Interested Article - Сергиево-Казанский собор
- 2021-07-18
- 1
памятник архитектуры (федеральный)
Кафедра́льный собо́р Се́ргия Ра́донежского и Каза́нской ико́ны Бо́жией Ма́тери (Се́ргиево-Каза́нский собор) — православный храм в Центральном округе города Курска , располагающийся на пересечении улиц Горького (ранее — Сергиевской) и Можаевской по адресу улица Горького, 27. Построен в 1752—1778 годах в стиле елизаветинского барокко на месте сгоревшей до основания в 1751 году одноэтажной церкви во имя Сергия Радонежского . Собор представляет собой одноглавый двухэтажный каменный храм с ребристыми куполами , разорванными фронтонами , многочисленными окнами разной величины, пропорций и рисунков; в плане — прямоугольник около 16 м в ширину и около 33 м в длину с пятигранной алтарной апсидой . Имя архитектора до настоящего времени не установлено, по всей видимости, проект был подготовлен кем-то из учеников Бартоломео Растрелли . В связи с переносом архиерейской кафедры из Белгорода в Курск в 1833 году храм получил статус кафедрального собора . С 1934 по 1942 год собор был закрыт, в здании располагались Областная картинная галерея и художественная студия, а также антирелигиозный музей. В настоящее время храм является действующим. Сергиево-Казанский собор примечателен сохранившимся 18-метровым позолоченным резным иконостасом верхнего храма, созданным неизвестными крепостными мастерами — резчиками по дереву в XVIII веке. Памятник архитектуры федерального значения .
История
Предыстория и строительство
До постройки современного храма на этом месте стояла деревянная одноэтажная церковь во имя Сергия Радонежского , первое документальное упоминание о которой относится к 1718 году . В 1751 году во время пожара эта деревянная церковь сгорела до основания . Прихожане, расчищая пепелище, обнаружили в углях и в пепле Казанскую икону Божией Матери , совершенно неповреждённую огнём . Жители увидели в этом особое предуказание и решили построить вместо сгоревшей церкви на том же месте новый двухэтажный каменный храм. В нижнем этаже должен был быть храм во имя Преподобного Сергия , а в верхнем этаже — храм в честь Казанской иконы Божией Матери . Епископ Белгородский и Обоянский Иоасаф ( Святитель Иоасаф Белгородский ) дал благословение, а также лично освятил место построения и совершил в 1752 году закладку храма .
Средства на постройку храма были собраны среди прихожан, одним из основных дарителей выступил курский купец Карп Ефремович Первышев . Подрядчиком стал курский купец, владелец нескольких небольших заводов по производству кирпича в пригороде Курска Исидор Иванович Мошнин , после смерти которого в 1762 году обязанности его по подряду приняла на себя его жена Агафья Фаттеевна ; под её надзором в 1778 году строительство храма было завершено . Во время строительства храма вместе с Агафьей в один из дней 1761 года на самый верх возводимой колокольни зашёл её 7-летний сын Прохор Мошнин (будущий преподобный Серафим Саровский ). Отлучившись от матери, он упал с высоты колокольни на землю, покрытую обломками кирпичей и мусором. Очевидцы случившегося не ожидали уже увидеть Прохора живым, но, к удивлению всех, мальчик остался невредим .
-
Святитель Иоасаф (Горленко) , епископ Белгородский -
Преподобный Серафим Саровский
В старину большинство памятников елизаветинского барокко приписывалось архитектору Бартоломео Растрелли , и курский собор не был исключением. Скорее всего, проект подготовил кто-то из его учеников . Архивных документов, подтверждающих, что курское здание Сергиево-Казанского собора построено по чертежам графа Растрелли, нет . Сергиево-Казанский собор отсутствует и в списке работ Растрелли, составленном самим архитектором .
Нижний храм во имя Преподобного Сергия Радонежского , считавшийся будничным, был освящён в 1762 году епископом Белгородским и Обоянским Иоасафом (Миткевичем) , а верхний храм в честь Казанской иконы Божией Матери , считавшийся праздничным, — в 1778 году епископом Белгородским и Обоянским Аггеем (Колосовским) . 16-летний разрыв между освящением нижней и верхней церквей был обусловлен длительной и кропотливой работой по изготовлению и установке иконостаса .
До Октябрьской революции
27 декабря 1779 ( 7 января 1780 ) года по совершении литургии в Сергиево-Казанском соборе в присутствии генерал-фельдмаршала П. А. Румянцева-Задунайского было зачитано императорское объявление об открытии Курского наместничества . 14 ( 25 ) июня 1787 года Сергиево-Казанский храм посетила императрица Екатерина II , следовавшая через Курск из недавно завоёванного Крыма в Москву .
В 1827 году для храма были отлиты два колокола (весом 400 и 160 пудов ), денежный взнос за них передал тульский купец Черненков .
В связи с переносом архиерейской кафедры из Белгорода в Курск в 1833 году храм решением Святейшего синода получил статус кафедрального собора .
Нижний храм собора был отапливаемым, а верхний «холодным». Изначально, чтобы попасть в верхний храм, нужно было подняться по двум наружным открытым двухмаршевым чугунным лестницам с ограждением, которые начинались от входа в нижний храм, затем расходились направо и налево и вновь сходились у дверей верхнего храма, что подчёркивало лёгкость и стройность собора. Однако в связи с этими сомнительными неудобствами в 1837 году по проекту «городового» архитектора Грознова к колокольне была пристроена лестничная клетка в стиле ампир , несколько нарушившая стилевое единство здания и удлинившая его .
