Interested Article - Копты

Ко́пты (от др.-греч. Αἰγύπτιος — египтянин, копт. ⲛⲓⲣⲉⲙⲛⲭⲏⲙⲓ `ⲛⲭⲣⲏⲥⲧⲓⲁⲛⲟⲥ ( нирэменкхеми энхрестианос) , араб. قبط ‎, кубт , мн. ч. أقباط ‎ ( кубт, акбат )) — этнорелигиозная группа египтян , живущая в Северной Африке и на Ближнем Востоке , распространённая, в основном, на территории Египта . Общая численность коптского населения спорна: по официальным данным, они составляют около 8—9 % населения Египта , то есть примерно 8-9 миллионов человек; коптские и независимые источники оценивают их численность в 10—20 миллионов человек .

Копты считаются прямыми потомками древних египтян .

Национальный флаг коптов

Коптский язык

Коптский язык — последний представитель египетской семьи , входящей в афразийскую макросемью. Является последней ступенью развития египетского языка , охватывающей примерно две тысячи лет. Использует собственный алфавит на основе греческой системы письма. После завоевания Египта арабами (VII в.) коптское письмо стало постепенно утрачивать своё значение, пока, наконец, не было полностью вытеснено арабским из официального употребления. С XI—XII вв. язык начинает вымирать, вытесняясь арабским. До сих пор сохранён в качестве основного языка богослужения, а также в качестве языка общения в некоторых коптских семьях и отдалённых районах Египта с преобладанием коптского населения .

Религия

Большинство коптов исповедуют христианство , составляя крупнейшую христианскую общину на Ближнем Востоке; принадлежат, главным образом, к Коптской православной церкви из числа Древневосточных православных церквей . Часть коптов (около 150 тысяч человек) принадлежит к Коптской католической церкви . Копты — египетские христиане, представители одной из самых древних ветвей христианства, сохранившие в своей истории и культуре черты, уходящие корнями в период раннего христианства .

Христианское учение нашло множество последователей в Египте в середине I века . Как полагают копты, принёс его их первый патриарх апостол Марк , автор одного из четырёх канонических Евангелий .

История коптов

Древнейший период

Св. Мина с Христом. Одна из древнейших коптских икон (VI век). Лувр

Копты являются одной из старейших христианских общин на Ближнем Востоке. Хотя копты были интегрированы в более крупное египетское государство, они выжили как отдельная религиозная община, составляющая от 10 до 20 процентов всего населения , хотя оценки варьируются. Коптская церковь была создана одним из апостолов , которой был первым в неразрывной цепи патриархов . Основная часть церкви в течение 16 веков была вне общения как с Римско-Католической церковью , так и Древневосточными православными церквями .

Согласно древнему преданию, христианство было принесено в Египет евангелистом Марком во время царствования императора Клавдия около 42 г. н.э. (по утверждению Евсевия Кесарийского , Марк пришёл в Александрию в первый или третий год царствования императора Клавдия, то есть 41 или 43 года н.э. Святой Марк оставил значительное христианское сообщество в Александрии . В течение полувека христианство распространилось из Александрии по всему Египту , и Священное Писание было переведено на местный язык, сегодня известный как коптский язык , но в то время известный как египетский. Во II веке христианство начало распространяться в сельской местности, к началу III века христиане составляли большинство населения Египта, и Александрийская церковь была признана одним из четырёх патриархатов христианского мира, уступая только в чести Римской церкви. Поэтому Коптская православная церковь самая старая христианская церковь в Африке .

Арабо-мусульманское завоевание Египта

Церковь Святой Марии в Каире

В 641 году в Египет вторглись арабы , которые противостояли византийской армии, но не встретили никакого сопротивления со стороны местного населения. Однако сопротивление со стороны египтян арабскому владычеству в Египте появилось через некоторое время и продлилось до IX века включительно . Арабы наложили специальный налог, известный как джизия , на христиан, приобретших статус зимми .

Арабы в VII веке редко использовали обозначение «египтянин», предпочитая ему термин «копт». Таким образом, египтяне стали известны как «копты», и нехалкидонская египетская церковь — под именем Коптской церкви . Халкидонская же церковь оставалась известной как «Церковь мелькитов». Арабская оккупация поначалу не оказала большого воздействия на жизнь христианских общин, о чём свидетельствует развитое коптское искусство монашеских центров в Старом Каире ( Фустат ) и по всему Египту. Тем не менее в VIII—IX веках, в период роста национального сопротивления, мусульманские правители запретили использование человеческих образов в искусстве (как следствие иконоборческого конфликта в Византии), вследствие чего были уничтожены многие росписи и фрески в коптских церквях . В Среднем и Верхнем Египте процветало коптское изобразительное искусство.

