Interested Article - Афродита Анадиомена
![](/images/008/330/8330794/1.jpg?rand=564784)
![](https://cdn.wafarin.com/avatars/70e42d83c1a00db8ab791df2b4844af4.jpg)
- 2021-11-26
- 1
![](/images/008/330/8330794/1.jpg?rand=217714)
Афродита Анадиомена ( др.-греч. Ἀφροδίτη Ἀναδυομένη , «выныривающая, выходящая из моря») — эпитет богини Афродиты , рождающейся из морской пены и выходящей на сушу, и иконографический тип её изображения в этот момент.
Данная иконография прославилась во времена Античности благодаря несохранившейся картине Апеллеса и неоднократно повторялась мастерами последующих эпох. Варианты её названия: Афродита Анадиомена, Венера Анадиомена, Рождение Венеры, Venus Marina.
Сюжет мифа
![](/images/008/330/8330794/2.jpg?rand=715642)
Рождение богини Афродиты , согласно одному из древнегреческих мифов, было необычным: оно случилось, когда Гея , богиня земли, устав от измен своего супруга Урана , попросила младшего сына Кроноса облегчить свою судьбу. Тот оскопил отца серпом. Схватив отрезанные гениталии левой рукой (с которой с тех пор связаны плохие предзнаменования), он зашвырнул их вместе с серпом в море близ мыса Дрепан. Плодоносная сила Урана была настолько велика, что от капель крови, упавших на землю, родились эринии , гиганты и мелии (нимфы ясеня), а от капель крови (вариант — крови в сочетании семенем ), упавших в море — богиня Афродита.
Таким образом, произошло девственное зачатие в патриархальном варианте: кровь Урана, в тот момент ещё бывшего верховным богом, попав в море, образовала белоснежную пену, из которой появилась на свет Афродита. Отсюда её эпитет — Пенорожденная , и даже, согласно одной из версий этимологии , само имя — от др.-греч. ἀφρός — «пена»).
![](/images/008/330/8330794/3.jpg?rand=47992)
Богиня возникла из морской пены обнажённой и на раковине (античном символе вульвы ), добралась до берега. Там, где ступала Афродита, вырастали травы и цветы :
Около острова Киферы родилась Афродита, дочь Урана, из белоснежной пены морских волн. Лёгкий, ласкающий ветерок принес её на остров Кипр . Там окружили юные Оры вышедшую из морских волн богиню любви. Они облекли её в златотканую одежду и увенчали венком из благоухающих цветов. Где только не ступала Афродита, там пышно разрастались цветы. Весь воздух полон был благоуханием.
Иконография
![](/images/008/330/8330794/4.jpg?rand=587843)
Иконографический тип изображения рождающейся Афродиты, включал, таким образом, следующие элементы, которые могли использоваться в различных комбинациях:
- обнажённая богиня,
- морское побережье, вода, волны, пена,
- выжимание богиней своих мокрых волос,
- ракушка — одновременно средство передвижения и символ вульвы, то есть рождения и любви (ср. йони ),
- атрибуты морской стихии — напр. дельфины, нереиды ,
- помощники богини — служанки, оры , хариты , ветра ( Борей , Зефир , проч.), купидоны .
Античные Анадиомены
Картина Апеллеса
![](/images/008/330/8330794/5.jpg?rand=385735)
![](/images/008/330/8330794/6.jpg?rand=542408)
Картина Апеллеса , написанная на сюжет рождения Афродиты (4 в.до н. э.), не сохранилась. Известна по описанию в «Естественной Истории» Плиния Старшего , кн. 35. Работа пользовалась невероятной славой и вызвала множество подражаний в искусстве эллинизма.
![](/images/008/330/8330794/7.jpg?rand=661476)
История создания художником полотна связана с именами двух женщин — Фрины и Кампаспы . Фрина была прославленной гетерой , натурщицей Праксителя . Она была знаменита своим великолепным телом, но увидеть её в обнажённом виде было практически невозможно, за исключением праздника Посейдона в Элевсине. В этот день она раздевалась донага и, распуская волосы, входила в море. Как рассказывал Афиней , именно это зрелище подсказало художнику сюжет картины. Саму же богиню, пишет Плиний, некоторые считают, что Апеллес писал не с Фрины, а со своей рабыни Кампаспы , подаренной ему Александром Македонским .
Источники описывают картину так: новорожденная богиня, выходя из волн, отжимала волосы.