После окончания Крымской войны в Сергиево-Казанский собор под звуки марша, исполняемого военным оркестром, и колокольный звон были торжественно внесены на хранение знамёна 39-й и 40-й Курских дружин и 14 знамён дружин курских уездов (всего — 17 знамён), которые принимали участие в обороне Севастополя . Эти знамёна были выставлены в развёрнутом виде в верхнем храме на стене, противоположной иконостасу. При знамёнах находились 17 табличек с указанием времени пожалования дружине знамени, а также ме́ста, где оно было в походе с дружиной; на некоторых табличках были упомянуты и события военного похода .
По утверждённому в 1859 году проекту были перестроены ворота и каменная ограда собора в связи с тем, что сильно обветшавшие ворота угрожали обрушением . В 1861 году Сергиево-Казанский собор посетил император Александр II . В 1866 году внутри собора в нижнем храме были перемощены полы и отделаны под мрамор арки .
На 1898 год, согласно клировым ведомостям , в соборе было четыре освящённых престола : в верхнем храме один — во имя Казанской иконы Божией Матери, а в нижнем — три: главный — во имя преподобного Сергия Радонежского, престол в северном приделе — во имя святого великомученика Феодора Стратилата , в южном приделе — во имя святого великомученика Димитрия Солунского .
1 ( 14 ) сентября 1902 года Сергиево-Казанский собор посетил император Николай II , прибывший в Курск для участия в крупномасштабных военных манёврах, проводимых к западу от города . В соборе Николай II осмотрел заинтересовавший его резной позолоченный иконостас, а также выставленные для обозрения знамёна курских дружин, принимавших участие в обороне Севастополя во время Крымской войны .
В начале XX века под надзором Императорского Московского археологического общества была проведена реставрация собора, для чего в 1907 году в Курск был командирован архитектор и реставратор Ф. Ф. Горностаев . В 1911 году наружный ремонт был завершён .
Согласно клировой ведомости 1916 года, в соборе престолов было уже два: в верхнем храме — во имя Казанской иконы Божией Матери, а в нижнем — во имя преподобного Сергия Радонежского и преподобного Серафима Саровского. На тот момент к приходу храма относился 161 двор (390 мужчин и 461 женщина). К храму было также приписано две церкви: во имя праведной Елисаветы, располагавшаяся в доме полковника гвардии Волкова, и в честь иконы Божией Матери « Всех Скорбящих Радость » при Знаменской общине Красного Креста. Дети прихожан обучались в Конопатовской женской двухкомплектной церковно-приходской школе , где заведующим и законоучителем с 1906 года был протоиерей Владимир Семёнович Одинцов, и образцовой двухклассной мужской школе при учительской семинарии .
После Октябрьской революции
После принятия декрета СНК РСФСР от 23 января ( 5 февраля ) 1918 года об отделении церкви от государства и школы от церкви Сергиево-Казанский собор продолжал функционировать. В соответствии с декретом ВЦИК от 23 февраля 1922 года из храма было произведено изъятие 122 предметов общим весом 12 пудов 17 фунтов и 48 золотников , среди которых 29 риз с больших икон , 32 ризы с малых икон, 2 нитки жемчуга с плащаницы количеством 140 зёрен, один небольшой листик с алмазами с неё же .
На декабрь 1922 года в алтаре верхнего храма имелось горнее место , 8 местных больших икон на досках без риз, 14 малых икон в клеймах без риз, над Царскими вратами располагалось изображение Сошествия Святого Духа. В предалтарном иконостасе верхнего храма имелись Царские врата, 2 местные иконы Спасителя и Божией Матери в серебряных ризах, по одной иконе в серебряной ризе преподобного Сергия Радонежского и святого Николая Чудотворца , по одной иконе с серебряными венчиками и полями Василия Парийского и Иоанна Предтечи ; над местными иконами Спасителя и Божией Матери располагались иконы Рождества Христова и Благовещения в серебряных ризах, над Царскими вратами — иконы Спасителя с серебряными полями и тремя венцами. В алтаре нижнего храма имелось горнее место, в восточной сторожке алтаря 2 местные большие иконы без риз, 2 малые иконы двунадесятых праздников , причём икона Рождества Христова в серебряной ризе, 4 малые иконы в клеймах без риз. В предалтарном иконостасе нижнего храма имелись Царские врата, 2 местные иконы Спасителя и Божией Матери в серебряных ризах, икона в серебряной ризе преподобного Сергия Радонежского; в верхнем ярусе по одной иконе Спасителя, Богородицы, Иоанна Крестителя, 4 иконы святых Апостолов ; над Царскими вратами икона Тайной вечери в серебряной ризе; в разных местах иконостаса 16 икон в клеймах без риз .
19 января 1933 года президиум Курского городского Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов постановил расторгнуть договор с Сергиевской религиозной общиной от 1 февраля 1932 года об аренде церковных зданий . В этом же году властями было принято решение уничтожить собор, однако усилиями курских художников П. К. Лихина и Г. А. Шуклина здание удалось сохранить .
