«Власфими́я»
(
др.-рус.
власфимиꙗ
,
др.-греч.
βλασ-φημία
—
злословие, хула, поношение, кощунство
от
βλάπτω
—
повреждать, наносить ущерб, вредить, нарушать
+
φήμη
—
речь, слова
) —
русский
компилятивный
трактат
, составленный не ранее первой четверти XIV века, бо́льшая часть статей которого объединена темой обличения
симонии
.
Текстология
Полное заглавие этого древнерусского сборника: «Книги нарицаемые Власфимия, рекше хулы на еретики, главы различные от Евангельски и от канон святых апостол и отец, в них же обличение Богом ненавистных злочестивых духопродажных ересей. Глав 67».
Всего известно два
списка
. Древнейший, начала XV века
, находится в составе полемического «
Трифоновского сборника
». Другой — в составе «Потребника митрополита Макария»
. В оглавлениях списков указаны 67 глав, однако «Трифоновский сборник» содержит 62 главы (пропущены главы 63—67), состоящие из 105 статей, «Потребник» — 65 глав (пропущены главы 22-я и 63-я), состоящие из 64 статей. Полностью совпадают в списках тексты 53 глав.
Источниковедение
А. С. Павлов
,
Пл. Соколов
и
В. А. Кучкин
связывают происхождение произведения с
Переяславским собором 1311 года
, на котором сторонники
великого князя
Михаила Ярославича Тверского
хотели осудить
митрополита
Петра
.
А. Д. Седельников
и
А. И. Клибанов
считали, что Власфимия» сформировалась в среде
стригольников
. Имеются факты, которые, по мнению А. И. Алексеева, могут свидетельствовать о создании и первоначальном бытовании произведения в
Твери
. «Власфимия» содержит единственный известный список «Написания о поставляющих мзды ради», созданного противником митрополита Петра монахом Акиндином между 1310 и 1314 годами и адресованного князю Михаилу, а также адресованное тому же князю послание
патриарха
Нифонта I
. Существуют аргументы и в пользу московского происхождения произведения: в 66-й главе упоминается
великий князь
Иван Калита
.
Состав и источники
Основную часть компиляции составляют статьи
канонического
содержания. Приведены правила
Вселенских
и
поместных соборов
,
правила святых апостолов
и святых
отцов
,
Прохирон
, отрывки из
книг Исаии
и
Иезекииля
, толковых
Евангелий
,
Деяний святых апостолов
,
Посланий апостола Павла
к Коринфянам с толкованиями
папы
Григория I Великого
и
Иоанна Златоуста
, выписки из трудов Иоанна Златоуста,
Василия Великого
,
Григория Богослова
,
Ефрема Сирина
,
Анастасия Синаита
,
Исидора Пелусиотского
, отрывки из посланий
константинопольских патриархов
Тарасия
и
Геннадия I
, «
Лествицы
»
Иоанна Лествичника
,
житий
Иоанна Златоуста,
Пахомия Великого
,
апокрифическое
Правило 165 святых отцов «об обидящих Божия церкви» и др.
Статьи канонического содержания заимствованы из
Кормчей
—
Номоканона
XIV титулов без толкований и Кормчей русской
редакции
, (предположительно Варсонофьевской, с комментариями и полными текстами правил. Другие источники произведения включают
че́тьи сборники
, типа «
Златой цепи
» и возможно, переводы с
латыни
(«Правило 60 святых отцов, сшедшихся в граде Риме»).
Главы 63—67 составлены на основе русских источников: «Правило митрополита Кирилла II», «Послание Константинопольского Патриарха Нифонта великому князю Михаилу», «Написание о поставляющих мзды ради» Акиндина, «О церковных судех», «Послание Киевского митрополита Никифора к великому князю Владимиру». Эти сочинения лишены тематического единства: 63-я глава доказывает законность
ставленых пошлин
, 64-я и 65-я главы называют эти пошлины симонией, 67-я посвящена полемике с латинянами
.
Содержание
Основные темы включат вопросы об объёме дисциплинарной власти
архиерея
по отношению к подвластному ему
духовенству
и
священника
по отношению к своей
пастве
, о правомерности взимания ставленых пошлин и платы за требы, об отношении к заподозренным в
ереси
. Наряду с обличением симонии важное место во занимает тема обличения недостойных пастырей, наиболее ярко раскрытая в 44-й главе («
Слово Иоанна Златоуста о лживых учителях
»), что сближает произведение со второй редакцией «
Измарагда
». Произведение также содержит осуждение «еретических писаний»,
лжепророчеств
, волхвования и др.
.
См. также
Примечания
Публикации отдельных глав
-
Тихонравов Н. С.
Летописи русской литературы и древности. — М., 1862. — Т. 4. — С. 105—112.
-
Гальковский Г.
Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси. — М., 1913. — Т. 2.
-
Два послания к великому князю Михаилу Ярославичу Тверскому: Константиноп. патриарха Нифонта I и рус. инока Акиндина — о поставлении на мзде / Предисл.: [А. С. Павлов] // Православный собеседник. — 1867. — Ч. II. — С. 236—253.
-
То же // Памятники древнерусского канонического права. — Ч. 1: (Памятники XI—XV в.). — 2-е изд. — СПб., 1908. — Стб. 147—158.
-
Слово о лживых учителях //
Клибанов А. И.
. — М.: Аспект пресс, 1996. — С. 306—309.
Литература
-
Алексеев А. И.
«Власфимия» // Православная энциклопедия. — Т. IX: Владимир. икона Божией матери — Втор. пришествие. — М.: Правосл. энцикл., 2005. — С. 116—117.
