Interested Article - Любимов, Юрий Петрович
- 2020-05-16
- 2
Ю́рий Петро́вич Люби́мов ( 17 [30] сентября 1917 , Ярославль — 5 октября 2014 , Москва ) — советский и российский театральный режиссёр , актёр, педагог; народный артист Российской Федерации (1992) , лауреат Государственной премии Российской Федерации (1997), Сталинской премии II степени (1952) и премии « Золотая маска » (2000). Участник Советско-финской войны .
Является одним из реформаторов российского театра. Художественный руководитель (1964—1984; 1989—2011) и директор (1990—2011) Московского театра на Таганке .
Биография
Юрий Любимов родился 17 (30) сентября 1917 года в Ярославле .
Отец — Пётр Захарович Любимов, окончил реальное коммерческое училище и был купцом — держал магазин в Охотном ряду в Москве, советская власть сделала его лишенцем ; он прожил 72 года. Мать была учительницей младших классов. Старший брат — Давид .
Дед по матери был цыганом , и много лет спустя Любимов вспоминал: «Меня однажды привели в театр „ Ромэн “. И вот когда они начали свои дела — я весь заходился!» .
В 1922 году семья переехала в Москву.
Когда Юрий Петрович был ребёнком, его родители были арестованы .
В 1924 году Юрий Любимов присутствовал на похоронах Ленина . Потом вспоминал: «Я видел Ленина в гробу» . Ребёнком он видел Станиславского в роли Фамусова во МХАТе, в спектакле « Горе от ума » .
Карьера
В 1934 году был принят в студию при МХАТе втором , на сцене которого в 1935 году сыграл свою первую роль в спектакле «Мольба о жизни» .
В 1936 году МХАТ II был закрыт, и Любимов перевёлся в Театральное училище имени Б. В. Щукина при Театре им. Вахтангова , которое окончил в 1939 году .
Участвовал в Советско-финской войне ; в период с 1941 по 1945 год в составе Ансамбля песни и пляски НКВД был конферансье и одним из ведущих его артистов. Выступал перед бойцами Красной Армии непосредственно на линии фронта .
В 1946 году Любимов был принят в труппу Театра им. Вахтангова . Здесь же в 1959 году он дебютировал как режиссёр, поставив пьесу А. Галича «Много ли человеку надо». С 1953 года преподавал в училище имени Щукина.
В 1963 году силами студентов курса А. А. Орочко поставил спектакль « » по пьесе Бертольта Брехта « Добрый человек из Сычуани », исполнители которого в 1964 году составили ядро труппы нового « Театра драмы и комедии на Таганке ».
Среди лучших постановок — « Жизнь Галилея » Б. Брехта, « Гамлет » У. Шекспира ( 1971 ), «А зори здесь тихие…» по повести Б. Васильева , поэтические представления «Павшие и живые», «Послушайте!», «Товарищ, верь…». «Ю. Любимов в высокой степени наделён чувством композиции. Он умеет статику поэтического эпизода перевести в действие даже там, где, на первый взгляд, действия нет. Он умеет сталкивать на сцене контрасты, остро чувствует эмоциональное состояние зрителя», — писал Давид Самойлов . Бескомпромиссные постановки Любимова получили большую известность не только в СССР, но и во всём мире, а его театр назвали «островом свободы в несвободной стране» . Спектакль по роману Достоевского «Преступление и наказание», показанный в 1983 в Лондоне , был удостоен премии Evening Standard.
Во время спектаклей режиссёр часто сидел в зале и, манипулируя включённым трёхцветным фонариком в руках, делал подсказки актёрам и поддерживал динамику их игры . Об этом вспоминает и наблюдавший это лично режиссёр Евгений Марчелли : «Ходил по балкону с фонариком во время спектакля и подавал знаки артистам. Вот он мигает — значит, давай, качай, поддавай пару!» .
Как режиссёр, Любимов много работал и в оперном театре. Первой постановкой стала опера итальянского авангардиста Луиджи Ноно «Под жарким солнцем любви» в « Ла Скала » в 1975 году. Также поставил оперы « Дон Жуан » В. А. Моцарта , « Саламбо » М. Мусоргского , « Енуфа » Л. Яначека , « Леди Макбет Мценского уезда » Д. Шостаковича , « Пиковая дама » П. Чайковского (в редакции Альфреда Шнитке ), « Любовь к трём апельсинам » С. Прокофьева , « Набукко » Д. Верди и др.
Лишение гражданства и вынужденная эмиграция
В 1980-е годы, после смерти В. С. Высоцкого , обстановка вокруг театра накалилась. Власти хотели полностью запретить спектакль « », посвящённый памяти артиста, но личная встреча Любимова и генерального секретаря ЦК КПСС Ю. В. Андропова помогла решить судьбу спектакля в положительном ключе .
В августе 1983 года Любимов улетел в Лондон, чтобы поставить « Преступление и наказание » Достоевского . В сентябре он дал интервью газете « Times », в котором осуждал советскую цензуру, мешавшую его постановкам. Неделей позже Любимов заявил, что ему угрожали физическим насилием представители советского посольства, в связи с чем он обратился за помощью в британское министерство иностранных дел . Любимов утверждал, что не хочет оставаться на Западе, несмотря на уговоры жены, но отказывался от требований советских чиновников вернуться к работе в Москве и сначала поставил оперу Вагнера « Тристан и Изольда » в Болонье , потом отправился на лечение в Милан, после чего продолжил свою работу в Италии и Англии.
В январе 1984 года Любимов работал в Штутгарте (Западная Германия), готовил постановку в Англии, договорился о постановке « Риголетто » во Флоренции в мае и обсуждал работу для Ла Скала на конец 1984 — начало 1985 года . В феврале 1984 года умер Андропов, оказывавший Юрию Любимову покровительство. А в марте 1984 года Юрия Петровича уволили с должности из-за «отсутствия на работе без уважительной причины», и вместо него художественным руководителем Театра на Таганке был назначен Анатолий Эфрос . Не были разрешены постановки «Живой» и пушкинский « Борис Годунов », а также запрещена дальнейшая постановка «Высоцкого» . А уже 11 июля того же года Указом Президиума Верховного Совета СССР , за подписью Черненко , он был лишён советского гражданства .
Имя Любимова было снято со всех афиш и программ Театра на Таганке , и даже упоминание о нём было поставлено под запрет.
Позже в своих записках к сыну Юрий Любимов напишет :
«1984 г., 16 июля. В этот день, Петя, стал я человеком без гражданства. Пришла итальянская полиция. Сообщила, что звонил советский консул Турина , настойчиво просил позвонить. Сухо, твёрдо довёл до моего сведения Указ о лишении гражданства СССР. Потребовал встречи и сдачи паспорта. Оставлю как сувенир, а потом посмотрим, что будет через год-два. Спросил, кем же вы меня сделали: грузином, таджиком, французом. Я как был русским, так и остался. Совсем распоясались после смерти Андропова . „В России нет Закона, есть столб, а на столбе корона. А. С. Пушкин “. Вот и закончилась двадцатилетняя борьба с обалдевшим советским правительством».
