Interested Article - Театр

Исполнительские искусства
Оперный театр
Иллюстрация К. Сомова для книги А. Блока «Театр»

Теа́тр ( греч. θέατρον — основное значение — место для зрелищ, затем — зрелище, от θεάομαι — смотреть, видеть) — зрелищный вид искусства , представляющий собой синтез различных искусств ( литературы , музыки , хореографии , вокала , изобразительного искусства и других ) и обладающий собственной спецификой: отражение действительности, конфликтов, характеров, а также их трактовка и оценка, утверждение тех или иных идей здесь происходит посредством драматического действия, главным носителем которого является актёр .

Родовое понятие «театр» включает в себя различные его виды и формы: драматический театр , оперный , балетный , кукольный , театр пантомимы и др.

Во все времена театр представлял собой искусство коллективное; в современном театре в создании спектакля , помимо актёров и режиссёра ( дирижёра , балетмейстера ), участвуют художник- сценограф , композитор , хореограф , а также бутафоры , костюмеры , гримёры , рабочие сцены, осветители .

Развитие театра всегда было неотделимо от развития общества и состояния культуры в целом — с особенностями общественного развития были связаны его расцвет или упадок, преобладание в театре тех или иных художественных тенденций и его роль в духовной жизни страны .

История театра

Театр родился из древнейших охотничьих, сельскохозяйственных и ритуальных празднеств, в аллегорической форме воспроизводивших явления природы или трудовые процессы , мифы, передаваемые истории создания мира. Исполнялись как правило шаманом в костюме и ритуальной маске для своей общины по праздникам. Однако обрядовые действа сами по себе ещё не были театром: как считают искусствоведы, театр начинается там, где появляется зритель, — он предполагает не только общие усилия в процессе создания произведения, но и коллективное восприятие, и своей эстетической цели театр достигает лишь в том случае, если сценическое действие находит отклик у зрителей .

На ранних стадиях развития театра — в народных празднествах — пение , танец , музыка и драматическое действие существовали в неразрывном единстве; в процессе дальнейшего развития и профессионализации театр утратил свой первоначальный синкретизм , образовались три основных вида: драматический театр, оперный и балетный, а также смешанные формы .

Античный театр

Древнегреческий театр родился из мистерий , посвященных богам-покровителям земледелия, в первую очередь Дионису : в ходе посвящённых ему празднеств хор « сатиров », одетых в козлиные шкуры, маски , распевал песни ( дифирамбы ), содержание которых составляли мифы дионисийского круга. От хора сатиров произошло и слово «трагедия» (буквально — «песнь козлов ») . Годом рождения мирового театра считается 534 г. до н. э., когда афинский поэт Феспид во время Великих Дионисий наряду с хором использовал одного актёра- декламатора . Декламатор, которого в VI веке до н. э. называли «гипокритом» («ответчиком» или «комментатором»), мог вступать в диалог с хором , изображать по ходу повествования различных персонажей мифов , и таким образом к диалогу примешивались элементы актёрской игры. Позже Эсхил добавил к хору второго актёра-декламатора, а Софокл третьего, — в V веке до н. э. «гипокриты» уже могли общаться не только с хором, но и между собой, что сделало возможным драматическое действие, независимое от хора, и в результате — преобразование хора сатиров в драму .

Греческий театр в Таормина , Сицилия

В те времена существовали пьесы только двух жанров — трагедии и комедии . Писались они чаще всего на мифологические или исторические сюжеты . Все роли играли мужчины. Актёры выступали в огромных масках и на котурнах . Декораций не было. Женщины (исключая гетер ) не всегда и не везде допускались на представления, особенно на комедию , и сидели, как правило, отдельно от мужчин. В Греции профессия актёра считалась престижной, а в Риме — позорной (поэтому выступления Нерона так шокировали его приближённых).

Знаменитые драматурги того времени: Эсхил , Софокл , Еврипид , которых называют отцами греческой трагедии, Аристофан — отец комедии. В Риме можно отметить Плавта комедиографа и Сенеку , который обрабатывал произведения Еврипида.

До нас дошли многие пьесы древнегреческих авторов, несколько пьес об Ипполите , трагедия Эсхила « Прометей прикованный », несколько пьес об Электре , трилогия « Орестея » и другие.

