Писатели на иврите
- 1 year ago
- 0
- 0
Иври́т ( (инф.) [ iv'ʁit ] — « еврейский язык») — язык семитской семьи ; государственный язык Израиля , а также язык некоторых еврейских общин и диаспор.
Древняя форма иврита ( древнееврейский язык ) — традиционный и священный язык иудаизма .
Современный иврит был возрождён и адаптирован как разговорный и официальный язык Государства Израиль в XX веке .
Само слово עִבְרִית иврит переводится с языка иврит как прилагательное «еврейская». Женский род здесь употребляется потому, что существительные שָׂפָה сафа́ («язык», «речь») или לָשׁוֹן лашо́н («язык»), к которым по умолчанию относится это прилагательное, на иврите женского рода.
Между XIII и VII веками до н. э. иврит становится самостоятельным семитским языком , окончательно отделившись от близкородственных ему языков .
Наиболее древний памятник еврейского эпоса на иврите из обнаруженных к настоящему времени — библейская «Песнь Деворы » ( Суд. ), текст которой предположительно восходит к XII веку до н. э.
Самые древние надписи на иврите — « календарь из Гезера » и надпись из Хирбет Кейафа — датируются X веком до н. э. Определение языка этих надписей именно как иврита, в отличие от других ханаанейских языков , является предметом научной дискуссии.
В 2022 г. опубликованы две крупные аккадско-аморейские билингвы около 2000 г. до н.э.; сходство аморейского языка с библейским ивритом оказалось настолько велико, что возник вопрос об уточнении как классификации аморейского языка, так и времени выделения иврита как самостоятельного языка.
Источник:
Особенности: грамматика и фонетика всё ещё сохраняют черты, традиционные для семитских языков. Гласные делятся на сверхкраткие, краткие и долгие .
Источники:
К концу II века н. э. древнееврейский перестаёт быть разговорным языком, оставаясь языком богослужения .
Источники:
В это время в одном из течений еврейской религии, называющем себя « масо́реты » («хранители традиций»), изобретают систему «гласных» значков (« некудо́т ») при «согласных» буквах. Это позволяет стандартизировать произношение гласных при чтении древних ивритских текстов.
Иврит значительно обогащается арамейской лексикой (этот процесс продолжается и в средневековую эпоху). Происходит перестройка системы глагола — прежние виды (совершенный и несовершенный) переосмысливаются; в результате перестройки системы глагольных времён некоторые «качественные» причастия становятся самостоятельными существительными.
Источники:
В это время иврит не является разговорным языком, однако евреи по-прежнему изучают его, читают на нём религиозные книги, пишут труды, общаются с евреями из других стран. Выходит из употребления основной «конкурент» иврита — арамейский язык . Вырабатывается несколько произносительных норм иврита: ашкеназская ( Европа , кроме Испании ), сефардская (в основном, в исламских странах, Испании, Греции , частично в Италии ), йеменская . Сефардская норма лучше сохраняет особенности древнего произношения, однако в ней утрачено различие между краткими и долгими гласными. Ашкеназская норма приобретает некоторые особенности немецкого произношения ; долгие гласные превращаются в дифтонги , происходит существенная перестройка системы гласных и согласных. Имя прилагательное окончательно становится самостоятельной частью речи.
Литература на иврите становится частью европейской культуры.
Источники:
Язык, считавшийся исключительно книжным в течение 18 столетий, становится языком повседневного общения, государственным языком Израиля . Это стало возможным благодаря усилиям ряда энтузиастов, самый известный из которых — Элиэзер Бен-Йегуда .
Идея возрождения иврита была неотъемлемой частью идеологии сионизма как таковой, стремившейся порвать с наследием диаспоры и с языками, на которых говорили евреи, жившие под чуждым владычеством ( Война языков ). Показательными в связи с этим представляются слова, сказанные в 1935 году Хаимом Вейцманом — учёным, либералом , европейским интеллектуалом и будущим первым президентом Израиля: « Мы приехали в Эрец-Исраэль не для того, чтобы копировать жизнь Варшавы , Пинска и Лондона . Сущность сионизма — изменение всех ценностей, которые евреи усвоили под давлением чужих культур ».
Прошло более ста лет с тех пор, как Союз взаимопомощи немецких евреев ( Хильфсферайн ) основал в 1904 г. первую в Иерусалиме учительскую семинарию для преподавателей иврита, и с момента открытия в 1905 г. в Яффо гимназии «Герцлия» — первой в мире средней школы, в которой преподавание велось на иврите. Главным залогом успеха стал добровольный (а иногда и принудительный) выбор иврита как языка повседневного общения в семьях репатриантов второй и третьей волны, прибывших в Государство Израиль в первой четверти XX века, в кибуцах и сельскохозяйственных поселениях.