-
Алексеев А. И.
К изучению «Власфимии» // Восточная Европа в древности и средневековье: Проблемы источниковедения: XVII чт. памяти В. Т. Пашуто, IV чт. памяти А. А. Зимина...: Тез. докл. — М., 2005. — Ч. I. — С. 169—172.
-
Алексеев А. И.
К изучению трактата «Власфимия» // Древнерусские и греческие рукописи Российской национальной библиотеки: Материалы Междунар. науч. конф., 14—16 июня 2005 г. «История в рукописях — рукописи в истории». — СПб., 2007. — С. 30—42.
-
Алексеев А. И.
Каноническая компиляция «Власфимия» в древнерусской книжности // Религии мира: История и современность '2006—2010. — М.; СПб., 2012. — С. 90—124.
-
Алексеев А. И.
Религиозные движения на Руси последней трети XIV — начала XVI вв.: Стригольники и жидовствующие: Автореф. дис. ... д. ист. н. — СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т, 2011. — 60 с. — «Власфимия»: С. 7, 17, 23, 24—25, 59.
-
Алексеев А. И.
Религиозные движения на Руси последней трети XIV — начала XVI вв.: Стригольники и жидовствующие: Дис. ... д. ист. н. — СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т, 2011. — 668 с.
-
Алексеев А. И.
Трактат «Власфимия» // Алексеев А. И. Религиозные движения на Руси последней трети XIV - начала XVI в.: Стригольники и жидовствующие. — М., 2012. — С. 157 и сл.
-
Алексеев А. И.
«Трифоновский сборник» как источник для изучения русской религиозности конца XIV—XV вв. // Средневековое православие от прихода до патриархата. — Волгоград, 1998. — Вып. 2. — С. 129—145.
-
Власфимисати // Аникин А. Е. Русский этимологический словарь. — Вып. 7: (Вершь I—Вняться II). — М., 2013. — С. 304—305.
-
Власфимисати // Словарь древнерусского языка, (XI—XIV вв.): В 10 т. — Т. I: (А—Възаконятися). — М.: Рус. язык, 1988. — С. 447.
-
Власфимисати // Словарь русского языка XI—XVII вв. — Вып. 2: (В—Волога). — М., 1975. — С. 222.
-
Власфимисати // Срезневский И. И. Материалы для словаря древнерусского языка по письменным памятникам. — Т. 1: А—К. — СПб., 1893. — Стб. 274.
-
Власфимисать // Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: В 4 т. — Т. I: (А - Д). — 2-е изд. — М.: Прогресс, 1986. —С. 327.
-
Власфимия // Словарь древнерусского языка, (XI—XIV вв.): В 10 т. — Т. I: (А—Възаконятися). — М.: Рус. язык, 1988. — С. 447.
-
Власфимия // Словарь русского языка XI—XVII вв. — Вып. 2: (В—Волога). — М., 1975. — С. 222.
-
Власфимия // Срезневский И. И. Материалы для словаря древнерусского языка по письменным памятникам. — Т. 1: А—К. — СПб., 1893. — Стб. 274.
-
Гранстрем Е. Э.
: Рукописи рус., болг., молдовлах., серб. — Л.: Гос. публ. б-ка, 1953. — Описание сб. РНБ. «Соф. № 1262»: С. 60.
-
Клибанов А. И.
Реформационные движения в России в XIV — первой половине XVI вв. — М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1960. — 411 с. — Трифонов. сб.: С. 13—34.
-
Клибанов А. И.
Слово о лживых учителях: [Предисловие] // Клибанов А. И.
. — М.: Аспект пресс, 1996. — С. 301—306.
-
Корогодина М. В.
Кормчие книги XIV — первой половины XVII вв. как исторический источник: Дис. ... д. ист. н. — СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т, 2015. — 540 с. — «Власфимия»: С. 99—101 и др.
-
Кучкин В. А.
Источники «Написания» мниха Акиндина // Археогр. ежегодн. за 1962 г. — М., 1963. — С. 60—68.
-
Любавский М. К.
Лекции по древней русской истории до конца XVI века. — М., 1915. — 4, 306, VI с. (2-е изд. М., 1916; 3-е изд. М., 1918).
-
Любавский М. К.
Лекции по древней русской истории до конца XVI века: Учеб. пособие для студентов вузов... — 4-е изд., доп. — СПб.: Лань, 2000. — 480 с. — (Классики ист. мысли). — «Власфимия»: С. 328.
-
Павлов А. С.
Предисловие к публикации посланий патриарха Нифонта и Акиндина // Православный собеседник. — СПб., 1867. — Ч. II.
-
Попов Н. П.
Памятники литературы стригольников: Старш. рус. Измарагд // Ист. записки. — 1940. — № 7. — С. 34—58.
-
Седельников А. Д.
//
Тр. / Отдела древнерус. лит-ры
. — М.; Л., 1934. — [Т.] I. — С. 121—136. — «Власфимия»: С. 133, 134—135.
-
Соколов П. П.
Русский архиерей из Византии и право его назначения до нач. XV века / Пл. Соколов. — Киев, 1913. — «Власфимия»: С. 209—213, 242—246.
-
Темчин С. Ю.
Ещё один ранний (чешский) церковнославянский перевод с латыни: Канон рим. папы Григория I Великого из Лжеисидоровых декреталий в древнерусском трактате «Власфимия» // Vis et sapientia: Studia in honorem anisavae miltenova: Нови извори, интерпретации и подходи в медиевистиката. — София, 2016. — С. 471—478.
Ссылки