После лишения гражданства он работал в Израиле , США , Англии , Скандинавии , Франции , Италии , Германии . Ставил как драматические, так и оперные спектакли. В том числе, в Ковент-Гардене , Ла Скала и Гранд-опера . Рядом с режиссёром была его жена Каталин Любимова (Кунц), венгерская журналистка и переводчица, и их общий сын Петя. Каталин моложе Ю. П. Любимова на тридцать лет, и их знакомство — случайность. И несмотря на предыдущие «романы», сам Любимов предпочитал говорить только об одной женщине в своей жизни — о Каталин (Кате).
Израиль предоставил Ю. П. Любимову гражданство . Режиссёру доступны знаменитые и лучшие театральные сцены, его постановки пользуются большим успехом.
В вынужденной эмиграции режиссёр провёл долгих семь лет. «Как бродяга мотался по Европе», — скажет он позже. Его спектакль «Преступление и наказание» в Австрии , Англии , США и Италии был удостоен высших театральных премий, по приглашению Ингмара Бергмана в Стокгольмском Королевском драматическом театре он поставил « Пир во время чумы » и « Мастера и Маргариту », а « Бесы » очень долго и успешно гастролировали по всему миру .
Любимов многое сделал для становления творческой личности Высоцкого. В своей книге « » Марина Влади пишет: «Твои отношения с Любимовым углубляются из года в год. Он становится тебе немного отцом, которого у тебя никогда по-настоящему не было. Ты восхищаешься им и побаиваешься его. Он любит тебя, как талантливого сына, с которым, правда, хлопот не оберёшься. Вы дополняете друг друга в работе, и смотреть репетиции становится для меня настоящим наслаждением» . Высоцкий Любимову посвятил несколько песен, в том числе — « », « » и « », с известным рефреном: «Скажи ещё спасибо, что живой!»
Возвращение
В мае 1988 года Любимов приехал в Москву . 23 мая 1989 года ему вернули советское гражданство, а его имя вновь появилось на афишах Таганки в качестве художественного руководителя театра. Им были восстановлены запрещённые ранее спектакли «Борис Годунов», « », «Живой». «Любимов в современном мировом театре из живущих ныне режиссёров, быть может, самый крупный», — в 1990 году писала Т. И. Бачелис .
В 1988 году был снят документальный фильм «Частное приглашение» (автор сценария — Михаил Швыдкой , режиссёр — Елена Шаталина) о приезде Любимова по приглашению Театра на Таганке для продолжения репетиций «Бориса Годунова» .
В 1990 году вышел фильм Леонида Филатова « Сукины дети », в основу сюжета которого положены события, связанные с отъездом Любимова из СССР.
В 1992 году Любимов удостоен звания народного артиста Российской Федерации .
После возвращения режиссёра в театр на Таганке в нём вспыхнул острый конфликт, за которым последовал раскол, в результате которого отделилась часть труппы под руководством Николая Губенко . Впоследствии они образовали новый театр — «Содружество актёров Таганки», и разместились в новом здании Театра на Таганке. Любимов вместе с оставшимися актёрами и сотрудниками театра создал новую команду Театра на Таганке и продолжил работу в старом здании на Земляном Валу .
В апреле 1993 года, во время политического кризиса в России поддержал президента РФ Б. Н. Ельцина в его противостоянии с Верховным Советом , приняв участие в пропрезидентской кампании «Да—да—нет—да», приуроченной к референдуму 25 апреля 1993 года .
В 1998 году в Москве по инициативе Любимова была создана некоммерческая организация «Благотворительный фонд развития театрального искусства Ю. П. Любимова» на базе творческих наработок и новаторских идей режиссёра, педагога, актёра Ю. П. Любимова.
2000—2003 годы критика назвала своеобразной Болдинской осенью Любимова, подарившей зрителю «мощное, глубоко личное художественное высказывание режиссёра: шесть спектаклей большого стиля и больших тем» .
Конфликт с актёрами театра и отставка
Любимов — сторонник контрактной системы и жёсткой дисциплины в театре. По его убеждению, качество хорошего режиссёра — беречь талантливых актёров, применять к ним индивидуальный подход; а актёр должен либо выполнять требования режиссёра, либо уходить, не нарушая дисциплину в театре .
7 декабря 2010 года, на вручении премии «Звезда Театрала», Любимов впервые объявил о своём желании уйти в отставку с поста художественного руководителя Театра на Таганке . Своё решение он объяснил конфликтом с .
В июне 2011 года на гастролях в Чехии актёры театра прилюдно потребовали от Любимова отдать им гонорар за сыгранный спектакль. Желание актёров обидело режиссёра и побудило его подать заявление об отставке . 6 июля 2011 года Департамент культуры Москвы сообщил об освобождении Любимова от должности художественного руководителя и директора Театра на Таганке по собственному желанию. Главный режиссёр покинул Театр на Таганке 16 июля , не попрощавшись с актёрами. За ним последовали два актёра театра: Дмитрий Межевич и , а также несколько административных работников .
После этого Любимов сообщил о своих творческих планах: поставить оперу « Кармен » и спектакль « Бесы » .
Новейший период
В 2012 году 94-летний Любимов в театре им. Вахтангова представил 4-часовую эпическую постановку «Бесов» Фёдора Достоевского , которая, по мнению критиков, в его полувековой режиссёрской карьере открыла новую страницу, а «зрительский интерес остался неизменным» . «Любимов поставил строгий, элегантный и открытый ветру нашего времени спектакль», — написала « Российская газета » .
23 октября 2012 года стало известно, что Любимов находится в московской городской клинической больнице № 23 с сердечным приступом. За медицинской помощью он обратился ещё 12 октября. Тогда он жаловался на одышку, недомогание и боли в сердце . Несмотря на проведённый курс интенсивной терапии, 30 октября режиссёр впал в кому . Вечером 31 октября режиссёр вышел из комы и 26 ноября выписался из больницы после полутора месяцев лечения .
На декабрь 2012 года была запланирована премьера оперы Александра Бородина « Князь Игорь » в Большом театре в постановке Любимова, однако из-за болезни режиссёра дата премьеры была перенесена на июнь 2013 года .
Премьера оперы «Князь Игорь» в постановке Любимова на исторической сцене Большого театра состоялась 8 июня 2013 года. Билеты на все представления были проданы задолго до премьеры, интерес был великий, а зал аплодировал стоя . Как отмечали критики, «виден стиль Любимова: лаконичный, чёткий»: постановка значительно отличается от прежних версий (её назвали «Любимовским князем Игорем»), сокращена на 1,5 часа и совпадает с видением самого Бородина . Чтобы максимально удовлетворить интерес зрителей к спектаклю, 16 июня 2013 года состоялась прямая трансляция «Князя Игоря» на собственном канале ГАБТ на YouTube, а также на телеканалах Mezzo (Франция) и «Культура» (Россия) .
