Монморанси, а между павильонами — подъёмный мост. Эти особенности просматриваются в планировке усадьбы Павла в Гатчине и Михайловского замка в Санкт-Петербурге . Первый план петербургского замка, нарисованный рукой самого императора, а затем разработанный А. Ф. Г. Виолье , представляет собой как бы удвоенный треугольник плана дворца в Шантийи из альбома с видами Шантийи, подаренного Павлу принцем Конде в том же году .
Через ров с водой, окружавший площадь Коннетабля с установленным распоряжением Павла I в 1800 году памятником Петру I , также был переброшен деревянный подъёмный мост, по обеим сторонам которого стояли пушки. По кругу также находились бастионы с орудиями. За памятником, как в Шантийи, — ров и три моста, причём средний мост предназначался только для императорской семьи и иностранных послов и вёл к главному входу.
Здание расположено у истока реки Мойки из Фонтанки . Изначально оно было со всех сторон окружено водой: с севера и востока реки Мойка и Фонтанка, а с юга и запада каналы Воскресенский и Церковный (ныне засыпанный) отделяли замок от остального города, превращая территорию в искусственный остров. Попасть в него можно было только через мосты, охранявшиеся часовыми. Канал с южной стороны (воссоздан в 2003 году) подходит вплотную к цоколю, и возникает впечатление, что замок вырастает прямо из воды. Подход к зданию начинался от Итальянской улицы через тройные полуциркульные ворота, средний проезд которых предназначался лишь для членов императорской семьи. За ними находилась широкая прямая аллея, по которой были построены здания конюшен и манежа (экзерциргауз). Она заканчивалась у трёхэтажных павильонов-кордегардий , за которыми начинались предзамковые укрепления .
В конце 1798 года император Павел назначил себя гроссмейстером Мальтийского ордена . В облике Михайловского замка соединились романтические настроения и мальтийская символика. Замкнутый объём здания, скруглённые углы, ассоциирующиеся с круглыми угловыми башнями, создают суровый образ неприступной цитадели мальтийских рыцарей. Разработка композиции новой императорской резиденции через ряд вариантов привела к квадратному корпусу с восьмиугольным двором, который напоминает и круглый двор дворца Фарнезе в Капрароле , и его пятигранный внешний силуэт ( Джакомо да Виньола , 1559). Всего существовало 12 либо 13 проектов по 8 листов каждый. Бренна, вероятно, соединял разные варианты, условно называемые «западноевропейскими» и «баженовскими» . Ассоциацию с рыцарским замком усиливает золочёный шпиль церкви Св. Михаила, увенчанный мальтийским крестом. На флагштоке с противоположной стороны поднимали императорский штандарт. Полуротонда церкви, которая в замке Шантийи располагалась посередине фасада, отмечена полукруглым выступом апсиды в западной части здания и симметрично повторена на противоположной стороне петербургской постройки: тем самым зданию, не имевшему угловых башен, придано ещё большее сходство со средневековой крепостью.
Вероятны также влияния французской школы мегаломанов во главе с К.-Н. Леду через посредство В. И. Баженова, учившегося в Париже , а затем отстранённого Екатериной II от работ в Царицыне. Именно Баженову император Павел вначале поручил возглавить строительство, но уже через две недели после закладки здания, 4 марта 1797 года, отстранённого от всех работ.
В композиции главного, южного, фасада Михайловского замка угадываются очертания триумфальной арки Сен-Дени в Париже, возведённой в 1672 году по проекту Франсуа Блонделя Старшего , основоположника французского академического классицизма . Колоннада большого ордера боковых частей южного фасада напоминает « Колоннаду Лувра » — работу К. Перро в Париже. По сторонам портала, как и в арке Сен-Дени, к фасаду как бы прислонены два обелиска с римскими воинскими арматурами и вензелями Павла I. Такие же арматуры украшают внутренний октогональный двор — блестящую работу Винченцо Бренны .