Храм был закрыт в 1934 году . С 1935 года до Великой Отечественной войны второй этаж занимала новообразованная Областная картинная галерея , открытая 12 сентября 1935 года, для создания которой из художественного отдела краеведческого музея было выделено около двухсот экспонатов (произведения западноевропейской и русской живописи , а также картины курских художников) , а на первом была художественная студия; в сентябре 1941 году туда же перевели антирелигиозный музей, который в начале оккупации был разграблен, а уцелевшее имущество антирелигиозного музея в ноябре 1941 года было перевезено в краеведческий музей . Наиболее ценные из неэвакуированных в Уфу экспонатов картинной галереи были замурованы сотрудниками в стене соборного подвала, однако тайник был обнаружен и вскрыт немецко-фашистскими захватчиками , часть картин вывезена в Германию . В канун Рождества 1942 года оккупационные власти разрешили открыть собор для богослужений . После войны Сергиево-Казанский собор уже не закрывался . В середине XX века храмы собора были переосвящены: верхний храм был освящён во имя Преподобного Сергия Радонежского , а нижний — в честь Казанской иконы Божией Матери .
Очередной капитальный ремонт здания собора был завершён в сентябре 1956 года: отремонтировано калориферное отопление , в верхнем храме выполнен ремонт резного деревянного иконостаса с восстановлением его позолоты и реставрацией церковной живописи .
Согласно Закону РСФСР «О свободе вероисповеданий» 23 марта 1993 года произведена регистрация Сергиево-Казанского собора Курской епархии Русской Православной Церкви (Московский патриархат) . 2 ноября 1999 года в соответствии с Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 года возобновлена регистрация религиозной организации — приход Сергиево-Казанского собора г. Курска .
В 1997 году, после возвращения здания храма Успения Богородицы католической общине, архиепископ Ювеналий (Тарасов) благословил передачу ей бронзового Распятия работы итальянского мастера С. Альбано (1886), с 1930-х годов располагавшегося в северо-восточном углу трапезной нижнего храма Сергиево-Казанского собора .
К торжествам 250-летия со дня рождения Серафима Саровского на территории собора по проекту архитекторов Валерия Михайлова и Александра Гамова и на средства благотворителя В. Н. Зюкина и Курского землячества в Москве была построена водосвятная часовня в честь преподобного Серафима , освящённая 20 июля 2004 года . В это же время у стены собора, на том месте, куда упал с деревянных лесов, но остался жив и невредим семилетний Прохор Мошнин (будущий Серафим Саровский), была установлена подаренная Патриархом Московским и всея Руси Алексием II сень . В 2010 году ко дню памяти преподобного Серафима Саровского (15 января по новому стилю ) был полностью обновлён иконостас придела Серафима Саровского в нижнем храме собора .
Проведённая после 2005 года «реставрация» не может быть расценена иначе, чем варварство: старинный фигурный паркет из ценных пород дерева в верхнем храме был заменён линолеумом, а традиционные синие с золотыми звёздами купола собора были заменены похожим новоделом из металла с нитрид-титановым покрытием под золото.
-
Часовня в честь Серафима Саровского у Сергиево-Казанского собора -
Сень на месте падения Прохора Мошнина
Архитектура и убранство храма
Внешний облик
Стройный, лёгкий, богато украшенный храм в стиле барокко с ребристыми куполами , разорванными фронтонами , многочисленными окнами разной величины, пропорций и рисунков. Собор представляет собой в плане прямоугольник около 16 метров в ширину и около 33 метров в длину с пятигранной алтарной апсидой . Условно всё здание собора можно разделить на алтарную часть, собственно храм, трапезную и притвор .
Алтарный пятигранный выступ (апсида) представляет собой прямоугольник со скошенными северо-восточным и юго-восточным углами и с небольшой дугой в середине. Размеры алтарного выступа нижней церкви: длина 3,5 м, ширина 7,8 м, верхней церкви — соответственно 5,9 м и 9,3 м .
Главная часть собора — двухэтажное здание, завершающееся четвериком , несущим с помощью распалубок восьмигранный купол ( восьмерик ) с восемью окнами- люкарнами . В центре купола — фонарь на четыре окна, с которого вверх устремляется глава купола, увенчанная золотым крестом . Стены основного объёма собора и алтарного выступа разделены по горизонтали карнизами . Фасады собора характеризуются довольно скромной лепной отделкой: на стенах каждого этажа сдвоенные пилястры завершаются капителями сложного ордера (второй этаж) или изысканными картушами (первый этаж), картуши такого же рисунка помещены над четырьмя окнами фонаря главного корпуса; наличники окон каждого этажа имеют различный рисунок и украшены лепными головками херувимов , что придаёт собору особую праздничность . Купола окрашены в синий цвет с позолоченными звёздами, что также усиливает впечатление богатства и праздничности .
Толщина стен трапезной нижнего храма 1,8 м, а верхнего — 1,4 м; в главной части нижнего храма толщина стен составляет 2,3 м, а во втором этаже — 1,75 м. Большая толщина стен главной части обусловлена тем, что на них опирается как бы третий этаж ( второй свет ), на котором покоятся восьмерик и фонарь с главой .
