Вазари, Джорджо
- 1 year ago
- 0
- 0
Джо́рджо Ваза́ри ( итал. Giorgio Vasari ; прозванный Аретино , 30 июля 1511 года , Ареццо — 27 июня 1574 года , Флоренция ) — итальянский живописец , архитектор и писатель . Автор знаменитых «Жизнеописаний наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» , один из основоположников современного искусствоведения : источниковедения , историографии и библиографии художников.
Отец Вазари, Антонио, работал гончаром . Всю жизнь автор «Жизнеописаний» представлялся как «Джорджо Вазари из Ареццо ». Первым учителем Вазари, когда ему ещё не было двенадцати лет, стал французский художник , расписывавший витражи церкви в Ареццо. В 1524 году он жил во Флоренции, учился у Андреа дель Сарто , Микеланджело и Баччо Бандинелли . Молодому Вазари покровительствовали Алессандро Медичи и Ипполито Медичи , которые вскоре были вынуждены покинуть Флоренцию. Вазари вернулся в Ареццо, где получил несколько заказов и даже писал фрески .
Известный в то время скульптор, живописец и архитектор Россо , находясь в Ареццо, дал несколько советов молодому Вазари. В благодарность Джорджо впоследствии подробно описал жизнь и труды своего наставника в своём сочинении. Вазари выполнил картину по рисункам Россо. Художник в эти годы нуждался в деньгах. Отец Джорджо умер, и он заботился о своих трёх сестрах и двух братьях. Некоторое время он обучался золотому и серебряному ремеслу, которое в то время считалось искусством.
Флоренция , где он уже несколько месяцев занимался этим делом, подверглась осаде в 1529 году, что заставило Вазари переехать в Пизу , и там он снова предался живописи; в это время ему было 17 лет. Тогда начался ряд его путешествий по Италии и поисков работы; при этом он счастливо встретился с одним из первых своих покровителей, Ипполито Медичи , который взял его с собой в Рим , где художник стал неутомимо и настойчиво трудиться, и вскоре получил от своего покровителя заказ написать картину «Венера и Грации».
Когда Карл V в 1531 году восстановил власть Медичи во Флоренции, Вазари вернулся туда к герцогу Алессандро, большому почитателю живописи. Во дворце герцога Вазари написал несколько картин и портрет Алессандро, а также преподавал архитектуру и декор. Один из первых случаев выказать свой талант представился ему при торжественном въезде Карла V в Рим (1536), когда нужно было сочинить разные декоративные постройки. В это время Вазари написал для монастыря св. Клары в Ареццо картину « Благовещение ». В Лувре находится картина Вазари с аналогичным сюжетом ( La salutation angelique ), возможно, это и есть «Благовещение» из Ареццо.
В 1537 году Алессандро Медичи был убит, и Вазари снова остался без покровителя. Несмотря на молодость, Вазари уже приобрёл большую известность и стал получать различные приглашения. После многих поездок он в 1540 году работал в Болонье над картиной « Трапеза св. Григория ». По сюжету и по исполнению она считается одной из лучших. Эта картина и теперь находится в Болонье. Все лица этой картины — портреты современников Вазари, их имена указаны в его книге.
В 1561 году с целью подготовки молодых художников на основе опыта, накопленного художниками эпохи Возрождения, Дж. Вазари организовал Академию рисунка , во Флоренции, в 1577 году — такую же в Риме.
Живопись Вазари представляет собой яркий образец тосканского маньеризма . Первая дошедшая до нас картина Вазари — «Погребение Иисуса» (1532 год, в Ареццо). Вазари работал чрезвычайно быстро, хотя и пользовался помощью многих молодых художников, имена которых сохранились. В собственном жизнеописании он описывал все свои работы в самых мелких подробностях. Несмотря на то, что Вазари был хорошим художником, в его фигурах встречаются неправильности. Его картины написаны в холодной цветовой гамме.
Одна из наиболее хорошо сохранившихся до наших дней живописная работа Вазари — «Триумф Вакха» написана в конце 1560-х — начале 1570-х годов. Подготовительные рисунки хранятся в парижском Лувре и Галерее Уффици во Флоренции. В России работы Вазари практически не представлены. На картине Вазари пишет вакханалию — праздник в честь бога виноделия Вакха. Художник изобразил бога по центру и поделил таким образом композицию на две части. Слева он расположил молодых вакханок — постоянных спутниц и почитательниц бога. Справа — фигуры воспитателя Вакха, Силена , и старой вакханки. Правой рукой Вакх обнимает маленького Сатира.
Сложные многофигурные композиции — характерная черта творчества Вазари. Этот прием он использовал и на картине «Триумф Вакха», лишь с одним уточнением — традиционно вакханалии изображали на фоне природы. Здесь художник отказался от подобной трактовки сюжета и построил полотно так, чтобы тела героев заполнили всё пространство.
Вазари использовал качественные материалы, поэтому авторская живопись прекрасно сохранилась. За 450 лет с момента создания эту картину практически не реставрировали. Рама выполнена из дерева с золотой резьбой. Исследователи считают, что обрамление создали по проекту художника примерно в то же время, что и изображение. Вазари работал при дворе семейства Медичи . Они были главными покровителями итальянских художников в это время. Возможно, что Вазари создал «Триумф Вакха» по их заказу. Долгое время изображение хранилось в семье флорентийских банкиров Джерини. В XIX веке их коллекцию продали на аукционе. «Триумф Вакха» попал в Россию в 1850 году. Императорский Эрмитаж в Санкт-Петербурге приобрел её у художника Августа Рибле. В 1885 году картину передали в Радищевский музей в Саратове .
Успех Вазари в архитектуре был переменчив. Вазари был талантлив в декоре, но мирился с неудачами в монументальной архитектуре. Он неудачно перестроил несколько зданий, не сумев сохранить единство архитектурного образа. Построенные Вазари новые здания отличаются своеобразной красотой и оригинальностью. Вилла папы Юлия III в Риме и здание Уффици во Флоренции , начатое Вазари, свидетельствуют в пользу его архитектурного таланта. Ему же принадлежит комплекс зданий, составляющих Дворец рыцарей св. Стефана в Пизе , и многое другое.
Самой большой заслугой Вазари считается его монументальный труд « Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих » ( итал. «Le Vite de’piu eccelenti Pittori, Scultori e Architetti» ), который был окончен в 1550 году. Вторым дополненным изданием с приложением портретов знаменитых художников книга вышла в 1568 году. Без ценных сведений, содержащихся в « Жизнеописании… », в истории итальянского искусства был бы большой пробел.
К своему монументальному сочинению о современных ему деятелях искусства, которое Вазари посоветовали написать, он отнёсся очень добросовестно. Когда часть рукописи была готова, он передал её Аннибале Каро , который помог ему своими замечаниями и посоветовал довести работу до конца. Позднее монах , обладавший литературным образованием, по поручению Вазари сделал существенные поправки в ней. Поэтому книга была окончена только в 1550 году. Но и тогда Вазари не был доволен ею и продолжал собирать дополнительные сведения из жизни и творчества художников-современников. Только через 18 лет после первого издания его сочинение приняло окончательный вид, в котором и дошло до нашего времени. Это второе издание украшено портретами художников.
Вазари стал главным героем повести Марка Алданова « Бельведерский торс ».