Interested Article - Любимов, Юрий Петрович

Ю́рий Петро́вич Люби́мов ( 17 [30] сентября 1917 , Ярославль 5 октября 2014 , Москва ) — советский и российский театральный режиссёр , актёр, педагог; народный артист Российской Федерации (1992) , лауреат Государственной премии Российской Федерации (1997), Сталинской премии II степени (1952) и премии « Золотая маска » (2000). Участник Советско-финской войны .

Является одним из реформаторов российского театра. Художественный руководитель (1964—1984; 1989—2011) и директор (1990—2011) Московского театра на Таганке .

Биография

Юрий Любимов родился 17 (30) сентября 1917 года в Ярославле .

Отец — Пётр Захарович Любимов, окончил реальное коммерческое училище и был купцом — держал магазин в Охотном ряду в Москве, советская власть сделала его лишенцем ; он прожил 72 года. Мать была учительницей младших классов. Старший брат — Давид .

Дед по матери был цыганом , и много лет спустя Любимов вспоминал: «Меня однажды привели в театр „ Ромэн “. И вот когда они начали свои дела — я весь заходился!» .

В 1922 году семья переехала в Москву.

Когда Юрий Петрович был ребёнком, его родители были арестованы .

В 1924 году Юрий Любимов присутствовал на похоронах Ленина . Потом вспоминал: «Я видел Ленина в гробу» . Ребёнком он видел Станиславского в роли Фамусова во МХАТе, в спектакле « Горе от ума » .

Карьера

В 1934 году был принят в студию при МХАТе втором , на сцене которого в 1935 году сыграл свою первую роль в спектакле «Мольба о жизни» .

В 1936 году МХАТ II был закрыт, и Любимов перевёлся в Театральное училище имени Б. В. Щукина при Театре им. Вахтангова , которое окончил в 1939 году .

Участвовал в Советско-финской войне ; в период с 1941 по 1945 год в составе Ансамбля песни и пляски НКВД был конферансье и одним из ведущих его артистов. Выступал перед бойцами Красной Армии непосредственно на линии фронта .

В 1946 году Любимов был принят в труппу Театра им. Вахтангова . Здесь же в 1959 году он дебютировал как режиссёр, поставив пьесу А. Галича «Много ли человеку надо». С 1953 года преподавал в училище имени Щукина.

В 1963 году силами студентов курса А. А. Орочко поставил спектакль « » по пьесе Бертольта Брехта « Добрый человек из Сычуани », исполнители которого в 1964 году составили ядро труппы нового « Театра драмы и комедии на Таганке ».

Среди лучших постановок — « Жизнь Галилея » Б. Брехта, « Гамлет » У. Шекспира ( 1971 ), «А зори здесь тихие…» по повести Б. Васильева , поэтические представления «Павшие и живые», «Послушайте!», «Товарищ, верь…». «Ю. Любимов в высокой степени наделён чувством композиции. Он умеет статику поэтического эпизода перевести в действие даже там, где, на первый взгляд, действия нет. Он умеет сталкивать на сцене контрасты, остро чувствует эмоциональное состояние зрителя», — писал Давид Самойлов . Бескомпромиссные постановки Любимова получили большую известность не только в СССР, но и во всём мире, а его театр назвали «островом свободы в несвободной стране» . Спектакль по роману Достоевского «Преступление и наказание», показанный в 1983 в Лондоне , был удостоен премии Evening Standard.

Во время спектаклей режиссёр часто сидел в зале и, манипулируя включённым трёхцветным фонариком в руках, делал подсказки актёрам и поддерживал динамику их игры . Об этом вспоминает и наблюдавший это лично режиссёр Евгений Марчелли : «Ходил по балкону с фонариком во время спектакля и подавал знаки артистам. Вот он мигает — значит, давай, качай, поддавай пару!» .

Как режиссёр, Любимов много работал и в оперном театре. Первой постановкой стала опера итальянского авангардиста Луиджи Ноно «Под жарким солнцем любви» в « Ла Скала » в 1975 году. Также поставил оперы « Дон Жуан » В. А. Моцарта , « Саламбо » М. Мусоргского , « Енуфа » Л. Яначека , « Леди Макбет Мценского уезда » Д. Шостаковича , « Пиковая дама » П. Чайковского (в редакции Альфреда Шнитке ), « Любовь к трём апельсинам » С. Прокофьева , « Набукко » Д. Верди и др.

Лишение гражданства и вынужденная эмиграция

В 1980-е годы, после смерти В. С. Высоцкого , обстановка вокруг театра накалилась. Власти хотели полностью запретить спектакль « », посвящённый памяти артиста, но личная встреча Любимова и генерального секретаря ЦК КПСС Ю. В. Андропова помогла решить судьбу спектакля в положительном ключе .

В августе 1983 года Любимов улетел в Лондон, чтобы поставить « Преступление и наказание » Достоевского . В сентябре он дал интервью газете « Times », в котором осуждал советскую цензуру, мешавшую его постановкам. Неделей позже Любимов заявил, что ему угрожали физическим насилием представители советского посольства, в связи с чем он обратился за помощью в британское министерство иностранных дел . Любимов утверждал, что не хочет оставаться на Западе, несмотря на уговоры жены, но отказывался от требований советских чиновников вернуться к работе в Москве и сначала поставил оперу Вагнера « Тристан и Изольда » в Болонье , потом отправился на лечение в Милан, после чего продолжил свою работу в Италии и Англии.

В январе 1984 года Любимов работал в Штутгарте (Западная Германия), готовил постановку в Англии, договорился о постановке « Риголетто » во Флоренции в мае и обсуждал работу для Ла Скала на конец 1984 — начало 1985 года . В феврале 1984 года умер Андропов, оказывавший Юрию Любимову покровительство. А в марте 1984 года Юрия Петровича уволили с должности из-за «отсутствия на работе без уважительной причины», и вместо него художественным руководителем Театра на Таганке был назначен Анатолий Эфрос . Не были разрешены постановки «Живой» и пушкинский « Борис Годунов », а также запрещена дальнейшая постановка «Высоцкого» . А уже 11 июля того же года Указом Президиума Верховного Совета СССР , за подписью Черненко , он был лишён советского гражданства .

