HSTS
- 1 year ago
- 0
- 0
Вя́тичи ( др.-рус. вѧти́чи ) — восточнославянский племенной союз , населявший в VIII — XIII веках бассейн Верхней и Средней Оки и Верхнего Дона (на территории современных Московской , Брянской , Калужской , Орловской , Рязанской , Смоленской , Тульской , Воронежской и Липецкой областей) .
Археологические памятники представлены волынцевской и ромено-борщёвской археологическими культурами .
Согласно народно-этимологической версии, приведённой в « Повести временных лет », название вятичи произошло от имени родоначальника племени, Вятко , — уменьшительной формы от славянского имени Вячеслав :
Поляне же, жившие сами по себе, как мы уже говорили, были из славянского рода и назвались полянами, и древляне произошли от тех же славян и назвались древляне; радимичи же и вятичи — от рода ляхов . Были ведь два брата у ляхов — Радим , а другой — Вятко . И пришли и сели: Радим на Сожи , и от него прозвались радимичи, а Вятко сел с родом своим по Оке , от него получили свое название вятичи .
Оригинальный текст (церк.-сл.)Полѧномъ живущимъ о себѣ, ѩкоже рекохомъ, сущiи от рода словѣньска и наркошасѧ полѧне, а деревлѧне от словенъ же и нарекошасѧ древлѧне; радимичи бо и вѧтичи от лѧховъ. Бѧста бо два брата в лѧсѣхъ: Радимъ, а другый Вѧтко, и, пришедша, сѣдоста: Радимъ на Съжю, и прозвашасѧ радимичи, а Вѧтко сѣде своимъ родомъ по Оцѣ, от него прозвашасѧ вѧтичи .
Такой тип эвгемеризма , как выведение названия племени от имени его прародителя, был свойственен средневековой христианской книжности.
Одна из научных гипотез связывает происхождение этнонима с индоевропейским корнем * ven-t «мокрый, влажный» ( праслав. *vet ) .
На сегодняшний день наиболее актуальной является версия о том, что название вятичей (* vętitji ) восходит к корню праслав. *vęt- «большой» (ср. др.-рус. вѧче «больше»; к тому же корню восходят слова Вячеслав «большой славой», Вятка «большая [река]»), и, в конечном счёте, сопоставимо с такими этнонимами , как венеды (венеты) и вандалы , наряду с этнонимом вятичи восходящими к этнониму с индоевропейским корнем * wenət-, *wonət- , первоначально принадлежавшему какой-то одной западноиндоевропейской группировке .
По данным археологии территория вятичей имела следующие границы. Юго-западная граница вятичей проходит по водоразделу Оки и Десны . В верховьях Десны и её притоков, а также в бассейнах притоков Оки, Жиздры и Угры , выделяется полоса, где вятичские курганы соседствуют с кривичскими , памятники с находками семилопастных височных колец вятичей соседствуют с находками браслетообразных завязанных височных колец кривичей смоленско - полоцких .
Затем граница вятичей проходит вдоль долин Угры и Оки вплоть до впадения Москвы в Оку, минуя бассейны Протвы и Нары . Далее граница расселения вятичей следует на северо-запад вдоль правых притоков до верховьев Москвы-реки (где также встречаются памятники кривичей), а потом поворачивает на восток по направлению к верховьям Клязьмы . При впадении Учи в Клязьму граница поворачивает на юго-восток и идёт сначала по левому берегу Москвы, а затем Оки . Крайняя восточная граница распространения семилопастных височных колец — Переяславль-Рязанский .
Далее граница распространения вятичей идёт к верховьям Оки, включая бассейн Прони . Верхнее течение Оки целиком занято вятичами . Обнаружены также отдельные археологические памятники вятичей на верхнем Дону , на территории современной Липецкой области .
Помимо «Повести временных лет», вятичи упоминаются (как В-н-н-тит ) и в более раннем источнике — письме хазарского царя Иосифа сановнику Кордовского халифа Хасдаю ибн Шапруту (960-е годы) .
В арабо-персидских источниках упоминается страна Вантит . Персидский автор Гардизи писал о ней так: « И на крайних пределах славянских есть мадина, называемая Вантит (Ваит, Вабнит) ». Арабское слово « мадина » могло означать и город, и территорию, ему подвластную, и всю округу. В « Худуд аль-алам » говорится, что некоторые из жителей первого города на востоке (страны славян) похожи на русов. Повествование идет о тех временах, когда здесь ещё не было русов, и земля эта управлялась своими князьями, которые именовали себя « свиет-малик ». Отсюда шла дорога в Хазарию , в Волжскую Булгарию , и только позднее, в XI веке, состоялись походы Владимира Мономаха .
Тема страны Вантит нашла место и в текстах скандинавского летописца и собирателя саг Снорри Стурлусона .
Согласно « Повести временных лет », вятичи и радимичи были «от рода ляхов », то есть западных славян .
По археологическим наблюдениям, расселение вятичей происходило с территории Днепровского левобережья или даже с верховьев Днестра (где обитали дулебы ) .
