Косоногов, Иосиф Иосифович
- 1 year ago
- 0
- 0
Ио́сиф Обру́чник ( Иосиф Плотник ), ( ивр. יוֹסֵף , Йосеф) — согласно Новому Завету ( Мф. и след.), обручённый муж Пресвятой Богородицы .
Иосиф, согласно евангельскому рассказу, по прямой линии происходил из рода Давида-царя , но находился в бедности и, проживая в глухом городке Назарете , занимался плотничеством .
После смерти первой жены Иосиф уже в преклонном возрасте обручился с Девой Марией , Матерью Иисуса. Согласно Евангелию от Матфея ( Мф. ), после их обручения, прежде « нежели сочетались они », Иосиф узнал, что Она беременна и желал « тайно отпустить Её ». После этого архангел Гавриил явился во сне Иосифу и успокоил его, сказав: « не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго; родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их ». После этого, как повествует евангелист, « Иосиф принял жену свою, и не знал Её, как наконец Она родила Сына Своего первенца, и он нарек Ему имя: Иисус ».
О жизни его, кроме обстоятельств рождения Христа , известно мало, хотя апокрифическая литература и старалась восполнить этот пробел.
Некоторые источники сообщают, что Иосиф был женат дважды. Мария была второй женой и от первого брака у него осталось шесть детей: четыре сына и две дочери (подробнее см. Ближние Иисуса ).
Полагают , что он скончался в возрасте около ста лет, по-видимому вскоре после посещения Иерусалима с двенадцатилетним Иисусом Христом, так как о нём после того уже не упоминается.
Под его именем известно апокрифическое евангелие: « История Иосифа-плотника » .
Евангелие от Матфея начинается с родословия Иисуса Христа . Фактически это родословие Иосифа, « мужа Марии, от Которой родился Иисус, называемый Христос » ( Мф. ). В Евангелии от Луки также есть родословие Христа: « Иисус, начиная Своё служение, был лет тридцати, и был, как думали, Сын Иосифов, Илиев… » ( Лк. ). Эти два родословия не совпадают, в промежутках между Давидом и Иосифом почти что нет общих имен, кроме Зоровавеля . В частности, на это противоречие указывал император Юлиан . Учители церкви , такие как Иероним Стридонский , объясняют противоречие левиратом . Согласно этой версии, Иаков, отец Иосифа по родословию Матфея, и Илий, отец Иосифа по родословию Луки, родились от одной матери (по преданию , её звали Эстой), но разных отцов. Илий умер бездетным, и Иаков восстановил ему семя, взяв за себя его вдову .
Католики отмечают два праздника в честь святого Иосифа:
Папа Пий XII учредил праздник Иосифа Труженика в 1955 году, придав светскому празднику труда новое религиозное значение — Иосиф Труженик является для христиан образцом терпения, выносливости и трудолюбия.
Нередко на канонических православных иконах Рождества Христова рядом с Иосифом Обручником изображается некий согбенный старичок. Так в иконографии этого праздника принято изображать дьявола, который искушает Иосифа сомнениями при известии о беспорочном зачатии Христа во чреве Девы Марии. Иногда лукавого изображают прямо в виде беса .
Помню, лет 20 назад в Москве был археологический съезд. Речь зашла о том, кто изображался на древних иконах Рождества Христова внизу, в уголке, против праведного Иосифа Обручника, сидящего с закрытыми глазами . … Простой иконописец из Палеха объяснил, что эта фигура изображает искусителя, во сне влагающего Иосифу помыслы подозрения против Пресвятой Девы… «Видите, сказал этот иконописец, у него и голова закрыта, чтобы рога спрятать, и ноги не видны, а на старых иконах ноги кончаются копытцами…». Вот наглядный пример того, как с перенесением к нам идеалов западной живописи оборвались нити родного предания в искусстве иконографии .
{{
cite news
}}
:
|first=
пропущен
|last=
(
справка
)