Interested Article - Феррара
- 2020-01-06
- 1
Ферра́ра ( итал. Ferrara , эмил.-ром. Frara , лат. Ferraria ) — город в итальянском регионе Эмилия-Романья , административный центр одноимённой провинции . Расположен на востоке Паданской равнины , в дельте реки По . Небесный покровитель города — святой Георгий ; праздник города отмечается в день кончины святого, 23 апреля.
Климат
Зимняя погода в Ферраре по большей части сырая и влажная. Несмотря на минусовые температуры, снежный покров на улицах города не сохраняется благодаря близости моря. Лето жаркое и, вследствие высокой влажности (редко ниже 70 %), очень душное; случаются дожди и грозы. Как и другие города Паданской равнины, Феррара славится туманами, особенно выраженными осенью и весной.
История
Феррара в конце античности и в средневековье
Первые жители Феррары поселились здесь в эпоху варварских вторжений в Италию. Во время нашествия гуннов в 452 г. н. э. беженцы из Аквилеи основали среди болот поселение, названное лат. Forum Alieni . После лангобардского завоевания там была построена крепость, известная как Castrum Bizantino (не сохранилась), служившая оплотом против варваров с севера. Между VII и VIII веками, во время непрерывных нашествий варваров, резиденция епископа была перенесена в окрестности этой крепости, на берег рукава По под названием Волано ( итал. Po di Volano ), где ныне находится . С того времени Феррара стала центром епископства, которое сейчас называется архиепископством Феррары и Комаккьо ( итал. Arcidiocesi di Ferrara-Comacchio ).
При короле Лиутпранде город был взят лангобардами , но когда Пипин Короткий отвоевал у них Равенну и Пентаполь , Феррара в числе других 22 городов была принесена в дар Папе Стефану II (754). Именно в документах, изданных по этому случаю в 753 году королём лангобардов Дезидерием , находится первое упоминание о Ферраре как диоцезе Равеннского экзархата.
В конце Χ века церковные власти уступили Феррару тосканским аристократам. Уже во времена Матильды Тосканской в конце XI века город обладал значительными вольностями и достиг заметного процветания. Некоторые из представителей местной аристократии, особенно семейство , стали во главе императорской (позже гибеллинской ) партии; другие, преимущественно род , поддерживали национальную (позже гвельфскую ) партию и стояли на стороне Папы . Обе семьи упорно соперничали из-за выборной должности капитана, в руках которого находилось управление городом. Во время великой распри между папством и империей (при Фридрихе Барбароссе ) гвельфы восторжествовали в Ферраре, и она примкнула к Ломбардской лиге . Аделарди получили должность подеста , признав таким образом авторитет Рима.
В Средние века город, по своим размерам и значению равный Милану , Флоренции и Венеции , привлекал многочисленных беженцев из постоянно враждующих городов Северной Италии. Как и многие другие города, Феррара застраивалась хаотично (эта черта сохранилась до настоящего времени в южной части города). По мнению историка Якоба Буркхардта , Феррара (точнее, её северная часть) представляет собой первый в истории европейской застройки современный город с регулярной сеткой улиц ( итал. via ) и проспектов ( итал. corso ).
Феррара при герцогах д’Эсте
Дальнейшее осложнение борьбы привело к захвату власти в 1264 году домом д’Эсте — семьёй, ещё раньше утвердившейся в Веронской области. Первым феррарским сеньором из дома Эсте стал маркиз Обиццо II (около 1237—1293), историю прихода к власти которого изложил в своей «Малой феррарской хронике» (1313—1317) городской летописец Риккобальдо Феррарский . Будучи ревностными гвельфами, Эсте находились в состоянии постоянной войны со своими соперниками-гибеллинами. В борьбу вмешивались папы, императоры, Милан, Венеция, Флоренция, Неаполь. В XIV веке Эсте вследствие размолвки с Римом перешли в лагерь гибеллинов; тем не менее, папы были вынуждены подтвердить их господство, распространившееся на Ровиго, Модену и Реджо. Во второй половине XV века Эсте были удостоены герцогских титулов . Первым герцогом Феррары стал Борсо д’Эсте в 1471 году (в том же году скончался).