Колокольня , имеющая три яруса и высоту 46 метров, располагается в западной части здания, будучи связанной с собственно храмом двухэтажной трапезной. В качестве постамента для колокольни служит притвор нижнего храма, равный по высоте первому этажу собора. Толщина стен постамента колокольни (притвора нижнего храма) велика: наружной — 3,9 м, внутренней — 3,29 м, это обусловлено тем, что эта кирпичная кладка несёт на себе массу всей колокольни собора . Первым ярусом колокольни одновременно является притвор верхнего храма, отсюда (с уровня второго этажа) в северной стене колокольни устроена лестница, ведущая на колокольню. Второй и третий ярусы колокольни украшены колоннами ионического ордера , которые придают ей стройность и торжественность. Купол-восьмерик завершает колокольню и несёт четырёхсветный фонарь, который, в свою очередь, увенчан главой .
С западной стороны к колокольне пристроена выполненная в стиле классицизма лестничная клетка, фасад которой украшен шестью высокими колоннами ионического ордера .
-
Второй и третий ярусы колокольни с куполом-восьмериком и четырёхсветным фонарём -
Лестничная клетка с 6 колоннами -
Элементы лепной отделки наружных стен
Внутреннее убранство
Нижний храм
На стенах нижнего яруса лестничной клетки, расположенной сразу за входом в собор, изображены святые равноапостольные Кирилл и Мефодий , преподобные Антоний и Феодосий Печерские , благоверный великий князь Александр Невский и другие русские святые. Эти изображения являются копиями нестеровских росписей Владимирского собора в Киеве . В восточном направлении отсюда располагается вход в притвор нижнего храма, а справа и слева от него — по каменной лестнице, каждая из которых ведёт в верхний храм. Притвор нижнего храма небольшой (4,25 × 4,56 м), с невысокими сводами, на западной его стене справа от входа находится изображение Серафима Саровского вполоборота, на котором преподобный прижимает руку к сердцу. Существует мнение, что изображение святого близко к его прижизненным портретам или копия одного из них, выполненного в первой половине XIX века . В обе стороны (в северном и южном направлениях) от притвора отходят коридоры шириной 1,6 м, перпендикулярно которым в толще стен устроены небольшие камеры размером 4,25 × 1,4 м .
Трапезная нижнего храма имеет невысокий полукруглый свод и глубоко вытянутые оконные проёмы. Её ширина 9,7 м . Детали рам и медальонов и настенные лепные изображения исполнены в скромных, сдержанных тонах. В правой части трапезной располагается небольшой придел во имя преподобного Серафима Саровского. Трапезную от главной части нижнего храма отделяют два выступа боковых стен и два мощных столпа, имеющие поперечные размеры 2,2 × 2,2 м .
-
Трапезная нижнего храма -
Придел во имя преподобного Серафима Саровского
Главная часть нижнего храма имеет ширину 9,9 м и также характеризуется достаточно скромной отделкой. В верхней части свода находится изображение Покрова Пресвятой Богородицы в лепной крестообразной раме, обрамлённой орнаментом в виде раковины . Покатые части свода оформлены лепной сеткой с позолоченными розетками . Иконостас нижнего храма одноярусный, деревянный, украшен резным растительным орнаментом, разделён на шесть частей витыми золочёными полуколоннами. Царские врата находятся в обрамлении двух витых золочёных резных колонн на постаментах с капителями, увенчанными двумя поясными деревянными фигурами ангелов . Иконы датируются концом XIX — началом XX века. Особого внимания заслуживают большие иконы святителей Иоасафа Белгородского и Феодосия Черниговского , расположенные у левого клироса . Примечательно также, что в соборе представлены иконы святых, канонизованных в начале XX века: преподобного Серафима Саровского, святителей Иоасафа Белгородского, Феодосия Черниговского и Питирима Тамбовского (две). На восточной стене нижнего храма перед иконой Божией Матери «Знамение» , которую держат два ангела, изображены преклонившие колени Сергий Радонежский и Серафим Саровский .
-
Интерьер главной части нижнего храма -
Иконостас нижнего храма
Алтарь имеет размеры 7,8 × 3,5 м. В центре невысокого алтарного свода куполообразной формы находится изображение Новозаветной Троицы , очерченное лепным растительным орнаментом. Лепные изображения херувимов украшают два глубоких оконных проёма стрельчатой формы. На горнем месте располагается икона, изображающая воскресшего Спасителя, — витраж современной работы. На двух столпах, обрамляющих в западной части алтаря Царские врата, запечатлены святитель Григорий Двоеслов и святитель Иоасаф Белгородский .
Верхний храм
Подъём в верхний храм возможен с нижнего яруса лестничной клетки по двум широким серым гранитным лестницам, расположенным слева и справа от последнего. На примыкающих к лестницам стенах размещены росписи на евангельские сюжеты. Обе двухмаршевые лестницы сходятся на площадке верхнего яруса лестничной клетки, от неё начинается ведущая в верхний храм широкая лестница .
Притвор верхнего храма является первым ярусом трёхъярусной колокольни. Трапезная небольших размеров (длина — 10 м, ширина — 12,84 м) , имеет 12 окон, которые размещены в два света. От главной части верхнего храма трапезную отделяют два столпа крестообразной формы, на которых изображены преподобный Серафим Саровский и святитель Иоасаф Белгородский, и выступы стен, повторяющие в рисунке половину столба. В юго-восточном и северо-восточном углах трапезной размещены иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» и великомученика Пантелеймона .
