Научные биографии и мемуары учёных
- 1 year ago
- 0
- 0
Мемуа́рная литерату́ра , мемуа́ры (от фр. mémoires — воспоминания) — записки современников, повествующие о событиях, в которых автор принимал участие или которые известны ему от очевидцев, и о людях, с которыми автор был знаком. Важная особенность мемуаров заключается в претензии на достоверность воссоздаваемого прошлого и, соответственно, на документальный характер текста, хотя в действительности не все мемуары являются правдивыми и точными.
Мемуары не тождественны автобиографии и хронике событий , хотя в обиходе эти понятия могут использоваться как синонимы. Мемуарист пытается осмыслить исторический контекст собственной жизни, описывает свои действия как часть общего исторического процесса. В автобиографии же (например, « Исповедь курильщика опиума », « Исповедь » Руссо ) упор сделан на внутренней жизни автора и на развитии его личности . От хроник современных событий мемуары отличаются субъективностью — тем, что описываемые события преломляются через призму сознания автора со своими сочувствиями и нерасположениями, со своими стремлениями и видами.
Многие мемуары написаны лицами, игравшими видную роль в истории ( Уинстон Черчилль , Шарль де Голль , Екатерина II ). Они могут охватывать значительный период времени, иногда всю жизнь автора, соединяя важные события с мелкими подробностями повседневной жизни. В этом отношении мемуары служат историческим источником первостепенной важности. Однако мемуаристы, не всегда осознанно, стараются представить себя перед потомками в выгодном свете, оправдать свои неудачи, что неизбежно ставит перед историком вопрос о достоверности изложенного. К примеру, расхожие представления о Челлини как о редкостном ловкаче и о Казанове как о неотразимом повесе восходят исключительно к их мемуарным запискам и другими историческими источниками не подтверждаются.
Отдельные мемуары обладают незаурядными литературными достоинствами. Беллетризованные записки С. Аксакова , Л. Толстого , А. Белого , Г. Иванова , В. Набокова и других крупных писателей более значимы с литературной точки зрения, чем с исторической. В автобиографической трилогии Толстого (« Детство », « Отрочество », « Юность ») и у Достоевского в « Записках из Мёртвого дома », несмотря на очевидную перекличку описываемых событий с перипетиями жизни писателей, расстояние между автором и повествователем подчёркнуто тем, что рассказчику дана вымышленная фамилия. В то же время, многотомные автобиографические сочинения таких писателей, как Шатобриан (« »), Герцен (« Былое и думы ») и Паустовский (« Повесть о жизни »), претендуют на объективность. Эти авторы рисуют широкую панораму современной им частной и общественной жизни, наподобие « романа-потока ».
Для многих писателей первостепенны воспоминания о детстве как о периоде складывания личности. Иногда автор бывает настолько увлечён «жизнетворчеством», что его сочинение не может претендовать на историческую достоверность. К примеру, воспоминания В. Ходасевича о Серебряном веке , собранные в книге «Некрополь», считаются относительно достоверными, несмотря на шаржированность литературных портретов, тогда как повествующие о том же периоде «Петербургские зимы» Г. Иванова расцениваются в литературоведении как плод мифологизации реальных лиц, событий и фактов [ источник не указан 709 дней ] . Зыбкое равновесие между субъективным и объективным в мемуарной прозе превращает её в излюбленное поле для художественных экспериментов писателей-модернистов и постмодернистов ( Владимир Набоков , Жан Жене , Генри Миллер , Ален Роб-Грийе ).
Развитие мемуаристики было связано с накоплением исторических знаний и формированием общественного мнения.
При этом выделяют мемуары-«современные истории», написанные с целью запечатлеть общественно значимые события. Считается, что начало этому жанру положили «Мемуары» французского дипломата Филиппа де Коммина , написанные в конце XV века и впервые опубликованные в 1524 году. В России аналогичные произведения появились только в XVII веке (воспоминания Сильвестра (Мелведева) под названием «Созерцание краткое лет 7190, 91 и 92, в них же, что содеяся во гражданстве»).
