Триада (театр пантомимы)
- 1 year ago
- 0
- 0
Архаическая триада ― термин исторической науки, используемый для обозначения тройки древнейших божеств, которым поклонялись на Капитолийском холме в Риме : Юпитера , Марса и Квирина . Эта триада никак не обнаруживает себя в более поздние времена римского государства, а следы её предполагаемого существования можно найти лишь в некоторых литературных источниках и археологических находках. Считается, что на смену этой тройке в какой-то момент пришла Капитолийская триада из Юпитера, Юноны и Минервы . Многие учёные-антиковеды оспаривают обоснованность выделения этой триады.
Георг Виссова , исследователь древнеримской религии, определял структуру Архаической триады, основываясь на факте наличия в Риме трёх flamines maiores , которые служили этим трём богам. Он отметил, что эта триадическая структура является преобладающей во многих священных формулах , восходящих к самому древнему периоду, и отметил её ключевую роль в определении ordo sacerdotum , иерархии достоинства римских жрецов: Rex Sacrorum , Flamen Dialis, Flamen Martialis , Flamen Quirinalis и Pontifex Maximus ― в порядке убывания достоинства и значимости . Он утверждал, что коль скоро обозначенный порядок перестал отражать реальное влияние и властные отношения между жрецами в более поздний исторический период, значит, он должен был отражать жреческую иерархию иерархию самого раннего этапа развития римской религии .
Жорж Дюмезил в различных публикациях, в частности в своей работе « Архаическая римская религия» выдвинул гипотезу о том, что эта триадическая структура была пережитком общей протоиндоевропейской религии , основанной на трифункциональной идеологии, смоделированной на разделении этого архаичного общества. Таким образом, высшим божеством должен был быть небесный суверен, наделённый религиозными, магическими и правовыми полномочиями и прерогативами (связанными с полномочиями царя и жреческими сакральными знаниями в человеческом обществе). За ним следовало в порядке достоинства божество, представляющее смелость и воинскую доблесть (связанное с классом воинов) и, наконец, божество, представляющее общие человеческие мирские ценности богатства, плодородия и удовольствия (связанное с классом экономических производителей). Согласно данной гипотезе, такая трёхчастная структура должна была быть общей для всех индоевропейских народов и её следы широко распространены в религии и мифах народов, живших на территории от Индии до Скандинавии и от Рима до Ирландии. Однако она исчезла из большинства этих обществ в доисторические времена, за исключением Индии.