Камбьязо, Джамбаттиста
- 1 year ago
- 0
- 0
Лука Камбьязо , также Камбьязи , или Лука Канджаджио , Канджазо на лигурийском наречии ( итал. Luca Cambiaso, Luca Cangiagio, Luca Cangiasо ; 18 октября 1527, Монелья , Лигурия ( провинция Генуя ) — 6 сентября 1585, Эскориал , Испания) — итальянский художник , рисовальщик, живописец и скульптор, маньерист . Основоположник генуэзской школы монументальной росписи. В Испании, где он работал в последние годы, был известен под именем «Лукетто генуэзец» (Luchetto da Genova). Художник также прославился изображением «ночных сцен» (scene notturne) с эффектами светотени и «кубистическими рисунками» (la maniera cubica).
Лука был сыном художника Джованни из Камбьязо (1495—1579), который родился в Сан-Квирико-ин-Валь-Польчевера ( провинция Генуя ), месте, которое ему пришлось позднее покинуть, спасаясь от расположившихся там французских войск. Джованни да Камбьязо переехал в Монелью (Лигурия), где родился его сын Лука.
Отец дал Луке первые уроки рисования и живописи и научил его копировать рисунки мастеров итальянского Возрождения , лепить глиняные фигурки. Лука также изучал фрески Перино дель Вага , Доменико Беккафуми и Порденоне во дворце Андреа II Дориа в Фассоло (Генуя).
Уже в пятнадцатилетнем возрасте Лука Камбьязо занимался вместе с отцом стенописью в церквях Генуи и других городов Лигурии . В 1547—1548 годах отец и сын Камбьязо расписывали палаццо Антонио Дориа аль-Аквасола, они также написали алтарный образ «Поклонение волхвов», который теперь находится в Галерее Сабауда в Турине . Композиция этого произведения восходит к картине Пеллегрино Тибальди «Поклонение пастухов» (в Галерее Боргезе в Риме ), что косвенно указывает на возможный контакт между художниками; также очевидно влияние на обоих живописцев творчества Микеланджело .
В 1558—1559 годах отец и сын Камбьязо в сотрудничестве с Джованни Баттиста Кастелло иль Бергамаско расписывали церковь Сан-Маттео. Вскоре после смерти Перино дель Вага в 1547 году Лука Камбьязо прибыл в Рим . Из Рима он отправился в Эмилию-Романью , чтобы увидеть искусство Пармиджанино и Корреджо . Бергамаско в 1567 году покинул Геную, отправившись на работу в Испанию, и Лука в одиночку завершал начатые вместе работы, такие как фрески капеллы Леркари в соборе Сан-Лоренцо.
В 1583 году Лука принял приглашение испанского короля Филиппа II и прибыл в Мадрид для работы в Эскориале . Он начал роспись свода церкви монастыря, но скончался 6 сентября 1585 года, так и не сумев завершить работу .
Его сын, Орацио Камбьязо, также стал художником. Работал с отцом в Испании, вернулся в Геную в 1585 году после смерти отца, стал преподавать. Его учениками и последователями были Джованни Андреа Ансальдо, Симоне Барабино, Джулио Бенсо, Баттиста и Бернардо Кастелло , Джованни Баттиста Паджи , Франческо Спеццини и Ладзаро Тавароне .
Лука Камбьязо изучал и копировал работы Перино дель Вага , Доменико Беккафуми и Джованни Антонио Порденоне . Его индивидуальный стиль складывался под влиянием Рафаэля , Пармиджанино и Корреджо , но более других он испытал влияние Микеланджело . Он писал «ночные сцены», или «ноктюрны» ( итал. notturno ), среди которых — «Поклонение пастухов» (1570) и так называемая «Мадонна свечи» (1575). Оба произведения вдохновлены картиной « Рождество », или «Ночь», Корреджо.
Лука Камбьязо изучал пропорции человеческого тела, измеряя их на моделях практическим методом, следуя примеру Микеланджело Буонарроти (по принципу «пунктировальной машины»), и полагал, что сможет превзойти мастера собственными открытиями. Джованни Паоло Ломаццо в трактате «Идея храма живописи» (Idea del tempio della pittura, 1590) писал, что Лука Камбьязо, показывая свои рисунки другим художникам в Риме, подчёркивал достоинство пропорций изображаемых им фигур и хвастался тем, что нашёл безошибочную систему гармонизации «методом чисел» и геометризации объёмов, изображая фигуры в сильных ракурсах . В своих ранних рисунках Камбьязо отдавал предпочтение смелым ракурсам и преувеличенным жестам. В середине 1560-х годов он начал рисовать в упрощённом геометрическом стиле, который, возможно, был вдохновлен аналогичными работами Альбрехта Дюрера и других немецких художников . Однако по утверждению Дж. П. Ломаццо идея «рисовать фигуры кубиками» принадлежит ломбардскому живописцу раннего Возрождения Винченцо Фоппе , и только позднее этой идеей воспользовались в собственных целях Альбрехт Дюрер, Альбрехт Альтдорфер и Ганс Гольбейн Младший . В Галерее Уффици во Флоренции хранятся рисунки Луки Камбьязо, на которых изображены человеческие фигуры в разнообразных движениях, сведённые к элементарным геометрическим объёмам. Их называют рисунками «кубистической манеры» (la maniera cubica). Подобные теории и изобразительные приёмы характерны и для других художников периода итальянского маньеризма , например рисунков Джованни Баттиста Брачелли .
Аналогичные идеи излагал два десятилетия спустя испанский художник, ювелир и анатом Хуан де Арфе и Вильяфанье (1535—1603) в теоретической работе «Соизмерения для архитектуры и скульптуры» (Varia comesuracion para la escultura y arquitectura) в четырёх книгах (1585—1587). Вторая книга трактата, снабжённая гравюрами на дереве, была посвящена анатомии человеческого тела . Автор сообщал, что испанские художники Педро Берругете и Гаспар Бесерра , вернувшись из Рима, принесли в Испанию более точный способ понимания пропорций, чем тот, который был в моде во времена Дюрера. Этот метод адаптировал человеческое тело к формам квадратов и кубов, в которые его можно вписать. Однако там, где Микеланджело «начинал с куба», пользуясь скульптурным методом «обрубовки», удаляя излишний материал мраморной глыбы и как бы «высвобождая» из неё фигуру (способ формовычитания), маньеризм действует в противоположном направлении: «приводит к кубам» живые фигуры. Именно так работают Даниеле да Вольтерра , Пеллегрино Тибальди и Лука Камбьязо. В этом состоит очевидное различие конструктивного мышления мастеров Высокого Возрождения и деструктивность искусства маньеристов .
В Санкт-Петербургском Эрмитаже имеется картина Луки Камбьязо «Венера и Адонис» на сюжет « Метаморфоз » Овидия.