В ходе Феррарской войны с Венецией 1482—1484 годов город осаждался венецианскими и генуэзскими войсками. Несмотря на то, что честолюбивые притязания Эсте втягивали феррарцев в XV и XVI веках во многие войны, они сумели сохранить авторитет; именно принципат д’Эсте определял на протяжении этих двух столетий облик и судьбу Феррары.
Богатство и роскошь двора сделали Эсте одной из самых известных и уважаемых аристократических фамилий Европы. Расцвет «феррарской цивилизации» начался с правлением Никколо III (жил между 1384 и 1441 гг.), Лионелло (ум. 1450), Борсо, Эрколе I (ум. 1507). Город-герцогство сохранил своё значение и в течение XVI в. при герцогах Альфонсо I (ум. 1531), Эрколе II (ум. 1559) и Альфонсо II (ум. 1597). Феррара представляла собой важный экономический и культурный центр, имевший к тому же немалое военное значение благодаря бастионной системе укреплений , возведённой вокруг города в XVI веке. Удобные пути сообщения с Венецией, Вероной, Болоньей содействовали успеху торговли.
Феррарский двор
Феррарский двор отличался сказочным великолепием. Примеру государей следовала аристократия. Установилась небывалая роскошь в жилищах, одежде, украшениях, мебели, обстановке, лошадях, слугах и т. д. Дворцы, виллы, сады, парки со зверинцами носили поэтическое имя «delizie». Маскарады, балы, банкеты, охоты, турниры, спектакли назывались «cortesie». Вся жизнь была как бы сплошным праздником. Рыцарство, которое везде отжило свой век, в Ферраре глубоко проникало в нравы: существовал особый орден «золотой шпоры», устраивались вооружённые состязания, диспуты по вопросам чести. Рукописи французских рыцарских романов в Ферраре читали с восторгом. Провансальские трубадуры находили тёплый приём при феррарском дворе уже в XIII веке . В этом обществе суровых солдат и удалых охотников большое влияние благодаря рыцарским привычкам приобрели женщины, не остававшиеся в тени, как в других городах. Они присутствовали на турнирах и охотах, играх, процессиях и представлениях. Нигде в Италии типичные черты феодального общества не проявлялись так ярко, как в Ферраре и Милане. Её властители стремились во всем подражать нравам и обычаям бургундского двора, которые так красочно описал Йохан Хёйзинга в книге « Осень Средневековья ». И позже, в эпоху Возрождения, Феррара оставалась главным центром и рассадником куртуазной культуры. Средневековая литература о рыцарях Круглого Стола нашла в Ферраре своих достойных преемников в лице Боярдо и Ариосто. По верному замечанию Ф. Монье, «рыцарство, которое в других местах превратилось в простое литературное воспоминание, здесь — живая действительность» .
В придворном обществе Феррары главенствовали аристократические понятия. На ремесленника, крестьянина смотрели с презрением: он должен только оплачивать всё, что потребуют господа, служить и работать, сколько прикажут. Сами простолюдины называли себя «собаками и холопами его светлости». Имели значение лишь те группы людей, которые примыкали к дворцу и участвовали в его жизни: оруженосцы, стольники, сенешали, пажи, псари, карлики, шуты, музыканты, и, выше этой служилой толпы, дворяне, маркизы и графы, владельцы башен и земель. Своеобразие нравов этого двора XV столетия подвергалось впоследствии осуждению за грубость феррарской юстиции, активно применявшей пытки, казни, ослепления, четвертования. В романтические чувствования цивилизованного общества, в сердца их проник «просвещенный разврат», соседствовавший с «волчьим аппетитом варваров».
Период культурного расцвета Феррары можно отсчитывать от 1391 года, основания Альберто V университета Феррары , который связан с именами Парацельса , Коперника и Савонаролы. Сын Альберто V Никколо III увлекался основанием школ, библиотек, музеев, привлекал писателей и артистов, строил памятники. Не только мужчины, но и женщины покровительствовали наукам и искусствам. Такими были жена Эрколе I Элеонора Арагонская , а также её дочери Беатриче и Изабелла д’Эсте, «прекрасные друзья великих произведений литературы и изящных искусств»; позже — известная Лукреция Борджиа (жена Альфонсо I), Рената Французская (жена Эрколе II), сёстры Альфонсо II Элеонора и Лукреция. Усилиями этих и им подобных аристократов Ферарра сделалась очагом итальянского Ренессанса .