Несмотря на политические потрясения, население Египта оставалось в основном христианским, но с XV века христиане-копты перестали быть большинством населения в результате периодических преследований и разрушений христианских церквей и монастырей . Начиная с мусульманского завоевания Египта и далее, христиане-копты подвергались преследованиям со стороны различных мусульманских государств , таких как халифат Омейядов , халифат Аббасидов , Халифат Фатимидов , Мамлюкский султанат и Османская империя ; преследования христиан-коптов включали закрытие и снос церквей, принудительное обращение в ислам , и высокие налоги для тех, кто отказался принять ислам . Мародёры-бедуины иногда совершали разрушительные набеги на монастыри, но впоследствии они восстанавливались и открывались вновь.

Современный период

Президент Насер приветствует делегацию коптских епископов (1965)

При мусульманском правлении христиане имели более низкий доступ к политической власти, но были освобождены от военной службы. Их положение резко улучшилось при правлении Мухаммеда Али в начале XIX века. Он отменил джизью (налог на немусульман) и разрешил египтянам (коптам) записываться в армию. Патриарх Кирилл IV, 1854-61 годах, реформировал церковь и поощрял более широкое участие коптов в египетских делах. Хедив Исмаил-паша , находясь у власти в 1863—79 годах, ещё больше продвинул коптов. Он назначал их судьями египетских судов и предоставлял им политические права и представительство в правительстве .

Некоторые копты участвовали в египетском национальном движении за независимость и занимали многие влиятельные посты. Два значительных культурных достижения включают основание коптского музея в 1910 году и Высшего института коптских исследований в 1954 году. Некоторые видные коптские мыслители этого периода как Салама Муса , Луи Авад и генеральный секретарь партии Вафд Макрам Эбейд.

В 1952 году Гамаль Абдель Насер возглавил несколько армейских офицеров в государственном перевороте против короля Фарука , ликвидировав таким образом Королевство Египет и основав республику . Основной политикой Насера был панарабизм и социализм. Копты были серьезно затронуты политикой панарабизма Насера, хотя они представляли приблизительно 10-20 процентов населения . Кроме того, панарабская политика Насера подорвала сильную привязанность коптов к своей египетской доарабской и неарабской идентичности, конечно же это привело к тому, что разрешения на строительство новых церквей откладывались, а христианские религиозные суды были закрыты .

Положение церкви

Египетские монахи в американской колонии, Иерусалим, между 1898 и 1914 годами .

Сегодня члены нехалкидонской Коптской православной церкви составляют большинство египетского христианского населения. Главным образом через эмиграцию и частично через европейскую, американскую и другие миссионерские работы и обращения, египетская христианская община теперь также включает другие христианские конфессии, такие как протестанты (известные у арабов как евангелисты ), католики и католики восточного обряда и другие православные конгрегации. Термин Коптский остается исключительным, только для коренных жителей Египта, в отличие от христиан неегипетского происхождения. Некоторые протестантские церкви, например, называются «Коптской Евангелической церковью», что помогает отличать их родные египетские Конгрегации от церквей, посещаемых неегипетскими иммигрантскими общинами, такими как европейцы или американцы.

В 2005 году группа коптских активистов создала флаг, чтобы представлять коптов по всему миру .

Предыдущий глава коптской церкви , папа Шенуда III Александрийский, умер 17 марта 2012 года. 4 ноября 2012 года епископ Феодор II был выбран в качестве нового главы египетских христиан. Его имя было выбрано из стеклянной чаши мальчиком с завязанными глазами на церемонии в Каирском соборе Святого Марка , всего было три кандидата .

Копты в современном Судане

Коптский православный собор Святой Марии, Хартум , Судан

Судан имеет коренное коптское меньшинство, хотя многие копты в Судане происходят от более поздних египетских иммигрантов . Копты в Судане живут в основном в северных городах, в том числе в Эль-Обейде , Атбаре , Донголе , Хартуме , Омдурмане , Порт-Судане и Вад-Медани . Они насчитывают до 500 000 человек, или чуть более 1 процента населения Судана . Благодаря их продвинутому образованию, их роль в жизни страны была более значимой, чем их число . Время от времени они сталкивались с принудительным обращением в ислам , что приводило к их эмиграции и уменьшению численности .

Современная иммиграция коптов в Судан достигла своего пика в начале XIX века, и они в целом были приняты терпимо. Однако это было прервано десятилетием преследований при правлении махдистов в конце XIX-го века . В результате этого преследования многие были вынуждены отказаться от своей веры, принять ислам и вступать в брак с коренными суданками. Англо-египетское вторжение в 1898 году предоставило коптам большую религиозную и экономическую свободу, и они расширили свою первоначальную роль ремесленников и торговцев, банковском деле, инженерии, медицине и гражданской службе. Профессионализм в бизнесе и управлении сделало их привилегированным меньшинством. Тем не менее возвращение исламизма в середине 1960-х годов и последующие требования радикалов установления шариата побудили коптов присоединиться к общественной оппозиции религиозному правлению .

Введение Джафаром Нимейри шариата в 1983 году положило начало новому этапу репрессивного обращения с коптами, в том числе и с другими немусульманами . После свержения Нимейри коптские лидеры поддержали светского кандидата на выборах 1986 года. Однако, когда «Национальный исламский фронт» с помощью военных сверг избранное правительство Садыка аль-Махди , дискриминация коптов вернулась всерьёз. Сотни коптов были уволены с государственной службы и судебных органов .

