Туржанский, Александр Александрович
- 1 year ago
- 0
- 0
Алекса́ндр Алекса́ндрович Дейне́ка ( 8 [20] мая 1899 , Курск — 12 июня 1969 , Москва ) — русский и советский художник - живописец , монументалист , график , скульптор , педагог . Народный художник СССР ( 1963 ). Герой Социалистического Труда ( 1969 ). Лауреат Ленинской премии ( 1964 ).
Александр Дейнека родился в семье железнодорожника.
Первоначальное образование получил в Харьковском художественном училище (1915—1917) у А. М. Любимова и М. Р. Пестрикова . Молодость художника, как и многих его современников, была связана с революционными событиями. В 1918 работал фотографом в уголовном розыске , возглавлял секцию ИЗО Губнадобраза, оформлял агитпоезда, театральные постановки, участвовал в обороне Курска от белых . С 1919 по 1920 годах руководил художественной студией при Курском политуправлении и « Окнами РОСТа » в Курске.
Из армии был командирован учиться в Москву , во ВХУТЕМАС на полиграфическое отделение, где его педагогами были В. А. Фаворский и И. И. Нивинский (1920—1925). Большое значение в творческом становлении художника имели годы ученичества и общения с В. А. Фаворским , а также встречи с В. В. Маяковским . Творческий облик художника ярко и отчетливо проявился на первой же крупной выставке в 1924 (Первая дискуссионная выставка объединений активного революционного искусства), в которой он участвовал в составе «Группы трех» (совместно с А. Д. Гончаровым и Ю. И. Пименовым ). В эти годы им была создана первая советская подлинно монументальная историко-революционная картина «Оборона Петрограда» (1928).
Член художественных организаций: Общество станковистов (ОСТ) (1925—1927) — один из учредителей, Ассоциация художников-графиков при Доме печати (Москва, 1926—1929), Объединение новых видов художественного труда « Октябрь » (1928—1930), Ассоциация художников революционной России , Российская ассоциация пролетарских художников (РАПХ) (1931—1932).
В 1930 году художник создал выразительные в цветовом и композиционном отношении плакаты «Механизируем Донбасс», «Физкультурница». В 1931 году появились очень разные по своему настроению и тематике произведения: «На балконе», «Девочка у окна», «Наемник интервентов».
Новый этап в творчестве художника начался в 1932 году. Самой значительной работой этого периода является картина «Мать» (1932). В эти же годы художником были созданы лирические произведения: «Ночной пейзаж с лошадьми и сухими травами» (1933), «Купающиеся девушки» (1933), «Полдень» (1932) и др. Наряду с работами лирического звучания появились и общественно-политические произведения: «Безработные в Берлине» (1933), наполненные гневом рисунки к роману «Огонь» А. Барбюса (1934).
С начала 1930-х годов обращается к теме авиации («Парашютист над морем», 1934), иллюстрации к детской книге летчика Г. Ф. Байдукова «Через полюс в Америку» (вышла в свет в 1938). Он написал ряд живописных работ, одна из самых романтических — «Будущие лётчики» (1937).
В 1935 году по приглашению Филадельфийского музея искусств , Американо-русского института и Всесоюзного общества культурной связи с заграницей посетил США, где прошла персональная выставка художника. Во время путешествия по США выполнил многочисленные зарисовки жизни американцев. Был приглашен редакцией журнала Vanity Fair сделать одну из обложек, вышедшей в январе 1936 года.
Иллюстрировал книги для издательств Москвы; рисовал, в том числе карикатуры, для журналов « Безбожник », « Прожектор », « Красная нива » и др. — средина 1920-х. Исполнял плакаты («Гуляй, работай, читай с охотой» (1929), «Механизируем Донбасс» (1930), «Превратим Москву в образцовый социалистический город пролетарского государства» (1931) и др.).
Историческая тема нашла своё воплощение в монументальных произведениях, посвящённых в основном дореволюционной истории. Художником были сделаны эскизы панно для выставок в Париже и Нью-Йорке (не реализовано). К числу наиболее значительных работ конца 1930-х — начала 1940-х относится «Левый марш» (1940).
В период войны жил в Москве и выполнял политические плакаты для мастерской военно-оборонного плаката « Окна ТАСС ». В 1942 году совместно с художником Георгием Нисским совершил поездку на фронт под Юхнов . В это время создал напряженные и драматичные произведения. Картина «Окраина Москвы. Ноябрь 1941 года» (1941) — первая в этом ряду. Глубоким страданием проникнуто другое произведение — «Сгоревшая деревня» (1942). В 1942 году создал наполненное героическим пафосом полотно « Оборона Севастополя » (1942), которое явилось своего рода гимном мужеству защитников города. В 1944 году создал наполненную оптимизмом картину « Раздолье ».
Участвовал в оформлении спектаклей « Баня » В. В. Маяковского (1930) в Государственном театре им. Вс. Мейерхольда , «День рождения» братьев Тур (1945) в Центральном театре Красной Армии (оба в Москве).
К числу значительных работ послевоенного времени можно отнести полотна « Эстафета по кольцу „Б“ » (1947), «У моря. Рыбачки» (1956), «Москва военная», «В Севастополе» (1959), а также мозаики для фойе актового зала МГУ имени М. В. Ломоносова (1956), мозаику для фойе Дворца съездов в Московском Кремле (1961). Его мозаики украшают станции московского метро « Маяковская » (1938) и « Новокузнецкая » (1943).
Преподавал в Москве во ВХУТЕИНе (1928—1930), Московском полиграфическом институте (ныне Московский государственный университет печати ) (1930—1934), Московском художественном институте им. В. И. Сурикова (1934—1946, 1957—1963), в Московском институте прикладного и декоративного искусства (1945—1952, до 1948 года — директор), Московском архитектурном институте (1953—1957) — руководитель творческой мастерской монументальной живописи. Профессор (1940).
Академик АХ СССР (1947). Член президиума (с 1958), вице-президент (1962—1966), академик-секретарь (1966—1968) отделения декоративных искусств АХ СССР . Член Союза художников СССР .
Член-корреспондент Академии художеств Германской Демократической Республики (1964)
Член КПСС с 1960 года.
Похоронен на Новодевичьем кладбище (участок № 7) .
Работы художника находятся в собраниях Курской картинной галереи им. А. А. Дейнеки , Третьяковской галереи , Государственного Русского музея , Института русского реалистического искусства (ИРРИ) и др. Из-за своей востребованностью произведения художника часто становятся объектом фальсификаций .
Картина художника «За занавеской» продана на лондонском аукционе MacDougall’s за 2 миллиона 248 тысяч фунтов (почти 3,5 млн долларов) .
Аксенов, Константин Николаевич