В Греции между драматургами проводились соревнования ( агон ), при выборе победителя учитывалось мнение публики .

В Древнем Риме были популярны ателланы , короткие фарсовые представления в духе буффонады .

Наряду с официальным существовал также античный народный театр, в котором выступали бродячие комедианты — флиаки и мимы . Они разыгрывали примитивные пьески бытового, развлекательного, сатирического, часто непристойного содержания на улицах и площадях, актёры были без масок, в представлении могли участвовать женщины.

Европейский театр

Средневековье

Английский средневековый театр, гравюра XIX в.

После падения Римской империи античный театр был забыт: ранние идеологи христианства осуждали лицедейство, и не только актёры, музыканты и «плясуны», но и все «одержимые страстью к театру» исключались из христианских общин . Средневековый театр фактически рождался заново, из народных обрядов и религиозных праздников — инсценировок церковных служб .

К языческим крестьянским праздникам и связанным с ними традиционным играм восходит искусство средневековых гистрионов — бродячих актёров, которые могли быть одновременно и танцорами, и певцами, и рассказчиками, и дрессировщиками животных, гимнастами и фокусниками, играть на самых разнообразных инструментах . К искусству гистрионов восходит фарс , ставший неизменной составной частью городских мистериальных представлений .

Некоторые предполагают, что в противовес языческим, церкви западно европейских вырабатывали собственные обряды, которые придавали их учению действенную иллюстративность . Уже в IX веке в Западной Европе в день Рождества священники изображали евангельских пастухов, идущих в Назарет , происходил краткий диалог между ними и священником, служившим мессу, — диалогизация службы в своём развитии открывала возможности для драматического действия. В XI веке на Пасху и в Рождество уже разыгрывались настоящие представления .

Постепенно литургическая драма становилась более действенной, более содержательной, наполнялась психологическими переживаниями; тенденция к реалистической трактовке евангельских сюжетов и образов, отразившаяся и в оформлении представлений, и в бутафории , противоречила целям церковной службы, и в 1210 году литургическая драма была изгнана из церкви, — в дальнейшем представления давались на паперти , что позволило участвовать в них не только клирикам, но и горожанам .

Во второй половине XIII века получили широкое распространение представления, посвящённые житиям святых, — миракли , которые от собственно евангельских сюжетов отличались и более «бытовым» оформлением . В это же время появились и светские пьесы, в большей степени, чем миракли, связанные с народными фольклорными представлениями, — известны, в частности, «Игра о беседке» и « Игра о Робене и Марион » Адама де ла Аля .

Одновременно в городах, независимо от церкви, зарождался жанр мистерий — массового, площадного, самодеятельного искусства. Мистерии были частью городских торжеств, которые устраивались в ярмарочные дни, абстрактные церковные сюжеты обретали в них национальный колорит .

Эпоха ренессанса

Итальянская комедия дель арте XVI в.
Драматический театр

Театр эпохи Ренессанса родился в Италии, где дольше, чем в других странах, существовала литургическая драма и относительно поздно, лишь в середине XV века, появился итальянский аналог мистерий — rapresentazioni sacre . Во Флоренции тексты для этих представлений писали крупные поэты- гуманисты — Фео Белькари, Луиджи Пульчи и сам Лоренцо Медичи . Увлечённые античной литературой и философией гуманисты поначалу прививали, насколько это было возможно, античный дух священным представлениям, вплоть до использования в мистериях языческих сюжетов, в частности мифа об Орфее .

Параллельно развивалась другая тенденция: в 70-х годах XV века Помпонио Лето в Риме возродил античный римский театр, — со своими учениками он ставил на языке оригинала сочинения Сенеки , Плавта и Теренция . Опыт Лета быстро распространился по всей Италии, и, поскольку латынь была понятна не всем, вскоре появились переводы древнеримскиx авторов на итальянский язык. Две формы итальянского театра — античные комедии в итальянских переводах (и оригинальные пьесы, долгое время носившие откровенно подражательный характер) и мистерии на мифологические сюжеты — постепенно сближались, заимствовали одна у другой элементы драматургической техники и сценического воплощения .