В первые годы существования Государства Израиль политика внедрения иврита носила исключительно жёсткий характер. В дальнейшем, когда иврит окончательно вытеснил другие еврейские языки , отношение к этим языкам со стороны еврейского государства значительно смягчилось. В 1996 году были приняты законы о сохранении культурного наследия на идише и ладино .
Основной закон « Израиль — национальное государство еврейского народа », принятый в 2018 году, установил, что иврит является единственным государственным языком Государства Израиль ( арабский лишился статуса государственного языка, но за ним закреплён особый статус) .
На иврите говорят (по состоянию на 2019 год) 9,3 млн человек, из них 8,3 млн проживают в Израиле, при этом иврит является родным для 5,3 млн человек .
Последнее художественное издание на иврите в СССР вышло в 1927 году — книга Б. Фрадкина « Алей асор » («На десятиструнной лире»), после чего на нём время от времени издавались лишь религиозные материалы (календари, молитвенники) для общинных нужд.
В советской литературе иврит очень долго называли «древнееврейским», даже когда вопрос его возрождения в Израиле был исторически решён — скорее всего, из чисто политических соображений, с целью противопоставления «старого и мёртвого» языка иврит «современному и живому» еврейскому языку — идишу . Нейтральное отношение к современному ивриту в СССР имело место между смертью Сталина в 1953 г. и Шестидневной войной в 1967 г., когда между Израилем и СССР существовали дипломатические отношения. В 1963 году был издан «Иврит-русский словарь» Ф. Л. Шапиро , содержащий также обширный грамматический очерк Б. М. Гранде и впоследствии использовавшийся при нелегальном изучении иврита в 1960—1980-е годы. Был издан сборник «Поэзия Израиля», куда были включены и переводы с иврита. Советские библиотеки получали в этот период некоторые издававшиеся в Израиле книги на иврите, однако и в это время обучение ивриту в СССР почти отсутствовало.
После Шестидневной войны и разрыва советско-израильских отношений в 1967 г. преподающие и изучающие (за исключением немассового научного изучения, например, на востоковедческих отделениях университетов) иврит в СССР приравнивались к сионистам (то есть потенциальным эмигрантам — «предателям советской Родины», а позже и к « расистам », согласно резолюции ООН 3379 1975 года, позже отменённой резолюцией 46/86 1991 года). С 1972 года под разными предлогами полностью прекратилась регистрация преподавателей иврита. Власти преследовали самостоятельное преподавание иврита (увольнения с работы, обыски с изъятием учебный материалов, запугивание в милиции и КГБ), а многие учителя иврита были арестованы и осуждены на тюремное заключение под различными предлогами — так, Иосиф Бегун был осужден на 12 лет, Иосиф Беренштейн — на 4 года, Юлий Эдельштейн и многие другие — на 3 года. В то же время подпольное преподавание иврита развернулось довольно широко, в конце 1970-х — начале 1980-х только в Москве было около 100 учителей иврита, ульпаны функционировали в Ленинграде, Киеве, Харькове, Риге и других городах. В 1987 году подпольные преподаватели иврита в СССР образовали « Игуд ха-морим » — профсоюз преподавателей иврита. Его председателями были , Лев Городецкий и . .
После Перестройки постепенно начали употреблять и в официальных кругах постсоветского пространства обозначение «иврит» вместо «древнееврейский» для обозначения всех стадий развития иврита как более общий термин, оставив употребление понятия «древнееврейский» для специальных лингвистических работ.
Иврит использует для письма еврейский алфавит в так называемом квадратном шрифте , как и языки арамейский и идиш. Квадратный шрифт — это вид алфавита (на иврите — алеф-бет ). В алфавите иврита 22 буквы, все они соответствуют согласным звукам ( консонантное письмо ). В иврите нет ни одной буквы, изначально соответствовавшей какому-либо гласному, однако четыре буквы ( алеф , хей , йуд и вав ) перестали использоваться для обозначения исключительно согласных звуков и используются также как матрес лекционис («матери чтения») для обозначения гласных.
Направление письма — справа налево. Буквы не соединяются между собой (хотя в рукописях это не всегда так), а строки следуют одна за другой сверху вниз.
