Interested Article - Ямная культура
- 2020-07-12
- 1
Я́мная культу́ра (точнее — древнея́мная культу́рно-истори́ческая о́бщность ) — археологическая культура эпохи позднего медного века — раннего бронзового века ( 3300 — 2600 гг. до н. э. ). Занимала территорию от южного Приуралья на востоке до Днестра на западе, от Предкавказья на юге до среднего Поволжья на севере. Эта культура была выделена В. А. Городцовым в 1905 году для отличия от более поздних катакомбных и срубных культур на этой территории .
Л. С. Клейн в 1975 году выделял западное крыло «ямников» в отдельную нерушайскую культуру . Затем и другие археологи стали так поступать, только дали другое название — .
Хозяйство
Ямная культура была преимущественно кочевой скотоводческой, с элементами мотыжного земледелия вблизи рек и на некоторых городищах . Мотыги при этом изготавливались из костей (рогов). «Ямники» создавали колёсные повозки (телеги). Самые ранние находки в восточной Европе остатков четырёхколёсных повозок обнаружены в подкурганных погребениях ямной культуры (например, «Сторожевая могила» на территории Днепра , могильник у села Ясски в Одесской области, Шумаевский могильник в Оренбуржье и т. д.).
Металлическое сырьё «ямники» добывали в Каргалинском горнометаллургическом центре .
Погребения
Характерной чертой ямной культуры является захоронение умерших в ямах под курганами в положении лёжа на спине, с согнутыми коленями. Тела посыпались охрой . Захоронения в курганах были множественными и зачастую производились в разное время. Обнаружены также захоронения животных (коровы, свиньи, овцы, козы и лошади). В степной полосе от реки Дунай на западе до верховьев реки Маныч на востоке насчитывается примерно 160 погребений ямной культуры с остатками колесного транспорта (колёс, возов), а также их глиняные модели и остатки рисунков. Древнейшие из находок датируются по калиброванной шкале 32 веком до н. э. .
Четырёхколёсные повозки были обнаружены на берегу реки Ялпух на юго-западе Молдавии, у села Маяки на левобережье Нижнего Днестра, у села Софиевка на реке Ингулец, ещё в одном погребении на Ингуле. Остатки двухколесной повозки происходят из ямного погребения кургана Сторожевая могила у города Днепр. Ещё одна повозка обнаружена в могильнике Первоконстантиновка у Каховки, а остатки двухколесной повозки — у села Аккермень на Мелитопольщине. По одному колесу найдено в ямном погребении у города Ростова, в погребении кургана 7 могильника Герасимовка I, Шумаево II в Приуралье. В Шумаево ОК II/2 найдено 3 колеса, Изобильном I 3/1 — 4 имитации колёс . Оба колеса двухколёсной деревянной арбы из Сторожевой могилы ямной культуры под городом Днепр (III тысячелетие до н. э.) были сделаны из сплошного куска дерева, рассечённого продольно, с круглыми отверстиями для оси и толстыми ступицами .
В районе Самары было найдено захоронение двух людей древностью 3 800 лет. Тела положены рядом друг с другом, лицом к лицу. Как показал анализ исследованного материала, оба человека умерли от чумной палочки, которая имела генетический тип, схожий с Юстиниановой чумой , и обладала способностью жить в блохах и таким образом ускоренно передаваться от человека к человеку. Учитывая что чумная палочка из-под Самары является древнейшим примером подобной мутации у чумы, учёные подтвердили, что массивная миграция населения именно из ямной культуры дошла до Европы , породила в итоге Культуру шнуровой керамики , а в Центральной Азии и на Алтае — Афанасьевскую культуру . Анализы останков других европейских культур — Срубной , Синташтинской , Потаповской и Андроновской , подтверждают, что чумная палочка имеет связанные генетически линии с той, которую нашли около посёлка Михайловский. Эти культуры представляют собой пример обратной миграции , которую проводили земледельцы этих культур из Европы, вплоть до Центральной Азии.
Преемственность
Ямная культура берёт начало от хвалынской культуры в среднем течении Волги и от среднестоговской культуры в среднем течении Днепра . Ямную культуру на востоке сменяет полтавкинская культура , на западе — катакомбная культура . Кеми-Обинская культура Крыма является дериватом ямной культуры.
