Interested Article - Псково-Печерский монастырь

Успе́нский Пско́во-Пече́рский монасты́рь — один из самых крупных и известных в России мужских монастырей с многовековой историей. Название монастыря связано с находящимися в нём пещерами, называемыми «Богом зданными» (то есть созданными Богом). В 1473 году здесь была освящена пещерная церковь Успения Богородицы , выкопанная преподобным Ионой в холме из песчаника . Этот год считается годом основания монастыря. Холм, в котором находятся Успенская церковь и Богом зданные пещеры, называется Святой горой.

Монастырь ни разу за всю свою историю не закрывался. В межвоенный период (с февраля 1920 до января 1945 года) находился в пределах независимой Эстонии , благодаря чему не был закрыт (все монастыри на территории СССР были закрыты к концу 1920-х годов).

Священноархимандрит (настоятель) и игумен монастыря — митрополит Псковский и Порховский Арсений (Перевалов) (с 11 сентября 2023 года).

История

Ранняя история монастыря

Достоверных сведений о начале монашеской жизни на месте современного монастыря нет , как не проводилось и научных исследований происхождения расположенных в монастыре пещер . Эти пещеры расположены в отложениях песчаника по берегам ныне существующего ручья Каменец. На основании исследования других находящихся в Печорах пещер, о которых исследователем И. А. Агаповым был сделан вывод об их природном эрозионно - суффозионном происхождении, пещеры, находящиеся в Псково-Печерском монастыре, также могут быть природного происхождения .

План монастыря
(схема из статьи « »
« Военная энциклопедия Сытина », 1915)

Предания о начале монашеской жизни в этих пещерах зафиксированы в монастырской летописи и впоследствии развитые в псково-печерском патерике . Возможно, что некоторые подробности были добавлены к этим преданиям уже в XX веке . По преданию, пещеры стали известны местным жителям в 1392 году . Эта условная дата, совпадающая с годом смерти Сергия Радонежского , была выбрана для указания символической преемственности духовной жизни. В пещерах поселились монахи, бежавшие в псковскую землю с юга, от набегов крымских татар. Из предания известно имя только одного из этих затворников, преподобного , называемого «начальным иноком» монастыря. Если ранние публикации предания указывают на легендарность личности Марка , то в более поздних изданиях истории монастыря Марк уже является персонажем историческим . Согласно преданию, земля вокруг будущего монастыря досталась Ивану Дементьеву , который случайно (по Божьему промыслу) нашёл пещеру, на которой к тому времени уже была надпись «Богом зданные пещеры».

Согласно монастырской летописи в 1470 году в пещере поселился священник Иоанн, ранее служивший в церкви великомученика Георгия в Юрьеве-Ливонском (Дерпте, ныне Тарту в Эстонии). Рядом с Богом зданными пещерами он ископал пещеру, в которой устроил церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы , освящённую в 1473 году. В его трудах ему помогала супруга Мария, принявшая иноческий постриг с именем . После её кончины Иоанн принял постриг с именем Иона . Иван Деменьтьев передал участок земли инокам и вскоре вокруг храма образовалась маленькая обитель. Пещеры стали кладбищем для иноков .

Находясь на границе между Россией и Ливонией , где владычествовали немцы, обитель не раз (согласно монастырской летописи ) подвергалась разорению со стороны ливонцев. Подъём монастырской жизни, зафиксированный уже не только преданием в монастырской летописи, но и в псковской летописи, начался в 1519 году, когда Московское правительство в лице псковского дьяка Мисюря Мунехина и его подьячего Ортюши Псковитина «назирати убогое место, незнаемо никем же, под немецким рубежом» — распознали стратегическое значение положения монастыря напротив (в 20 километрах) от ливонской крепости Нейгаузен . В 1523 году при игумене Дорофее стараниями Мунехина монастырь был укреплён деревянными стенами, расширен пещерный храм и на Святой горе поставлена церковь во имя Антония и Феодосия — основателей Киево-Печерской лавры . Посвящением монастырского собора Успению (как в лавре), а церкви — Антонию и Феодосию, так же подчёркивалась преемственность духовной жизни и значительность нового монастыря . Следующий игумен Герасим ввёл в монастыре общежительный устав по образцу Киево-Печерского, утверждённый так же и благотворителем монастыря Мунехиным .