Известно также, что в 1782 году, во время путешествия по странам Западной Европы, наследник Павел Петрович был в Парме (Эмилия-Романья, Северная Италия) и встречался там с французским архитектором Э.-А. Петито . Проект главного фасада дворца герцога Фердинанда I Бурбона (Palazzo Ducale) в Парме, созданный Петито, представляет собой оригинальное совмещение композиции арки Сен-Дени, с двумя обелисками и с арматурами по сторонам, и традиционного фасада городского палаццо с треугольным фронтоном. Фасады дворца в Парме и замка в Петербурге почти полностью совпадают .
Эффектный октогональный двор Михайловского замка в Петербурге имеет прототипы не только в классической архитектуре Италии (дворец в Капрароле), он восходит к октогональным раннехристианским баптистериям. Здесь, несмотря на кажущееся новаторство, прослеживаются глубокие христианские традиции петербургской постройки .
Восемь статуй, находящиеся в нишах южного фасада Михайловского замка: Сила, Изобилие, Победа, Слава и другие, вероятно, связанные с мальтийской символикой, олицетворяют добродетели идеального монарха. Архитектура колоннады парадного проезда через южные ворота и парадной лестницы Михайловского замка (В. Бренна) соотносится с аналогичными композициями западноевропейского барокко , например Королевского дворца в Казерте близ Неаполя (Л. Ванвителли, 1752—1774).
Западный (церковный) фасад замка выглядел наиболее нарядно. Он был украшен лепным карнизом и аллегорическими скульптурами Веры и Надежды. На месте окон третьего этажа, которых при Павле не было, располагались выполненные из белого каррарского мрамора медальоны с изображениями четырёх евангелистов (Иоанна, Луки, Матфея и Марка). Сейчас эти изображения находятся на внутренних стенах храма. Аттик завершался мраморными скульптурами святых апостолов Петра и Павла работы Паоло Трискорни . В тимпане южного фронтона над обелисками помещён рельеф «История заносит на свои скрижали славу России», выполненный скульптором П. Ч. Стаджи . На аттике здания две фигуры Славы держали щит с гербом Российской империи. На парапете кровли находились статуи, символизирующие российские губернии (не сохранились). Восемь статуй означали восемь главных губерний, это число соответствует восьми провинциям ордена иоаннитов.
Северный фасад замка, обращённый к Летнему саду , выделен широкой лестницей, ведущей в лоджию входа с мраморной колоннадой тосканского ордера . На высоких постаментах по сторонам: бронзовые реплики статуй Геркулеса и Флоры Фарнезских (император Павел распорядился перенести эти статуи с Камероновой галереи в Царском Селе). Смешение в архитектуре Михайловского замка классицистических и барочных мотивов относит это сооружение к переходному периоду в истории архитектурных стилей в России. Классицистические элементы рядом с романтическими образуют в Михайловском замке особенную «костюмированную архитектуру», предвосхищающую стиль ампир начала XIX века. Иногда рубеж XVIII—XIX веков в истории русского искусства именуют предромантизмом, однако в данном случае точнее будет сказать, что уникальный облик Михайловского замка представляет собой не только предромантическую или романтическую архитектуру, но, прежде всего, являет собой архитектурный портрет самого императора — трагической фигуры русской истории .
В комплекс сооружений замка входили:
с выступающей апсидой церкви |
|
|
(вид со стороны Летнего сада) |
20 марта тело Павла было «с парадной на троне кровати положено во гроб, до того близ трона приготовленный» и перенесено «через парадные покои и большое аудиенц-зало в Траурный зал, на приуготовленный тут катафалк»; по сторонам были размещены императорские регалии и ордена. Семенов В. А. «Павел, бедный Павел, бедный князь!».