В феврале 1991 года коптский пилот, работавший на Sudan Airways , был казнён за незаконное хранение иностранной валюты . Перед казнью ему предложили амнистию и деньги, если он примет ислам , но он отказался. Тысячи людей присутствовали на его похоронах, а казнь была воспринята как предупреждение многими коптами, которые начали бежать из страны .

Затем последовали ограничения прав коптов на суданское гражданство, и им стало трудно получить суданское гражданство по рождению или путём натурализации, что привело к проблемам при попытке выехать за границу. Конфискация христианских школ и введение арабо-исламского акцента в преподавании языка и истории сопровождались преследованием христианских детей и введением законов о ношении хиджабов . Так, был случай, когда коптского ребёнка выпороли за то, что он не прочитал стих из Корана . В отличие от широкого вещания средств массовой информации мусульманских пятничных молитв, радио прекратило освещение христианской воскресной службы. Поскольку гражданская война бушевала на протяжении 1990-х годов, правительство сосредоточило свой религиозный пыл на юге. Хотя копты и другие давно сложившиеся христианские группы на севере подвергаются дискриминации, они имеют меньше ограничений, чем у других христиан на юге .

Копты в современной Ливии

Самая большая христианская община в Ливии — это Коптская православная церковь численностью 60,000 человек. Коптская церковь имеет исторические корни в Ливии задолго до того, как арабы продвинулись на запад из Египта в Ливию .

Демография

В странах с мусульманским большинством ( Египет , Судан , Ливия ) численность коптов является спорным вопросом, часто по причинам религиозной вражды.

Численность коптского населения в Египте трудно оценить, поскольку египетские власти запрещают исследователям спрашивать религию у участников опросов , но в некоторых официальных оценках говорится, что христиане-копты составляют от 5 до 10 процентов или меньше 83 миллионного населения Египта . Тем не менее другие независимые источники оценивают численность коптов гораздо выше официальной цифры, до 23 процентов населения .

Коптское население в Судане составляет около полумиллиона человек или 1% населения .

Коптское население в Ливии составляет около 60,000 человек или менее 1% населения .

Диаспора

Коптская православная церковь Св. Марка в Беллэйре, штат Техас ( Большой Хьюстон ). Около 1–2 миллионов коптов живут за пределами Египта и известны как коптская диаспора

За пределами основного района проживания коптов в пределах частей современного Египта, Судана и Ливии, самая большая коптская диаспора находится в США , Канаде и Австралии . Числа переписей в США, Канаде и Австралии не совсем верны, поскольку многие копты указали себя в переписи 2011 года по ошибке как египтяне, суданцы, ливийцы, американцы, канадцы или австралийцы и тем самым сократили коптское население в переписи 2011 года в США, Канаде и Австралии, соответственно.

Тем не менее численность населения коптских американцев оценивается примерно в 200 000 человек (по оценкам коптских организаций — до миллиона) . Согласно опубликованным отчётам и нескольким коптским/американским источникам (включая американо-коптскую ассоциацию), Коптская православная церковь имеет от 700 000 до одного миллиона верующих в США (c. 2005—2007) . Коптское население Канады , по оценкам, насчитывает около 50,000 (оценки коптских организаций варьируются до 200 000) . Коптское население Австралии , по оценкам, насчитывает около 50,000 (оценки коптских организаций достигают 100 000).

Более мелкие общины (менее 100 000) находятся в Австралии , Кувейте , Великобритании , Франции , Южной Африке , и Канаде .

Незначительные общины численностью менее 10,000 человек зарегистрированы в Иордании (8 000 коптов) , Ливане (3 000-4 000 коптов) , Германии (3 000 коптов) , Австрии (2 000 коптов) , Швейцарии (1 000 коптов) , и других странах.

Отмечается, что копты также проживают в Дании , Греции , Италии , Нидерландах , Норвегии , России и Швеции .

Преследование и дискриминация в Египте

Свобода вероисповедания в Египте в той или иной степени ограничена дискриминационной и ограничительной политикой государства. Христиане-копты, являясь крупнейшим религиозным меньшинством в Египте, также подвергаются негативному воздействию. Копты столкнулись с растущей маргинализацией после государственного переворота 1952 года во главе с Гамалем Абдель Насером . До недавнего времени христиане должны были получать одобрение президента даже на мелкий ремонт в церквях. Хотя закон был смягчён в 2005 году путём передачи полномочий на утверждение губернаторам, копты продолжают сталкиваться со многими препятствиями и ограничениями в строительстве новых церквей. Эти ограничения не распространяются на строительство мечетей .

Коптская община стала жертвой убийств со стороны исламских экстремистов. Наиболее значительными были нападения в Эль-Кошехе, где мусульмане и христиане участвовали в кровавых межрелигиозных столкновениях после ссоры между мусульманином и христианином. «Двадцать христиан и один мусульманин погибли в результате беспорядков в городе Эль-Кошех, в 440 километрах к югу от Каира » . В феврале 2001 года была сожжена новая коптская церковь и 35 домов, принадлежащих христианам .