XVIII — середина XX века

Псково-Печерский монастырь. Успенско-Покровский храм. 1937 год

Настоящий расцвет обители связан с её последующим игуменом, преподобномучеником Корнилием . В 1541 году он поставил в монастыре трапезную церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, расширил Успенскую церковь, прокопал далее монастырские пещеры. При нём обитель превратилась в сильную крепость, вокруг монастыря были воздвигнуты каменные стены (1558—1565 года) и построена (1564 или 1565 год). Игумен Корнилий умер в 1570 году, согласно преданию был собственноручно убит заподозрившим измену царём Иоанном Грозным . Согласно рукописи, хранящейся в Троице-Сергиевой лавре , это произошло у монастырских ворот. Раскаявшись, царь понёс тело игумена в Успенский храм. С тех пор путь от Никольского храма до Успенской церкви называют «Кровавым путём».

Стены монастыря служили его обороне более 150 лет — до заключения Ништадтского мира в 1721 году. За это время монастырь выдержал осады войск польского короля Стефана Батория (1581 год), польских отрядов под командованием Я. Ходкевича и А. Лисовского и шведских войск короля Густава II Адольфа (с перерывами в 1611—1614 годах), войск шведского короля Карла XII (в 1703 году) .

В 1758—1759 годах над Успенским храмом была возведена Покровская церковь. В 1792—1800 годах в монастыре была построена церковь в честь Лазаря Четверодневного , в 1815—1827 годах в память избавления Пскова от наполеоновских войск был сооружён Михайловский собор, в 1870 году была устроена Сретенская церковь.

В 1920 году, по Тартускому мирному договору , город Печоры (Петсери) и Печорский уезд отошли Эстонии и оставалась там вплоть до присоединения Эстонии к СССР в 1940 году. В 1933—1940 годы при монастыре действовала Печерская духовная семинария .

Во время Второй мировой войны

После оккупации Псково-Печерский монастырь продолжал оставаться в двойном подчинении: митрополиту Таллинскому Александру (Паулусу) и экзарху Прибалтики митрополиту Сергию (Воскресенскому) . С 1940 года и до октября 1941 года наместником монастыря являлся архимандрит . В октябре 1941 года игумен Парфений (Шатинин) ушёл на покой по старости, и по решению старцев руководство принял игумен , управлявший монастырём до ареста советскими спецслужбами в конце 1944 года. C августа 1941 по февраль 1944 года братия монастыря вместе с игуменом Павлом (Горшковым) участвовали в Псковской православной миссии . Целью этой миссии было возрождение духовной жизни на захваченных немцами территориях. Весной 1942 года в монастыре поселился оказавшийся на оккупированной территории схиепископ Макарий (Васильев) , который ранее находился на «нелегальном положении».

Духовенство Псковской православной миссии и представители немецкой администрации на архиерейском совещании 28 августа 1943 года

В годы оккупации в Псково-Печерском монастыре проходили съезды и совещания высшего духовенства , в частности так называемое архипастырское совещание, состоявшееся 28 августа 1943 года в Сретенском храме, в котором приняли участие: митрополит Виленский и Литовский Сергий (Воскресенский) , экзарх Латвии и Эстонии, архиепископ Нарвский Павел (Дмитровский) , епископ Рижский Иоанн (Гарклавс) , епископ Ковенский Даниил (Юзвьюк) , схиепископ Макарий (Васильев) и другие. Монастырскую братию представлял игумен Павел (Горшков), монахи Илья, Аркадий, Никон, схииеромонах . Со стороны оккупационных властей присутствовали: гебитскомиссар Псковского округа А. Беккинг с супругой, городской голова города Петсери , префект полиции.

В мае 1943 года Псково-Печерский монастырь посетил и выступил перед насельниками А. А. Власов . Власов приезжал за пастырским благословением, он получил и благословение и всемерную поддержку. Духовенство монастыря обратились к верующим с воззванием, именем Бога призывая вступать добровольцами в РОА . В монастырь приезжал известный монархист Яков Шаховской, сын Константина Шаховского , здесь при помощи иноков он создавал из местного населения профашистскую организацию «Молодые русские энтузиасты». Рядом с монастырём, в деревне Печках , нацистами была организована разведшкола, в которой готовили от 80 до 100 шпионов и диверсантов для засылки в партизанские отряды и в тыл Красной армии. Монахи и «молодые русские энтузиасты» работали в тесном контакте с руководством школы, помогая отбирать проверенных кандидатов. Монахи Псково-Печерского монастыря, по благословению митрополита Сергия совершали молебствия «О даровании Господом сил и крепости германской армии и ее вождю для окончательной победы над большевизмом», посылали поздравительные телеграммы и коллективные подарки ко дню рождения Гитлера и т. д. Советский писатель Геннадий Геродник пишет о том, что по распоряжению игумена Павла, насельники: иеромонах Серафим (Розенберг), иеродиакон Вукол (Николаев), диакон Илья (Нечаев) и послушник Серафим Селиванов помогли гитлеровцам вывезти в Германию накопленные веками сокровища монастырской ризницы . По мнению наместника Псково-Печерского монастыря (1995—2018) Тихона (Секретарева) , ризница была вывезена по распоряжению Прибалтийского экзарха Сергия и гебитскомиссара Бекинга, а монахи согласились на вывоз ризницы для её сохранности. В деле по реабилитации игумена Павла сообщалось, что он, по его словам, лишь позволил вывезти ризницу .

