Interested Article - Мойры

Клото , Лахесис и Атропос , стоящие позади Пелея и Фетиды , деталь греческой мозаики, Археологический парк Пафоса
Три мойры ( Парки ). Марко Биджо. Ок. 1525. Национальная галерея старинного искусства Палаццо Барберини ( Рим )

Мо́йры ( др.-греч. Μοῖραι от μοῖρα , мойра , букв. «часть», «доля», отсюда «участь», которую получает каждый при рождении ) — в древнегреческой мифологии богини судьбы . У древних римлян Мойрам соответствовали Парки .

Мойра, обыкновенно в единственном числе , упоминается уже в гомеровских поэмах « Илиаде » и « Одиссее », как безличная необходимость , неподвластная даже богам.

Описание

Первоначально считалось, что своя Мойра есть у каждого человека . С развитием олимпийской религии число Мойр свелось к одной-двум-трём, наиболее распространённо — три сестры :

  • Клото ( греч. Κλωθώ , «Пряха») — прядущая ( нить жизни). Клото вернула к жизни Пелопа , предрекла Афине девственность .
  • Ла́хесис , также Лахеса ( греч. Λάχεσις , «Судьба», «дающая жребий» ) — определяющая судьбу. Лахесис наблюдала за родами Лето .
  • А́тропос , также Атропа ( греч. Ἄτροπος , «Неотвратимая») или Айса — неумолимая, неотвратимая участь ( смерть ). Перерезающая нить . Согласно «Гимну Мойрам» Софокла , дочь Ночи (в варианте «Айса», в котором её также упоминает Алкман ). Упоминается как Айса в оракулах Сивиллы .

По Гесиоду их было три дочери Нюкты (Ночи) . Первая, в образе прядущей женщины, олицетворяет собой неуклонное и спокойное действие судьбы, вторая — её случайности, третья — неотвратимость её решений .

По другой распространённой версии (поздней транскрипции Гесиода ) они дочери Зевса и Фемиды , сёстры Гор . По орфикам и Платону — дочери Ананке , есть также версия, что они дочери Кроноса .

В диалоге Платона « Государство » Мойры изображены сидящими на высоких стульях, в белых одеждах, с венками на головах, все они прядут на веретене Ананки (необходимости), сопровождая небесную музыку сфер своим пением: Клото поёт о настоящем, Лахесис — о прошедшем, Атропос — о будущем .

Представления о мойрах

В архаике этим именем обозначался высший закон природы, боги же являлись его исполнителями; наряду с древнегреческим выражением Διός αἶσα , «божественное предопределение», часто встречается выражение μοῖρα θέων . На основе этого возник отдельный от других божеств культ мойр .

По Гомеру, сам Зевс зачастую подчинялся воле мойр , позднее же они сами рассматривались как орудие богов . А. Ф. Лосев указывает, что в эллинистическую эпоху с мойрами конкурирует богиня случая Тиха , характеризующая неустойчивость и изменчивость жизни .

Рождение и смерть стоят под особым покровительством мойр . Они определяют срок жизни человека и момент его смерти и заботятся, чтобы он не прожил дольше положенного ему срока . Как дочери Ночи, мойры — сёстры и союзницы Эриний , которые считались не только силами мрака, но и неумолимыми духами мести и кары и отсюда — смерти. Представляясь как дочери Фемиды, мойры выступают богинями закономерности и порядка . Их отец Зевс, верховный устроитель порядка, покоящегося на его законах ( греч. θέμιστες ), называется Мойрагетом ( греч. Μοιραγέτης , водитель Мойр), этот эпитет носил и Аполлон , как провозвестник распоряжений Зевса .

Клото сплетает нить судьбы из всего, что попадёт ей в руки. Лахесис не глядя сплетает нити судеб разных людей между собой.  А третья – Атропос, расстригает нити судьбы, таким образом убивая их.

Мойрам возносили моленья в дни свадеб .

Храм Мойр был в Коринфе .

В литературе, искусстве и современности

Мойры за работой

Им посвящён LIX орфический гимн. Ахей Эретрийский был автором трагедии «Мойры».

В античном искусстве мойры изображались редко и по-разному . На греческой вазе Франсуа в изображении шествия богов на брак Пелея и Фетиды четыре мойры помещены возле колесницы Гермеса и Майи, по наружности они ничем не отличаются от Муз , Гор и Харит . Остальные художественные изображения относятся к римской императорской эпохе, когда были созданы и распространены атрибуты мойр — прялка, свиток, весы . Изображались они обыкновенно молодыми, но иногда выводились и в образе старух .

В «Словаре античности» отмечается, что в послеантичный период в литературе и искусстве мойры в основном именовались по древнеримскому варианту, то есть парками .

Гёте в « Фаусте » ошибочно наделил Атропос функциями Клото, и наоборот.

Герой книг Рафаэля Сабатини, пиратский капитан Блад, с иронией назвал свои корабли Клото, Лахезис и Атропос в знак того, что они будут вершителями судеб встретившихся на их пути мореходов.

Упоминает их Ариосто в поэме « Неистовый Роланд » (песни 34-35).

В романе Стивена Кинга « Бессонница » именами мойр называются «маленькие лысые врачи» — существа, ответственные за судьбу человека.

Мойры упоминались и в другом романе Стивена Кинга — « Долорес Клейборн ». Упоминалось, что Долорес всегда трепетала от имени Атропос.

В астрономии

См. также

  • Судженицы — аналогия мойр в славянской мифологии
  • Норны — аналогия мойр в германо-скандинавской мифологии

Примечания

  1. .
  2. .
  3. Мифологический словарь . Л.: Госучпедиздат, 1961.
  4. Пиндар. Олимпийские песни I 26
  5. Телест , фр.1а Пейдж
  6. Пиндар. Пеан 12, ст. 17.
  7. См. Нонн. Деяния Диониса XII 142.
  8. Софокл, фр.1018b
  9. Алкман, фр.16, 15 Бергк // Примечания // Платон. Собрание сочинений. М., 1990-94. В 4 т. Т. 2. С. 452.
  10. Флегонт. Удивительные истории, фр. 10.
  11. Гесиод. Теогония 217—222
  12. .
  13. . Дата обращения: 19 марта 2014. 19 марта 2014 года.
  14. Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека I 3, 1.
  15. Орфика , фр.126 Керн
  16. Платон. Государство X 617с.
  17. Эпименид, фр.7 Якоби.
  18. Мойры // Многоножки — Мятлик. — М. : Советская энциклопедия, 1954. — ( Большая советская энциклопедия : [в 51 т.] / гл. ред. Б. А. Введенский ; 1949—1958, т. 28).
  19. Павсаний. Описание Эллады II 4, 7
  20. Напр., Catull., LXIV, 305
  21. Мойры // Словарь античности = Lexikon der Antike / сост. Й. Ирмшер, Р. Йоне ; пер. с нем. В. И. Горбушин, Л. И. Грацианская, И. И. Ковалёва , О. Л. Левинская ; редкол.: В. И. Кузищин (отв. ред.), С. С. Аверинцев , Т. В. Васильева , М. Л. Гаспаров и др. — М. : Прогресс , 1989. — С. 360. — 704 с. — ISBN 5-01-001588-9 .

Литература

Источник —

Same as Мойры