«Афродита Анадиомена» считалась лучшим произведением Апеллеса. Она находилась на острове Кос , в храме Асклепия Асклепионе. Около рубежа нашей эры её приобрел император Август , простив жителям острова налогов на сумму в 100 талантов . Он поместил её в Риме, в храме Юлия Цезаря.
К этому времени картина была уже повреждена в нижней части, но за реставрацию её никто не брался. Нерон заменил погибающее произведение одной из работ мастера Доротея .
Великий искусствовед XX столетия Эрнст Гомбрих считал «Афродиту Анадиомену» не только главной картиной Апеллеса, но и произведением, предопределившим пути развития европейского искусства. Одну из своих самых известных книг, посвящённых живописи эпохи Возрождения, Гомбрих так и назвал — «Апеллесово наследство» .
Фрески
![](/images/008/330/8330794/8.jpg?rand=684393)
Сохранившаяся живопись с изображением сюжета Venus Marina дошла до нас благодаря росписям помпейской виллы от 3 августа 2007 на Wayback Machine .
Вазопись
На краснофигурной вазе более раннего периода богиня предстаёт появляющейся непосредственно из створок ракушки от 15 ноября 2012 на Wayback Machine .
Скульптуры
- Венера Сиракузская — статуя, представляющая богиню, выходящую из воды, хранится в Сиракузском Археологическом музее. Венеру сопровождает дельфин (отбит), а складки одежд подобны раковине. (Иногда статую также называют Venus Landolina по имени обнаружившего её в развалинах сицилийского нимфея археолога Саверио Ландолина . 2 в. н. э.
- Венера Киренская — статуя Афродиты Анадиомена из Кирены , нагую богиню сопровождает дельфин. Фигура из Национального музея Рима представляет собой копию более ранней эллинистической статуи .
- Венера с поздней галлоримской виллы, Лувр / Повторение мотива богини, выжимающей волосы.
- ещё торс , ещё статуя в Лувре .
- Афродита Анадиомена, Рим (Aphrodite Chiaramonti) .
- Рождение Афродиты. Коптский рельеф 4 в. н. э. в Лувре
- Трон Людовизи
Ренессансные Анадиомены
![](/images/008/330/8330794/9.jpg?rand=617756)
Ренессансные художники тщательно читали описания произведений искусства, оставленные античными писателями, и исследовали сохранившиеся образцы. Обращение этого материала — один из главных признаков эпохи Возрождения , поэтому ничего удивительного в том, что итальянские мастера пытались создавать свои варианты самой знаменитой картины Древней Греции:
- Картина Сандро Боттичелли « Рождение Венеры » , (ок. 1485 , Уффици , Флоренция ) оказалась самым знаменитым вариантом. Художник соединил в ней абсолютно все атрибуты сюжета, известные по источникам. Подробнее см.: Рождение Венеры (картина Боттичелли) .
Более лаконичными в использовании атрибутики оказались другие мастера, более буквально следовавшие описанию Плиния, в котором не упоминается раковина. Их работы изображают просто женскую фигуру, отжимающую волосы:
- 1516 — мраморный рельеф «Венера Анадиомена» из Уилтон-Хауса ( Музей Виктории и Альберта )
- ок. 1525 — полотно Тициана «Венера Анадиомена» ( Национальная галерея Шотландии , Эдинбург )
- XVI в. — фонтан «Венера» , Джамболонья , школа Джамболоньи : вода стекает с волос богини (Национальная Художественная Галерея, Вашингтон .
- Работы Рубенса .
Афродита Анадиомена в Новое время
Рокайльные произведения на эту тему были сдержанными — бёдра богини обычно драпировались, присутствовали купидоны и проч.:
- ок. 1750 — «Рождение Венеры» Франсуа Буше (Коллекция Уоллас, Лондон)
Классицизм и академизм XIX в. был более откровенен в трактовке ню и не отвлекали от женского тела чрезмерной атрибутикой:
- 1835 — Теодор Шассерио написал «Венеру Анадиомену»
- 1848 — Энгр закончил свою «Венеру Анадиомену» , которая стала одной из самых известных его работ
- 1863 — Александр Кабанель написал своё «Рождение Венеры» опираясь на недавно открытую помпейскую фреску того же сюжета (см.фото выше). Картина была показана на Парижском Салоне 1863 г., пользовалась успехом и была куплена Наполеоном III для своей личной коллекции.
- 1868 — рисунок Бёклина
- ок. 1870 — Густав Моро , акварель и гуашь.
