Собор Ла Сео расположен на одноимённой площади (
Plaza de la Seo
), недалеко от второго столичного собора —
Нуэстра-Синьора-дель-Пилар
, называемого также
el Pilar
(
столп
, как отсылка к предполагаемому явлению
девы Марии
, когда как сокращение
la Seo
связывают с испанским произношением
епископского престола
). Оба собора, Ла Сео и Дель Пилар, являются кафедральными, решение о
сокафедральных
соборах было принято
римским папой
Климентом X
, желавшим прекратить споры за статус.
Содержание
История
Известно, что в античные времена на месте собора располагался
форум
Цезаравгусты
(в настоящее время музей форума находится под площадью де-ла-Сео). Когда в
VIII веке
Сарагоса была завоёвана
маврами
, на месте форумы была построена главная городская
мечеть
тайфы
. Мечеть Сарагусты-аль-Байда (так был переименован город,
исп.
Saraqusta al Baida
) считается одной из старейших в
Аль-Андалусии
, она дважды достраивалась (в IX и XI веках), а её вход располагался там же, где вход в современный собор. Во время
реставрации
1998 года были обнаружены некоторые элементы этой древней мечети (фрагменты внешней стены
минарета
, пола и
михраб
)
.
В мае 1118 года
король Арагона
Альфонсо I Воитель
начал
осаду Сарагосы
, которая завершилась 18 декабря того же года, и город снова перешёл под контроль христиан. Местное мусульманское население в течение следующего года было обязано покинуть город, а мечеть была закрыта и реконструирована. 4 октября 1121 года её бывшее здание было
освящено
как церковь
Святого Спасителя
(
исп.
San Salvador
).
В 1140 на месте полуразрушенной церкви началось строительство собора. Новый храм был каменным, в
позднероманском стиле
, по типу
базилики
с тремя
нефами
, украшенными полукруглыми
апсидами
. По архивным данным при храме были предусмотрены
трапезная
,
родильный дом
и два монастыря. От этого собора до наших дней сохранились две романские
апсиды
и несколько скульптур в алтарной части
.
С 1204 года до начала XV века в новом соборе проводилась
коронация
всех арагонских правителей (после короли приносили только
присягу
), а так же обряды
крещения
,
венчания
и
отпевания
членов королевской семьи. Когда в 1318 году кафедра Сарагосы, до того времени бывшая епископством-суффраганством
архиепархии Таррагоны
, получила статус архиепархии-митрополии (
буллой
Romanus Pontifex
римского папы
Иоанна XII
от
18 июля
1318 года
), собор Ла Сео стал главным собором
архиепископства
. В 1346 году была начата перестройка собора: для дополнительного освещения алтарной части был возведён
купол
в стиле
мудехар
. В 1360 году по приказу архиепископа
в том же стиле был построен
фасад
входа со стороны улицы Пабострия (
la Pabostría
) и пристроена капелла
Архангела Михаила
(так называемая
la Parroquieta
— Паррокиэта). В это же время в архитектуре собора появились элементы
готического стиля
: нынешние центральные
нефы
с
витражными
окнами
.
Романские апсиды с поздним добавлением мудехар
Внешняя стена Паррокиэты в стиле мудехар
В начале XV века купол рухнул и по приказу антипапы
Бенедикта XIII
была начата очередная реконструкция собора: были приподняты романские апсиды, по бокам от них добавлены две башни и построен новый купол, напоминающий по форме
папскую тиару
. В 1686 году была разобрана ветхая колокольня в стиле мудехар, на месте которой в 1703 году было начато строительство новой в стиле
итальянского барокко
по проекту архитектора
. В том же стиле, но с элементами
классицизма
в XVIII веке был обновлён фасад. Последняя реконструкция собора была начата в 1975 и длилась 23 года. 11 ноября 1998 года собор Ла Сео был торжественно открыт
королём Испании
Хуаном Карлосом I
и его супругой
Софией
.
Структура и состояние
Экстерьер
Часы на колокольне
Купол собора
В
настоящее время
собор представляет собой церковь, состоящую из пяти нефов и шести пролётов, покрытых
нервюрными сводами
. Нефы поддерживаются
контрфорсами
, которые в характерном для
поздней готики
стиле закрыты стенами и образуют внутренние капеллы.
Средокрестие
увенчано двухуровневым
куполом
(нижний уровень имеет форму
прямоугольника
, верхний —
восьмиугольника
), сочетающим в себе стили мудехар, готики и
ренессанса
(
орнамент
). Нервюры свода, тянущиеся от каждого из углов верхнего уровня образуют восьмиугольную звезду. В нишах
барабана
купола расположены статуи арагонских святых.