С середины июня 2013 года режиссёр отдыхал, проходил восстановительный курс, давал мастер-классы и готовился к новому оперному проекту в Италии , близ Болоньи , где и отметил своё 96-летие .
20 мая 2014 года в театре « Новая опера » состоялась премьера оперы-буфф « Школа жён » по комедии Мольера , где Любимов стал автором либретто (музыка Владимира Мартынова ). Болезнь помешала осуществить постановку. Спектакль поставил режиссёр Игорь Ушаков по просьбе самого Юрия Петровича .
Последние дни и смерть
2 октября 2014 года режиссёр был срочно госпитализирован в Городскую клиническую больницу им. С. П. Боткина в тяжёлом состоянии с диагнозом « сердечная недостаточность ».
Юрий Петрович Любимов скончался 5 октября 2014 года в 11:40 в Москве, во сне, на 98-м году жизни .
8 октября 2014 года в Театре имени Е. Вахтангова прошла церемония прощания с режиссёром. Похоронен на Донском кладбище Москвы рядом с родственниками.
Личная жизнь
Около 15 лет (1959—1975) [ источник не указан 307 дней ] Любимов состоял в фактическом браке с актрисой Людмилой Целиковской . От предыдущего брака уже имел сына Никиту, который жил отдельно от отца .
В 1978 году женой Любимова стала Каталин (Катарин) Кунц (родилась 20 декабря 1946 года), венгерская журналистка и переводчица. Они познакомились в 1976 году, когда театр на Таганке приехал в Венгрию на гастроли. Затем Каталин приехала в Москву как собственный корреспондент венгерского журнала «Фильм, театр и музыка». Поженились они в Венгрии. В 62 года Юрий Петрович становится отцом — 25 сентября 1979 года в Будапеште родился их сын Пётр .
Творчество
Театр
Театральные роли
- 1935 — «Мольба о жизни» Ж. Деваль (реж. И. Берсенев) — Мальчик у Парикмахера (студенческая работа).
- 1936 — «Принцесса Турандот» К. Гоцци . Постановка Евг. Вахтангова — эпизодическая роль (студенческая работа, ввод в постановку 1922 года);
- 1936 — «Много шума из ничего» У. Шекспира . Режиссёр И. Рапопорт — Клавдио (дебют, студенческая работа)
- 1937 — «Человек с ружьём» Н. Погодина . Постановка Р. Симонов — Связист (студенческая работа)
- 1939 — «Принцесса Турандот» К. Гоцци (реж. Евг. Вахтангов, худ. И. Нивинский) — Мудрец (студенческая работа, ввод в постановку 1922 г.);
- 1939 — «Путь к победе» А. Толстого (реж. Р. Симонов, худ. В. Басов) — Офицер (студенческая работа);
- 1939 — «Соломенная шляпка» Э. М. Лабиш (реж. А. Тутышкин, худ. С. Юнович) — Феликс (студенческая работа);
- 1940 — «Мещане» М. Горького (дипломный спектакль, сцена Училища при Театре им. Евг. Вахтангова) — Пекарь (дипломная роль);
- 1947 — «Молодая гвардия» по А. Фадееву — Олег Кошевой ;
- 1948 — «Все мои сыновья» А. Миллера (реж. А. Ремизова, худ. Н. Акимов) — Крис;
- 1948 — «Накануне» А. Арбузова по роману И. С. Тургенева (пост. Р. Симонов, реж. А. Габович, худ. В. Дмитриев) — Шубин;
- 1949 — «Заговор обречённых» Н. Вирты (реж. Р. Симонов, худ. В. Рындин) — Марк Пино;
- 1950 — «Миссурийский вальс» Н. Погодина (реж. Р. Симонов и И. Рапопорт, худ. В. Рындин) — Робин;
- 1950 — «Первые радости» по роману К. А. Федина (реж. Б. Захава, худ. И. Федотов) — Кирилл Извеков;
- 1950 — «Отверженные» инсценировка С. Радзинского романа В. Гюго (реж. А. Ремизова, худ. Н. Акимов) — Анжельрас;
- 1951 — «Кирилл Извеков» по роману К. А. Федина «Необыкновенное лето» (реж. Б. Захава, худ. В. Рындин) — Кирилл Извеков;
- 1951 — «Сирано де Бержерак» Э. Ростана (реж. Н. Охлопков, худ. В. Рындин) — Сирано (ввод в постановку 1942 г.);
- 1951 — « Егор Булычов и другие » А. М. Горького . Постановка Б. Захавы — Телятин ;
- 1952 — «Много шума из ничего» У. Шекспира (реж. И. Рапопорт, худ. В. Рындин, муз. Т. Хренников) — Бенедикт (ввод на новую роль в постановку 1936 г.);
- 1952 — «Два веронца» У. Шекспира (реж. Е. Симонов, худ. Г. Фёдоров, муз. К. Хачатурян) — Валентин;
- 1953 — «Раки» С. Михалкова (пост. Р. Симонов, Б. Захава и И. Ильинский, худ. Б. Ефимов) — Жезлов;
- 1954 — «Чайка» А. П. Чехова (реж. Б. Захава, худ. Г. Мосеев) — Треплев;
- 1955 — «Человек с ружьём» Н. Погодина (реж. Р. Симонов, худ. В. Дмитриев, новая сценическая версия постановки 1937 г.) — Дымов;
- 1956 — «Фома Гордеев» инсценировка Р. Симонова романа М. Горького (реж. Р. Симонов, худ. К. Юон) — Молодой мужик;
- 1956 — «Ромео и Джульетта» У. Шекспира (реж. И. Рапопорт, худ. В. Рындин, муз. Д. Кабалевский) — Ромео;
- 1957 — «После разлуки» бр. Тур (реж. А. Граве, худ. Н. Акимов) — Раймонд Де Эсперанж;
- 1957 — «Две сестры» Ф. Кнорре (реж. А. Ремизова, худ. С. Ахвледиани) — Анатолий;
- 1958 — «Вечная слава» Б. Рымаря (реж. Е. Симонов, худ. С. Ахвледиани) — Грицаенко;
- 1958 — «Идиот» инсценировка Ю. Олеши романа Ф. М. Достоевского (реж. А. Ремизова, худ. И. Рабинович) — Ганя Иволгин;
- 1959 — «Большой Кирилл» народная драма И. Сельвинского (реж. Р. Симонов, худ. И. Рабинович, муз. М. Блантер) — Манташёв (ввод в постановку 1957 г.);
- 1959 — «Маленькие трагедии» А. С. Пушкина . Постановка Е. Симонова — Моцарт ;
- 1959 — «Иркутская история» А. Арбузова . Постановка Е. Симонова — Виктор Бойцов ;
- 1960 — «Двенадцатый час» А. Арбузова (реж. Р. Симонов, худ. М. Виноградов) — Улыбышев;
- 1962 — «Алексей Бережной» поэма для театра Е. Симонова (реж. Е. Симонов, худ. Е. Гранат) — Алёшка;
- 1962 — «История одной семьи» Л. Кручковского (реж. И. Рапопорт, худ. М. Виноградов) — Вилли.
- 1995 — «Горе от ума» А. Грибоедова (театральный проект А. Шипенко, реж. А. Шмидт) — Фамусов .
- 1998 — «Шарашка» по роману А. Солженицына « В круге первом »; режиссёр Ю. Любимов — Сталин , Автор
Режиссёрские работы в театре
- 1964 — « Добрый человек из Сезуана » Б. Брехта . Художник Б. Бланк
- 1964 — « Герой нашего времени » М. Ю. Лермонтова . Художник В. Доррер
- 1965 — «Антимиры» А. Вознесенского . Художник Э. Стенберг
- 1965 — «Десять дней, которые потрясли мир» по Д. Риду . Художник А. Тарасов
- 1965 — «Павшие и живые». Поэтическое представление. Художник Ю. Васильев
- 1966 — « Жизнь Галилея » Б. Брехта. Художник Э. Стенберг
- 1967 — «Послушайте!» по Вл. Маяковскому . Художник Э. Стенберг
- 1967 — «Пугачёв» по С. Есенину . Художник Ю. Васильев
- 1968 — «Живой» Б. Можаева. Художник Д. Боровский . Спектакль был запрещён; премьера состоялась лишь 23 февраля 1989 года.
- 1968 — «Тартюф» Ж.-Б. Мольера . Оформление М. Аникста и С. Бархина
- 1969 — «Мать» по А. М. Горькому . Художник Д. Боровский
- 1969 — «Час пик» Е. Ставинского. Художник Д. Боровский
- 1970 — « Берегите ваши лица » А. Вознесенского. Художник Э. Стенберг
- 1970 — «Что делать?» по Н. Чернышевскому . Художник Д. Боровский
- 1971 — «А зори здесь тихие» Б. Васильева . Художник Д. Боровский
- 1971 — « Гамлет » У. Шекспира . Художник Д. Боровский
- 1972 — «Под кожей статуи Свободы» Е. Евтушенко . Художник Д. Боровский
- 1973 — «Товарищ, верь…» по А. Пушкину . Художник Д. Боровский
- 1973 — «Бенефис» по А. Островскому . Художник Э. Стенберг
- 1974 — «Деревянные кони» Ф. Абрамова . Художник Д. Боровский
- 1975 — «Пристегните ремни!» Г. Бакланова и Ю. Любимова. Художник Д. Боровский.
- 1976 — «Обмен» по Ю. Трифонову . Художник Д. Боровский
- 1977 — « Мастер и Маргарита » по М. Булгакову . Художники М. Аникст, С. Бархин, Д. Боровский, Ю. Васильев, Э. Стенберг
- 1977 — «Перекрёсток» по В. Быкову . Художник Д. Боровский.
- 1978 — «Ревизская сказка» по Н. Гоголю . Художник Э. Кочергин
- 1979 — « Преступление и наказание » по Ф. Достоевскому . Художник Д. Боровский
- 1979 — « Турандот, или Конгресс обелителей » Б. Брехта. Художник Д. Боровский
- 1980 — «Дом на набережной» по Ю. Трифонову. Художник Д. Боровский
- 1981 — « Три сестры » А. Чехова . Декорации Ю. Кононенко
- 1981 — «Владимир Высоцкий», поэтическое представление. Художник Д. Боровский (запрещён; выпущен в 1988 году)
- 1982 — « Борис Годунов » А. Пушкина (запрещён; выпущен в 1988 году)
- 1989 — «Пир во время чумы» А. Пушкина. Художник Д. Боровский. Художник по костюмам С. Бейдерман
- 1989 — «Дочь, отец и гитарист» Б. Окуджавы (пантомима с песнями). Художник Д. Боровский
- 1990 — « Самоубийца » Н. Эрдмана . Художник Д. Боровский
- 1992 — «Электра» Софокла . Художник Д. Боровский
- 1993 — « Живаго » по Б. Пастернаку . Художник А. Шлиппе
- 1995 — «Медея» Еврипида . Художник Д. Боровский
- 1996 — «Подросток» по Ф. Достоевскому. Художник А. Шлиппе
- 1997 — « Братья Карамазовы (Скотопригоньевск)» по Ф. Достоевскому. Художник В. Карашевский.
- 1998 — «Марат и Маркиз де Сад» П. Вайса . Художник В. Бойер
- 1998 — «Шарашка» (главы романа А. И. Солженицына « В круге первом »). Художник Д. Боровский
- 2000 — «Евгений Онегин», роман в стихах по А. С. Пушкину
- 2000 — «Театральный роман», ироническое повествование вне жанра по мотивам романа М. Булгакова
- 2000 — «Хроники», свободная композиция и постановка Юрия Любимова по У. Шекспиру
- 2001 — «Сократ/Оракул», мистерия К. Кедрова и Ю. Любимова. Премьера состоялась в Афинах , у Парфенона
- 2002 — «Фауст», свободная композиция в музыкальных и пластических этюдах по И. Гёте
- 2004 — «До и после», бриколаж по стихам поэтов Серебряного века.
- 2004 — «Идите и остановите прогресс» (обэриуты), по произведениям А. Введенского, Д. Хармса, Н. Заболоцкого, А. Кручёных, Н. Олейникова.
- 2005 — «Суф(ф)ле», свободная фантазия на тему произведений Ф. Ницше , Ф. Кафки , С. Беккета , Д. Джойса
- 2006 — «Антигона» Софокла
- 2007 — «Горе от ума — Горе уму — Горе ума» по А. Грибоедову . Выставка рисунков Рустама Хамдамова.
- 2008 — «Замок» по Ф. Кафке .
- 2009 — «Сказки» по произведениям Х. К. Андерсена , О. Уайльда и Ч. Диккенса
- 2009 — «Арабески» по Н. Гоголю .
- 2010 — «Мёд» по Тонино Гуэрре .
- 2011 — «Маска и Душа» по рассказам раннего Чехова, повести «Степь» и фрагментам поэмы Д. Байрона «Каин».