Ранее ямники считались носителями праиндоиранского языка , однако следов археологического влияния ямной культуры в Средней и Южной Азии не найдено. Также лингвистические исследования говорят о том, что языки индоиранской группы могли прийти в Южную Азию не 3000 — 2500 лет до нашей эры, а позднее — между 2300—1200 гг. до н. э. (андроновская культура). Таким образом, не наблюдается массовой миграции степняков ямной культуры в Южную Азию в раннем бронзовом веке; однако, возможно, шла миграция от степных культур в поздний бронзовый век.
В исследовании от 2018 года, опубликованном в журнале Science , была проведена обширная работа по генетическому исследованию и сравнению разных культур и периодов с целью уточнения миграций ямной культуры и её влияния на распространению индоевропейцев и индоевропейских языков . Исследователи, опираясь на степную и курганную гипотезы, постарались сопоставить генетические исследования с археологией и лингвистическими экспертизами языков. Согласно им, ямная культура (3600—2300 года до н. э.) при миграции с западной части Евразии пришла в Европу и Азию в раннем бронзовом веке (~ 3000 г. до н. э.) и принесла с собой индоевропейские языки, плюс, возможно, владение лошадьми . Однако в новом исследовании 74-х образцов от людей из Средней Азии и Анатолии это не подтверждается. Древние носители этих геномов владели лошадьми и умели их разводить как домашних животных, но эти люди — ботайцы — не были близки по генетике ямной культуре. Также выявлены несколько путей миграции в Южную Азию , при этом по времени они были и раньше ямной культуры и позже, но не попадали по срокам на время развития ямной культуры.
Таким образом, не было найдено доказательств того, что именно ямная культура массивной миграцией привнесла в бронзовом веке в Анатолию индоевропейские языки. При этом сами ИЕ языки в Анатолии уже были, но таким образом ямная культура не имела отношения к их распространению. Ямная культура имела ограниченный прямой генетический эффект именно в Азии, но не в Европе. В генетических скринингах захоронений неолита центральной и западной Европы, влияние ямной культуры имеет подтверждения за период 3000 — 2500 лет до нашей эры, что позволяет предположить происхождение хотя бы некоторых индоевропейских языков в Европе от ямной культуры ( Степная гипотеза ) . Люди ямной культуры, скорее всего, не владели навыками в обучении и приручении лошадей, которыми обладала Ботайская культура. Однако, позиция авторов остается уязвимой: всё, что говорит об одомашнивании ботайцами лошадей, — следы лошадиного молока на стенках сосудов, но пить это молоко можно и без использования лошадей в качестве тяглового или вьючного, или верхового животного. Также отмечается, хетты не составляли большинства населения своей империи (к ним принадлежала лишь знать), что также может быть основанием для определённого скептицизма.
История
В рамках ранней версии курганной гипотезы Марии Гимбутас ямная культура связывалась с поздними протоиндоевропейцами . По её мнению, ареал ямной культуры был территорией распространения праиндоевропейского языка в позднеевропейский период, наряду с более ранней среднестоговской культурой . В настоящее время ямная культура иногда связывается с носителями индоиранских языков ( арии или индоиранцы) .
В развитии ямной культуры выделяют три периода .
- Первый (ранний) этап (1-я половина — середина 3-го тыс. до н. э.) На всей территории ямной культуры распространены однообразные захоронения с лежащими на спине и посыпанными охрой скелетами , ориентированными головой на восток, остродонные и круглодонные сосуды с высоким горлышком, резным, накольчатым и штампованным орнаментом, украшения из раковин и кости, каменные изделия (в том числе зооморфные «скипетры») при почти полном отсутствии металла. Поселения — временные стоянки скотоводов. Уже на раннем этапе отдельные группы племён ямной культуры вторгаются в и на Балканский полуостров .
- Второй этап (3-я — начало 4-й четверти 3-го тыс. до н. э.) Возникают локальные варианты. В причерноморских степях вместе с признаками раннего этапа появляются захоронения на боку с ориентированием головой на запад, яйцеподобные посудины с низким горлом, плоскодонные горшки, шнуровой орнамент, медные изделия (ножи, шила). На западе отдельные племена ямной культуры переходят к оседлости и создают постоянные поселения ( Михайловское поселение , Скала Каменоломня и другие на Нижнем Днепре ).