Во время войны храмы монастыря пострадали от артиллерийских обстрелов, подверглись разрушениям Трапезная и Братский корпус. В ночь с 31 марта на 1 апреля 1944 во время налёта советской авиации в монастыре осколком бомбы убит схиепископ Макарий (Васильев) . После освобождения Псковщины игумен Павел (Горшков) был включён в комиссию по расследованию преступлений оккупантов в Псковщине. Но в октябре 1944 года последовал арест, он вместе с иеромонахом Лином (Леонтием Никифоровичем Никифоровым), заведующей монастырским хозяйством Татьяной Архиповной Хитровой, кучером монастыря Ефимом Петровичем Петровым, а также заведующим иконописной мастерской Эльзой Грюнверк был обвинён в сотрудничестве с оккупантами. Был осуждён на 15 лет за антисоветскую деятельность. Умер в 1950 году. В 1990 году прокуратурой Псковской области было отказано в реабилитации. Реабилитирован в 1997 году .

Послевоенное время

Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь на почтовом блоке России 2023 года в честь 550-летия обители ( ЦФА [ АО «Марка» ] № 3136)

16 января 1945 года Печорский район был передан из Эстонской ССР в состав Псковской области РСФСР . Около 40 лет на территории РСФСР действовали только два монастыря — Псково-Печерский и открытая в 1946 году Троице-Сергиева лавра .

Чтобы уверить окрестное население в «свободе совести в СССР» Совет по делам Русской православной церкви организовал летом 1946 года посещение монастыря патриархом Алексием .

С 1949 года по 1954 год наместником был архимандрит Пимен (Извеков) , впоследствии Патриарх Московский и всея Руси .

В 1957 году в монастырь переселились семеро Валаамских старцев, в 1939 году перевезённые с острова Валаам в Финляндию .

С 1958 года по 1963 год насельником монастыря был иеросхимонах Сампсон (Сиверс) . В 1963 году руководство монастыря выгнало его, по официальной версии — для избежания конфликта с советской властью (формально, хотя и после объявления амнистии, отец Сампсон бежал из лагеря и при этом вёл активную религиозную пропаганду). Это был не первый его конфликт с церковным руководством, первый произошёл ещё во время его пребывания в Свято-Троицкой Александро-Невской лавре, но закончился примирением. После обращения отца Сампсона к патриарху Алексию I конфликт был улажен, Сампсон был выведен за штат в Москву и в 1966 году был пострижен в великую схиму .

28 июля 1959 года указом патриарха Алексия наместником был назначен игумен Алипий (Воронов) (в 1961 году возведён в сан архимандрита ), до 12 марта 1975 года трудившийся в деле восстановления и сохранения Псково-Печерской обители. Отец Алипий не позволил закрыть монастырь в тяжёлые для церкви годы хрущёвской антирелигиозной кампании , благодаря его усилиям в 1973 году в монастырь вернулись сокровища, вывезенные нацистами из ризницы монастыря , был произведён также ремонт крепостных стен, храмов и монастырских построек.

В 1980-е годы по благословению митрополита Иоанна (Разумова) в монастыре были проведены большие реставрационные работы.

В монастыре провели последние годы жизни митрополит Вениамин (Федченков) , архиепископ Владимир (Кобец) , епископы Феодор (Текучёв) , Иоанникий (Сперанский) , Андрей (Сухенко) . Все они погребены в монастырских пещерах. В 1967—2006 годах в монастыре подвизался архимандрит Иоанн (Крестьянкин) .

В 1986 году в Никольской башне монастыря был освящён храм в честь преподобномученика Корнилия , а в 1995 году на Святой горе монастыря — деревянная церковь в честь Псково-Печерских преподобных.