С 1995 года город зачислен ЮНЕСКО в список культурного наследия человечества.
Литература и театр
Двор д’Эсте и знатное общество Феррары активно интересовались литературой. Известный знаток древности Гуарино да Верона был приглашен Никколо III в наставники к его сыну Леонелло . Последний сам писал латинские стихи и привлёк в Феррару целую группу поэтов-классиков, среди которых следует выделить Тито Веспасиано Строцци . Джироламо Савонарола (публиковался под именем Иероним Феррарский), прославившийся как критик церкви, в своих ранних стихах разоблачал порчу нравов и разрушение добрых отношений между людьми. Университет славился филологами-классиками, библиотека — драгоценными рукописями. Однако общество знатных кавалеров и светских дам настоятельно требовало разработки родной литературной речи. Леон Баттиста Альберти произвёл в Ферраре свои первые опыты «возрождения итальянского языка». От скоро вышедшего из моды гуманизма строгого типа осталось лишь почтение «к всемогуществу, величеству и необходимости литературы».
Поэты, романисты, рассказчики, ораторы стекались со всех сторон и встречали гостеприимный прием у герцогов и знати. Они переводили классические произведения, подражали им, стремились также создать оригинальное направление, знакомящее с характером культуры феррарского общества. Любимыми литературными видами были сонеты, мадригалы, любовные новеллы и песни, даже застольные фарсы. Большой популярностью пользовалась также драма, особенно же комедия: переводные ( Плавта , Теренция ) и вновь написанные пьесы постоянно ставились на частных сценах во дворцах и на виллах. Альфонсо I построил в Ферраре великолепный общественный театр, и город сделался в XV в. истинным сценическим центром Италии.
Литература феррарского Возрождения, выросшая на празднествах и пирах, рассматривает поэзию как развлечение: «светская и романическая, она является цветком роскоши, детищем радости, источником и орудием игры». Боярдо превосходно воплотил сущность феррарского Кватроченто в знаменитой поэме « Влюблённый Роланд ». Затем Ариосто воспевал блестящий мир, нравы которого так великолепно изображены Веронезе в его гигантских картинах. Ариосто провел значительную часть жизни в Ферраре (ум. 1533) и его « Неистовый Роланд » может быть назван зеркалом феррарского прошлого.
Поэтическая деятельность Тассо также была связана с двором Эсте. Феррарский поэт Баттиста Гуарини (ум. 1612), автор буколической драмы «Верный пастрь», принадлежал к любимейшим в Италии писателям.
В истории Феррары был короткий период, когда там даже интересовались религиозными движениями, охватившими Европу в XVI в. Под влиянием Ренаты , жены Эрколе II, двор герцогов сделался приютом реформаторов и свободных мыслителей. Рената предоставила убежище Кальвину и Клеману Маро , пригласила к себе итальянских религиозных новаторов. Подобная «социальная активность» не гармонировала с господствовавшим при дворе духом, и после смерти Ренаты (1575) всё вернулось на круги своя.
Живопись
Наиболее именитые итальянские представители Ренессанса — Брунеллески , Донателло, Пьеро делла Франческа, Беллини, Мантенья , Тициан — посещали Феррару только мимоходом. В город привлекались мастера не только из Италии, но и из других стран Европы .
Рождение собственной феррарской школы (Officina Ferrarese) с её особенным, полным аллегорий языком связывают с деятельностью маркиза Феррары Леонелло д’Эсте и его сына Борсо. Эти аристократы стремились украсить свои резиденции необычными картинами и фресками, не предназначенными для всеобщего обозрения. Первым известным их заказом стал цикл из 9 картин с изображениями девяти муз для студиоло дворца Бельфоре , начатый из Сиены в 1447 году и законченный Козимо Тура ; в картинах последнего проявились все важнейшие черты феррарской школы. Фрески Палаццо Скифанойя, заказанные Борсо д’Эсте в 1469—1471 годах у Козимо Тура , Франческо дель Косса и Эрколе деи Роберти , представляют собой ещё более сложный «астрологический» ансамбль на сюжет 12 месяцев, аллегорическим толкованием которого исследователи занимаются до сих пор. Тура, кроме того, расписал капеллу великолепного загородного дворца герцога Борсо ( итал. Delizia di Belriguardo ).
