Interested Article - Фолк-рок

Внешние видеофайлы
Примеры фолк-рока

Фолк-рок ( англ. folk rock ) — музыкальное направление, объединяющее элементы народной музыки и рока . У истоков направления была группа The Byrds из Лос-Анджелеса , которая исполняла американскую народную музыку и песни Боба Дилана в типичной рок-инструментовке, под сильным влиянием The Beatles и других групп «британского вторжения» . Термин «фолк-рок» впервые появился в американской музыкальной прессе в июне 1965 года для описания дебютного альбома группы The Byrds . Издание группой The Byrds кавер-версии песни « » Боба Дилана и её последующий коммерческий успех инициировали бум фолк-рока в середине 1960-х годов . Не меньшее влияние оказал сам Дилан, в частности, значимыми являются его альбомы Bringing It All Back Home , Highway 61 Revisited и Blonde on Blonde , записанные совместно с электрической рок-группой . Выступление Дилана на Ньюпортском фолк-фестивале 25 июля 1965 года при поддержке электрической рок-группы также считается значимым событием в развитии фолк-рока .

Формированию фолк-рока как предшествовали американский фолк-ривайвл , бит-музыка The Beatles и других групп британского вторжения , хитовое издание народной песни « The House of the Rising Sun » группой The Animals и творчество группы The Beau Brummels . В частности, влияние фолк-музыки очевидно в песнях группы The Beatles « I'm a Loser » и « You've Got to Hide Your Love Away », и их сильное влияние на фолк-рок . В репертуаре большинства фолк-рок-исполнителей присутствуют как народные песни, так и песни авторов-исполнителей , таких как Дилан . Музыкальное содержание стиля выражается сильной вокальной составляющей и, относительно, «чистым» (без использования различных дополнительных электронных эффектов и приспособлений, искажающих звук) подходом к использованию электрогитар, как, например, джэнгл -звучание 12-струнной гитары группы The Byrds . Подобное звучание джэнгл-гитары возникло в музыке группы The Searchers и записях группы The Beatles в течение 1964 и 1965 годов, когда Джордж Харрисон использовал 12-струнную гитару Rickenbacker .

История

Американский фолк-ривайвл

Фолк-рок в США возник на базе трёх основных составляющих: городские вокальные группы фолк-ривайвла , народные протестные песни авторов-исполнителей и возрождение северо-американского рок-н-ролла после британского вторжения . Первые два явления напрямую обязаны авторам-исполнителям протестных песен, какими являются Вуди Гатри (Woody Guthrie) и Пит Сигер (Pete Seeger) , наряду с культурой левого народного фронта 1930-х .

Боб Дилан

Американский фолк-рок (с середины 1960-х)

Репертуар музыкантов этого стиля формировался под влиянием американских фольклорных источников , а ещё чаще вдохновлённых фольклорной музыкой певцов и композиторов, таких как Боб Дилан , Пит Сигер , позднее — Джони Митчелл и Нил Янг . Основные представители — The Byrds , The Band , Buffalo Springfield , Simon & Garfunkel , Crosby, Stills, Nash & Young , , Peter, Paul and Mary , . Боб Дилан сам впоследствии перешёл от фолка к фолк-року, в альбоме Bringing It All Back Home 1965 года.

Американская народная музыка включает в себя блюз и кантри . Однако часто блюз-рок не рассматривают как подстиль американского фолк-рока, в силу сложившихся исторических обстоятельств (изначально блюз-рок стали играть британские группы).

Блюз-рок (с середины 1960-х)

Начиная с середины 60-х такие британские группы, как The Rolling Stones , The Animals , Cream и Led Zeppelin , вдохновленные американским народным блюзом, создали стиль, который в наше время называют блюз-роком . В своё время они стали частью « британского вторжения » и совместно с бит-исполнителями создали рок-музыку в её современном понимании.

Кантри-рок (с 1967)

В 1967 вышел John Wesley Harding , альбом Боба Дилана, определивший начало нового направления в музыке . Первой кантри-рок группой стала The Flying Burrito Brothers за которой последовали многие другие, в том числе Eagles и Линда Ронстадт , добившиеся большого успеха.