В сентябре 1995 года архимандрит Псково-Печерского монастыря Роман (Жеребцов) по требованию патриарха Алексия II подал в отставку. Он был обвинён прессой в том, что установил в монастырских пещерах гроб с телом Николая Гавриленкова, одного из руководителей Великолукской организованной преступной группировки , убитого 30 июня 1995 года .

С 1995 по май 2018 года наместником обители был архимандрит Тихон (Секретарёв) .

В 2003 году иеросхимонах , живший в монастыре с 1896 по 1960 год, был причислен к лику святых.

4 октября 2012 года открыт памятник Корнилию Псково-Печерскому (работы скульптора И. В. Голубева). Чин освящения совершил митрополит Псковский и Великолукский Евсевий (Саввин) .

Решением Священного синода от 14 июля 2018 года митрополит Псковский и Порховский Тихон (Шевкунов) назначен священноархимандритом и игуменом обители . Его усилиями при Псково-Печерском монастыре был открыт филиал Сретенской духовной семинарии .

В феврале 2021 года монастырю были возвращены 12 минейных икон, похищенных немецкими оккупантами во время войны .

17 июня 2021 года Священный Синод постановил открыть Псково-Печерскую духовную семинарию и назначить митрополита Тихона исполняющим обязанности ректора духовной школы .

В 2023 году монастырь отметил 550-летний юбилей. В связи с этим в монастыре проводятся ремонтные и реставрационные работы . Завершение работ запланировано на 2024 год . В августе 2023 года у стен монастыря в рамках празднования юбилея появились памятники бабушке и псково-печерским старцам (последний установлен на месте памятника Корнилию Псково-Печерскому) . В декабре того же года у монастыря появилась скульптура Архангела Михаила , являющаяся последней прижизненной работой Вячеслава Клыкова .

11 октября 2023 года священноархимандритом и игуменом монастыря назначен Арсений (Перевалов) .

Ансамбль монастыря

В монастыре находятся: Богом зданные пещеры (ближние и дальние), церкви: Успенская, Покровская, Сретенская, Михайловская (собор), Благовещенская, Лазаревская, , Воскресения Христова (в дальних пещерах), Корнилевская, Псково-Печерских преподобных, а также Звонница, Дом настоятеля, Братский корпус, Святые источники, Ризница, Крепостные стены с башнями.

В настоящее время ближние пещеры и Сретенская церковь открыты весь день. Вход в дальние Богом зданные пещеры осуществляется по предварительной договорённости. Успенский храм и Михайловский собор открыты только на время богослужений.

Богом зданные пещеры

План Богом зданных пещер . Пронумерованы семь галерей-улиц подземного некрополя, проход в который идёт из ближних пещер. В конце 6-й галереи устроен храм в честь Воскресения Христова .

Комплекс Богом зданных пещер состоит из ближних и дальних пещер. Ближние пещеры — П-образные в плане и имеют протяжённость около 15 м. В них находятся гробницы с мощами преподобных Марка, Ионы, Лазаря и преподобной Вассы. Над гробницей преподобного Лазаря висят его вериги .

За ближними пещерами следуют дальние, состоящие из семи подземных галерей-улиц с пещерной церковью Воскресения Христова в конце 6-й галереи (церковной улицы) и кануном в конце центральной улицы. Эти пещеры являются монастырским кладбищем.

Протяжённость дальних пещер составляет около 200 м. В них постоянная температура — около +10° С. Первоначально пещеры служили только для погребения иноков. Затем в пещерах стали погребать благочестивых мирян: государственных деятелей, князей, дворян, ктиторов , паломников, защитников монастыря. Первым из мирян, захороненных в пещерах, был государев дьяк Мисюрь Мунехин (1528).

Президент России Владимир Путин и настоятель монастыря митрополит Тихон у гроба Иоанна Крестьянкина в Богом зданных пещерах

Рядом с кануном похоронены: епископ Георгий (Садковский) , митрополит Вениамин , старцы Псково-Печерской обители, подвизавшиеся в ней в XX веке: валаамские старцы (иеросхимонах Михаил, схиигумен Лука, игумен Геннадий, монах Сергий, схимонах Николай, иеросхимонах Иоанн, схимонах Герман), архимандрит , архимандрит Иоанн (Крестьянкин) .

На горнем месте храма Воскресения Христова похоронен архимандрит Алипий (Воронов) , в нише храма за мраморной плитой похоронены другие старцы монастыря: схиархимандрит , архимандрит , схиигумен Савва (Остапенко) , схиигумен , схииеродиакон . В алтаре храма находится мраморная икона Воскресения Христова .