Гласные звуки передаются с помощью специальных значков огласовок ( некудо́т ), состоящих из комбинаций точек и штрихов, ставящихся вокруг буквы (сверху, снизу, слева). Гласный звук, соответствующий значку огласовки, произносится после согласного звука, соответствующего букве. Если после согласного звука нет гласного, под буквой ставится нечитаемый значок шва . Иногда огласовочные точки и штрихи комбинируются с четырьмя «матерями чтения»; в этом конкретном случае, эти буквы уже не читаются как согласные, а используются для передачи гласных звуков (об этом см. ).
В подавляющем большинстве текстов значки огласовок не пишутся. Огласовки ставятся:
Для облегчения чтения текста без огласовок применяется «полное письмо» ( כתיב מלא , ктив мале ), когда часть звуков «у», «о» обозначается дополнительным написанием буквы вав , часть звуков «и», «э» обозначается дополнительным написанием буквы йуд , а в словах иностранного происхождения небольшая часть звуков «а», «э» обозначается дополнительным написанием буквы алеф ; кроме того, буквы вав и йуд , обозначающие согласные звуки «в» и «й», в большинстве случаев удваиваются.
Значки огласовок служат для обозначения гласных звуков. Произношение звуков «а», «э», «и», «о», «у» примерно соответствует русскому произношению. Согласные в иврите никогда не палатализуются (не смягчаются) перед гласными «и» или «е (э)».
Символ
огласовки |
Название
огласовки |
Описание графики символа | Как читается |
---|---|---|---|
ַ | Патах | Горизонтальная черта под буквой | «а» |
ָ | Камац | Т-образный значок под буквой | «а» |
ֵ | Цере | Две точки под буквой, расположенные горизонтально | «э» |
ֶ | Сэголь |
Три точки под буквой, расположенные,
как равносторонний треугольник, вершиной вниз |
«э» |
ִ | Хирик хасэр | Точка под буквой | «и» |
י ִ | Хирик мале | Точка под буквой с последующей буквой йуд | «и» |
ֹ | Холам хасэр | Точка сверху-слева от буквы | «о» |
וֹ | Холам мале | Буква вав с точкой сверху | «о» |
ָ | Камац катан | Т-образный значок под буквой (так же как камац) | «о» |
ֻ | Киббуц или куббуц | Три точки под буквой, диагонально | «у» |
וּ | Шурук | Буква вав с точкой слева от неё | «у» |
Кроме этого, некоторые безударные звуки ( э, а, о ) могут передаваться с помощью значка шва ְ (две точки под буквой, расположенные вертикально), или комбинацией шва со значками сэголь , камац и патах (все ставятся под буквой и последние называются с добавлением впереди слова хатаф ).
Хатаф-огласовки:
Символ
огласовки |
Название
огласовки |
Описание графики символа | Как читается |
---|---|---|---|
ֳ | хатаф-камац | Это камац + шва справа от него | безударный звук «о» |
ֲ | хатаф-патах | Это патах + шва справа от него | безударный звук «а» |
ֱ | хатаф-сэголь | Это сэголь + шва справа от него | безударный звук «э» |
То, что одному звуку соответствуют несколько значков, объясняется тем, что в древности они обозначали разные звуки, например, по долготе. Так, патах был кратким звуком «а», а камац — долгим. Аналогично и остальные гласные звуки (« э », « и », « о », « у »). В современном иврите различие в долготе исчезло, но разница на письме осталась.
|
В разделе
не хватает
ссылок на источники
(см.
рекомендации по поиску
).
|
В еврейском алфавите 22 буквы.
Буква |
Числовое
значение (гематрия) |
Название | Транслитерация | Произношение ( МФА ) | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
нач.