В 2006 году один человек напал на три церкви в Александрии , убив одного человека и ранив 5–16 . Злоумышленник не был связан с какой-либо из террористических организацией и МВД заявило, что он был «психологически нездоровым» . В мае 2010 года газета The Wall Street Journal сообщила о растущих волнах насилия со стороны толп мусульман к коптам . Несмотря на отчаянные призывы о помощи, полиция обычно прибывала уже после того, как насилие заканчивалось . Полиция также вынудила коптов принять «примирение» со своими нападавшими, чтобы избежать судебного преследования, при этом ни один из мусульман не был осужден за какое-либо из нападений . В Мерса-Матрух толпа бедуинов , состоящая из 3000 мусульман, пыталась напасть на коптское население города, причём 400 коптов вынуждены были забаррикадироваться в своей церкви, в то время как толпа уничтожила 18 домов, 23 магазина и 16 автомобилей .

Члены Конгресса США выразили обеспокоенность по поводу «торговли людьми», а именно коптских женщин и девочек, которые являются жертвами похищений, насильственного обращения в ислам , сексуальной эксплуатации и принудительного брака с мусульманскими мужчинами .

Бутрос Бутрос-Гали копт, занимавший пост министра иностранных дел Египта при президенте Анваре Садате . Ранее в правительстве Египта было только два копта: министр финансов Юсеф Бутрос Гали и министр окружающей среды Магуед Георг во время правления президента Мубарака . Был также коптский губернатор одной из 25 провинций, который был главой провинции Кена , и является первым коптским губернатором за последние десятилетия из-за более высокой концентрации коптов в Верхнем Египте . Кроме того, Нагиб Савирис , чрезвычайно успешный бизнесмен и один из 100 самых богатых людей в мире, является коптом. В 2002 году при правительстве Хосни Мубарака коптское Рождество (7 января) было признано официальным праздником . Тем не менее многие копты по-прежнему жалуются на то, что они минимально представлены в правоохранительных органах, органах государственной безопасности и государственных учреждениях, а также на дискриминацию при приёме на работу по признаку их религии. Большинство коптов не поддерживают движение за независимость или отделение от других египтян .

Хотя свобода вероисповедания гарантируется египетской конституцией, согласно Human Rights Watch , «египтяне в целом могут без проблем принять ислам, но мусульмане, принявшие христианство, сталкиваются с трудностями при получении новых документов, удостоверяющих личность, и некоторые из них были арестованы за якобы подделку документов» . Коптское сообщество, однако, изо всех сил старается предотвратить обращение христиан в ислам из-за лёгкости, с которой христиане часто могут стать мусульманами . Государственные чиновники, будучи консервативными сами по себе, усиливают сложность правовых процедур, необходимых для признания изменения религии в соответствии с требованиями закона. Органы безопасности иногда заявляют, что обращение из ислама в христианство (или иногда наоборот) может вызвать социальные волнения, и тем самым оправдывают себя в неправомерном задержании субъектов, настаивая на том, что они просто принимают меры для предотвращения возможных социальных проблем . В 2007 году каирский административный суд отказал 45 гражданам в праве на получение удостоверений личности, подтверждающих их возвращение в христианство после обращения в ислам . В феврале 2008 года Верховный административный суд, однако, отменил это решение, позволив 12 гражданам, вернувшимся в христианство, переписать свою религию на удостоверениях личности , но они уточнят, что приняли ислам на короткий период времени .

Египетская перепись 1897 года показала, что доля немусульман в провинциальных городах составляет 14,7% (13,2% христиан, 1,4% евреев). Египетская перепись 1986 года показала, что доля немусульман в провинциальных городах составляет 6,1% (5,7% христиан, 0% евреев). Упадок еврейского представительства интерпретируется через создание Государства Израиль и последующую эмиграцию египетских евреев . Нет никакого объяснения 55-процентному снижению доли христиан в Египте. Было высказано предположение, что египетские переписи, проводившиеся после 1952 года, были политизированы с целью недопредставления христианского населения.

В августе 2013 года, после государственного переворота 3 июля 2013 года и столкновений между военными и сторонниками Мурси , были широко распространены нападения на коптские церкви и египетские госучреждения со стороны мусульман-суннитов . По словам по крайней мере одного египетского ученого (Самуэль Тадрос), нападения являются худшим проявлением насилия против коптов сравнимые с 14-ым веком .

USA Today сообщила, что «сорок церквей были разграблены и подожжены, а 23 других были атакованы и сильно повреждены». Более 45 церквей по всему Египту подверглись нападению . На странице Facebook партии «Свобода и справедливость» Братьев-мусульман «изобиловали ложными обвинениями, призванными разжигать ненависть к коптам». На странице партии утверждалось, что коптская церковь объявила «войну против ислама и мусульман» и что «папа церкви участвует в смещении первого избранного президента-исламиста. Папа церкви утверждает, что исламский шариат отсталый, упёртый, и реакционный». 15 августа девять египетских правозащитных групп под эгидой группы «Египетская инициатива за личные права» выпустили заявление, в котором говорится:

«В декабре… лидеры братьев начали разжигать антихристианское подстрекательство к сектантству. Антикоптское подстрекательство и угрозы продолжались до 30 июня, а с устранением президента Мурси… трансформировались в насилие на религиозной почве, которое было санкционировано… продолжение анти-коптской риторики, услышанное от лидеров группы на сцене … на протяжении всей сидячей забастовки» .