Среди мирян в пещерах погребены предки Александра Пушкина , Михаила Кутузова , Модеста Мусоргского , Алексея Плещеева , Василия Татищева и другие. В пещерах покоятся представители древнего рода Симанских , из которого произошёл патриарх Московский и всея Руси Алексий I .

В настоящее время мирян в пещерах не хоронят; монахов же погребают на пятой и шестой улицах. Их хоронят в гробах, помещаемых в стены пещер, не засыпая землёй. При этом в пещерах отсутствует запах тления тел усопших. В январе 2019 года митрополит Псковский и Порховский Тихон заявил, что доступ паломников и туристов в пещерный комплекс будет ограничен из-за того, что температура в пещерах поднимается до 10—15° С, в то время как оптимальной является температура 5° С .

Общее число захоронений составляет около 10 тысяч .

Успенская пещерная и Покровская церкви

Купола Покровской церкви

Успенская пещерная церковь является главным и самым древним храмом монастыря. Она была выкопана в холме из песчаника отцом Иоанном (в постриге Ионой ) и освящена в 1473 году . Успенская церковь имеет только передний фасад, её противоположная сторона уходит в гору. В 1523 году при игумене церковь была обновлена и расширена, устроен придел во имя преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских. Строительством руководил государев дьяк Мисюрь Мунехин . В 1758 1759 годах над храмом построили Покровскую церковь. Таким образом, Успенский и Покровский храмы имеют общий фасад. Вход в Покровский храм осуществляется из дальних Богом зданных пещер. В XIX веке над Успенско-Покровским храмом возвели разноцветные купола в стиле украинского барокко , по форме напоминающие главы Успенского собора Киево-Печерской лавры .

В Успенском храме находятся:

Церковь Николы Вратаря

Сохранившийся участок первоначальной стены между Тюремной башней и церковью Николы Ратного, на котором устроена звонница.

Построена зодчим Павлом Заболотным в 1564 году (по другим сведениям, в 1565 году ), возможно, одновременно со строительством крепостных стен вокруг монастыря. Освящена во имя Николая Чудотворца . Надвратная церковь могла какое-то время служить главным входом в монастырь, Святыми воротами . В этом случае Никольская башня и дополнительные прясла стен, образовавшие захаб перед воротами, были пристроены несколько позднее. Церковь сейчас имеет общую кровлю с Никольской башней крепостной стены. На участке первоначальной стены, между Тюремной башней и церковью, была устроена небольшая звонница, предположительно одновременная храму, крыльцо которого выполняло роль контрфорса , поддерживавшего звонницу. Эта внутренняя стена захаба была впоследствии разобрана. Из-за того, что церковь была построена как надвратная, её называют церковью Николы Вра́таря, а также Николы Ратного (в церкви имеется деревянное фигурное изображение Николы с мечом в руке) .

Большая звонница

Большая звонница

К востоку от Успенского собора, по той же линии, находится главная монастырская колокольня, или звонница, каменная из нескольких столбов, поставленных в одну линию, от запада к востоку. Возведение звонницы было начато в 1523 году на месте старой деревянной.

Большая звонница — одно из крупнейших архитектурных сооружений подобного типа (как и звонница Новгородского Софийского собора, звонницы церкви Богоявления и Пароменской Успенской церкви во Пскове).

Она насчитывает шесть основных пролётов (звонов) и седьмой, пристроенный позднее, благодаря чему образуется как бы второй ярус.

Собрание колоколов Псково-Печерского монастыря — более тридцати колоколов — одно из самых значительных как на Псковской земле, так и в Северо-Западной России, хотя легенда о пожаловании монастырю трёх его самых больших колоколов русскими государями: «Часового» — Борисом Годуновым (хотя колокол отлит в 1765 году, 1818.2 кг), «Полиелейного» (2637.2 кг, отлит в 1558 году Кузьмой Васильевым и Логином Семёновым) — Иваном Грозным и «Большого» («Праздничного») — Петром I не соответствует действительности. Самым тяжёлым в собрании является «Праздничный» колокол Большой звонницы, отлитый в 1690 г. псковичом Фёдором Клементьевым, его точный вес не известен .

Михайловский собор

Михайловский собор

Собор в честь архистратига Божиего Михаила является самым большим строением монастыря. Был сооружён в 1815 1827 годах по проекту итальянского архитектора Луиджи Руска в стиле классицизма . Собор построен в память избавления Пскова от нашествия Наполеона , произошедшего после совершения крестного хода с Псково-Печерской иконой Божией Матери Умиление вокруг Пскова. В ночь на следующий день (8 (20) октября 1812 года ) русские войска под командованием генерал-фельдмаршала графа Петра Витгенштейна освободили Полоцк ( Второе сражение под Полоцком ), тем самым избавив Псков от опасности.