Электрик-фолк (с 1967)

Американская форма фолк-рока напрямую привела к формированию отдельного, эклектичного стиля британского фолк-рока (также называемого « электрик-фолком »), первопроходцами которого в конце 1960-х стали группы Pentangle , Fairport Convention и Алан Стивелл . Вдохновлённые британским психоделическим фолком и североамериканской формой фолк-рока Pentangle, Fairport Convention и другие похожие группы постепенно концентрировали элементы традиционной британской фольклорной музыки . Вскоре после этого Эшли Хатчингс, басист Fairport Convention, формирует откровенно британскую фолк-рок-группу Steeleye Span , что в свою очередь, послужило импульсом для расширения электрик-фолка и более плодовитого течения — келтик-рока .

Келтик-рок (с начала 1970-х)

Келтик-рок появился из электрик-фолка в конце 1960-х гг, благодаря группам, как, например, Horslips . Британский автор-исполнитель Donovan оказал влияние на развивающийся келтик-рок своими альбомами The Hurdy Gurdy Man (1968), Barabajagal (1969), Open Road (1970), на последнем из которых присутствовала песня под названием «Celtic Rock» . В 1970-х годах эта разновидность фолк-рока набирает популярность, группа Thin Lizzy издаёт свой хит « Whiskey in the Jar », традиционную ирландскую песню исполненную исключительно в рок-инструментовке . Однако на протяжении 1970-х годов келтик-рок стоял ближе к фольклорным корням, основываясь на использовании традиционных мелодий кельтской скрипки и губной гармоники , а также традиционных вокальных стилей, но дополняя музыку характерными для рока приёмами .

Blackmore's Night исполняют «renaissance rock»

Мидивал-фолк-рок (с начала 1970-х)

Начиная с 1970-х, несколько исполнителей из Англии, Германии и Бретани , вдохновлённых электрик-фолком, в качестве основы выбирают музыку эпох средневековья, ренессанса и барокко, в отличие от баллад XIX века, преобладавших у Fairport Convention. В 1972 вышеупомянутая Steeleye Span выпускает альбом Below the Salt , выдержанный в средневековом ключе. Другие подобные группы — Gryphon , Gentle Giant и . В 1970 в Германии сформировалась группа . В Британии появились Ripaille (в 1977) и Saga de Ragnar Lodbrock (в 1979) . Однако к концу 70-х некоторые из этих групп, как например Gentle Giant и Gryphon, отклонились в сторону прогрессивного рока , другие распались . В России (СССР) также были примеры нео-средневековой музыки, в частности, песня « Город золотой » в исполнении группы Аквариум на стилизацию В. Вавиловым музыки итальянского композитора эпохи Ренессанса Francesco da Milano и стихи Анри Волохонского (с некоторыми изменениями в тексте).

Фолк-панк (с середины 1980-х)

С середины 1980-х в Британии появляются группы, смешивающие фолк-музыку с энергичным и политически агрессивным панк-роком. Наиболее значимые из них — The Men They Couldn't Hang , , Dropkick Murphys , Billy Bragg и The Pogues .

Неофолк (с середины 1980-х)

На стыке пост-панка, фолка и индастриала возник новый стиль. Дэвид Тибет из Current 93 использовал термин «apocalyptic folk» для описания своей музыки в период с конца 80-х по ранние 90-е. К первопроходцам также относят Death In June и Sol Invictus .

Фолк-метал (с начала 1990-х)

Английская трэш-метал группа Skyclad скрестила фолк-музыку с металом, основав тем самым новое плодовитое музыкальное течение. В Израиле выделился ориентал-метал , в Германии — средневековый метал , а в Ирландии — келтик-метал .