Музыка
Во второй половине XVI веке органистом и капельмейстером при дворе д’Эсте был один из самых значительных мадригалистов Италии Луццаско Луццаски , который занимался организацией закрытых концертов для высшего света с участием виртуозных певиц (т. н. Concerto delle Dame) и воспитал многих учеников, наиболее известным из которых был Дж. Фрескобальди . В 1594—1596 годах при дворе жил (женившийся на кузине Альфонсо Леоноре д’Эсте) композитор Джезуальдо ди Веноза . В Ферраре Джезуальдо написал Третью и Четвертую книги мадригалов, которые определили эволюцию его музыкального языка, прежде всего, в направлении большей хроматизации и прочих композиционно-технических особенностей, ставших характерными для его зрелого стиля.
Феррара после падения дома Эсте
В 1598 году ввиду отсутствия законных детей у герцога Альфонсо II папа Климент VIII снова завладел феодом, и город вошёл в Папское государство . С потерей независимости начался упадок Феррары. Жители города стали переезжать в Модену ; за последующие 20 лет численность населения сократилась на треть.
После наполеоновских войн Феррара должна была сохраниться за папами, но оказалась занятой австрийским отрядом. После его изгнания в 1859 году в городе произошло восстание против Рима, и он вместе с остальной Эмилией примкнул к вновь созданному итальянскому королевству в 1860 году .
Архитектура города и его достопримечательности
Первоначально поселение на территории города Феррары возникло между VII и VIII веками вокруг византийской крепости и местопребывания епископа примерно в том месте, где ныне стоит базилика Сан-Джорджо ( итал. Basilica di San Giorgio fuori le mura ); в то время рукав Волано реки По ( итал. Po di Volano ) был более полноводным, и это место представляло собой остров между руслом и указанным рукавом.
Старый город
Около 1000 года возникло новое поселение в районе Виа делле Вольте ( итал. Via delle Volte ) — «Улицы сводов», шедшей тогда вдоль левого берега Волано, русло которого пролегало по линии современных Виа Рипагранде ( итал. Via Ripagrande ) и Виа Карло Майр ( итал. Via Carlo Mayr ). Виа делле Вольте получила своё название от подвесных арок ( итал. volte ), соединяющих дома по разные стороны улицы на высоте второго этажа. Со временем район севернее Виа делле Вольте стал центром Феррары. С 1135 года здесь располагалась резиденция местного архиепископа, рядом с которой возникла ярмарочная площадь (площадь Трав, ныне Piazza Trento e Trieste). Историческая часть Феррары поныне сохраняет свой суровый средневековый облик: она преимущественно каменная и весьма бедная растительностью.
• Кафедральный собор св. Георгия ( итал. Duomo di San Giorgio ) строился в XII—XIV веках. Его трёхчастная старейшая часть создана в стиле ломбардской романтики из розового мрамора, с заметным добавлением готических элементов. Существующий ныне собор несёт на себе отпечаток всех исторических эпох, прожитых городом. Фасад собора характерен слиянием элементов готической и романской архитектуры. Возведение колокольни в стиле классического Ренессанса было начато в 1412 году и завершено по проекту Альберти . Атриум, расположенный с левой стороны от входа в Музей Оперы, хранит образцы ретороманской скульптуры, гобеленов и ковчегов. В алтарной нише собора находится картина Филиппо Липпи «Страшный суд» (1580 год).
• Pallazzo Communale / Palazzo Municipale . В 1245 году напротив собора была возведена первая резиденция герцогов Эсте — Палаццо Муничипале, а улица между ним и собором с дворцом епископа, называвшаяся Via degli Adelardi, дала начало одному из центральных современных проспектов города — Corso Martiri della Libertà. Здесь же в центре города в XIV в. был возведён дворец Palazzo della Ragione (сгорел в начале XX в.). Бронзовые статуи над входом были изготовлены по распоряжению Никколо III и его сына Борсо.