Имя Любимова было снято со всех афиш и программ Театра на Таганке , и даже упоминание о нём было поставлено под запрет.

Позже в своих записках к сыну Юрий Любимов напишет :

«1984 г., 16 июля. В этот день, Петя, стал я человеком без гражданства. Пришла итальянская полиция. Сообщила, что звонил советский консул Турина , настойчиво просил позвонить. Сухо, твёрдо довёл до моего сведения Указ о лишении гражданства СССР. Потребовал встречи и сдачи паспорта. Оставлю как сувенир, а потом посмотрим, что будет через год-два. Спросил, кем же вы меня сделали: грузином, таджиком, французом. Я как был русским, так и остался. Совсем распоясались после смерти Андропова . „В России нет Закона, есть столб, а на столбе корона. А. С. Пушкин “. Вот и закончилась двадцатилетняя борьба с обалдевшим советским правительством».

После лишения гражданства он работал в Израиле , США , Англии , Скандинавии , Франции , Италии , Германии . Ставил как драматические, так и оперные спектакли. В том числе, в Ковент-Гардене , Ла Скала и Гранд-опера . Рядом с режиссёром была его жена Каталин Любимова (Кунц), венгерская журналистка и переводчица, и их общий сын Петя. Каталин моложе Ю. П. Любимова на тридцать лет, и их знакомство — случайность. И несмотря на предыдущие «романы», сам Любимов предпочитал говорить только об одной женщине в своей жизни — о Каталин (Кате).

Израиль предоставил Ю. П. Любимову гражданство . Режиссёру доступны знаменитые и лучшие театральные сцены, его постановки пользуются большим успехом.

В вынужденной эмиграции режиссёр провёл долгих семь лет. «Как бродяга мотался по Европе», — скажет он позже. Его спектакль «Преступление и наказание» в Австрии , Англии , США и Италии был удостоен высших театральных премий, по приглашению Ингмара Бергмана в Стокгольмском Королевском драматическом театре он поставил « Пир во время чумы » и « Мастера и Маргариту », а « Бесы » очень долго и успешно гастролировали по всему миру .

Любимов многое сделал для становления творческой личности Высоцкого. В своей книге « » Марина Влади пишет: «Твои отношения с Любимовым углубляются из года в год. Он становится тебе немного отцом, которого у тебя никогда по-настоящему не было. Ты восхищаешься им и побаиваешься его. Он любит тебя, как талантливого сына, с которым, правда, хлопот не оберёшься. Вы дополняете друг друга в работе, и смотреть репетиции становится для меня настоящим наслаждением» . Высоцкий Любимову посвятил несколько песен, в том числе — « », « » и « », с известным рефреном: «Скажи ещё спасибо, что живой!»

Возвращение

Ю. П. Любимов и К. А. Кедров в кабинете Любимова в 2007 году

В мае 1988 года Любимов приехал в Москву . 23 мая 1989 года ему вернули советское гражданство, а его имя вновь появилось на афишах Таганки в качестве художественного руководителя театра. Им были восстановлены запрещённые ранее спектакли «Борис Годунов», « », «Живой». «Любимов в современном мировом театре из живущих ныне режиссёров, быть может, самый крупный», — в 1990 году писала Т. И. Бачелис .

В 1988 году был снят документальный фильм «Частное приглашение» (автор сценария — Михаил Швыдкой , режиссёр — Елена Шаталина) о приезде Любимова по приглашению Театра на Таганке для продолжения репетиций «Бориса Годунова» .

В 1990 году вышел фильм Леонида Филатова « Сукины дети », в основу сюжета которого положены события, связанные с отъездом Любимова из СССР.

В 1992 году Любимов удостоен звания народного артиста Российской Федерации .

После возвращения режиссёра в театр на Таганке в нём вспыхнул острый конфликт, за которым последовал раскол, в результате которого отделилась часть труппы под руководством Николая Губенко . Впоследствии они образовали новый театр — «Содружество актёров Таганки», и разместились в новом здании Театра на Таганке. Любимов вместе с оставшимися актёрами и сотрудниками театра создал новую команду Театра на Таганке и продолжил работу в старом здании на Земляном Валу .

В апреле 1993 года, во время политического кризиса в России поддержал президента РФ Б. Н. Ельцина в его противостоянии с Верховным Советом , приняв участие в пропрезидентской кампании «Да—да—нет—да», приуроченной к референдуму 25 апреля 1993 года .

В 1998 году в Москве по инициативе Любимова была создана некоммерческая организация «Благотворительный фонд развития театрального искусства Ю. П. Любимова» на базе творческих наработок и новаторских идей режиссёра, педагога, актёра Ю. П. Любимова.

2000—2003 годы критика назвала своеобразной Болдинской осенью Любимова, подарившей зрителю «мощное, глубоко личное художественное высказывание режиссёра: шесть спектаклей большого стиля и больших тем» .

Конфликт с актёрами театра и отставка

Любимов — сторонник контрактной системы и жёсткой дисциплины в театре. По его убеждению, качество хорошего режиссёра — беречь талантливых актёров, применять к ним индивидуальный подход; а актёр должен либо выполнять требования режиссёра, либо уходить, не нарушая дисциплину в театре .

7 декабря 2010 года, на вручении премии «Звезда Театрала», Любимов впервые объявил о своём желании уйти в отставку с поста художественного руководителя Театра на Таганке . Своё решение он объяснил конфликтом с .