На металлических позолоченных досках, установленных в храме, выбиты имена командиров и число воинов корпуса Витгенштейна.

Святыней храма является десница святой мученицы Татианы , переданная архимандриту Иоанну (Крестьянкину) в 1977 году .

Чудотворная Псково-Печерская икона «Умиление» была помещена у правого клироса храма .

Сретенская церковь

Перестроена в 1870 году в русском стиле из бывшей монастырской трапезной палаты, построенной в 1541 году и примыкавшей с запада к Благовещенской церкви . Предполагается, что переделка не коснулась несущих конструкций и в целом под поздним декором сохранились стены здания XVI века. В подклете первоначально располагались монастырские «службы» — хлебня, мукосейня, казна (для которой впоследствии было выстроено отдельное здание ризницы), погреб «капустной»; сейчас его занимают помещения читального зала и овощехранилища .

В храме находятся списки с чудотворных икон Божией Матери « Троеручица » и « Взыскание погибших », в 2003 году установлена рака с мощами преподобного .

Ризница

Монастырская ризница , или Большая казна (церковная сокровищница), при игумене Корнилии размещалась в подклете Благовещенской трапезной церкви. Датировка современного отдельного здания ризницы давалась различными учёными в пределах XVI—XVIII веков; известно, что какая-то ризница сгорела в пожаре 1687 года. Последние исследования с привлечением большого числа документов, включая сохранившиеся изображения, материал ризницы (кирпич) и приказные монастырские книги позволяют датировать постройку концом XVII века, после пожара конца 1687 года и до начала Северной войны. Более конкретно предлагается 1688 год, когда за кирпичную работу тихвинцам каменщикам Исачко Федосееву и Сенке Иванову, кирпичному мастеру Патрекею Леонтиеву и печерскому каменщику Данилке Герасимову было «выплочено» в общей сложности более десяти рублей. Трёхэтажное здание находится напротив Большой звонницы, примыкая к Сретенскому храму. Имеет три яруса и завершается небольшим синим куполом с золотыми звёздами. На этажах расположены склад, собственно ризница и библиотека .

В ризнице хранятся золотые и серебряные кресты, драгоценные оклады и ризы, плащаницы, облачения, золотая и серебряная церковная утварь, подарки монастырю от русских царей и императоров. Все эти ценные предметы были вывезены немецкими захватчиками во времена Великой Отечественной войны 1941—1945 годов, после чего возвращены при помощи правительства ФРГ в монастырь в 1973 году при наместнике Алипии (Воронове) . Из 566 вывезенных предметов было возвращено 504 (остальные 62 пропали) .

Святые источники

В монастыре имеется два святых источника: в честь преподобномученика Корнилия (находится напротив Успенского храма, рядом с ризницей) и артезианский — в честь иконы Божией Матери Живоносный источник (находится напротив Благовещенского храма). В 1911 году над Живоносным источником была построена шестигранная часовня.

Стены и башни

Крепостная стена
Псково-Печерский Свято-Успенский монастырь — серебряная Банка России, 2007 г.

Каменные стены с шестью башнями и тремя воротами были построены в 1558—1565 годах в начале Ливонской войны для защиты от ливонцев, имеющих сильную крепость Нейгаузен в 20 км от монастыря . Позднее были построены ещё четыре башни. Псково-Печерская крепость выдержала двухмесячную осаду отряда войск Стефана Батория и венгерского отряда под командованием Борнемиссы в 1581 году , и впоследствии неоднократно участвовала в приграничных боевых действиях вплоть до конца Северной войны в 1721 году .

В настоящее время монастырь содержит 9 башен, на месте Брусовой башни, разрушенной в 1581 году, был построен собор Михаила Архангела. Святые ворота монастыря находятся в Петровской башне, построенной в XVII веке (первоначально использовались ворота под Никольской надвратной церковью, проход осуществлялся через захаб, образованный пристроенной к ней снаружи (возможно, несколько позднее самой надвратной церкви) Никольской башней ).