- Третий этап (конец 3-го — начало 2-го тыс. до н. э.) Локальные отличия нарастают: архаичные обрядовые признаки и инвентарь сохраняются только в Волжско-Уральском варианте. Западнее расширены захоронения со скелетами, не всегда покрытыми охрой, с нестойким ориентированием по сторонам света, ямы с уступами, бескурганные могильники, плоскодонная керамика. Появляются крупные медные изделия (клиновидные топоры , проушные молоты ) и специфичные комплексы костяных украшений с молоткоподобными шпильками, повозки со сплошными колёсами. В конце третьего этапа рост локальных особенностей и распространение новых культур привели к постепенному поглощению и трансформации ямной культуры в катакомбную культуру .
На 2018 год в среде учёных США и стран ЕС, включая Германию и Великобританию, ямная культура признаётся наиболее вероятным кандидатом на культуру, давшую начало некоторым индоевропейским языкам , которые затем распространились по всей Европе . Место образования ямной культуры — пространства между Нижним Доном, Нижней Волгой и Северным Кавказом, время образования — период халколита . Культура, послужившая основой для Ямной, — Хвалынско — среднестоговская . Новотитаровскую культуру , существовавшую в тот же период, что и ямная, из состава Ямной в настоящее время исключают . При миграции и экспансии «ямники» опирались на кочевое скотоводство (крупный и мелкий рогатый скот), употребляли в пищу молочные продукты. Практиковалось овцеводство, при стоянках около рек — рыболовство. Земледелие постоянного типа ещё не применялось. В плане использования колёсного транспорта пересекается с Майкопской культурой — обе одними из первых в истории, стали постоянно применять телеги, запрягаемые волами. Лошадь была известна, но для верховой езды, вероятно, не использовалась. В тот период ямная культура использовала большей частью медные и бронзовые (мышьякового типа бронза) орудия труда и оружие — инструменты, топоры, кинжалы, изготовляемые на основе Циркумпонтийской металлургической провинции и раннего Каргалинского месторождения , использовались также медные образцы из соседней Майкопской культуры .
Палеоантропология
Внешность людей ямной культуры складывалась из смешения трёх разных фенотипов , соответствующей относительно недавнему, для их временного периода, смешению трёх разных популяций-народов. Средний рост мужчин — 175,5 см. Примерно такое же значение имеет рост современных американцев и французов. Немного ниже были мужчины периода мезолита — 173,2 см. Из известных исследованных образцов ДНК, ясно что «ямники» имели преимущественно карие глаза , тёмные волосы. Кожа была светлее чем у европейцев мезолита, но несколько темнее чем у современных северных европейцев. Данный факты объясняются 25 % примеси ДНК от людей, живших на Иранском плато . Впоследствии ямная культура получила новые волны ДНК от носителей из Европы, и в итоге кожа стала светлее. При других тестах дополнительно выяснилось, что европейцы периода мезолита имели в большей своей части голубые глаза и высокий уровень рыжих волос на северо-западе Европы, но ямники имели в своих генах лишь 6 % от этой популяции. [ источник не указан 914 дней ]
Для населения ямной культуры характерны черепа с низким и ортогнатным лицом, низкими орбитами, сильно выступающим носом, сильно наклонным лбом и мощными надбровными дугами. Население культуры в целом не было однородным. У ряда находок выражены резко европеоидные особенности. На севере волго-уральского ареала население могло быть родственным волосовскому и гаринско-борскому, на востоке — терсекско-ботайскому. Также наблюдается сходство с черепами днепро-донецкой и среднестоговской культур. Предположительно носители ямной культуры были потомками пришельцев с запада и местных жителей хвалынской культуры . Носители ямно-полтавкинской культуры отличаются большей долихокефальностью, высоким и узким лицом, чем ранне-ямной .
В частности, антропологи отмечают, что часть носителей ямной культуры имела тип «долихокранный узколицый и высоколицый», причем с резкой горизонтальной профилированностью и сильным выступанием носа, аналогичный типу, широко распространённому на Северном Кавказе и в Закавказье ( куро-аракская и майкопская культуры) .
