Interested Article - Джалаладдин Руми

Мавлана́ Джалаладди́н Мухáммад Балхи́ Руми́ ( перс. جلال‌الدین محمد بلخی ‎; 30 сентября 1207 , Вахш , Государство Хорезмшахов или Сангтуда , Государство Хорезмшахов 17 декабря 1273 , Конья , Конийский султанат ), известный обычно как Руми́ или Мавланá — персидский поэт - суфий XIII века , исламский богослов , факих . Иногда его называли также Мавлана Джалаладдин Мухаммад Балхи ( перс. محمد بلخى ‎), по названию региона Балха , (современная часть Афганистана и Таджикистана ), откуда он родом . Влияние Руми выходит за пределы национальных границ и этнических различий: персы , таджики , турки , греки , пуштуны , другие мусульмане Центральной и Южной Азии высоко оценили его духовное наследие за последние семь веков . Его стихи переведены на многие языки мира и перенесены в различные форматы. Руми был описан как «самый популярный поэт» и «самый продаваемый поэт» в США .

Работы Руми написаны в основном на персидском языке , но иногда при написании стихов он также использовал турецкий , арабский и греческий языки . Его маснави, составленные в Конье , считаются одними из величайших стихов на персидском языке . Его произведения широко читаются сегодня на языке оригинала в Большом Иране и в персоязычном мире . Переводы его работ очень популярны, особенно в Турции , Азербайджане , США и Южной Азии . Его поэзия повлияла не только на персидскую литературу , но и на литературные традиции османского турецкого , чагатайского , урду и пушту .

В XIII в. в г. Конья его сын Султан Валад основал суфийский орден Мевлеви , в обрядах которого используются произведения Руми. Руми — духовный предок дервишей этого самого влиятельного в Османской Турции и существующего и в наше время тариката .

Имя

Его часто называют просто Руми. Его полное имя Джалал ад-дин Мухаммад Балхи ( перс. جلال‌الدین محمد بلخى ‎) или Джалал ад-Дин Мухаммад Руми ( перс. جلال‌الدین محمد رومی ‎). Джалал ад-Дин — арабский лакаб , означающий «Слава Веры». Балхи и Руми являются его нисбами , то есть, соответственно, «из Балха» и «из Рума» («Рум» — это то, что в европейской историографии теперь называет «Византией» или «Византийской Анатолией») . По словам авторитетного биографа Руми Франклина Льюиса из Чикагского университета: «Анатолийский полуостров, который принадлежал Восточной Римской империи, был сравнительно недавно завоеван мусульманами, и даже когда он стал контролироваться турецкими мусульманскими правителями, он всё ещё был известен арабам, персам и туркам как географическая область Рум. Таким образом, существует ряд исторических персонажей, родившихся в Анатолии или связанных с ней, известных как Руми, слово, заимствованное из арабского буквально означающее „римский“, в этом контексте римский относится к подданным Византии или просто к людям, живущим в ней, или к вещам, связанным с Анатолией» .

Он широко известен под прозвищем Мауляна/Мовляна ( перс. مولانا ‎: персидское произношение: [moulɒːnɒ]) в Иране и Мевлана — в Турции. Мауляна ( араб. مولانا ‎) — это термин арабского происхождения, означающий «наш господин». .

Биография

Гробница Руми ( Музей Мевляны ). Конья, Турция

Джалаладдин Руми родился в городке Вахш (совр. Таджикистан) на северных территориях Балха . бывшем в то время крупным регионом государства Гуридов Хорасан , в семье популярного в народе придворного учёного богослова-юриста и проповедника-суфия — Мухаммада бен Хусейна аль-Хатиби аль-Балхи, известного как Баха ад-Дин Валад ( 1148 1231 ).

По отцу Баха ад-Дин Валад (он же Баха Валад , Бахауддин ) считался потомком первого халифа Абу Бакра . Источники приводят следующую генеалогию: Абу Бакр — Абд ур-Рахман — Хаммад — Мутаххар — Хусайиб — Мавдуд — Махмуд — Ахмед Хатиби — Хусейн Хатиби — Бахауддин Валад .

Баха ад-Дин Валад был вынужден бежать под угрозой монгольского нападения из родного города и, после долгих скитаний, обосновался в Малой Азии ( Рум ) при дворе турок-сельджуков в городе Конья . Джалал ад-Дин получил хорошее образование не только богословско-юридическое, но также и в области точных наук, прекрасно знал арабский и греческий языки, Коран и его толкования .

Памятник Джелаладдину Руми в Измире

В 1231 году отец Джалал ад-Дина умер, и Джалал ад-Дин занял его место при дворе. Впечатления скитальческой жизни, социальных неурядиц Ирана , надвигающейся угрозы монгольского нашествия углубили суфийские настроения Джалал ад-Дина и привели его в ноябре 1244 года после знакомства с Шамсуддином Тебризи в лагерь крайних суфиев, которых обвиняли в пантеизме, что вызвало столкновение с клерикальным духовенством и повлекло гибель сына Джалал ад-Дина и друга-учителя Шамса Тебризи . Руми (Мевляна) стал вдохновителем дервишского ордена мевлеви , который уже после его смерти был основан его сыном. Последние годы Джалал ад-Дина были посвящены литературному творчеству и проповеднической деятельности.