ср. |
кон. | Стандартное | Ашкеназское | Иврит * | Русская ** |
Между-
народная |
Упрощённая | Израильское | Ашкеназское | Сефардское | Реконструкция | ||
Мишна | Библ. | ||||||||||||
א | 1 | А́леф | А́леф | אָלֶ"ף | ' | ʾ | ' | [ ʔ, - ] | [ — ] | [ ʔ, - ] | [ ʔ, - ] | [ʔ ] | |
ב | 2 | Бет (Вет)*** | Бейс (Вейс)*** | בֵּי"ת | б, в | b, ḇ | b, v | [ b, v ] | [b, v~v̥ ] | [ b, b~ β ~v ] | [ b, β ] | [ b ] | |
ג | 3 | Ги́мель | Ги́мель | גִּימֶ"ל | г | g, ḡ | g | [ ɡ ] | [ɡ~ɡ ̊] | [ ɡ, ɡ~ɣ ] | [ ɡ, ɣ ] | [ ɡ ] | |
ד | 4 | Да́лет | До́лес | דָּלֶ"ת | д | d, ḏ | d | [ d ] | [ d~d̥ ̊] | [ d̪~ð ] | [ d̪, ð ] | [ d ̪] | |
ה | 5 | хе | хэй | הֵ"א | (h), х, г | h, Ḏ | h | [ h~ʔ, - ] | [ h, — ] | [ h, — ] | [ h, — ] | [ h ] | |
ו | 6 | Вав | Вов | וָי"ו | в, у, о | w | w | [ v ] | [ v~v̥ ] | [ v ] | [ w ] | [ w ] | |
ז | 7 | За́ин | За́ен | זַיִ"ן | з | z | z | [ z ] | [ z~z̥ ] | [ z ] | [ z ] | [ dz ] | |
ח | 8 | Хэт | Хэс | חֵי"ת | х | ḥ | h`, x | [ χ~ħ ] | [ x ] | [ ħ ] | [ ħ, x ] | [ ħ, x ] | |
ט | 9 | Тэт | Тэс | טֵי"ת | т | ṭ | t` | [ t ] | [ t ] | [ t̪ ] | [ t̪ˁ ] | [ t̪ʼ ] | |
י | 10 | Йуд | Йод | יוּ"ד | й | y | y | [ j ] | [ j ] | [ j ] | [ j ] | [ j ] | |
כ | ך | 20 | Каф (Хаф)*** | Коф (Хоф***) | כָּ"ף | к, х | k, ḵ | k, kh | [ k, χ ] | [ k, x ] | [ k, x ] | [ k, x ] | [ k ] |
ל | 30 | Ла́мед | Ло́мед | לָמֶ"ד | л | l | l | [ l ] | [ l~ɫ ] | [ l ] | [ l ] | [ l ] | |
מ | ם | 40 | Мем | Мем | מֵ"ם | м | m | m | [ m ] | [ m ] | [ m ] | [ m ] | [ m ] |
נ | ן | 50 | Нун | Нун | נוּ"ן | н | n | n | [ n ] | [ n ] | [ n̪ ] | [ n̪ ] | [ n̪ ] |
ס | 60 | Са́мэх | Со́мэх | סָמֶ"ך | с | s | s | [ s ] | [ s ] | [ s ] | [ s ] | [ ts ] | |
ע | 70 | А́ин | А́ен | עַיִ"ן | ` | ` | ` | [ ʔ ~ ʕ, – ] | [ — ] | [ ʕ, ŋ, – ] | [ ʕ, ɣ ] | [ ʕ, ɣ ] | |
פ | ף | 80 | Пэ(й) (Фе)*** | Пэй (Фэй)*** | פֵּ"א | п, ф | p, ph | p, ph | [ p, f ] | [ p, f ] | [ p, f ] | [ p, ɸ ] | [ p ] |
צ | ץ | 90 | Ца́ди | Цо́ди | צָדִ"י | с, ц | ṣ | s` | [ ʦ ] | [ ʦ ] | [ ʦ ] | [ sˁ ] | [ʦʼ, ʧʼ, t͡ɬʼ] |
ק | 100 | Куф | Куф | קוּ"ף | к | k | k | [ k ] | [ k ] | [ k ] | [ q ] | [ kʼ ] | |
ר | 200 | Рэш | Рэйш | רֵי"ש | р | r | r | [ ʁ ] | [ ʀ ] | [ r~ɾ ] | [ ɾ ] | [ ɾ ] | |
ש | 300 | Шин (Син) | Шин (Син) |
שִׁי"ן
(שִׂי"ן) |
ш, с | š, ś | sh, lh | [ ʃ, s ] | [ ʃ, s ] | [ ʃ, s ] | [ ʃ, ɬ ] | [ ʧ, t͡ɬ, s ] | |
ת | 400 | Тав | Тов (Сов)*** | תָי"ו | т | t, ṯ | t, th | [ t ] | [ t, s ] | [ t̪, θ ] | [ t̪, θ ] | [ t̪ ] |
Пять букв имеют два разных начертания; одно используется в начале и середине слова, другое — в конце:
В начале и середине слова | В конце слова | ||
---|---|---|---|
Каф | כ | Каф-софи́т | ך |
Мем | מ | Мем-софи́т | ם |
Нун | נ | Нун-софи́т | ן |
Пей | פ | Пей-софи́т | ף |
Цади | צ | Цади-софи́т | ץ |
В родственном арабском языке сохраняется различное написание начальных, срединных и конечных букв.