• Замок герцогов д’Эсте ( итал. Castello Estense ) считается символом Феррары. В XIII в. севернее собора располагалась маленькая крепость — т. н. Башня Львов (Torre dei Leoni), которая в конце XIV в. была перестроена в существующий ныне замок герцогов д’Эсте архитектором Бартолино из Навары по заказу маркиза Никколо II д’Эсте. Начало строительству было положено в 1385 г., однако постройка здания, представлявшего собой окружённую рвом крепость с четырьмя мощными башнями по углам, затянулась на 200 лет. В XV в. замок стал резиденцией правителей Феррары. Замок Эсте — первая в Италии правительственная резиденция, защищённая пушками . В настоящее время все помещения замка открыты для посещения (в некоторых залах проводятся художественные выставки). В октябре 2006 года было принято решение об открытии в замке герцогов д’Эсте филиала российского Эрмитажа .
Расширения Старого города
При Никколо II д'Эсте (1338—1388) произошло первое расширение города вниз по течению рукава Волано, напоминанием о котором остался дворец Каза Ромей ( итал. Casa Romei ) и палаццо Ренаты Французской ( итал. Palazzo Renata di Francia ), где расположился Феррарский университет, основанный сыном Ренаты Альберто V д’Эсте . Последний также возвёл на востоке города новую герцогскую резиденцию — Палаццо Скифанойя , знаменитое, в первую очередь, аллегорическими фресками на астрологические темы.
В 1492 году герцог Эрколе I д'Эсте поручил архитектору ( итал. Biagio Rossetti ) (около 1447—1516) перестроить город, исходя из новой гуманистической концепции «идеального города» с прямоугольной сеткой улиц и зелеными насаждениями. Территория города увеличилась почти вдвое.
Завершение этого проекта ознаменовало рождение современного градостроительства, поскольку Феррара оказалась первым европейским городом, преобразованным по единому плану. Это и стало поводом для объявления ЮНЕСКО центра города достоянием человечества .
Прежде всего была засыпана канава Джовекка (Giovecca), отделявшая старый город от северных территорий, и на её месте устроен широкий проспект (ныне corso delle Giovecca), по которому идёт граница между средневековым городом, тянущимся вдоль левого берега рукава По, и новым, названным Расширением Эрколе (Addizione Erculea). Этот новый город был рассечён двумя широкими проспектами: с юга на север — улицей Ангелов (ныне corso Ercole I d’Este) и с востока на запад — улицей дей Приони (via dei Prioni), переходящей в улицу Равновесия (via degli Equinozi, ныне ось проспектов corso Biagio Rossetti, corso Porta Mare и corso Porta Po).
На пересечении этих двух проспектов, названном Перекрёстком Ангелов (Quadrivio degli Angeli), были возведены Палаццо Диаманти (Бриллиантовый дворец), дворец Turchi di Bagno ( итал. Palazzo Turchi di Bagno ) и дворец Prosperi-Sacrati ( итал. Palazzo Prosperi-acrati ).
• Палаццо Диаманти ( итал. Palazzo dei Diamanti — «Бриллиантовый дворец»). Построен в 1493—1503 годах. Стены дворца выложены « бриллиантовым рустом » — мраморными «бриллиантовыми» квадрами в виде пирамидок (8500 по четырём фасадам). В 1832 году Бриллиантовый дворец был выкуплен муниципалитетом города Феррара. На первом этаже Палаццо деи Диаманти расположена Галерея современного искусства, а второй отдан Национальной картинной галерее Феррары (Пинакотеке). Основное место в экспозиции Пинакотеки занимают картины местной школы живописи, а также полотна старых мастеров из других областей Италии. Среди феррарских в экспозиции «Мученичество св. Маврелия» Козимо Туры и «Мадонна с младенцем» Джентиле да Фабриано , «Мадонна с младенцем среди роз» Эрколе де Роберти ; среди прочих итальянских — «Христос с фигуркой Мадонны» Мантеньи и «Успение Марии» Карпаччо .