Большинство исследователей считает, что субстратом вятичей являлось местное балтское население . Предшественниками славянского населения в бассейне верхней Оки были представители сложившейся к III—IV векам мощинской культуры . Такие особенности культуры, как домостроительство, обрядность, керамический материал и украшения, в частности вещи, инкрустированные цветными эмалями, позволяют отнести её носителей к балтоязычному населению . Археолог Т. Н. Никольская , посвятившая большую часть своей жизни археологическим исследованиям территории бассейна Верхней Оки, в своей монографии «Культура племён бассейна Верхней Оки в I тысячелетии нашей эры» также сделала вывод о том, что верхнеокская культура близка к культуре древних балтов, а не финно-угорского населения .
Вятичи населяли бассейн Оки к началу IX века. Согласно « Повести временных лет », в IX — середине X века вятичи выплачивали дань Хазарии по шелягу (предположительно, серебряной монете) с сохи . Как и у прочих славян, управление осуществлялось вечем и князьями. Находки многочисленных монетных кладов свидетельствуют об участии общин в международной торговле.
Ко времени утверждения князем Олегом Вещим в IX веке Древнерусского государства (из полян, словен, кривичей, радимичей, северян, дреговичей и древлян) со столицей в Киеве вятичи не входили в состав Древнерусского государства.
В 964—966 (либо 968—969) годах в результате походов князя Святослава вятичи были впервые подчинены Киевской Руси . Сын Святослава — Владимир — вновь воевал с вятичами и наложил на них дань в 981 году. Они восстали, и в 982 году их пришлось завоёвывать снова. До конца XI века они сохраняли определённую политическую самостоятельность: упоминаются походы против вятичей князей этого времени. В « Поучении Владимира Мономаха » упомянуты предводители вятичей — Ходота с сыном: « А въ вятичи ходихом по две зиме на Ходоту и на сына его, и ко Корьдну, ходихъ 1-ю зиму » (между 1078 и 1084 годами). Во время усобиц XII века упоминаются города вятичей, возникшие в более ранние эпохи. По мнению Б. А. Рыбакова , главным городом вятичей был Корьдно (Кордно) (отождествляется с селением Корно Мосальского уезда , ныне — село Корное Мосальского района Калужской области) .
Земли вятичей были поделены между Черниговским , Ростово-Суздальским и Рязанским княжествами. В последний раз вятичи упоминаются летописью под своим племенным именем в 1197 году . Археологически наследие вятичей в культуре русского населения прослеживается до XVII века .
С VIII века начинается заселение верховьев Оки славянским населением, мощинская культура сменяется археологической культурой, которая сопоставляется учёными с роменской и борщёвской . Об этом говорят культурные элементы в домостроительстве и керамике, характерные для славян . Считается, что при этом балты не покинули прежних мест расселения, а переняли некоторые обычаи у пришедших славян. Так, под влиянием представителей мощинской культуры у славян появляется традиция хоронить умерших в курганах , ранее для них не характерная, как и обычай сооружения кольцевых оград . Характерные особенности славянской культуры верхнего Поочья VIII—X веков — это керамика, близкая по характеристикам к роменской, и лепная посуда (горшки, миски и сковороды), большая часть которой не имеет орнаментов, меньшая имеет орнаментацию, аналогичную роменской .
В верховьях Оки, до впадения в неё Угры , процесс ассимиляции протекал наиболее интенсивно и завершился к XI—XII векам.
Вятичи внесли значительный вклад в славянскую колонизацию Волго-Окского междуречья . Продвижение вятичей на северо-восток вдоль долин Оки, а затем Москвы происходит с IX—X веков. Об этом говорят открытия нескольких селищ с лепной керамикой в Серпуховском , Каширском и Одинцовском районах Московской области . При этом славянская колонизация не происходит в бассейнах Нары и Протвы . Указанный период характеризуется высокой плотностью славянских курганов с типичными для вятичей семилопастными височными кольцами . Наибольшее число таких захоронений обнаружено в бассейне Москвы . Граница ареала вятичей и кривичей прошла по водоразделу Москвы и Клязьмы . Вятичи освоили большую часть будущей Рязанской земли , однако не стали преимущественным славянским населением на нижней Оке, в районе Мурома , где преобладали кривичи .
Жилища вятичей представляли собой землянки (4 метра на 4 метра ), обложенные изнутри деревом; над землёй возвышались бревенчатые стены с двускатной крышей. Поселения располагались на больших расстояниях друг от друга и, как правило, по берегам рек. Многие деревни были окружены глубокими рвами. Землю, выкопанную изо рва, вятичи сваливали в вал , укрепляя его досками и сваями , а затем утрамбовывали, пока стена не доходила до желаемой высоты. В стене делали вход с прочными воротами . Перед входом через ров перекидывали деревянный мост . Остатки укреплённых поселений археологи называют городищами, а неукрепленных — селищами.
Известны городища вятичей в Глазуновском районе Орловской области (Тагинское городище) , на территории Кремля в Москве , в Рязани ( Старая Рязань ) .