В главной части верхнего храма, имеющей ширину 12,4 м и длину 11,07 м , располагается восемнадцатиметровый позолоченный резной иконостас, созданный неизвестными крепостными мастерами — резчиками по дереву в XVIII веке и заполняющий по ширине всю алтарную преграду. Иконостас является настоящим произведением искусства: обращают на себя внимание фигурность и выпуклость резьбы из цельного дерева, безукоризненное соблюдение симметрии и деталей, цельность резных колонн с тонкими перехватами, сохранившаяся до нашего времени позолота; его тонкие позолоченные переплетения красочно освещаются через окна, устроенные в верхней части собора. Свешивающееся на цепях из-под купола сложное богатое ниспадающее позолоченное паникадило удачно дополняет иконостас .
Иконостас двумя карнизами разделён по горизонтали на три яруса, в которых размещаются 56 икон. Три основных ряда из 18 больших икон соответствуют этим ярусам. Карниз над первым ярусом более пышный и вынесен сильнее, чем карниз над вторым ярусом. В первом ряду находятся местные иконы. Справа и слева от Царских врат расположены соответственно икона Спасителя и Смоленская икона Божией Матери . Обе иконы размещены в киотах , образованных четырьмя орнаментированными колоннами в форме бутылки. Двумя арочными изгибами карниза первого яруса киоты попарно соединяют капители этих колонн. На капителях располагаются деревянные резные фигуры ангелов , по две на каждой. Во втором основном ряду икон по бокам от центральной части деисуса размещены изображения двенадцати апостолов . Третий основной ряд, находящийся в третьем ярусе иконостаса, содержит три иконы: « Воскресение Иисуса Христа », « Снятие с креста » и « Положение во гроб ». Иконостас завершается изображением Господа Саваофа в раме, вершину которой венчает царственный венец с крестом. По сторонам от креста на карнизе третьего яруса размещены две большие деревянные фигуры трубящих ангелов. Ещё десять резных фигур ангелов, но меньшего размера, расположены по вертикали в центральной части иконостаса и по краям его вершины. 35 небольших икон, размещённых в медальонах, дополняют описанные три основных ряда. Двенадцать небольших икон посвящены двунадесятым праздникам и составляют праздничный ряд в нижней части второго яруса. Пророческий ряд представлен лишь двумя иконами, расположенными в левой и правой частях иконостаса над карнизом третьего яруса. Другие небольшие иконы посвящены евангельским сюжетам и размещены в верхних частях первого и второго ярусов .
Непосредственно перед иконостасом находятся два больших резных позолоченных киота, которые гармонично сочетаются в стилевом отношении с двумя центральными киотами икон местного ряда и огораживают пространство клиросов. В правом киоте располагаются иконы преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского, а в левом — Казанская икона Божией Матери и список с подлинника Курской Коренной иконы Божией Матери «Знамение» . У южной и северной стен находятся ещё два, но более скромных, резных киота .
-
Иконостас верхнего храма -
Интерьер главной части верхнего храма
-
Царские врата алтаря верхнего храма -
Левый резной киот в главной части верхнего храма со списком с подлинника Курской Коренной иконы Божией Матери «Знамение»
Всё пространство основной части верхнего храма обильно заполнено солнечным светом, который проникает через 18 окон, расположенных в три света на северной и южной стенах. Освещение дополняют восемь люкарн купола и четыре оконных проёма фонаря . В своде венчающего купол собора фонаря находится позолоченное барельефное изображение Господа Саваофа, а ниже его на сводах купола в два пояса расположены изображения архангелов (верхний пояс из восьми росписей) и святителей и учителей Церкви (нижний пояс). На парусах свода четверика находятся барельефы апостолов-евангелистов . На западной стене основной части храма размещена икона Седьмого Вселенского собора . Интерьер южной и северной стен этой части верхнего храма украшен пилястрами с позолоченными капителями, завершающимися лепными головками херувимов, а также небольшими иконописными медальонами .
Алтарь верхнего храма размещается в пятигранном выступе, центральная грань которого является не плоской, а выгнутой кнаружи. В апсиде алтаря находится изображение Воскресения Иисуса Христа на подсвечиваемом стекле, справа и слева от него расположены образы святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста над жертвенником. На образующих Царские врата и боковые входы в алтарь двух мощных столпах помещены изнутри изображения святителя Митрофана Воронежского и неустановленного ветхозаветного святого (по всей видимости, Гедеона ). Куполообразный свод алтаря венчает горельеф Новозаветной Троицы .
Святыни
В Сергиево-Казанском соборе находится икона Сергия Радонежского с мощами святого и частица мощей преподобного Серафима Саровского. В верхнем храме хранится рака с мощами более 40 святых, в том числе Марии Магдалины , апостолов Андрея Первозванного , Матфея , Иакова, брата Господня ; пророка Даниила , праведных Лазаря , Анны , Прокопия, великомученицы Варвары , Алексия, человека Божьего ; благоверных князей Александра Невского , Георгия Владимирского, Владимира Киевского , преподобного Зосимы Соловецкого , Иоанна Воина .
До нашего времени также сохранилось напрестольное Евангелие в серебряном вызолоченном окладе чеканной работы, напечатанное в годы правления императора Петра I и патриаршества Адриана . Это Евангелие имеет высоту 60 см, ширину 40 см и весит 16 кг .