• Городские стены . В эпоху Возрождения город был окружён стенами, соответствовавшими всем фортификационным требованиям XVI в. Попасть в него можно было с трёх сторон, через южные (Porta Paola), восточные (Porta S. Giovanni) и северные (Porta degli Angeli) ворота. При был выстроен защищавший Расширение Эрколе северный участок стен с небольшими полукруглыми башнями и двумя большими круглыми башнями (Torrione) дель-Барко в северо-западном угле и св. Джованни на востоке, типичными для военной архитектуры начала XVI века. Средневековые участки стен много раз перестраивались в XVI в., а между 1575 и 1585 годами при Альфонсо II д'Эсте городские стены были усилены бастионами в форме «туза пик». Общая длина городских стен составляет 9 км.
В XVII—XVIII веках были построены многие общественные здания и подавляющее большинство церквей. В 1612 году ( итал. Giovan Battista Aleotti ) перестроил южные городские ворота Porta Paola и, пристроив к двум бастионам юго-западного угла городских стен ещё три, возвёл рядом пятиугольную крепость, ставшую символом папского периода истории Феррары (крепость была разрушена по этой причине в XIX веке). Ему же принадлежит проект единственной церкви Феррары, выдержанной полностью в стиле барокко — .
Плодотворной была идея устроения внутри (каменного и бедного растительностью) города скверов и парков. В частности, засажена деревьями Новая площадь (современное название — Piazza Ariostea), древнее место проведения городского праздника ( итал. Palio di Ferrara ).
Известные уроженцы, жители
- Виола, Альфонсо делла (около 1508 – около 1573) – итальянский музыкант, композитор.
- Чезаре Лупорини (итал. Cesare Luporini, 20 августа 1909, Феррара, Эмилия-Романья — 25 апреля 1993, Флоренция) — итальянский философ, историк философии и политик.
Города-побратимы
- Краснодар , Россия
- Льейда , Испания
- Сент-Этьен , Франция
- Суонси , Великобритания
- Тарту , Эстония
- Формия , Италия
- Барановичи , Беларусь
- Даугавпилс , Латвия
См. также
- (нем.)
Примечания
- . Дата обращения: 7 февраля 2015. 15 апреля 2015 года.
- Изначально Феррара находилась непосредственно на берегу По, но после катастрофического ( ) река ушла от города.
- Гращенков В. Н. Портрет в итальянской живописи Раннего Возрождения. — М., 1996. — С. 207.
- См. характеристику феррарских нравов XV века в кн.: Monnier Ph. Le Quattrocento, essai sur l’histoire littéraire du XV s. italien. — Т. II. — С. 1901. Там же ценные библиографические указания.
- ↑ Baedecker. Italien. — Verlag Karl Baedeker. — ISBN 3-8297-1091-7
- Campori . I pittori degli Estensi nel sec. XV. — Modena, 1886.
- См. L. N. Citadeila, «Il castello di Ferrara», Φ. 1875
- Baedecker. Italien . Verlag Karl Baedeker. ISBN 3-8297-1091-7
Литература
- // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
- Bruno Zevi. Saper vedere la città. Ferrara di Biagio Rossetti, «la prima città moderna europea» , Biblioteca Einaudi, 2006, ISBN 88-06-18259-5
- Carlo Bassi. Perché Ferrara è bella. Guida alla comprensione della città , Corbo Editore, 1994, ISBN 978-88-85325-34-0
- Lucio Scardino. Itinerari di Ferrara moderna , Alinea Editrice, 1995, ISBN 88-8125-031-4
- Pierluigi De Vecchi ed Elda Cerchiari. I tempi dell’arte , volume 2, Bompiani, Milano 1999. ISBN 88-451-7212-0
- Stefano Zuffi. Il Quattrocento , Electa, Milano 2004. ISBN 88-370-2315-4
Ссылки
- (итал.) — официальный сайт муниципалитета Феррары
- (итал.) (англ.) (нем.) (рус.)
- (итал.) (англ.)
- (рус.) . Стиль Эпохи (5 января 2011). Дата обращения: 17 января 2012. 8 февраля 2012 года.
- 2020-01-06
- 1