Башня верхних решёток — рядом с Тайловской башней, над оврагом и протекающем по его дну ручьём . В нижней части башни выложена небольшая каменная арка, сквозь которую воды ручья попадают внутрь крепости. Каменная арка или свод закрывался железной решёткой, чтобы осаждающие не воспользовались ручьём для проникновения в крепость. Решётка дала наименование и самой башне. Несмотря на то, что башня Верхних решёток стоит на дне оврага, она самая высокая в Печорской крепости, и её верхняя точка достигает высоты 25 метров. За стенами скрыты 6 боевых ярусов с бойницами и широкими камерами для установки пушек. Шатёр башни увенчан дозорной площадкой — караульней, караульной избой, с которой хорошо просматриваются подходы к крепости и ближайшая местность. От башни, словно крылья, расходятся участки стен — прясла, соединяя в одно целое башни, поставленные на берегах оврага. Особенно живописно этот участок боевых укреплений смотрится с туристической площадки, расположенной почти напротив башни Верхних решёток.

Башня нижних решёток , так же, как и Башня верхних решёток, поставлена на дне оврага, ниже по течению ручья, и замыкает северо-восточную дугу крепостной стены. Ручей здесь становится шире и глубже, чем там, где попадает в крепость. Башня нижних решёток имеет четыре боевых яруса. На каждом из трёх нижних по четыре бойницы с широкими боевыми камерами. На самом верхнем ярусе — семь бойниц. Их расположение позволяло брать под контроль практически все направления возможных атак. Кроме того, на третьем ярусе имелся выход на крепостную стену. Эта деталь очень важна, ведь рядом с башней находятся нижние ворота. Чтобы усилить защиту ворот, над ними в крепостной стене были установлены бойницы, между которыми расположен киот с изображением Спаса.

Настоятели и наместники

Игумены
  • Иона
  • Селиван, иеромонах
  • Иона
  • Сергий
  • Симон
  • Дорофей
  • Герасим
  • Корнилий (1529 — 20 февраля 1570)
  • Савва (1571—1572)
  • Сильвестр (1572 — ?)
  • Трифон
  • Тихон (около 1580—1583)
  • Никон I
  • Мелетий
  • Иоаким (1593 — не позднее 1611)
Архимандриты

Прочие сведения

Тихон (Шевкунов) на основе снятых в монастыре в 1986 году материалов создал фильм «Псково-Печерская обитель». В 2011 году была издана его книга « „Несвятые святые“ и другие рассказы », многие сюжеты которой связаны с Псково-Печерским монастырём, где подвизался автор.

Примечания

  1. . от 21 марта 2019 на Wayback Machine . Патриархия.ru
  2. Агапов И. А. О возможном происхождении пещер Псково-Печерского монастыря. В сборнике научных трудов «Христианство в регионах мира» (Христианская архаика), отв. ред. М. Ф. Альбедиль, Ю. Ю. Шевченко. — СПб., Петербургское Востоковедение, 2011.
  3. «Псково-Печерский монастырь» (СПб., типография Эдуарда Веймара, 1860)
  4. Постников А. Б. Судьба старых библиотек псковских церквей и монастырей // Псков. Научно-практический, историко-краеведческий журнал. — № 31. — 2009.
  5. Тихон (Секретарёв) «Врата Небесные. История Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря», 2007.
  6. Морозкина Е. Н. Псковская земля. М., 1986 (2-ое издание, переработанное и дополненное)
  7. Е. Н. Морозкина Церковное зодчество древнего Пскова. В двух томах. Том.2. — М.:Северный паломник, 2007. — С. 105—110.
  8. . Дата обращения: 21 июля 2015. 24 сентября 2015 года.
  9. Русский биографический словарь. Издано под наблюдением председателя Императорского русского исторического общества А. А. Половцева. Санкт-Петербург, 1903.
  10. Рабинович Я. Н. . от 12 июля 2015 на Wayback Machine . // Вестник Псковского государственного университета. Серия Социально-гуманитарные и психолого-педагогические науки — 2013. — № 2. — C. 47-62
  11. Назначен указом митрополита Литовского Сергия.
  12. Геродник Г. И. Правда о Псково-Печорском монастыре. — Москва : Госполитиздат, 1963. — С. 87—99. — 110 с. — (Беседы с верующими)
  13. Крах церковной контрреволюции. 1917—1923 гг. — Москва : Наука, 1968. — С. 178—179. — 192 с.
  14. Тихон (Секретарёв), архим. // Журнал Московской Патриархии. — 2006. — № 5 . — С. 60—71 . 3 октября 2018 года.
  15. Романова С. Н. Вступительная статья к Биографии иеросхимонаха Сампсона (Сиверса) по документам российских архивов // Отечественные архивы. — № 4. — 2005. . Дата обращения: 14 апреля 2013. Архивировано из 11 июня 2007 года.
  16. . от 26 августа 2004 на Wayback Machine . Русская линия.
  17. Агафангел (Догадин), иером. Возвращённые ценности // Журнал Московской патриархии. — 1974. — № 1. — С. 13—14.
  18. «Захоронение здесь одного из руководителей преступной группировки вызвало большое возмущение населения Псковщины» // Известия: газета. — 7.9.1995
  19. «Хоть святых выноси» // Российская газета. — 8.9.1995.
  20. . от 7 ноября 2018 на Wayback Machine . Печоры Псковские. Официальный сайт города.
  21. . от 17 июля 2018 на Wayback Machine . Патриархия.ru , 14.7.2018.
  22. Дата обращения: 12 июля 2019. 12 июля 2019 года.
  23. . Православие.Ru (5 февраля 2021). Дата обращения: 7 февраля 2021. 5 февраля 2021 года.
  24. Дата обращения: 18 июня 2021. 18 июня 2021 года.
  25. . Дата обращения: 20 октября 2023. 11 октября 2023 года.
  26. . Дата обращения: 2 октября 2015. 15 марта 2016 года.
  27. . Монастырский вестник. Дата обращения: 31 января 2019. 1 февраля 2019 года.
  28. В иночестве Пафнутий, возможно, строитель всей Псково-Печерской крепости.
  29. Никаноров, Александр Борисович. . — 2000. 1 июля 2018 года.
  30. . Дата обращения: 5 июля 2015. 7 июля 2015 года.
  31. . Исторический парк «Россия – Моя История» (30 октября 2018). Дата обращения: 6 ноября 2018.
  32. Дата обращения: 25 апреля 2021. 25 апреля 2021 года.
  33. Ю.Г. Малков. Новые материалы к истории архитектурного ансамбля Псково-Печерского монастыря // Реставрация и исследования памятников культуры. — 1982. — Т. 2 . — С. 73 .
  34. . Дата обращения: 6 июля 2015. 7 июля 2015 года.
  35. Православные монастыри. Путешествие по святым местам. Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь // Де Агостини : журнал. — 2010. — № 57.
  36. Докучаев. И. А. Печоры на ладони: Путеводитель по памятникам древности. — Псков, 2002.
  37. . Православие.Ru (1 августа 2021). Дата обращения: 4 августа 2021. 4 августа 2021 года.

