Interested Article - Музыка СССР

Музыка СССР музыка , исполненная и написанная в период существования СССР (1922—1991). Этот вид искусства состоял из самых разнообразных жанров и периодов. Хотя основная часть музыкантов были русские, также значительный вклад сделали и другие народы СССР , в особенности, украинцы, белорусы, евреи, народы Кавказа.

Академическая музыка СССР

Патриарх композиторского цеха Сергей Прокофьев

Классическая, симфоническая и оперная музыка СССР эволюционировала от революционных экспериментов 1920-х годов к более академическому стилю сталинского периода . Наиболее значительными композиторами были Тихон Хренников , Сергей Прокофьев , Дмитрий Кабалевский , Георгий Свиридов , Дмитрий Шостакович , Кара Караев , Арам Хачатурян .

В 1932 году был основан Союз композиторов СССР , который стал как главным организационным, так и главным цензурным органом советской музыки.

В сталинские времена не одобрялась слишком экспериментальная, не доступная массам музыка. В прессе по поводу таких премьер появлялись разгромные статьи (см. например « Сумбур вместо музыки », Об опере «Великая дружба» ), исполнение «вредных» вещей прекращалось на длительный срок. Композиторов, досадивших цензуре, могли исключить из Союза Композиторов, что резко ограничивало возможности для работы; бывали случаи, когда ССК распускался вовсе из-за таких скандалов.

В то же время, в СССР сложилась система общедоступного музыкального образования, вырастившая многих талантливых композиторов и исполнителей. Были открыты десятки музыкальных учебных заведений, среди них Московская , Калининградская , Ленинградская и другие филармонии. Советская опера и советский балет высоко ценились в мире, как и оркестры и военные ансамбли ( Ансамбль песни и пляски Российской армии , Виртуозы Москвы , Государственная симфоническая капелла ).

В 60-х годах в советском музыкальном пространстве начинают появляться композиторы, тесно связанные с авангардными течениями — в частности, Альфред Шнитке . Сочинения многих композиторов, свободно экспериментирующих с мировыми музыкальными традициями и не отвечающих советским стандартам академической музыки, практически не исполнялись и не издавались. Получила известность так называемая «хренниковская семёрка» ( Елена Фирсова , Дмитрий Смирнов , Александр Кнайфель , Виктор Суслин , Вячеслав Артёмов , София Губайдулина , Эдисон Денисов ), чьё творчество подверглось резкой критике со стороны Тихона Хренникова на VI съезде Союза композиторов в ноябре 1979 года.

Следует также отметить таких композиторов-авангардистов, как Николай Каретников (склонялся к нововенской школе Арнольда Шёнберга ) и Галина Уствольская .

Музыка из кино

Очень часто песни и мелодии доходили до слушателя и приобретали популярность через саундтреки к популярным фильмам.

Сочинением саундтреков не брезговали и «серьёзные» композиторы: например, Сергей Прокофьев писал музыку к историческим эпосам Сергея Эйзенштейна. В 30-е — 40-е особой известностью пользовались песни и оркестровая музыка Исаака Дунаевского , который писал в основном для фильмов Григория Александрова. Он работал в самых разных жанрах: от помпезных маршей до модного джаза . В «эпоху застоя» появилось новое поколение кинокомпозиторов: Владимир Дашкевич («Шерлок Холмс»), Исаак Шварц , Микаэл Таривердиев («Семнадцать мгновений весны», « Ирония судьбы, или С лёгким паром! »), Алексей Рыбников Юнона и Авось »), сын Исаака Максим Дунаевский («Ах, водевиль, водевиль», « Мэри Поппинс, до свидания! », « Д'Артаньян и три мушкетера », « Гардемарины, вперед! »), Александр Зацепин Бриллиантовая рука », « Кавказская пленница », « Иван Васильевич меняет профессию » и других фильмов) и другие.

В 1956 году в советском кино появляется музыка композитора Эдуарда Колмановского . Созданный Вячеславом Мещериным «Ансамбль электромузыкальных инструментов» создаёт «музыку наступившего будущего — светлого и беззаботного», звуча в фильмах и мультфильмах . Александр Зацепин построил в Москве домашнюю студию звукозаписи , для которой сконструировал самодельные аналоги синтезатора Роберта Муга , меллотрона , а также оборудование, позволяющее производить различные модуляционные эффекты обработки звука: фланжер , фузз и « вау-вау » . В 1972 году в фильме « Большая перемена » прозвучал романс « Чёрное и белое » в исполнении Светланы Крючковой .

Начиная с 70-х, в советских саундтреках всё чаще встречается ранняя электронная музыка . Пионером советской электроники был кинокомпозитор Эдуард Артемьев , известный в первую очередь по научно-фантастическим фильмам Андрея Тарковского. Его композиции в жанре амбиент появились раньше, чем сам этот термин был введён Брайаном Ино в 1978 году.

Отдельную категорию составляли песни из фильмов и мультфильмов для детей. Они писались на легкие, запоминающиеся мелодии, обычно на заранее сочиненные тексты, поэтому роль поэта-песенника здесь была особо высокой. Известные композиторы, писавшие для детей — Геннадий Гладков Бременские музыканты », « Голубой щенок », « По следам бременских музыкантов », « Как Львёнок и Черепаха пели песню »), Алексей Рыбников Приключения Буратино », « Про Красную Шапочку »), Евгений Крылатов Приключения Электроника », « Гостья из будущего », « Чародеи »), Григорий Гладков Пластилиновая ворона », « Кубик » совместно с Юрием Чернавским ). Наиболее заметные поэты-песенники — Юрий Энтин и Михаил Пляцковский .

Электронная музыка

Е. Мурзин — изобретатель первого в мире электронного синтезатора.

Терменвокс , созданный русским изобретателем Львом Терменом приблизительно в 1919—1920 году, принято считать первым электронным инструментом в истории; на его принципе в 1929 году Николаем Обуховым изобретён «звучащий крест» (la croix sonore), а Николаем Ананьевым в 1930-м году — «сонар». Инженер Александр Гуров в 30-е годы изобретает , И. Ильсаров — ильстон , А. Римский-Корсаков и А. Иванов — эмиритон . Композитор и изобретатель Арсений Авраамов занимался научной работой о синтезировании звука и провёл ряд экспериментов, которые позже лягут в основу советских электромузыкальных инструментов. Однако советское правительство в конце 30-х годов отнеслось к авангардной музыке прохладно, обвинив композиторов в «формализме» .

В 1956 году Вячеслав Мещерин создаёт первый в СССР Ансамбль электромузыкальных инструментов (ЭМИ), в котором использовались терменвоксы , , электроорганы, первый в СССР синтезатор « Экводин » , а также был создан первый советский ревербератор . Стиль, в котором играл ансамбль Мещерина, на Западе называли « (англ.) » . В 1957 году инженер Игорь Симонов собрал действующую модель шумофона (электроэолифона), c его помощью которого можно было извлекать различные тембры и созвучия шумового характера .

И синтезатор «Экводин», и оптический синтезатор « АНС » были выпущены малой серией; первым серийным электромузыкальным инструментом стал электроорган «Юность-70», разработанный в 1965-м году. Созданная Евгением Мурзиным в 1966-м году Московская экспериментальная студия электронной музыки (МЭСЭМ) стала базой для нового поколения экспериментаторов — Э. Артемьева , А. Немтина , Ш. Каллоша , С. Губайдулиной , А. Шнитке , В. Мартынова и др. . В странах Прибалтики в конце 70-х также появлялись свои первопроходцы: в Эстонии Свен Грюнберг , в Литве — ВИА «Арго» под управлением Гедрюса Купрявичуса, в Латвии — группы « Опус » и « Зодиак » .

В конце 1960-х годов в СССР появились музыкальные коллективы, играющие лёгкую электронную музыку (квартет « », ансамбль « », различные джазовые ансамбли). На государственном уровне эту музыку начали использовать для привлечения в страну иностранных туристов и для радиовещания на зарубежные страны . Однако постановлением Совета министров СССР № 319 от 20 мая 1969 года о роспуске части музыкальных коллективов и размагничивании некоторых записей на фирме « Мелодия » советская лёгкая электронная музыка (например, записи « От Паланги до Гурзуфа ») была в значительной мере уничтожена .

В 73 году инженером В.Луговцом и конструктором Шавкуновым был изобретён одноголосный многотембровый ЭМИ « » . Композитор А. Зацепин в 70-е годы сконструировал оркестроллу — вариант меллотрона .

В 80-е годы одной из наиболее распространённых моделей отечественных синтезаторов стал « Поливокс ».

Электронная музыка СССР прямо повлияла на образование жанра « sovietwave » .

Джаз в СССР

Фильм « Весёлые ребята » (слева направо: Леонид Утёсов , Любовь Орлова , Фёдор Курихин )
Джаз-оркестр Валентина Спориуса. Играл в Куйбышеве (Самара) перед сеансами в кинотеатре «Фурор». 1937.

Джаз -сцена зарождается в СССР в 20-е годы одновременно с её расцветом в США. Первый джаз-оркестр России был создан в Москве в 1922 г. поэтом, переводчиком, танцором, театральным деятелем В. Парнахом и носил название « Первый в РСФСР эксцентрический оркестр джаз-банд Валентина Парнаха » . Первым профессиональным джазовым составом, выступившим в радиоэфире и записавшим пластинку считается оркестр пианиста и композитора Александра Цфасмана (Москва). Ранние советские джаз-банды специализировались на исполнении модных танцев ( фокстрот , чарльстон ).

Джаз приобрёл широкую популярность в 30-е, во многом благодаря ленинградскому ансамблю под руководством актёра и певца Леонида Утёсова и трубача Я. Б. Скоморовского . Кинокомедия с его участием « Весёлые Ребята » (1934) была посвящена истории джазового музыканта и имела соответствующий саундтрек (написанный Исааком Дунаевским ). Утёсов и Скоморовский сформировали оригинальный стиль «теа-джаз» (театральный джаз), основанный на смеси музыки с театром , опереттой , большую роль в нём играли вокальные номера и элемент представления. В 1930—1940-х годах Леонид Утёсов и Александр Цфасман были самыми популярными джазовыми исполнителями .

Заметный вклад в развитие советского джаза внёс Эдди Рознер — композитор, музыкант и руководитель оркестров. Начав свою карьеру в Германии, Польше и других европейских странах, Рознер переехал в СССР и стал одним из пионеров свинга в СССР и зачинателем белорусского джаза. Среди других известных биг-бэндов тех лет — оркестры Александра Цфасмана и Александра Варламова , оркестр Олега Лундстрема , ансамбль « Мелодия » Георгия Гараняна . В 1936—1941 годах существовал Государственный джаз-оркестр СССР .

Отношение советских властей к джазу было неоднозначным: отечественных джаз-исполнителей, как правило, не запрещали, но была распространена жёсткая критика джаза как такового, в контексте критики западной культуры в целом . В конце 40-х гг. во время борьбы с космополитизмом в СССР джаз переживал особо сложный период, когда коллективы, исполняющие «западную» музыку, подвергались гонениям . С началом « оттепели » репрессии в отношении музыкантов были прекращены, но критика продолжилась.

Многие мэтры советского джаза начинали свой творческий путь на сцене легендарного московского джаз-клуба Синяя Птица , который существовал с 1964 по 2010 год.

Одним из первых советских джаз-роковых ансамблей стала группа Арсенал саксофониста Алексея Козлова . Впоследствии ансамбль экспериментировал как с фри-джазом , так и с более традиционными формами. Среди исполнителей авангардного джаза выделяется трио ГТЧ ( Ганелин Тарасов Чекасин ), благодаря которому западная аудитория впервые услышала и высоко оценила советских музыкантов, исполняющих новаторские, свободные формы джаза.

В 1970—1980 годах джаз получил широкую популярность в кавказских республиках: созданы грузинский джазовый коллектив « Орэра » (1961), азербайджанский « Гая » (1972), которые существуют до сих пор; Государственный эстрадный оркестр Армении под руководством Константина Орбеляна входил в число ведущих джазовых коллективов СССР . В 1983 году вышел фильм « Мы из джаза », полностью посвящённый джазовой музыке.

Большой вклад в советский джаз внесли джазмены Борис Фрумкин , Виталий Долгов , Борис Матвеев , Вячеслав Ганелин , Геннадий Гольштейн , Владимир Данилин , Алексей Козлов , Роман Кунсман , Николай Левиновский , Виктор Фридман , Андрей Товмасян , Игорь Бриль , Леонид Чижик , Игорь Бутман . Самой известной джазовой вокалисткой является Лариса Долина .

Эстрадная песня

Песня «Мужская верность» в исполнении Муслима Магомаева

«Артистами эстрады » в советское время, как правило, называли исполнителей традиционной популярной музыки (хотя собственно понятие « эстрада » значительно шире). Они исполняли песни, написанные профессиональными композиторами и поэтами . На советской эстраде преобладали сольные певцы и певицы с хорошими вокальными данными, владеющие музыкальным инструментом в объёме курса общего фортепиано (по крайней мере, не являющиеся по основной специальности музыкантами-инструменталистами) и не пишущие сами свой репертуар.

Песня «Арифметика» в исполнении Аиды Ведищевой

Среди артистов раннего периода — Леонид Утёсов (также один из пионеров советского джаза), Александр Вертинский , Любовь Орлова , Клавдия Шульженко , Георгий Виноградов , Вадим Козин , Рашид Бейбутов , Владимир Бунчиков и Владимир Нечаев .
Среди артистов « оттепели » и эпохи « застоя » — Марк Бернес , Юрий Гуляев , Лариса Мондрус , Аида Ведищева , Капиталина Лазаренко , Гелена Великанова , Валентина Дворянинова , , Гертруда Юхина , Гюлли Чохели , Тамара Миансарова , Лидия Клемент , Нина Бродская , Вероника Круглова , Мария Пахоменко , София Ротару , Эдуард Хиль , Людмила Сенчина , Эдита Пьеха , Владимир Трошин , Майя Кристалинская , Олег Анофриев , Кола Бельды , Геннадий Белов , Вадим Мулерман , Галина Ненашева , Мария Лукач , Виктор Вуячич , Анна Герман , Валерий Ободзинский , Галина Беседина , Лев Барашков , Юрий Богатиков , Иосиф Кобзон , Муслим Магомаев , Людмила Зыкина , Ольга Воронец , Алла Пугачёва , Николай Гнатюк , Ксения Георгиади , Альберт Асадуллин , Валерий Леонтьев , Лайма Вайкуле , Лев Лещенко , Валентина Толкунова , Ольга Зарубина , Сергей Захаров .
Песни в исполнении этих артистов часто входили в саундтреки к кинофильмам , и наоборот, песни из кинофильмов часто входили в репертуар эстрадных артистов.

Поскольку традиционная популярная музыка была основным, официальным направлением советской эстрады, она подвергалась особо тщательной цензуре. Музыка к песням обычно писалась членами Союза композиторов (наиболее известные — Александра Пахмутова , Василий Соловьёв-Седой , Тихон Хренников , Давид Тухманов , Раймонд Паулс , Эдуард Ханок , Евгений Крылатов и др.), а тексты песен — профессиональными и благонадёжными поэтами ( Михаил Матусовский , Василий Лебедев-Кумач , Николай Добронравов , Владимир Харитонов , Роберт Рождественский , Игорь Шаферан , Михаил Танич , Леонид Дербенёв , Юрий Энтин , Илья Резник , Григорий Виеру , Янис Петерс ). Всё это определяло как высокие требования к материалу, так и узкие рамки творчества, особенно в плане лирики. Для эстрадных песен в основном писали либо патриотическую , либо любовную лирику.

Послевоенные годы на эстраде были временем больших надежд, песен о хорошем настроении и бесконечной любви; 60-е годы отражали идеи космополитизма и были полны душевности и разговоров о личном . Эстраду 70-х отличали доморощенность и задушевность, спокойствие и поиски; звучали песни о недавней войне и Родине, о любви. 70-е были временем расцвета ВИА и формирования национальных сцен со своим языком и звуком , а также расцвета музыкальных фестивалей, таких как « Песня года », « Международный фестиваль песни в Сопоте », « Интервидение » и « Золотой Орфей ». В 1977 году также был создан первый в истории России музыкальный чарт — хит-парад « Звуковая дорожка » газеты « Московского комсомольца ».
В конце 80-х годов, в разгар перестройки , советская песня стала восприниматься как «музыка компромиссов с советской властью» и потеряла свою актуальность и популярность .

Мастера советской эстрады

Вокально-инструментальные ансамбли

ВИА « Земляне », фото журнала
« Soviet Life » ( США ) октябрь 1984 года

Особой частью советской эстрады были музыкальные коллективы исполняющие популярную эстрадную музыку, официально именуемые как «вокально-инструментальные ансамбли» (ВИА), первые из них появились ещё в конце 1960-х годов . ВИА представляли собой официальные коллективы из профессиональных музыкантов, исполняли песни написанные профессиональными композиторами и поэтами (не обязательно членами группы), и прошедшие утверждение худсовета . Вместе с тем, стиль этих ансамблей заметно отличался от «традиционной эстрады» и был ориентирован на молодёжь. Официальный статус отделял ВИА от « авторской песни » того же периода. Пластинки ВИА издавались на рекорд-монополисте — фирме « Мелодия ».

ВИА состояли из профессиональных музыкантов, во главе с художественным руководителем. Их составы бывали обширны — 6-10 и более человек, в них входили по нескольку вокалистов и мультиинструменталистов. Участники часто менялись, а различные песни могли исполняться различными солистами.

Среди самых известных ансамблей: « Песняры », « Поющие гитары », « Весёлые ребята », « Синяя птица », « Лейся, песня », « Цветы », « Земляне », « Самоцветы », « Иверия », « Поющие сердца », « Ариэль », « Верасы », « Сябры », « Красные маки », «Верные друзья», «Калинка», «Лада», «Акварели», «Голубые гитары», «Надежда», «Музыка», «Коробейники». Иногда ВИА выступали как аккомпанирующий состав известного сольного исполнителя, например: Юрий Антонов с группами « Аракс » и « Аэробус », Алла Пугачёва с ВИА «Ритм», затем с группой «Рецитал», София Ротару с ВИА « Червона рута », Роза Рымбаева с ВИА «Арай».

Стиль музыки, исполнявшийся ВИА, был разнообразен и неоднороден. Он включал в себя как фолк и народные песни, так и диско , рок-музыку и новую волну . Среди характерных инструментов, кроме гитар и ударных , присутствовали синтезаторы, духовые инструменты, и народные инструменты. Звучание ВИА многие рассматривают как специфический жанр в советской популярной музыке.

Многие советские и постсоветские эстрадные исполнители до начала сольной карьеры являлись солистами вокально-инструментальных ансамблей: Алла Пугачёва («Новый электрон», «Москвичи», «Весёлые ребята»), Александр Градский («Весёлые ребята»), Ирина Понаровская (« Поющие гитары »), Роксана Бабаян (« Голубые гитары »), Николай Расторгуев (« Шестеро молодых », « Лейся, песня », «Здравствуй, песня!»), Валерий Кипелов (« Шестеро молодых », « Лейся, песня », « Поющие сердца »), Александр Малинин («Музыка», «Метроном», « Цветы »), Ольга Зарубина («Музыка», «Метроном»), Александр Буйнов («Весёлые ребята»), Алексей Глызин (« Добры молодцы », « Самоцветы », « Весёлые ребята »), Ирина Аллегрова («Электроклуб»), Игорь Тальков («Электроклуб»), Виктор Салтыков («Форум», «Электроклуб»).

1970-е годы были «золотым» периодом советских ВИА . Проводился Всесоюзный телевизионный конкурс молодых исполнителей « » (первый — в 1977, второй в 1978 году).

К концу 1980-х популярность многих ВИА 1960—1970-х годов заметно упала, многие ВИА распались. Новые поп-коллективы вместо вокально-инструментальных ансамблей, вокальных ансамблей, инструментальных ансамблей, стали привычно именоваться группами (« Браво », « Секрет », « Электроклуб », « Форум », « Комбинация », « Ласковый май », « Мираж » и так далее).

Авторская песня

Группа « Кино », 1986 год

Авторской песней , или бардовской музыкой, называют движение, возникшее из исполнителей любительских песен студентов, геологов и туристов . Авторская песня возникла в художественной самодеятельности и быстро приобрела популярность. Её исполнителей называли «бардами». Барды исполняли песни под акустическую гитару , обычно без других инструментов. Среди наиболее известных бардов — Булат Окуджава , Александр Галич , Юрий Визбор , Владимир Высоцкий , Сергей и Татьяна Никитины .

Поклонники авторской песни образовывали клубы самодеятельной песни по всей стране. Хотя издания фонограмм бардовской песни были редки и чаще всего, делались энтузиастами самиздатом , многие песни становились популярны благодаря исполнению любителями.

Романтический этап развития авторской песни продолжался примерно до середины 1960-х годов. С середины 1960-х годов звучат сатирические и иронические произведения, появляется эстетика «песни протеста». Важное место в творчестве многих бардов занимала тема Великой Отечественной войны . В поздние годы СССР в лирическом направлении бардовской песни всё отчётливее звучали ностальгия по прошлому, горечь потерь и предательств, стремление сохранить себя, свои идеалы, тревога перед будущим. Эта лирико-романтическая линия была продолжена в творчестве бард-рокеров (А. Макаревич, Б. Гребенщиков, А. Холкин).

Рок-музыка

Первые советские рок-группы появились ещё в середине 1960-х на волне битломании , однако до середины 1970-х они представляли собой в основном подражание музыке зарубежных исполнителей. Среди сформировавшихся в 1970-е годы наиболее известными были: « Машина времени », « Аквариум », « Санкт-Петербург ». Подобно бардам того периода, ранние рок-группы (как самодеятельные , так и профессионально-филармонические) распространяли свои музыкальные альбомы только через самиздат . Распространённой формой выступления многих самодеятельных исполнителей был квартирник — стихийный концерт на квартире у музыкантов или их знакомых с приглашением только близких друзей.

Несмотря на это, многие советские композиторы рубежа 70-х — 80-х годов, вполне легально работали в формате жанра рок-оперы. Наиболее известные из них: « Орфей и Эвридика » (премьера состоялась в Ленинграде 25 июля 1975), « Звезда и смерть Хоакина Мурьеты » (1975), « «Юнона» и «Авось» » (премьера в постановке режиссёра Марка Захарова состоялась 9 июля 1981).

Расцвет русского рока пришёлся на 1980-е годы, а с началом перестройки и гласности у музыкантов появилась возможность выступать на концертах, не опасаясь преследования за частное предпринимательство или тунеядство , как это было раньше. В СССР были созданы рок-клубы, сформировались известные, и частично по сей день действующие рок-группы, прошли первые официальные рок-фестивали Весенние Ритмы, Тбилиси-80 », « Литуаника » 85—89, « Рок-панорама » 86-87, « Подольск-87 » и др.). На русский рок 1980-х большое влияние оказал жанр « новой волны » ; также появились и первые группы в жанрах хеви-метал и панк-рок .

Танцевальная и диско-музыка

Первая в СССР дискотека на Малой спортивной арене « Лужников ».
С. Минаев с песней « Маргарита ».

Выпущенная в 1980 году пластинка « Кружатся диски » ВИА « Красные маки » считается одной из лучших советских диско -пластинок, благодаря которой слова « диск-жокей » и « дискотека » стали известны в самых удалённых уголках страны .

В 1984 году начинается «новая волна танцевальной музыки СССР» [ источник не указан 513 дней ] . Магнитоальбом Юрия Чернавского « Автоматический комплект » считается одним из первых отечественных электропоп -альбомов . Первым ансамблем, исполняющим нечто совершенно новое, был « Форум » (вокалист Виктор Салтыков ) — группа исполняла музыку, близкую к западному стилю хай-энерджи . Стили синтипоп и евро-диско начинают осваивать Алла Пугачёва, Лариса Долина , Ирина Отиева , ансамбль « Весёлые ребята », Аркадий Хоралов и многие другие. В 1987 году Виктор Салтыков переходит в группу, играющую в стиле электропоп с символичным названием « Электроклуб », где также начинала певица Ирина Аллегрова .

Во второй половине 80-х начинается период массовой легализации дискотек . Вдохновлённые музыкой немецкого евродиско -проекта « Модерн Токинг », появляются группы « Мираж », « Ласковый май » (солист Юрий Шатунов), получившие на рубеже десятилетий небывалый успех: песни, по музыке напоминающие « Бэд Бойз Блю » и «Модерн Токинг», прежде не исполняли 15-летние юноши, а аранжировка была зачастую любительской. Эти и подобные им группы, стали собирать стадионы и получили известность на всю страну. Тогда же стали появляться и «клоны» ансамблей, одновременно гастролирующие по всему СССР. Другие известные исполнители похожего стиля: Игорь Корнелюк , «Маки», «Сталкер», «Анонс», «Сладкий сон» (ныне Vasuta и «Сладкий сон»), «Левостороннее движение», « Комбинация » (солистка Алёна Апина), «Маленький принц», Рома Жуков , «Звёзды», «Фея», и другие.

В 1989 году евродиско и электропоп (которые часто обозначают как «диско 80-х») существенно потеснили успех многих популярных рок-групп того периода. В 1990-91 годах по количеству поклонников «Ласковый Май» превзошёл виднейшую певицу того времени Аллу Пугачёву . Однако с распадом СССР практически все они перестали существовать, либо начали играть совсем другую музыку.

См. также

Примечания

  1. . Дата обращения: 11 февраля 2022. 10 февраля 2022 года.
  2. . Дата обращения: 11 февраля 2022. 14 января 2022 года.
  3. Логотип YouTube ]
  4. . Дата обращения: 25 июля 2022. 25 июля 2021 года.
  5. . Дата обращения: 11 февраля 2022. 10 февраля 2022 года.
  6. Баканов Константин. // Новые Известия . — 2005. — 8 июля. 5 февраля 2017 года.
  7. . Дата обращения: 29 октября 2021. 29 октября 2021 года.
  8. Дата обращения: 27 августа 2022. 27 августа 2022 года.
  9. Дата обращения: 18 августа 2022. 17 августа 2022 года.
  10. . Дата обращения: 11 февраля 2022. 12 июля 2021 года.
  11. Соня Шпильберг. . SALT . saltmag.ru (16 сентября 2019). Дата обращения: 9 декабря 2019. 9 декабря 2019 года.
  12. от 29 июня 2022 на Wayback Machine .
  13. Дата обращения: 7 апреля 2018. 8 апреля 2018 года.
  14. от 9 января 2008 на Wayback Machine .
  15. от 10 марта 2007 на Wayback Machine .
  16. . Дата обращения: 2 марта 2018. 2 марта 2018 года.
  17. . Дата обращения: 25 октября 2021. 25 октября 2021 года.
  18. Дата обращения: 25 октября 2021. 26 февраля 2021 года.
  19. . Дата обращения: 18 октября 2022. 18 октября 2022 года.
  20. . Дата обращения: 17 октября 2022. 17 октября 2022 года.
  21. Александр Горбачёв . . Афиша (3 марта 2011). Дата обращения: 18 марта 2014. 18 марта 2014 года.
  22. . Дата обращения: 26 октября 2022. 26 октября 2022 года.
  23. В. Щёлкин, С. Фролов «Легенды ВИА». Грифон, 2007. ISBN 978-5-98862-034-1 .
  24. Дата обращения: 4 ноября 2009. 30 августа 2009 года.
  25. . Дата обращения: 27 июня 2019. 27 июня 2019 года.
  26. Михаил Харитонов. от 31 декабря 2010 на Wayback Machine .
  27. А. И. Железный , Л. П. Шемета. Песенная летопись Великой Отечественной войны. — К. : Современная музыка, 2010. — С. 125—128. — 266 с. — ISBN 979-0706353-76-0 .
  28. Дата обращения: 30 сентября 2022. 30 сентября 2022 года.
  29. . Дата обращения: 9 февраля 2022. 9 февраля 2022 года.
  30. . Дата обращения: 28 сентября 2022. 6 января 2015 года.
  31. Минаев, Сергей . sergeyminaev.ru (21 декабря 2007). Дата обращения: 9 марта 2015. Архивировано из 8 февраля 2015 года.

Литература

Ссылки

  • — сайт, посвящённый военной, патриотической, революционной музыке СССР.
  • — сайт с десятилетней историей, посвящённый музыке 70-80-х годов.
  • — история жизни и экскурсия по минским местам культового советского джазмена
Источник —

Same as Музыка СССР