Календарь

Коптский православный крест с традиционной коптской надписью: "Иисус Христос, Сын Божий"
Коптский православный крест с традиционной коптской надписью : " Иисус Христос , Сын Божий"

Коптский календарь, именуемый также Александрийским календарём, используется Коптской православной церковью . Этот календарь основан на древнем Египетском календаре . Во избежание сползания календарных дат по сезонам в 238 до н. э. царь Египта Птолемей III Эвергет попытался провести реформу древнего календаря, заключавшуюся во вставке шестого эпагоменального дня каждые четыре года. Однако, эта реформа не была принята египетскими жрецами и населением, а введение нового календаря было отложено до 25 до н. э., когда египетский календарь был реформирован римским императором Августом , сохранив синхронизацию египетского календаря со вновь введённым юлианским календарём . Новый календарь получил название коптского. Его годы и месяцы совпадают с годами и месяцами эфиопского календаря , но имеют разные номера и названия .

Генетика

Генетические исследования коптских египтян показали, что они отличаются от мусульманских египтян, поскольку они содержат меньше неегипетских предков. Тем не менее, копты более тесно связаны с мусульманскими египтянами, чем любое другое население, и разделяют большую часть своей родословной с мусульманами. В более широком плане исследования показали, что копты являются генетическим посредником между популяциями Южной Европы и Нубии (два часто используемых опорных пункта), с большим европейским сродством на севере и большим восточноафриканским на юге . Исследование коптских иммигрантов из Нижнего Египта показало, что они наиболее тесно связаны с мусульманскими египтянами, а также с населением южного Леванта и Саудовской Аравии .

По данным анализа Y-ДНК (2008), около 45% коптов в Судане несут гаплогруппу J . Остальные в основном принадлежат к Гаплогруппе E1b1b (21%). Обе отцовские линии распространены среди других местных Афроазиатскоязычных групп населения ( беджа , эфиопы , суданские арабы ), а также среди многих нубийцев . E1b1b/E3b достигает своих самых высоких частот среди североафриканцев, левантийцев Ближнего Востока и эфиопов Северо-Восточной Африки . Следующие наиболее распространенные гаплогруппы, переносимые коптами, это связанная с Европой гаплогруппой R1b (15%), а также архаичная африканская линия B (15%) .

По материнской линии в 2009 году было обнаружено, что копты в Судане несут исключительно различные потомки макрогаплогруппы N . Эта гаплогруппа мтДНК также тесно связана с местными афроазиатскоязычными популяциями, включая берберов и эфиопов. Из N производных, переносимых коптами, наиболее часто встречается U6 (28%), за которым следует гаплогруппа T (17%) .

Исследование 2015 года выявило наследственный аутосомный компонент западноевразийского происхождения, который является общим для многих современных афроазиатских говорящих групп населения в Северо-Восточной Африке. Известный как коптский компонент, он достигает пика среди египетских коптов, которые поселились в Судане за последние два столетия. Копты также сформировали отдельную группу в МГК , близкую к другим египтянам, афро-азиатскоговорящим Северо-африканским и ближневосточным народам. Коптский компонент развился из главного северо-африканского и ближневосточного предкового компонента, который разделен другими египтянами и также найден на высоких частотах среди других афро-азиатских говорящих популяций в Северо-Восточной Африке (~70%). Учёные предполагают, что это указывает на общее происхождение для всего населения Египта. Они также связывают коптский компонент с древнеегипетским происхождением, без более позднего арабского влияния, которое присутствует среди других египтян .