В июне 2011 года на гастролях в Чехии актёры театра прилюдно потребовали от Любимова отдать им гонорар за сыгранный спектакль. Желание актёров обидело режиссёра и побудило его подать заявление об отставке . 6 июля 2011 года Департамент культуры Москвы сообщил об освобождении Любимова от должности художественного руководителя и директора Театра на Таганке по собственному желанию. Главный режиссёр покинул Театр на Таганке 16 июля , не попрощавшись с актёрами. За ним последовали два актёра театра: Дмитрий Межевич и , а также несколько административных работников .

После этого Любимов сообщил о своих творческих планах: поставить оперу « Кармен » и спектакль « Бесы » .

Новейший период

Юрий Любимов и Марк Захаров на церемонии вручения государственных наград в Кремле, 29 октября 2013
Могила Ю. П. Любимова на Новом Донском кладбище Москвы

В 2012 году 94-летний Любимов в театре им. Вахтангова представил 4-часовую эпическую постановку «Бесов» Фёдора Достоевского , которая, по мнению критиков, в его полувековой режиссёрской карьере открыла новую страницу, а «зрительский интерес остался неизменным» . «Любимов поставил строгий, элегантный и открытый ветру нашего времени спектакль», — написала « Российская газета » .

23 октября 2012 года стало известно, что Любимов находится в московской городской клинической больнице № 23 с сердечным приступом. За медицинской помощью он обратился ещё 12 октября. Тогда он жаловался на одышку, недомогание и боли в сердце . Несмотря на проведённый курс интенсивной терапии, 30 октября режиссёр впал в кому . Вечером 31 октября режиссёр вышел из комы и 26 ноября выписался из больницы после полутора месяцев лечения .

На декабрь 2012 года была запланирована премьера оперы Александра Бородина « Князь Игорь » в Большом театре в постановке Любимова, однако из-за болезни режиссёра дата премьеры была перенесена на июнь 2013 года .

Премьера оперы «Князь Игорь» в постановке Любимова на исторической сцене Большого театра состоялась 8 июня 2013 года. Билеты на все представления были проданы задолго до премьеры, интерес был великий, а зал аплодировал стоя . Как отмечали критики, «виден стиль Любимова: лаконичный, чёткий»: постановка значительно отличается от прежних версий (её назвали «Любимовским князем Игорем»), сокращена на 1,5 часа и совпадает с видением самого Бородина . Чтобы максимально удовлетворить интерес зрителей к спектаклю, 16 июня 2013 года состоялась прямая трансляция «Князя Игоря» на собственном канале ГАБТ на YouTube, а также на телеканалах Mezzo (Франция) и «Культура» (Россия) .

С середины июня 2013 года режиссёр отдыхал, проходил восстановительный курс, давал мастер-классы и готовился к новому оперному проекту в Италии , близ Болоньи , где и отметил своё 96-летие .

20 мая 2014 года в театре « Новая опера » состоялась премьера оперы-буфф « Школа жён » по комедии Мольера , где Любимов стал автором либретто (музыка Владимира Мартынова ). Болезнь помешала осуществить постановку. Спектакль поставил режиссёр Игорь Ушаков по просьбе самого Юрия Петровича .

Последние дни и смерть

2 октября 2014 года режиссёр был срочно госпитализирован в Городскую клиническую больницу им. С. П. Боткина в тяжёлом состоянии с диагнозом « сердечная недостаточность ».

Юрий Петрович Любимов скончался 5 октября 2014 года в 11:40 в Москве, во сне, на 98-м году жизни .

8 октября 2014 года в Театре имени Е. Вахтангова прошла церемония прощания с режиссёром. Похоронен на Донском кладбище Москвы рядом с родственниками.

Личная жизнь

Около 15 лет (1959—1975) [ источник не указан 307 дней ] Любимов состоял в фактическом браке с актрисой Людмилой Целиковской . От предыдущего брака уже имел сына Никиту, который жил отдельно от отца .

В 1978 году женой Любимова стала Каталин (Катарин) Кунц (родилась 20 декабря 1946 года), венгерская журналистка и переводчица. Они познакомились в 1976 году, когда театр на Таганке приехал в Венгрию на гастроли. Затем Каталин приехала в Москву как собственный корреспондент венгерского журнала «Фильм, театр и музыка». Поженились они в Венгрии. В 62 года Юрий Петрович становится отцом — 25 сентября 1979 года в Будапеште родился их сын Пётр .

