Interested Article - Неприкасаемые

Вид на Дхарави — трущобный район Мумбаи , большинство жителей которого принадлежит к неприкасаемым

Неприкаса́емые — общее наименование ряда каст , занимающих самое низкое место в кастовой иерархии Индии . Неприкасаемые составляют 16—17 % населения Индии (более 200 миллионов человек по данным на 2018 год) . Подобные сообщества также встречаются в остальной части Южной Азии, в Непале , Пакистане , Бангладеш и Шри-Ланке , и являются частью глобальной индийской диаспоры .

Неприкасаемые не входят в систему четырёх варн . Они считаются способными осквернять членов более высоких каст, особенно брахманов . Неприкасаемые разделяются по традиционным видам деятельности их представителей, а также по местности их проживания. Наиболее распространённые категории неприкасаемых — чамары ( кожевники ), дхоби (прачки).

Процент неприкасаемых согласно переписи 2011 года

История

По одной из версий, группа каст неприкасаемых возникла в глубокой древности из местных племён , не включённых в общество завоевавших Индию ариев . Неприкасаемым предписывались такие «грязные» занятия, как уборка мусора, дворов и улиц, ассенизаторские работы, работа с кожей или глиной, добыча известняка, обработка строительного камня, убой скота, свиноводство, плетение циновок и верёвок и т. д. Члены таких каст жили в отдельных кварталах или посёлках на окраине поселений «чистых» каст, не имели своей земли и большей частью являлись зависимыми работниками в чужих хозяйствах .

Неприкасаемые формально считались индуистами , но им запрещалось входить в индуистские храмы, участвовать в индуистских ритуалах, в связи с чем у них были свои боги, свои жрецы и ритуалы . Некоторые неприкасаемые исповедовали гаудия-вайшнавизм . Также они могли быть адептами тантрических и шиваитских традиций .

В XX веке началась борьба неприкасаемых за равноправие. Борьбу с неприкасаемостью активно вёл Ганди . Он стал называть их хариджанами («людьми Бога») . Борьбу за права неприкасаемых в 1930—40-е годы возглавил Бхимрао Рамджи Амбедкар . Он назвал неприкасаемых далитами (угнетёнными).

Ему удалось добиться закрепления ещё в законах колониальной Индии, а затем и в конституции независимой Индии 1950 года системы, по которой за членами каст, занесённых в особый список («списочные касты») , закреплялись квоты вакансий на государственной службе, места в законодательных органах и в высших учебных заведениях. Практика неприкасаемости по конституции запрещена, и дискриминация по кастовому принципу считается уголовным преступлением .

Однако, несмотря на уголовный запрет практики неприкасаемости, далиты часто становятся жертвами притеснений, насилия и жестокости . По сведениям неправительственной организации «Движение за обучение правам человека», расположенной в Мадрасе , в среднем каждый час двое далитов подвергаются нападениям, каждый день три далитские женщины становятся жертвами насилия, два далита оказываются убиты и два далитских дома сожжены. Например, в июне 2008 года толпа вооружённых погромщиков напала в городе (штат Бихар ) на людей из низших каст и застрелила 35 человек, восемь из которых были далитами. Самые незначительные притязания далитов на права (далит зарегистрирован кандидатом в местный совет, юноша-далит ухаживает за девушкой из высшей касты, далит пользуется водой из колодца, принадлежащего высшей касте) могут спровоцировать насилие.

Миллионы далитов перешли в ислам , христианство или буддизм , чтобы вырваться из кастового индуистского общества. Но следы кастовой иерархии сохраняются и в христианских, и в мусульманских общинах (см. христианские касты , мусульманские касты ).

Далиты ведут борьбу за равноправие. Они входят в чайные и бьют «отдельную посуду» (кастовая система принуждает далитов пить из «своих» чашек). Они проникают в храмы, нарушая древний индуистский запрет на вход далитов в священные места. По индуистской традиции жених приезжает на свадьбу на лошади, но когда далиты пытаются поступать так же, то их подвергают жестоким преследованиям. В июне 2008 года в штате Раджастхан жених-далит впервые проехал на лошади под охраной 400 полицейских, машин «скорой помощи» и медицинских бригад.

В конце 1990-х — начале 2000-х годов по всей Индии появились далитские политические партии. Выборы 1998 года показали, что консолидация далитов с другими меньшинствами привела к созданию влиятельного избирательного блока во многих городах Индии. Наиболее ярким примером эмансипации далитов является К. Р. Нараянан , президент Индии в 1997—2002 гг. Кроме того, на должность премьера штата Уттар-Прадеш трижды избиралась Маявати — не просто далит, но представительница подкасты «кожевников» , исторически одной из наиболее презираемых внутри далитов. В 2008 году первый далит стал судьёй Верховного суда Индии.

Хотя кастовая дискриминация была запрещена, а неприкасаемость запрещена Конституцией Индии, такая практика всё ещё широко распространена. Для предотвращения притеснений, нападений, дискриминации и подобных действий против этих групп в 1995 году правительство Индии приняло . Политические объединения низших каст — Республиканская партия (с кон. 1950-х гг.), организация «Пантеры далитов» (с нач. 1970-х гг.), Партия большинства народа (1980-е гг.) постоянно поднимали вопрос о замене наименования «хариджаны» на «далиты» и преодолении продолжающейся дискриминации бывших неприкасаемых .

Соответствия в других странах

В Японии к «неприкасаемым» («эта» — «осквернённые, грязные», хинин — «нелюди» или « буракумин » — «жители специальных поселений») относились в первую очередь люди, занимавшиеся разделкой туш животных и соприкасавшиеся с кровью . Ранее они проживали в специальных обособленных поселениях («токусю-бураку»), куда не могли входить другие люди.

В Йемене к «неприкасаемым» (« аль-ахдам ») относятся и по сей день потомки эфиопов , захвативших Йемен в VI веке н. э. Ныне этим людям, отличающимся от остальных жителей Йемена лишь более тёмным цветом кожи, не разрешается иметь каменный дом (им приходится жить в шатрах и палатках), так что они и по сей день ведут кочевой образ жизни либо живут на окраинах больших городов. Кроме того, из профессий им не позволяется заниматься чем-либо более достойным, нежели убирать и вывозить мусор.

См. также

Примечания

  1. Katia Savchuk, Matias Echanove. . Дата обращения: 6 июля 2012. Архивировано из 27 февраля 2009 года.
  2. . idsn.org (29 мая 2013). Дата обращения: 18 сентября 2018. 18 сентября 2018 года.
  3. , с. 308.
  4. от 23 сентября 2015 на Wayback Machine , Scheduled castes and scheduled tribes, Office of the Registrar General & Census Commissioner, Government of India (October 28 2013).
  5. .
  6. , p. 86.
  7. , pp. 296—297.
  8. , с. 308—309.

Литература

на русском языке
  • // Нанонаука — Николай Кавасила. — М. : Большая российская энциклопедия, 2013. — С. 480. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 22). — ISBN 978-5-85270-358-3 .
  • Алаев Л. Б. Неприкасаемые // Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: словарь / под общ. ред. М. Ф. Альбедиль и А. М. Дубянского . — М. : Республика , 1996. — 576 с. — ISBN 5-250-02557-9 .
  • Карла Пауэр (при участии Судипа Мазумдара) от 16 марта 2009 на Wayback Machine // « Итоги ». 2008. № 32 (218).
  • Данила Кузнецов. от 20 августа 2012 на Wayback Machine // « Вокруг света », август, 2007.
на других языках

Ссылки

Источник —

Same as Неприкасаемые