Другая часть носителей ямной культуры (а именно оставившее могильники Чограй, Лола-Архара и Кривая Лука) имели резко противоположный тип суббрахикранный, с тенденцией к брахикрании, широколицый и высоколицый, с чётко выраженными европеоидными чертами тип (который ещё сохраняется в Прикаспии), аналогии — краниологическая серия из могильника Джарарат (Армения) .
Палеогенетика
По данным на 2017 год представители ямной культуры имели митохондриальные гаплогруппы H, H15b1 , U5 , T2 , T1, T1a1 , U4 , K , W , N1a , J , U2 , I , X , R0a1 . У 11 человек была обнаружены Y-хромосомная гаплогруппа R1b (субклады R1b1a2a2-Z2103 (8), R1b1a2-M269 (1), R1b1a2a-L23* (1) и R1b1a-P297* (1)) и гаплогруппа I2a2 -S12195 (данный образец из местонахождения Улан IV в Ростовской области скорее всего относится к западноманычской катакомбной культуре ) . Субклад I2a2a1b1b обнаружен у западного «ямника» (Bul4, 3012-2900 лет до н. э.) из болгарского Медникарово . У образцов из местонахождений Любаша и Ревова выявлены митохондриальные гаплогруппы C4a2 и U5 . Также были обнаружены Y-ДНК гаплогруппы R1a и J .
В результате изучения генома 69 европейцев, живших от 8000 до 3000 лет назад, исследователи пришли к выводу, что по аутосомным маркерам ямная культура генетически близка к культуре шнуровой керамики . По их мнению, поздненеолитические люди культуры шнуровой керамики с территории Германии унаследовали 3/4 генов носителей ямной культуры, как и большинство современных европейцев. В связи с этим эти исследователи предположили, что современные западноевропейские носители гаплогруппы R1b являются потомками «ямников», переселившихся в Европу после 3000 г. до н. э. Они считают, что эти данные указывают на то, что, как минимум, некоторые из индоевропейских языков Европы имеют степное происхождение . К выводам о широком генетическом влиянии ямной культуры на западную Европу бронзового века приходят и другие исследователи . По их мнению, культура шнуровой керамики появилась в результате экспансии «ямников» в Европу. Также генетически близкими к ямной культуре являются европейские культуры позднего неолита и бронзового века: скандинавская , колоколовидных кубков и унетицкая . В районе Алтая афанасьевская культура не имеет генетических отличий от ямной культуры, что может свидетельствовать о миграции «ямников» на восток .
Эти предположения были подвергнуты критике со стороны исследователей, указывающих на явное противоречие таких гипотез полученным фактическим данным по гаплогруппам обсуждаемых культур. Гаплогруппа R1b не обнаружена в культурах шнуровой керамики. Напротив, последняя содержит родственную гаплогруппу R1a, что и определяет похожесть, но никак не преемственность этих популяционных сообществ. Нет данных и о тестировании других, более ранних культур .
Ямная культура показывает равномерную примесь от охотников-собирателей с Кавказа , как и более ранняя Хвалынская культура . Ботайская культура не содержит генов от кавказских охотников-собирателей. При этом, в генах ботайцев есть древняя восточно-азиатская примесь, которой нет в Хвалынской и Ямной культурах. Разделение между предками Ямной и Ботайской культур произошло 15 000 лет назад, в палеолите . Согласно исследованиям, перемешивания с тех пор между культурами не было, в том числе по мужской линии не было внесения новых генов от Ямной к Ботайской и наоборот. Культуры таким образом развивались каждая сама в себе, не пересекаясь генетически.
К примеру в Ямной культуре Карагаша есть носитель R1b1a2a2c1 — данная группа наблюдается и у других «ямников» и у современного восточно-европейского населения. Ямная культура внесла генетический вклад в современную генетику восточной Европы. Также на Алтае нашли двух женщин, похороненных в Афанасьевской культуре . Они почти неотличимы по генетике от Окуневской культуры — Минусинский бассейн, Алтай. В Окуневской культуре при этом имеется генетическая примесь от Афанасьвской и Ямной культур в 10—20 %.
По данным исследования 2015 года, люди ямной культуры представляли собой смесь трёх мезолитических популяций, сложившихся после последнего оледенения . Доминирующая популяция — восточноевропейские охотники-собиратели (EHG) — до 85 %, гаплогруппы R1a и R1b. Следом произошло смешивание с кавказскими охотниками-собирателями (CHG) — 15—25 % генов, гаплогруппа J . Третья составляющая — западные охотники-собиратели (WHG) , — 6 % генома, это охотники с запада Европы, их предки — кроманьонцы ( Граветтская культура позднего типа), гаплогруппы I и в меньшей степени также C1a2 и F . Образцы, полученные от элиты ямной культуры, которую хоронили в курганах, это в основном R1b-Z2103 — восточная ветвь европейского древа R1b. Другие ветви R1b отсутствуют, это связано видимо с преобладанием одного знатного рода среди элиты Ямной культуры, которую и хоронили с почётом. Субклады R1b — DF27, U152 достигли Германии между 2500—2000 годами до н. э. Это совпадает с постепенной миграцией людей ямной культуры в Европу [ источник не указан 914 дней ]
Единственный образец ДНК среди элиты «ямников», не относящийся к R1b, это I2a2a-L699, относимый к западным охотникам-собирателям. Видимо это была относительно немногочисленная миграция с запада в Восточную Европу, затем пошедшая вспять. Ни одна современная популяция не повторяет подобное сочетание ДНК материала. Наиболее близкими к генетике ямников современными популяциями считаются шотландцы, скандинавы, жители стран Балтики. У жителей Балтийских стран почти не обнаруживается примесь от кавказских охотников-собирателей, в их генетике преобладает доля восточноевропейских охотников-собирателей. Таким образом, они унаследовали генетику через культуру боевых топоров (шнуровой керамики). Носителями Y-хромосомной ветви R1b также являлись кочевники железного века ( киммерийцы , скифы и сарматы ) .
Исследования ДНК показали, что около 4000 лет назад в Великобританию и Ирландию пришли волны миграции из Унетицкой культуры , имевшей место возникновения в Центральной Европе . Современные шотландцы , валлийцы и ирландцы несут высокий процент смешанных Кельто - германских гаплогрупп R1a (L664 и Z283) и R1b (P312 и U106). В итоге эти народы наиболее близки к ямной культуре по патрилинейному наследованию. Интересно, что эти же народы имеют генетическую примесь, также представленную в историческом регионе — Гедросия — древнее название сухого горного региона на юге современного Ирана и Пакистана , а также в Белуджистане , на юго-западе Пакистана. Это говорит об активной миграции индоевропейцев в древности. Из современных народов генетически близки к ямной культуре оказались калаши Гиндукуша в Пакистане . У представителей ямной культуры определили непереносимость лактозы .
Галерея
См. также
Примечания
- . . Дата обращения: 26 февраля 2022. 26 февраля 2022 года.
- ↑ / Гей А. Н. // Шервуд — Яя. — М. : Большая российская энциклопедия, 2017. — С. 706—707. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 35). — ISBN 978-5-85270-373-6 .
- Клейн Л. С. Рецензия на: Курганы степной части междуречья Дуная и Днестра. — МАСП. — Одесса, 1970. — Вып. 6 // Советская археология . — 1975. — № 1. — С. 297—304.
- Иванова С. В. от 25 апреля 2017 на Wayback Machine // Древности Степного Причерноморья и Крыма. Вып. XVI. Запорожье, 2012.
- / Черных Е. Н. // Канцелярия конфискации — Киргизы. — М. : Большая российская энциклопедия, 2009. — С. 111. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 13). — ISBN 978-5-85270-344-6 .
- Кульбака В. , Качур В. Індоєвропейські племена епохи палеометалу. — Маріуполь: Рената, 2000. — 80 с.
- Мурзин В. Ю. Города на колёсах // , 2018, № 12, с. 26-31
- Моргунова Н. Л. от 5 октября 2016 на Wayback Machine Оренбург: Издательство ОГПУ , 2014. 348 с.
- Третьяков Н. Н., Монгайт А. Л. (ред.) Очерки истории СССР — М.: Академия наук СССР, 1956. — 633 c.
- . РИА . Дата обращения: 15 июня 2018. 12 июня 2018 года.
- . Nature.com . Дата обращения: 15 июня 2018. 1 ноября 2021 года.
- / Барынкин П. П. // Уланд — Хватцев [Электронный ресурс]. — 2017. — С. 797—798. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 33). — ISBN 978-5-85270-370-5 .