Творчество

Театр

Театральные роли

МХАТ 2-й
  • 1935 — «Мольба о жизни» Ж. Деваль (реж. И. Берсенев) — Мальчик у Парикмахера (студенческая работа).
Театр имени Е. Б. Вахтангова
  • 1936 — «Принцесса Турандот» К. Гоцци . Постановка Евг. Вахтангова — эпизодическая роль (студенческая работа, ввод в постановку 1922 года);
  • 1936 — «Много шума из ничего» У. Шекспира . Режиссёр И. Рапопорт — Клавдио (дебют, студенческая работа)
  • 1937 — «Человек с ружьём» Н. Погодина . Постановка Р. Симонов Связист (студенческая работа)
  • 1939 — «Принцесса Турандот» К. Гоцци (реж. Евг. Вахтангов, худ. И. Нивинский) — Мудрец (студенческая работа, ввод в постановку 1922 г.);
  • 1939 — «Путь к победе» А. Толстого (реж. Р. Симонов, худ. В. Басов) — Офицер (студенческая работа);
  • 1939 — «Соломенная шляпка» Э. М. Лабиш (реж. А. Тутышкин, худ. С. Юнович) — Феликс (студенческая работа);
  • 1940 — «Мещане» М. Горького (дипломный спектакль, сцена Училища при Театре им. Евг. Вахтангова) — Пекарь (дипломная роль);
  • 1947 — «Молодая гвардия» по А. Фадееву Олег Кошевой ;
  • 1948 — «Все мои сыновья» А. Миллера (реж. А. Ремизова, худ. Н. Акимов) — Крис;
  • 1948 — «Накануне» А. Арбузова по роману И. С. Тургенева (пост. Р. Симонов, реж. А. Габович, худ. В. Дмитриев) — Шубин;
  • 1949 — «Заговор обречённых» Н. Вирты (реж. Р. Симонов, худ. В. Рындин) — Марк Пино;
  • 1950 — «Миссурийский вальс» Н. Погодина (реж. Р. Симонов и И. Рапопорт, худ. В. Рындин) — Робин;
  • 1950 — «Первые радости» по роману К. А. Федина (реж. Б. Захава, худ. И. Федотов) — Кирилл Извеков;
  • 1950 — «Отверженные» инсценировка С. Радзинского романа В. Гюго (реж. А. Ремизова, худ. Н. Акимов) — Анжельрас;
  • 1951 — «Кирилл Извеков» по роману К. А. Федина «Необыкновенное лето» (реж. Б. Захава, худ. В. Рындин) — Кирилл Извеков;
  • 1951 — «Сирано де Бержерак» Э. Ростана (реж. Н. Охлопков, худ. В. Рындин) — Сирано (ввод в постановку 1942 г.);
  • 1951 — « Егор Булычов и другие » А. М. Горького . Постановка Б. Захавы Телятин ;
  • 1952 — «Много шума из ничего» У. Шекспира (реж. И. Рапопорт, худ. В. Рындин, муз. Т. Хренников) — Бенедикт (ввод на новую роль в постановку 1936 г.);
  • 1952 — «Два веронца» У. Шекспира (реж. Е. Симонов, худ. Г. Фёдоров, муз. К. Хачатурян) — Валентин;
  • 1953 — «Раки» С. Михалкова (пост. Р. Симонов, Б. Захава и И. Ильинский, худ. Б. Ефимов) — Жезлов;
  • 1954 — «Чайка» А. П. Чехова (реж. Б. Захава, худ. Г. Мосеев) — Треплев;
  • 1955 — «Человек с ружьём» Н. Погодина (реж. Р. Симонов, худ. В. Дмитриев, новая сценическая версия постановки 1937 г.) — Дымов;
  • 1956 — «Фома Гордеев» инсценировка Р. Симонова романа М. Горького (реж. Р. Симонов, худ. К. Юон) — Молодой мужик;
  • 1956 — «Ромео и Джульетта» У. Шекспира (реж. И. Рапопорт, худ. В. Рындин, муз. Д. Кабалевский) — Ромео;
  • 1957 — «После разлуки» бр. Тур (реж. А. Граве, худ. Н. Акимов) — Раймонд Де Эсперанж;
  • 1957 — «Две сестры» Ф. Кнорре (реж. А. Ремизова, худ. С. Ахвледиани) — Анатолий;
  • 1958 — «Вечная слава» Б. Рымаря (реж. Е. Симонов, худ. С. Ахвледиани) — Грицаенко;
  • 1958 — «Идиот» инсценировка Ю. Олеши романа Ф. М. Достоевского (реж. А. Ремизова, худ. И. Рабинович) — Ганя Иволгин;
  • 1959 — «Большой Кирилл» народная драма И. Сельвинского (реж. Р. Симонов, худ. И. Рабинович, муз. М. Блантер) — Манташёв (ввод в постановку 1957 г.);
  • 1959 — «Маленькие трагедии» А. С. Пушкина . Постановка Е. Симонова Моцарт ;
  • 1959 — «Иркутская история» А. Арбузова . Постановка Е. Симонова — Виктор Бойцов ;
  • 1960 — «Двенадцатый час» А. Арбузова (реж. Р. Симонов, худ. М. Виноградов) — Улыбышев;
  • 1962 — «Алексей Бережной» поэма для театра Е. Симонова (реж. Е. Симонов, худ. Е. Гранат) — Алёшка;
  • 1962 — «История одной семьи» Л. Кручковского (реж. И. Рапопорт, худ. М. Виноградов) — Вилли.
Берлинская академия искусств
  • 1995 — «Горе от ума» А. Грибоедова (театральный проект А. Шипенко, реж. А. Шмидт) — Фамусов .
Театр на Таганке