- Театр « Ла Скала »
- 1975 — «Под жарким солнцем любви» Л. Ноно
- 1979 — « Борис Годунов » М. Мусоргского
- 1981 — «Хованщина» М. Мусоргского
- 1985 — « Страсти по Матфею » И. С. Баха
- «Штатсопер», Бонн , Германия
- 1987 — « Евгений Онегин » П. Чайковского
- 1993 — « Енуфа » Л. Яначека
- 1996 — « Пиковая дама » П. Чайковского
- 1997 — «Набукко» Дж. Верди
- Другие театры
- 1974 — «Ярославна» (балет) Б. Тищенко — Малый театр оперы и балета
- 1977 — «Десять дней, которые потрясли мир» по Д. Риду — Гавана , Куба
- 1978 — «Преступление и наказание» по Ф. Достоевскому — Театр Вигсинхаз, Будапешт , Венгрия
- 1979 — «Обмен» по Ю. Трифонову — Театр Сиглигети, Сольнок , Венгрия
- 1981 — « Трёхгрошовая опера » Б. Брехта — Национальный театр, Будапешт, Венгрия
- 1982 — «Четыре грубияна» Э. Вольф-Феррари — Штатсопер, Мюнхен , Германия
- 1982 — « Дон Жуан » В. Моцарта — Венгерская Национальная опера, Будапешт, Венгрия
- 1983 — «Саламбо» М. Мусоргского — Театр Сан Карло, Неаполь , Италия
- 1983 — « Лулу » А. Берга — Театр Реджио, Турин , Италия
- 1983 — «Преступление и наказание» по Ф. Достоевскому — Театр Лирик, Хаммерсмис, Лондон , Великобритания
- 1983 — «Тристан и Изольда» Р. Вагнера — Театр Коммунале, Болонья , Италия
- 1984 — « Риголетто » Дж. Верди — Театр Коммунале, Флоренция , Италия
- 1984 — «Преступление и наказание» по Ф. Достоевскому — Академический театр, Вена , Австрия
- 1985 — «Бесы» по Ф. Достоевскому — Театр Альмида, Лондон, Великобритания; Театр Европы, Париж, Франция; Арена дель Соле, Болонья, Италия; Пикколо Театр, Милан, Италия. Европейское турне
- 1985 — «Пир во время чумы» А. Пушкина — Арена дель Соле, Болонья, Италия
- 1985 — « Фиделио » Л. Бетховена — Штатсопер, Штутгарт, Германия
- 1986 — «Ревизская сказка» по Н. Гоголю — Бургтеатр, Вена, Австрия
- 1986 — «Мастер и Маргарита» Р. Кунада — Оперный театр, Карлсруэ , Германия
- 1986 — «Енуфа» Л. Яначека — Оперный театр, Цюрих , Швейцария
- 1986 — «Саламбо» М. Мусоргского — Гранд Опера , Париж, Франция
- 1986 — «Закат» И. Бабеля — Театр «Габима», Тель-Авив , Израиль
- 1986 — «Енуфа» Л. Яначека — Ковент-Гарден , Лондон, Великобритания
- 1986 — «Пир во время чумы» А. Пушкина — Королевский Драматический театр, Стокгольм , Швеция
- 1987 — «Преступление и наказание» по Ф. Достоевскому — Арена Огейдж, Вашингтон , США
- 1987 — «Лулу» А. Берга — Лирик-опера, Чикаго , США
- 1988 — «Тангейзер» Р. Вагнера — Штатсопер, Штутгарт , Германия
- 1988 — «Добрый человек из Сезуана» Б. Брехта — Театр «Габима», Тель-Авив, Израиль
- 1988 — «Золото Рейна» Р. Вагнера — Ковент-Гарден, Лондон, Великобритания
- 1988 — «Мастер и Маргарита» по М. Булгакову — Королевский Драматический театр, Стокгольм, Швеция
- 1989 — «Гамлет» У. Шекспира — Театр Хэймаркет, Лестер, Великобритания
- 1990 — « Леди Макбет Мценского уезда » Д. Шостаковича — Штатсопер, Гамбург , Германия
- 1990 — « Пиковая дама » П. Чайковского — Штатсопер, Карлсруэ, Германия
- 1991 — « Любовь к трём апельсинам » С. Прокофьева — Штатсопер, Мюнхен, Германия
- 1991 — «Подросток» по Ф. Достоевскому — Национальный театр, Хельсинки, Финляндия
- 1992 — «Комедианты» по А. Островскому — Национальный театр, Хельсинки, Финляндия
- 1993 — «Живаго» по Б. Пастернаку. Художник А. Шлиппе — Венский фестиваль, Бена, Австрия
- 1993 — « Чайка » А. Чехова — Театр Дионисия, Афины , Греция
- 1994 — «Кредиторы» А. Стриндберга — Театр Дионисия, Афины, Греция
- 1995 — «Медея» Еврипида . Художник Д. Боровский — Театр Мегаро, Афины, Греция
- 1995 — «Птицы» Аристофана (фрагменты) — Театральный фестиваль в Дельфах, Греция
- 1995 — « Вишнёвый сад » А. Чехова — Театр Кати Дандулаки, Афины, Греция
- 1997 — «Пиковая дама» П. Чайковского — Новая опера, Москва
- 2013 — « Князь Игорь » Александра Бородина — Большой театр
- 2014 — « Школа жён » (по комедии Мольера , музыка В. Мартынова ) — Новая опера
Работы на телевидении
- 1955 — « Много шума из ничего » У. Шекспира (телеспектакль) — Бенедикт
- 1973 — « Всего несколько слов в честь господина де Мольера » по М. Булгакову; режиссёр А. Эфрос (телеспектакль) — Мольер и Сганарель
Фильмография
Год | Название | Роль | |
---|---|---|---|
1941 | ф | Цветные киноновеллы | принц (новелла «Свинопас») |
1943 | ф | Дни и ночи | Миша Масленников |
1945 | ф | Поединок | сотрудник внешнего наблюдения госбезопасности у гостиницы «Москва» |
1946 | ф | Наше сердце | Яков, "тень Самохина" |
1946 | ф | Беспокойное хозяйство | французский лётчик Лярошель |
1946 | ф | Голубые дороги | Веткун |
1947 | ф | Робинзон Крузо | Пятница |
1948 | ф | Мичурин | переводчик |
1948 | ф | Мальчик с окраины | Костя |
1948 | ф | Три встречи | Рудников |
1949 | ф | Кубанские казаки | Андрей |
1951 | ф | Белинский | Алексей Алексеевич Фролов, врач |
1951 | ф | Прощай, Америка! | Блейк (корреспондент) |
1952 | ф | Композитор Глинка | Даргомыжский |
1956 | ф | На подмостках сцены | граф Зефиров |
1958 | ф | Город зажигает огни | Алексей Иванович Бойков, фронтовик-капитан, декан факультета института |
1958 | ф | Пётр Петрович Бабурин | |
1963 | ф | Каин XVIII | первый министр короля Каина XVIII |
1970 | ф | Хуторок в степи | Бачей |
Озвучивание мультфильмов
Год | Название | Роль | |
---|---|---|---|
1951 | ф | Сердце храбреца | Имя персонажа не указано |
Документальные фильмы
- «Юрий Любимов. „Таганка — жизнь моя“ » (« Первый канал », 2007)
- « С Любимовым не расставайтесь… » («Первый канал», 2012)
- «Юрий Любимов. „Неоконченное интервью“ » («Первый канал», 2014)
- «Юрий Любимов. „Человек века“ » («Первый канал», 2017)
Награды
Государственные награды СССР и Российской Федерации:
- Медаль «За оборону Ленинграда» (1943)
- Медаль «За оборону Москвы» (1944)
- Медаль «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1945)
- Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (1946)
- Медаль «В память 800-летия Москвы» (1947)