Литература

  • Псково-Печерский монастырь. — Санкт-Петербург : тип. Э. Веймара, 1860. — [2], VI, 140 с.
  • Аполлос (Беляев) , еп. Первоклассный Псково-Печерский монастырь. — 2-е изд., доп. [при настоятеле архимандрите Иннокентии]. — Остров : тип. А. С. Степановой, 1893. — [6], III, 176 с.
  • Сойкин П. П. // : Полное иллюстрированное описание православных русских монастырей в Российской Империи и на Афоне. — СПб. : Воскресение, 1994. — С. 172-174. — 712 с. — 20 000 экз. ISBN 5-88335-001-1 .
  • Рабинович Г. Архитектурный ансамбль Псково-Печерского монастыря // Архитектурное наследство. Вып. 6. — М., 1956.
  • Геродник Г. И. Правда о Псково-Печорском монастыре. — М. : Госполитиздат , 1963. — 109 с.
  • Свято-Успенскому Псково-Печерскому монастырю 525 лет. — Псков : Свято-Усп. Псково-Печ. монастырь, 1998. — 98 с.
  • Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, 1473—2000. — Псков : Св.-Успен. Псково-Печер. монастырь, [2000]. — 62, [2] с. :
  • Докучаев И. А . Печоры на ладони. Путеводитель по памятникам древности в фотоработах С. Гавриловой. — Псков , 2002 — 112 с.
  • Ямщиков С. В. Архимандрит Алипий. Человек. Художник. Воин. Игумен. — М.: , 2004 . — 488 c. — ISBN 5-98637-004-X
  • Псково-Печерский монастырь во время Ливонской войны (1558—1582 гг.), редактор , Verlag Dr. Kovač, Hamburg, 2016, ISBN 978-3-8300-8916-2 , .
  • Тихон (Секретарёв) , архим. Врата небесные. История Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря. — Печоры: издательство Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, 2010. — 800 стр. — ISBN № 5-94542-193-6
  • Тихон (Секретарёв), архим. О преславнаго чудесе… : исторический очерк о Псково-Печерском Свято-Успенском монастыре в XX веке. — [Изд. 3-е]. — г. Печоры : Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, 2004. — 207 с.

Ссылки

Источник —

Same as Псково-Печерский монастырь