В нумизматике
1 марта 2011 года Банком России на Санкт-Петербургском монетном дворе в серии «Памятники архитектуры России» тиражом 7500 штук была выпущена серебряная памятная монета «Сергиево-Казанский собор, г. Курск» номиналом 3 рубля и весом 33,94 (±0,31) г (каталожный номер: 5111-0208, художник — Л. А. Евдокимова, скульптор — А. А. Долгополова). На реверсе монеты в центре на зеркальном поле диска в картуше изображён Сергиево-Казанский собор, рядом с ним очертания деревьев, а на матовом поле картуша — растительный орнамент и надписи: справа вверху — «СЕРГИЕВО-КАЗАНСКИЙ СОБОР», внизу — «КУРСК» .
Комментарии
- Постановление Совета министров РСФСР № 1327 от 30 августа 1960 года «О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР» .
- Постановление Главы администрации Курской области № 209 от 28 апреля 1992 года .
- Свидетельство № 170 от 23 марта 1993 года .
- Свидетельство о регистрации № 114-р от 2 ноября 1999 года .
- Крест отлит в виде двух неотёсанных брёвен, что является характерным для произведений западноевропейского искусства, в цокольной части имеется надпись на латинском языке: «ET INCLINATO CAPITE EMISIT SPIRITUM» («И преклонив главу, испустил дух»), под евангельской цитатой имя скульптора — S. Albano — и римская дата — MDCCCLXXXVI (1886). В Сергиево-Казанский собор это распятие из лютеранской кирхи во имя святых апостолов Петра и Павла, закрытой в 1924 году, по всей видимости, попало при формировании в нижнем храме собора антирелигиозного музея .
Примечания
- ↑ Курск // Города России: энциклопедия. — М. : Большая Российская энциклопедия , 1994. — С. 229—231. — 559 с. — 50 000 экз. — ISBN 5-85270-026-6 .
- ↑ Степанов В. Б. // Пешком по городу. Путеводители по историческому центру г. Курска. — Курск: ИПП Курск, 2006. — С. 67—71. — 368 с. — 1000 экз. — ISBN 5-91267-001-5 .
- ↑ (неопр.) . Памятники истории и культуры народов Российской Федерации . ФГУП ГИВЦ Минкультуры России (2008—2011). Дата обращения: 11 октября 2015. Архивировано из 5 марта 2016 года.
- ↑ (неопр.) Официальный сайт Администрации Курской области . Комитет информатизации, государственных и муниципальных услуг Курской области (19 июня 2014). Дата обращения: 24 октября 2015.
- ↑ Ласочко Л. С., Потаскаева Т. Н. Сергиево-Казанский собор // Из истории храмов Курской епархии: г. Курск, Курский, Глушковский, Кореневский, Рыльский, Хомутовский районы / Под редакцией В. Л. Богданова, Н. А. Елагиной. — Курск: ОКУ «Госархив Курской области», 2013. — С. 16—19. — 237 с. — 200 экз.
- ↑ Владимирова Е. Сергиево-Казанский кафедральный собор // Великие храмы России / Под редакцией А. Богословского. — М. : Эксмо , 2012. — С. 114—115. — 256 с. — 4000 экз. — ISBN 978-5-699-53662-7 .
- ↑ Кафедральный Сергиево-Казанский собор // Курские святыни: утерянные и сохранённые. — Курск: ООО «Регион-Пресс», 2011. — С. 3—4. — 30 с. — 1150 экз.
- ↑ Виктор Крюков. (неопр.) Газета «Городские известия», №76 (3247), 2012 г. (26 июня 2012). Дата обращения: 27 июня 2012. Архивировано из 1 февраля 2014 года.
- ↑ (неопр.) . Сергиево-Казанский собор . Сергиево-Казанский собор Курска (2015). Дата обращения: 10 октября 2015. Архивировано из 20 ноября 2015 года.
- ↑ Лебедев В. Л. Сергиево-Казанский кафедральный собор // Курск: Краеведческий словарь-справочник / Под редакцией Ю. А. Бугрова . — Курск: ЮМЭКС, 1997. — С. 354. — 495 с. — 10 000 экз. — ISBN 5-89365-005-0 .
- ↑ Лебедев В. Л., Лебедев Л. А. // Курский край. Краеведческие чтения. Выпуск IV. — Курск, 1990. — 100 экз.
- Бугров Ю. А. // . — Курск: МУ «Издательский центр «ЮМЭКС», 2003. — 104 с. — 50 экз. 17 ноября 2015 года.
- Ларионов С. И. Описание Курского наместничества. — М. : Вольная типография Пономарёва, 1786. — С. 41. — 190 с.
- Зорин А. В. (неопр.) . Малая Курская Энциклопедия (МКЭ) . Гойзман Ш. Р. (2004—2014). Дата обращения: 11 октября 2015. 17 ноября 2015 года.
- В единении — спасёмся (рус.) // Курские епархиальные ведомости. — Курск: Курская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат), 2015. — № 19—20 (387—388) . — С. 2 .
- ↑ (неопр.) . Культурное наследие соловьиного края. 2015 . АО «Коммерсантъ» (9 декабря 2015). Дата обращения: 27 декабря 2015. 27 декабря 2015 года.
- Евгений Новиков. (неопр.) . Еженедельник « Друг для друга », № 41 (1095), 2015 г. (6 октября 2015). Дата обращения: 21 октября 2015. 17 ноября 2015 года.
- Бугров Ю. А. // . — Курск: МУ «Издательский центр «ЮМЭКС», 2003. — 104 с. — 50 экз. 17 ноября 2015 года.