- Сталинская премия второй степени (1952) — за роль Тятина в спектакле « Егор Булычов и другие » М. Горького ( Театр имени Е. Б. Вахтангова )
- Заслуженный артист РСФСР (июль 1954)
- орден Трудового Красного Знамени (1977)
- Народный артист Российской Федерации (28 сентября 1992) — за большие заслуги в области театрального искусства
- Юбилейная медаль «50 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (1995)
- Медаль Жукова (1996)
- Государственная премия Российской Федерации в области литературы и искусства 1996 года (29 мая 1997) — за создание новаторского театрального направления на основе традиций Евг. Вахтангова, Вс. Мейерхольда, Б. Брехта
- орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (16 сентября 1997) — за большой личный вклад в развитие театрального искусства
- орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (25 сентября 2007) — за выдающийся вклад в развитие театрального искусства и многолетнюю творческую деятельность
- орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (29 июня 2013) — за большой вклад в развитие отечественного театрального искусства и многолетнюю творческую деятельность
Другие награды, премии, поощрения и общественное признание:
- 1960-е
- Диплом I-ой степени фестиваля «Московская театральная весна» — за спектакль «Добрый человек из Сезуана» ( Москва , 1964)
- Специальный диплом фестиваля «Московская театральная весна — 1965» — за режиссёрское решение спектакля «Антимиры» (Москва, 1965)
- Первая премия на Всесоюзном конкурсе — за спектакль «Десять дней, которые потрясли мир» (Москва, 1965)
- Диплом I-ой степени фестиваля «Московская театральная весна — 1967» — за постановку спектаклей «Жизнь Галилея», «Послушайте!» (Москва, 1967)
- 1970-е
- Первая премия на фестивале «Московская театральная весна — 1971» — за спектакль «А зори здесь тихие» . Спектакль выдвинут на соискание Государственной премии СССР (Москва, 1971)
- Гран-при X Международного театрального фестиваля «БИТЕФ» — за постановку спектакля «Гамлет» У. Шекспира в Театре на Таганке ( Югославия , Белград , 1976)
- Признан лучшим режиссёром — за постановку спектакля «Преступление и наказание» Ф. Достоевского в Театре Вигсинхаз ( Венгрия , Будапешт , 1978)
- 1980-е
- Первая премия II Международного театрального фестиваля «Варшавские театральные встречи» — за спектакли «Добрый человек из Сезуана» Б. Брехта, «А зори здесь тихие» Б. Васильева и «Гамлет» У. Шекспира в Театре на Таганке ( Польша , 1980)
- Признан лучшим оперным режиссёром — за постановку спектакля «Четыре грубияна» Э. Вольфа-Феррари в театре Штатсопер ( Германия , Мюнхен , 1982)
- Признан лучшим оперным режиссёром — за постановку спектакля «Лулу» А. Берга в Театре Реджио ( Италия , Турин , 1983)
- Лауреат премии «Evening Standard Award» в номинации «Best Director» («Лучший режиссёр года») — за постановку спектакля «Преступление и наказание» Ф. Достоевского в лондонском Театре Лирик ( Великобритания , 1983)
- Признан лучшим режиссёром — за постановку спектакля «Преступление и наказание» Ф. Достоевского в Театре Арена дель Соле ( Италия , Болонья , 1984)
- Премия Иосифа Кайнца — за постановку спектакля «Преступление и наказание» Ф. Достоевского в венском «Бургтеатре» ( Австрия , 1985)
- Признан лучшим оперным режиссёром — за постановку спектакля «Енуфа» Л. Яначека в Оперном театре Цюриха ( Швейцария , 1986)
- Признан лучшим оперным режиссёром — за постановку спектакля «Енуфа» Л. Яначека в Театре Ковент Гарден (Великобритания, Лондон , 1986 год)
- Признан лучшим режиссёром — за постановку спектакля «Преступление и наказание» Ф. Достоевского в театре «Арена Стейдж» ( США , Вашингтон , 1987)
- 1990-е
- Признан лучшим оперным режиссёром — за постановку спектакля «Любовь к трём апельсинам» С. Прокофьева в театре Штатсопер (Германия, Мюнхен, 1991)
- Приз зрительских симпатий Международного театрального фестиваля в Афинах — за постановку спектакля «Медея» Еврипида в рамках совместного проекта Театра на Таганке и греческого театра «Мегаро» ( Греция , 1995)
- Признан лучшим оперным режиссёром — за постановку спектакля «Пиковая дама» П. Чайковского в театре Штатсопер ( Германия , Бонн , 1996)
- Почётная золотая медаль Президента Венгерской Республики (1997)
- Признан лучшим оперным режиссёром — за постановку спектакля «Набукко» Д. Верди в театре Штатсопер (Германия, Бонн, 1997)
- орден Святого Константина (1998)
- Лауреат Почётной премии X международного фестиваля в Стамбуле «За вклад в развитие мирового театра» ( Турция , 1998)
- Гран-при Международного театрального фестиваля в Бонне — за постановку спектакля «Братья Карамазовы» Ф. Достоевского в Театре на Таганке (Германия, 1998)
- Лауреат премии «Триумф» — за постановку спектакля «Марат и маркиз де Сад» П. Вайса в Театре на Таганке (Москва, 1998)
- Лауреат Театральной премии «Чайка» в номинации «Патриарх Искусства» (Москва, 1999)
- Лауреат Царскосельской художественной премии ( Санкт-Петербург , 1999)
- Лауреат премии международного фестиваля «Балтийский дом» — за постановку спектакля «Марат и маркиз де Сад» П. Вайса в Театре на Таганке (Санкт-Петербург, 1999)
- Гран-при Международного театрального фестиваля в Греции — за постановку новой редакции спектакля «Добрый человек из Сезуана» Б. Брехта в Театре на Таганке ( Салоники , 1999)
- 2000-е
- Лауреат Театральной премии « Золотая Маска » в номинации «За честь и достоинство» (Москва, 2000)
- Лауреат Российской Национальной премии «Золотой микрофон» (Москва, 2000)
- Лауреат театральной премии редакции газеты « Московский комсомолец » в номинации «За творческое долголетие» (Москва, 2000)
- Гран-при Международного театрального фестиваля в Хорватии — за постановку спектакля «Хроники» У. Шекспира в Театре на Таганке ( Загреб , 2000)
- Звание действительного члена Американской Академии Искусств имени Пушкина ( Нью-Йорк , 2001)