Региональные сцены

Хелависа из группы Мельница
Белорусский ВИА « Песняры »

Фолк-рок в СССР

Первые попытки синтеза рок-музыки и фольклора были предприняты рядом ВИА в конце 1960-х и начале 1970-х годов вокальным ансамблем « Трио Линник », « Песняры », « Ариэль » , « Сябры », « Верасы » , солисткой ВИА « Добры молодцы » Жанной Бичевской . Позже были Александр Градский с работой Русские песни (1980), туркменская группа « Гунеш », отдельные работы « Поп-механики » , « Кукуруза » , « Калинов Мост » , « Адо » и « Седьмая вода ».

Фолк-рок в России

Группа Тинтал

В первой половине 1990-х возникают такие разноплановые группы, как Рада и Терновник , Farlanders и Инна Желанная , Король и Шут , Ad Libitum и Башня Rowan . Музыка этих групп многогранна и содержит помимо фолк-рока множество других направлений.

В 1996 году появляется фолк-рок-группа Тиль Уленшпигель Руслана Комлякова, в которую позже пригласили певицу Хелавису . В 1999 в результате конфликта некоторых участников с основателем групп, Тиль Уленшпигель распалась, однако по инициативе Хелависы позже воссоединилась уже без участия Руслана Комлякова под названием Мельница .

С конца 1990-х и до настоящего времени формировались новые группы, как, например, Ветер Воды , Ива Нова , Разнотравие , The Dartz , Пелагея , TINTAL , Солнцеворот , Дорога Водана , Начало Века , Тол Мириам , White Owl , Тролль гнёт ель , The Hatters [ источник не указан 1914 дней ] .

Костя Румянцев, лидер группы Тролль Гнёт Ель

Исполнители фолк-рока в России комбинируют элементы рок-музыки как с русской народной музыкой, так и с музыкой кельтских, северных народов, а также народов России. Примером могут быть группы Ят-ха и Сак-Сок , исполняющие соответственно тувинскую и татарскую народную музыку на основе рок-музыки.

Фолк-рок в Восточной Европе

Слияние фолка и рока в Венгрии началось в 1965 году, когда группа Illés , включавшая элементы венгерской народной музыки и бита , выиграла все, что можно было выиграть в то время на различных фестивалях и телевизионных конкурсах. Позднее, венгерские группы Barbaro, Gépfolklór, Kormorán и Drums разработали уникальный звук, применяя нечетные ритмы и приближаясь к прогрессивному року .

Румынская группа Transsylvania Phoenix (известная в Румынии просто как Phoenix), основанная в 1962, внедряла элементы фолка в их рок-музыку приблизительно в 1972, в неудачной попытке пойти на компромисс с правительственной репрессией рок-музыки. Попытка потерпела неудачу, и группа закончила в изгнании, в течение большей части правления Чаушеску . Современным представителем румынского фолк-рока является группа . Молдавский фолк-рок представляют Zdob şi Zdub .

Чешская группа появилась в 1966 и выпустила всего один альбом Kuře v hodinkách (1972), который стал культовым. Многие специалисты называют этот альбом лучшим в истории чешской рок-музыки. За период существования группы в ней сыграли многие известные личности чешской рок-сцены, например, Владимир Мишек и Ян Кубик. Представителями чешского фолк-рока также являются ASPM, Власта Редл, Marsyas, Xindl X и другие .

Представителями белорусского фолк-рока являются группы Osimira и Тутэйшая Шляхта (TŠ). В украинской музыке к фолк-року относятся группы , Перкалаба , Гайдамаки , Триста8ісім , Чур.

Югославия и государства-преемники

Многие группы прогрессивного рока 1970-х из СФРЮ включали в своё звучание элементы балканской народной музыки. Группы , и были первопроходцами на югославской сцене, за которыми последовали , Леб и сол и .

В середине 1970-х появилась успешная группа Bijelo Dugme , совмещающая хард-рок и народную музыку, которая с начала 1980-х уходит в сторону новой волны и с конца 1980-х — в сторону поп-рока . Альбомы Bijelo Dugme оказывают влияние на ряд поп-рок/фолк-рок-исполнителей 1980-х из Сараево : , , Дино Мерлин и Hari Mata Hari . Фолк-рок на основе хард-рока в 1980-х исполняет также группа , после третьего одноимённого альбома Griva (1987). Прогрессив-рок-группа Galija переходит на фолк-рок в конце 1980-х. Нью-вейв-группа Azra также переходит на фолк-рок в поздний период своего творчества.