- Низовский А. Ю. Саровская пустынь // Самые знаменитые монастыри и храмы России. — М. : Вече, 2000. — С. 215—217. — 464 с. — 10 000 экз. — ISBN 5-7838-0578-5 .
- Серафим Саровский (в миру — Мошнин Прохор Исидорович) // Курск: Краеведческий словарь-справочник / Под редакцией Ю. А. Бугрова . — Курск: ЮМЭКС, 1997. — С. 352. — 495 с. — 10 000 экз. — ISBN 5-89365-005-0 .
- (неопр.) . Официальный сайт Курской епархии . Курская епархия (7 февраля 2010). Дата обращения: 10 октября 2015. 9 июля 2012 года.
- Габель В. Ф., Гулин И. Н. Курск. — М. : Государственное издательство литературы по строительству и архитектуре, 1951. — С. 17. — 88 с. — 6000 экз.
- ↑ Сергиево-Казанский собор. — Курск: Регион-Пресс, 2015. — 20 с.
- Владимир Степанов. (неопр.) . Газета « Курская правда », № 790 (24631), 2009 г. (11 февраля 2009). Дата обращения: 28 октября 2012. Архивировано из 4 марта 2016 года.
- ↑ Бугров Ю. А. // . — Курск: МУ «Издательский центр «ЮМЭКС», 2003. — 104 с. — 50 экз. 17 ноября 2015 года.
- ↑ Самсонов В. И., Яжгур М. И. Сергиево-Казанский собор // Курск. Путеводитель по историческим и памятным местам. — Курск: Курское книжное издательство, 1962. — С. 41—42. — 156 с. — 20 000 экз.
- ↑ Теплицкий М. Л. Сергиево-Казанский кафедральный собор. 1762—1778 г.г. // Автографы в камне. Архитектурная летопись Курска. — Курск: Курская городская типография, 2001. — С. 31—32. — 1000 экз. — ISBN 5-8366-0224-1 .
- ↑ Танков А. А., Златоверховников Н. И. // Путеводитель по Курску. — Курск, 1902. — С. 24—25.
- ↑ Владимир Степанов. (неопр.) . Газета « Курская правда », № 18, 2014 г. (20 февраля 2014). Дата обращения: 25 октября 2015. Архивировано из 5 марта 2016 года.
- Антон Филиппов. (неопр.) . Еженедельник « Друг для друга », №30 (980), 2013 г. (23 июля 2013). Дата обращения: 21 октября 2015. 30 декабря 2013 года.
- Грива Т. А. (неопр.) Курск дореволюционный (22 сентября 2013). Дата обращения: 21 октября 2015. 1 февраля 2014 года.
- Тарасова Н. И. // . — Курск: РПК «Orange», 2012. — С. 20—28. — 85 с. 1 февраля 2014 года.
- Тарасова Н. И. Манёвры // Курск: Краеведческий словарь-справочник / Под редакцией Ю. А. Бугрова . — Курск: ЮМЭКС, 1997. — С. 225. — 495 с. — 10 000 экз. — ISBN 5-89365-005-0 .
- Владимир Степанов. (неопр.) (недоступная ссылка —) . Газета «Городские известия», №109 (3280), 2012 г. (11 сентября 2012). Дата обращения: 21 октября 2015.
- Погрецкая Н. М. Картинная галерея областная им. А. А. Дейнеки // Курск: Краеведческий словарь-справочник / Под редакцией Ю. А. Бугрова . — Курск: ЮМЭКС, 1997. — С. 161—163. — 495 с. — 10 000 экз. — ISBN 5-89365-005-0 .
- (неопр.) . Областное бюджетное учреждение культуры «Курская государственная картинная галерея имени А. А. Дейнеки» . ОБУК «Курская государственная картинная галерея имени А. А. Дейнеки» (1935—2015). Дата обращения: 14 октября 2015. Архивировано из 27 ноября 2015 года.
- Кузнецова Л. А. Музей антирелигиозный курский // Курск: Краеведческий словарь-справочник / Под редакцией Ю. А. Бугрова . — Курск: ЮМЭКС, 1997. — С. 245. — 495 с. — 10 000 экз. — ISBN 5-89365-005-0 .
- Елена Смирнова. (неопр.) . Газета « Курская правда », № 122, 2013 г. (10 октября 2013). Дата обращения: 26 октября 2015. Архивировано из 26 ноября 2015 года.
- Алексей Пищулин. (неопр.) . Еженедельник « Друг для друга », № 29 (1083), 2015 г. (14 июля 2015). Дата обращения: 21 октября 2015. 27 ноября 2015 года.
- Склярук В. И., Логачев Н. Ф., Озеров Ю. В. // Старые курские открытки. Каталог иллюстрированных почтовых карточек 1899—1930 годов с объяснением видов города. — 2-е издание, исправленное и дополненное. — Курск: Пресс-Факт, 2005. — С. 306. — ISBN 5-86354-106-7 .
- ↑ Юрий Озеров. (неопр.) . Газета « Курская правда », № 81, 2011 г. (12 июля 2011). Дата обращения: 26 октября 2015. Архивировано из 17 ноября 2015 года.
- Александр Лукьянов. (неопр.) . «Вести.Ru» (20 июля 2004). Дата обращения: 29 июня 2012. 17 ноября 2015 года.