С распространением мистерий в Италии было связано появление первых театральных коллективов на рубеже XV—XVI веков, поначалу в виде любительских содружеств, которые со временем превращались в полупрофессиональные: ремесленники и представители интеллигенции собирали труппу, когда был спрос на представления, показывали их за плату в богатых домах и возвращались к своим прежним занятиям, когда спроса на представления не было . Важную роль в становлении итальянского профессионального театра сыграла падуанская труппа актёра и драматурга Анджело Беолько , члены которой, выступая в разных пьесах под одними и теми же именами, в одних и тех же костюмах, создавали неизменные типы (tipi fissi) , — в этом отношении труппа Беолько предвосхищала комедию дель арте , появившуюся в середине XVI века, вскоре после его смерти . Однако в точном переводе с итальянского commedia dell’arte в то время означала «профессиональный театр» — понятие «комедия масок» появилось позже .

На протяжении долгого времени спектакли играли во дворцах. Лишь в 20-х годах XVI века начали появляться специальные театральные здания, при этом принципы постройки заимствовались у Витрувия : как и в Древнем Риме, зрительный зал строился в виде амфитеатра .

Новый итальянский театр родился как придворный, однако очень скоро завоевал популярность в самых широких слоях итальянского общества, к интересам и вкусам которых он начал приспосабливаться на рубеже XV—XVI веков: мифологические сюжеты постепенно уступали место сюжетам из современной жизни, которые, в свою очередь, диктовали и новые принципы оформления спектаклей, и иной стиль актёрской игры .

Комедия дель арте , благодаря постоянным гастролям итальянских артистов, с конца XVI и на протяжении всего XVII века стала популярна в Испании, Франции, Англии и Германии .

Опера и балет

В эпоху Ренессанса в Италии зародились также опера и балет . Вначале в мистериях появилась эпизодически вводимая музыка, позднее музыка стала сопровождать всё действие. В середине XVI века были популярны пасторали , которые сопровождались хоровым пением. В конце XVI века появились произведения с одноголосым пением ( монодия ).

В 1637 году в Венеции был открыт первый оперный театр.

Клаудио Монтеверди

Первыми оперными композиторами были Якопо Пери , Клаудио Монтеверди и другие .

Первые балеты ставились при дворе для развлечения придворной знати. Хореография была создана на основе придворных танцев .

В XV веке одним из первых мастеров танца был Доменико да Пьяченца . Он занимался танцами вместе со своими учениками Антонио Корнацано и Гульельмо Эбрео , а также обучал этому искусству итальянскую знать. Да Пьяченца написал труд под названием «Про искусство танца и ведение танцев» ( De arte saltandi et choreus ducendi ) .

В 1489 году Джан Галеаццо Сфорца женился на Изабелле Арагонской в Тортоне . В честь свадьбы было дано грандиозное представление, были организованы танцы по сюжету о Ясоне и аргонавтах. Зрелище получилось настолько впечатляющим, что подобные представления стали устраивать и в других местах .

В XVI веке в северной Италии появились грандиозные представления — spectaculi. Они включали не только танцы, но и конные представления и битвы. Екатерина Медичи принесла интерес к танцам во Францию. Она же была первым спонсором балетов, и устраивала грандиозные spectaculi. Одним из заметных был «Польский балет» ( Le Ballet des Polonais ), который был поставлен к визиту польских послов в 1573 году.

Первые балеты включали не только танцы, но и разговоры и элементы драмы. Постепенно танец вытеснил из балета элементы драмы. Во Франции балет сформировался как отдельный жанр. Балетные представления теперь давали не только при дворе, но и в театрах. Дворяне, включая Людовика XIV , исполняли в балете роли разной важности.

В 1585 году в Вероне открылся театр Олимпико с просцениумом .

Последующая история

Театр Востока

В театре Востока сохранились древние архаичные традиции драматического, кукольного , музыкального театров . Это одинаково верно и для театра Индии , театра Японии , Китая , Вьетнама , театра Индонезии .

Театр в России

В России театр родился поздно — лишь во второй половине XVII века. Однако в православной церкви были приняты инсценировки отдельных служб — Пещное действо и Шествие на осляти . Эти обряды совершались не позднее, чем с начала XVI столетия . Скоморошество , зародившееся ещё в XI веке, жестко осуждалось Церковью и было официально запрещено в 1648 году указом Алексея Михайловича ; города не обладали достаточной самостоятельностью, чтобы своими силами устраивать представления, аналогичные западноевропейским мистериям, — театр в Россию был импортирован из Западной Европы . В 1672 году был создан первый придворный театр, однако он просуществовал всего несколько лет. К этому же времени относится возникновение так называемого «школьного театра» — театра при духовных учебных заведениях; первое упоминание относится к 1672 году, когда в Киево-Могилянской академии была поставлена мистерия «Об Алексее человеке Божием» . В 1687 году в Заиконоспасском монастыре в Москве была основана Славяно-греко-латинская академия , при которой также был создан театр .

Театр в США

Основное развитие театра США приходится на колониальный период и основывается на западноевропейских театральных традициях. Ключевое отличие — вклад в театральное искусство со стороны чернокожего населения Америки, который обнаруживается начиная с XIX века, но основное значение приобретает только с 1920-х годов .

Виды театра

О. Домье , « Мелодрама » XIX в.

Драматический театр

В отличие от других видов сценического искусства, спектакль в драматическом театре основывается на инсценированном литературном произведении (пьесе) — предполагающем импровизацию или заранее подготовленную постановку. Для артиста драматического театра основным средством выразительности, наряду с физическими действиями, является речь, сценический костюм, грим; вместе с тем драматический театр — искусство синтетическое: он может включать в себя в качестве полноправных элементов и вокал , и танец , и пантомиму . Важную роль в драматическом театре играет режиссёр , который на основе собственной интерпретации литературного произведения руководит работой всего коллектива, а также редактирует пьесу.

Опера

Опера — сценический вид театрального искусства, в котором драматическое действие тесно слито с вокалом и оркестровой музыкой; в опере нередко присутствует и танец . Зародилась она в Италии на рубеже 16-17 веков .

Существуют такие жанры, как большая опера , комическая опера ( opera-buffa в Италии, opéra-comique во Франции, Singspiel в Германии, Тонадилья в Испании, балладная опера в Англии) , романтическая опера , опера-балет и др. Жанр комической оперы повлиял в XX веке на формирование таких жанров, как оперетта , мюзикл , музыкальная комедия .

Оперные постановки обычно осуществляются в специально оборудованных оперных театрах .

Оперное произведение — это род музыкально-драматического произведения, основанный на синтезе слова, сценического действия и музыки. В отличие от драматического театра , где музыка выполняет служебные функции, в опере она является основным носителем действия. Литературной основой оперы является либретто , оригинальное или основанное на литературном произведении . Опера представляет собой ансамбль сольных эпизодов — арий , дуэтов , трио , квартетов , ариозо , речитативов , а также ансамблей, хоров , балетных сцен и подразделяется на акты и картины, сцены и номера; в начале оперы перед актами бывает пролог , а в конце — эпилог .

Большая роль в опере принадлежит оркестру .

Балет

Классический балет, Санкт-Петербург

Балет — вид сценического искусства; спектакль, содержание которого воплощается в музыкально-хореографических образах. В основе классического балетного спектакля лежит определённый сюжет, драматургический замысел, либретто, в XX веке появился бессюжетный балет, драматургия которого основана на развитии, заложенном в музыке.

В балете есть три основные позиции: солисты , кордебалет (представляющих группу танцовщиков) и музыканты (оркестр) . Основу балета составляет какое-либо литературное произведение , по которому пишется либретто . Автор перерабатывает произведение , внося в него некоторые редактирования, не нарушая смысла и сохраняя основных героев, композитор пишет музыку на которую затем балетмейстер-постановщик ставит танцы . В балете есть основные виды танца : классические танцы и характерный танец , а также пантомима , с помощью которой актёры передают чувства героев, их разговор между собой.

Театр кукол

Театр кукол — одна из разновидностей кукольного вида искусства, в который входят мультипликационное и немультипликационное анимационное киноискусство, кукольное искусство эстрады и телевидения. В спектаклях театра кукол внешность и физические действия персонажей изображаются и/или обозначаются, как правило, объёмными, полуобъёмными (барельефными или горельефными) и плоскими куклами (куклами-актёрами). Куклы-актёры обычно управляются и приводятся в движение актёрами-кукловодами, а иногда автоматическими механическими устройствами. В последнем случае куклы-актёры называются куклами-роботами. Следует отметить, что словосочетание «кукольный театр» является некорректным и обижает профессиональное достоинство кукольников, поскольку прилагательное «кукольный» ассоциируется с понятием «ненастоящий» [ источник не указан 194 дня ] . Правильно говорить: «театр кукол», так, кстати, называются все профессиональные театры анимации.

