Социолог
(англ.)
(
ввёл термин «Контркультура» в 1960 году в своей статье «Контркультура и субкультура» в «
(англ.)
(
». Йингер предложил использовать термин «контркультура» «везде, где первостепенный элемент нормативной системы какой-либо группы — конфликт с ценностями всего общества, где личностные переменные непосредственно участвуют в развитии и поддержании ценностей группы, и где её нормы могут быть поняты только путём отсылки к отношениям группы с окружающей её
доминирующей культурой
»
.
Термин «контркультура» был популяризирован американским социологом
Теодором Роззаком
, применявшим его для обозначения новых течений в
искусстве
, противопоставляющих себя традиционной культуре
. Контркультура противопоставляла себя тем, что ставила во главу угла чувственно-эмоциональное переживание бытия, находящееся за рамками умозрительно-логических методов познания.
Контркультура, как правило, не просто имеет
парадигму
, отличающуюся от парадигмы
доминирующей культуры
, но и явным образом
противопоставляет
себя доминирующей культуре, ставит под сомнение господствующие культурные ценности, нормы и моральные устои, создаёт свою собственную систему норм и ценностей.
Особо ярко контркультура была выражена в «молодёжной революции» 1960-х годов, движении
хиппи
и в 1970-х годах в субкультуре
панк
.
В 1960-е годы на Западе произошла «контркультурная революция», как часть которой возникло много
новых религий
. В частности, одна из новых религий —
трансцендентальная медитация
— в 1970-е годы в США насчитывала несколько миллионов последователей
.
Контркультура — явление, свойственное не только и не столько широко известным и приведённым выше молодёжным движениям XX века. Господствующая культура не способна охватить всё символическое пространство общества. Часть этого пространства «делят» между собой суб- и контркультуры. К таким контркультурам в различных исследованиях относят раннее
христианство
, прочие религии, коммуны
утопистов
и движение
большевиков
.
Примером контркультуры является также уголовная среда, в замкнутой и обособленной среде которой постоянно формируются и видоизменяются идеологические доктрины, буквально «переворачивающие с ног на голову» общепринятые ценности — честность, трудолюбие, семейную жизнь и т. д.
Примечания
(англ.)
(
.
(англ.)
//
(англ.)
(
. — 1960. — October (
vol. 25
,
no. 5
). —
doi
:
.
26 марта 2020 года.
Gollin, Andrea
(неопр.)
. PAW Online (23 апреля 2003). Дата обращения: 21 июня 2008.
16 июня 2008 года.
Roszak, Theodore
,
The Making of a Counter Culture: Reflections on the Technocratic Society and Its Youthful Opposition
, 1968/1969, Doubleday, New York,
ISBN
978-0-385-07329-5
.
F. X. Shea, S. J., «Reason and the Religion of the Counter-Culture»,
(англ.)
(
, Vol. 66/1 (1973), pp. 95-111,
от 11 апреля 2020 на
Wayback Machine
.
(неопр.)
. Дата обращения: 19 февраля 2010. Архивировано из
19 октября 2010 года.
Литература
на русском языке
Беляев И. А.
/ И. А. Беляев, Н. А. Беляева // Духовность и государственность. Сборник научных статей. Выпуск 3; под ред. И. А. Беляева. — Оренбург:
Филиал УрАГС в г. Оренбурге
, 2002. — С. 5-18.
Freud, S.
(1905).
Three essays on the theory of sexuality
. In J. Strachey (Ed. and Trans.), The standard edition of the complete psychological works of Sigmund Freud. (Vol. 7, pp. 123—245). London: Hogarth Press. (Original work published 1905)
Gelder, Ken (2007),
Subcultures: Cultural Histories and Social Practice,
London: Routledge.
Gretchen Lemke-Santangelo (2009),
Daughters of Aquarius: Women of the Sixties Counterculture
. University Press of Kansas.
ISBN
978-0700616336
Hall, Stuart and Tony Jefferson (1991),
Resistance Through Rituals: Youth Subcultures in Post-war Britain,
London: Routledge.
Hazlehurst, Cameron and Kayleen M. Hazlehurst (1998),
Gangs and Youth Subcultures: International Explorations,
New Brunswick & London: Transaction Publishers.
Hebdige, Dick (1979),
Subculture: the Meaning of Style,
London & New York:
Routledge
.
Paul Hodkinson and Wolfgang Deicke (2007),
Youth Cultures Scenes, Subcultures and Tribes,
New York:
Routledge
.