- / Гей А. Н. // Канцелярия конфискации — Киргизы [Электронный ресурс]. — 2009. — С. 554. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 13). — ISBN 978-5-85270-344-6 .
- ↑ . Дата обращения: 19 июня 2018. 27 января 2021 года.
- ↑ . Дата обращения: 19 июня 2018. 27 ноября 2018 года.
- ↑ Wolfgang Haak, Iosif Lazaridis, Nick Patterson, Nadin Rohland, Swapan Mallick. (англ.) // bioRxiv. — 2015-02-10. — P. 013433 . — doi : . 23 декабря 2019 года.
- / Вигасин А. А. // Анкилоз — Банка. — М. : Большая российская энциклопедия, 2005. — С. 209. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 2). — ISBN 5-85270-330-3 .
- . Дата обращения: 5 сентября 2008. Архивировано из 29 января 2009 года.
- Ямная культура / Мерперт Н. Я. // Экслибрис — Яя. — М. : Советская энциклопедия, 1978. — ( Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 30).
- Северо-западный Прикаспий в эпоху Бронзы (V—III тысячелетия до н. э.). Монография. — М.: ГИМ , 2007. — 400 с. — (ТрГИМ. Выпуск 165).
- Хохлов А. А. С. 309—332
- ↑ Алексеева Т. И. , Круц С. И. от 21 октября 2012 на Wayback Machine // Восточные славяне. Антропология и этническая история. / Под ред. Т. И. Алексеевой. — М.: Научный мир, 2002
- ↑ Morten E. Allentoft et al. от 30 апреля 2016 на Wayback Machine
- Iain Mathieson et al. от 6 июня 2020 на Wayback Machine , 2017
- Alexey G. Nikitin et al. , 2 February 2017.
- . Дата обращения: 17 мая 2018. 3 марта 2016 года.
- . Дата обращения: 22 августа 2015. 13 мая 2021 года.
- от 13 мая 2021 на Wayback Machine — Генофонд.рф
- Maja Krzewińska, Gülşah Merve Kılınç, Anna Juras, Dilek Koptekin, Maciej Chyleński. (англ.) // Science Advances. — 2018-10-01. — Vol. 4 , iss. 10 . — P. eaat4457 . — ISSN . — doi : . 4 июля 2020 года.
- Qasim Ayub, Massimo Mezzavilla, Luca Pagani, Marc Haber, Aisha Mohyuddin. // American Journal of Human Genetics. — 2015-05-07. — Т. 96 , вып. 5 . — С. 775–783 . — ISSN . — doi : . 8 марта 2021 года.
- Burger J. et al. от 7 декабря 2020 на Wayback Machine // Current Biology , 2020, 30, 1-9
- от 28 июля 2021 на Wayback Machine , 08.09.2020
Литература
- Богданов С. В. Эпоха меди степного Приуралья. Екатеринбург, 2004.
- / Гей А. Н. // Маниковский — Меотида. — М. : Большая российская энциклопедия, 2012. — С. 134—135. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 19). — ISBN 978-5-85270-353-8 .
- Иванова С. В. Одесса: Друк, 2001.
- / Кузьминых С. В. // Меотская археологическая культура — Монголо-татарское нашествие. — М. : Большая российская энциклопедия, 2012. — С. 499. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 20). — ISBN 978-5-85270-354-5 .
- Мерперт Н. Я. Древнейшие скотоводы Волжско-Уральского междуречья. М., 1974;
- Моргунова Н. Л., Кравцов А. Ю. Памятники древнеямной культуры на Илеке. Екатеринбург, 1994;
- Моргунова Н. Л. Древнеямная культура // Уральская историческая энциклопедия. / Гл. ред. В. В. Алексеев. — УрО РАН, Институт истории и археологии. Екатеринбург: Академкнига, 2000.
- Unterländer M., Friso Palstra, Lazaridis I., Pilipenko A., и другие. // Nature Communications . — 2017. — № 8 .
- Mallory J. P. Yamna Culture // Encyclopedia of Indo-European Culture, Fitzroy Dearborn, 1997.
Ссылки
- (о результатах исследований учёных из Гарвардского и Копенгагенского университетов) «Expert Online» 15 июн 2015
- 2020-07-12
- 1