Пантомима

Пантомима — искусство создания художественного образа с помощью мимики и пластики человеческого тела без использования слов.

Пантомима зародилась в Древней Греции, где была частью репертуара мимов . В Древнем Риме в эпоху Августа стала полноценным театральным жанром.

В средневековье церковь запрещала пантомиму, но странствующие актёры продолжали использовать элементы из неё. Комедия дель арте включала в себя бессловесные интермедии. Пантомима была важным элементом арлекинады, комических пьесок, где главным действующим лицом был Арлекин . Во Франции арлекинада стала любимым жанром балаганного театра.

В 1702 году пантомима в виде театрализованного балета была поставлена в театре « Друри-Лейн » в Лондоне. В XVIII веке в театре в качестве интермедий в антрактах трагедий и комедий ставили пантомиму.

Батист Дебюро положил начало лирической поэтической пантомиме, благодаря ему классическим героем пантомимы стал Пьеро .

В XX веке пантомимой занималась группа Карно , в которой впервые выступили Чарли Чаплин , Макс Рейнхардт , Жан-Луи Барро , Марсель Марсо и другие.

Пантомима бывает танцевальная, классическая, акробатическая, эксцентрическая, в начале XX века появилась драматическая пантомима .

Жанр пантомимы развит в классическом индийском музыкальном театре и в Японском театре Но .

Мюзикл

Мюзикл — вид музыкального театра, где соединяются диалоги , песни , музыка , танцы . Чтобы сыграть спектакль , нужно написать пьесу . Сюжет в основном берется из известных литературных произведений мировой драматургии и реализуется режиссёром -постановщиком, балетмейстером , специалистами по пению, постановщиками спецэффектов и др . По форме мюзикл представляет собой, как правило, двухактный спектакль. Постановка вокала или пластики отличается от классического музыкального жанра : голоса не должны звучать «по-оперному», а танец — выглядеть «балетным». Речь , мимика , пластика, танец должны быть в одной линии сценического поведения .

Мюзикл зародился в США в начале XX века и долгое время являлся чисто американским видом музыкально-сценического представления .

Оперетта

Оперетта — вид музыкального театра, в переводе с итальянского означает «маленькая опера». Опереточная школа зародилась в Вене ( Австрия ) в 60-е годы XIX века.