Литературная деятельность Руми не многообразна, но очень значительна. Джалал ад-Дин был прежде всего поэтом. Его лирический « Диван », ещё детально не исследованный, содержит касыды , газели и четверостишия — рубаи . Поэт проводит в них идею ценности человека независимо от его земного величия; он протестует против мертвящего формализма религиозной обрядности и схоластики .

Эти идеи, выраженные пламенным языком в своеобразных формах, под покровом религиозного идеализма могли создавать и порой создавали определённо революционное настроение, способное сочетаться (и сочетавшееся) со стихийными выступлениями народных масс. Ряд лирических стихотворений говорит о практических удобствах суфизма, житейского и философского аскетизма .

Страница из поэмы Руми

Такое сочетание идеализма и характеризует и грандиозную эпико-дидактическую поэму (около 50000 стихов) Джалал ад-Дин — « Маснави » (двустишия). Здесь в эпической форме поучительных рассказов, сопровождаемых нравоучениями или прерываемых лирическими отступлениями, проводятся те же идеи, но в более популярной форме. В целом эти рассказы составляют как бы энциклопедию суфизма.

Единства сюжета в «Масневи» нет; всё произведение, однако, проникнуто единым настроением; форма его — рифмующие двустишия, выдержанные в одинаковом ритме. В эпических частях Джалал ад-Дин выступает как художник-реалист, иногда как натуралист (его натурализм способен шокировать европейского читателя, но для Востока он обычен).

«Маснави» Джалал ад-Дин частично продиктовал любимому ученику и преемнику (в качестве главы суфиев) , который, вероятно, и побудил своего учителя к творчеству (вернее, к фиксированию устного произведения).

«Месневи»

«Маснави» — одна из наиболее почитаемых и читаемых книг мусульманского мира. И в мировой литературе Джалаладдин может быть назван величайшим поэтом-пантеистом. Известны рукописи его пантеистического трактата «Фихи ма фихи» ( В нём то, что в нём ) написанного в прозе.

Так как тарикат мевлеви был самым влиятельным среди аристократов Османской Турции, то с осторожностью можно допустить, что в противоположность другому великому поэту XIII века Саади — идеологу городского торгового класса — Джалал ад-Дин был ближе к феодальной аристократии , чем к землевладельческому классу.

Жизнь Руми составляет один из переплетающихся сюжетов в романах Орхана Памука «Чёрная книга» ( 1990 ) и Элиф Шафак «40 правил любви».

Переводы на русский язык

Из наследия Руми на русский язык переведены лишь притчи.

Сборники:

  • Руми // Ирано-таджикская поэзия. Библиотека всемирной литературы. Серия первая, том 21. — М.: Издательство «Художественная литература» , 1974. — С.127-186
  • Руми // Классическая восточная поэзия: Антология / Сост., предисл., введение, глоссарий, коммент. Х. Г. Короглы. — М.: Высш. шк. , 1991. — С. 293—319
  • Руми в русских переводах. — В кн.: Читтик У. В поисках скрытого смысла. Духовное учение Руми. М.: Научно-издательский центр «Ладомир» , 1995. — С. 387–530
  • Персидская классика поры расцвета. НФ Пушкинская библиотека: АСТ , Москва, 2005. 843 с. В составе сборника — Руми. Поэма о скрытом смысле. Перевод Наума Гребнева . Неполный текст. ISBN 5-17-024114-3
  • Истины: изречения персидских и таджикских народов, их поэтов и мудрецов. Перевод с фарси Наума Гребнева. СПб.: Азбука-Классика , 2005. 256 с. ISBN 5-352-01412-6

Отдельные издания:

  • Руми, Джалаладдин . Поэма о скрытом смысле: Избранные притчи. Перевод Наума Гребнева. М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука» 1986. 272 с.
  • Руми . Газели. Притчи. Душанбе, 1988
  • Руми Джалаладдин . Дорога превращений: суфийские притчи. пер. Д. В. Щедровицкого . М.: Оклик, 2009. ISBN 978-5-91349-002-5
  • Руми, Джалал ад-дин Мухаммад . Маснави-йи Ма’нави («Поэма о скрытом смысле». В шести дафтарах. СПб: Петербургское Востоковедение . ( прозаический перевод )
    • Первый дафтар (байты 1-4003). / Пер. с перс. О. Ф. Акимушкина, Ю. А. Иоаннесяна, Б. В. Норика, А. А. Хисматулина, О. М. Ястребовой. Общ. ред. А. А. Хисматулина. СПб, 2007. 448 с. ISBN 978-5-85803-345-5
    • Второй дафтар (байты 1-3810). / Пер. с перс. М.-Н. О. Османова. СПб, 2009.
    • Третий дафтар (байты 1-4810). / Пер. перс. Л. Г. Лахути, Н. И. Пригариной, М. А. Русанова, Н. Ю. Чалисовой. СПб, 2010.
    • Четвёртый дафтар (байты 1-3855). / Пер. с перс., примеч. и указ. О. М. Ястребовой. СПб, 2010.
    • Пятый дафтар (бейты 1-4238) / Пер. с перс. О. М. Ястребовой, 2011. ISBN 978-5-85803-437-7
    • Шестой дафтар (бейты 1—4916) / Пер. с перс. А. А. Хисматулина, О. М. Ястребовой. Под ред. А. А. Хисматулина. СПб, 2012.

