По
орфической
космогонии, родился из яйца, снесённого
Ночью
или сотворённого
Хроносом
. Именуется великим даймоном
.
Вслед за орфиками
пифагорейцы
считали, что душа каждого человека двупола и в ней есть мужская и женская половины, которые зовутся Эротом и Психеей
.
По
Ферекиду
, «
Зевс
, намереваясь быть
демиургом
, превратился в Эрота
: создав космос из противоположностей, он привёл его к согласию и любви и посеял во всём тождественность и единение, пронизывающее универсум
»
.
По
Пармениду
— создание Афродиты, в своей космогонии он пишет, что она сотворила его «первым из всех богов»
.
У
Платона
— сын
Пороса
-богатства и
Пении
-бедности («
Пир
» 203b, далее — по
Диотиме
), почему его двойственная природа предназначает его — быть
медиумом
, посредником для людей в стремлении к
благу
и для богов в нисхождении к людям
.
Эрот — мировое божество, соединяющее богов в брачные пары, считался порождением
Хаоса
(тёмной ночи) и светлого дня или Неба и Земли. Он господствует как над внешней природой, так и над нравственным миром людей и богов, управляя их сердцем и волей. По отношению к явлениям природы он является благодетельным богом
весны
, оплодотворяющим землю и вызывающим к бытию новую жизнь. Его представляли красивым
мальчиком
, с
крыльями
, в более древнее время — с цветком и
лирой
, позднее со
стрелами
любви
или пылающим
факелом
.
В Феспиях каждые четыре года устраивалось в честь Эрота празднество — Эротидии, сопровождавшиеся гимнастическими и музыкальными состязаниями. Кроме того, Эрот как бог любви и дружбы, соединявшей юношей и девушек, пользовался почитанием в гимназиях, где статуи Эрота ставились рядом с изображениями
Гермеса
и
Геракла
.
Спартанцы
и
критяне
обыкновенно перед битвой приносили Эроту жертву. Его жертвенник стоял у входа в
Академию
.
Взаимная любовь юности нашла себе символическое изображение в группе Эрота и
Антероса
, находившейся в элейской гимназии: рельеф с этой группой изображал Эрота и Антероса, оспаривающими пальму победы друг у друга. У Овидия упоминаются «оба
Эрота
»
. Кормилицы Эрота
хариты
отправились в Дельфы к Фемиде с вопросом о его малом росте
.
В честь бога любви назван также спутник
Урана
Купидон
, открытый в 2003 году.
В массовой культуре
В искусстве
Эрот служил одним из любимых сюжетов для философов, поэтов и художников, являясь для них вечно живым образом как серьёзной мироуправляющей силы, так и личного сердечного чувства, порабощающего богов и людей.
В древности были знамениты статуи Эрота
Праксителя
и
Лисиппа
V—IV вв. до н. э.
Павсаний
писал о
статуе Праксителя
, подаренной
и вывезенной римлянами. Эроту посвящён LVIII орфический гимн. Позднейшему времени принадлежит возникновение группы Эрота и
Психеи
(то есть, Любви и пленённой ею Души) и развившейся из этого представления известной народной сказки.
Образ Амура в виде нагого ребёнка —
путто
— используется при росписи потолков, и редко изображением Амура украшают мебель
.
Образ Амура-юноши был популярен у римлян как символ возмужания и перехода от детства и юности к зрелости. Миф об Амуре и
Психее
повествует о единстве духовного и физического при верховенстве духовного начала у человека. Картины Рафаэля, Рубенса, художников «галантного века», скульптуры Кановы в большинстве своём иллюстрируют именно этот миф.