Театральные фестивали

См. также

Примечания

  1. Театр / Родина М. Т. // Струнино — Тихорецк. — М. : Советская энциклопедия, 1976. — ( Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 25).
  2. Театр // Театральная энциклопедия / Глав. ред. П. А. Марков . — М. : Советская энциклопедия, 1967. — Т. 5: Табакова — Яшугин. — 1136 стб.
  3. , Введение, с. 4—6
  4. , с. 26—27
  5. , с. 30
  6. Арто А. / Сост. и вст. ст. В. И. Максимова, Комм. В. И. Максимова и А. Ю. Зубкова. — СПб., М. : Симпозиум, 2000. — С. 99—103. — 443 с. 11 декабря 2013 года.
  7. Рудницкий К. Л. Спектакль // Театральная энциклопедия / Глав. ред. П. А. Марков . — М. : Советская энциклопедия, 1965. — Т. 4: Нежин — Сярев. — 1152 стб.
  8. Трагедия // Словарь античности = Lexikon der Antike / сост. Й. Ирмшер, Р. Йоне ; пер. с нем. В. И. Горбушин, Л. И. Грацианская, И. И. Ковалёва , О. Л. Левинская ; редкол.: В. И. Кузищин (отв. ред.), С. С. Аверинцев , Т. В. Васильева , М. Л. Гаспаров и др. — М. : Эллис Лак : Прогресс , 1994. — С. 583. — 704 с. — ISBN 5-7195-0033-2 .
  9. // Энциклопедия « Кругосвет ».
  10. ,
  11. Аверинцев С. С., Бояджиев Г. Н. // Театральная энциклопедия / Глав. ред. C. C. Мокульский . — М. : Советская энциклопедия, 1961. — Т. 1: А — «Глобус». — 1214 стб.
  12. ,
  13. , .
  14. ,
  15. , .
  16. , .
  17. ,
  18. ,
  19. Хлодовский Р. И. // Театральная энциклопедия / Глав. ред. C. C. Мокульский . — М. : Советская энциклопедия, 1961. — Т. 1: А — «Глобус». — 1214 стб.
  20. Бояджиев Г. Н. Комедия дель арте // Театральная энциклопедия / Глав. ред. П. А. Марков . — М. : Советская энциклопедия, 1964. — Т. 3: Кетчер — Нежданова. — 1086 стб.
  21. ,
  22. , .
  23. (недоступная ссылка) (недоступная ссылка с 22-05-2013 [3926 дней])
  24. (англ.) . Дата обращения: 2 мая 2013. Архивировано из 9 февраля 2008 года.
  25. Lee, Carol. . — Routledge, 2002. — P. 29. — 384 p. — ISBN 9780415942577 . 18 июля 2022 года.
  26. Vuillier, Gaston. . — Whitefish, Mont.: Kessinger Publishing, 2004. — P. 65—69. — 446 p. — ISBN 978-0-7661-8166-3 . 2 марта 2017 года.
  27. Забелин И. Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетиях. — 3-е изд. — М. : Изд-во АСТ : Транзиткнига, 2005. — С. 294, 310—317. — 1129 с. — (Классическая мысль). — ISBN 5-17-033198-3 .
  28. Дмитриев Ю. А. Скоморохи // Театральная энциклопедия / Глав. ред. П. А. Марков . — М. : Советская энциклопедия, 1965. — Т. 4: Нежин — Сярев. — 1152 стб.
  29. Дмитриев Ю. А. Школьный театр // Театральная энциклопедия / Глав. ред. П. А. Марков . — М. : Советская энциклопедия, 1967. — Т. 5: Табакова — Яшугин. — 1136 стб.
  30. The World Encyclopedia of Contemporary Theatre: The Americas (англ.) / Rubin, Don; (англ.) . — New York City: Routledge , 2000. — P. 394. — ISBN 0-415-05929-1 .
  31. Опера // Шаповалова О. Музыкальный энциклопедический словарь. — М. : РИПОЛ классик, 2003. — С. 379 . — ISBN 5-7905-1809-5 .
  32. от 5 июня 2016 на Wayback Machine (недоступная ссылка с 22-05-2013 [3926 дней])
  33. Келдыш Ю. В. Драматургия музыкальная // Музыкальная энциклопедия / под ред. Ю. В. Келдыша. — М. : Советская энциклопедия. - Т. 2, 1975.
  34. (англ.) . www.quora.com. Дата обращения: 14 сентября 2017.
  35. (англ.) . www.encyclopedia.com. Дата обращения: 12 сентября 2017. 12 сентября 2017 года.
  36. . rkpm.ru. Дата обращения: 12 сентября 2017. Архивировано из 12 сентября 2017 года.
  37. Smith, Marian. . — Princeton University Press, 2010. — P. 274. — 330 p. — ISBN 9781400832477 . 12 сентября 2017 года.
  38. // Энциклопедия « Кругосвет ».
  39. (англ.) . www.guidetomusicaltheatre.com. Дата обращения: 12 сентября 2017. 17 февраля 2020 года.
  40. . Дата обращения: 12 сентября 2017. 12 сентября 2017 года.
  41. MARCO Computer Technologies. . www.az-customs.net. Дата обращения: 12 сентября 2017. 25 августа 2018 года.
  42. Automatisering, Roffel. (англ.) . из оригинала 14 сентября 2017 . Дата обращения: 14 сентября 2017 .
  43. . Дата обращения: 14 декабря 2018. 26 сентября 2020 года.
  44. . Дата обращения: 28 июня 2010. 23 января 2012 года.
  45. . Дата обращения: 17 декабря 2012. 24 января 2013 года.
  46. . Дата обращения: 14 декабря 2018. 22 ноября 2018 года.
  47. Свердловское отделение Союза Театральных Деятелей Российской Федерации (14 октября 2019). Дата обращения: 17 июля 2022. 17 июля 2022 года.

Литература

Ссылки

Источник —

Same as Театр