Interested Article - Среда

Четвёртый день («среда») Божьего сотворения мира, появление небесных светил ( Бытие. ). Микеланджело , 1511 г.
«Пепельная среда», картина Карла Шпицвега , 1855—1860 гг.

Среда́ (от средина , середина ) — день недели между вторником и четвергом .

Этимология и место в календаре

Римская копия статуи Гермеса , бога, от которого идёт традиция называния «среды» в честь небесного божества и его планеты в Западной Европе

Согласно международному стандарту ISO 8601 , это — третий день недели, хотя в некоторых традициях (авраамических религиях) является четвёртым.

К примеру, португальский язык использует слово quarta-feira («четвёртый день»), также среда — «четвёртый день» в персидском языке (چهارشنبه). Среда в греческом языке, Τετάρτη , означает просто «четвёртый». То же значение имеют арабское (أربعاء), еврейское (רביעי — ревии ) названия. С армянского (Չորեքշաբթի — чорекшабти́ ), грузинского (ოთხშაბათი — отхшабати ), казахского ( сәрсенбі ), башкирского ( шаршамбы ), таджикского ( чоршанбе ), узбекского ( chorshanba / чоршанба ) и татарского ( чәршәмбе ) языков слово буквально переводится как «четыре (дня) от субботы».

Однако в эстонском языке название среды kolmapäev — «третий день» — подразумевает первым днём недели понедельник. В северных диалектах китайского языка , 星期三 (xīngqīsān), означает «день три», поскольку воскресенье непронумеровано.

Среда находится в середине славянской пятидневной рабочей недели, которая начинается понедельником и оканчивается пятницей. В случае, если воскресенье принято за первый день недели, то среда приходится на середину недели, отсюда и происходит её русское название [ источник не указан 1308 дней ] . Существует предположение, что у предков восточных славян вся неделя состояла из пяти дней, и среда была её серединой. И лишь позднее у евреев через греков они заимствовали субботу, а с распространением христианства в их языке появилось и воскресенье . Большинство славянских языков следует общему сходному образцу ( болгарский : сряда , хорватский : srijeda , чешский : středa , македонский : среда , польский : środa , сербский : среда или сриједа , словацкий : streda , словенский : sreda , украинский : середа , а также неславянский венгерский : szerda — заимствовано у славянских языков).

На финском языке среда называется Keskiviikko («середина недели»), на исландском : Miðvikudagur , на фарерском : Mikudagur («день — середина недели»). В некоторых диалектах фарерского языка есть Ónsdagur , который употребляется наравне с общераспространённым наименованием среды.

На хинди среда именуется Будхвар .

«Среда», в буквальном переводе с японского , — «день воды» (水曜日).

В Древнем Риме этот день был посвящён Меркурию . Семидневная неделя установилась в Риме в конце II — начале III столетия. Наименование римской среды Dies Mercurii («День Меркурия») являлось калькой с древнегреческого языка ἡμέρα Ἕρμου heméra Hérmou , «день Гермеса», привязка семи дней недели к семи классическим планетам впервые отмечено в Anthologiarum Веттия Валента (около 170 года).

Латинское имя нашло отражение в большинстве современных романских языков : mercredi ( французский язык ), mercoledì ( итальянский язык ), miércoles ( испанский язык ), miercuri ( румынский язык ), dimecres ( каталанский язык ), Marcuri или Mercuri ( корсиканский язык ).

В северной Европе Меркурию соответствовал Один (Вотан), от его имени и происходит древнегерманское название этого дня. Германский бог Воден, Воданаз или Один во времена Римской империи был интерпретирован как «германский Меркурий».

Современное английское название среды Wednesday унаследовано от среднеанглийского Wednesdei , на древнеанглийском среда — wōdnesdæg . Англоязычные квакеры традиционно именуют среду «четвёртым днём», чтобы избежать языческих ассоциаций.

В современном немецком языке слово Mittwoch (буквально: «середина недели») в X веке заменило прежнее имя среды Wodanstag («день Водана »), что сближает его со славянскими названиями этого дня. В датском языке , как и в норвежском и шведском, сохранилось название среды как дня Одина — Onsdag .

Религиозное соблюдение

Католическая « Пепельная среда », День покаяния. Верующих отмечают крестом из пепла на челе

Древние христиане собирались по средам в храмы для общественного богослужения. Святой Амвросий именует среду и пятницу днями стояния (dies stationum), как назывался у первых христиан пост , соединённый с молитвой . Православная церковь наблюдает в среду (так же как в пятницу) пост (за исключением нескольких праздничных и беспостных периодов в течение года). Пост в среду и пятницу влечёт за собой воздержание от мясных , яичных и молочных продуктов. Для православных пост по средам знаменует память о предательстве Иудой Искариотом Иисуса Христа . Пост по средам соблюдался столь строго, что некоторые верующие не хотели его прекращать даже и в дни великих праздников. Такая строгость послужила причиной созыва, в 1168 году , особого собора, который определил, что пост среды и пятницы должно отменять только для праздников Рождества и Богоявления . В одном старинном слове правило о посте в среду и пятницу называется тайной спасения, свыше открытой святому Пахомию , а сами среда и пятница олицетворяются в виде двух Ангелов , которые в будущей жизни встретят с радостью и проведут в рай тех людей, которые их почитают .