Позднее вятичи начали строить срубные дома, которые одновременно являлись жильём и защитным сооружением. Срубной дом был выше полуземлянки, часто строился в два этажа. Его стены и окна украшались резьбой, что производило сильное эстетическое впечатление .
Вятичи занимались охотой (пушниной они платили дань хазарам ), сбором мёда , грибов и диких ягод. Они также занимались подсечным земледелием, позднее — пашенным ( просо , ячмень, пшеница, рожь), скотоводством (свиньи, коровы, козы, овцы). Во все времена вятичи были отличными землепашцами и умелыми воинами. В хозяйстве вятичи использовали железные топоры, сохи, серпы , что указывает на развитое кузнечное дело и металлургию [ источник не указан 487 дней ] .
Вятичи долгое время оставались язычниками . В XII веке ими был убит христианский миссионер Кукша Печерский (предположительно 27 августа 1115 года). Поздняя легенда сообщает о принятии христианства в некоторых местах только в начале XV века :
в 1415 году, в княжение великого князя Василия Дмитриевича, сына Донского, мценяне не признавали ещё истинного Бога, почему и посланы были в том году, от него и митрополита Фотия, священники, со множеством войск, для приведения жителей в истинную веру. Мценяне ужаснулись, стали воевать, но вскоре поражены были слепотой. Посланные начали склонять их к принятию крещения; убеждённые тем некоторые из мценян: Ходан, Юшинка и Закей крестились и, прозрев, обрели Крест Господень, иссечённый из камня, и резной образ Николая чудотворца, в виде воина, державшего в руке ковчег; тогда, поражённые чудом, все жители города спешили принять святое крещение.
Над мертвыми вятичи совершали тризну , а затем кремировали , возводя над местом погребения небольшие курганные насыпи. Это подтверждается археологическими раскопками в бассейне Москвы. Отличительной чертой женских захоронений вятичей считаются семилопастные височные кольца . О балтском влиянии на вятичей (через местные племена мощинской культуры ) также говорят характерные украшения — шейные гривны , которые не принадлежат к числу распространённых украшений в восточнославянском мире X—XII вв. Только у двух племён — радимичей и вятичей — они получили относительно широкое распространение.
Среди вятичских украшений есть шейные гривны, неизвестные в других древнерусских землях, но имеющие полные аналогии в летто -литовских материалах . В XI—XII веках курганы этого региона имеют уже характерный вятичский облик, погребения ориентированы головой к западу, в отличие от балтских, для которых типична ориентировка на восток. Также славянские погребения отличаются от балтских групповым расположением курганов (до нескольких десятков) .
« Повесть временных лет » так описывает погребальный обряд вятичей:
И если кто умрёт, совершают над ним тризну . После неё складывают большой костёр , кладут на него мертвеца и сжигают . После этого, собрав кости, складывают их в малый сосуд и ставят на столбе у дороги. Так делают вятичи и ныне. Такому же обычаю следуют и кривичи , и прочие язычники.
Оригинальный текст (древнерусск.)И аще къто умьрѧще, творѧху тризну надъ нимь, и посемъ сътворѧху краду велику, и възложаху на краду мьртвьца, и съжьжаху, и посемь, събьравъше кости, възложаху въ судину малу, и поставлѧху на стълпѣ на путьхъ, еже творѧть Вѧтичи и нынѣ. Сиже творѧху обычаѩ и Кривичи и прочии погании.
Антропологически вятичи, по мнению Т. И. Алексеевой , располагаются в пределах европеоидных величин . Они имели длинный череп, узкое, ортогнатное, хорошо профилированное в горизонтальной плоскости лицо и довольно широкий средневыступающий нос с высоким переносьем, долихокранию . Выделяются шесть локальных групп вятичей, которые обнаруживают весьма значительное сходство по большинству признаков. Наиболее типичными для вятичей, по-видимому, следует считать те черты, которые характеризуют средневековое население, жившее по верхнему и среднему течению реки Москвы и в междуречье Москвы и Клязьмы . Также вятичи, живущие по нижнему течению р. Москвы и в бассейне Пахры, являются наиболее узколицыми. А вятичи с самой западной территории их расселения (среднее течение реки Угры ) отличаются сильно выраженной долихокранией, относительно широким и наиболее профилированным лицом. Последняя группа обнаруживает явное сходство со смоленскими кривичами . Вятичи по некоторым признакам входят в пределы вариаций этих признаков к этническим группам Кавказа, помещаясь, однако, среди минимальных их значений . Г. Ф. Дебец, используя данные Т. А. Трофимовой , касающиеся вятичей, в сводной работе по палеоантропологии СССР (1948) считал, что следует говорить о небольшой субуральской примеси у восточных вятичей. В целом, комплекс расоводиагностических признаков позволяет отнести вятичей к европеоидной расе .
Известный антрополог В. В. Бунак относил большинство вятичей к северопонтийскому типу .
По мнению Сергея Львовича Николаева , диалекту вятичей были свойственны следующие особенности, поныне прослеживающиеся на древних вятичских землях: