Interested Article - Ностальгия (фильм)
- 2020-12-31
- 1
«Ностальгия» ( итал. Nostalghia ) — советско - итальянская психологическая драма Андрея Тарковского , снятая в Италии в 1983 году. Тема фильма заявлена в названии, он раскрывает природу русской ностальгии, которая, по мысли режиссера, больше чем просто тоска. На Каннском кинофестивале 1983 года фильм получил приз за лучшую режиссуру , приз FIPRESCI и приз экуменического жюри .
Сюжет
Русский писатель Андрей Горчаков приезжает в Италию для изучения биографии русского композитора XVIII века Павла Сосновского (прототип — Максим Березовский ). Переводчица Эуджения привозит его в монастырь в Тоскане , где находится фреска Пьеро делла Франческа , которую он давно мечтал увидеть. Однако по непонятной причине Андрей отказывается заходить в монастырь. Тоскуя по родине и по своей семье, он хочет, но не может вернуться домой. Далее они едут в гостиницу.
На следующее утро возле водолечебницы Андрей знакомится с местным сумасшедшим Доменико. После краха фашизма этот человек вышел из лечебницы для душевнобольных, а затем в течение семи лет держал свою семью взаперти, чтобы спасти ее от конца света . Теперь он живёт затворником в полуразрушенном доме. Андрей желает снова встретиться с ним. Доменико делится с ним своим взглядом на мир и утверждает, что математики ошибаются, что 1+1 не равно 2, но больше 1, и доказывает это двумя каплями оливкового масла . Герои сближаются, терзаемые каждый чувством одиночества и непонимания со стороны окружающих. Доменико рассказывает Андрею о своей навязчивой мысли — пройти с зажжённой свечой через минеральный источник и тем самым спасти Мир.
Андрей возвращается в гостиницу, где Эуджения тщетно пытается соблазнить его. В обиду она упрекает его в слабохарактерности, после чего уходит из гостиницы. Затем она уезжает в Рим со своим женихом Витторио, который совсем не интересуется ею.
Спустя некоторое время Андрей, закончив свое исследование, собирается вернуться в Россию. Ему звонит Эуджения и говорит, что случайно встретила Доменико, который спросил, выполнил ли Андрей свое обещание. Доменико, стоя на конной статуе императора Марка Аврелия, произносит речь о всемирном братстве людей и любви к природе, о необходимости вернуться в тот момент, с которого человечество свернуло с правильного пути. По окончании речи должна заиграть Девятая симфония , оратор готовится к самосожжению. С музыкой возникают неполадки, и симфония начинает играть, когда Доменико поджигает себя.
Тем временем Андрей приходит в высохший бассейн и пытается пройти с зажжённой свечой от одного конца до другого. Когда ему удается сделать это, он умирает от сердечного приступа.
Фильм завершается символичной сценой, где Андрей сидит с собакой на фоне деревянного дома и развалин средневекового итальянского монастыря.
Художественные особенности, культурная подоплёка и мотивы
Сценарий «Ностальгии» был написан Тарковским совместно с Тонино Гуэррой . Идея фильма возникла у режиссёра во время путешествия по Италии: «Когда Андрей приехал и мы начали обдуманное и подготовленное мною знакомство со страной, то из совместных раздумий родился замысел „Ностальгии“, которая тоже есть, по сути, путешествие русского по Италии» .
Тарковский полагал, что главную роль в «Ностальгии» будет играть его любимый актер Анатолий Солоницын , и тот, уже будучи больным раком, не терял надежды поехать в Италию на съемки. Но на главную роль был утвержден Олег Янковский .
«Ностальгия» продолжает мотивы остальных фильмов Тарковского. Путешествие Горчакова в Италию становится для героя таким же путешествием в глубины собственной души, как и полет на другую планету в « Солярисе » или путь к Зоне в « Сталкере ». В фильме затрагивается мотив двойничества: композитор Сосновский, как и Дикобраз из «Сталкера», персонаж закадровый, но его судьба отображается в судьбе главного героя.
В фильме противопоставляются пейзажи глухой русской деревни и каменных улочек Италии. Из-за состояния меланхолии Горчаков полностью погружается в свои размышления и воспоминания о России, из-за этого не может наслаждаться видами Италии и фресками любимых художников. Горчаков также отдаляется от своей спутницы и переводчицы — Эуджении, которая пытается вовлечь его в разговор о стихах Арсения Тарковского (отца режиссёра), но Горчаков отвергает чтение книги, мотивируя это тем, что поэзию нельзя перевести .
Помимо тоски по родине, ещё одна тема «Ностальгии» — кризисное состояние современного человека. Горчаков, терзаемый размышлениями, встречает в Италии того, кто готов принять на себя бремя искупления человечества — Доменико. Роль полубезумного Доменико исполнил шведский актер Эрланд Юозефсон , сыгравший и в последнем фильме Тарковского — « Жертвоприношение ». Именно его персонажам (Доменико и Александру) предстоит искупать грехи мира. Впервые Горчаков встречает Доменико во время посещения бассейна Святой Екатерины. Примечательно, что святая Екатерина Сиенская была сторонником воссоединения Восточной ( Православной ) церкви с Западной ( Римско-Католической ) во время Великого раскола церкви , что перекликается с фразой, ранее сказанной Андреем, о необходимости «разрушить государственные границы».
Эротизм некоторых сцен отсылает к картинам Сальвадора Дали и Данте Россетти . Прерафаэлитовые волосы главной героини встречаются и в « Зеркале » Тарковского. Большинство сцен по-театральному статичны и симметричны. Мощи Екатерины Сиенской находятся в римской базилике Санта-Мария-сопра-Минерва , около которой расположена статуя слона Бернини , которую можно увидеть на картине Дали « Искушения святого Антония ». Из книги Майи Туровской «7 с 1/2, или Фильмы Андрея Тарковского»:
Это было настоящее место для душевного кризиса, где чувствовать себя можно «только плохо». Неуют реального гостиничного номера послужил лишь толчком для воображения, для реализации того «пейзажа души», который — как и всегда у Тарковского — преображал внешнюю действительность по своему образу и подобию. Комната была «переодета» для съемок: вместо безличного светлого дерева, которым без претензий был обставлен средней руки номер, появилась оштукатуренная стена в потеках, железная спинка кровати, импортированная прямо из «Сталкера» , и проем двери в ванную с круглым зеркалом и характерным венским стулом.
Как и в остальных фильмах Тарковского, в «Ностальгии» появляется образ отчего дома, который главный герой вспоминает или видит в своих снах.
В ролях
- Олег Янковский — Андрей Горчаков
- Эрланд Юзефсон — Доменико
- Домициана Джордано — Эуджения
- — жена Горчакова
- — горничная
- Делия Боккардо — жена Доменико
- Милена Вукотич — госслужащая
Съёмочная группа
- Авторы сценария: Андрей Тарковский , Тонино Гуэрра
- Режиссёр-постановщик: Андрей Тарковский
- Оператор-постановщик: Джузеппе Ланчи
- Художник-постановщик:
- Звукорежиссёр:
Приём
Тарковский частично разделил судьбу Горчакова. Уехав на работу в Италию, вернуться в Россию уже не смог. Через год после награждения на Каннском кинофестивале за фильм «Ностальгия», режиссер объявил о своем решении не возвращаться в Советский Союз. Хотя сам Тарковский и не считал себя диссидентом , он отрицательно отзывался о власти. В дневнике он писал:
«Я завидую всем, кто способен заниматься своей работой независимо от государства… Какая хамская власть! Разве нужна ей литература, поэзия, музыка, живопись, кино? Нет, наоборот. Я хочу работы, больше ничего. Работы! Разве не дико, не преступление, что режиссёр, которого в прессе в Италии назвали гениальным, сидит без работы? А мне, честно говоря, кажется, что это просто месть посредственности, которая пробилась к руководству. Ведь посредственность ненавидит художников, а наша власть сплошь состоит из посредственностей»
На сегодняшний день «Ностальгия» — одно из недооценённых и малопопулярных произведений Тарковского .
В видеоигре The Witness игрок, в награду за обнаружение труднодоступных мест, может просмотреть во внутриигровом кинотеатре один из шести видеороликов. Один из роликов демонстрирует сцену со свечой из «Ностальгии» .
Музыка
- В фильме использована музыка Верди ( Реквием ), Бетховена ( Симфония № 9 ). Русский народный напев исполняет Ольга Федосеевна Сергеева
Награды
- Приз за лучшую режиссуру , который Тарковский разделил с французским режиссёром Робером Брессоном (« Деньги »), премия ФИПРЕССИ и экуменического жюри на XXXVI Международном кинофестивале в Каннах ( Франция ) в 1983 году .
В поп-культуре
- В 2018 году московский стрит-артист Zoom изобразил на кирпичной стене дома в 1-й Щипковском переулке рядом с тем местом, где находился дом Тарковских, сцену из фильма: писатель Андрей Горчаков идёт со свечой в руке; настоящая горящая свеча спрятана в небольшой нише .
См. также
- « Время путешествия » — документальный фильм Тарковского и Гуэрры, посвящённый поискам натуры для «Ностальгии» в Тоскане и Эмилии-Романьи .
- Баньо-Виньони — сцена в бассейне
- Читтадукале — сцена в затопленной церкви
Примечания
- (англ.) — 2002.
- Туровская М. 7 с 1/2, или Фильмы Андрея Тарковского
- ↑ Acquarello. (амер. англ.) . Дата обращения: 1 июня 2021. 2 июня 2021 года.
- Thomas Redwood. . — Cambridge Scholars Publishing, 2010-05-11. — 271 с. — ISBN 978-1-4438-2240-4 .
- . КиноПоиск . Дата обращения: 15 июля 2021.
- Roberts, David . GamesRadar . Future US (3 февраля 2016). Дата обращения: 4 февраля 2016. 5 февраля 2016 года.
- / Metro Москва , 8 окт. 2018.
Ссылки
- на сайте проекта об Андрее Тарковском
- в Internet Movie Database .
- 2020-12-31
- 1