Режиссёрские работы в театре

Театр имени Е. Б. Вахтангова
Театр на Таганке
Театр « Ла Скала »
«Штатсопер», Бонн , Германия
Другие театры
  • 1974 — «Ярославна» (балет) Б. Тищенко Малый театр оперы и балета
  • 1977 — «Десять дней, которые потрясли мир» по Д. Риду — Гавана , Куба
  • 1978 — «Преступление и наказание» по Ф. Достоевскому — Театр Вигсинхаз, Будапешт , Венгрия
  • 1979 — «Обмен» по Ю. Трифонову — Театр Сиглигети, Сольнок , Венгрия
  • 1981 — « Трёхгрошовая опера » Б. Брехта — Национальный театр, Будапешт, Венгрия
  • 1982 — «Четыре грубияна» Э. Вольф-Феррари — Штатсопер, Мюнхен , Германия
  • 1982 — « Дон Жуан » В. Моцарта — Венгерская Национальная опера, Будапешт, Венгрия
  • 1983 — «Саламбо» М. Мусоргского — Театр Сан Карло, Неаполь , Италия
  • 1983 — « Лулу » А. Берга Театр Реджио, Турин , Италия
  • 1983 — «Преступление и наказание» по Ф. Достоевскому — Театр Лирик, Хаммерсмис, Лондон , Великобритания
  • 1983 — «Тристан и Изольда» Р. Вагнера — Театр Коммунале, Болонья , Италия
  • 1984 — « Риголетто » Дж. Верди Театр Коммунале, Флоренция , Италия
  • 1984 — «Преступление и наказание» по Ф. Достоевскому — Академический театр, Вена , Австрия
  • 1985 — «Бесы» по Ф. Достоевскому — Театр Альмида, Лондон, Великобритания; Театр Европы, Париж, Франция; Арена дель Соле, Болонья, Италия; Пикколо Театр, Милан, Италия. Европейское турне
  • 1985 — «Пир во время чумы» А. Пушкина — Арена дель Соле, Болонья, Италия
  • 1985 — « Фиделио » Л. Бетховена Штатсопер, Штутгарт, Германия
  • 1986 — «Ревизская сказка» по Н. Гоголю — Бургтеатр, Вена, Австрия
  • 1986 — «Мастер и Маргарита» Р. Кунада — Оперный театр, Карлсруэ , Германия
  • 1986 — «Енуфа» Л. Яначека — Оперный театр, Цюрих , Швейцария
  • 1986 — «Саламбо» М. Мусоргского — Гранд Опера , Париж, Франция
  • 1986 — «Закат» И. Бабеля Театр «Габима», Тель-Авив , Израиль
  • 1986 — «Енуфа» Л. Яначека — Ковент-Гарден , Лондон, Великобритания
  • 1986 — «Пир во время чумы» А. Пушкина — Королевский Драматический театр, Стокгольм , Швеция
  • 1987 — «Преступление и наказание» по Ф. Достоевскому — Арена Огейдж, Вашингтон , США
  • 1987 — «Лулу» А. Берга — Лирик-опера, Чикаго , США
  • 1988 — «Тангейзер» Р. Вагнера — Штатсопер, Штутгарт , Германия
  • 1988 — «Добрый человек из Сезуана» Б. Брехта — Театр «Габима», Тель-Авив, Израиль
  • 1988 — «Золото Рейна» Р. Вагнера — Ковент-Гарден, Лондон, Великобритания
  • 1988 — «Мастер и Маргарита» по М. Булгакову — Королевский Драматический театр, Стокгольм, Швеция
  • 1989 — «Гамлет» У. Шекспира — Театр Хэймаркет, Лестер, Великобритания
  • 1990 — « Леди Макбет Мценского уезда » Д. Шостаковича Штатсопер, Гамбург , Германия
  • 1990 — « Пиковая дама » П. Чайковского — Штатсопер, Карлсруэ, Германия
  • 1991 — « Любовь к трём апельсинам » С. Прокофьева Штатсопер, Мюнхен, Германия
  • 1991 — «Подросток» по Ф. Достоевскому — Национальный театр, Хельсинки, Финляндия
  • 1992 — «Комедианты» по А. Островскому — Национальный театр, Хельсинки, Финляндия
  • 1993 — «Живаго» по Б. Пастернаку. Художник А. Шлиппе — Венский фестиваль, Бена, Австрия
  • 1993 — « Чайка » А. Чехова — Театр Дионисия, Афины , Греция
  • 1994 — «Кредиторы» А. Стриндберга — Театр Дионисия, Афины, Греция
  • 1995 — «Медея» Еврипида . Художник Д. Боровский — Театр Мегаро, Афины, Греция
  • 1995 — «Птицы» Аристофана (фрагменты) — Театральный фестиваль в Дельфах, Греция
  • 1995 — « Вишнёвый сад » А. Чехова — Театр Кати Дандулаки, Афины, Греция
  • 1997 — «Пиковая дама» П. Чайковского — Новая опера, Москва
  • 2013 — « Князь Игорь » Александра Бородина Большой театр
  • 2014 — « Школа жён » (по комедии Мольера , музыка В. Мартынова ) — Новая опера

Работы на телевидении

Фильмография

Год Название Роль
1941 ф Цветные киноновеллы принц (новелла «Свинопас»)
1943 ф Дни и ночи Миша Масленников
1945 ф Поединок сотрудник внешнего наблюдения госбезопасности у гостиницы «Москва»
1946 ф Наше сердце Яков, "тень Самохина"
1946 ф Беспокойное хозяйство французский лётчик Лярошель
1946 ф Голубые дороги Веткун
1947 ф Робинзон Крузо Пятница
1948 ф Мичурин переводчик
1948 ф Мальчик с окраины Костя
1948 ф Три встречи Рудников
1949 ф Кубанские казаки Андрей
1951 ф Белинский Алексей Алексеевич Фролов, врач
1951 ф Прощай, Америка! Блейк (корреспондент)
1952 ф Композитор Глинка Даргомыжский
1956 ф На подмостках сцены граф Зефиров
1958 ф Город зажигает огни Алексей Иванович Бойков, фронтовик-капитан, декан факультета института
1958 ф Пётр Петрович Бабурин
1963 ф Каин XVIII первый министр короля Каина XVIII
1970 ф Хуторок в степи Бачей

Озвучивание мультфильмов

Год Название Роль
1951 ф Сердце храбреца Имя персонажа не указано

Документальные фильмы

  • «Юрий Любимов. „Таганка — жизнь моя“ » (« Первый канал », 2007)
  • « С Любимовым не расставайтесь… » («Первый канал», 2012)
  • «Юрий Любимов. „Неоконченное интервью“ » («Первый канал», 2014)
  • «Юрий Любимов. „Человек века“ » («Первый канал», 2017)

Награды

Государственные награды СССР и Российской Федерации:

Другие награды, премии, поощрения и общественное признание:

1960-е
  • Диплом I-ой степени фестиваля «Московская театральная весна» — за спектакль «Добрый человек из Сезуана» ( Москва , 1964)
  • Специальный диплом фестиваля «Московская театральная весна — 1965» — за режиссёрское решение спектакля «Антимиры» (Москва, 1965)
  • Первая премия на Всесоюзном конкурсе — за спектакль «Десять дней, которые потрясли мир» (Москва, 1965)
  • Диплом I-ой степени фестиваля «Московская театральная весна — 1967» — за постановку спектаклей «Жизнь Галилея», «Послушайте!» (Москва, 1967)
1970-е
  • Первая премия на фестивале «Московская театральная весна — 1971» — за спектакль «А зори здесь тихие» . Спектакль выдвинут на соискание Государственной премии СССР (Москва, 1971)
  • Гран-при X Международного театрального фестиваля «БИТЕФ» — за постановку спектакля «Гамлет» У. Шекспира в Театре на Таганке ( Югославия , Белград , 1976)
  • Признан лучшим режиссёром — за постановку спектакля «Преступление и наказание» Ф. Достоевского в Театре Вигсинхаз ( Венгрия , Будапешт , 1978)
1980-е
  • Первая премия II Международного театрального фестиваля «Варшавские театральные встречи» — за спектакли «Добрый человек из Сезуана» Б. Брехта, «А зори здесь тихие» Б. Васильева и «Гамлет» У. Шекспира в Театре на Таганке ( Польша , 1980)
  • Признан лучшим оперным режиссёром — за постановку спектакля «Четыре грубияна» Э. Вольфа-Феррари в театре Штатсопер ( Германия , Мюнхен , 1982)
  • Признан лучшим оперным режиссёром — за постановку спектакля «Лулу» А. Берга в Театре Реджио ( Италия , Турин , 1983)
  • Лауреат премии «Evening Standard Award» в номинации «Best Director» («Лучший режиссёр года») — за постановку спектакля «Преступление и наказание» Ф. Достоевского в лондонском Театре Лирик ( Великобритания , 1983)
  • Признан лучшим режиссёром — за постановку спектакля «Преступление и наказание» Ф. Достоевского в Театре Арена дель Соле ( Италия , Болонья , 1984)
  • Премия Иосифа Кайнца — за постановку спектакля «Преступление и наказание» Ф. Достоевского в венском «Бургтеатре» ( Австрия , 1985)
  • Признан лучшим оперным режиссёром — за постановку спектакля «Енуфа» Л. Яначека в Оперном театре Цюриха ( Швейцария , 1986)
  • Признан лучшим оперным режиссёром — за постановку спектакля «Енуфа» Л. Яначека в Театре Ковент Гарден (Великобритания, Лондон , 1986 год)
  • Признан лучшим режиссёром — за постановку спектакля «Преступление и наказание» Ф. Достоевского в театре «Арена Стейдж» ( США , Вашингтон , 1987)
1990-е
  • Признан лучшим оперным режиссёром — за постановку спектакля «Любовь к трём апельсинам» С. Прокофьева в театре Штатсопер (Германия, Мюнхен, 1991)
  • Приз зрительских симпатий Международного театрального фестиваля в Афинах — за постановку спектакля «Медея» Еврипида в рамках совместного проекта Театра на Таганке и греческого театра «Мегаро» ( Греция , 1995)
  • Признан лучшим оперным режиссёром — за постановку спектакля «Пиковая дама» П. Чайковского в театре Штатсопер ( Германия , Бонн , 1996)
  • Почётная золотая медаль Президента Венгерской Республики (1997)
  • Признан лучшим оперным режиссёром — за постановку спектакля «Набукко» Д. Верди в театре Штатсопер (Германия, Бонн, 1997)
  • орден Святого Константина (1998)
  • Лауреат Почётной премии X международного фестиваля в Стамбуле «За вклад в развитие мирового театра» ( Турция , 1998)
  • Гран-при Международного театрального фестиваля в Бонне — за постановку спектакля «Братья Карамазовы» Ф. Достоевского в Театре на Таганке (Германия, 1998)
  • Лауреат премии «Триумф» за постановку спектакля «Марат и маркиз де Сад» П. Вайса в Театре на Таганке (Москва, 1998)
  • Лауреат Театральной премии «Чайка» в номинации «Патриарх Искусства» (Москва, 1999)
  • Лауреат Царскосельской художественной премии ( Санкт-Петербург , 1999)
  • Лауреат премии международного фестиваля «Балтийский дом» — за постановку спектакля «Марат и маркиз де Сад» П. Вайса в Театре на Таганке (Санкт-Петербург, 1999)
  • Гран-при Международного театрального фестиваля в Греции — за постановку новой редакции спектакля «Добрый человек из Сезуана» Б. Брехта в Театре на Таганке ( Салоники , 1999)
2000-е
  • Лауреат Театральной премии « Золотая Маска » в номинации «За честь и достоинство» (Москва, 2000)
  • Лауреат Российской Национальной премии «Золотой микрофон» (Москва, 2000)