Также выделяют мемуары-автобиографии, предназначавшиеся непосредственным потомкам, в которых подробно описывается жизнь самого автора. В европейской литературе первой развернутой автобиографией считается «Исповедь» святого Августина , написанная в конце IV века н. э. В России к наиболее раннему примеру этого вида мемуаров можно отнести « Житие протопопа Аввакума » (1672—1675) .
Мода на мемуарные сочинения, как и само слово «мемуары», распространилась по Европе XVII—XVIII веков из Франции старого уклада . Предшественниками современных мемуаров считаются хроники средневековых французских историков Виллардуэна , Жуанвиля , Коммина , Ламарша , Энена , в которых сделан акцент на их собственном участии в описываемых событиях. Записки о своей жизни оставили многие высокопоставленные французы эпохи Возрождения , включая маршалов Флёранжа , Монлюка и Бассомпьера , а также известных писателей Агриппу Д’Обинье и Пьера де Брантома .
Следующую волну мемуарной литературы породила Фронда . Её ветераны, будучи удалены от версальского двора, пытались оправдаться перед потомками в записках, как правило, не предназначавшихся ими для публикации. Значительнейшие сочинения этой группы принадлежат перу герцога Ларошфуко и кардинала де Ретца . В общей сложности написанием мемуаров озаботились свыше 260 деятелей двора Людовика XIV , не исключая его ближайших родственников. Наиболее развёрнутую хронику версальского двора « великого века » дал герцог Сен-Симон . Его мемуары были задуманы как опровержение на записки маркиза Данжо . Обладая даром едкой, остроиронической зарисовки, герцог задним числом расквитался на страницах своих записок со многими недругами, которых ныне помнят только благодаря тому, что они были упомянуты Сен-Симоном.
Сочинения придворных «короля-солнца» отличались злободневностью и злоязычием. По этой причине многие из записок впервые увидели свет за пределами Франции (например, в Соединённых провинциях ). Подлинный наплыв старых мемуаров пришёлся на начало XIX века, когда были смягчены цензурные запреты. Тогда же выступили с мемуарами графиня де Жанлис и мадам Кампан — старые аристократки, блиставшие ещё при дворе Марии-Антуанетты и пережившие все злоключения революции, эмиграции и империи. Мода на мемуарную литературу породила и спрос на подделку воспоминаний известных личностей. Этим промышлял, в частности, Гасьен де Куртиль де Сандра , опубликовавший, среди прочего, апокрифические записки капитана мушкетёров д’Артаньяна , использованные Дюма-отцом при написании романа « Три мушкетёра ».
В русской литературе ряд записок начинается «Историей князя великого Московского о делах, яже слышахом у достоверных мужей и яже видехом очима нашими» за авторством князя Курбского . Она носит характер скорее памфлета , чем объективного исторического сочинения.
Записки о пребывании в России XVI—XVII вв. оставили многие иностранцы, в особенности участники польского осадного сидения 1611—1612 гг. Предвзятость с налётом публицистики не чужда двум крупнейшим повествованиям о Смутном времени — «Временнику» Ивана Тимофеева и «Сказанию о Троицкой осаде» Авраамия Палицына . В обоих трудах заметно желание обличить пороки общества и ими объяснить происхождение Смуты; этой задачей объясняется обилие отвлечённых рассуждений и нравоучений.
Позднейшие труды очевидцев Смуты, появившиеся при первых Романовых , отличаются от ранних большей объективностью и более фактическим изображением эпохи («Словеса» кн. И. А. Хворостинина , повесть кн. И. М. Катырёва-Ростовского , внесённая в хронограф Сергея Кубасова ), но и в них изложение часто бывает подчинено условным риторическим приемам (записки кн. Семёна Шаховского , относящиеся к 1601—1649 гг.).
В правление Алексея Михайловича и его сыновей в русской литературе появляются собственно личные воспоминания, отступающие от литературного шаблона, — сочинения Котошихина и Шушерина , старообрядцев и Аввакума Петрова . « Житие протопопа Аввакума » — общепризнанная вершина русской литературы XVII века. Авторы этих записок — учёные люди допетровского времени: дьяки либо представители духовенства.