Автор-исполнитель Джордже Балашевич включает элементы народной музыки Воеводины в ряд своих песен, а альбомы, как, например, Na posletku… (1996) и Rani mraz (2004), характеризуются фолк-рок-направленностью. Ещё одним известным исполнителем, комбинирующим фолк Воеводины и рок-музыку, является группа .

В 1990-х появилась сербская группа , исполняющая келтик-рок . Её успех способствовал появлению новых келтик-рок-групп в Сербии, как, например, и .

Фолк-рок в Скандинавии

Ранние альбомы норвежского исполнителя характеризуют фолк-рок-звучанием, однако они не получили широкого признания. В дальнейшем Odd Nordstoga перешёл в область поп-музыки, где приобрёл значительный успех. Большой славой пользуется норвежская группа , объединившая звучание народной музыки, тяжёлого рока и электроники, иногда её называют прогрессив-фолк-рок-группой. Звучание народной музыки и прогрессивного метала объединяет норвежская группа Lumsk . Наиболее известная саамская певица Мари Бойне исполняет минималистский фолк-рок, основанный на йойке .

В 1989 году в Швеции сформировались группы Hedningarna и . Годом позже появилась Garmarna . Все три группы широко известны и представляют собой шведскую фолк-рок-сцену.

Фолк-рок в Финляндии представлен в основном фолк-метал -сценой. Однако одним из самых ранних исполнителей фолк-рока является Hector , дебютировавший в 1965 году с песней «Palkkasoturi». С середины 90-х появляются фолк-рок группы Viikate , , .

Фолк-рок в Италии

В Италии многие исполнители внедряют в свою музыку элементы американской народной музыки . Примерами могут быть альбом Folk beat n. 1 (1967) исполнителя Франческо Гуччини или творчество , который сочетает кантри , рок и тарантеллу .

Корни фолк-рока могут быть найдены в творчестве двух итальянских авторов: Фабрицио Де Андре и Анджело Брандуарди . В 1984 году Фабрицио Де Андре публикует альбом Creuza de ma на генуэзском диалекте (древний диалект, с древними и устаревшими словами, импортированными из арабского). Он использует музыкальные инструменты из Босфора и Гибралтара : уд , андалузскую гитару, македонскую волынку, флейту, турецкий шалмей , лютню , греческий бузуки , неаполитанскую мандолину . Анджело Брандуарди является классическим музыкантом, чей дебютный альбом Branduardi (1974) близок к прогрессивному звучанию, позже он уйдёт в сторону средневековой и кельтской музыки. В 1985 году он поёт стихи Уильяма Батлера Йейтса . Скрипка, арфа , ситар , банджо и лютня сопровождаются электрическим басом и барабанами. Позже он заменил акустическую скрипку на электрическую.

В 1982 году была основана группа Lou Dalfin , исполняющая традиционную музыку на таких традиционных инструментах, как колёсная лира , аккордеон , , скрипка, флейта, и волынка, и поющая на окситанском языке . Новый состав 1990 года исполняет фолк, джаз и рок, используя электрический бас, ударные, электрогитару, клавишные и саксофон. В 1988 году была основана итальянская этно-фолк-рок-группа Tazenda , которая применяет (самый старый тростниковый инструмент Средиземноморья).

Группа The Gang была основана в 1984 году как панк-группа, вдохновлённая группой The Clash , однако в 1990 году они начинают петь об итальянской политической и социальной ситуациях, отходя от панка и применяя акустическую двенадцатиструнную гитару , скрипку, аккордеон, гармонику и флейту. После издания двух рок-альбомов, в 2004 году, The Gang записывают альбом Nel tempo e oltre cantando insieme , совместно с группой La Macina из Марке , которую возглавляет Gastone Pietrucci.

В 1991 году некоторые исполнители из Эмилия-Романья основали группу , которая комбинирует стиль альбома Combat Rock (1982) группы The Clash с фолком, традиционной ирландской музыкой, политическими песнями и партизанскими песнями. Позже они переходят на смесь этнической музыки, рока, панка, различных лупов и семплов, называя этот стиль «Celtic patchanka». Modena City Ramblers повлияли на многих исполнителей, среди которых , , Caravane de Ville, Ductia, Paulem, La strana famiglia, Cisco.

Фолк-рок в Испании

Различные сочетания фолка и рока включают в себя и поп-ориентированные формы раи . Из Испании происходят два фолк-рок-волынщика: из Галисии и Хевиа , который смешивает традиционные и современные танцевальные мелодии. Группа Triquel исполняет келтик-рок , однако более известной испанской группой является Mägo de Oz , которая комбинирует кельтский фолк с хард-роком . Кроме этого есть представитель экспериментального рока , получившая известность за исполнение смеси традиционной музыки с роком или евродэнсом .

Фолк-рок в Турции

Анатолийский рок развивается с середины 1960-х. Ранние представители, такие как , Джем Караджа , Барыш Манчо , Moğollar играли смесь турецкой народной музыки с роком. Таким образом анатолийский рок представляет собой турецкий фолк-рок, который в наши дни также актуален, его исполняют Mor ve Ötesi , MaNga , Şebnem Ferah и другие.

Фолк-рок в Восточной Азии

— разновидность фолк-рока, популярная на Филиппинах (особенно в Маниле в 1970-х, комбинирующий элементы филиппинской народной музыки, рока, джаза и диско, с использованием таглиша ). Известные исполнители: , , , Asin , , , , , , , и . Филиппинский рок называют .

Фолк-рок в Канаде

Канадский фолк-рок не всегда, но в основном, связан с кельтской музыкальной традицией . Группы , и стали первопроходцами канадского келтик-рока, за которыми последовали Crash Test Dummies , , , , , Rawlins Cross , , Mudmen и . В последнее время канадская инди-музыка обогатила сцену рок-музыкой на основе различных стилей фолк-музыки, примерами являются группы , , City and Colour , , и .

Фолк-рок в Индии

Фолк-рок в Южной и Центральной Америке

Зародившись в форме испаноязычного рок-н-ролла , латинский рок со временем вобрал в себя ритмы и мелодии народов Латинской Америки. Очень большой вклад в развитие и популяризацию этой разновидности фолк-рока сделал Карлос Сантана — несомненно, икона латин-рока.