  • Лауреат театральной премии редакции газеты « Московский комсомолец » в номинации «За творческое долголетие» (Москва, 2000)
  • Гран-при Международного театрального фестиваля в Хорватии — за постановку спектакля «Хроники» У. Шекспира в Театре на Таганке ( Загреб , 2000)
  • Звание действительного члена Американской Академии Искусств имени Пушкина ( Нью-Йорк , 2001)
  • Диплом Американской Академии Искусств имени Пушкина за постановку спектакля «Евгений Онегин» А. Пушкина в Театре на Таганке (Нью-Йорк, 2001)
  • Лауреат театральной премии редакции газеты «МК» в номинации «Человек года» (Москва, 2002)
  • орден Заслуг (командорский крест со звездой) — за вклад в развитие венгерской культуры и мирового театра ( Венгрия , 2002)
  • Командор ордена искусств и литературы ( Франция , 2002)
  • Почётная грамота Правительства Москвы — за заслуги в развитии театрального искусства и в связи с 85-летием со дня рождения (Москва, 30 сентября 2002)
  • Великий офицер ордена «Звезда итальянской солидарности» ( Италия , 3 февраля 2003) . Этой высшей наградой Италии, впервые вручённой гражданину Российской Федерации, удостаиваются итальянские и зарубежные деятели культуры за особые заслуги в распространении искусства, литературы и науки между народами
  • орден Креста земли Марии III степени ( Эстония , 3 февраля 2003)
  • Медаль «За труды и Отечество» I степени — за выдающиеся заслуги перед Отечеством (Москва, 2003)
  • Премия Международного Фонда К. С. Станиславского «За выдающийся вклад в развитие мирового театрального искусства» (Москва, 2003)
  • орден Заслуг перед Республикой Польша (Кавалерский Крест) — за выдающиеся заслуги в развитии польско-российского культурного сотрудничества ( Польша , 2004)
  • Командорская степень Королевского ордена Полярной звезды за весомый вклад в развитие сотрудничества в области культуры между Швецией и Российской Федерацией ( Швеция , 2004)
  • Офицерский крест ордена «За заслуги перед Федеративной Республикой Германия» (Германия, 2005)
  • Нагрудный знак «За боевое траление» (Москва, 2005 год)
  • Командорский знак ордена Финского Льва за выдающийся вклад в театральный обмен между Финляндией и Россией ( Финляндия , 2006)
  • орден «За честь и доблесть», Главная Всероссийская Премия «Российский национальный олимп» (Москва, 2006)
  • Ежегодная Международная Премия «Персона года — 2006» в номинации «Персона в культуре» (Москва, 2007)
  • Премия председателя СТД РФ — за выдающийся вклад в мировое театральное искусство (Москва, 2007)
  • орден Восходящего солнца 4 класса (Золотые лучи с розеткой) — за выдающийся вклад в укрепление культурных связей между Россией и Японией ( Япония , 2007)
  • Почётный член Московской Академии Художеств (Москва, 2007)
  • Великий офицер ордена «За заслуги перед Итальянской Республикой» ( Италия , 27 июля 2007)
  • Знак отличия «За заслуги перед Москвой» за заслуги в развитии театрального искусства, большой вклад в культурную жизнь столицы и многолетнюю творческую деятельность (Москва, 18 сентября 2007)
  • Почётная грамота Московской городской Думы — за заслуги перед городским сообществом (19 сентября 2007)
  • Звание «Почётный гражданин Санто-Стефано ди Сессаньо» ( Италия , 2007)
  • Международная премия ЮНЕСКО Золотая медаль Моцарта (Москва, 2007)
  • Золотой знак СТД — за вклад в развитие театрального искусства России (Москва, 2007)
  • Золотая медаль Российской Академии Художеств (Москва, 2007)
  • Лауреат Международного конкурса «ПИЛАР» в номинации «За участие в социально-экономических программах по преобразованию города Москвы, возрождению России» и яркие качества талантливого артиста (Москва, 2007)
  • Общероссийская общественная премия «Национальное величие» и орден «Звезда Великой России» (Москва, 2007)
  • Командорский крест II степени почётного знака «За заслуги перед Австрийской Республикой» ( Австрия , 2007)
  • Почётный гражданин города Будапешта ( Будапешт , 2007)
  • Специальная национальная премия «Кремлёвский Гранд — 2007» (Москва, 2007)
  • орден Преображения Международной лиги стратегического управления, оценки и учёта (Москва, 2007)
  • Международная премия «Стиль Года — 2007» (Москва, 2008)
  • Премия «Звезда Театрала» в номинации «Легенда театра» (Москва, 2008)
  • Лауреат премии имени Людвига Нобеля — за персональные заслуги на ниве служения своему делу (2008)
  • Почётный член Российской академии художеств
2010-е