Это было двусветное помещение, круглое в плане, перекрытое сводом, расписанным гризайлью «с золотом и арабесками» художником Карло Скотти . Свод поддерживали восемь пар «колоссальных» атлантов, между которыми находились четыре барельефа и четыре круглых окна с зеркальными стеклами. Карниз и фриз были лепными и частично позолоченными. Освещался зал серебряной люстрой на 32 подсвечника и восемью серебряными бра на стенах, украшенных изображениями орлов и вензелем Павла I, исполненных мастером И. В. Бухом. Стены зала были затянуты бархатными малиновыми обоями с золотым «гасом» по краям и обрамлены резным золоченым багетом. Таким же малиновым бархатом был отделан трон императора, стоявший на возвышении из трех ступеней, и балдахин над ним с вышитыми золотом гербами, а также шторы у окон. Восемь пилястр и нижняя часть стен были сделаны из искусственного светлокрасного с белым мрамора.
У восточной стены, напротив входа в Мраморную галерею, стоял императорский трон. Следует уточнить, что в описях троном называется не само кресло, а все сооружение, включая стену (задник), балдахин и ступени. Трон представлял собой обитый малиновым бархатом задник с таким же бархатным балдахином, «обложенные золотым гасом с золотою же бахрамою и с 14 -ю на шнурах кистями». На стенке трона золотом были вышиты гербы. Кресла и подножки, стоящие на троне, были резные, позолоченные, обиты малиновым бархатом и «обложенные золотым гасом; у коих на отвале Герб Российской вышитый золотом».
На окнах Малого тронного зала, согласно «Описи художественного убранства замка» И. Тизенгаузена 1801 года, были бархатные малиновые шторы с драпировками, подложенные малиновой тафтой и обшитые золотым гасом и шелковыми с золотом бахромой и аграмантом, «с такими же при каждом окошке 12-тью на шнурах кистями»
— АКТ по результатам государственной историко-культурной экспертизы проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия федерального значения «Замок» .
В 7 часов император Александр Павловичи возложили корону на голову покойного императора. После литии тело было перенесено в аудиенц-камеру и поставлено на трон под балдахином. В этот день, в виду церемонии, было допущено к поклонению всего 72 человека утром и 171 человек вечером, которые "подходили к руке покойного". В следующее два дня, 18-го и 19-го марта, было "допущено к руке" 11118 и 19600 человек, "в том числе воспитанницы благородного общества". 20-го марта тело покойного императора было "с парадной на троне кровати положено во гроб, до того близ трона приготовленный» Семенов В. А. «Павел, бедный Павел, бедный князь!» .
Домовый храм Михайловского замка был освящён 21 ноября 1800 года в честь Архистратига Божия Михаила. В 1918 году храм был закрыт, ценные художественные предметы передали в музейный фонд. Помещение использовали под склад, позднее в нём располагались проектные организации. Вместе с тем храм был взят под охрану государства. Михайловский храм был первым помещением Инженерного замка, переданным Русскому музею для размещения экспозиций. Он открылся после реставрации, проведённой в 1991 году. С 1993 года в церкви время от времени проходили богослужения для сотрудников музея. Храм считается приписным к храму святых Симеона и Анны на Моховой улице . 24 ноября 2019 года митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий освятил домовый храм Архистратига Михаила и возглавил Божественную литургию в новоосвящённом храме .
|
|
|
|
|
|
Опасавшийся дворцовых переворотов Павел не желал оставаться в Зимнем дворце, решив построить себе новую резиденцию. Существует предание, что солдату, стоявшему ночью на часах в Летнем дворце, явился юноша, окружённый сиянием, который сказал: «Иди к императору и передай мою волю — дабы на этом месте был воздвигнут храм и дом во имя архистратига Михаила» . Солдат, сменившись с поста, сообщил о происшествии начальству, потом императору. Так якобы и было принято решение о строительстве нового дворца, так было дано ему имя — Михайловский .
Любопытно, что по одной из семейных легенд статский советник И. Л. Данилевский, восхищаясь красотой только что построенного Михайловского замка в Петербурге, ходатайствовал перед Павлом о добавлении к своей фамилии «Михайловский». Его сын, Александр Иванович Михайловский-Данилевский , стал известным военным историком.
Император планировал проводить в замке собрания и торжественные церемонии мальтийских рыцарей, что нашло своё отражение в отделке его парадных апартаментов. Единственным парадным приёмом стала аудиенция датскому министру графу Левендалю , данная 24 февраля в Мальтийском тронном зале.
1 ( 13 ) февраля 1801 года Павел и его семья переехали в новый дворец. В день святого архангела Михаила, в 9 часов 45 минут утра Павел I, вместе с членами своей семьи и свитой начал церемониальное шествие от Зимнего дворца по направлению к замку. На всем пути его следования были расставлены гвардейские полки. Торжественная процессия сопровождалась пальбой пушек и музыкой полковых оркестров. В замке государя уже ожидали особы первых пяти классов, высшие военачальники, а также иностранные послы и министры . Павел I переселился в Михайловский замок, когда ещё даже не успели просохнуть стены нового здания и, по свидетельству очевидцев, в помещениях «стоял такой густой туман, что несмотря на тысячи восковых свечей, едва мерцавших сквозь мглу, всюду господствовала темнота» , «повсюду видны были следы сырости и в зале, в которой висели большие исторические картины, я видел своими глазами, несмотря на постоянный огонь в двух каминах, полосы льда в дюйм толщиной и шириной в несколько ладоней, тянувшиеся сверху донизу по углам» . На другой день после торжественного переезда в замке состоялся маскарад.
Когда на мрачную Неву
Звезда полуночи сверкает
И беззаботную главу
Спокойный сон отягощает,
Глядит задумчивый певец
На грозно спящий средь тумана
Пустынный памятник тирана,
Забвенью брошенный дворец —
И слышит
Клии
страшный глас
За сими страшными стенами,
Калигулы
последний час
Он видит живо пред очами,
Он видит — в лентах и звездах,
Вином и злобой упоенны,
Идут убийцы потаенны,
На лицах дерзость, в сердце страх.
Молчит неверный часовой,
Опущен молча мост подъемный,
Врата отверсты в тьме ночной
Рукой предательства наемной...
Последний концерт в Общем Столовом зале состоялся 10 марта 1801 года, на нём, в частности, выступала мадам Шевалье (которой однажды удалось задеть сердце императора тем, что она пела в платье цвета стен Михайловского замка). А в ночь с 11 на 12 ( 24 ) марта 1801 года Павел был убит в собственной спальне . После смерти Павла царская семья вернулась в Зимний дворец , замок потерял значение парадной резиденции, перешёл в ведение Министерства Императорского двора и постепенно пришёл в запустение.
Существуют легенды, связанные с убийством Павла в замке: рассказывают, что за несколько месяцев до смерти императора появилась в Петербурге юродивая (по некоторым версиям — Ксения Петербургская ), которая предрекла, что жить ему столько лет, сколько букв в надписи над Воскресенскими воротами нового дворца. В библейском афоризме «ДОМУ ТВОЕМУ ПОДОБАЕТЪ СВЯТЫНЯ ГОСПОДНЯ ВЪ ДОЛГОТУ ДНЕЙ» сорок семь символов. Сорок седьмой год шёл Павлу, когда он был убит . В 1901 году в очерках, изданных к 200-летнему юбилею Петербурга, В. М. Суходрев упоминает об этом тексте как о существующем, то же повторяет В. Я. Курбатов в 1913 году. В 1925 году надпись была демонтирована по ходатайству Ленинградской военной школы . В настоящее время при последней реконструкции надпись восстановлена.
Текст «ДОМУ ТВОЕМУ ПОДОБАЕТЪ СВЯТЫНЯ ГОСПОДНЯ ВЪ ДОЛГОТУ ДНЕЙ» представляет собой видоизменённую цитату из 92 Давидова псалма : «дому твоему подобает, Господи, святыня в долготу дней». Медные буквы были выполнены для Воскресенского собора Смольного Монастыря , затем перенесены на стройку Исаакиевского собора, а при Павле переместились на его резиденцию. Загадочная надпись действительно имела символическое значение в замыслах императора относительно его нового дома, но какое именно — пока достоверно ответить невозможно. Совпадение количества букв и лет, прожитых императором, — вероятнее всего, наблюдение, сделанное задним числом, никаких достоверных данных о предсказании мы не имеем .