С распространением в Российской империи моды на всё французское русские дворяне, выйдя в отставку, стали поверять свои воспоминания бумаге, зачастую по-французски . Первые дворянские записки предназначались исключительно для чтения в домашнем кругу. Среди авторов мемуаров конца XVIII и начала XIX вв. велика доля женщин. Вслед за Екатериной II придворные дамы Е. Р. Дашкова , В. Н. Головина , Р. С. Эдлинг и др. оставили записки на французском. Среди записок XVIII века, составленных на русском языке, Д. С. Мирский отдаёт пальму первенства короткому, непосредственному мемуару Н. Б. Долгоруковой , одной из первых писательниц в России.
Из государственных деятелей XVIII века записки о своей карьере оставили кабинет-секретари Я. П. Шаховской , А. В. Храповицкий и А. М. Грибовский . В своих многотомных записках долгожитель А. Т. Болотов (1738—1833) представил подлинную энциклопедию жизни русского дворянства, как столичного, так и провинциального. И. М. Долгоруков , И. И. Дмитриев и другие литераторы, тяготевшие к сентиментализму , ностальгически воспевали в мемуарах «сердца сладкие обманы».
Наибольший литературный интерес среди произведений конца XVIII века представляют близкие к мемуарным путевые записки Д. И. Фонвизина и Н. М. Карамзина . Они преподносились читателям как непосредственные письма с чужбины, хотя на деле представляют собой плод кропотливого литературного труда. Ещё одна специфическая форма русской мемуарной литературы, — семейные хроники М. В. Данилова , , Л. А. Ростопчиной , в которых прослеживается жизнь нескольких поколений одной семьи (часто провинциальной).
Обособленный массив мемуарной литературы образуют записки о событиях 1812 года ( Д. В. Давыдов , С. Н. Глинка , Н. А. Дурова и др.). Богатый материал по общественной жизни пушкинской эпохи дают мемуары Н. И. Греча и Ф. В. Булгарина , записные книжки С. П. Жихарева и П. А. Вяземского . Вся первая треть XIX века освещена в записках Е. Ф. Комаровского , А. М. Тургенева и Ф. Ф. Вигеля . Последние по изяществу слога и остроте характеристик некогда признавались за лучший образец мемуарной литературы своего времени. П. А. Плетнёв аттестовал их следующим образом:
Записки, очень интересные, исполненные остроты, желчи, насмешливости и себялюбия. Всё описано очень колко и умно. Это так занимательно, что и пересказать трудно. Он остроумен, желчен, знающ и умён до чрезвычайности. У него можно поучиться писать.
Светские салоны середины XIX века описаны многочисленными мемуаристками, среди которых А. О. Смирнова , Е. А. Сушкова , А. Ф. Тютчева . Более сухим языком пишут государственные деятели из высшего чиновничества ( М. А. Корф , К. И. Фишер ). Панорама литературной жизни 1840-х гг. развёрнута в воспоминаниях В. А. Соллогуба , А. В. Никитенко , П. В. Анненкова , Д. В. Григоровича , А. А. Григорьева , А. А. Фета , Т. П. Пассек , П. А. Каратыгина , А. Я. Панаевой и её мужа И. И. Панаева .
О событиях в России конца XIX века оставили весьма обстоятельные записки многочисленные писатели и общественные деятели ( П. А. Кропоткин , П. Д. Боборыкин , Б. Н. Чичерин , А. Ф. Кони ), представители художественной интеллигенции ( И. Е. Репин , К. С. Станиславский , А. Н. Бенуа , М. К. Тенишева ), высшего чиновничества ( В. П. Мещерский , С. Д. Урусов , В. Ф. Джунковский , С. Ю. Витте , А. И. Дельвиг ). Жизнь при дворе последнего царя охарактеризована в мемуарах, составленных уже в эмиграции Ф. Юсуповым и А. Вырубовой , а также перешедшим на советскую службу А. А. Игнатьевым .
В связи со множеством трагических событий в русской истории XX века, большая часть мемуарной литературы была посвящена этим событиям. Широкую известность приобрела книга Ивана Бунина « Окаянные дни », созданная на основе дневника писателя и описывающая первые годы после октябрьской революции . Послереволюционные годы также описал в своих знаменитых мемуарах Владислав Ходасевич . Его мемуары, а также популярные мемуары его первой жены, Нины Берберовой , содержат сведения о многих известных литераторах.