- Людмила Кутыкина. (неопр.) . Газета «Городские известия», №6 (2866), 2010 г. (16 января 2010). Дата обращения: 11 июня 2012. (недоступная ссылка)
- ↑ Левченко В. В., Грива Т. А. Встреча с Курском. Путеводитель-справочник. — Курск: «Курск», 1993. — С. 50. — 175 с. — 25 000 экз.
- ↑ Гузанов В. Г., Троян С. П., Гнездилов Г. В., Гребенюк О. Н. Курск. Фотоальбом. — М. : Планета, 1982. — С. 34—37. — 35 000 экз.
- Ирина Смирнова. (неопр.) . Еженедельник « Друг для друга », № 37 (779), 2009 г. (15 сентября 2009). Дата обращения: 21 октября 2015. 4 марта 2016 года.
- (неопр.) . База данных по памятным и инвестиционным монетам . Банк России (2000—2015). Дата обращения: 11 октября 2015. 24 декабря 2013 года.
- Ирина Владимирова. (неопр.) . Еженедельник « Друг для друга », № 9 (855), 2011 г. (1 марта 2011). Дата обращения: 21 октября 2015. 4 марта 2016 года.
Литература
- Владимирова Е. Сергиево-Казанский кафедральный собор // Великие храмы России / Под ред. А. Богословского. — М. : Эксмо , 2012. — С. 114—115. — 256 с. — 4000 экз. — ISBN 978-5-699-53662-7 .
- Гузанов В. Г., Троян С. П., Гнездилов Г. В., Гребенюк О. Н. Курск. Фотоальбом. — М. : Планета, 1982. — С. 34—37. — 35 000 экз.
- Кафедральный Сергиево-Казанский собор // Курские святыни: утерянные и сохранённые. — Курск: Регион-Пресс, 2011. — С. 3—4. — 30 с. — 1150 экз.
- Ласочко Л. С., Потаскаева Т. Н. Сергиево-Казанский собор // Из истории храмов Курской епархии: г. Курск, Курский, Глушковский, Кореневский, Рыльский, Хомутовский районы / Под ред. В. Л. Богданова, Н. А. Елагиной. — Курск: Госархив Курской области, 2013. — С. 16—19. — 237 с. — 200 экз.
- Лебедев В. Л. Сергиево-Казанский кафедральный собор // Курск: Краеведческий словарь-справочник / Под ред. Ю. А. Бугрова . — Курск: ЮМЭКС, 1997. — С. 354. — 495 с. — 10 000 экз. — ISBN 5-89365-005-0 .
- Лебедев В. Л., Лебедев Л. А. // Курский край. Краеведческие чтения. Выпуск IV. — Курск, 1990. — 100 экз.
- Левченко В. В., Грива Т. А. Сергиево-Казанский кафедральный собор // Встреча с Курском. Путеводитель-справочник. — Курск: Курск, 1993. — С. 50. — 175 с. — 25 000 экз.
- Левченко В. В., Грива Т. А. Сергиево-Казанский кафедральный собор // Музеи и памятники Курской области. Путеводитель-справочник. — Курск: Сеймъ, 1996. — С. 125. — 256 с. — 15 000 экз.
- Самсонов В. И., Яжгур М. И. Сергиево-Казанский собор // Курск. Путеводитель по историческим и памятным местам. — Курск: Курское кн. изд-во, 1962. — С. 41—42. — 156 с. — 20 000 экз.
- Сергиево-Казанский собор. — Курск: Регион-Пресс, 2015. — 20 с.
- Склярук В. И., Логачев Н. Ф., Озеров Ю. В. // Старые курские открытки. Каталог иллюстрированных почтовых карточек 1899—1930 годов с объяснением видов города. — 2-е изд., испр. и доп. — Курск: Пресс-Факт, 2005. — С. 306. — ISBN 5-86354-106-7 .
- Степанов В. Б. // Пешком по городу. Путеводители по историческому центру г. Курска. — Курск: Курск, 2006. — С. 67—71. — 368 с. — 1000 экз. — ISBN 5-91267-001-5 .
- Теплицкий М. Л. Сергиево-Казанский кафедральный собор. 1762—1778 гг // Автографы в камне. Архитектурная летопись Курска. — Курск: Курская гор. тип, 2001. — С. 31—32. — 1000 экз. — ISBN 5-8366-0224-1 .
Ссылки
- (неопр.) . Сергиево-Казанский собор . Сергиево-Казанский собор Курска (2015). Дата обращения: 10 октября 2015. Архивировано из 20 ноября 2015 года.
- (неопр.) . Официальный сайт Курской епархии . Курская епархия (2012). Дата обращения: 10 октября 2015.
- (неопр.) . Официальный сайт Курской епархии . Курская епархия (7 февраля 2010). Дата обращения: 10 октября 2015. 9 июля 2012 года.
- (неопр.) . Святыни земли Курской . Курская областная научная библиотека им. Н. Н. Асеева (2011). Дата обращения: 10 октября 2015.
- (неопр.) Официальный сайт Администрации Курской области . Комитет информатизации, государственных и муниципальных услуг Курской области (19 июня 2014). Дата обращения: 24 октября 2015.
- (неопр.) . Памятники истории и культуры народов Российской Федерации . ГИВЦ Минкультуры России (2008—2011). Дата обращения: 11 октября 2015. Архивировано из 5 марта 2016 года.
- на сайте «Храмы России».
- 2021-07-18
- 1