Исполнители фолк-рока

См. также

Примечания

  1. [oldies.about.com/od/60srockers/g/folkrock.htm Oldies Music Glossary: "Folk-rock"] . About.com . Дата обращения: 17 марта 2010. 2 июня 2012 года.
  2. Ralph McLean. . BBC. 14 февраля 2012 года.
  3. . . Дата обращения: 15 марта 2010. 6 июня 2011 года.
  4. . Дата обращения: 8 апреля 2012. 11 сентября 2011 года.
  5. Gendron, Bernard. (англ.) . — University Of Chicago Press , 2002. — P. 180. — ISBN 0-226-28737-8 .
  6. Unterberger, Richie. (англ.) . — Backbeat Books , 2002. — P. . — ISBN 0-87930-703-X .
  7. Rogan, Johnny. The Byrds: Timeless Flight Revisited. — 2nd. — Rogan House, 1998. — С. 83. — ISBN 0-95295-401-X .
  8. . Дата обращения: 8 апреля 2012. 24 апреля 2012 года.
  9. . Richieunterberger.com. Дата обращения: 15 марта 2010. 2 июня 2012 года.
  10. Unterberger, Richie. (англ.) . — Backbeat Books , 2002. — P. . — ISBN 0-87930-703-X .
  11. . Дата обращения: 8 апреля 2012. 28 апреля 2012 года.
  12. Burt, R and North, P. West Coast Story: The 60s Rock Revolution (англ.) . — Phoebus Publishing Company, 1977. — P. 28. — ISBN 0-600-39393-3 .
  13. Wadhams, W. (англ.) . — Berklee Press, 2001. — P. 194. — ISBN 0-634-01430-7 .
  14. . Allmusic . Дата обращения: 15 марта 2010. 2 июня 2012 года.
  15. . Allmusic . Дата обращения: 15 марта 2010. 2 июня 2012 года.
  16. . . Дата обращения: 19 марта 2010. Архивировано из 11 июня 2011 года.
  17. Smith, Graeme. {{{заглавие}}} // Popular Music. — Cambridge University Press , 1997. — Январь ( т. 16 , № 1 ). — С. 127 .
  18. . krugosvet.ru. 14 февраля 2012 года.
  19. . Allmusic.com. 14 февраля 2012 года.
  20. Stephen Thomas Erlewine. . allmusic.com. — «the record arguably became the first significant country-rock record to be released, setting the stage for efforts by the Byrds and the Flying Burrito Brothers later in 1969». 14 февраля 2012 года.
  21. Classic Rock, специальный выпуск № 1, стр. 36
  22. . Дата обращения: 1 октября 2017. Архивировано из 3 мая 2009 года.
  23. . Allmusic . Дата обращения: 15 марта 2010. 2 июня 2012 года.
  24. . Allmusic . Дата обращения: 15 марта 2010. 2 июня 2012 года.
  25. Brocken, Michael. The British Folk Revival 1944-2002. — Ashgate Publishing Limited, 2003. — С. 95—102. — ISBN 0-75463-282-2 .
  26. . Allmusic . Дата обращения: 15 марта 2010. 2 июня 2012 года.
  27. . Allmusic . Дата обращения: 15 марта 2010. 2 июня 2012 года.
  28. . Rambling House: Home of Irish Music on the Web. Дата обращения: 15 марта 2010. Архивировано из 15 октября 2009 года.
  29. Unterberger, Richie. (англ.) . — Backbeat Books , 2003. — P. —156. — ISBN 0-87930-703-X .
  30. . Allmusic . Дата обращения: 26 марта 2010. 2 июня 2012 года.
  31. Brown, Tony. The Complete Book of the British Charts (англ.) . — (англ.) , 2000. — P. 894. — ISBN 0-7119-7670-8 .
  32. Johnston, Thomas F. {{{заглавие}}} // International Review of the Aesthetics and Sociology of Music. — Croatian Musicological Society, 1995. — Июнь ( т. 26 , № 1 ). — С. 35—59 .
  33. Blackmore’s Night, official website, от 22 июля 2010 на Wayback Machine , retrieved 29/01/09.
  34. E. Macan, Rocking the Classics: English Progressive Rock and the Counterculture (Oxford University Press, 1997), p. 135.
  35. D. E. Asbjørnsen, Scented Gardens Of The Mind , от 3 марта 2016 на Wayback Machine , retrieved 29/01/09.
  36. C. Snider, The Strawberry Bricks Guide to Progressive Rock (Lulu.com, 2008), pp. 183-4.
  37. А. Бурлака. . megabook.ru. Архивировано из 22 октября 2012 года.
  38. Черезов И. от 10 ноября 2021 на Wayback Machine — Одесса: «Астропринт», 2016 — С. 100
  39. . kukuruza.info. 10 декабря 2012 года.
  40. Евгений Богачков. . kalinovmost.ru. Архивировано из 10 февраля 2012 года.
  41. tuvaonline.ru. 1 сентября 2009 года.
  42. Алия САБИРОВА. . «Молодежь Татарстана» №30, 26 мая 2006г. Архивировано 6 августа 2007 года.
  43. Ольга Васинкевич. . 14 февраля 2012 года.

Литература

  • Королев О. // Краткий энциклопедический словарь джаза, рок- и поп-музыки. — М. : Музыка, 2006. — ISBN 5-7140-0982-7 . 29 ноября 2014 года.
Источник —

Same as Фолк-рок