Несколько букв алфавита тоже могут иногда обозначать один звук:
Однако буквы א, ק, ט, ס (а не их «пары» с одинаковыми звуками) обязательно пишутся в словах иностранного (но не арабского) происхождения и нееврейских именах, например: слово «текст» на иврите будет выглядеть как טקסט, а не תכשת, или нееврейское имя «Костя»: קוסטיה. Исключение: в случае, когда слово заимствовано из английского языка, вместо диграфа th пишется буква тав ; чтобы подчеркнуть разницу в произношении, иногда слева от буквы тав ставят апостроф ( гереш ): ת׳ . Пример: имя актрисы Риз Уизерспун на иврите пишется как ריס וית׳רספון (обратите внимание на ' ת ), потому что на английском оно пишется как англ. Reese Wi th erspoon . Аналогично, буква тав часто используется в словах греческого происхождения на месте буквы θ (например, в словах «эстетика» ( אס ת טיקה ), «атлетика» ( א ת לטיקה ), «математика» ( מ ת מטיקה ) это касается первого из двух «Т»).
Для правильного письма необходимо запоминать слова вместе с их написанием, так как разные по смыслу и написанию слова могут иметь одинаковое произношение.
Например:
Причина обозначения двумя буквами одного звука — та же, что и у значков огласовок: в древности каждая буква служила для обозначения своего звука (в том числе и буквы алеф и аин ), в современном же иврите различие в произношении утратилось, а правописание сохраняется (исключение — в речи выходцев из арабских стран различия сохраняются).
В огласованном письме взрывное произношение букв каф , бет и пей можно отличить от их фрикативного произношения по различительной точке внутри этих букв (согласная с этой точкой становится взрывной), называемой даге́ш . В неогласованных текстах эта точка отсутствует, и для верного чтения слов необходимо знать либо сами слова, либо грамматические законы, по которым определяется произношение буквы. Знать слова в этом случае необходимо и для правильного письма, так как
В отличие от букв шин и син , здесь речь идёт не о буквах, обозначающих разные фонемы, а о вариантах произношения одной и той же буквы, соответствующих древним аллофонам одной и той же фонемы. В неогласованных текстах можно иногда проверить произношение незнакомого слова, подобрав соответствующее знакомое по произношению однокоренное слово, где эта буква стоит в начале или в конце этого слова.
Например:
миХТаВ (звук «Х» — это Хаф или Хет ?).
Решение проблемы:
Большинство слов имеет в иврите трёхбуквенный корень . В данном слове это — КТВ . Так как слово переводится как «письмо», по смыслу подбираем однокоренное проверочное слово: КоТеВ («пишу»), там слышится звук к , то есть на первом месте у корня стоит буква каф . Следовательно, и в слове миХТаВ на первом месте в корне стоит буква хаф , а не хет .
Основные отличия ашкеназского произношения иврита от принятого в Израиле (упрощённый вариант сефардского произношения) сводятся к следующему.
Грамматика современного иврита значительно отличается от грамматики древнееврейского . Она испытала влияние ранее распространённых еврейских языков — в основном, идиша и ладино .
Важнейшие изменения:
Обогащение языка происходит и в настоящее время усилиями учёных Академии языка иврит в Иерусалиме , что происходит следующими способами:
1. Изменение значения древних слов
Примеры:
По мнению некоторых ортодоксальных иудеев, такое изменение значений слов является подрывом чистоты языка
2. Образование новых слов от существующих в языке корней по законам ивритской грамматики (то есть до этого такого слова не существовало) и по аналогии с уже существовавшими словами.
Пример:
(буквально: «вычислитель», от основы ХиШеВ (חישב = «(он) вычислял»));
по аналогии со старыми словами:
3. Особенность языка — « сопряжённая конструкция » , словосочетание из двух или более существительных ( смиху́т ), при этом первое слово иногда изменяется по определённым фонетическим законам (эта форма называется нисма́х ).
Пример:
Иногда такие словосочетания превращаются в одно слово.
Например:
4. Сложносокращённые слова (как в русском языке вуз , колхоз или КПСС )
Между предпоследней и последней буквами сложносокращённых слов обычно ставится двойной апостроф (").
Примеры:
5. Заимствование иностранных слов
Примеры: те́лефон (טלפון), униве́рсита (אוניברסיטה), о́тобус (אוטובוס), я́нуар (ינואר) и т. п.