- Диплом Американской Академии Искусств имени Пушкина за постановку спектакля «Евгений Онегин» А. Пушкина в Театре на Таганке (Нью-Йорк, 2001)
- Лауреат театральной премии редакции газеты «МК» в номинации «Человек года» (Москва, 2002)
- орден Заслуг (командорский крест со звездой) — за вклад в развитие венгерской культуры и мирового театра ( Венгрия , 2002)
- Командор ордена искусств и литературы ( Франция , 2002)
- Почётная грамота Правительства Москвы — за заслуги в развитии театрального искусства и в связи с 85-летием со дня рождения (Москва, 30 сентября 2002)
- Великий офицер ордена «Звезда итальянской солидарности» ( Италия , 3 февраля 2003) . Этой высшей наградой Италии, впервые вручённой гражданину Российской Федерации, удостаиваются итальянские и зарубежные деятели культуры за особые заслуги в распространении искусства, литературы и науки между народами
- орден Креста земли Марии III степени ( Эстония , 3 февраля 2003)
- Медаль «За труды и Отечество» I степени — за выдающиеся заслуги перед Отечеством (Москва, 2003)
- Премия Международного Фонда К. С. Станиславского «За выдающийся вклад в развитие мирового театрального искусства» (Москва, 2003)
- орден Заслуг перед Республикой Польша (Кавалерский Крест) — за выдающиеся заслуги в развитии польско-российского культурного сотрудничества ( Польша , 2004)
- Командорская степень Королевского ордена Полярной звезды — за весомый вклад в развитие сотрудничества в области культуры между Швецией и Российской Федерацией ( Швеция , 2004)
- Офицерский крест ордена «За заслуги перед Федеративной Республикой Германия» (Германия, 2005)
- Нагрудный знак «За боевое траление» (Москва, 2005 год)
- Командорский знак ордена Финского Льва — за выдающийся вклад в театральный обмен между Финляндией и Россией ( Финляндия , 2006)
- орден «За честь и доблесть», Главная Всероссийская Премия «Российский национальный олимп» (Москва, 2006)
- Ежегодная Международная Премия «Персона года — 2006» в номинации «Персона в культуре» (Москва, 2007)
- Премия председателя СТД РФ — за выдающийся вклад в мировое театральное искусство (Москва, 2007)
- орден Восходящего солнца 4 класса (Золотые лучи с розеткой) — за выдающийся вклад в укрепление культурных связей между Россией и Японией ( Япония , 2007)
- Почётный член Московской Академии Художеств (Москва, 2007)
- Великий офицер ордена «За заслуги перед Итальянской Республикой» ( Италия , 27 июля 2007)
- Знак отличия «За заслуги перед Москвой» — за заслуги в развитии театрального искусства, большой вклад в культурную жизнь столицы и многолетнюю творческую деятельность (Москва, 18 сентября 2007)
- Почётная грамота Московской городской Думы — за заслуги перед городским сообществом (19 сентября 2007)
- Звание «Почётный гражданин Санто-Стефано ди Сессаньо» ( Италия , 2007)
- Международная премия ЮНЕСКО Золотая медаль Моцарта (Москва, 2007)
- Золотой знак СТД — за вклад в развитие театрального искусства России (Москва, 2007)
- Золотая медаль Российской Академии Художеств (Москва, 2007)
- Лауреат Международного конкурса «ПИЛАР» в номинации «За участие в социально-экономических программах по преобразованию города Москвы, возрождению России» и яркие качества талантливого артиста (Москва, 2007)
- Общероссийская общественная премия «Национальное величие» и орден «Звезда Великой России» (Москва, 2007)
- Командорский крест II степени почётного знака «За заслуги перед Австрийской Республикой» ( Австрия , 2007)
- Почётный гражданин города Будапешта ( Будапешт , 2007)
- Специальная национальная премия «Кремлёвский Гранд — 2007» (Москва, 2007)
- орден Преображения Международной лиги стратегического управления, оценки и учёта (Москва, 2007)
- Международная премия «Стиль Года — 2007» (Москва, 2008)
- Премия «Звезда Театрала» в номинации «Легенда театра» (Москва, 2008)
- Лауреат премии имени Людвига Нобеля — за персональные заслуги на ниве служения своему делу (2008)
- Почётный член Российской академии художеств
- 2010-е
- Юбилейная медаль «65 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (2010)
- Памятная медаль, учреждённая Московским Художественным Театром в честь 150-летия со дня рождения А. П. Чехова, «за большой личный вклад в развитие театрального искусства» (Москва, 2010)
- Премия «Звезда Театрала» в номинации «Звёздное притяжение» — за спектакль «Мед» (Москва, 2010)
- Лауреат специальной международной премии «Европа — Театру» (Санкт-Петербург, 2011)
- Мейерхольдовская премия — за новации в театральной сфере (Москва, 2011)
- Лауреат премии имени Н. В. Гоголя в Италии 2011 года ( Рим , 2011)
Память
- 21 ноября 2017 года, к столетию со дня рождения Юрия Любимова, была (в серии «Выдающиеся личности России»).
- Юрию Любимову и его деду, Захару Петровичу Любимову, установлена мемориальная доска в Данилове на доме, где Юрий Петрович провёл свои детские годы.
- В честь Юрия Любимова назван самолёт авиакомпании «Аэрофлот» Airbus 321, введенный в эксплуатацию в 2016 году.
Примечания
- ↑ Bibliothèque nationale de France (фр.) : платформа открытых данных — 2011.
- ↑ Yury Petrovich Lyubimov // (англ.)
- ↑ Juri Petrowitsch Ljubimow // (нем.) / Hrsg.: Bibliographisches Institut & F. A. Brockhaus ,
- ↑ Любимов Юрий Петрович // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / под ред. А. М. Прохоров — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия , 1969.
- ↑ — 1808.
- . Дата обращения: 5 октября 2014. 30 августа 2020 года.
- . Дата обращения: 5 октября 2014. 6 октября 2014 года.
- (недоступная ссылка)
- ↑ . Дата обращения: 12 октября 2014. 17 октября 2014 года.
- . Дата обращения: 16 ноября 2007. 3 декабря 2016 года.
- . Дата обращения: 24 февраля 2008. Архивировано из 7 ноября 2016 года.
- ↑ . Дата обращения: 16 августа 2020. 9 августа 2020 года.
- «Эхо Москвы», 10.10.2014. Николай Сванидзе о Юрии Любимове
- // Энциклопедия « Кругосвет ».
- . Дата обращения: 16 августа 2020. 5 марта 2021 года.