Другая, более известная легенда гласит, что призрак отца Евгения Лесницкого не смог покинуть место своей смерти. Призрак царя стали часто видеть: взвод солдат столичного гарнизона, перевозившие военное имущество, новые обитатели дворца — разводящий ефрейтор училища Лямин , и прохожие, замечавшие в окнах светящуюся фигуру .
Легенда возводит появление призрака Михайловского замка ко времени, непосредственно последовавшему за гибелью здесь императора Павла I. Однако слухи о призраке появляются не ранее конца 1840-х годов .
Образ призрака активно использовался, если не был создан, старшими кадетами Николаевского Инженерного училища , обосновавшемся в Михайловском замке, для запугивания младших .
Известность призраку принёс занимательный, но в полной мере демистифицирующий рассказ Н. С. Лескова «Привидение в Инженерном замке», целью которого было привлечение внимания к дедовщине, царившей в училище .
В 1980-е годы сотрудники Комиссии по аномальным явлениям при Русском Географическом Обществе Российской Академии Наук провели ограниченное и неофициальное исследование предполагаемой аномальной активности в здании. Исследование заключалось в опросе отдельных сотрудников Патентной библиотеки (располагавшейся в это время в Михайловском замке), съёмке помещений на плёночный фотоаппарат и измерении магнитного поля. Также использовался метод, известный как лозоходство .
Одна из легенд Михайловского замка связана с цветом его стен: согласно одной из версий, он был выбран в честь перчатки фаворитки императора Анны Гагариной (Лопухиной) . По другой — это был традиционный цвет мальтийского ордена . Вслед за выбором царя цвет вошёл в моду, и на некоторое время фасады некоторых петербургских дворцов перекрасили в тот же цвет.
По преданию, когда строительство Михайловского замка, названного в честь св. Архангела Михаила, небесного покровителя дома Романовых, приближалось к завершению, на одном из дворцовых балов взволнованная танцами Анна Лопухина вдруг обронила перчатку. Оказавшийся рядом Павел I, демонстрируя рыцарскую любезность, первым из присутствующих мужчин поднял её и собрался было вернуть владелице, но вдруг обратил внимание на странный, необычный, желто-оранжевый цвет перчатки. На мгновение задумавшись, император тут же отправил её архитектору Бренне в качестве образца для составления колора дворца .
Когда Русский музей занялся реставрацией дворца, стены замка были кирпично-красного цвета, к которому давно привыкли горожане, считая именно его первоначальным, тем более, что он совпадал с цветами Мальтийского ордена. Но остатки первоначальной краски реставраторы обнаружили под штукатуркой дворцового фасада, и этот трудно определяемый цвет (розовато-оранжево-жёлтый) сильно отличался от привычной расцветки, подтверждая историю о перчатке .
После убийства императора, через 40 дней после новоселья, Михайловский замок был покинут и на два десятилетия пришёл в запустение. Когда Александру I понадобилось серебро для роскошного сервиза — свадебного подарка сестре Анне Павловне , королеве Нидерландов, на переплавку пошли серебряные врата из дворцовой церкви . Николай I приказал архитекторам «добывать» во дворце мрамор для постройки Нового Эрмитажа .
В 1819 году замок заняло Главное инженерное училище , от которого пошло его второе название — «Инженерный». В помещении императорской спальни, где был убит Павел I, в 1858 году по указанию императора Александра II была освящена церковь св. первоверховных апостолов Петра и Павла .
В 1820 году Карл Росси перепланировал территорию вокруг замка. Подъёмные мосты были убраны, а каналы засыпаны. В последующие годы замок постепенно терял первозданный облик. Руководил строительством тогда Томмазо (Фома Леонтьевич) Адамини . В 1829 — 1835 годы была произведена перестройка и перепланировка интерьеров для нужд инженерного училища (архитектор А. Я. Андреев ). В 1893 — 1894 годах замок перестраивался архитектором Н. Л. Шевяковым .
C 1855 года в замке также размещалась Николаевская инженерная академия . В замке до 1917 года размещалось также Главное инженерное управление Военного министерства.
После Октябрьской революции с 1918 года в замке размещались 1-е Инженерные Петроградские командные курсы, в 1920-х — 1930-х годах — Военно-инженерная школа и Военно-инженерный исторический музей РККА, в 1925—1932 годах — Военно-техническая академия . Затем до 1941 года в замке размещалось Ленинградское военно-инженерное училище , которое во время Великой Отечественной войны было эвакуировано в Кострому , а в замке разместили два эвакуационных госпиталя более чем на 2000 коек. С 1941 по 1944 годы замок неоднократно подвергался бомбардировкам и артобстрелам. 4 апреля 1942 года в него попали две 250-килограмовые фугасные бомбы, которые разрушили часть северо-восточного корпуса замка, при этом погибли 54 больных и раненых и 6 медицинских работников. Осенью 1944 года в замок вернулось военно-инженерное училище, и начались работы по его восстановлению .
В 1951 году в замке был также размещен кораблестроительный факультет Высшего военно-морского инженерного ордена Ленина училища им. Ф. Э. Дзержинского , а в 1957 году — также Центральная военно-морская библиотека . В начале 1960-х годов Ленинградское военно-инженерное училище было переведено в Калининград , а кораблестроительный факультет училища им. Ф. Э. Дзержинского вернулся в здание Адмиралтейства .
С 1963 года в замке располагалась Центральная научно-техническая библиотека Ленинградского центра научно-технической информации и пропаганды, в нём находились в этот период и иные учреждения. В 1980-х в замке располагались Ленинградский Центр научно-технической информации (ЛенЦНТИ), Ленинградский филиал Всесоюзного научно-исследовательского института технической эстетики (ВНИИТЭ), Всесоюзный проектный институт «ГипроНИИнеметаллоруд», Ленинградский государственный институт по проектированию заводов энергетического машиностроения «Ленгипроэнергомаш», ЛПО вычислительной техники и информатики, СКБ «Индикатор». По решению Ленгорисполкома от 4 июля 1988 года замок надлежало использовать только под музей и Центральную военно-морскую библиотеку (она находилась в нём до 2008 года), а прочие учреждения стали поэтапно выселяться из него . Из-за использования разными учреждениями различных ведомств на протяжении долгого времени состояние замка оставляло желать лучшего: дворцовые залы были перегорожены вдоль и поперёк, плафоны и росписи на стенах — грубо закрашены .
В 1991 году треть помещений замка была передана Государственному Русскому музею , а всё здание (за исключением помещений библиотеки ВМФ) передано в распоряжение музея в 1994 году. К 300-летнему юбилею города замок был отреставрирован, восстановлены многие интерьеры в том виде, в каком были при Павле, а также надпись на фасаде (ранее закрытая листовым железом) и статуи со стороны Летнего сада. Были реконструированы и открыты сохранившиеся под землёй фрагменты Воскресенского канала и Трёхпролётного моста — часть инженерно-фортификационных сооружений, окружавших замок. Торжественное открытие Михайловского замка состоялось 27 мая 2003 года. В залах замка открыты постоянные экспозиции — «Античные сюжеты в русском искусстве», «Эпоха Ренессанса в творчестве русских художников», «История замка и его обитателей» и «Открытый фонд скульптуры» .
Во дворе замка и перед его главным фасадом с интервалом в 203 года были установлены памятники двум русским императорам .
|
|
{{
cite news
}}
:
Внешняя ссылка в
|publisher=
(
справка
)
(недоступная ссылка)