Галерея

Примечания

  1. William Harmless, Mystics , (Oxford University Press, 2008), 167.
  2. Annemarie Schimmel, "I Am Wind, You Are Fire, " p. 11. She refers to a 1989 article by Fritz Meier:
  3. Franklin Lewis Rumi: Past and Present, East and West: The Life, Teachings, and Poetry of Jalâl al-Din Rumi , 2000, pp. 47-49:
  4. Djalal od-Din Rumi // (нем.) / Hrsg.: Bibliographisches Institut & F. A. Brockhaus ,
  5. Djalâl-od-Dîn Rûmî // (фр.) — 2007.
  6. : A Bibliographical History — Т. 4.
  7. — С. 11.
  8. Schimmel A. Rumi // (англ.)
  9. — Лейден: Koninklijke Brill . — Т. 2. — С. 393.
  10. Lewis, Franklin D. Rumi: Past and Present, East and West: The life, Teaching and poetry of Jalal Al-Din Rumi (англ.) . — Oneworld Publication, 2008. — P. 9.
  11. Руми, Джалал ад-Дин. Сокровища вспоминания / Пер. Л. Тираспольского. — 3-е изд., доп. — М.: Риэлетивеб, 2010. — 208 с. ISBN 978-5-91049-003-5
  12. Seyyed, Hossein Nasr. Islamic Art and Spirituality (неопр.) . — Suny Press, 1987. — С. 115.
  13. Charles Haviland (2007-09-30). . BBC News . из оригинала 11 октября 2007 . Дата обращения: 30 сентября 2007 .
  14. Ciabattari, Jane (2014-10-21). . BBC News . из оригинала 16 января 2018 . Дата обращения: 22 августа 2016 . {{ cite news }} : Указан более чем один параметр |accessdate= and |access-date= ( справка )
  15. Tompkins, Ptolemy (2002-10-29). . Time . ISSN . из оригинала 8 октября 2016 . Дата обращения: 22 августа 2016 . {{ cite news }} : Указан более чем один параметр |accessdate= and |access-date= ( справка )
  16. Δέδες, Δ. 1993. Ποιήματα του Μαυλανά Ρουμή. Τα Ιστορικά 10.18-19: 3-22.
  17. Meyer, G. 1895. Die griechischen Verse in Rabâbnâma. Byzantinische Zeitschrift 4: 401—411.
  18. . uci.edu (22 апреля 2009). 5 августа 2012 года.
  19. Gardet, Louis. Religion and Culture // The Cambridge History of Islam, Part VIII: Islamic Society and Civilization (англ.) / Holt, P.M.; Lambton, Ann K.S.; Lewis, Bernard. — Cambridge University Press , 1977. — P. 586.
  20. C.E. Bosworth, «Turkmen Expansion towards the west» in UNESCO History of Humanity, Volume IV, titled «From the Seventh to the Sixteenth Century», UNESCO Publishing / Routledge, p. 391
  21. . RadioFreeEurope/RadioLiberty (англ.) . 2010-08-09. из оригинала 27 августа 2016 . Дата обращения: 22 августа 2016 . {{ cite news }} : Указан более чем один параметр |accessdate= and |access-date= ( справка )
  22. . Asia Times . Дата обращения: 22 августа 2016. Архивировано из 7 апреля 2016 года.
  23. . OMI – Old Manuscripts & Incunabula . Дата обращения: 22 августа 2016. 18 февраля 2009 года.
  24. Rumi. (неопр.) . — Penguin Books , 2015. — С. 350. — ISBN 978-0-14-196911-4 .
  25. Franklin Lewis. Rumi: Past and Present, East and West: The Life, Teachings and Poetry of Jalal al-Din Rumi (англ.) . — One World Publication Limited, 2008. — P. 9.
  26. .
  27. H. Ritter, 1991, DJALĀL al-DĪN RŪMĪ , The Encyclopaedia of Islam (Volume II: C-G), 393.
  28. Jalāl al-Dīn Rūmī (Maulana), Ibrahim Gamard, Rumi and Islam: Selections from His Stories, Poems, and Discourses, Annotated & Explained , SkyLight Paths Publishing, 2004.
  29. , с. 67.

Литература

Источник —

Same as Джалаладдин Руми