- 1879 — Уильям-Адольф Бугро создаёт «Рождение Венеры» , перееосмысляя композицию Боттичелли.
В конце XIX века наступает реакция на слащавость академизма и его любовь к этой теме. Артюр Рембо создаёт свои сатирические стихи «Венера Анадиомена» , в которых выпячивает женскую физиологичность .
- 1907 — Пабло Пикассо перетолковывает тип Анадиомены в центральной фигуре своего полотна « Авиньонские девицы » — модернистской деконструкции привычной иконографии, родоначальницы кубизма .
- 1912 — Одилон Редон , символист и член группы Наби пишет пастелью «Венеру Анадиомену» , целиком помещая её фигуру внутрь ракушки. Второй вариант, профильный .
- 1922 — «Венера Анадиомена» , Джордж Сэбба (Georges Sabbagh), изображает женщину в закрытом купальном костюме 1920-х гг., выходящую из моря (осовременивание сюжета)
- скульптуры: Уильям Стори , Пол Меншип .
Галерея
Картины
-
Ф. Буше , «Рождение Венеры» , 1740 г.
-
Ф. Буше , «Рождение Венеры» , ок. 1750 г.
-
Д. Энгр , «Рождение Венеры» , между 1808 и 1848 гг., Музей Конде
-
А. Кабанель , «Рождение Венеры» , 1865 г., Музей Орсе
-
В. Бугро , «Рождение Венеры» , 1879 г.
-
Жан-Леон Жером , «Рождение Венеры» , 1890 г.
-
Одилон Редон , «Рождение Венеры» , 1912 г.
-
Э. Амори-Дюваль , «Рождение Венеры»
-
Т. Шассерио , «Венера Анадиомена»
-
К. Е. Маковский , «Рождение Венеры»
Скульптурные изображения
-
Антонио Ломбардо, «Венера Анадиомена»
В поэзии
- «Рождение Киприды» — Аполлон Майков
- «Рождение Афродиты» — Жозе-Мария де Эредиа
- «Рождение Афродиты» — Поль Валери
- «Венера Анадиомена» — Артюр Рембо
- «Рождение Венеры» — Райнер Мария Рильке
- «Анадиомена» —
См. также
- Рождение Венеры (картина Боттичелли)
- Рождение Венеры (картина Бугро)
- Рождение Венеры (картина Кабанеля)
- Versuriga anadyomene — один из видов медуз.
- Nephargynnis anadyomene — бабочка.
Ссылки
- // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
- от 2 июля 2019 на Wayback Machine
- от 14 августа 2007 на Wayback Machine
Примечания
- Гесиод , « Теогония »
- от 29 сентября 2007 на Wayback Machine .
- от 30 сентября 2007 на Wayback Machine .
- Афиней , Deipnosophistae , кн. XIII
- Плиний Старший . «Естественная история», кн. 35.
- Там же.
- . Дата обращения: 13 августа 2007. 1 октября 2007 года.
- . Дата обращения: 13 августа 2007. 3 сентября 2007 года.
- . Дата обращения: 13 августа 2007. 9 октября 2007 года.
- . Дата обращения: 13 августа 2007. 3 сентября 2007 года.
- 2 мая 2008 года.
- 27 июля 2009 года.
- . Дата обращения: 13 августа 2007. 30 сентября 2007 года.
- (недоступная ссылка)
- от 11 ноября 2007 на Wayback Machine , статуэтка от 27 сентября 2007 на Wayback Machine
- . Дата обращения: 13 августа 2007. 30 сентября 2007 года.
- 5 июля 2006 года.
- . Дата обращения: 13 августа 2007. 19 февраля 2007 года.
- . Дата обращения: 13 августа 2007. 20 декабря 2007 года.
- . Дата обращения: 13 августа 2007. 14 августа 2007 года.
- . Дата обращения: 13 августа 2007. 13 августа 2007 года.
- . Дата обращения: 13 августа 2007. 30 сентября 2007 года.
- . Дата обращения: 13 августа 2007. 27 сентября 2007 года.
- . Дата обращения: 13 августа 2007. 15 сентября 2007 года.
- . Дата обращения: 13 августа 2007. 25 июля 2009 года.
- , фонтан в Барселоне от 8 августа 2007 на Wayback Machine
![](https://cdn.wafarin.com/avatars/70e42d83c1a00db8ab791df2b4844af4.jpg)
- 2021-11-26
- 1