- от 3 декабря 2020 на Wayback Machine // «Российская газета», 2012
- от 1 октября 2020 на Wayback Machine — Первый канал, 2012
- от 7 ноября 2012 на Wayback Machine // газета «Труд», 2012
- от 3 октября 2013 на Wayback Machine — Русский портал Эстонии
- от 16 апреля 2012 на Wayback Machine // Невское время, № 19, 1660.
- Театральный круг. № 3 (12) — 2014. Театр — искусство свободное. С.35—38
- . Дата обращения: 16 августа 2020. 25 сентября 2020 года.
- ↑ R. W. Apple Jr. (1984-03-15). . The New York Times . из оригинала 27 декабря 2019 . Дата обращения: 27 декабря 2019 .
- David K. Willis (1984-01-16). . The Christian Science Monitor . из оригинала 27 декабря 2019 . Дата обращения: 27 декабря 2019 .
- ↑ John Nordheimer (1983-09-14). . The New York Times . из оригинала 27 декабря 2019 . Дата обращения: 27 декабря 2019 .
- Dusko Doder (1984-07-27). . The New York Times . из оригинала 27 декабря 2019 . Дата обращения: 27 декабря 2019 .
- ↑ . Дата обращения: 25 ноября 2012. 13 ноября 2007 года.
- [lib.ru/WYSOCKIJ/wladi.txt Марина Влади. Владимир, или Прерванный полёт, 1990]
- [lib.ru/WYSOCKIJ/v68.txt Владимир Высоцкий. 1968 год]
- [lib.ru/WYSOCKIJ/v77.txt Юрию Петровичу Любимову с любовью в 60 его лет от Владимира Высоцкого // Владимир Высоцкий. 1977 год]
- Бачелис Т. Значение формы в искусстве Любимова // Мир искусств. М., 1991. — с. 41.
- Эфир Отечества. Создатели и звёзды отечественного телевидения о себе и своей работе. Сборник интервью. Книга первая / Составитель В. Т. Третьяков . — М. : Алгоритм, 2010. — С. 280—320. — ISBN 978-5-9265-0741-3 .
- от 14 мая 2022 на Wayback Machine // Газета «Коммерсантъ» № 75 от 23.04.1993
- Максим Артемьев. . Forbes.ru (3 декабря 2008). Дата обращения: 14 августа 2019. 14 августа 2019 года.
- . Фонд им.Ю.П. Любимова. Дата обращения: 28 марта 2017. 20 августа 2021 года.
- Мальцева О. Н. Любимов. Таганка. Век 21. — М., 2004, — с. 108.
- от 18 марта 2013 на Wayback Machine // «Театрал», Ирина Решёткина, январь 2012 г.
- . Дата обращения: 9 декабря 2010. Архивировано из 9 марта 2011 года.
- . Дата обращения: 6 июля 2011. 9 июля 2011 года.
- ↑
- . Дата обращения: 16 августа 2020. 25 сентября 2020 года.
- . Дата обращения: 29 июля 2012. 10 декабря 2013 года.
- . Дата обращения: 23 октября 2012. 6 октября 2014 года.
- . Дата обращения: 16 августа 2020. 22 сентября 2020 года.
- . Дата обращения: 16 августа 2020. 30 марта 2019 года.
- . Дата обращения: 16 августа 2020. 18 марта 2017 года.
- . Дата обращения: 16 августа 2020. 27 сентября 2020 года.
- . Дата обращения: 16 августа 2020. 19 сентября 2020 года.
- . Дата обращения: 16 августа 2020. 25 ноября 2020 года.
- . Дата обращения: 16 августа 2020. 26 сентября 2020 года.
- ↑ . Дата обращения: 16 августа 2020. 29 ноября 2016 года.
- ↑ . NEWSru (30 сентября 2013). Дата обращения: 4 декабря 2013. 7 декабря 2013 года.
- Дата обращения: 20 декабря 2012. 5 декабря 2012 года.
- . Дата обращения: 15 января 2017. Архивировано из 28 ноября 2016 года.
- . Дата обращения: 5 октября 2014. 6 октября 2014 года.
- . Дата обращения: 7 октября 2014. 7 октября 2014 года.
- Интервью с Каталиной Кунц // «Караван историй», август 1999
- . Дата обращения: 30 апреля 2014. Архивировано из 2 мая 2014 года.
- . Дата обращения: 30 апреля 2014. Архивировано из 2 мая 2014 года.
- ↑ Источник: Смелянский А. М. . — М. : Артист. Режиссёр. Театр, 1999. — С. 322—326. — 351 с. — ISBN 5-87334-038-2 . 22 февраля 2020 года.
- . www.1tv.com . Первый канал (30 сентября 2007). Дата обращения: 30 сентября 2021. 30 сентября 2021 года.
- . www.1tv.com . Первый канал (30 сентября 2012). Дата обращения: 30 сентября 2021. 30 сентября 2021 года.
- . www.1tv.ru . Первый канал (8 октября 2014). Дата обращения: 30 сентября 2021. 30 сентября 2021 года.
- . www.1tv.com . Первый канал (2017). Дата обращения: 30 сентября 2021. 30 сентября 2021 года.
- . www.1tv.ru . Первый канал (30 сентября 2017). Дата обращения: 30 сентября 2021. 30 сентября 2021 года.
- Дата обращения: 5 октября 2014. Архивировано из 6 октября 2014 года.
- . Дата обращения: 5 октября 2014. Архивировано из 20 октября 2013 года.
- Дата обращения: 5 октября 2014. Архивировано из 6 октября 2014 года.
- . Дата обращения: 28 сентября 2007. Архивировано из 11 октября 2007 года.
- 19 февраля 2014 года.
- . Дата обращения: 10 июля 2009. Архивировано из 23 июля 2014 года.
- от 30 марта 2012 на Wayback Machine (итал.)
- . Дата обращения: 5 апреля 2019. 27 ноября 2019 года.
- . Дата обращения: 8 июля 2010. Архивировано из 13 марта 2009 года.
- . Дата обращения: 5 июня 2023. 5 июня 2023 года.
- Дата обращения: 26 апреля 2016. Архивировано из 28 ноября 2016 года.
- . Дата обращения: 26 апреля 2016. Архивировано из 28 ноября 2016 года.
- . Дата обращения: 17 августа 2010. Архивировано из 28 января 2012 года.
Литература
- Мальцева О. Н. . — СПб.: Российский институт истории искусств, 1999. — 271 с.
- Смелянский А. М. . — М.: Артист. Режиссёр. Театр, 1999. — 351 с.
Ссылки
- — статья в Лентапедии . 2012 год.
- (комментарии к тексту песни)
- Александр Куров. . tass.ru . ТАСС . Дата обращения: 30 сентября 2021.
- . vakhtangov.ru . Официальный сайт Театра им. Вахтангова . Дата обращения: 30 сентября 2021.
|
Некоторые
внешние ссылки
в этой статье
ведут на сайты, занесённые в
спам-лист
|
- 2020-05-16
- 2