Галерея

См. также

Примечания

  1. . Central Intelligence Agency. — «Population: 82,079,636 (July 2011 est.)… Muslim (mostly Sunni) 90%, Coptic 9%, other Christian 1%». Дата обращения: 4 мая 2011. Архивировано из 26 декабря 2018 года.
  2. Minority Rights Group International, World Directory of Minorities and Indigenous Peoples – Sudan: Copts, 2008, available at: от 17 октября 2012 на Wayback Machine [accessed 21 December 2010]
  3. 12 февраля 2020 года. , U.S. Census Bureau "All Egyptians including Copts 197,160"
  4. According to published accounts and several Coptic/US sources (including the US-Coptic Association ), the Coptic Orthodox Church has between 700,000 and one million members in the United States (c. 2005–2007). . Coptic Credit Union. Дата обращения: 21 июня 2009. 26 декабря 2018 года.
  5. . Pittsburgh Tribune (2007). Дата обращения: 21 июня 2009. 19 марта 2009 года.
  6. . JS Online (2005). Дата обращения: 21 июня 2009. 21 августа 2011 года.
  7. . US-Copts Association (2007). Дата обращения: 21 июня 2009. 20 февраля 2007 года.
  8. . Montreal Gazette . 2011-01-04. Архивировано из 23 февраля 2011 . Дата обращения: 5 января 2011 .
  9. 7 января 2011 года.
  10. In the year 2003, there was an estimated 70,000 Copts in New South Wales alone: . New South Wales Consolidated Acts . Дата обращения: 23 августа 2019. 24 марта 2016 года.
  11. . Дата обращения: 23 августа 2019. 15 мая 2020 года.
  12. Teller, Matthew (2015-07-12). . BBC . из оригинала 14 апреля 2021 . Дата обращения: 12 июля 2015 . Ten-thousand or more live in the UAE, and young, bearded priest Father Markos, 12 years in Dubai, told me his flock are "more than happy – they enjoy their life, they are free."
  13. . Jordanembassyus.org (3 июня 2005). Дата обращения: 18 ноября 2011. 26 сентября 2011 года.
  14. 8 октября 2008 года.
  15. 31 января 2011 года.
  16. . U.S. Department of State. 2013-05-20. из оригинала 10 июля 2019 . Дата обращения: 6 декабря 2015 .
  17. . Дата обращения: 23 августа 2019. Архивировано из 18 августа 2000 года.
  18. 14 июня 2007 года. Religious Freedom news
  19. . Swissinfo.org (17 июля 2004). Дата обращения: 18 ноября 2011. Архивировано из 21 января 2009 года.
  20. Copts number at least 20,000 in Britain . Дата обращения: 16 августа 2008. 21 января 2009 года. plus another 5,000 – 10,000 Copts who are directly under the 21 мая 2009 года.
  21. Коптский язык // Конда — Кун. — М. : Советская энциклопедия, 1973. — ( Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 13).
  22. Коптский язык // Словарь античности = Lexikon der Antike / сост. Й. Ирмшер, Р. Йоне ; пер. с нем. В. И. Горбушин, Л. И. Грацианская, И. И. Ковалёва , О. Л. Левинская ; редкол.: В. И. Кузищин (отв. ред.), С. С. Аверинцев , Т. В. Васильева , М. Л. Гаспаров и др. — М. : Прогресс , 1989. — С. 285. — 704 с. — ISBN 5-01-001588-9 .
  23. . Дата обращения: 9 марта 2016. Архивировано из 4 марта 2016 года.
  24. . Дата обращения: 7 мая 2017. 21 декабря 2016 года.
  25. Khairi Abaza and Mark Nakhla. . The Washington Institute (25 октября 2005). 30 апреля 2019 года.
  26. Коптский язык // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров . — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
  27. . Частный Корреспондент . chaskor.ru (7 января 2009). 23 августа 2011 года.
  28. . U.S. Department of State. Дата обращения: 23 августа 2019. 4 июня 2019 года.
  29. (англ.) . webarchive.nationalarchives.gov.uk. Дата обращения: 23 августа 2019. Архивировано из 5 июля 2009 года.
  30. . www.cia.gov. Дата обращения: 23 августа 2019. Архивировано из 26 декабря 2018 года.
  31. (англ.) . www.washingtoninstitute.org. Дата обращения: 23 августа 2019. 30 апреля 2019 года.
  32. 24 марта 2016 года. <Online>. Egypt . Retrieved 28 September 2008.
  33. Otto F.A. Meinardus. "Two Thousand years of Coptic Christianity", p. 28.
  34. Mawaiz wa al-'i’tibar bi dhikr al-khitat wa al-'athar (2 vols., Bulaq, 1854), by Al-Maqrizi
  35. Chronicles, by John of Nikiû
  36. Kamil, стр. 41
  37. Shea, Nina (June 2017). . Foreign Affairs . из оригинала 20 июня 2017 .
  38. Etheredge, Laura S. Middle East, Region in Transition: Egypt. — Britannica Educational Publishing, 2011. — P. 161. — ISBN 9789774160936 .
  39. Refugees, United Nations High Commissioner for (англ.) . Refworld . Дата обращения: 15 июня 2020. 31 октября 2020 года.
  40. H. Patrick Glenn, Legal Traditions of the World. Oxford University Press, 2007, p. 219.
  41. Goddard, Hugh. . — Rowman & Littlefield, 2000. — P. 71. — ISBN 1566633400 .
  42. Feder, Frank. The Bashmurite Revolts in the Delta and the ‘Bashmuric Dialect’ // Christianity and Monasticism in Northern Egypt: Beni Suef, Giza, Cairo, and the Nile Delta. — American University in Cairo Press, 2017. — P. 33–35.
  43. (1972). "The Conversion of Egypt to Islam". Israel Oriental Studies . 2 : 257.
  44. Robert Ousterhout, "Rebuilding the Temple: Constantine Monomachus and the Holy Sepulchre" in The Journal of the Society of Architectural Historians , Vol. 48, No. 1 (March, 1989), pp.66–78
  45. John Joseph Saunders. . — Routledge, 11 March 2002. — P. 109–. — ISBN 978-1-134-93005-0 .
  46. . . — Cornell University Press, 3 October 2014. — P. 219–. — ISBN 978-0-8014-5529-2 .
  47. Teule, Herman G. B. Introduction: Constantinople and Granada, Christian-Muslim Interaction 1350-1516 // Christian-Muslim Relations. A Bibliographical History, Volume 5 (1350-1500). — Brill, 2013. — P. 10. — ISBN 9789004252783 .
  48. Werthmuller, Kurt J. Coptic Identity and Ayyubid Politics in Egypt, 1218-1250. — American Univ in Cairo Press, 2010. — P. 76. — ISBN 9780805440737 .
  49. N. Swanson, Mark. The Coptic Papacy in Islamic Egypt (641-1517). — American Univ in Cairo Press, 2010. — P. 54. — «By late 1012 the persecution had moved into high gear with demolitions of churches and the forced conversion of Christian ...». — ISBN 9789774160936 .
  50. ha-Mizraḥit ha-Yiśreʼelit, Ḥevrah (1988). Asian and African Studies, Volume 22. Jerusalem Academic Press. Muslim historians note the destruction of dozens of churches and the forced conversion of dozens of people to Islam under al-Hakim bi-Amr Allah in Egypt ...These events also reflect the Muslim attitude toward forced conversion and toward converts.
  51. (PDF) , ʿUmar is depicted as having ordered that "the poll-tax should be taken from all men who would not become Muslims"
  52. Todros, ch 3–4. (недоступная ссылка)
  53. Nisan, Mordechai. Minorities in the Middle East. — McFarland, 2002. — С. 144. — ISBN 978-0-7864-1375-1 .
  54. Matson, G. Olaf. (англ.) . — Vester, 1925. — P. 20. . — «Copts. A very small community representing the large Coptic Church in Egypt.[...] Abyssinian. Also represented by a Bishop in Jerusalem. They, like the Copts, are Monophysites.».
  55. . freecopts.net . Дата обращения: 17 марта 2018. Архивировано из 17 октября 2015 года.
  56. . BBC News . 2012-11-04. из оригинала 4 ноября 2012 . Дата обращения: 4 ноября 2012 .
  57. . Дата обращения: 30 августа 2019. 10 октября 2017 года.
  58. Yerkes, Sarah (20 июня 2016). — «Egyptian authorities prevent surveyors from asking a participant's religion when doing research.» 19 мая 2017 года.
  59. . United States Department of State (30 сентября 2008). Дата обращения: 23 августа 2019. 4 июня 2019 года.
  60. . (15 августа 2008). 12 декабря 2012 года.
  61. . American Central Intelligence Agency (CIA) (4 сентября 2008). Дата обращения: 18 августа 2019. Архивировано из 26 декабря 2018 года.
  62. от 12 февраля 2012 на Wayback Machine . Retrieved 09-27-2008.
  63. Chan, Kenneth. от 7 января 2009 на Wayback Machine ". . December 7, 2004. Retrieved 28 September 2008.
  64. . (25 октября 2005). Дата обращения: 26 сентября 2014. 26 декабря 2018 года.
  65. . BBC. 2004-12-22. из оригинала 28 августа 2018 . Дата обращения: 27 августа 2010 .
  66. . Institut National Etudes Démographiques. Архивировано из 6 декабря 2007 года.
  67. . The Washington Post. Дата обращения: 10 октября 2008. 28 ноября 2009 года.
  68. . Encarta . September 30, 2008. Архивировано из 31 октября 2009 . . Дата обращения: 30 августа 2019. Архивировано из 28 октября 2009 года.
  69. . Дата обращения: 26 сентября 2014. 26 декабря 2018 года.
  70. . Jewish Virtual Library. Дата обращения: 11 марта 2018. 8 января 2018 года.
  71. . Coptic Credit Union. Дата обращения: 21 июня 2009. 26 декабря 2018 года.
  72. . Дата обращения: 30 августа 2019. 22 декабря 2014 года.
  73. . Diocese of Australia . Дата обращения: 30 августа 2019. 30 августа 2019 года.
  74. . U.S. Department of State (англ.) . из оригинала 30 августа 2019 . Дата обращения: 17 марта 2018 . {{ cite news }} : Указан более чем один параметр |accessdate= and |access-date= ( справка )
  75. Copts number at least 20,000 in Britain 21 января 2009 года. plus another 5,000 – 10,000 Copts who are directly under the 21 мая 2009 года.
  76. (англ.) . www.canadafreepress.com . Дата обращения: 17 марта 2018. 22 декабря 2014 года.
  77. 26 сентября 2011 года.
  78. Burnand, Frédéric. . SWI swissinfo.ch (англ.) . из оригинала 21 января 2009 . Дата обращения: 17 марта 2018 . {{ cite news }} : Указан более чем один параметр |accessdate= and |access-date= ( справка )
  79. WorldWide Religious News. 18 марта 2009 года. . December 13, 2005.
  80. Compass Direct News. . December 13, 2005.
  81. . BBC News. 2001-07-30. из оригинала 25 мая 2019 . Дата обращения: 31 августа 2019 .
  82. . The Free Lance-Star. 2002-11-23. из оригинала 28 апреля 2016 . Дата обращения: 2 августа 2015 .
  83. Miles, Hugh (2006-04-15). . London: The Telegraph . из оригинала 13 апреля 2009 . Дата обращения: 7 октября 2008 .
  84. BBC. от 15 августа 2019 на Wayback Machine , April 15, 2006.
  85. Zaki, Moheb (2010-05-18). . The Wall Street Journal. из оригинала 3 июня 2010 . Дата обращения: 4 июня 2010 .
  86. . USCIRF . Дата обращения: 31 августа 2019. 4 декабря 2018 года.
  87. Abrams, Joseph (2010-04-21). . foxnews.com . из оригинала 23 ноября 2010 . Дата обращения: 8 ноября 2010 .
  88. ArabicNews.com. 30 сентября 2007 года. . December 20, 2002.
  89. Freedom House. 7 января 2003 года.
  90. Human Rights Watch. от 14 ноября 2008 на Wayback Machine . 2005
  91. 18 февраля 2009 года.
  92. 28 сентября 2008 года. .
  93. . Дата обращения: 12 сентября 2007. 12 сентября 2007 года.
  94. от 18 октября 2017 на Wayback Machine . November 03, 2003
  95. Shahine, Gihan. 15 октября 2008 года. Ahram Weekly, 3 – May 9, 2007
  96. Audi, Nadim (2008-02-11). . The New York Times . из оригинала 14 декабря 2018 . Дата обращения: 7 октября 2008 .
  97. Associated Press . 21 ноября 2011 года. . 2008-02-09.
  98. AFP. 16 апреля 2009 года. . February, 2008.
  99. Chulov, Martin (2013-08-15). . The Guardian . из оригинала 16 августа 2013 . Дата обращения: 16 августа 2013 .
  100. Khairat, Mohamed (2013-08-16). . Egyptian Streets . из оригинала 19 августа 2013 . Дата обращения: 16 августа 2013 .
  101. Gilbert, Lela . Hudson Institute (25 мая 2015). Дата обращения: 17 февраля 2018. 17 марта 2018 года.
  102. Egyptian Streets. . Egyptian Streets . Дата обращения: 8 сентября 2020. 8 августа 2020 года.
  103. . 15 August 2013 . Egyptian Initiative for Personal Rights. Дата обращения: 22 августа 2013. 19 августа 2013 года.
  104. . Coptic Orthodox Church Network . Дата обращения: 2 сентября 2019. 26 января 2021 года.
  105. Dobon, Begoña; Hassan, Hisham Y.; Laayouni, Hafid; Luisi, Pierre; Ricaño-Ponce, Isis; Zhernakova, Alexandra; Wijmenga, Cisca; Tahir, Hanan; Comas, David; Netea, Mihai G.; Bertranpetit, Jaume. (англ.) // (англ.) : journal. — 2015. — Vol. 5 . — P. 9996 . — doi : . — . — PMC . 27 февраля 2021 года.
  106. Klales, A. R. (2014). "Computed Tomography Analysis and Reconstruction of Ancient Egyptians Originating from the Akhmim Region of Egypt: A Biocultural Perspective". MA Thesis. University of Manitoba. 11 марта 2017 года.
  107. Hassan, Hisham Y. (англ.) // American Journal of Physical Anthropology : journal. — 2008. — Vol. 137 , no. 3 . — P. 316—323 . — doi : . — . 7 августа 2022 года.
  108. Trombetta, Beniamino. (англ.) // (англ.) : journal. — 2015. — Vol. 7 , no. 7 . — P. 1940—1950 . — doi : . — . — PMC . ; от 26 декабря 2016 на Wayback Machine
  109. Mohamed, Hisham Yousif Hassan . University of Khartoum. Дата обращения: 13 октября 2016. Архивировано из 10 ноября 2020 года.
  110. Begoña Dobon. (англ.) // (англ.) : journal. — 2015. — 28 May ( vol. 5 ). — P. 8 . — doi : . — . — PMC . 5 мая 2019 года. . — «The North African/Middle Eastern genetic component is identified especially in Copts. The Coptic population present in Sudan is an example of a recent migration from Egypt over the past two centuries. They are close to Egyptians in the PCA, but remain a differentiated cluster, showing their own component at k = 4 (Fig. 3). Copts lack the influence found in Egyptians from Qatar, an Arabic population. It may suggest that Copts have a genetic composition that could resemble the ancestral Egyptian population, without the present strong Arab influence.».

Литература

на русском языке
на других языках
  • Brunner-Traut E. Die Kopten: Leben und Lehre der frühen Christen in Ägypten. Köln, 1982;
  • Meinardus O. Christian Egypt, ancient and modern. 2nd ed. Cairo, 1977;
  • The Coptic Encyclopedia / Ed. A. S. Atiya. N. Y., 1991. Vol. 1–8;

Ссылки

Источник —

Same as Копты