Колокольня
в стиле
римского барокко
представляет собой четырёхэтажную
башню
высотой 90
метров
. Проект был разработан итальянским архитектором
в 1683 году (что примечательно, Контини ни разу не был в Сарагосе, поэтому не видел окончательный вариант колокольни), строительство началось в 1703 году. В 1787 году на втором этаже башни были установлены часы. Первый этаж башни каменный, остальные кирпичные. Скульптуры (украшающие часы и фасад), орнамент,
балюстрада
и прочие элементы сделаны из известняка
.
Завершают ансамбль собора галерея и Дом настоятеля, который находится на другой стороне улицы, недалеко от входа
святого Варфоломея
. В 1293 году было принято решение построить
коридор-галерею
, соединяющий смежный с собором дом приора и дом настоятеля. В 1587 году в галерее появилась смотровая площадка с тремя большими окнами в стиле
платереско
-
мудехар
, выходящими на площадь
святого Бруно
(
). В дальнейшем галерея была украшена глиняной лепниной, напоминающей убранство дверей и окон дворца
Альхаферия
.
На северной стороне собора находятся две апсиды, сохранившиеся от романского собора XII века и внешняя стена погребальной капеллы
святого Михаила
(так называемая Паррокиэта) в стиле мудехар (хотя внутренне убранство капеллы представлено в готическом стиле), где похоронен архиепископ
.
Интерьер
Главный алтарь
Орган собора
Готический стиль внутреннего убранства Ла Сео представлен главным
алтарём
и
хором
, созданными в XV веке. Алтарь из цветного алебастра высотой 16 метров и 10 метров в ширину считается главным шедевром поздней европейской готики. Хор, расположенный в центре собора, представляет собой пространство с 117 каменными сидениями. В XVIII веке хор был украшен позолоченной бронзовой решеткой со скульптурами
Иисуса
, апостолов
Петра
и
Павла
. В стиле
мудехар
выполнены апсиды, купол, внешняя стена и кровля погребальной капеллы святого Михаила.
В
ризнице
, в которую ведёт дверь в стиле мудехар с элементами ренессанса, хранятся картины художников
валенсийской
и
арагонской
школ XVII—XVIII веков. Там же находится
реликварий
, дверцы которого расписаны
, учителем
Франсиско Гойи
, и созданная ювелиром Педро Ламайсоном между 1537 и 1541 годами
дарохранительница
, на работу над которой было использовано 218 килограммов серебра
.
В Зале Капитула расположен созданный в 1932 году
. Это одна из крупнейших коллекций в мире
, где представлены шестьдесят
гобеленов
с XV по XVIII века, что позволяет проследить этапы развития искусства гобелена
.
В целом в Ла Сео расположены 28 капелл, в том числе:
Капелла
, расположенная в левой апсиде. Деревянная барочная алтарная настава-ретабло 1647 года расписана сценами из жизни Богородицы (художник
Хусепе Мартинес
). На полу расположены несколько надгробных камней архиепископов Сарагосы периода XVI—XVII веков.
Апостолов
Петра
и
Павла
, первое упоминание которой датировано 1403 годом. На
алтарной картине
изображена сцена
Вознесения Девы Марии
, деревянная алтарная настава середины XVIII века украшена рельефными изображениями сцен из жизни апостолов. В XVIII веке капелла была уменьшена (сокращена), чтобы построить
ризницу
.
Святого
Педро Арбуэса
, выполненная в стиле
исабелино
. Верхняя часть капеллы расписана
в 1655 году сценами из жизни Арбуэса. В центре под
балдахином
(
киворием
), поддерживаемым четырьмя чёрными мраморными колоннами, увенчанными фигурами
добродетели
, находится гробница святого, которая была перенесена в Ла Сео в 1664 году по случаю
беатификации
.
Капелла архангелов
Михаила
,
Гавриила
и
Рафаила
, также просто капелла Сан-Мигель (святого Михаила) была построена 13 октября 1569 года. Строительство было проспонсировано сарагосским торговцем
, который хотел устроить свою погребальную капеллу
. Однако от его саркофага сохранились только крышка и бронзовая табличка с теснённым портретом Сапорта, которые выставлены в музее Капитула. Построенный в 1570 году настав выполнен в стиле
платереско
, с чёрным мраморным пьедесталом и полихромным декором из штукатурки, имитирующим более дорогостоящие материалы. В центральной нише размещены алебастровые фигуры трёх апостолов, торжествующих над демонами. Слева от них
Франциск Ассизский
и Габриэль, справа — святые
Иероним Стридонский
и Гильермо
Бургосский
. Венчает настав композиция Петром и Павлом, позади которых видна
Голгофа
. По бокам фигуры
Луции Сиракузской
и
Аполлонии Александрийской
.