Память

Памятная монета, номинал 2 рубля, серебро, 2017
  • 21 ноября 2017 года, к столетию со дня рождения Юрия Любимова, была (в серии «Выдающиеся личности России»).
  • Юрию Любимову и его деду, Захару Петровичу Любимову, установлена мемориальная доска в Данилове на доме, где Юрий Петрович провёл свои детские годы.
  • В честь Юрия Любимова назван самолёт авиакомпании «Аэрофлот» Airbus 321, введенный в эксплуатацию в 2016 году.

Примечания

  1. Bibliothèque nationale de France (фр.) : платформа открытых данных — 2011.
  2. Yury Petrovich Lyubimov // (англ.)
  3. Juri Petrowitsch Ljubimow // (нем.) / Hrsg.: Bibliographisches Institut & F. A. Brockhaus ,
  4. Любимов Юрий Петрович // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / под ред. А. М. Прохоров — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия , 1969.
  5. — 1808.
  6. . Дата обращения: 5 октября 2014. 30 августа 2020 года.
  7. . Дата обращения: 5 октября 2014. 6 октября 2014 года.
  8. (недоступная ссылка)
  9. . Дата обращения: 12 октября 2014. 17 октября 2014 года.
  10. . Дата обращения: 16 ноября 2007. 3 декабря 2016 года.
  11. . Дата обращения: 24 февраля 2008. Архивировано из 7 ноября 2016 года.
  12. . Дата обращения: 16 августа 2020. 9 августа 2020 года.
  13. «Эхо Москвы», 10.10.2014. Николай Сванидзе о Юрии Любимове
  14. // Энциклопедия « Кругосвет ».
  15. . Дата обращения: 16 августа 2020. 5 марта 2021 года.
  16. от 3 декабря 2020 на Wayback Machine // «Российская газета», 2012
  17. от 1 октября 2020 на Wayback Machine — Первый канал, 2012
  18. от 7 ноября 2012 на Wayback Machine // газета «Труд», 2012
  19. от 3 октября 2013 на Wayback Machine — Русский портал Эстонии
  20. от 16 апреля 2012 на Wayback Machine // Невское время, № 19, 1660.
  21. Театральный круг. № 3 (12) — 2014. Театр — искусство свободное. С.35—38
  22. . Дата обращения: 16 августа 2020. 25 сентября 2020 года.
  23. R. W. Apple Jr. (1984-03-15). . The New York Times . из оригинала 27 декабря 2019 . Дата обращения: 27 декабря 2019 .
  24. David K. Willis (1984-01-16). . The Christian Science Monitor . из оригинала 27 декабря 2019 . Дата обращения: 27 декабря 2019 .
  25. John Nordheimer (1983-09-14). . The New York Times . из оригинала 27 декабря 2019 . Дата обращения: 27 декабря 2019 .
  26. Dusko Doder (1984-07-27). . The New York Times . из оригинала 27 декабря 2019 . Дата обращения: 27 декабря 2019 .
  27. . Дата обращения: 25 ноября 2012. 13 ноября 2007 года.
  28. [lib.ru/WYSOCKIJ/wladi.txt Марина Влади. Владимир, или Прерванный полёт, 1990]
  29. [lib.ru/WYSOCKIJ/v68.txt Владимир Высоцкий. 1968 год]
  30. [lib.ru/WYSOCKIJ/v77.txt Юрию Петровичу Любимову с любовью в 60 его лет от Владимира Высоцкого // Владимир Высоцкий. 1977 год]
  31. Бачелис Т. Значение формы в искусстве Любимова // Мир искусств. М., 1991. — с. 41.
  32. Эфир Отечества. Создатели и звёзды отечественного телевидения о себе и своей работе. Сборник интервью. Книга первая / Составитель В. Т. Третьяков . — М. : Алгоритм, 2010. — С. 280—320. — ISBN 978-5-9265-0741-3 .
  33. от 14 мая 2022 на Wayback Machine // Газета «Коммерсантъ» № 75 от 23.04.1993
  34. Максим Артемьев. . Forbes.ru (3 декабря 2008). Дата обращения: 14 августа 2019. 14 августа 2019 года.
  35. . Фонд им.Ю.П. Любимова. Дата обращения: 28 марта 2017. 20 августа 2021 года.
  36. Мальцева О. Н. Любимов. Таганка. Век 21. — М., 2004, — с. 108.
  37. от 18 марта 2013 на Wayback Machine // «Театрал», Ирина Решёткина, январь 2012 г.
  38. . Дата обращения: 9 декабря 2010. Архивировано из 9 марта 2011 года.
  39. . Дата обращения: 6 июля 2011. 9 июля 2011 года.
  40. . Дата обращения: 16 августа 2020. 25 сентября 2020 года.
  41. . Дата обращения: 29 июля 2012. 10 декабря 2013 года.
  42. . Дата обращения: 23 октября 2012. 6 октября 2014 года.
  43. . Дата обращения: 16 августа 2020. 22 сентября 2020 года.
  44. . Дата обращения: 16 августа 2020. 30 марта 2019 года.
  45. . Дата обращения: 16 августа 2020. 18 марта 2017 года.
  46. . Дата обращения: 16 августа 2020. 27 сентября 2020 года.
  47. . Дата обращения: 16 августа 2020. 19 сентября 2020 года.
  48. . Дата обращения: 16 августа 2020. 25 ноября 2020 года.
  49. . Дата обращения: 16 августа 2020. 26 сентября 2020 года.
  50. . Дата обращения: 16 августа 2020. 29 ноября 2016 года.
  51. . NEWSru (30 сентября 2013). Дата обращения: 4 декабря 2013. 7 декабря 2013 года.
  52. Дата обращения: 20 декабря 2012. 5 декабря 2012 года.
  53. . Дата обращения: 15 января 2017. Архивировано из 28 ноября 2016 года.
  54. . Дата обращения: 5 октября 2014. 6 октября 2014 года.
  55. . Дата обращения: 7 октября 2014. 7 октября 2014 года.
  56. Интервью с Каталиной Кунц // «Караван историй», август 1999
  57. . Дата обращения: 30 апреля 2014. Архивировано из 2 мая 2014 года.
  58. . Дата обращения: 30 апреля 2014. Архивировано из 2 мая 2014 года.
  59. Источник: Смелянский А. М. . — М. : Артист. Режиссёр. Театр, 1999. — С. 322—326. — 351 с. — ISBN 5-87334-038-2 . 22 февраля 2020 года.
  60. . www.1tv.com . Первый канал (30 сентября 2007). Дата обращения: 30 сентября 2021. 30 сентября 2021 года.
  61. . www.1tv.com . Первый канал (30 сентября 2012). Дата обращения: 30 сентября 2021. 30 сентября 2021 года.
  62. . www.1tv.ru . Первый канал (8 октября 2014). Дата обращения: 30 сентября 2021. 30 сентября 2021 года.
  63. . www.1tv.com . Первый канал (2017). Дата обращения: 30 сентября 2021. 30 сентября 2021 года.
  64. . www.1tv.ru . Первый канал (30 сентября 2017). Дата обращения: 30 сентября 2021. 30 сентября 2021 года.
  65. Дата обращения: 5 октября 2014. Архивировано из 6 октября 2014 года.
  66. . Дата обращения: 5 октября 2014. Архивировано из 20 октября 2013 года.
  67. Дата обращения: 5 октября 2014. Архивировано из 6 октября 2014 года.
  68. . Дата обращения: 28 сентября 2007. Архивировано из 11 октября 2007 года.
  69. 19 февраля 2014 года.
  70. . Дата обращения: 10 июля 2009. Архивировано из 23 июля 2014 года.
  71. от 30 марта 2012 на Wayback Machine (итал.)
  72. . Дата обращения: 5 апреля 2019. 27 ноября 2019 года.
  73. . Дата обращения: 8 июля 2010. Архивировано из 13 марта 2009 года.
  74. . Дата обращения: 5 июня 2023. 5 июня 2023 года.
  75. Дата обращения: 26 апреля 2016. Архивировано из 28 ноября 2016 года.
  76. . Дата обращения: 26 апреля 2016. Архивировано из 28 ноября 2016 года.
  77. . Дата обращения: 17 августа 2010. Архивировано из 28 января 2012 года.

Литература

  • Мальцева О. Н. . — СПб.: Российский институт истории искусств, 1999. — 271 с.
  • Смелянский А. М. . — М.: Артист. Режиссёр. Театр, 1999. — 351 с.

Ссылки

Источник —

Same as Любимов, Юрий Петрович