Литературную жизнь советской России в период до начала Великой Отечественной войны описала в своих воспоминаниях Елена Булгакова — супруга писателя Михаила Булгакова .
Множество мемуарных произведений было посвящено Великой Отечественной войне . Особой популярностью в советское время пользовались мемуары военачальника Георгия Жукова , описавшего в них подвиг советского народа. Через много лет стали популярны менее официальные мемуары Николая Никулина , открывшие страшную «солдатскую» память о войне.
Отдельной категорией прозы о войне стали дневники и воспоминания жителей блокадного Ленинграда , описавших нечеловеческие условия жизни и смерти в осаждённом городе. Лишь немногие из этих мемуаров, например, воспоминания Ольги Берггольц были опубликованы в советское время, бо́льшая часть была опубликована только после отмены цензуры . Также стали выходить книги, обобщающие дневники и воспоминания многих блокадников, такие как книга «Блокадная этика. Представления о морали в Ленинграде в 1941—1942 гг.» Сергея Ярова.
Большой популярностью на рубеже XX—XXI веков стали пользоваться мемуары, описывающие, чаще счастливое, военное и послевоенное детство, проходившее во дворах и коммунальных квартирах . К таким произведениям следует отнести мемуары , Людмилы Гурченко , Нины Шнирман, Сергея Кара-Мурзы .
Осознание исторической ценности мемуаров частных лиц, в том числе описаний повседневной жизни русского дворянства екатерининской и пушкинской эпох, произошло не сразу. Собрание русских мемуаров впервые стал издавать русский писатель и переводчик, корреспондент Санкт-Петербургской академии наук, действительный член Российской академии. Ф. О. Туманский ; затем И. П. Сахаров издавал «Записки русских людей. Сборник времен Петра Великого» (СПб, 1841).
Задаче систематической публикации мемуаров посвятили себя во второй половине XIX века журналы « Русская старина » М. Семевского , « Русский архив » П. Бартенева и « Исторический вестник » С. Шубинского . Семевский лично убедил многих очевидцев исторических событий поверить свои воспоминания бумаге. Основная часть записок, появившихся на страницах этих исторических журналов, в советское время не переиздавалась и стала библиографической редкостью.
Советских читателей с воспоминаниями о классиках русской литературы с 1948 года знакомила специализированная « » (издательство «Художественная литература»). Первыми были изданы со вступлением К. Чуковского воспоминания А. Я. Панаевой . В 1959 г. « Воениздат » запустил серию «Военные мемуары». Воспоминания советских деятелей публиковались « Политиздатом » в серии «О жизни и о себе».
Начиная с 1997 года «Фонд Сергея Дубова», основанный наследниками трагически погибшего предпринимателя и издателя С. Л. Дубова , выпускает серию «История России и Дома Романовых в мемуарах современников. XVII—XX вв.», в рамках которой увидели свет 22 тома записок иностранных путешественников и дипломатов, а также воспоминаний русских государственных деятелей, придворных и служилых дворян Российской империи.
Мемуарные произведения в целом характерны для западной литературной традиции со свойственным ей вниманием к конкретной человеческой личности, хотя к произведениям этого жанра можно отнести и автобиографические сочинения ряда восточных авторов. Наиболее ранним из них считают «Книгу назидания» ( Китаб аль-Итибар ), написанную около 1187 года сирийским шейхом Усамой ибн Мункызом , а самым известным — « Бабур-наме », принадлежащее перу могольского полководца Захираддина Мухаммада Бабура (1483—1530).
В японской литературе элементы автобиографии встречаются уже в конце X века в «Записках у изголовья» Сэй-Сенагон и «Дневнике эфемерной жизни» Митицуна-но хаха , произведениях жанра дзуйхицу . Но только в конце XIII столетия появляется « Непрошенная повесть » придворной дамы императорского дворца Нидзё , в которой мемуарный тип повествования уже преобладает.
В Интернете существует несколько достаточно подробных полнотекстовых собраний русской мемуарной литературы: