Interested Article - Питирим (архиепископ Нижегородский)

Архиепи́скоп Питири́м (в миру Пётр Потёмкин (?); ок. 1665, Горицы , Шуйский уезд 8 (19) мая 1738 , Нижний Новгород ) — епископ Русской православной церкви , архиепископ Нижегородский и Алатырский .

Родился в старообрядческой семье, был начётчиком , проповедовал «древлее благочестие» по скитам и лесам. В 1704 году перешёл в официальную церковь и стал гонителем «раскольников». Ревностный исполнитель церковной политики Петра I в Нижегородском крае, он получил известность прежде всего как ярый борец со старообрядчеством и основатель первых церковных школ в Нижнем Новгороде .

По мнению современного исследователя Алексея Морохина, методы «борьбы с расколом», применявшиеся Питиримом и «жестокие преследования раскольников… во многом способствовали окончательному оформлению старообрядчества и его разграничению с официальной Церковью», при этом Нижегородская земля превратилась в оплот церковной оппозиции.

Биография

Родившись в семье старообрядцев , Питирим получил и воспитание, согласное с их духом. С юности стремясь к отшельнической жизни, он ушёл в старообрядческий скит на Вятку , где и был пострижен в монашество , после чего вернулся на родину и был наставником староверов и защитником их преданий.

Пылая ревностью к защите раскола, он желал иметь в своих руках как можно более доказательств правоты их учения и поэтому, кроме изучения Священного Писания , со свойственной ему ревностью обратился к изучению соборных постановлений и творений святых Отцов Церкви , всех богослужебных книг, истории Русской церкви , церковной археологии и других. Постепенно он отошёл от старообрядчества и возвратился в лоно Православной церкви. Так он превратился из старообрядца в борца против них.

С 1704 года (по обращении в православие) — строитель Николаевского монастыря в Переславле-Залесском , а с 1713 года — игумен этого монастыря.

С 1707 года ревностно боролся против раскола в губерниях: Ярославской, Костромской, Владимирской, Нижегородской. Снискал на этом поприще любовь и расположение Петра I .

Около 1705 года основал мужской Кержебелбашский монастырь . С 1709 года — строитель этого монастыря. В 1717 году (или 1718-м) возведён в сан архимандрита .

Вскоре для борьбы с расколом архимандрит Питирим был назначен царём Петром I на Нижегородскую епархию и по его приказу стал обращать староверов этой области в православие.

23 марта 1719 года хиротонисан во епископа Нижегородского и Алатырского .

21 марта 1720 года в Нижнем Новгороде был казнён диакон Александр — один из руководителей старообрядцев знаменитого Керженца . Этой казни предшествовала трёхлетняя (1716—1719) полемика между Александром и Питиримом. 1 января 1716 года Питирим послал керженским старообрядцам 130 вопросов, Александр диакон и его последователи 16 августа того же года послали, в свою очередь, Питириму 240 вопросов. Но 1 октября 1719 года в селе Пафнутове Дрюковской волости Балахнинского уезда состоялось «публичное разглагольство», призванное продемонстрировать победу Питирима. В конце «разглагольства» Питирим передал диаконовцам ответы на их 240 вопросов, а диаконовцы вручили Питириму «Доношение» с подписями Александра диакона и старцев Иосифа, Нафанаила и Варсонофия. В нём они просили о присоединении их к Православной церкви и отказывались от утверждений, содержащихся в «Диаконовских ответах». Но вскоре 18 февраля 1720 года в Петербурге Александр диакон подал царю «Прошение», где объяснил, что текст «Доношения» был написан самим Питиримом и он заставил диаконовцев под пытками «переписать набело и, приложа руки, подать перед народом… И мы, убогия, во узах истомленныя, убоявся от него, епископа, больших мук… руки своя приложили не правильно» . При подаче «Прошения» Петру Александр диакон был арестован, снова повергнут пыткам, отправлен в Нижний Новгород и там казнён .

Питирим, причастный к осуждению дьякона, видимо, опасался ответных действий со стороны старообрядцев. В сентябре 1720 года к епископу явился неизвестный человек, назвавшийся Иваном. 3 октября 1720 года в Троицком Бельбашском монастыре он совершил покушение на иеродиакона Гурия, бывшего у Питирима судьёй по раскольническим делам и описавшего миссионерскую деятельность епископа. Сам Питирим, находившийся там же, лишь случайно избежал ножа Бородина. Епископ сразу же заподозрил, что покушавшийся подослан старообрядцами, хотя ему было известно о душевной болезни «скатертного дела мастера» .

24 мая 1724 года возведён в сан архиепископа за благочестие и неутомимый труд в приведении раскольников к православию.

Кроме борьбы с расколом, он обращал к христианской вере и иноверцев . При обращении в православие он требовал, чтобы желающий обращения «был свидетельствован духовником, должен у него исповедоваться и приобщиться Святых Таин».

Первым из иерархов решил открыть духовное училище в своей епархии. Произвёл преобразование в двух нижегородских школах, присоединив к ним третью новую, высшую, под названием славяно-латинской. Все три школы стали называться духовными семинариями. Всего в своей епархии он учредил тринадцать приготовительных к семинарскому образованию школ.

В 1729 году осуществил закладку деревянной Андреевской церкви на Васильевском острове в Санкт-Петербурге .

С 21 июля 1730 года — член Святейшего синода .

В 1734 году Святейший синод назначил особую комиссию по изучению недавно возникшей квакерской ереси ; в комиссию, наряду с архиепископом Феофаном (Прокоповичем) , входил и архиепископ Питирим.

Скончался 8 мая 1738 года .

Сочинения

  • « Пращица », СПб, 1721. М., 1752 и др.: 1718, 1723, 1753 годы.
  • Переписка с керженскими раскольниками в 1716 г. // История Нижегородской иерархии. — С. 53-66.
  • Письма к царю и доношения Синоду // История Нижегородской иерархии. — С. 47, 83, 93.
  • Объявление, како Питирим епископ с раскольническими учителями разменялся вопросами и ответами. СПб, 1720 и 1782.
  • Доношение Питиримово (царю). Чтен. общ. ист., 1860.
  • Четыре докладные записки Питирима по делу о дьяконовцах // Есипов. Раскольничьи дела. СПб, 1861. — С. 644—650.
  • Доклад архимандрита Питирима о раскольниках и др. бумаги // Есипов. Раскольничьи дела. СПб, 1861. — С. 193, 194, 208, 210—220, 235, 272.

Примечания

  1. Ныне Шуйского района Ивановской области
  2. Есипов. Раскольничьи дела. — Т. 1. — С. 648—650.
  3. Беляева О. К., Агеева Е. А. // Православная энциклопедия . — М. , 2000. — Т. I : « А Алексий Студит ». — С. 524—525. — 752 с. — 40 000 экз. ISBN 5-89572-006-4 .
  4. Питирим, архиеп. от 21 октября 2017 на Wayback Machine / Публ. [и вступ. ст. В. Г. Бухерта.

Литература

  • Сахаров Н. Деятельность Питирима нижегородского против раскола // Странник, 1881. — № 1. — С. 65-75; № 2. — С. 237—249; № 3. — С. 441—461; № 4 — С. 652—661; № 8. — С. 549—567; № 9. — С. 95-118.
  • / Гурий, иеромонах; издал Н. Субботин Москва : Тип. Э. Лисснера и Ю. Романа, 1889
  • Мельников Ф. Е. . — М.: тип. т-ва Рябушинских, 1915. — 126 с. — C. 98
  • Архиепископ Нижегородский и Алатырский Питирим: Церковный деятель эпохи перемен. — Нижний Новгород: Книги, 2009. — 272 с. — (Нижегородские были : малая серия). — ISBN 978-5-94706-048-1 — 500 экз.
  • Корнилов А. А. // Вестник церковной истории . — 2009. — № 3—4 (15-16) . — С. 374—376 .
  • Морохин А. В. Питирим // Православная энциклопедия . — М. , 2019. — Т. LVI : « Петр Дамиани Повечерие ». — С. 563-565. — 752 с. — 39 000 экз. ISBN 978-5-89572-063-9 .

Ссылки

Источник —

Same as Питирим (архиепископ Нижегородский)