Капелла
Елены Равноапостольной
,
Богоматери Кармельской
или Святого таинства была преобразована между 1637 и 1646 годами по приказу
дона
Франсиско Линьяна. Капелла выполнена в стиле протобарокко (без излишних украшений). Большинство изображений принадлежит итальянскому художнику
, такие как сцены из жизни святой Елены, распятие и снятие с креста Иисуса, стигматы святого Франсиска,
Екатерина Сиенская
, и другие. Возглавляет настав скульптура Богоматери Кармельской XVIII века.
Капелла святого
Валерия
, епископа и покровителя Сарагосы, была устроена в конце XVII века. В центральной части настава расположена фигура главы столичного совета (
исп.
), по бокам от которой
апостолы
Пётр и Павел. Росписи изображают сцены из жизни
мучеников
Валерия, его ученика
Викентия
и
Лаврентия Римского
. На двух больших картинах по бокам капеллы изображены сцена допроса Валерия и Викентия
императором
Диоклетианом
и сцена прибытия мощей святого Валерия в Сарагосу в 1170 году.
Капелла
Девы Марии Снежной
была подготовлена донной Анной Манрике, графиней Пуньонростро (
исп.
doña Ana Manrique, condesa de Puño-en-rostro
), в качестве погребальной капеллы для её брата, архиепископа
, умершего в 1615 году. Настав в позднем готическом стиле впоследствии был дополнен несколькими картинами
, таких как основание
церкви Девы Марии Зимней
на
Эсквилинском холме
в
Риме
или Доминика де Валя.
Святого
Бернарда
, созданная по приказу архиепископа
в качестве семейного пантеона для самого епископа и его матери, донны Анны Гурреа. Центральный алтарь посвященный святому Бернарду был сделан скульптором
. Между алтарём и двумя мавзолеями расположены статуи
королей Арагона
, от
Хуана I
до
Фердинанда Католика
и
Карлоса I
.
Капелла Святого
Бенедикта
была создана архиепископом Эрнандо для своих слуг и открыта 4 августа 1557 году. В 1762 году капелла была отремонтирована по настоянию баронессы
Сангаррен
, от чего изначальный алтарный настав в стиле ренессанс, сделанный
в 1552 году, был утрачен. В настоящее время настав капеллы святого Бенедика практически не имеет декоративных элементов, как было в самых первых капеллах собора.
Капелла Святого
Марка
была преобразована в начале XVIII века в памятник
Великого четверга
. Настав в стиле чурригереско, созданный в 1711 году, изображает сцены из книги «
», содержит бюсты
Иоанна Евангелиста
и Девы Марии, венчает всё образ Бог Отца. В связи с преобразованием сам алтарь был удалён, а памятник скрыт занавеской.
Рождества Христова
. Основана 27 июля 1584 года
идальго
Херонимо Феррером Сердань, как семейный пантеон. После его смерти работу над капеллой продолжила его жена, Анна Клаверо. Нижняя часть стен капеллы покрыта
изразцами
из
. Роспись настава сделана
и
.
Святых
. Была основана в 1643 году арагонским инквизитором доном Матео Вирта де Вера, намеревавшимся устроить в капелле семейный пантеон. Работы проводились до 1644 года. С течением времени капелла была унаследована
, а затем
герцогами Вильяэрмоса
, которые использовали капеллу для тех же целей. Картины и роспись выполнены
Хуаном Гальваном
.
Святого
Иакова
, перестроенная архиепископом
под погребальную капеллу. В результате элементы старой капеллы стиля ренессанс были ликвидированы, новая капелла была построена в стиле барокко. Гипсовый портал, установленный на мраморную основу и сделанный в 1700 году, является самым внушительным в соборе. Барочный балдахин на четырёх колоннах напоминает
киворий
Бернини
в
Соборе Святого Петра
. Возвышающейся над ним статуе апостола Иакова приписывают авторство
. Как и первый алтарь (который сейчас находится в капелле Святого
Августина
), она была изготовлена около 1521 года.