На вседневных службах среды и пятницы гимны Октоиха и некоторых других Богослужебных книг повествуют о страдании Спасителя и о Его Крестной смерти . В среду, а также в пятницу, в воскресенье и в понедельник, может совершаться православное венчание , если сразу после этих дней не следуют большие церковные праздники и посты .

В православном богослужении имеются особые среды:

На ирландском и кельтско-шотландском языках, имя среды напоминает о посте в этот день: Dé Céadaoin (на ирландском гэльском) и Di-Ciadain (на шотландском гаэльском); aoine означает «пост», céad — «первый» (пятница называется просто «пост», Aoine). В католических странах первый день Великого поста известен как « пепельная среда » (в отличие от православных, начинающих поститься с понедельника, у католиков Великий пост начинается в среду). Первый день Великого поста в Западной христианской традиции, происходит за сорок шесть календарных дней до Пасхи и сорок будничных, если не считать воскресенья.

В США многие католические и протестантские общины и некоторые еврейские синагоги по средам проводят исследования Писания или молитвенные ночи бдения, поэтому спортивные расписания во многих американских государственных школах отражают этот факт, резервируя понедельник и четверг для игр девочек, вторник и пятницу для игр мальчиков, и вообще избегая планов на вечер среды.

Культурные традиции

Литературный кружок « Среда »

В испанском слово «среда», miércoles используется в качестве эвфемизма для созвучного ругательства mierda «дерьмо!».

Согласно тайскому солнечному календарю , со средой связан зелёный цвет .

В Мьянме дети, родившиеся в среду до 12 часов дня, по традиции получают имя, начинающееся на одну из четырёх букв алфавита, называемых боудэхунан . После 12 часов дня по древнеиндийским астрологическим представлениям начинается восьмой день недели День Яху ( Раху ).

Простонародные русские поверья особо выделяли некоторые среды: так, в Тульской губернии в среду на первой неделе Великого поста поселяне выходили к родникам или речкам и прудам прислушиваться, не шумит ли вода, не стонет ли она, и по стону, шуму или свисту старались предугадать будущее. В среду на пятой неделе Великого поста в селениях Алексинского уезда Тульской губернии устраивались сходбища для проводов зимы: мужчины возили женщин на санях по улицам, холостые старались свалить сани, которые возят женатые, бросали в них снежными комками и т. п. В среду на последней неделе поста в степных селениях обливали утром водой всех домашних животных для предохранения их от болезней .

C 1890-х до 1916 года в Москве по средам собирался литературный кружок « Среда », который посещали выдающиеся писатели, такие как Викентий Вересаев , Александр Куприн , Иван Бунин , Максим Горький и др. После революции 1905—1907 годов возникла так называемая «Молодая среда» во главе с Ю. А. Буниным. Из новых участников — Иван Шмелёв , Борис Пильняк , художник Аполлинарий Васнецов .

В 1905 1909 годах по средам в Санкт-Петербурге в квартире Вячеслава Ива́нова также происходили собрания ведущих поэтов и мыслителей того времени .

Среда как мифический персонаж

В одной великорусской сказке Среда олицетворяется в виде женщины, приготовляющей холст с целью удавить хозяйку, которая её позвала на помощь в тканье холстов, поскольку в народной литературе среда и пятница ставились наряду с воскресеньем и другими церковными праздниками; считалось большим грехом не только нарушить в эти дни пост, но и заниматься некоторыми из домашних работ . В русском языке существует распространённое выражение: «Среда — это маленькая пятница».

Украинцы Харьковщины олицетворяли Среду в образе женщины, в народных рассказах «она посещает по ночам хаты, принимает близкое участие в женском хозяйстве и наказывает женщин ленивых или работающих в неурочное время и помогает чтущим её день в их занятиях по хозяйству». По карпатским представлениям, Среда — девушка, и её почитают прежде всего девушки и женщины, к ней они обращаются за помощью в специальных молитвах, она наказывает за несоблюдение табу на прядение, тканье, шитье коликами в груди и головной болью. Русские на Урале верили, что Пятница и Среда первыми выходят встречать на «том свете» души умерших, и связывали со средой представления о Судном дне .

События, связанные со средой

В среду 16 сентября 1992 года произошёл резкий обвал курса британского фунта стерлингов . Это событие получило известность как « Чёрная среда ».

В Польше в среду произошли террористический акт (15 августа 1906 г.) и акция пацификации в городе Олькуш (31 июля 1940 г.), впоследствии названные «Кровавой средой».

Среда в именах и названиях

Примечания

  1. Русинов Н. Д. Древнерусский язык. Учеб. пособие для студентов филолог. и истор. специальностей ун-тов и пед. ин-тов. — М. : Высшая школа , 1977. — С. 15. — 30 000 экз.
  2. ЭСБЕ , статья «Среда»
  3. Николай Бердяев от 30 июня 2017 на Wayback Machine
  4. , с. 165.

Литература

  • Славянские древности.ЭТНОЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ ПОД ОБЩЕЙ РЕДАКЦИЕЙ Н.И. ТОЛСТОГО . — М. : Международные отношения, 2012. — Т. 5. — 821 с. — ISBN 5-7133-0703-4 .
Источник —

Same as Среда